Мастерство учителя. D o u g l e m o v
Скачать 4.72 Mb.
|
Грамматический формат. • Да, вы обязаны обращать внимание на недопусти- мость сленга, исправлять синтаксис, словоупотребление и грамматику, даже если уве- рены, что в некоторых ситуациях отклонение от стандарта приемлемо и нормально и если речь ученика представляет собой образчик «школьного диалекта». Точнее, вы так ее воспринимаете. Вы можете не знать, как говорят в семье или местном сообще- стве, в котором живет ребенок, и что считается нормальным или приемлемым, по их мнению. Можно привести множество примеров того, как дети выбирают диалекты или стараются говорить не так, как их родители, или не так, как ждут от них их семьи. Разброс мнений и вариантов тут огромен. Чтобы было проще определить, что считать стандартом, единственно ли это правильная форма языка и вообще правилен ли он по сути, учителя-мастера базируются на гораздо более узкой, но практической предпосылке. Они исходят из того, что существует так называемый язык возможности — то есть своего рода Мощный таран, пробивающий дорогу в колледж, — полное предложение. 72 Мастерство учителя код, сигнализирующий о подготовленности говорить перед широчайшей из всех возмож- ных аудиторий. Этот код отображает легкость в применении форм языка, которые исполь- зуются в работе, обучении и бизнесе. Согласно этому коду, существительное согласуется с глаголом, слова используются в традиционном смысле, а правила изучаются и в точно- сти выполняются. Если ваши ученики предпочитают каждый день переключаться и ис- пользовать язык возможности избирательно, в частности только в школьной среде, так тому и быть. Но один из самых быстрых способов помочь ученикам — сосредоточиться на подготовке к успешной конкуренции за рабочие места и места в колледже. А для этого вы должны просить их постоянно следить за речью в классе и исправлять любые ошибки и недостатки. Всегда можно найти время и место, чтобы вовлечь учащихся в более ши- рокую социологическую дискуссию о диалекте: при каких обстоятельствах допустимо его использовать, кто определяет его правильность, какова доля субъективности в этом определении, каковы более широкие последствия переключения с кода на код и так да- лее. Учитывая частоту весьма реальных ошибок учеников и огромные потенциальные потери, возникающие вследствие того, что эти ошибки не исправляются, чрезвычайно важно найти простые методы выявления и исправления речевых ошибок с минималь- ным отвлечением от учебного процесса. Тогда вы сможете исправлять ошибки постоянно и незаметно. Особенно эффективны два простых метода. Идентифицировать ошибку. • Если ученик допускает грамматическую ошибку, просто повторите сказанное вопросительным тоном: «Мы три пошли в сад?», «Мальчик съедил булку?» И позвольте ребенку самостоятельно исправиться. Если у него не получается, воспользуйтесь следующим методом либо просто сами бы- стро дайте правильный вариант и попросите ученика повторить его. Начать исправление. • Если ученик делает грамматическую ошибку, перефрази- руйте его ответ так, чтобы он звучал грамматически правильно, и позвольте ре- бенку закончить предложение. Используя приведенные выше примеры, скажите: «Мы втроем…» «Мальчик съел…» — и пусть ученик сам закончит правильную формулировку. Форма полного предложения. • Старайтесь, чтобы ваши ученики как можно чаще практиковались экспромтом строить полные предложения. Если ребенок отвечает фраг- ментом фразы или вообще одним словом, воспользуйтесь одним из следующих методов. Влияние больших ожиданий на успеваемость 73 Можно, например, произнести первые слова полного предложения, чтобы показать ребенку, как оно должно начинаться. Учитель: Джеймс, сколько в корзине билетов? Джеймс: Шесть. Учитель: В корзине… Джеймс: В корзине шесть билетов. Другой метод заключается в том, чтобы напомнить, как надо отвечать, до того, как ученик даст ответ. Учитель: Кто может