Дисциплине Истории и философия науки
Скачать 1.88 Mb.
|
что только на этом пути можно найти ключ к пониманию природы самого человека. Че- ловек должен стремиться к единству с природой, которое обогащает и расширяет его внутреннюю жизнь. Подобные идеи развивал и Н.А. Умов, подчеркивая, что «человек может мыслить себя как часть, как одно из преходящих звеньев Все- ленной». Он также полагал, что антропоцентрическое миросозерца- ние разрушается, освобождая место антропокосмизму. Идея взаимосвязи человека и космоса с особой силой звучала в ра- ботах К.Э. Циолковского, который даже называет одну из них «Кос- мическая философия». «Весь космос обусловливает нашу жизнь», — писал он, — все непрерывно и все едино». «Вселенная не имела бы смысла, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувст- вующим миром». Циолковский не просто указывает на взаимосвязь человека и космоса, но подчеркивает зависимость человека от него. «...Трудно предположить, чтобы какая-нибудь его (космоса) часть не имела рано или поздно на нас влияние» 30 Эта идея — влияния как ближнего, так и дальнего космоса на жизнь человека — достаточно подробно анализировалась А.Л. Чижевским, ко- торый полагал, что наше научное мировоззрение еще далеко от истори- ческого представления о значении для органического царства космичес- ких излучений. Однако ряд достижений науки XX в., по мнению Чижевского, позволяет сделать вывод, что «в науках о природе идея о единстве и связанности всех явлений в мире и чувство мира как недели- мого целого достигли в наши дни особой ясности и глубины». Чижев- ский противопоставляет свою точку зрения существующему мнению, Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры.. 365 что «жизнь есть результат случайной игры только земных сил» 31 . Для не- го жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики космоса на инертный материал Земли. Человек не только земное существо, отмечал он, но и космическое, связанное всей своей биологией, всеми молекула- ми, частицами своих тел с космосом, с его лучами, потоками и полями. В этом смысле вовсе не случайным выглядит влияние солнечной энергии на протекание жизненных процессов. Чижевский одним из первых исследователей обосновал эту идею конкретными научными фактами. В частности, он проанализировал корреляции между солнеч- ной активностью и пиками эпидемических заболеваний и показал, что солнечная активность выступает своеобразным регулятором течения эпидемических процессов. Это, конечно, не означает, что «состояние солнцедеятельности является непосредственной причиной эпидемиче- ского распространения тех или иных болезней», но активность Солнца «способствует их быстрому назреванию и интенсивному течению» 31а В сциентистской традиции русского космизма проблема единого ми- ра и единого знания о мире нашла свою наиболее значительную разра- ботку в концепции В.И. Вернадского. Как и другие космисты, Вернад- ский отмечал, что антропоцентрическое представление не совпадает с тем реальным выявлением космоса, который охватывается научной ра- ботой и научной мыслью исследователя природы, что в науке нет до сих пор ясного сознания, что явления жизни и явления мертвой природы, взятые с геологической, т.е. планетарной, точки зрения, являются прояв- лением единого процесса. Вместе с тем, по его мнению, биологи не должны забывать, что изучаемый ими мир жизни является неразрывной частью земной коры и оказывает на нее активное обратное влияние, из- меняя ее. Они не должны рассматривать жизнь в отрыве от эволюции це- лостного космоса. По его утверждению, такая установка явилась следст- вием того, что длительное время Вселенная казалась безжизненной. Основанием для таких настроений явилось утверждение в науке принци- па Коперника, а когда в первой половине XIX в. были получены число- вые данные о размерах Вселенной, казалось, что жизнь вообще раство- рилась в космическом пространстве, и постепенно стало утверждаться мнение, что малое значение жизни в мироздании является выводом из научных исследований. Однако по мере развития науки появляются ос- нования усомниться в бесспорности такого рода заключений 32 Вернадский, как и другие космисты, противопоставляет традици- онной позиции иную точку зрения. Он показывает, что в мировой эволюции жизнь выступает не случайным, а закономерным следстви- ем, что характер космического развития жизненных процессов обус- 366 Глава 7. Стратегии научного исследования в эпоху постнеклассической науки ловлен всем космическим целым. При таком рассмотрении жизнь вы- ступает уже как космическое явление. В.И. Вернадский рассматривает человечество как часть биосферы, которое оказывает на эту систему активное воздействие. Возникающее в процессе биоэволюции человеческое сознание становится особым фак- тором эволюции, значение которого возрастает с течением времени. Пе- рерастание биосферы в ноосферу является как бы логическим заверше- нием эволюции материи: все части развивающегося мира оказываются взаимосвязанными, и человек закономерно вписывается в этот мир. В русском космизме достаточно отчетливо осознавалась не только зависимость человека от космоса, но (что особенно важно) обратное влияние человека на окружающий мир. Соразмерность человека и ос- тального мира послужила основой для развитой русскими космиста- ми идеи о необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. В русском космизме обосновывались принципы нового отношения человека к природе. Фактически он достаточно близко подошел к осо- знанию тех проблем, которые впоследствии получили название гло- бальных. По крайней мере идея возможного экологического кризиса хотя и неявно, но довольно отчетливо звучала в работах представителей этого направления. Вовсе не случайно Н.Г. Холодный подчеркивал, что изменения, навязываемые человеком природе, имеют свои границы. Как существо разумное, человек должен предвидеть результаты своей деятельности, за которую несет ответственность. Интуитивное осозна- ние русским космизмом возможных глобальных противоречий между технократической деятельностью человека и гармонией космоса при- водило его к поискам выхода из возможного будущего неблагоприятно- го состояния, в которое может быть ввергнуто человечество. Практически каждый из космистов предлагал свой вариант буду- щего развития человечества. К.Э. Циолковский рисовал вполне идил- лическую картину: «...