Главная страница
Навигация по странице:

  • Измеримыми • (M

  • Первостепенными • (M

  • Самыми важными • (M

  • Мастерство учителя. D o u g l e m o v


    Скачать 4.72 Mb.
    НазваниеD o u g l e m o v
    Дата31.05.2022
    Размер4.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМастерство учителя.pdf
    ТипДокументы
    #560838
    страница6 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
    Быть управляемыми

    (Manageable). Эффективной цели можно достичь в рам- ках одного урока. Это отнюдь не значит, что вы не хотите, чтобы ваши ученики осваи- вали глобальные и критически важные навыки, скажем анализ эволюции литературных героев, однако, вознамерившись научить этому за один урок, вы ставите перед собой нереальную цель. Для развития у детей данного навыка, даже на базовом уровне, тре- буется несколько недель практических занятий. Да и впоследствии учителю понадо- бится постоянно возвращаться к этой теме, чтобы ученики постигли глубину данного навыка и научились применять его в контексте. Кроме того, потребуется много практи- ки. Одно из самых распространенных заблуждений — убежденность, что после поста- новки четкой цели вы не должны говорить на уроке ни о чем другом. Конечно, обсуж- дая то или иное литературное произведение, вы будете говорить с детьми, как правильно анализировать развитие характеров персонажей, как лучше понять природу их поступ- ков, как использовать подтверждения из текста в контексте сюжета, и о других важных вопросах. По сути, поступая так и под- тверждая благодаря этому, что ученики все это умеют, вы, скорее всего, с большей эф- фективностью достигнете первоначальных целей урока.
    Например, учитывая важность такого навыка, как анализ литературных персо- нажей, чтобы отдать ему должное на уро- ке, вам нужно самому выработать четкую
    Если вам известно, насколько
    быстро ученики могут овладеть
    информацией, значит, вы знае-
    те, сколько времени классу по-
    требуется на освоение того или
    иного базового навыка.

    90
    Мастерство учителя концепцию этапов, необходимых для освоения навыка на нужном уровне. Чтобы уче- ники овладели этим мастерством, следует ежедневно делать в классе самые разные вещи. Возможно, вы начнете с поиска в тексте слов и действий, подтверждающих главные отличительные характеристики героев, затем попрактикуетесь в интерпрета- ции каждого из них, потом — в сборе подобных доказательств и изучении сразу не- скольких персонажей. А может, решите начать с разбора простых, однозначных пер- сонажей и лишь затем перейдете к более сложным, прописанным автором с большим количеством нюансов. В любом случае использовать одну и ту же общую цель каждый день в течение трех недель, пока дети осваивают навык анализа персонажей, было бы в данном случае ошибкой. Ваши шансы на успех будут намного выше, если вы устано- вите серию ежедневных достижимых целей. Это сделает ваш подход к преподаванию более верным со стратегической точки зрения, а кроме того, вы получите возможность значительно точнее оценить, чего ваши ученики способны достичь за один учебный день. А если вам известно, насколько быстро они могут овладеть информацией, зна- чит, вы знаете, сколько времени классу потребуется на приобретение того или иного базового навыка.
    Измеримыми

    (Measurable). Эффективная цель должна быть сформулирована так, чтобы вы могли оценить прогресс в ее достижении — в идеале в конце урока. Это позволит вам понять, что в вашем исполнении работает наиболее эффективно. Лучшие учителя поднимают эту возможность на принципиально новый логический уровень: они оценивают каждый свой урок с применением методики «Выходной билет» (корот- кое задание, вопрос или набор вопросов, на которые должны ответить ученики, прежде чем они выйдут из класса; методика 20, глава 3). Но даже если вы не используете этот прием, устанавливайте измеримые цели для каждого урока — это позволит вам отчи- тываться перед самим собой за проделанную работу.
    И наконец, установка измеримых целей урока дисциплинирует учителя ― напри- мер, заставляет его заранее продумывать ключевые допустимые ограничения. Если ваша цель — добиться того, чтобы класс что-то узнал, понял или обдумал, как вы пой- мете, что она достигнута? Мысли нельзя измерить до тех пор, пока они не описаны или не применены на практике. Предусмотрено ли это планом вашего урока? Включены ли в ваши уроки методы для описания или применения приобретенных на них навыков и знаний? А как быть, если ваша цель — сделать так, чтобы дети что-то чувствовали,