сказать мне полным предложением, каково время и ме- сто действия этого произведения? Ученик: Дело происходит в Лос-Анджелесе в 2013 году. И третий метод — напомнить об этом требовании потом с помощью быстрой и про- стой подсказки, практически не прерывающей ход учебного процесса. Учитель: В каком году родился Юлий Цезарь? Ученик: В сотом году до нашей эры. Учитель: Скажи полным предложением. Ученик: Юлий Цезарь родился в сотом году до нашей эры. Некоторые учителя, чтобы напомнить детям о необходимости использовать пол- ные предложения, применяют код «как грамотный человек». Например: «Кто может сказать мне то же самое, но как грамотный человек?» Звуковой формат. • Нет смысла обсуждать ответы с тридцатью человеками, если вас слышат всего несколько. Если ваши слова достаточно важны, чтобы их услышал весь класс, говорите так, чтобы слышали все. В противном случае обсуждение в классе и участие в нем ученика превращаются в ненужное, несвоевременное подтрунивание. Следите, чтобы учащиеся слушали своих одноклассников, настаивайте, чтобы они от- вечали громко и внятно. Принимая ответ, который не услышали другие ученики, вы демонстрируете, что он, в общем-то, не имеет особого значения. 74 Мастерство учителя Возможно, самый эффективный способ послать классу противоположный сиг- нал — быстро и четко, как можно меньше отвлекая детей от дела, напомнить, что надо говорить так, чтобы тебя все слышали. Например, скажите девочке, чей голос едва слышен, одно-единственное слово: «звук». Это намного лучше, чем пять секунд увещевать ее: «Мария, мы в конце класса тебя не слышим. Следи, пожалуйста, за го- лосом». Причем это лучше сразу по трем причинам. Во-первых, более эффективно. Выражаясь языком бизнеса, тут мы имеем дело с операционными издержками низкого уровня. С точки зрения времени, наиболее ценного актива школьного образования, это почти ничего не стоит. За то время, которое потребуется менее опытному учителю для того, чтобы ответ ученика услышал весь класс, способом из приведенного выше при- мера с Марией, учитель-мастер три-четыре раза вскользь напомнит девочке о том, что надо отвечать громче. Операционные издержки — это объем ресурсов, необходимых для осуществле- ния обмена: экономического, вербального или любого другого. Цель каждого учителя — сделать так, чтобы любое необходимое вмешательство в ход урока минимально отвлекало класс от решаемой задачи, от того, чем он занимается. Следовательно, напоминая о чем-то детям, надо стараться обходиться абсолют- ным минимумом слов. Во-вторых, произнеся одно-единственное слово «звук», вместо того чтобы много- словно описывать, чего вы ожидаете от ученика, вы показываете детям, что объясне- ния излишни. В классе надо отвечать так, чтобы все слышали, это очевидно. И ваше краткое напоминание четко дает понять, что вы изначально ожидаете от отвечающего громкого и внятного ответа, а вовсе не просите его об одолжении. В-третьих, четко и кратко указывая ученику, что надо делать, чтобы исправить сделанное неверно, учи- тель избегает обвинений в придирках. Это позволяет ему сохранить хорошие отно- шения с ребенком и при необходимости делать замечания настолько часто, чтобы его ожидания стали предсказуемыми и, следовательно, наиболее эффективными для из- менения модели поведения учащихся. Влияние больших ожиданий на успеваемость 75 Последний пункт заслуживает особого внимания и дополнительного обсуждения. Однажды мы с несколькими коллегами присутствовали на уроке одной учительницы. За время урока она четыре или пять раз напоминала ученикам, чтобы они говорили громче и внятнее, но использовала для этого слово громче, а не звук. Таким образом, она раз за разом делала акцент на отсутствии чего-либо, на каком-то недостатке, по- стоянно подчеркивая, что ее ожидания не удовлетворяются. Она рассказывала классу «длинную негативную историю». Эту мысль мы еще обсудим, когда будем говорить