климат будет изменяться по желанию надобно- сти. Вся земля сделается обитаемой и приносящей великие плоды. Будет полный простор для развития как общественных, так и индиви- дуальных свойств человека. Техника будущего даст возможность изу- чить все планеты... несовершенные миры будут ликвидированы и за- менены собственным населением. Земля будет отдавать небесным колониям свой избыток людей... В конечном счете мы увидим беско- нечную Вселенную с бесконечным числом совершенных существ» 33 Более реалистические сценарии рассматривались в концепции В.И. Вернадского. Рассмотрение человека как особой геологической силы, способной радикально изменить мир, в котором он живет, при- Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры... 367 водили к выводу о возможных негативных последствиях деятельности человека, что может оцениваться как предвидение возможных гло- бальных экологических кризисов. Вместе с тем Вернадский оптимис- тично рассматривал перспективы человечества, связывая его будущее с процессами перехода биосферы в ноосферу и возрастанием регули- рующей роли человеческого Разума. Оригинальные размышления, предвосхищающие современную си- туацию глобальных кризисов, были предложены в «философии общего дела» Н.Ф. Федорова. Он гениально предостерегал от возможных по- следствий неразумного обращения с природой. «Человек сделал, по-ви- димому, все зло, какое только мог относительно и природы (истощения, опустошения, хищничество), относительно и друг друга (изобретение губительных орудий и вообще средств для взаимного уничтожения)». Все беды нашей жизни, по мнению Федорова, происходят из-за дисгар- монии человека и природы. Довольно ярко нарисовав картину «всезем- ного кризиса», он предложил свой проект решения проблемы «общего дела». Это «общее дело» выступает как управление стихийными силами природы. «В регуляции, в управлении силами слепой природы и заклю- чается то великое дело, которое может и должно стать общим». В реали- зации этого проекта Федоров в большей степени полагался на нравст- венную силу человека и силу его разума. «Космос нуждается в разуме для того, чтобы быть космосом, а не хаосом, — писал он. — Космос (ка- ков он есть, но не каковым он должен быть) есть сила без разума, а че- ловек есть (пока) разум без силы. Но как же разум может стать силой, а сила — разумом? Сила станет разумной тогда, когда разум станет управ- лять ею. Стало быть, все зависит от человека» 34 . В концепции Н.Ф. Фе- дорова «общее дело» представало как путь, ведущий человечество к еди- нению и обновлению на гуманистической, нравственной основе. Таким образом, в философии космизма достаточно отчетливо обо- значились два аспекта взаимосвязи человека и космоса. С одной сто- роны, человек выступал как фрагмент эволюционирующего космоса, его неотъемлемая часть, зависящая во всех своих проявлениях от кос- мического целого. С другой стороны, сам человек рассматривался в качестве фактора эволюции, развивая свои способности таким обра- зом, что, создавая новую технику и технологию, он начинал активно воздействовать на окружающий мир. И хотя на рубеже XIX—XX вв. вера в научно-технический прогресс была достаточно зримой и еще не проявлялись кризисные последствия технократического отноше- ния к миру, космисты предупреждали будущие поколения о возмож- ных негативных последствиях безудержной и ничем не ограниченной технологической эксплуатации природы. 368 Глава 7. Стратегии научного исследования в эпоху постнеклассической науки И все же космизм, несмотря на то что содержал оригинальные идеи и обладал большой прогностической силой, не получил широкого рас- пространения. Фактически он повторил судьбу многих философских концепций, продуктивные идеи которых значительно опережали свою эпоху. Однако в современной ситуации, когда человечество в конце XX — начале XXI столетия оказалось перед лицом экологического кризиса, поиск «общего дела» как регуляции отношений человека и остального мира приобретает уже приоритетное значение. Можно утверждать, что космизм как особое течение философской мысли оказывается созвучным современным исканиям новых жизнен- ных смыслов и идеалов, гармонизации человека и природы. Особо сле- дует подчеркнуть совпадение главных принципов философии космиз- ма и многих фундаментальных идей современной научной картины мира и ее мировоззренческих выводов. Космизм возвращает нас к це- лостному видению мира как единства человека и космоса. Он способен сыграть позитивную роль в синтезе идей, развиваемых в западноевро- пейской культурной традиции и в восточных философских системах, где человек изначально рассматривался как неотъемлемая часть Кос- моса. Соответственно, идеи космизма органично включаются в разра- ботку новой метафизики, которая могла бы стать философским осно- ванием постнеклассического этапа развития науки, обеспечивая дальнейшее развитие общенаучной картины мира в русле идеологии глобального эволюционизма, представлений о «человекоразмерных», исторически развивающихся системах и идеалов антропокосмизма. Открытый характер современной научной картины мира обнару- живает ее удивительную соразмерность не только принципам фило- софии русского космизма, но и многим мировоззренческим идеям, выработанным в традиционных восточных культурах. Наиболее от- четливо это проявляется при осмыслении в терминах синергетики и глобального эволюционизма ряда фундаментальных идей восточной философии, которые долгое время не находили адекватного понима- ния в европейской культурной традиции. Прежде всего это относится к представлениям о мире как о едином организме, различные части которого существуют в своеобразном ре- зонансном отношении друг к другу. Эта онтология имманентно полагала идеал гармонии человека и природы и их внутреннего единства. Стремление к единству нашло свое выражение в положении «одно во всем, и все в одном», которое было доминирующим принципом даосизма и конфуцианства. В буд- дизме оно выражено в учении о дхарме. Все элементы дхармы являют- ся чем-то однородным и равносильным; все они между собой связаны. Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры... 369 Для восточных культур, в частности древнекитайских философ- ских учений, характерным является представление о мире как об ог- ромном живом организме. Он не представлялся дуально разделенным на природный и человеческий мир, а воспринимался как органичес- кое целое, все части которого коррелятивно связаны и влияют друг на друга. Эта космология исключала противопоставление субъекта объ- екту и базировалась на признании двуединой природы вещей в соот- ветствии с моделью инь и ян. Последние представляли собой две пер- вичные силы, через которые выражалась двуполярность бытия: инь выступало как отрицательный полюс, олицетворяющий пассивное (женское) начало, и ян — как положительное, активное, созидатель- ное — (мужское) начало. Находясь во взаимосвязи как свет и тьма, инь и ян постоянно чередуются и взаимодействуют друг с другом. Концепция инь и ян лежала в основе понимания всеобщей взаимо- связанности явлений и их взаимного резонанса. «Все пронизывает единый путь — дао, все связано между собой. Жизнь едина, и стрем- ление каждой ее части должно совпадать со стремлением целого». Че- ловек, включенный в мир, должен ощутить мировой ритм, привести свой разум в соответствие с «небесным ритмом», и тогда он сможет постичь природу вещей и услышать «музыку человечества» 35 Сама идея ритмов мира, их воздействия друг на друга, включая рит- мы человеческой жизнедеятельности в процессе этого взаимодействия, для европейского ума долгое время представлялась не имеющей серьез- ной опоры в научных фактах, казалась чем-то мистическим и рацио- нально невыразимым. Однако в современной научной картине мира, ассимилирующей достижения синергетики, формируются новые пони- мания взаимодействия частей целого и согласованности их изменений. Выясняется, что в сложных системах особую роль начинают играть не- силовые взаимодействия, основанные на кооперативных эффектах. Для открытых, самоорганизующихся систем такие взаимодействия выступают конституирующим фактором. Именно благодаря им система способна переходить от одного состояния самоорганизации к другому, порождая новые структуры в процессе своей эволюции. Кооперативные свойства прослеживаются в самых различных саморегулирующихся си- стемах, состоящих из очень большого числа элементов и подсистем. Их можно обнаружить, например, в поведении плазмы, в когерентных из- лучениях лазеров, в морфогенезе и динамике популяций, в экономиче- ских процессах рыночного саморегулирования. Например, при опреде- ленных критических порогах энергетической накачки лазера возникает эффект испускания световой волны атомами: они действуют строго коррелятивным образом, каждый атом испускает чисто синусоидаль- 370 Глава 7. Стратегии научного исследования в эпоху постнеклассической науки ную волну, как бы согласуясь с поведением другого излучающего атома, т.е. возникает эффект самоорганизации. Сходные эффекты можно наблюдать в явлениях эмбрионального деления клеток, когда каждая клетка, находящаяся в ткани, получает информацию о своем положении от окружающих клеток, и таким об- разом происходит их взаимосогласованная дифференциация. «В экс- периментах, проведенных на эмбрионах, клетка центральной части тела после пересадки в головной отдел развивалась в глаз. Эти экспе- рименты показали, что клетки не располагают информацией о своем последующем развитии с самого начала (например, через ДНК), а из- влекают ее из своего положения в клеточной ткани» 36 Синергетика обобщает подобные ситуации кооперативных эф- фектов взаимодействия элементов и подсистем в сложных самоорга- низующихся системах. «Резонанс» функционирования частей в таких системах и наличие кооперативных эффектов рассматриваются ею в качестве одного из важных проявлений самоорганизации. Если с этих позиций вновь обратиться к идеям восточных филосо- фий о «резонансе» различных частей единого космического целого, то они обретают уже новое звучание, во всяком случае могут быть вос- приняты как мировоззренческая догадка, которая находит отклик в современных представлениях научной картины мира, реализующей «синергетический» подход к описанию различных процессов приро- ды, социальной жизни и человеческого духа. Можно привести и другие параллели между космологическими представлениями традиционных восточных культур и идеями синер- гетики, включенными в современную научную картину мира. В тра- диционных мировоззренческих системах Востока особую роль играло понятие небытия, которое воспринималось как вся полнота мира. Не- бытие трактовалось как реальность, из которой бытийственные ситу- ации (предметы, процессы, явления) как бы выплывают, повинуясь строгому ритму мирового развития, и затем, исчерпав себя, вновь воз- вращаются в небытие. Крайне интересно сопоставить эти идеи с фундаментальными представлениями синергетики о возникновении структур в нелиней- ной среде. Нелинейная среда как потенциально возможное поле структур, в которой они возникают и пропадают, является особой ре- альностью, порождающей данные структуры. Если мысленно пред- ставить бесконечное количество потенциально возможных структур в бесконечно сложной нелинейной среде, то по отношению к уже став- шим и исчезнувшим структурам она предстает в качестве аналога не- бытия, в котором заложена вся будущая полнота бытия. Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры... 371 Древневосточные представления о мире как целостном организме, в который включен человек, о резонансе между различными частями этого организма, формировали иной, чем в западной техногенной культуре, идеал человеческой деятельности. Понимание человека как демиурга, осуществляющего силовое преобразование объектов с целью подчинения их своей власти, было чуждо восточным культурам. Как подчеркивал Г. Гессе, люди, сфор- мированные в традициях этих культур, ставили перед собой ту же цель — умение управлять законами природы, но шли они к этому со- вершенно иными путями. «Они не отделяли себя от природы и не пы- тались насильственно вторгаться в ее тайны, они никогда не противо- поставляли себя природе и не были враждебны ей, а всегда оставались частью ее, всегда любили ее благоговейной любовью» 37 В китайской культурной традиции полагалось, что деятельность че- ловека по отношению к природе не должна носить характер насилия. Как отмечал Дж. Ниддам, сила в рамках данной традиции всегда при- знавалась малоперспективным образом действий. В китайской культу- ре человек ассоциировался с образом крестьянина, а не мореплавателя или скотовода (для которых характерна склонность к командованию и подчинению). «Но крестьянин, если он сделал все, что положено, вы- нужден ждать урожая. Одна из притч китайской философской литера- туры высмеивает человека из царства Сун, который