Главная страница
Навигация по странице:

  • § 2. Англосаксонская правовая система Происхождение англосаксонской правовой системы

  • Особенности норм англосаксонского права

  • Источники англосаксонского права

  • Структура англосаксонского права

  • § 3. Романо-германская правовая система Происхождение романо-германской правовой системы

  • Особенности норм романо-германского права

  • Источники романо-германского права

  • Структура романо-германского права

  • § 4. Мусульманская правовая система Происхождение мусульманской правовой системы

  • Особенности норм мусульманского права

  • Источники мусульманского права

  • Структура мусульманского права

  • § 5. Социалистическая правовая система Происхождение социалистической правовой системы

  • § 6. Система обычного права

  • Книга По тгп. Книга по ТГП. Денис Шевчук Теория государства и права конспект лекций


    Скачать 1.64 Mb.
    НазваниеДенис Шевчук Теория государства и права конспект лекций
    АнкорКнига По тгп
    Дата11.11.2022
    Размер1.64 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла Книга по ТГП .pdf
    ТипКонспект
    #783611
    страница33 из 35
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   35
    Глава 32. Правовые системы мира
    § 1. Классификация правовых систем
    Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодатель- ство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, право- вой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему – совокупность всех правовых явлений (норм.
    учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в пра- вовом отношении стран.
    Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем различ- ных государств.
    1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрас- тают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принци- пах, нормах).
    2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идет о внеш- ней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.
    3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового матери- ала. Как правило, это находит выражение на микроуровне – на уровне строения нормы права,
    ее элементов, а также на макроуровне – на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений).
    4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т. д., в дру- гих – теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в-третьих – соци- алистические, национал-социалистические идеи и т. п.
    5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложе- ния и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно исполь- зуют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему,
    при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.
    С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые системы:
    1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.);
    2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некото- рые страны Африки, а также Турция);
    3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм);
    4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба);
    5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    292
    § 2. Англосаксонская правовая система
    Происхождение англосаксонской правовой системы
    Становление и развитие англосаксонского права связано со множеством исторических,
    географических, национальных, политических, экономических и других факторов. С истори- ческой точки зрения, эпохальным для Англии и англосаксонского права является период нор- мандского завоевания. До этого времени в стране действовали разрозненные местные акты,
    приказы королей, регулирующие отдельные вопросы общественной жизни. Римляне, правив- шие в Британии почти пять столетий, не смогли оказать определяющего воздействия на ее дальнейшее правовое развитие. Римское право не прижилось и вскоре было вытеснено мест- ными нормами.
    Общее для всей Англии право возникает после ее захвата Вильгельмом I Завоевате- лем (1066 г.). В этот период формируется централизованная судебная система, появляются
    (в период правления Генриха II) королевские разъездные судьи, которые решают дела с выез- дом на места от имени Короны. Первоначально группа дел, относимых к ведению этих судей,
    была ограничена, но постепенно она расширялась. Вырабатываемые судьями решения бра- лись за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Так стала складываться единая система прецедентов, общая для всей Англии, получившая назва- ние «common law» (общее право) В решении судебных споров принимали участие присяжные
    – свободные граждане из числа местных жителей, которые чаще всего не знали прецедентов и актов королей, но знали свои обычаи и традиции. Воздействие обычных норм существенно ска- зывалось на содержании выносимых судебных решений. В этом смысле общее право Англии
    – обычное, традиционное право.
    В. XII–XIV вв. система общего права достигла расцвета, но постепенно, с возрастанием числа прецедентов в ней стала обнаруживаться тенденция к консерватизму и формализации,
    что к XV в. подготовило почву для качественно нового этапа ее развития, связанного с появле- нием «права справедливости» и его противостоянием общему праву. Нарождающиеся рыноч- ные отношения не находили должного выражения в старых правовых формах, и постепенно стал складываться особый порядок апелляции к монарху рассмотреть дело «по совести», «по справедливости», а не по прецедентам. Такая апелляция обычно осуществлялась через лорда- канцлера, который решал вопрос о передаче жалобы королю. Вскоре сама функция разби- рательства дела по существу переходит к лорду-канцлеру, и он становится самостоятельным судьей.
    В Англии, таким образом, сложились две самостоятельные системы права: общего преце- дентного и «права справедливости». Последнее постепенно претерпело существенные измене- ния. Оно стало реализоваться на основе ранее рассмотренных казусов, а следовательно, лорд- канцлер лишился возможности по собственному усмотрению, по своему чувству справедливо- сти решать спор при наличии готовых решений по аналогичным делам. Право справедливости тоже стало правом прецедентным, различия между двумя системами оказались непринципи- альными, хотя до 1875 г. сохранялся суд канцлера, руководствовавшийся только правом спра- ведливости. После 1875 г. нормы общего права и права справедливости стали применяться одними и теми же судьями и прецеденты права справедливости составили органическую часть одного прецедентного права Англии.
    Современный период развития англосаксонского права – период кардинальной право- вой реформы, суть которой состоит в активизации законодательной деятельности, унифика- ции искового производства, слиянии судов общего права и права справедливости. В данный