    Планирование — гарантия высокой успеваемости
    91
    подумали, во что-то поверили? Скажем, достаточно ли научить их читать и понимать поэзию, не наслаждаясь ею, не умея оценивать ее достоинства, не полюбив хорошие стихи всей душой? Можно ли оценить, насколько хорошо ученики освоили навыки, ко- торые помогут им выносить субъективные суждения либо принимать решения о том, соглашаться ли с мнением других людей или отстаивать собственное?
    Кстати, в данном случае весьма наглядный пример — я сам. Хотя у меня есть сте- пень магистра английской литературы, чтение стихов не приносит мне наслаждения.
    По сути, большинство из них кажутся мне практически нечитабельными. Я вынужден признаться, что (несмотря на все усилия моих потрясающий профессоров и препода- вателей) высокой цели полюбить поэзию я так и не достиг. Тем не менее то, что я на- учился анализировать и аргументировать свои выводы о поэтических произведениях и время от времени по долгу службы даже критикую стихотворения других людей, не раз помогало мне эффективнее мыслить, лучше излагать свои мысли в письменном виде и вообще быть более проницательным (хотя моя жена, скорее всего, скажет вам, что это случается не слишком часто). Таким образом, я очень рад, что изучал поэзию и читал на занятиях по литературе стихи.
    Я веду к тому, что мои самые лучшие учителя считали себя ответственными за то, что они могли контролировать (качество моего мышления и обоснованность моих ар- гументов), а не за то, что не входило в зону их контроля (любовь и искреннее увле- чение поэзией). Они любили то, чему учили меня, — иначе не стали бы преподавать литературу. Но в зону их контроля не входило передать мне эту любовь, и они даже не ставили перед собой такой цели, хотя сами любили поэзию всей душой. Парадокс, без сомнения, но парадокс нужный и полезный.
    Первостепенными

    (Made First). Эффективная цель должна управлять деятель- ностью на уроке, но не подгонять выбранные виды деятельности под одну из несколь- ких жизнеспособных задач. Цель всегда остается на первом месте. Эту мысль мы об- суждали, когда говорили о методике «Начинать с конца». Не забывайте, однако, что многие учителя считают, будто все должно начинаться с конкретных заданий («Сегодня мы поиграем в загадки!», «На этом уроке мы почитаем “Я знаю, почему птицы в клет- ках поют!”
    *
    »), а потом подгоняют под эти задачи цель урока. Вычислить таких учите- лей довольно легко, потому что их цели очень сильно напоминают образовательные
    *
    Название стихотворения и автобиографической книги Майи Анжелу. Прим. ред.

    92
    Мастерство учителя стандарты (которые на самом деле представляют собой нечто совсем иное — это гораз- до более широкое понятие). Иногда на досках в их классах можно увидеть и вовсе нечто совершенно неудобоваримое, взятое из официальных документов, например: «3.L.6.
    Ученики читают и понимают различные тексты». И пусть я рискую вам надоесть, но все же повторю: чтобы в итоге достичь более полного освоения материала путем овладения рядом составных частей, необходимо преобразовать стандарт в стратегический набор ежедневных целей.
    Самыми важными

    (Most Important). Любая эффективная цель должна фокуси- роваться на том, что наиболее важно для поступления ученика в колледж и успешной учебы в нем, и ни на чем ином. Каждая цель описывает очередной этап подъема учаще- гося на эту высокую гору.
    КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ
    «4M»
    Как сформулировал мой коллега Тодд Макки, великая цель урока (и, следовательно, великий урок) должна быть управляемой, измеряемой, первостепенной и самой важ- ной для поступления и успешной учебы в колледже.
    Приведу примеры целей, не отвечающих по меньшей мере одному из названных критериев.
    Ученики должны научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми и раз-

    личными знаменателями. Данная цель неуправляема. Она включает в себя не менее че- тырех разных целей для четырех разных уроков (даже, скорее, для четырех разных не- дель обучения): сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями и сложение и вычитание дробей с неодинаковыми знаменателями. В сущности, это вообще не цель, а стандарт, причем очень широкий. Это явный объект для планирования блоками.