проявлял нетерпе- ние и недовольство, глядя, как медленно растут злаки, и принялся тянуть растения, чтобы заставить их вырасти скорее» 38 В китайских учениях противопоставление силы ненасильственно- му действию получило развитие в терминах «вэй» и «у-вэй» (приложе- ние силы и недеяние). Недеяние (у-вэй) означало не отсутствие како- го-либо действия, а такое действие, которое позволяет природе развиваться собственным путем. «Совершенно мудрый, совершая де- ла, предпочитает недеяние. Осуществление недеяния всегда приносит спокойствие» 39 Показательно, что принцип «у-вэй», отвергающий способ дейст- вия, основанный на постоянном силовом вмешательстве в протека- ние природных процессов, в наше время довольно неожиданно начи- нает коррелировать с представлениями синергетики о возможных стратегиях управления сложными самоорганизующимися системами. Выясняется, например, что такого рода система, подвергаемая на- сильственному и активному силовому давлению извне, может не по- рождать новых состояний и новых структур, а будет «сбиваться» к прежним структурам. Но если она проходит через точку бифуркации, то небольшое энергетическое «воздействие-укол» в нужном прост- 372 Глава 7. Стратегии научного исследования в эпоху постнеклассической науки Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры... 373 ранственно-временном локусе оказывается достаточным, чтобы сис- тема перестроилась и возник новый тип структур 40 Как уже отмечалось выше, взаимодействие человека со сложными открытыми системами протекает таким образом, что само человечес- кое действие не является чем-то внешним, а как бы включается в си- стему, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний. Отсюда в стратегии деятельности оказывается важным определить пороги вмешательства в протекающие процессы и обеспечить за счет минимизированного воздействия именно такие направления разви- тия системы, которые позволяют избежать катастрофических послед- ствий и обеспечивают достижение человеческих целей. Принцип «у-вэй» ориентировал на весьма сходные стратегии пове- дения и деятельности человека. Он требовал почувствовать естествен- ные ритмы природного мира и действовать в соответствии с ними, позволяя самой природе развертывать свои внутренние потенции и выбирать такие пути развития процессов, которые согласуются с че- ловеческими потребностями. В древнекитайской философии подчеркивалось, что только у людей, «не осведомленных в истинных законах бытия», принцип «у-вэй» пони- мается как отсутствие действия, покорность и безропотность. Но у муд- рецов, развивших в себе понимание дао, «недеяние» означало не отсутст- вие действия, а естественное действие, соответствующее природе вещей. В связи с обсуждением идеалов человеческой деятельности важно выделить еще один чрезвычайно важный аспект в восточных учениях, который перекликается с современными поисками новых ценностей и стратегий человеческой жизнедеятельности. Речь идет о взаимосвязи нравственности и истины, достижение которой всегда провозглашалось целью научного знания. Вопрос об их соотношении постоянно обсуждался в западной фи- лософии, но ее решение было таковым, что процесс постижения ис- тины уже сам по себе полагался нравственным деянием. Научная революция в Европе, как подчеркивал Дж. Ниддам, обосо- била научную истину от этики, отчего мир стал более опасным, тогда как в восточных учениях такого обособления никогда не было. В них разви- валась более тонкая трактовка отношения истины и нравственности. Ис- тинное знание, с точки зрения восточных мудрецов, заключается не в ис- следовании объектов с целью овладения ими, а в достижении однобытия с миром. Познать вещь можно, только следуя дао, рассматриваемого как естественный путь вещей и одновременно как нравственный путь, кото- рый должен пройти человек. Дао открывается только нравственным лю- дям, и только оно способно привести людей к совершенству 41 Для того чтобы истина открылась человеку, ему необходимо нрав- ственное самовоспитание. Активность человека, направленная на по- стижение внешнего мира, и его активность, направленная на совер- шенствование своего внутреннего мира, должны быть согласованы и предполагают друг друга. Одной из древнейших и фундаментальных в китайской философии была идея космического значения моральных качеств человека. Размы- шляя о резонансе всех частей космоса, китайские мудрецы считали, что «от поведения человека, от его нравственности зависит порядок в космо- се, правильная смена времен года, жары и холода». Путь в образе дао, или неба, регулирует поступки людей. Но небо «может и повернуться лицом к человеку, и отвернуться от него». Не случайно китайцы говорят, что «не- бо действует в зависимости от поступков людей» 42 . Стихийные бедствия в Древнем Китае воспринимались как свидетельства неправильного правления, как показатель безнравственного поведения властителей. Конечно, если эти идеи понимать буквально, то они выглядят мисти- чески. Но в них скрыт и более глубокий смысл, связанный с требовани- ем этического регулирования познавательной и технологической дея- тельности людей (включая технологии социального управления). И в этом, более глубоком смысле они вполне созвучны современным поис- кам новых мировоззренческих ориентиров цивилизационного развития. Таким образом, в конце XX столетия, когда человечество оказалось перед проблемой выбора новых стратегий выживания, многие идеи, разработанные в традиционных восточных учениях, согласуются с воз- никающими в недрах современной техногенной культуры новыми цен- ностями и мировоззренческими смыслами, которые формируются в разных сферах этой культуры, включая научное познание. Развитие со- временной научной картины мира обосновывает в качестве своих ми- ровоззренческих следствий новые способы понимания мира, которые перекликаются с забытыми достижениями традиционных культур. Можно констатировать, что развитие современной научной картины мира органично включено в процессы формирования нового типа пла- нетарного мышления, основанного на толерантности и диалоге культур и связанного с поиском выхода из современных глобальных кризисов. Приобретая открытый характер, научная картина мира вносит свой вклад в процессы синтеза различных культур. Она соединяет новые под- ходы, возникшие на почве развивающейся научной рациональности, всегда выступавшей ценностью техногенной (западной) цивилизации, с идеями, разработанными в совсем иной культурной традиции и возник- шими в восточных учениях и в «космической философии». Современ- ная научная картина мира включена в диалог культур, развитие которых 374 Глава 7. Стратегии научного исследования в эпоху постнеклассической науки до сих пор шло как бы параллельно друг другу. Она становится важней- шим фактором кросскультурного взаимодействия Запада и Востока. Рациональность в современной культуре. Наука и псевдонаука Современное развитие науки все более отчетливо демонстрирует ее социокультурную размерность. Наука взаимодействует с различными формами знания, получаемыми в других областях познавательной де- ятельности — в искусстве, философии, морали, правовом и полити- ческом дискурсе, в сфере обыденного познания и т.