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    293
    период существенно повысилась роль законодательного регулирования, возросло значение закона среди других источников права. Законодательное «наступление» привело к модифика- ции структуры и содержания права, а также самого юридического мышления, правовой док- трины и образования. Если раньше английские юристы обучались главным образом на прак- тике, то в настоящее время приоритет получило университетское образование. При выработке законопроектов учитывается опыт зарубежных стран, в том числе относящихся к романо-гер- манской семье нрава, идут заимствование и унификация других правовых ценностей. Таким образом, наблюдается постепенное сближение названных правовых систем.
    Прецедентное право Англии существенно повлияло на правовое развитие многих стран мира. В сферу его воздействия попали США, Канада, Австралия, Индия, Новая Зеландия,
    другие страны. Однако в самой Великобритании господство общего права не повсеместно.
    Оно применяется лишь в Англии и Уэльсе. В Шотландии и Северной Ирландии, а также ряде островных территорий оно не получило распространения. В рамках стран англосаксонской системы издавна идет конструктивное правовое сотрудничество, многие прецеденты, выра- ботанные английскими судами, стали достоянием других государств либо учитывались их судьями, и наоборот.
    Вместе с тем в последнее время несколько стран (в том числе Канада и Австралия)
    заявили о своей правовой автономии. В Соединенных же Штатах Америки правовой «суве- ренитет» начал складываться гораздо раньше – еще в XVIII в., со времен борьбы за незави- симость. Но сам по себе процесс правовой суверенизации государств, входящих в систему англосаксонского права, еще не означает их «ухода» из сложившейся правовой семьи, так как влияние английского права не ограничивается прецедентами, оно обусловливает общий тип юридического мышления, характер и особенности правовой деятельности, используемые кате- гории, понятия, конструкции и другие юридические элементы.
    Особенности норм англосаксонского права
    В англосаксонском праве существует два вида норм: законодательные и прецедентные.
    Законодательные представляют собой (как и в романо-германской системе) правила поведения общего характера. Прецедентные – определенная часть судебного решения по конкретному делу. Английские юристы относят к прецедентной норме («ratio decidendi»), во-первых, юри- дическое заключение по делу и, во-вторых, аргументацию, мотивировку решения. Эти два эле- мента составляют сущность решения. Остальная его часть есть «попутно сказанное» («obiter dictum»). Она имеет лишь убеждающий характер и не является обязательной для других судов.
    На практике весьма трудно отличить obiter dictum от ratio decidendi. Для этого выработано множество методов, приемов их различения, но все они недостаточно эффективны.
    Подчеркнем, что ratio decidendi лишь с большой степенью условности можно назвать нормой права. Англичане вообще предпочитают не формулировать в своих судебных реше- ниях правила общего характера, у них существует презумпция неприменения широких пра- вовых принципов. В отличие от континентальных юристов их тип правового сознания скорее индуктивный, чем дедуктивный. В основе суждений, заключений по делу лежит анализ част- ного случая, казуса. Судья «примеривает» конкретный случай не к уже готовой норме, а к ранее происшедшему казусу, имеющему правовое значение случаю, и устанавливает их сход- ство, подобие, после чего выносит заключение об относимости прецедента к рассматривае- мому им делу или их несовпадении. Такой механизм лишь с большой натяжкой можно назвать нормоприменительным. Описание прецедентного урегулирования через модель «норма – ее реализация» является данью романо-германской правовой традиции, которая в нормативно- сти видит обязательный элемент права.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    294
    Источники англосаксонского права
    Наиболее важным источником англосаксонского права (с точки зрения процесса его фор- мирования) является, как уже отмечалось, судебный прецедент. Именно он долгое время был главной формой выражения и закрепления английского права, которое поэтому было и оста- ется прецедентным. Прецеденты создаются в Англии только высшими судебными инстанци- ями: Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного Совета (по делам государств – членов
    Содружества), Апелляционным судом и Высоким судом. Нижестоящие суды прецеденты не создают. Английское правило прецедента гласят: решать так, как было решено ранее (правило
    «stare decisis»). Оно имеет императивный характер, т. е. каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанным вышестоящим судом, а также созданным ею самой.
    Исключение из жесткого правила прецедента все же существует. В 1966 г. Палата лор- дов сделала заявление по вопросам практики, в котором допускала возможность отступить от ранее созданных ею прецедентов в случае установленной необходимости. Полномочие Палаты лордов отвергать свои прежние решения было закреплено Парламентом в Законе 1966 г. об отправлении правосудия.
    Другим источником англосаксонского права является закон (статут). Он появился гораздо позднее прецедента, но постепенно приобрел весьма важное значение в правовом регу- лировании общественных отношений.
    Английские законодательные акты классифицируются по разным основаниям. По сфере действия они делятся на публичные, распространяющиеся на неопределенный круг субъек- тов и действующие на всей территории Великобритании, и частные, распространяющиеся на отдельных лиц и территории.
    Нередко Парламент делегирует свои полномочия по принятию нормативных актов дру- гим субъектам (королеве, правительству, министерствам). Совокупность этих актов составляет
    «делегированное законодательство». Юридическая сила такого рода актов определяется пере- дачей части законотворческих функций Парламента соответствующему органу. Поэтому их решения считаются частью закона и обязательны к исполнению всеми гражданами. Высшей формой осуществления делегированного правотворчества является «приказ в Совете», фор- мально представляющий собой приказ Тайного совета (монарха и тайных советников), а фак- тически – правительства.
    Кроме того, выделяется автономное законодательство – акты местных органов власти,
    действующие на соответствующей территории, некоторых учреждений, организаций (англи- канской церкви, профсоюзов, железнодорожных, строительных, транспортных, газовых ком- паний, Юридического общества и т. п.). Они принимают решения, которые обязательны для их членов, пользователей их услуг. Юридическая сила таких актов уступает силе актов Пар- ламента и делегированного законодательства. По иерархии они приближаются к актам право- применительных органов.
    Статут имеет приоритет перед прецедентом в том смысле, что может отменить его.
    Однако это не означает, что прецедент производен от закона, вторичен по характеру. Свое- образие англосаксонского права состоит в том, что закон в нем реализуется не самостоя- тельно, а через прецеденты, посредством их. Прежде чем стать действующим актом, он должен
    «обрасти» конкретизирующими его обязательными судебными решениями. Английская судеб- ная практика знает немало случаев, когда принятые статуты оставались мертворожденными,
    игнорировались судами либо их смысл и значение интерпретировались иначе. Отсюда англий- ский статут нельзя рассматривать как источник, разрушающий или нивелирующий систему прецедентов, как инородную форму права, скорее, наоборот, он сам стал придатком этой системы, дополняющим и совершенствующим ее.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    295
    Древним источником англосаксонского права является обычай. Сегодня его роль среди других источников права непрерывно уменьшается. Однако в содержательном плане, для ста- новления и развития англосаксонского права обычай имел весьма важное значение. Дело в том, что присяжные заседатели по сравнению с профессиональными судьями не обладают теми знаниями о нормах, ранее принятых судебных решениях, которые необходимы для точной юридической квалификации поступков. Для них ориентиром при оценке конкретных собы- тий, фактов выступают те традиции, обычаи, нормы поведения, которые сложились в Англии,
    отдельных графствах. С учетом этих норм и вырабатывается общее мнение, позиция присяж- ных по конкретному делу.
    «Разделение труда» между судьями и присяжными произошло не сразу и не в полной мере, причем присяжные неизбежно участвовали в рассмотрении вопросов не только факта,
    но и собственно права. Поэтому надо признать логичным тезис английских юристов о том, что общее право – право обычное, что в его основе лежит обычай, традиция. Что касается древних обычаев, то они попали в ткань английского права более прямым путем. По действующему правилу старинные обычаи (до XIII в.) должны учитываться при решении судьями конкретных дел. Так, в Англии испокон веков существовал обычай, допускающий развешивание рыбацких сетей на чужом берегу вне зависимости от согласия собственника береговой полосы. Он до сих пор юридически значим и признается судами.
    Многие вопросы парламентской процедуры, взаимоотношений высших государственных должностных лиц, ритуально-этические нормы поведения монарха, членов его семьи также регулируются в обычно-правовом порядке. Здесь обычай заполняет ниши в праве, которые образовались из-за отсутствия писаной конституции и других конституционных актов.
    Особое место среди источников англосаксонского права занимает юридическая доктрина
    (наука). Если в романо-германской правовой системе она не является самостоятельной фор- мой выражения и закрепления юридических норм, хотя и играет в ней определяющую роль,
    то в англосаксонском праве некоторые литературные источники имеют повсеместное призна- ние и используются при решении конкретных дел. К таким источникам относятся старинные руководства по общему праву, написанные наиболее авторитетными английскими юристами,
    чаще всего судьями. Значение этих источников заключается не столько в теоретических суж- дениях авторов, сколько в представленных в них обязательных прецедентах, приводимых и анализируемых учеными. Например, наиболее авторитетный источник – «Институция» Кока,
    как признают сами английские юристы, цитируется в судах чаще, чем любой другой сборник прецедентов. Современные же научные руководства в качестве первичных источников англо- саксонского права не выступают, они имеют лишь убеждающее значение при решении судеб- ных дел.
    Таким образом, под английской доктриной как источником права следует понимать не собственно юридическую науку, теоретические представления, идеи, конструкции, а судебные комментарии, описания прецедентной практики, призванные выполнять роль практического руководства для юристов.
    Структура англосаксонского права
    В английском праве нет классического деления на публичное и частное. Вместо этого исторически сложилось его подразделение на общее право и право справедливости, которое до сих пор определяет всю правовую архитектонику. Такое различие в структурном делении двух основных правовых семей (романо-германской и англосаксонской) имеет не исторически случайный, а глубоко закономерный характер, обусловленный тем, что одна возникает рацио- нальным путем, другая – эволюционным, путем исторического генезиса, постепенного оформ- ления сложившихся отношений. Отсюда различия в структуре романо-германского и англо-