    Планирование — гарантия высокой успеваемости
    93
    Студенты должны научиться ценить разные формы поэзии, в том числе со-

    неты и стихотворения. Что значит ценить? Как вы будете знать, что это случилось?
    Могут ли учащиеся понимать творчество Томаса Элиота, но не разделять вашей любви к этому автору или им придется притворяться и подгонять свои вкусы под ваши требо- вания? Эта цель не поддается измерению, да еще и, скорее всего, неуправляема.
    Ученики должны посмотреть эпизоды из киноверсии драмы «Суровое испы-

    тание». Это вообще не цель, а вид деятельности. Следовательно, цель в данном слу- чае не первостепенна. Демонстрация на уроке киноверсии драмы Артура Миллера
    «Суровое испытание» может быть как отличным приемом, так и пустой тратой време- ни — все зависит от цели этого мероприятия. Например, ваш класс будет сравнивать данную киноверсию с «Ведьмой с озера Черной птицы» Элизабет Спир? Если это так, то с какой целью? Чтобы научиться чему? Ученики станут сравнивать описание колдовства в эпоху борьбы США за независимость в этих двух произведениях? Если да, то с какой целью? Может, потому, что детям будет проще понять точку зрения
    Спир по поводу этого явления, если они сравнят ее с описанием, взятым из более со- временного литературного произведения? В таком случае это следовало бы включить в формулировку цели: чтобы лучше понять отношение Элизабет Спир к колдовству
    в колониальной Америке благодаря сравнению ее описания с описанием более совре-
    менного автора.
    Ученики будут рисовать плакат ко Дню памяти Мартина Лютера Кинга.

    Эту цель никак не назовешь «самой важной» для поступления в колледж. Умение рисовать плакаты не поможет ребенку добиться успеха благодаря его личным качествам и харак- теристикам. Знание и понимание наследия доктора Кинга, безусловно, чрезвычайно важно, и это понимание даже можно отобразить в плакате, но мудрый учитель сочтет его изготовление полезным только в том случае, если это наилучший способ усилить и закрепить это понимание. Целью же должен быть сам доктор Кинг.

    94
    Мастерство учителя
    МЕТОДИКА 8
    «РАЗМЕСТИТЬ НА ВИДНОМ МЕСТЕ»
    Окончательно определив цель урока, вывесите ее на видном месте в своем классе — каждый день размещайте на одном и том же месте, — чтобы каждый, кто входит (уче- ники, коллеги и школьная администрация), мог сразу и четко понять, какова сегодня цель вашего урока. Эта методика так и называется: «Разместить на видном месте».
    Формулируйте цель максимально простым языком.
    Если говорить об учащихся, размещать формулировку цели на видном месте важ- но потому, что дети всегда должны знать, чего они стараются достичь на уроке. Само осознание этого факта помогает им более целенаправленно идти к цели. Вернемся к использованному выше примеру, драме
    Миллера «Суровое испытание». Учащиеся станут намного внимательнее смотреть ки- новерсию, если будут знать, на какие имен- но вопросы им предстоит ответить. Можно пойти еще дальше, включив цель непосред- ственно в обсуждение в классе. Вы можете подчеркнуть ее важность, предложив ребя- там обсудить, проанализировать или просто прочесть формулировку цели и даже ввести это в привычку. Делать это можно в начале либо в конце урока. Учитель может устано- вить в классе правило: каждый раз обсуждать цель в конкретном контексте, чтобы уче- ники сами определяли, почему она важна, и могли увязать ее с темой прошлого урока.
    Те, кто посещает ваши уроки, например коллеги-учителя или школьное руководство, делятся с вами своим мнением о нем, и эта обратная связь будет более конструктив- ной и полезной, если человек знает, чего именно вы хотели достичь, если он не просто абстрактно отмечает, что ваш метод преподавания «хорош», но и признает, что к кон- цу урока вы достигли намеченной цели. Когда после урока коллега говорит, что вам
    Те, кто посещает ваши уроки,
    например коллеги-учителя или
    школьное руководство, делятся
    с вами своим мнением о нем,
    и эта обратная связь будет бо-
    лее конструктивной и полезной,
    если человек знает, чего имен-
    но вы хотели достичь, если он
    не просто абстрактно отмечает,
    что ваш метод преподавания
    «хорош», но и признает, что
    к концу урока вы достигли на-
    меченной цели.