о методике 43 «Позитивное обрамление» в главе 7. Слово же звук, напротив, послужи- ло бы быстрым напоминанием, четко указав ребенку, чего от него ожидают. Мои коллеги также отметили, что некоторые учителя используют слово звук с тонкостью, недостижимой при использовании слова громче. Например: «Джейсон, не мог бы ты с помощью звука своего голоса сказать классу, как найти наименьшее общее кратное?» или «Мне нужен ученик, звук голоса которого достаточно высок, чтобы сказать всему классу, что делать дальше!» В итоге мы с коллегами пришли к выводу, что при работе со звуковым форматом краткое и емкое слово звук и есть золотой стандарт. Формат единиц измерения. • На уроках математики и естественных дисциплин всегда заменяйте «голые числа» (без указания единиц измерения) «одетыми». Напри- мер, если вы спрашиваете ученика, какова площадь прямоугольника, и он говорит, что 12, потребуйте от него назвать единицу измерения или просто скажите, что цифру нужно одеть, что она кажется вам плохо одетой. КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ «ФОРМА ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ» Важно не только то, что говорят ученики, но и то, как они доносят свою мысль. Чтобы добиться успеха в жизни, им нужно научиться формулировать свои мысли на языке возможности. 76 Мастерство учителя МЕТОДИКА 5 «НЕ ОПРАВДЫВАТЬСЯ» Иногда мы говорим о своих ожиданиях так, что сами ненамеренно принижаем их зна- чение. Если учитель за этим не следит, он порой начинает невольно оправдываться за то, что обучает детей ценным знаниям, а то и за самих учеников. Этого не случится, если вы используете методику «Не оправдываться». ОПРАВДАНИЯ ЗА СОДЕРЖАНИЕ УРОКА Вернувшись на третий курс своего колледжа после учебы за рубежом, я выбирал фа- культативный курс по английскому языку и литературе последним из однокурсников, поэтому оказался на занятиях профессора Патрисии О’Нил, которая специализирова- лась на творчестве британских поэтов-романтиков. Не в силах представить себе что- либо менее увлекательное я начал обдумывать самые разные радикальные меры, ко- торые можно принять в сложившейся ситуации. Сменить специализацию? Разыскать всемогущего декана и любым способом умолить его позволить мне выбрать другой фактультатив? Однако я был слишком занят другими делами, обычными для любого студента, чтобы довести свое решение до конца. И в результате оказался на самых ин- тересных и увлекательных лекциях, которые посещал за все время своей учебы. Каким- то непостижимым образом профессор О’Нил убедила меня в том, что благополучие нашего мира всецело зависит от того, насколько долго я буду засиживаться по вечерам, читая произведения Уильяма Вордсворта. Она навсегда изменила мой образ мышления и подход к чтению. Только представьте: будь я хоть немного организованнее, то никог- да не услышал бы ее потрясающих лекций. Подозреваю, что у большинства читателей этой книги имеется похожий опыт — когда то, что кажется тебе на редкость скучным и неинтересным, в руках талантливого педагога в корне меняет твою жизнь. Какой урок можно из этого извлечь? Скучного содержания не существует в при- роде. В руках великого учителя, сумевшего найти путь к ученикам, материал, который им нужно освоить, чтобы добиться успеха в жизни и развиться как личностям, всегда интересен и увлекателен, даже если мы, учителя, иногда сами сомневаемся, что суме- ем его таковым сделать. Именно из-за этих сомнений мы рискуем принизить значение Влияние больших ожиданий на успеваемость 77 преподаваемого материала, стараясь как-то смягчить его или постоянно оправдываясь за то, чему учим. Этот риск принимает четыре основные формы. Вы изначально предполагаете, • что детям будет скучно. Говоря что-то вроде «Ребята, я знаю, что это не слишком увлекательно. Давайте-ка просто попро- буем через это пробиться» или даже «Ско- рее всего, это покажется вам скучным», вы оправдываетесь