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    296
    саксонского права заключаются в разных основаниях их построения, а следовательно, в разной логике их развития.
    Структурные особенности англосаксонского права проявляются не только на макро- уровне, но и на уровне юридической нормы.
    Прецедентные нормы представляют собой казусы, которым присущи свои структура и особое содержание. И связь этих первоначальных элементов (микроклеток) англосаксонского права в силу некоторых обстоятельств имеет часто не логический, рациональный, а традици- онно-исторический характер. Так, естественно-эволюционным путем в сферу действия права справедливости попали споры о недвижимости, отношения доверительной собственности,
    дела о торговых товариществах, о банкротстве, наследовании. К предмету общего права ото- шли уголовно-правовые дела, договорное право, институты гражданско-правовой ответствен- ности и некоторые другие. Однако жесткого водораздела здесь нет, и в настоящее время отдель- ные понятия, институты перекочевывают из одной сферы в другую либо являются общими для обеих, что связано прежде всего с применением прецедентов общего права и прецедентов права справедливости одними и теми же судьями, которые заинтересованы в их сближении и унификации их понятий.
    § 3. Романо-германская правовая система
    Происхождение романо-германской правовой системы
    Романо-германское право возникло в XII–XIII вв. в результате рецепции римского права странами континентальной Европы. Основанием для рецепции в экономической сфере стали развитие торговли, ремесел, рост городов. Феодальные нормы, базирующиеся на идеях васса- литета и патримониальной юрисдикции, укоренившейся в деревне, не соответствовали прин- ципам самоуправления свободных, «вольных» городов. Им потребовалась другая система нормативно-правового регулирования, строящаяся на идеях формального равенства и неза- висимости участников рыночных отношений. Такой системой, наиболее отвечающей назван- ным идеям, оказалось римское право. Первоначально социальной основой и сферой его при- менения в средневековой Европе было преимущественно городское население, однако через несколько веков, с изменением сельского уклада, земельных отношений в деревне зародивша- яся в городах правовая система стала общенациональной, континентально-европейской.
    Кроме экономических причин существовали и социально-культурные предпосылки заимствования Европой римского права. Развитие здесь образования, искусства, культуры под- готовило почву для восприятия римских юридических концепций, взглядов, понятий, кон- струкций. Важную роль в этом процессе сыграли университеты, где происходили изучение оригинальных римских текстов (школа глоссаторов), а затем их адаптация к условиям средне- вековья (школа постглоссаторов). Не случайно некоторые исследователи романо-германского права рассматривают его как «право разума», «право университетов». Университетские про- фессора активно занимались совершенствованием юридической доктрины, категориального аппарата, а позже – разработкой моделей, проектов важнейших законов, кодексов. В универ- ситетах получали образование судьи, прокуроры, адвокаты, содействовавшие в дальнейшем практическому применению римской юридической доктрины.
    Важной предпосылкой рецепции римского права явилось также благословение христи- анской церкви. В течение многих веков церковь негативно относилась к римскому праву, и потребовался авторитет Фомы Аквинского, чтобы преодолеть такое предубеждение. Органи- зационное решение об отстранении церковной инквизиции от гражданских судебных процес- сов было принято еще ранее Четвертым собором в Латране (1215 г.)