д. Такого рода зна- ния можно обозначить как вненаучные, поскольку они не являются результатами собственно научного исследования, генерируются в других областях культуры. В проблеме соотношения науки и вненаучных знаний имеется осо- бый аспект, который сегодня становится чрезвычайно актуальным при анализе взаимодействия науки и современного обыденного сознания, формируемого массовой культурой. Речь идет о возрождении под видом новых научных направлений различного рода псевдонаучных, эзотери- ческих знаний, а зачастую просто шарлатанства. Пропагандируемые средствами массовой информации, они создают особые состояния мас- сового сознания, разрушая его рациональную составляющую, порождая различного типа нереализуемые ожидания, направления и конфликты. Философский анализ современных отношений науки и псевдонауки требует выяснения особенностей научного знания, критериев его отличия от вненаучных знаний, различения вненаучных знаний и псевдонауки. У человека, занимающегося научной деятельностью, всегда есть ин- туитивные представления о том, что является научным, а что — внена- учным. Эти представления во многом определяются принятой им сис- темой идеалов и норм научности: идеалов и норм объяснения и описания, доказательности и обоснования знаний, их построения и ор- ганизации. Частично они фиксируются посредством методологических принципов науки, но в большей части демонстрируются на образцах знаний. Ученый, усваивая необходимые знания и методы в процессе своей профессиональной подготовки, одновременно усваивает образцы доказательств, обоснований, проверок, способов получения теории и фактов. В результате у него складывается интуиция, определяющая его понимание научности. В этом интуитивном понимании оказываются сплавленными несколько уровней смыслов. Здесь уместно напомнить о внутренней смысловой структуре идеалов и норм науки. Во-первых, это уровень, учитывающий специфику предмета той или иной дисципли- Рациональность в современной культуре. Наука и псевдонаука 375 ны, особенности изучаемых ею объектов. На этом уровне возникает раз- личие в понимании идеалов научности, например, естествоиспытателей и гуманитариев. Во-вторых, уровень смыслов, выражающих общие чер- ты науки соответствующей исторической эпохи. На этом уровне можно установить различие в понимании идеалов и норм разных исторических этапов развития науки (например, различие норм объяснения и описа- ния в классическом и неклассическом естествознании). Наконец, в-тре- тьих, это глубинный уровень смыслов, определяющий общее, что есть в науке разных дисциплин и разных эпох. Именно на этом уровне фикси- руются характеристики, отличающие науку от других форм знания. Но чтобы выявить их, простой интуиции ученого недостаточно. В интуиции склеены все смысловые уровни идеалов и норм научности. А их следует различать, нужен особый методологический анализ, сопо- ставляющий разные этапы исторического развития науки в различных дисциплинах. Общие, инвариантные принципы, выражающие идеалы научности, существуют, и их разделяют представители различных наук. Все мы отличаем знания от мнений. Все считаем, что знание должно быть обосновано и доказано. Имея дело с процедурой доказательства, мы соглашаемся, что знание должно быть непротиворечиво. Мы допус- каем, что научные представления могут быть уточнены и пересмотрены, но при этом понимаем, что имеется преемственность в развитии знания. Пересматривая свои представления о мире, наука не отбрасывает прежних фундаментальных теорий, а лишь определяет границы их применимости. Даже обнаружив, казалось бы, целиком неверные представления в прежней картине мира, она выявляет в ней рацио- нальные элементы, обеспечивающие рост эмпирического и теорети- ческого знания. Все эти принципы научного исследования выступают своеобразной конкретизацией двух фундаментальных характеристик науки — установки на получение предметного и объективного знания и установки на непрерывное приращение этого знания. Есть такие аспекты человеческого опыта, которые необходимы для воспроизводства и развития социальной жизни, но которые не может выразить наука. Их выражают вненаучные знания, и они имеют со- циокультурную ценность. В свое время Р. Фейнман — известный фи- зик, лауреат Нобелевской премии — сказал в шутку (в которой боль- шая доля правды), что не все ненаучное плохо, например любовь. Само по себе вненаучное знание, выражающее различные формы че- ловеческого опыта, не является опасностью для науки. Наука может взаимодействовать с этими знаниями, может анализировать их свои- ми средствами. Что же касается псевдонауки, то она мешает научному исследованию, она вроде вируса, который чужд науке, но маскирует- 376 Глава 7. Стратегии научного исследования в эпоху постнеклассической науки ся под нее и, внедряясь в науку, может привести к опасным деформа- циям ее исследовательской деятельности. Поэтому следует различать вненаучное знание и псевдонауку. Понятие псевдонауки фиксируется посредством множества терминов: девиантная наука, паранаука, ан- тинаука, лженаука. Что же обозначают этими терминами? Здесь уме- стно выделить два блока концепций и верований, которые не просто сосуществуют рядом с наукой, а претендуют на научный статус. Пер- вый из этих блоков составляют различные эзотерические и мистичес- кие учения и практики — их сегодня пытаются истолковать в качест- ве своего рода научных знаний и описать в наукоподобных терминах. Такие знания и практики всегда были в культуре, их можно и нужно изучать научными методами, но сами они не являются наукой. Одна- ко сегодня есть тенденция придать практикам магов, колдунов, экс- трасенсов статус науки (например, парапсихология, альтернативная медицина). Эти практики описываются в терминах биополя, воздей- ствия биополей на организм и т.