перед классом. Задумай- тесь на минуту о бесцеремонности предпо- сылки, что вашим ученикам что-то будет неинтересно, даже если вас самих эта тема и правда совсем не интересует. Тысячи бухгалтеров обожают свою работу и считают ее самой увлекательной, несмотря на то что многие убеждены, будто скучнее цифр нет ничего на свете. Кто-то же пробудил у бухгалтеров интерес к этому, на первый взгляд, совсем неинтересному делу. И каждый год тысячи учеников с огромной радостью и за- интересованностью ходят на уроки языка и занимаются грамматическим разбором предложений. Убежденность в том, что преподаваемый вами материал скучен, работа- ет как самосбывающееся пророчество. Великие учителя превращают в захватывающее и вдохновляющее событие буквально каждую тему, даже ту, которую другие педагоги считают скучной до зевоты. Наша с вами задача — найти способ сделать все, чему мы учим, интересным и увлекательным и никогда не исходить из того, что ученики не спо- собны оценить то, что сразу не покажется им привычным и знакомым, или то, что явно не согласуется с их интересами. Если же вы этого не делаете, значит, не слишком верите в силу образования. Вы обвиняете некие сторонние силы. • Учитель, возлагающий ответственность за то, что ему приходится обучать детей той или иной теме, на кого-то другого: адми- нистрацию школы, чиновников системы образования, некую абстрактную силу, — об- виняет их в этом. Выглядит это примерно так: «Этот материал включен в экзамен, так что нам придется его пройти» или «Нам рекомендовано это прочесть, так что, увы, надо это сделать». Намного правильнее в такой ситуации выбрать другой способ — пред- Убежденность в том, что пре- подаваемый материал скучен, работает как самосбывающееся пророчество. 78 Мастерство учителя положить, что данный материал включен в учебную программу вполне обоснованно, и начать с обсуждения этих причин. Вы делаете материал более «доступным». • Стараться придать новому мате- риалу более доступную форму вполне приемлемо, даже предпочтительно — если это означает, что вы находите способ достучаться до класса, то есть увлечь детей учебным материалом, необходимым для подготовки к колледжу. Однако данный способ никуда не годится, если для этого вы разбавляете, обедняете содержание или снижаете стан- дарты. Использовать современную песню, чтобы познакомить класс с самой идеей со- нета, вполне приемлемо, чего не скажешь о том случае, если учитель, изучая с классом поэзию, подменяет сонеты образцами современной эстрады. Предлагаю следующие альтернативы оправданиям. Этот материал действительно значим и важен именно потому, что он сложный • и изучать его трудно, но интересно! Многие люди в этом не разбираются до тех пор, пока не поступят в колледж, а вы • узнаете сейчас. Разве не круто? Это действительно может помочь вам добиться успеха в дальнейшей учебе и жиз- • ни (например, знание того, как работают правила грамматики в предложении). Когда вы начнете это понимать, данная тема покажется вам намного более захва- • тывающей и увлекательной. Изучать этот материал будет трудно, но весело и интересно. • Многие люди боятся этой темы, поэтому, освоив этот материал, вы будете знать • больше, чем большинство взрослых. За всем этим — богатая история! • Содержание урока — один из аспектов преподавания, особенно уязвимых для все- возможных предпосылок и стереотипов. О чем говорит, например, предпосылка, что учеников вряд ли заинтересуют книги, написанные представителями других народов? Или персонажи, живущие в совершенно другом обществе и других условиях, нежели дети из вашего класса? Выражаясь точнее, о чем говорит тот факт, что мы склонны предполагать подобные вещи в отношении учеников — представителей национальных Влияние больших ожиданий на успеваемость 79 меньшинств? Неужели мы считаем, что великие литературные произведения способ- ны преодолевать границы только для избранных