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    297
    С XIII в. романо-германское право активно развивается, преодолевая государствен- ные границы, и становится достоянием всей Европы, исключая островную Англию. В XVI–
    XVIII вв. процесс правового развития Европы приобретает новые формы. Становление наций и национальной государственности привнесло в него элементы правового национализма.
    Общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные норма- тивные системы. Данный процесс завершился разработкой национального законодательства,
    национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран.
    В настоящее время демократические традиции романо-германского права дополнились идеями создания «европейского дома», евросоюза, что ведет к правовой интеграции стран,
    преодолению национально-государственных границ, а вместе с ними и правового национа- лизма.
    Основаниями интеграции выступают общие принципы, начала, «дух» римского частного права. Сегодня можно говорить о новом этапе его развития: этапе сближения и унификации законодательных комплексов континентально-европейских стран и построения общеевропей- ской правовой системы.
    Особенности норм романо-германского права
    Романо-германская норма права – общее правило поведения, сформулированное зако- нодателем либо уполномоченными им органами. Главной особенностью этой нормы по срав- нению с англосаксонской прецедентной выступает обобщенный, абстрактный характер. Зако- нодатель обычно формулирует ее как социальную модель поведения, как общий масштаб,
    границу дозволенного («от» и «до»), не прибегая к перечислению частных случаев, вариан- тов поведения. Даже если поводом для создания нормы права служит отдельный юридический казус, он находит разрешение в обобщенной (абстрактной) форме.
    Использование норм – моделей поведения позволяет законодателю оперативно воздей- ствовать на социальные отношения, изменять, преобразовывать их, что является безуслов- ным достоинством данного вида правовой регламентации. Романо-германские нормы имеют системно-иерархический характер, образуют взаимосвязанные комплексы соподчиненных с точки зрения юридической силы и социальной значимости положений, среди которых выде- ляются «главные» и второстепенные, менее значимые правила. Данное обстоятельство суще- ственно облегчает юристам романо-германской системы поиск и применение действующих законов.
    Вместе с тем обобщенный характер придает нормам и негативные черты: чем более общей является норма, тем труднее ее применять на практике. Возникает серьезная проблема ее конкретизации и толкования. Для этого используется множество приемов, способов толко- вания, позволяющих уточнить волю законодателя. В результате судебными, арбитражными,
    другими органами вырабатывается множество вторичных норм, положений, разъясняющих,
    конкретизирующих положения законов.
    Источники романо-германского права
    Важнейшим источником романо-германского права выступает закон.
    Законы принимаются парламентами стран системы, обладают высшей юридической силой и распространяются на всю территорию государства, на всех его граждан. Они, с точки зрения современной доктрины, должны выражать волю большинства общества, основные права человека, социальную справедливость. Закон имеет приоритет по отношению ко всем остальным источникам права. Он может запретить или легализовать обычай, отдельные поло- жения судебной практики, внутригосударственные договоры. При закреплении обычая или