    Планирование — гарантия высокой успеваемости
    95
    следовало уделить больше времени обсуждению разработки автором персонажей, он может быть прав, но может и ошибаться — тут все зависит от конкретной цели урока; в ваших интересах изначально направить тех, кто хочет вам помочь, по нужному курсу и, со своей стороны, помочь им наилучшим образом выполнить их задачу. В противном случае советы и оценки вашего урока будут базироваться на субъективных критериях.
    Например, завуч школы может сказать, что вам следовало детальнее обсудить эволюцию героев «Сурового испытания» просто потому, что так поступает она сама.
    МЕТОДИКА 9
    «КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ»
    Если вы предвидите, что для достижения поставленной цели классу может потребо- ваться несколько разных видов деятельности, следует прибегнуть к эмпирическому правилу, сродни так называемому принципу Оккама: «При всех остальных равных условиях лучшим остается простейшее объяснение или стратегия». Выбирайте наи- более прямой маршрут от точки к точке, кратчайший путькцели. Если что-то менее заумное, менее передовое, менее проработанное позволяет добиться лучшего резуль- тата, отбросьте сложное. Используйте то, что, согласно имеющимся у вас сведениям, работает лучше всего, но, если у вас возникли сомнения, выбирайте проверенные, про- стые, надежные методики, например «Я ― Мы ― Ты» (глава 3). Это может казаться очевидным, однако в нашей профессиональной сфере, где учителя годами привыкали действовать на ощупь, то есть без объективных критериев для оценки уроков, сформи- ровалась культура критериев, никак не связанных с эффективностью овладения детьми предметом. Чаще всего используются, например, такие: насколько сложно структури-
    рован урок, насколько интересно преподносится тема, сколько продвинутых фило-
    софский идей на нем затронуто. Если прислушаться, то в дискуссиях учителей услы- шишь постоянные явные и косвенные ссылки на них: «Мне очень понравился ваш урок; этапы отлично продуманы, и вы учли опыт многих коллег». Данное заявление базируется на предпосылке, что оба этих аспекта по природе позитивны сами по себе, независимо от того, способствовали они более эффективному достижению цели урока или, напротив, сделали этот путь в два раза длиннее.

    96
    Мастерство учителя
    Помните, что главные ваши критерии: овладел ли класс материалом, который вы запланировали на данный урок, и сумели ли достичь этой цели наилучшим и быстрей- шим способом. Работа в группах, мультисенсорные подходы, открытые опросы, семи- нары, дискуссии, лекции — все это может быть и хорошо, и плохо — в зависимости от того, как это согласуется с целью конкретного урока. Выбирайте кратчайший путь, отбросив все остальные критерии.
    Методика «Кратчайший путь» не обязательно означает, что вы выберете один кон- кретный подход и на него уйдет 45 минут, час или час двадцать. Успешные учителя, как правило, превращают свои уроки в интересное и мотивирующее детей действо, постоянно переключаясь с одного проверенного занятия на другое и меняя тон и темп.
    Этот метод мы подробнее обсудим в главе 6, в разделе, посвященном темпу учебного процесса. В рамках одного и того же урока темп может быть как быстрым и энергич- ным, так и неспешным, располагающим к размышлениям. Атмосфера урока должна постоянно меняться, даже если вы выбрали кратчайший путь от пункта А в пункт Б.
    МЕТОДИКА 10
    «ДВОЙНОЙ ПЛАН»
    Итак, в идеале планирование урока базируется на цели, входящей в тщательно спланирован- ную последовательность задач. Данная последовательность определяет, как оценивать до- стигнутые результаты, прежде чем выбрать занятия и виды деятельности, которые позволят классу попасть из пункта А в пункт Б. Кроме того, действительно хорошее планирование урока требует специфики. Великие учителя часто планируют уроки вплоть до отдельных вопросов и, подобно Джули Джексон из ака- демии North
    Star, заучивают их наизусть по пути в школу. Но существует еще один эле- мент эффективного планирования урока, на редкость действенный, но, к сожалению, часто упускаемый из виду: «Двойной план».
    Учителя часто забывают плани-
    ровать, чем будут заниматься
    ученики на каждом этапе урока.
    Что, например, они будут делать,
    пока вы, повторяя пройденный
    материал, перечисляете главные
    причины Гражданской войны?