детей? Вот, например, как великий чернокожий романист Эрнест Гейнс описывает писателей, в свое время вдохновивших его самого на литературное творчество. Гейнс — автор ряда самых известных романов ХХ века, в их числе «Автобиография мисс Джейн Питтман», «Урок перед смертью» и «Сборище стариков». Он вырос в бедной семье в сельской Луизиане, где его предки, фермеры-издольщики, много лет боролись за выживание. У Гейнса было одиннадцать сестер и братьев, их воспитывала тетка. От таких детей многие, недолго думая, изна- чально ожидают ограниченного мировоззрения, и, уж точно, вряд ли кто-то пропишет им «диету» из произведений русских романистов XIX века. Однако Гейнс вспоминал: «Больше всего в детстве на меня повлияли… русские писатели, такие как Толстой, Тургенев и Чехов. Думаю, немалое влияние оказала на меня также греческая трагедия, но не Эллисон и не чернокожие авторы. Я очень рано понял, о чем хочу писать. Мне только надо было найти способ, как это сделать… И писатели, которых я выше пере- числил, указали мне этот путь». Тут я хотел бы отметить, что Эллисона люблю не меньше, чем Гейнса, и вовсе не считаю, что его произведения не надо изучать в школе (кстати, независимо от расы и происхождения учащихся). Но только представьте себе, как много потерял бы не толь- ко сам Гейнс, но и все мы, если бы мудрый деревенский учитель не дал чернокожему мальчику из бедной семьи томик Тургенева и не вдохновил его на писательство. ОПРАВДАНИЯ ЗА УЧЕНИКОВ Предполагать, что тот или иной материал слишком труден или неинтересен для опре- деленных категорий учеников, — опасная ловушка. В первой основанной мной школе ученики, набранные из беднейших районов, изучали на уроках иностранного языка мандаринский диалект китайского. Это шокировало не только посторонних («Вы что, собираетесь учить этих детей китайскому?»), но иногда и родителей школьников («Моей дочке это явно не под силу»). А между тем в мире китайский язык изуча- ют миллионы людей, большинство из которых намного беднее самого малообеспе- ченного из наших учеников. В конце концов все наши учащиеся овладели премудро- стями этого языка, к огромной радости и удовольствию их родителей. Знать и уметь то, чего от тебя мало кто ожидает, — действительно большое удовольствие. И нашим 80 Мастерство учителя чернокожим и испаноязычным ученикам очень нравится демонстрировать знание ки- тайского именно в тот момент, когда окружающие меньше всего от них этого ожидают. Все это в очередной раз напоминает нам о том, что никогда не следует предполагать, что «некоторым чего-то не понять», например сонеты и другие традиционные формы поэзии, и, следовательно, их лучше обучать поэзии через рэп, а не знакомство с ше- деврами мировой классики. Подумайте только, что будет с ребятами, когда на первом курсе в колледже они начнут изучать курс «Введение в литературу», не прочитав ни одного стихотворения, написанного до XIX века? Дети очень правильно реагируют на трудности. Они нуждаются в потакании только тогда, когда им потакают. Никогда не оправдывайтесь перед своими учениками и не делайте им скидку — не только при первом знакомстве с новым материалом и его представлении, но и при виде реакции на него. Если вы верите в своих ребят и постоянно им об этом говори- те, если раз за разом доносите за них идею «Это трудно, но я знаю, что вы сможе- те», их самооценка неуклонно растет. Предлагаю альтернативы вечным оправданиям и извинениям. Это одна из тем, освоив которую вы сможете по-настоящему гордиться собой. • Поступив в колледж, вы всем покажете, как много знаете о… • Не стоит пугаться и волноваться. Тут встречаются непонятные слова, но, как толь- • ко вы поймете их смысл и значение, все встанет на свои места. Это действительно сложно. Но я пока не встречал ничего, чего бы вы не одолели, • если действительно постараетесь. Я знаю, что вам это по плечу, и намерен продолжить с вами изучение этого • материала. Ничего страшного, что поначалу вам не все понятно. Мы с вами обязательно усво- • им этот материал. Давайте-ка попробуем еще раз. Влияние больших ожиданий на успеваемость 81 РАЗМЫШЛЕНИЯ И ПРАКТИКА 1. В этой главе описаны пять методик повышения ожиданий в отношении успеваемости в вашем классе: «Отказ не принимается», «Правильно есть правильно», «Не останавливаемся на достигнутом», «Форма имеет зна- чение» и «Не оправдываться». Какие из них понятны вам интуитивно и вы могли бы начать использовать их хоть завтра? Какие кажутся самы- ми трудными и почему? 