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    298
    доктрины в тексте закона они становятся его частью, содержанием. В настоящее время законы регулируют все основные стороны жизни общества, закрепляют правовое положение субъек- тов, их имущества, отношения между ними.
    Согласно романо-германской доктрине законы подразделяются на конституционные и обычные (текущие). Во всех странах системы закреплен принцип приоритета конституцион- ных законов по отношению к обычным. Верховенство их обеспечивается специальными кон- ституционными судами либо верховными судебными органами. Для конституционных законов предусмотрен особый порядок их отмены, изменения, предполагающий согласие на то квали- фицированного большинства депутатов. Предметом регулирования законов являются наибо- лее важные вопросы общественного устройства, права и свободы граждан, структура, органи- зация государственной власти.
    Важное место среди текущих законов занимают кодифицированные акты (кодексы).
    Романо-германское право в отличие от права англосаксонского стремится не к внешнему объ- единению, систематизации нормативного материала (инкорпорации), а к объединению содер- жательному, внутреннему, основанному на существенной переработке нормативного матери- ала, «разделении труда» между отдельными нормами, их кооперации (кодификации). Кодексы обычно носят отраслевой характер (гражданско-правовые, уголовные, торговые, семейные и т. д.) и выступают своего рода «центрами притяжения» для других норм данных отраслей.
    Кроме законов в странах романо-германской системы принимается множество подза- конных актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, другие документы, издаваемые исполнительной властью. Часть из них имеет делегированную природу, и их значение, роль в правовом регулировании определяются полномочиями издавших их органов. Другие решения принимаются по инициативе самих исполнительно-распорядительных органов. Они с точки зрения своей юридической силы уступают актам первой категории, однако их число весьма велико и поэтому, особенно в тех странах, где нет жесткой системы контроля за их принятием,
    они оказывают существенное воздействие не только на организационные отношения, склады- вающиеся внутри исполнительной власти, но и на деятельность граждан, учреждений, пред- приятий.
    Вторым источником романо-германского права является обычай. Исторически многие обычные нормы получили закрепление в законах, стали их содержанием. Но как самостоя- тельный источник права обычай сегодня выполняет второстепенную роль в правовой системе,
    выступая в качестве дополнения к закону.
    В ряде европейских гражданских и торговых кодексов закреплены нормы, позволяющие использовать обычаи, обыкновения хозяйственной и торговой практики при отсутствии, «мол- чании» закона, т. е. с их помощью восполняются пробелы законодательного регулирования.
    Обычай также осуществляет функцию «амортизатора», сглаживателя противоречий, неспра- ведливости законодательных решений. Например, в ФРГ он используется наряду с принци- пами права при толковании неотмененных законов времен национал-социализма в случае их противоречия основным правовым началам и идеям социальной справедливости. С этой точки зрения роль обычая до конца не исчерпана.
    Третьим источником романо-германского права с определенными оговорками может быть признана судебная практика. Смысл этих оговорок сводится к тому, что согласно действу- ющей доктрине нормы права могут приниматься лишь самим законодателем и уполномочен- ными им органами. Тем не менее существующие противоречия, пробелы законодательства и,
    самое главное, широкий простор, предоставленный парламентами судебным органам, обусло- вили разработку судьями принципиальных решений, уточняющих положения закона, а иногда идущих вразрез с волей законодателя.
    Подобного рода решения вырабатываются, как правило, высшими судебными инстанци- ями и конституционными судами стран системы. В силу места и роли этих инстанций в судеб-