    Планирование — гарантия высокой успеваемости
    97
    Большинство планов урока сфокусированы на том, что будет делать учитель, то есть что вы будете говорить, как объяснять тему, какие материалы и когда будете раз- давать и собирать, какие задания назначать. При этом учителя часто забывают пла- нировать, чем на каждом этапе урока будут заниматься ученики. Что, например, они будут делать, пока вы, повторяя пройденный материал, перечисляете главные причины
    Гражданской войны? Конспектировать ваши слова? Если да, то где? На простом листе бумаги? На специальной графической схеме, заранее разработанной вами? Потребуе- те ли вы в конце составить краткое, в одно предложение, резюме составленного кон- спекта? Что должны будут делать дети, пока вы объясняете разницу между простыми и составными числами? Просто внимательно слушать объяснение? Заполнять специ- альную таблицу? Стараться запомнить три основных различия? Смотреть и слушать, время от времени реагируя на задаваемые всему классу вопросы по теме (например,
    «Итак, ребята, какие числа не относятся к простым?»)?
    Заранее обдумывать, чем будут заняты ученики, и планировать их работу чрезвычай- но важно. Это помогает учителю увидеть урок их глазами и гарантирует, что дети всегда заняты делом, а также напоминает вам, что по ходу урока необходимо время от времени менять темп, чтобы учащиеся попеременно занимались разными видами деятельности: писали, обдумывали, обсуждали. На наше счастье, существует один весьма эффектив- ный способ, который непременно поможет выбрать верный путь. Начните составлять двойной план: планируйте свои уроки с использованием таблицы из двух колонок, одна из которых озаглавлена «Я», а вторая — «Они». Признаться, так поступают не слишком многие учителя (что будут делать «они», как бы само собой разумеется), но, приучив себя к этому, вы гарантируете, что ваши ученики всегда будут активно заняты делом.
    КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ
    «ДВОЙНОЙ ПЛАН»
    Планировать, чем будет занят класс на каждом этапе урока, не менее важно, чем планировать, что будете делать и говорить вы.

    98
    Мастерство учителя
    МЕТОДИКА 11
    «НАРИСОВАТЬ КАРТУ»
    Давайте обсудим заключительную часть эффективного планирования. Этот прием, надо сказать, используют практически все учителя. Проблема в том, что они иногда забывают, что применяют его, либо делают это раз в году, а потом забывают о том, что первоначальный вариант надо постоянно изменять и корректировать. Я говорю о планировании и контроле над физической средой обучения, которая должна спо- собствовать достижению целей конкретного урока в конкретный учебный день, вме- сто использования подхода, наилучшего для большинства усредненных уроков. Еще хуже, если учитель в этом деле руководствуется общепризнанными идеологическими принципами относительно того, как должен выглядеть класс. Я назвал эту полезную методику «Нарисовать карту».
    Во многих классах учителя рассаживают детей полукругом, чтобы они сидели друг к другу лицом — считается, что так им будет проще общаться и взаимодействовать в ходе урока. Таково общепринятое (и, по сути, излишне обобщенное) представление о природе и философии школьного образования. Некоторые педагоги переставляют парты на время тестов и контрольных, но этим, как правило, все и ограничивается.
    Обычно расположение столов остается неизменным, даже если в ходе урока преду- смотрены специфические периоды, скажем, когда детям надо записывать в тетради то, что учитель пишет на доске. Это часто серьезно ухудшает результаты обучения.
    Ученики, конечно же, должны взаимодействовать друг с другом, но не во время, пред- назначенное для фиксирования ими важной информации в письменной форме. Если столы расставлены полукругом, некоторым детям, чтобы увидеть на доске то, что они должны переписать и усвоить, приходится разворачиваться, смотреть на доску через плечо и потом возвращаться в первоначальное положение и делать запись. Кроме того, в этом случае они, по сути, игнорируют одноклассника, сидящего прямо напротив них, — ведь их внимание целиком и полностью направлено на учителя, который на- ходится у них за спиной. Если же ваша цель ― удерживать внимание класса бóльшую часть урока, то, расставляя парты полукругом, вы отнюдь не способствуете ее дости- жению. Такое расположение, выбранное в дань общепринятым правилам, напротив, затрудняет достижение основной цели урока.