п. Предлагается особая картина мира, альтернативная современной научной. При этом постоянно смешива- ются два разных подхода и класса понятий: с одной стороны, понятия электромагнитного воздействия на живое (клетки, организмы), с дру- гой — понятия биополя как особого поля, несводимого к известным науке полям. Изучение электромагнитных полей, генерируемых клет- ками и многоклеточными организмами, — это, бесспорно, область научной проблематики, где сделан ряд открытий, в том числе и наши- ми учеными (исследования академика К.В. Гуляева). Но предлагае- мые концепции биополя и стремление ввести в состав науки практи- ку экстрасенсов и магов выходят за рамки науки. Этот блок антинаучных концепций рождается как результат перено- са представлений из соседствующего с наукой обыденного знания, ма- гии и религиозного опыта в сферу науки и маскируется под науку. С чем связана эта маскировка? Почему религиозно-мифологический опыт на- чинает сейчас выступать в обличий научной терминологии и подается как форма научного знания? Это связано с особым статусом науки в культуре техногенной цивилизации, которая пришла на смену традици- оналистским обществам. Наука активно участвует в формировании ми- ровоззрения людей современного общества, а ее нормативные структу- ры, способы доказательства и ее знания выступают как основа принятия решений в самых различных областях деятельности. Доминирующая ценность научной рациональности начинает оказывать влияние на дру- гие сферы культуры. Религия и миф часто модернизируются под ее вли- янием. И тогда на границе между ними и наукой возникают паранауч- ные концепции, которые пытаются найти себе место в науке. Рациональность в современной культуре. Наука и псевдонаука 377 Теперь о втором блоке антинаучных концепций. Истоки его — внутри самой науки. Часто многие ученые, увлеченные той или иной идеей, претендуют на радикальное изменение научной картины мира, не имея на то достаточных оснований. Тогда используют апелляцию к власти, обращение через СМИ к общественному мнению, которые начинают поддерживать это «открытие». Идет борьба за престиж и пе- рераспределение денег. Но такие люди не обязательно прагматич- ны — они могут быть убеждены, что сделали переворот в науке, хотя этого никто и не признает. В истории науки можно обнаружить нема- ло примеров такого рода неадекватных убеждений. Так, еще в XIX — начале XX в., когда было открыто рентгеновское излучение, в науке возникло целое направление поиска новых типов излучений. Французский ученый Блондло объявил об открытии им принципиально нового типа излучения — так называемых N-лучей. По его мнению, некоторые металлы, например алюминий, излучают N-лучи самопроизвольно, эти лучи усиливают при определенных ус- ловиях освещенность окрашенных поверхностей. Все газеты Парижа писали «о выдающемся открытии Блондло». Ему даже дали золотую медаль Парижской академии. А разоблачил его известный экспери- ментатор Р. Вуд, который попросил Блондло продемонстрировать его опыты. В процессе демонстрации Вуд незаметно взял алюминиевую призму, которая якобы была источником N-излучений, и положил ее себе в карман — а Блондло между тем все повторял, что по-прежнему регистрирует излучение. После разоблачения ему пришлось вернуть золотую медаль, и от пережитого стресса он сошел с ума, окончив жизнь в психиатрической клинике. Этот пример свидетельствует, что многие авторы лженаучных представлений могут искренне заблуж- даться, маниакально настаивая на своих псевдооткрытиях. К псевдонауке можно отнести не только случаи, когда непроверен- ные, экспериментально недоказанные факты начинают внедряться в сознание людей и претендуют на изменение научной картины мира. Ис- тория науки знает также и примеры псевдотеоретических концепций, которые претендовали на роль фундаментальных теорий и даже пыта- лись с помощью власти монопольно доминировать в науке. Известная история с «лысенковщиной», ее борьба с генетикой, запрет на примене- ние в биологии физико-химических методов исследования наследст- венности — все это достаточно яркий пример антинаучных концепций. Конечно, отсюда не следует, что все факты, которые Лысенко и его сто- ронники пытались использовать в своих построениях, также нужно от- бросить: если это были реальные факты, то они должны получать интер- претацию в рамках научных теорий. Наука не гарантирована от ошибок 378 Глава 7. Стратегии научного исследования в эпоху постнеклассической науки и заблуждений. Поэтому критическое отношение к полученным резуль- татам, их обоснование, проверка и перепроверка обязательны для науч- ного творчества. Антинаучные концепции, возникающие внутри самой науки, могут подпитываться некритической позицией исследователя по отношению к собственным идеям и его недостаточной философско-методологичес- кой эрудицией. Бывает, что специалисты в узкой области пытаются вы- дать свои результаты, принесшие успех при решении частных задач, за фундаментальное знание и даже предлагают изменить сложившуюся научную картину мира. При этом они широко используют различные спекуляции натурфилософского характера. Вот один из примеров. В конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. член-корреспондент Белорусской академии наук А. Вейник напечатал ряд одиозных книг, в которых изла- гал некую «общую теорию движения». Истоком его притязаний было применение им формул теории электрического потенциала при реше- нии ряда задач термодинамики литья. Он посчитал, что открыл универ- сальные формулы, описывающие любой вид движения. И с этих пози- ций объявил о революционных изменениях в науке. В написанном им учебном пособии по физике все прежние знания предлагалось по-ново- му сформулировать, а поскольку в эти формулировки не укладывалась почти вся современная физика, то теория относительности, квантовая механика были отброшены как не соответствующие новому подходу. Характерно, что для обоснования этого подхода Вейник использовал идею Энгельса о формах движения материи. Но предложил ее обоб- щить. Кроме механической, физической, биологической и социальной форм движения он ввел осязательную, зрительную, обонятельную, зву- ковую и предложил их описывать своей формулой. Показательно, что на критику он отвечал примерно так: «В науке революционные идеи признаются не сразу, но пройдет время и выяснится, что за моими иде- ями будущее». Такого рода «аргументация» часто используется адептами различных псевдонаучных концепций и современными изобретателями вечного двигателя. Совершенно очевидно, что подобные «революционеры» со- здают неадекватные образы самой науки. Все великие перевороты в на- уке начинались не с того, что кто-то заявлял, будто создал новую науку, которая все переворачивает сверху донизу и отбрасывает старое. Когда Эйнштейн создавал свою теорию, то начал с решения реальной пробле- мы и очень скромно озаглавил статью «К электродинамике движущих- ся тел», в которой излагались основы теории относительности. Эйн- штейн вошел в науку с новыми результатами, которые вписывались в научную традицию, хотя многое ломали в прежней картине мира. Это Рациональность в современной культуре. Наука и псевдонаука 379 очень важный критерий: если некто претендует на новое видение, от- брасывая теории, апробированные в науке, полагая, что они недействи- тельны, то это сигнал, что скорее всего мы имеем дело с антинаучной концепцией. Потому что можно переписать в новом языке старые тео- рии, и это так всегда делается, но при этом обязательно сохраняется их содержание, связанное с законами, которые объясняли и предсказыва- ли опытные факты. И конечно же предлагаемые новые теории и кон- цепции должны быть внутренне непротиворечивы. Можно выделить две группы причин, которые в настоящее время обостряют проблему соотношения науки и псевдонауки. Первая — это причины социального характера, связанные с поиском новых ценностей в процессе диалога культур и с определенными изменени- ями статуса науки в условиях современного постиндустриального раз- вития; вторая группа — это причины внутреннего характера самой на- уки, связанные с запаздыванием процессов интеграции все более дифференцирующегося научного знания. Процесс расширения поля мировоззренческих аппликаций совре- менной науки, который превращает ее в один из важных факторов ди- алога культур, вместе с тем создает опасности появления различных маргинальных антинаучных концепций под видом нового развития на- уки. К ним можно отнести попытки прямолинейного переноса различ- ных мистических идей древневосточных культур в современную науку. Например, древневосточные практики изменения состояния сознания трактуются как свидетельства существования параллельных миров, возможности прямого общения с внеземными цивилизациями и т.п. Особое место в комплексе причин, порождающих антинаучные и псевдонаучные знания, занимает специфика менталитета современно- го постиндустриального мира. Он все более разительно отличается от мира индустриальной эпохи. Как отмечал Дж. Холтон, в эпоху «класси- ческого модерна», т.е. в XIX — первой половине XX в., сформировался особый идеал деятельности, который требовал особых людей, способ- ных следовать твердому распорядку, соблюдать сложившиеся правила и нормы, принимать решения на базе объективных данных и рациональ- ного анализа, подчиняться авторитету, который узаконен не сакрально, а только за счет профессиональных достижений. Таким был тип пове- дения. Его описывал еще М. Вебер. Он характеризовал его как образ «железной клетки», которая ограничивает своеволие человека. Ныне этот «образ клетки» во многом изменен и размыт. Э. Гелнер, известный немецкий исследователь, применил другой образ. Сейчас на место «железной клетки» приходит «резиновая клет- ка», т.е. мягкие формы регуляции. Гелнер писал, что образ «резиновой 380 Глава 7. Стратегии научного исследования в эпоху постнеклассической науки клетки» подходит больше к современному обществу, в котором рацио- нальная мысль и воплощающие ее виды деятельности все более сжи- маются, так как доля населения, которая занимается этими видами, постоянно уменьшается. Все большей оказывается доля населения, которая предпочитает легкие занятия. Это те, которых на Западе на- зывают «людьми потребительского общества». Они ориентированы не столько на профессиональную деятельность и достижение успеха, сколько на развлечения, личные формы досуга и не хотят подчинять- ся жестким правилам. И когда эти люди вынуждены следовать таким правилам, то жизнь для них уже далека от идеала. Философия постмодернизма пытается представить этот образ жизни нормативом будущего. В потребительском обществе можно заработать большие деньги, не занимаясь наукой, которая требует колоссального самоограничения. В свое время известный педагог К.Д. Ушинский пи- сал, что мыслить тяжело, а фантазировать легко. Люди, занимающиеся наукой, выпадают из сферы развлечений, поэтому наука не считается ныне привлекательной. Западные социологи констатируют, что люди сейчас не стремятся в науку, что статус ее значительно упал по сравне- нию с тем, каким он был даже в начале XX в. Хотя в науку еще верят. Но больше верят в технологии. К ним относятся с благоговением. У массы людей формируется особый тип мышления, который под- держивается СМИ, обслуживающими потребительское общество. Это так называемое «клиповое сознание», когда мелькает калейдо- скоп восприятий, впечатлений, где нет четкой логики, отсутствуют рациональные основания. «Клиповое мышление» делает людей очень восприимчивым ко всяким чудесам, тайнам и т.д. Люди верят во что угодно. Дж. Холтон приводит такой пример: было опубликовано фо- то президента Буша с «пришельцем из Космоса». Это был фотомон- таж, но, когда проводился опрос, оказалось, что большинство людей верили, что Дж. Буш общается с «пришельцами». В Америке вера в НЛО стала разновидностью религии. Существуют и внутринаучные факторы, которые ослабляют реакции отторжения псевдонаучных концепций. Наука сейчас такова, что про- цессы дифференциации явно опережают процессы интеграции. Она разделена на области, которые плохо стыкуются между собой. Часто ученый-специалист говорит на таком языке, который не понятен его коллеге-ученому из соседней области науки. И поэтому рецидивы деви- антной науки, типа эффекта Блондло, возникая в одной области, уче- ным из других областей знания могут приниматься на веру: Блондло же был специалист, он был физиком-экспериментатором, и ему вполне мог поверить исследователь из совсем другой области научного знания. Рационапьность в современной культуре. Наука и псевдонаука 381 Как же бороться с лженаукой? Можно солидаризироваться с Дж. Холтоном, который писал, что открытое разоблачение лженау- ки в СМ И — это важно, но не решает проблемы. А решает ее отлажен- ная система образования, основанная на преподавании фундамен- тальных наук 43 Рост паранаучного знания, как и откровенный антисциентизм, выступает одним из проявлений кризиса современной цивилизации. Без науки человечеству не справиться с нарастающими глобальными проблемами. Возможное изменение типа цивилизационного разви- тия предполагает не просто отбрасывание всех ценностей техноген- ной культуры, а их модернизацию и преемственность. Это в первую очередь относится к научной рациональности как фундаментальной ценности современной культуры. Источники и примечания 1 См.: Моисеев Н.