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    299
    ной иерархии все нижестоящие судебные органы обязаны следовать сформированной ими практике разрешения дел конкретных категорий под угрозой отмены иных решений. Таким образом, создаются своеобразные судебные нормы – правоположения судебной практики, учи- тываемые всеми применяющими право юристами. Эти правоположения публикуются в судеб- ных сборниках, приобретают широкую известность и становятся частью правовой системы.
    Структура романо-германского права
    В странах романо-германской правовой системы используется известное со времен Рим- ской империи ставшее классическим деление права на публичное и частное. Основанием, кри- терием выделения публичного права выступает общий, государственный интерес (осуществле- ние общественных целей и задач), частного права – особенный, частный интерес (реализация целей отдельных лиц, граждан, организаций). Публичное право регулирует отношения субор- динационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы, которые не могут быть изме- нены, дополнены участниками правоотношений. К сфере публичного права традиционно отно- сят конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, процессуальные отрасли, основные институты трудового права и т. д. Частное право опосредствует отношения «горизонтального» типа, отношения между равноправными неза- висимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. В сферу частного права вхо- дят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие.
    Другой структурной особенностью романо-германского права является последователь- ное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям права и правовым инсти- тутам. В соответствии с юридической доктриной все принимаемые нормативные положения получают соответствующую отраслевую «прописку» с учетом предмета их регулирования и особенностей приемов и средств (метода) воздействия на субъектов права. Такая логическая последовательность подразделения различных элементов нормативно-правового материала обусловлена рациональной природой, «университетскими корнями» данной правовой семьи.
    § 4. Мусульманская правовая система
    Происхождение мусульманской правовой системы
    Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в
    Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. История мусуль- манского права, нередко обозначаемого термином «фикх», начинается с пророка Мухаммеда
    (Мухаммада), жившего в 570 (по некоторым источникам 571–632 гг. Мухаммед от имени
    Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам.
    Эти нормы формулировались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухам- меда. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности пра- вовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотвор- ческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр,
    Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила пове- дения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же «молчания»

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    300
    Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.
    В VIII—Х вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали ислам- ские правоведы и мусульманские судьи – кади. Их роль в формировании мусульманской право- вой системы была столь значительной, что некоторые исследователи стали определять мусуль- манское право как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама,
    восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний.
    К концу Х в. мусульманское право канонизировалось, и «ворота исканий» для его иссле- дователей и реформаторов закрылись. Наступил «век традиций», период действий согласно установившимся правовым нормам и доктринам. Мусульманские судьи лишились права при отсутствии в Коране, сунне и других источниках нужных норм выносить решения по сво- ему усмотрению. Они должны были руководствоваться принятым населением страны тол- ком. К XIII в. мусульманское право практически утратило свою целостность и стало правом полидоктринальным, разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкрет- ной юридической школы обеспечивалась государством, его правовой политикой. В резуль- тате наднациональное мусульманское право оказалось раздробленным и разведенным по разным национально-государственных «квартирам», получило территориальную «прописку».
    Подобно романо-германскому праву периода кодификации оно стало правом национальным.
    Дальнейшее развитие мусульманской правовой доктрины шло по пути последователь- ного устранения внутренних противоречий, несогласованностей, существовавших в рамках того или иного толка, а также создания общих положений, принципов, единых для всех мусуль- манских правовых школ. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность, стройность и значительно повысили его регулятивный потенциал.
    XIX в. знаменует принципиально новую ступень развития мусульманского права. Ста- новление законодательства в качестве самостоятельного источника нормативного регулиро- вания привело к постепенному вытеснению юридической доктрины, снижению ее роли, хотя в содержательном плане она продолжала оказывать определенное воздействие на правовую систему.
    Со второй половины XIX столетия происходит активное заимствование европейского права, в частности романо-германского, которое в настоящее время в отдельных арабских стра- нах (например, в Турции) практически вытеснило мусульманские правовые нормы. В других странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений, в частности в сфере «личного статуса» мусульман. В тех странах, где доминируют исламско-фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, ЙАР, Ливия, Судан),
    границы мусульманского права более широки, включают различные институты, подотрасли гражданского, уголовного, государственного права, других отраслей. Здесь наблюдается свое- образный ренессанс исламско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценно- стям, что закономерно влечет за собой расширение предмета регулирования мусульманского права.
    Особенности норм мусульманского права
    Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием,
    неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если кон- тинентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкрет- ного исторического законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресо- ванное мусульманской общине Аллахом. Данное правило основано не на логических выводах,
    а на иррациональных, религиозных догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить,