    Планирование — гарантия высокой успеваемости
    99
    А что, если вместо того, чтобы задаваться вопросом, должны ли дети взаимодей- ствовать друг с другом на уроках, или высказывать аргументы в пользу этого мне- ния, учитель, обдумывая расположение парт в классе, задаст себе приведенные ниже вопросы.
    Когда

    именно дети будут взаимодействовать в учебном процессе?
    Как

    именно они станут взаимодействовать? (Форм такого взаимодействия суще- ствует множество, и учителю всегда следует тщательно продумывать, какие из них будут использованы на уроке.)
    Какой сигнал

    призван нести каждый способ рассаживания учеников? Как каж- дый из них должен способствовать различным формам взаимодействия детей на уроке?
    Какие виды

    взаимодействия способствуют достижению конкретных целей урока?
    Какими еще

    постоянными и привычными способами, не предусматривающи- ми каждодневных перестановок в классе, могут общаться и взаимодействовать ученики?
    Учитель может решить, что ученики будут сидеть полукругом только на некоторых уроках или что они должны взаимодействовать друг с другом только часть урока. На- пример, можно попросить учащихся повернуться друг к другу лицом и обсудить новые идеи в те моменты, когда подобное оправдано целью урока. Тогда некоторым детям не придется постоянно сидеть спиной к учителю. Я расскажу вам о своем любимом способе рассаживания детей, а вы вольны соглашаться или не соглашаться со мной и использовать другой подход. В любом случае не игнорируйте методику «Нарисовать карту» — сделайте планирование физического пространства класса неотъемлемой ча- стью планирования урока.
    Я лично большой поклонник расстановки парт рядами, в частности в три ряда по два стола (рис. 2.1), прежде всего потому, что именно эту структуру используют многие луч- шие учителя, за работой которых я наблюдал. Такая планировка аккуратна и упорядо- ченна. Рассаженные таким образом ученики смотрят непосредственно на доску, учитель неизменно находится в фокусе их внимания. Кроме того, он в любой момент может по- дойти к каждому из учеников, чтобы убедиться, что тот занят делом, и проверить его работу. А ученики смотрят на то, что находится перед ними, и записывают

    100
    Мастерство учителя то, что требует учитель. Если учителю требуется непосредственное взаимодействие, он командует учащимся следить за говорящим (смотреть на говорящего одноклассника).
    При необходимости можно предложить им развернуть стулья в нужную сторону или даже сдвинуть парты.
    Рис. 2.1.
    Спаренные ряды парт
    Какой бы вариант вы ни выбрали, помните, что расположение проходов между партами не менее важно, чем расстановка парт. Вам надо иметь возможность попасть в любое место класса (лучше, если вы можете приблизиться к любому ученику на расстояние тридцати сантиметров, чтобы при необходимости можно было прошептать что-нибудь ему на ухо, не нависая над другим ребенком), ни на секунду не прерывая учебный процесс. Если приходится извиняться, просить ученика отодвинуть стул или убрать рюкзак, чтобы вы могли добраться, куда вам надо, получается, что вы, по сути, про- стите у него на это разрешения, а кроме того, вынуждены прерывать урок. Лишив себя свободного доступа к любому месту классной комнаты, вы в определенной мере усту- паете детям контроль над ситуацией, и это, скорее всего, негативно скажется на вашей способности поддерживать в классе высокие стандарты поведения и успеваемости.
    Таким образом, какое бы расположение парт вы ни выбрали, тщательно продумывайте не только расстановку столов, но и расположение проходов между ними.
    И наконец, не забывайте о стенах класса, это тоже важно. Первое эмпирическое правило в данном случае гласит: стены класса должны помогать учебному процессу,