2. Отказываться отвечать на заданный учителем вопрос ученик может по многим причинам, в том числе: не хочет выделяться среди одноклассников; • действительно не знает ответа; • стесняется того, что не знает ответа; • не слышал, о чем его спросили; • не понял, о чем его спросили. • Подумайте, какие еще причины отказа можно было бы включить в этот список. Каким образом их разнообразие должно побуждать вас изменить тон, чтобы заинтересовать учащихся предметом изучения с применени- ем методики «Отказ не принимается»? 3. Один из способов всегда эффективно реагировать на «почти правиль- ный» ответ — заставить ученика приложить больше усилий, нацелившись на стопроцентно верный ответ, — заключается в составлении заранее обдуманного списка подходящих фраз. Подумайте, какие из следующих фраз больше всего соответствуют ва- шему стилю преподавания, и попробуйте дополнить список четырьмя- пятью собственными вариантами. 82 Мастерство учителя Мне нравится ход твоих мыслей. Попробуй довести нас по этому • пути до самого конца. Да, у нас почти получилось. Можешь найти последний кусочек • пазла? В общем мне твой ответ понравился. • А можешь развить эту мысль? • Хорошо, но это еще не все. • Сатиш только что сделал отличный удар. Кто поможет ему дослать • мяч в ворота? 4. Вот список вопросов, которые можно услышать в классе, с указани- ем цели урока, на котором эти вопросы задаются. 6 + 5 = ? • Цель: учащиеся учатся выполнять простые вычисления: сложение, вычитание, умножение и деление. Кто может придумать предложение со словом • достижение? Цель: ученики расширяют свой словарный запас, выполняя упражнения на использование синонимов, антонимов и разных частей речи. Как вы думаете, какова мораль сказки «Три поросенка»? • Цель: учащиеся учатся определять мораль произведения и его жанр в целом. Назовите одну из ветвей правительства США. • Цель: ученики зна- комятся с тремя ветвями правительства США; понимают, как они соотносятся друг с другом и какова их роль в текущих событиях. Постарайтесь придумать десяток вопросов типа «Не останавлива- емся на достигнутом», которые вы могли бы задать в дополнение к первоначальному вопросу, непосредственно связанному с изучае- мым материалом. (Это практическое упражнение полезно выпол- нять вместе с коллегами.) Влияние больших ожиданий на успеваемость 83 5. «Форма имеет значение». В следующий раз, отправляясь на урок коллеги, постарайтесь предположить, сколько раз вы услышите от- веты учеников: состоящие из одного слова или неполного предложения; • безграмотные с точки зрения синтаксиса; • произнесенные едва слышно и невнятно. • Затем подсчитайте, сколько раз вы услышали все это на самом деле. Больше или меньше, чем вы ожидали? Как вы думаете, почему? 6. «Не оправдываться». Попробуйте представить самый «скучный» (для вас) материал, которому вам придется обучать детей. Составь- те сценарий первых пяти минут этого урока, постаравшись предста- вить тему так, чтобы заинтересовать и увлечь ею класс. 