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    301
    «поправить», оно бесспорно и абсолютно, должно безусловно исполняться. Сверхсоциальная,
    догматическая природа мусульманских правовых норм предполагает особые способы их адап- тации к действующим общественным отношениям. Искусство судьи, правоприменителя часто состоит в том, чтобы, не нарушая прямо отдельные требования нормы, добиться с помощью различных юридических уловок, фикций, других приемов противоположного результата.
    По содержанию нормы мусульманского права также существенно отличаются от евро- пейских. Они, как правило, не являются управомочивающими (предоставляющими право на совершение отдельных действий) или запрещающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой.
    Источники мусульманского права
    Первым по значению источником мусульманского права признается Коран – священная книга мусульман. Внешне это книга стихов, содержащая 114 сур (глав), более 4 тыс. коротких стихотворных фрагментов, не связанных общим конструктивным замыслом, единым началом.
    Сами тексты датируются периодом с 610 по 631 г. и представляют собой речи и проповеди
    Мухаммеда, произнесенные им по различным поводам и обстоятельствам и собранные впо- следствии в одно произведение. Лишь незначительная их часть затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман, а также других верующих, большинство же стихов посвящено вопросам религии и исламской нравственности. Большое воздействие на этот источник рели- гиозно-правовой мысли оказали более древние доктрины – христианство и иудаизм – главным образом через Пятикнижие (Тору), Талмуд. Многоплановость содержания и незначительный объем правовых положений обусловили тот факт, что Коран не стал для мусульманского права системным юридическим документом – подобно конституции или кодексу. Однако он был и остается для мусульманских юристов самым авторитетным источником исламского права.
    Генетически близок Корану и тесно связан с ним второй источник мусульманского права
    – сунна, представляющий собой сборник хадисов, т. е. преданий о жизни Мухаммеда, его поведении, поступках, образе мыслей и действий. Этот источник складывался на протяжении нескольких веков (с VII по IX), причем достоверный характер многих хадисов не вызывает сомнений, хотя есть и предания скорее гипотетического плана. Как и Коран, сунна содержит мало норм собственно юридических, в ней доминируют нравственно-религиозные положения.
    Среди юридических предписаний нет широких принципов-обобщений, в силу самой природы сунны в ней представлены прежде всего конкретные казусы, случаи из жизни Мухаммеда.
    Третьим источником мусульманского права является иджма – общее решение автори- тетных исламских правоведов. Мухаммед считал, что мусульманская община не может оши- баться. Это утверждение легло в основу признания правомерности данного источника. Факти- чески от имени общины выступают наиболее сведущие юристы, теологи, которые и выносят единогласное решение.
    Четвертый источник мусульманского права – кийяс – представляет собой обычное реше- ние по аналогии. В западных правовых системах подобное решение не считается самостоятель- ным источником. Оно лишь обеспечивает «работу» механизма нормативного или прецедент- ного регулирования. В исламских же странах решение по аналогии приобретает особые смысл и значение, так как объектом анализа здесь выступает не рациональная воля земного законо- дателя, а религиозная идея, имеющая абсолютный, вневременной и неоспоримый характер.
    Кийяс не является продолжением, частью первоначальной нормы или казуса, а потому обра- зует отдельный источник права.
    К числу вторичных источников права, возникших в более поздний период развития исламских государств, можно отнести закон (нормативно-правовой акт), который сегодня в большинстве мусульманских стран играет весьма важную роль в социальном регулировании.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    302
    В нем могут содержаться нормы, не только дополняющие, конкретизирующие положения пер- вичных религиозно-правовых документов, но и идущие вразрез с Кораном, сунной, иджмой
    (например, об ограничении брачного возраста совершеннолетием, о допущении спекуляции,
    ссудно-кредитных операций). В этом случае закон вряд ли может считаться формой мусуль- манского права.
    Глубинным источником исламской правовой системы является религиозно-правовая доктрина. Именно она обусловила особую логику развития мусульманского права, своеобразие его формальных источников, их тесную взаимосвязь. В отдельные периоды истории, напри- мер в VIII—Х вв., она получала официальное признание, легализацию и выступала в качестве формы права, в другое время, как и сегодня, она уходила на второй план и оформлялась через иджму, кийяс, закон. Но в любом случае эта доктрина была и остается основным питательным источником мусульманского права, его корневой системой.
    Малозначительную роль в правовом регулировании играет обычай, если, конечно, он не имеет религиозных оснований. Исламские юристы не относят его к праву и не рассматривают как его источник. Однако когда отношения оказываются нерегламентированными правом, не обеспечиваются юридически, обычай может выступать их регулятором.
    Структура мусульманского права
    Структура мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право, как в романо-германской системе, или на общее право и право справедливости, как в странах англосаксонской семьи.
    Здесь существуют иные принципы интеграции, связи норм, их структурного объединения. Так,
    можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусуль- манскими толками (ритами) – суннитскими (ханифитскими, маликитскими, шафиитскими,
    ханбалитским) и несуннитскими (шиитским, вахбитским, зейдутским, абадитским). Наличие различных ветвей в исламе обусловливает аналогичную дифференциацию в праве, объеди- нение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Каждый толк, как пра- вило, «обрастает» определенным комплексом норм, принятых в соответствии с избранными религиозными постулатами. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциа- ции правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями. В частности, существует отрасль
    «право личного статуса», регулирующая семейные, наследственные и некоторые другие отно- шения; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муама- лат, закрепляющая гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм
    – сфера государственного и административного права; международное право (сийар).
    Все поступки в мусульманском праве подразделяются на пять основных категорий: обя- зательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В основе данной клас- сификации лежат соответствующие религиозно-нравственные оценки тех или иных актов поведения. Нормы мусульманского права могут быть также классифицированы (с точки зрения их общности) на нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических обобщений, и казуальные нормы, возникавшие, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы сунны).

