Гурулева Л.В. Диссертация. Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме
Скачать 347.9 Kb.
|
Глава 1. Теоретические и практические основы гражданского и патриотического воспитания в старшем школьном возрасте § 1. Гражданственность и патриотизм в исторической ретроспективе и современном воспитании Понятие патриотизм как появление содержит многолетнюю ситуацию. К примеру, патриотизм считается особой чертой в Риме и был реализован на гражданско-общинных связях и соотносился с ключевыми моральными ценностями римлян7. Патриотизм – составная доля социального сознания в критериях формирования цивилизации или же страны. Во всевозможное время у каждого народа по-разному присутствует проявление патриотизма с его сутью, формами и содержанием. Свойственные патриотизму особенные черты остаются буквально постоянными несмотря на то, собственно, что патриотизм по причине нахождения под неизменным воздействием наружных и внутренних моментов считается мнением довольно изменчивым. Патриотизм (от греч. patriotes – соотечественник, от patris – родина, отечество) – любовь и приверженность к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их заинтересованностями, отстаивать от врагов8. Патриотизм считается многогранным проявлением, которое представляет собой одну из важных и непреходящих ценностей общества. Патриотизм интегрирует для себе не лишь только духовно-нравственные, культурные и исторические нюансы, но и общественные, политические и идейные составляющие компоненты. Понятие патриотизма в первую очередь рассматривается как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, одно из высочайших эмоций человека, важная и значимая ценность, свойственная всем сферам жизни общества и государства. Патриотизм выступает в качестве необходимого элемента духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации9. Более того, является, собственно, что патриотизм зарождается и складывается в личности как ощущение, связанное с мировоззрением родного края, близкого окружения в раннем возрасте10. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в более зрелом возрасте патриотизм как приверженность к Родине подразумевает согласие и высокий уровень духовности, гражданственности и общественной энергичности личности, которая, в свою очередь, в процессе собственной жизнедеятельности осуществляет общественно-полезную работу на благо Отечества. Таким образом, проявление патриотизма считается необходимым духовным состоянием личности, так как подразумевает под собой готовность к самореализации на благо родного государства. Нельзя не показать на то, что патриотизм считается фундаментом социального и муниципального строения, включая в себя идеологическую базу. На сегодняшний день понятие патриотизма включает в себя большое количество трактовок и обликов по разным причинам. Г.В. Станкевич символически выделяет шесть трактовок патриотизма, которые дополняют почти все специалисты: – возвышенно-эмоциональный патриотизм; – активно-деятельностный патриотизм; – патриотизм как социальное явление; – государственный патриотизм; – личностный патриотизм; – духовно-религиозный патриотизм11. 1. Возвышенно-эмоциональный патриотизм – это возвышенное ощущение любви к Родине, которое включает в себя приверженность к родному краю, природе и родному дому. Стоит обозначить, что данное понятие применяется в литературе, как самое обширное и распространенное среди большинства людей, которые как раз, например знают патриотизм. В данном ключе патриотизм считается проявлением любви к Родине, к природе, родному краю, отчему дому в духовно-нравственном значение. Для каждого отдельного человека проявление данной любви персонально, но отмечается, что многими представителями творческой умственной и культурной верхушки патриотизм понимается именно так12. Не считая такого, олицетворяя любовь к своему Отечеству, патриотизм показывает неразрывность личности с историей, традициями, культурой и достижениями родины. 2. Активно-деятельностный патриотизм. В предоставленном осознании патриотизма возвышенная любовь к Родине не заключается лишь только в чувственном окрасе, а имеет место быть в побуждении людей к действиям и активным действиям на благо собственному Отечеству. Не считая того, работа и деятельность граждан является аспектом патриотизма, так как устанавливается прямая подневольность патриотизма от деятельности субъектов (личность или же группа), которая содействует его формированию и укреплению. Таким образом, следует отметить, что побуждающая любовь к государству к действиям на благо его развития считается источником консолидации общества. Из чего возможно сделать вывод то, что активно-деятельностный патриотизм выделяется от возвышенно-эмоционального тем, что может позволить обеспечить развитие государства и общества при помощи определенных поступков: активная гражданская позиция, добровольная работа, военная служба. Таким образом, патриотизм стоит считать процессом целеустремленной социально-общественной работы на благо Родины. 