Н. Логика универсального эволюционизма и коопера- тивность//Вопросы философии. 1989. № 3. С. 53; его же. Стратегия разума// Знание — сила. 1986. № 10. 2 Силк Дж. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной. М., 1982. С. 16-17. 3 Фридман А.А. Мир как пространство и время. М.. 1965. 4 Гут А. Г. Стейнхардт П.Дж. Раздувающаяся Вселенная //В мире науки. 1984. № 7 . С. 59. 5 Там же. С 59. 6 Линде АД. Раздувающаяся Вселенная // Успехи физ. наук. 1984. Т. 144. Вып. 2. С. 177-214. 7 Картер Б. Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии //Космология: теория и наблюдения. М., 1978. С. 370. 8 Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующих- ся системах и устройствах. М., 1985. С. 9. 9 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. С. 47. 10 Там же. С. 54-55. 11 Там же. С. 17-18,28-29,386. 12 Jantsch E. The Self-organizing universe: science a human implications of the emerging paradigm of evolution. Oxford. 1980. P. 19. 13 См.: Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышле- ния. Киев, 1991. С. 7. 14 Казютинский В.В. Концепция глобального эволюционизма в научной картине мира // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М., 1986. С. 70. 382 Глава 7. Стратегии научного исследования в эпоху постнеклассической науки 15 Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планет- ное явление. М, 1977. С. 14—15. 1 6 Там же. С. 13, 18-19. 17 Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. 1944. Т. XVIII. Вып. 2. С. 117, 144-115; его же. Проблемы биогео- химии. М., 1934. С. 82. 18 Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. № 6 . С. 4 0 - 4 1 . 19 Сноу Ч. Две культуры. М., 1973. С. 21—43. 20 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1980. С. 383. 21 Prigogine /., Stengers 1. La nouvelle alliance: Metamorphose de la science. P., 1981. P. 296. 22 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 124. 23 Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. М.; Л., 1940. С. 176. 2 4 Один мир для всех. М., 1990. С. 23—33, 82. 25 Laslo E. Introduction to System Philosophy. N.Y., 1972. P. 281. 26 Prigogihe /., Stengers I. Op. cit. P. 173, 296. 27 Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992. С. 85, 131. 2 8 Швырев В. С. Рациональность как ценность культуры // Вопросы фило- софии. 1992. № 6 . С. 98. 29 Холодный Н.Г. Избр. труды. Киев, 1982. С. 187. 30 Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. Тула, 1986. С. 78, 302, 378. 31 Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М, 1976. С. 24—27. 3 1 а Т а м ж е . С. 246. 32 Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978. С. 12, 31—33, 40—43. 33 Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. С. 287—290. 3 4 Федоров Н.Ф. Соч. М., 1982. С. 55, 58—59, 535. 3 5 Древнекитайская ф и л о с о ф и я . М., 1972. Т. 1. С.26. 3 6 Хакен Г. Синергетика. М., 1985. С. 1 9 - 3 8 . 3 7 Гессе Г. Игра в бисер. М., 1969. С. 445. 3 8 Ниддам Дж. Общество и наука на Востоке и на Западе // Наука о науке. М., 1966. С. 159-160. 3 9 Древнекитайская ф и л о с о ф и я . М., 1972. Т. 1. С. 115—116. 4 0 Курдюмов СП. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М , 1990. 4 1 Древнекитайская ф и л о с о ф и я . Т. 1.С. 114, 119—121, 128. 4 2 Го Юй. Речи царств. М., 1987. С. 298. 4 3 Холтон Дж. Что такое а н т и н а у к а ? / / Вопросы ф и л о с о ф и и . 1992. № 2. СОДЕРЖАНИЕ \ i Введение. Предмет философии науки 5 Глава 1. Основные этапы развития философии науки 13 Позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Дж.С. Милля (первый позитивизм) 15 Эмпириокритицизм (второй позитивизм) 24 Неопозитивизм (третий позитивизм) 41 Развитие философии науки во второй половине XX в 56 Глава 2. Научное познание в социокультурном измерении 91 Место и роль науки в культуре техногенной цивилизации 91 Специфика научного познания 105 Генезис научного познания 119 Глава 3. Структура научного познания 156 Эмпирический и теоретический уровни научного исследования 156 Структура эмпирического исследования 163 Структура теоретического исследования 180 Основания науки 191 Глава 4. Философия и наука 209 Философия как рефлексия над основаниями культуры 209 Прогностические функции философского знания 222 Глава 5. Динамика научного исследования 229 Взаимодействие научной картины мира и опыта 229 Формирование частных теоретических схем и законов 239 Логика построения развитых теорий в классической науке 248 Особенности построения развитых, математизированных теорий в современной науке 257 Глава 6. Научные революции и смена типов научной рациональности 267 Феномен научных революций. Внутридисциплинарные революции 267 Научные революции и междисциплинарные взаимодействия 285 Глоб&чьные научные революции как изменение типа рациональности 308 Глава 7. Стратегии научного исследования в эпоху постнеклассической науки 331 Универсальный эволюционизм — основа современной научной картины мира 331 Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития 354 Рациональность в современной культуре. Наука и псевдонаука 374 Учебное издание Степин Вячеслав Семенович Философия науки Общие проблемы Учебник Редактор В. И. Евсевичев Корректор В. С. Антонова Внешнее оформление Н. Д. Горбуновой Компьютерная верстка С. С. Вогтриковой Изд. лиц. № 066160 от 02.11.98. Подписано в печать 24.10.2005. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Гарнитура NewtonC. Усл.-печ. л. 24. Тираж 5000 экз. Заказ № 959 УИЦ «Гардарикп» 101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1. Тел.: (095) 921-0289; факс: (095) 921-1169 E-mail: grd@aha.ru E-mail: gardariki@mtu-net.ru Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфкомбинат» 143200, г. Можайск, ул. Мира, д. 93 |