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    303
    § 5. Социалистическая правовая система
    Происхождение социалистической правовой системы
    Социалистическая правовая система возникла в России в 1917 г. Причины ее форми- рования обусловлены не особенностями юридического сознания народа, правовой доктрины,
    источников и структуры права, а марксистско-ленинской идеологией, ее принципами полити- ческого устройства общества. Отсюда главные отличия возникшей в начале XX в. правовой системы от традиционных правовых семей лежат в сфере содержания правовых норм.
    В Советской России и других странах социалистической правовой системы получили правовое воплощение следующие идеи:
    • централизованного управления экономикой, хозяйственными отношениями, что повлекло за собой использование императивных норм, плановых регуляторов, детальной регламентации гражданских договоров, правового положения имущества и полномочий субъ- ектов;
    • обобществления собственности, создания государственной, «общенародной» собствен- ности как основы экономики;
    • национализации предприятий, банков, хозяйственного имущества, а в некоторых стра- нах – земли, других объектов недвижимости;
    • регулирования меры труда и потребления и, как следствие, создания социально-право- вых институтов нормирования трудовой деятельности и распределения социальных благ.
    Вмешательство государства во все сферы жизни общества привело к постепенному отми- ранию частного права и доминированию публично-правовых институтов. Идеологическим обоснованием данного процесса стал тезис В. Ленина о том, что Советское государство не признает ничего частного. Многие институты гражданского права, в том числе институт соб- ственности, приобрели публично-правовой характер, важнейшие виды хозяйственных догово- ров заключались и реализовались на административно-плановой основе.
    В уголовном и административном праве приоритетно защищалась государственная соб- ственность, действовали запреты на занятие частной предпринимательской деятельностью,
    валютными операциями, коммерческим посредничеством и т. д. предусматривались серьез- ные санкции за антисоветскую агитацию и пропаганду, распространение сведений, порочащих социалистический строй, преследовались действия, противоречащие коммунистической нрав- ственности.
    Упрощались процедурные формы, ограничивались права обвиняемых и подсудимых на защиту. Результатом же стали формирование обвинительного уклона, идеологизация судеб- ного производства, отказ от использования суда присяжных.
    В то же время социалистической правовой системе присущи определенные достижения.
    К их числу можно отнести:
    • глубокую теоретическую и практическую проработку вопросов пользования, владения,
    распоряжения государственным имуществом (включая право хозяйственного ведения, опера- тивного управления);
    • внедрение в мировую юридическую практику институтов планово-правового регу- лирования экономических отношений, гражданско-правового института поставки, норма- тивно-правовых форм защиты наемных работников, обеспечения гарантированного права на труд, бесплатного образования и др.
    В настоящее время к семье социалистической правовой системы относятся Китай, Вьет- нам, КНДР, Куба.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    304
    § 6. Система обычного права
    Под системой обычного (традиционного) права понимается существующая в странах экваториальной, южной Африки и в Мадагаскаре форма регламентации общественных отно- шений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошед- ших в привычку населения социальных норм (обычаев). Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-герман- ского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за преде- лами городов.
    Многочисленные народности Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить един- ство, сплоченность социальной группы (трибы, рода, деревни), уважение памяти предков,
    связь с окружающей природой, духами, другими сверхъестественными силами. Мифический характер обычаев, их плюрализм (множественность), неформализованность и разрозненность не позволяют эффективно использовать их для создания национальных правовых систем по типу европейских.
    Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей. В настоящее время лидеры независимых африканских государств осуществляют систематизацию действующих обычаев, включают их в отраслевые кодексы, иные норматив- ные акты, но при этом нередко игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей, социальных групп.
    Такие же трудности возникают при создании судебных органов власти и формировании судебного процесса. Суд, призванный (с точки зрения европейской правовой традиции) решать споры между равными и независимыми участниками, оказывается чужеродным для трибы,
    клана, где каждый житель является частью единой социальной группы, связан с другими ее представителями и где внутренние конфликты решаются не путем признания права того или другого лица, а путем их примирения. Таким образом, современное состояние правового раз- вития Африки можно охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух правовых культур: законодательно-прецедентной европейской и обычно-правовой африканской.

    Д. А. Шевчук. «Теория государства и права: конспект лекций»
    305
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   35


    написать администратору сайта