3. Патриотизм как социальное проявление, которое пронизывает все сферы общества и считается большим потенциалом для возрождения РФ на переломных моментах ее становления. Патриотизм гарантирует становление общества, пронизывая все его сферы, понимания и духовную жизнь, а также всегда является важным внутренним мобилизующим ресурсом становления общества, так как считается источником сил людей для преодоления тех или других трудностей и на протяжении всей истории России способствовал сохранению суверенитета страны, к примеру во время Великой Отечественной войны. Патриотизм представляет собой важную долю социального сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, эмоциях, оценках, в отношении к собственному народу, его виду жизни, ситуации, культуре, государству, системе основных ценностей13. Он является фактором сплочения различных социальных, национальных, религиозных и иных групп людей, что заметно проявляется при возникновении внешних вызовов или же опасностей государственной защищенности страны. 4. Государственно-ориентированный патриотизм. Ключевым объектом патриотизма в данном направление выступает правительство. Данное назначение вызвано потребности консолидации усилий для сотворения и закрепления страны и государственной власти. Государственный патриотизм подразумевает проявление гражданами ощущение национальной гордости за державу и концентрацию интенсивной работы, направленной на благополучие и защиту государства. Формирующими причинами государственного патриотизма считаются материальные условия жизни людей, нрав социального строя, традиции общества, эталоны и интересы Отечества14. 5. Личностный патриотизм. Личности отводится первостепенная роль, через которую раскрывается сущность патриотизма, предполагающего собой духовно-творческий акт возвышения личности, которая, посредством социализации осознает единство с Родиной и необходимость служения Отечеству. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения15. 6. Духовно-религиозный патриотизм. Патриотизм, имеющий богатые исторические традиции, заключается в духовно-религиозном самопроявления личности, в которой соединяется готовность к самопожертвованию ради блага Отечества с божественной природой любви к Родине. Мы можем сделать вывод о том, что патриотизм многими экспертами и гражданами понимается по-разному, но каждое выделенное ими значение является составляющей целостного понятия патриотизма, который проявляется в поступках и в активной социальной деятельности человека. Патриотические возвышенно-эмоциональные чувства, зарождаясь из любви к своей «малой Родине», со временем превращаются в общегосударственное патриотическое самосознание и осознанную любовь к своей Родине. Деятельная сторона патриотизма способна преобразовать чувственное начало в полезные для государства и Отечества дела, которые определяются динамичным развитием общества и государства. Отдельно стоит обратить внимание на то, что мощным фактором мобилизации широких масс на достижение не только социально значимых, но и политических целей являются патриотические идеи и лозунги. Кроме того, необходимо отметить, что для нас патриотизм представляет интерес в его военно-политическом ключе. Важнейшая составляющая патриотизма – это убежденность в необходимости всесторонней защиты национальных интересов, в том числе военной, защиты Отечества, а именно готовности населения к отражению возможной внешней агрессии и ответственное отношение военнослужащих и призывников к воинскому долгу. Более того, военно-патриотическое воспитание является важнейшим средством консолидации современного общества, а также обеспечением национальной безопасности и динамического развития общества в целом. История России доказывает, что первостепенное государственное внимание всегда уделялось готовности к вооруженной защите Отечества. Патриотическое воспитание, как известно, было основной частью воспитательного процесса и представляло систематическую деятельность органов государственной власти по формированию у населения патриотического сознания и готовности к защите Родины. Таким образом, существующая система патриотического воспитания в современной России является результатом эволюции ранних форм и моделей гражданско-патриотического воспитания, которое осуществлялось органами государственной власти. Как было отмечено ранее, патриотизм является эффективным мобилизационным ресурсом масс, но данное понятие также используется политиками в своих личных целях, а именно в укреплении собственной власти16. Кроме того, патриотизм зачастую