85 ГЛАВА 2 ПЛАНИРОВАНИЕ — ГАРАНТИЯ ВЫСОКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ Все пять методов планирования, описанные в этой главе, следует применять до того, как вы входите в класс. Они несколько отличаются от других методик, которые мы тут обсуждаем, в частности тем, что учитель чаще всего использует их не в присутствии учеников. Да и вообще мало кто увидит, как вы их применяете. Однако они тоже помо- гают учителю подготовить почву для успешного обучения и, следовательно, косвенно связаны с остальными методиками, представленными в этой книге. Констатируя оче- видное, скажу, что эти пять методик планирования чрезвычайно важны для эффектив- ного преподавания любого предмета. МЕТОДИКА 6 «НАЧИНАТЬ С КОНЦА» В самом начале преподавательской деятельности, планируя работу, я обычно спра- шивал себя, что собираюсь делать завтра. Этот вопрос выявлял ошибочность моего 86 Мастерство учителя подхода к планированию как минимум с двух точек зрения, даже если не брать в рас- чет мои порой довольно сомнительные ответы на него. Первый просчет заключался в том, что я обдумывал, чем буду заниматься с клас- сом на следующий день, а не цель предстоящего урока — чему именно я хочу научить учеников к его концу. Значительно правильнее начинать планирование с конца, то есть с конечной цели. Определив первым делом свою цель, вы заменяете вопрос «Что мой класс будет сегодня делать?» вопросом «Чему мой класс сегодня научится?». Второй вопрос поддается измерению и оценке. Первый — нет. Единственный критерий, опре- деляющий успех любого вида деятельности, — не то, занимаетесь вы этим делом или нет, и не то, хотят ли люди этим заниматься, а достигли ли вы в итоге подлежащей оценке цели. Планируя не какое-то конкретное занятие, например «Мы почитаем “Убить пересмешника” * », а достижение четкой конечной цели, вы просто не можете не задать себе самый важный вопрос — что ваши ученики должны узнать и понять благодаря тому или иному виду деятельности. Может, вы хотите, чтобы они поняли и смогли описать природу истинного мужества так, как это преподносится в книге «Убить пересмешника»? Или осознали, что мир не всегда бывает справедлив? Или разобрались, каким образом автор описывает своих героев через их слова и действия? Короче говоря, существует множество весьма достойных занятий, которые можно предложить классу, и масса способов подой- ти к каждому из них. Ваша первоочередная задача — выбрать наиболее рациональное обоснование для тех или иных видов дея- тельности: с какой целью преподается тот или иной материал? Какого результата вы хотите достичь? Как этот результат связан с тем, чему вы будете учить детей завтра и чему ваши ученики должны научиться, чтобы подготовиться к четвертому (вось- мому, десятому классу)? * Имеется в виду роман Харпер Ли. Прим. ред. С какой целью преподается тот или иной материал? Какого результата вы хотите достичь? Как этот результат связан с тем, чему вы будете учить детей зав- тра и чему ваши ученики долж- ны научиться, чтобы быть гото- выми к четвертому (восьмому, десятому классу)? Планирование — гарантия высокой успеваемости 87 Второй недостаток упомянутого выше вопроса, который я задавал в рамках плани- рования, состоял в том, что я обычно задумывался над ним вечером, накануне предсто- ящего урока. Помимо того что я явно затягивал с этим важным решением до послед- него момента, данный факт указывает на то, что я планировал уроки по отдельности. Скорее всего, каждый урок тем или иным образом, пусть и не слишком явным, был связан с предыдущими, но четкого целенаправленного прогресса в достижении общей цели моих уроков не просматривалось. Из двух описанных выше ошибок моего под- хода к планированию этот был самым существенным. Я вполне мог избавиться от про- блемы откладывания важного решения на последний момент, начав планировать уроки на неделю вперед, скажем, в пятницу вечером, но, пока я не стал относиться к каждому уроку как к неотъемлемой части более всеобъемлющего процесса, целенаправленно и последовательно ведущего к освоению более всеобъемлющих концепций, был об- речен топтаться на месте. Было бы лучше, если бы я заранее планировал все свои цели (только цели) для всего триместра, по-прежнему откладывая планирование каж- дого