    Планирование — гарантия высокой успеваемости
    101
    а не вредить ему. Прежде всего, это означает, что следует избегать беспорядочного оформления, которое будет излишне возбуждать и отвлекать детей. Не развешивайте на стенах слишком много важных наглядных материалов. Следите, чтобы, располо- женные слишком близко к детям, они не отвлекали внимания от основного учебного пространства. Лучше всего, если эти материалы представлены полезными обучающи- ми инструментами: таблицами с основными этапами сложения дробей, списком семи основных типов конфликтов в литературном произведении; картинками с изображе- нием предметов, которые недавно пополнили словарный запас класса; правилами пользования школьным туалетом; основными фразами для выражения согласия или несогласия с одноклассником в ходе дискуссии и тому подобным. Обучив класс тому или иному ключевому навыку, повесьте на стене плакат соответствующего содержа- ния — это поможет детям лучше усвоить материал и привыкнуть использовать новый навык или правило. В основном нашим учителям рекомендуют развешивать на стенах класса образцовые работы учеников, но размещение упомянутых выше инструментов как минимум не менее полезно и важно.
    Конечно, это вовсе не означает, что следует отказаться от использования учениче- ских работ в оформлении пространства класса. При этом обязательно следите, чтобы это была не только образцовая работа, но и модель, которой могут подражать другие ученики. Нередко, чтобы такой наглядный материал стал заметным и приносил нуж- ные плоды, вам придется немного потрудиться, например дополнить работу конкрет- ными комментариями, связывающими ее с целями учебного процесса. Или, вместо того чтобы написать на полях просто «Отличная работа», сформулировать мысль более точно: «Очень правильно начинать сочинение четким тематическим предложением» или даже «Точное тематическое предложение — отличное введение в главную тему сочинения». Поступая так, вы поможете другим ученикам при желании воспроизвести успех одноклассника.
    РАЗМЫШЛЕНИЯ И ПРАКТИКА
    Перечисленные далее задания помогут вам обдумать и попрактиковаться в исполь- зовании методик, описанных в этой главе.

    102
    Мастерство учителя
    1. Выберите какой-нибудь особенно высокий учебный стандарт требований к дисциплине, которую вы преподаете. Прежде чем анализировать его, попробуйте представить, сколько целей вам потребуется, чтобы в пол- ной мере ему соответствовать. Теперь поделите его на серию управляе- мых, измеримых целей, расположенных в логической последовательно- сти, от первого знакомства с концепцией до полного усвоения материала классом. Затем попробуйте на 20 процентов увеличить или уменьшить количество дней, выделенных на изучение этой темы. Как это изменит ваши цели?
    2. Пройдитесь по классам своей школы и запишите цели уроков ваших кол- лег. Определите, отвечают ли они критериям «4 М». Исправьте то, что можете исправить, а затем подумайте, как улучшить письменную форму- лировку целей уроков в вашей школе.
    3. Вспомните один из своих последних уроков и письменно перечислите все задания и виды деятельности с точки зрения ученика, начиная в каж- дом случае с глагола действия, например: «Слушал…», «Писал…» Если не боитесь, спросите своих учеников, считают ли они структуру вашего урока четкой и точной. А если вы настоящий смельчак, попросите детей составить список того, чем они занимались во время вашего урока.
    4. Для создания нужной обстановки в классе составьте план действий:
    а) каким должно быть расположение парт по умолчанию и как выглядят другие наиболее часто используемые вами варианты; подумайте, исполь- зуются ли эти формы взаимодействия достаточно часто, для того чтобы оправдать перемещение учеников с места на место во время урока?
    б) какие пять самых полезных и важных наглядных материалов стоит развесить на стенах классной комнаты, чтобы помочь ученикам в обу- чении; выполняют ли они свое предназначение?
    в) подумайте, нет ли на стенах вашего класса материалов, которых там быть не должно; назовите пять, которые следовало бы как можно бы- стрее снять.

    103
    ГЛАВА 3
    СТРУКТУРИРОВАНИЕ
    УРОКА И САМ УРОК
    В уроках всех учителей, давших жизнь этой книге, я обнаружил стабильную прогрес- сию, точнее всего описываемую как «Я ― Мы ― Ты». (Насколько мне известно, дан- ный термин придумал Дуг Маккарри, основатель академии Amistad. Другие учителя используют для описания своих подходов такие термины, как непосредственное обу-
    чение и самостоятельное либо выполняемое под руководством педагога упражнение.)
    Речь идет об уроке, на котором ответственность за знание чего-либо и умение что-либо делать постепенно переходит от учителя к ученику. Все начинается с элемента «Я» — учитель максимально четко знакомит класс с ключевой информацией или моделирует процесс, который предстоит освоить ученикам, после чего детям предлагаются приме- ры или соответствующие практические упражнения. На этапе «Мы» учитель сначала просит у детей помощи в ключевые моменты, а затем постепенно предоставляет воз- можность решать новые задачи того же типа, все меньше и меньше помогая им. И на- конец, на этапе «Ты» учащимся предоставляется возможность на практике выполнить всю работу совершенно самостоятельно. Практика должна быть активной и много- сторонней. Иными словами, «Я ― Мы ― Ты», по сути, представляет собой процесс из пяти этапов.

    104
    Мастерство учителя
    Этап Сегмент процесса
    У кого «находится мяч»
    Пример типичной формулировки
    1.
    «Я»
    Я делаю
    На первом этапе сложения дробей надо приве- сти их к общему знаменателю.
    2.
    «Мы»
    Я делаю; ты помогаешь
    Хорошо, теперь давайте попробуем это сде- лать. Мартин, мы только что говорили о том, как дроби приводятся к общему знаменателю.
    Как же это делается?
    3.
    «Мы»
    Ты делаешь; я помогаю
    Камилла, расскажи-ка, что нам надо сделать в первую очередь?
    4.
    «Ты»
    Ты делаешь
    Теперь, когда мы решили этот пример, попробуйте решить еще один, но уже самостоятельно.
    5.
    «Ты»
    Ты делаешь…
    и опять делаешь…
    и опять…
    и опять
    Отлично, вы уже почти все поняли. В зада- нии еще пять примеров. Посмотрим, сколько из них вы решите правильно. Даю вам шесть минут, начали!
    Обратите внимание, что переход от одного этапа к другому осуществляется только в том случае, если класс готов успешно выполнить задание, когда ему предоставят возможность сделать это самостоятельно. И не всегда хорош и правилен максимально быстрый переход от этапа «Я» к следующим. В долгосрочной перспективе эта по- спешность может только замедлить весь процесс в целом.
    Возможно, данный рецепт покажется кому-то из вас банальным и очевидным, од- нако, к сожалению, во многих классах все происходит не так. Детей часто допускают к самостоятельной работе, когда они еще не готовы выполнять ее правильно и эффек- тивно. Их просят решить задачу, прежде чем они полностью поймут, как это делать.
    Просят выдать наилучшее «решение по запросу», когда надежда на то, что они спо- собны сделать это эффективным и результативным способом, по сути, призрачна. Не- редко учащиеся самостоятельно и на редкость старательно и упорно практикуются в решении задач совершенно неправильным способом. Они начинают размышлять над
    «большими вопросами», прежде чем полностью поймут, как это делается продуктивно.
    А в других классах, напротив, дети долго-предолго наблюдают за тем, как их учитель

    Структурирование урока и сам урок
    105
    демонстрирует мастерство в решении той или иной задачи, но возможности выполнить ее самостоятельно так и не получают. Напряженной и важной работы на уроке много, но всю ее выполняет взрослый. Решение данной дилеммы, конечно же, не в том, чтобы выбрать один из полюсов — непосредственное обучение или полностью самостоя- тельное мышление, — а в стабильной прогрессии от этапа к этапу.
    Надо признать, разработать эту процедуру довольно сложно. Ключевыми факторами успешного структурирования урока с использованием прогрессии «Я ― Мы ― Ты» яв- ляются не только порядок и последовательность, в которой когнитивный процесс посте- пенно отдается «на откуп» самим ученикам, но и скорость этой передачи. Это последнее требование означает, что учитель должен часто проверять, в какой мере дети поняли и усвоили новый материал. Эту тему мы обсудим подробнее далее в этой главе.
    ПРОГРЕССИЯ «Я — МЫ — ТЫ»: КРАТКИЙ ОБЗОР
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


    написать администратору сайта