урока на вечер накануне. Даже этот подход эффективнее, чем начинать планиро- вать уроки на неделю вперед, но решать при этом, чем класс будет на них заниматься, а не каковы цели. Любой по-настоящему великий урок начинается с планирования, в особенности с эффективного планирования блоками (комплексного планирования) ― с планиро- вания одной или, возможно, двух целей для каждого урока на довольно длительный период (например, на шесть недель). Планирование блоками означает, что вы методи- чески задаетесь вопросом: в какой мере сегодняшний урок базируется на предыдущем и дополняет его, как он подготавливает почву для завтрашнего урока и как эти три урока вписываются в большую последовательность целей, ведущую к овладению но- выми знаниями или навыками. По логике вещей, это также означает следующее: если вы видите, что на данном уроке вам не удалось достичь намеченной цели, от которой зависит достижение цели завтрашнего урока, надо еще раз пройти с классом этот ма- териал, доведя его освоение до нужного уровня. Только тогда можно двигаться даль- ше. Опытные учителя гарантируют, что класс усвоил пройденную тему, с помощью методики «Начинать с конца» — они всегда начинают урок с возврата к материалу предыдущего урока, в освоении которого не совсем уверены. После планирования блоками начинается планирование урока. Этот процесс со- стоит из следующих этапов. 88 Мастерство учителя Уточнить и откорректировать цель с учетом того, в какой мере достигнута цель 1. предыдущего урока. Спланировать систему коротких ежедневных оценок, которые позволят досто- 2. верно оценить достижение конкретной цели каждого урока. Спланировать конкретный вид деятельности, или, точнее, секвенцию занятий 3. и упражнений, которая обеспечит должный уровень освоения намеченного материала. Использование этой секвенции — цель, оценка, конкретные виды деятельности — превращает ваше планирование в значительно более организованный процесс, так как гарантирует, что вашим критерием будет не «Можно ли назвать мой подход к уроку творческим?» или «Задействую ли я достаточное количество правильных стратегий?», а «Можно ли считать, что я нашел самый лучший и быстрый способ достичь намечен- ной цели?». Не стоит недооценивать важность данного момента. Засилье неправильных кри- териев для оценки уроков — серьезнейшая проблема процесса обучения. Учителя обычно стремятся заслужить уважение и одобрение коллег, а оценивая уроки друг друга, многие из нас отмечают прежде всего тщательно продуманную структуру урока и последовательность в применении рекомендованных методик, таких, например, как групповая работа, — независимо от полученных в итоге результатов. Если же у вас есть эффективный критерий для оценки урока («Достигнута ли намеченная цель уро- ка?»), вы получаете возможность постоянно анализировать и совершенствовать свою стратегию и методики, вместо того чтобы двигаться вперед на ощупь. Итак, подведем итоги вышесказанного. Методика «Начинать с конца» означает: использование планирования блоками с переходом к планированию каждого от- 1) дельного урока; применение четкой общей цели для определения задачи каждого урока; 2) выбор критериев для оценки эффективности в выполнении поставленных 3) задач; принятие решения о конкретных занятиях и видах деятельности. 4) Планирование — гарантия высокой успеваемости 89 МЕТОДИКА 7 «4 M» Учитывая несомненную важность целей в том, чтобы урок был сфокусированным и организованным и чтобы его можно было достоверно оценить, первым делом не- обходимо определить, что именно делает цель урока полезной и эффективной. Мой коллега Тодд Макки разработал четыре превосходных критерия эффективности целей, так называемые 4 М.Иесли вы убеждены, что ваши цели удовлетворяют всем этим критериям, шансы, что они действительно эффективны, возрастают многократно. Итак, эффективные цели урока должны отвечать перечисленным ниже критериям. |