противопоставляют национализму, называя его «лжепатриотизм»17. Стоит отметить, что в России, как правило, понятие «национализм» подразумевает под собой негативный смысл, проявляющийся в крайних формах националистических идей, а именно национализм «ведет к унижению, дискриминации или угнетению других наций»18. Патриотизм воспринимается в положительном ключе как совокупность ценностных установок в отношении своей Родины, страны и ее народа. В свою очередь, национализм же обращен вовне, в нем главное – противопоставление своей нации другой или другим национально-этническим или национально-государственным общностям, синдром «чужого», «врага»19. Грань между данными понятиями расплывчата, но основным критерием, по которому они различаются, это «наличие или отсутствие враждебного, конфронтационного восприятия других наций»20. В русском национальном самосознании царской России понятие патриотизма было тесно связано с традициями православной культуры. Патриотизм подразумевал под собой готовность пожертвовать всем ради блага Отчизны, что являлось в начале XVIII века высшей добродетелью. Еще в начале XVIII в. Петр Первый писал своему сыну царевичу Алексею: «За мое отечество и люди живота своего не жалел и не жалею»21. Кроме того, патриотизм на период правления Николая Первого становится частью российской государственной идеологии. В это время значительное внимание в системе образования уделялось вопросам формирования патриотизма и гражданственности. Далее идеи гражданско-патриотического воспитания молодежи получили развитие в российской педагогике в условиях общественного подъема и реформ второй половины ХIХ века. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности – «Отчизноведение» (Н.Х. Вессель), «Отечествоведение» (К.Д. Ушинский). В 1701 году Петром I было основано первое кадетское учреждение, которое называлось «Навигационная школа», ставшая в дальнейшем Морским кадетским корпусом. В царской России существовала система императорских лицеев и учреждений кадетского образования, которые готовили специалистов и военного дела, гражданско-государственной службы. В кадетских корпусах молодые люди обучались у профессора с университетским образованием, так как основная задача являлась подготовка граждан, которые должны были обладать должным уровнем образования для того, чтобы могли нести ответственную государственную службу. Стоит отметить, что в кадетских корпусах существовало обучение естественным и гуманитарным наукам, так как отсутствовало четкое разделение на гражданскую и военную службу. Кроме того, существовала система императорских лицеев, в которых был сделан акцент на подготовку чиновников высших рангов. В СССР гражданско-патриотическое воспитание являлось частью коммунистической идеологии. В системе гражданско-патриотического воспитания в Советском Союзе выделялись такие элементы, как: – пионерская и комсомольская организации; – ДОСААФ СССР; – суворовские и нахимовские военные училища; – молодежные военно-патриотические клубы и движения. Представляется поучительным рассмотреть основные функции и деятельность элементов советской системы гражданско-патриотического воспитания. На Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года была образована пионерская организация, деятельность которой заключалась в организации и участии в различных общественно–значимых мероприятиях: – концерты; – спортивные соревнования; – походы; – сбор макулатуры; – обучение грамоте; – помощь пожилым людям; – смотры и т.д. Комсомол (Коммунистический союз молодежи) – политическая молодежная организация, созданная 29 октября 1918 года и работавшая под руководством Коммунистической партии. Членство в данных организациях фактически являлось необходимым атрибутом воспитания ответственного гражданина, патриота СССР, то есть своего рода звеном системы подготовки молодых кадров, преданных Отечеству. ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) было поручено сосредоточить основное внимание на развертывании оборонно-массовой работы, пропаганде и распространении военных, военно-технических, авиационных и военно0морских знаний среди населения, на подготовке допризывной молодежи к службе в армии, развитии технических видов спорта. Также стоит обратить внимание на молодежные военно-патриотические организации и клубы, расцвет которых пришелся на вторую половину 1970-х годов. Военно-патриотические клубы реализовывали деятельность, направленную на военную допризывную подготовку и патриотическое воспитание. Организаторами клубов были, как правило, вернувшиеся из зон боевых действий бывшие офицеры и солдаты. Высокая идея воинского служения Отечеству и спортивная подготовка легла в основу идейно-патриотического воспитания в этих клубах. Таким образом, система гражданско-патриотического воспитания в Советском Союзе была должным образом создана и реализована, ведь именно она дала основу всей системе гражданско-патриотического воспитания современной России. Обобщая теоретические основы патриотизма, можно дать следующее определение. Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, олицетворяющая любовь к своей Родине, сопричастность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами и предполагающая бескорыстное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству22. С сущностью «патриотизма» тесно связано понятие «гражданственность». «Гражданственность» – интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с ее судьбой23. Гражданственность относится к тем проблемам общественного развития, которые никогда не теряют своей актуальности. Особенно тема гражданственности начинает играть особую роль в сложные периоды развития государств, когда необходимо объединение усилий граждан и высокая ответственность за судьбу своего отечества24. По своей сути гражданственность включает в себя несколько аспектов: – общественно-государственный патриотизм, т.е. уважение к законам, государству и защите государственности, которое выражалось в сознании и чувстве принадлежности к многонациональному государству. – интегративное качество, которое позволяет гражданину ощущать себя политически, юридически, нравственно и социально дееспособным. Гражданственность включает в себя способность быть развитой личностью, которая предрасположена к анализу и целеполаганию, имеет чувства принадлежности к обществу и солидарности к согражданам. «Гражданственность – это состояние гражданской общины, понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества», – гласит словарь Даля25. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что понятие «гражданственность» соотносится не только с правовым статусом человека, но и с социальной нормативностью, и со степенью культурного и социального образования. Что касается гражданственности в истории России, то она была связана, в первую очередь, с государственной идеологией, являлась своего рода неким симбиозом гражданского долга и патриотизма. В период существования СССР связь с государственной идеологией была более заметна. Исследователями отмечаются следующие отличительные элементы гражданственности: – наличие понимания гражданином своих прав и свобод; – уважение прав и свобод других граждан; – гражданский долг и личная ответственность за свои действия; – осознание юридических и моральных обязательств перед государством и обществом; – способность достойного сосуществования с другими людьми в обществе и государстве; – осознание своей гражданской идентичности – принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому, культурному и языковому пространству26. Элементами гражданственности являются принципы жизни добропорядочного и ответственного гражданина, которые формируют уровень гражданского общества, правила и нормы поведения личности в обществе и государстве. Также гражданское сознание как интегральная характеристика правового, политического, морального сознания личности; гражданская активность, основными формами проявления которой выступают правовая, политическая, нравственная активность личности; гражданская ответственность как фокусированное выражение целостности гражданственности личности27. Данные гражданские качества проявляются одновременно с развитием личности, так как с рождения человек не обладает этими качествами, а приобретает их в процессе социализации. Кроме того, данные качества зависят от политической среды и системы, в которой находится сама личность. Такие гражданские качества, по мнению Херфрида Мюнклера, можно назвать гражданской компетентностью. Она является совокупностью квалифицирующих предпосылок как для того, чтобы реализовывать права, так и для того, чтобы исполнять обязанности, которые обусловлены статусом гражданства28. Существует три аспекта гражданской компетентности – это определенный уровень знаний и готовности к получению знаний о политической системе, анализ данных знаний и активная деятельность в политической среде на основе проанализированных данных. Таким образом, гражданская компетенция обязательное условие не только жизнеспособности демократии, но и внутреннего развития каждой личности29. Формирование гражданственности подрастающего поколения в данных условиях – это реалии современной России. Л. Б. Доржиева, анализируя теоретические основы формирования гражданственности в современном обществе, оперирует понятием «информационно-гражданское воспитание» и рассматривает гражданственность как «одну из ключевых компетентностей современного человека, заинтересованного в построении успешной собственной адаптации и самоактуализации в условиях электронного государства и информационного общества, мотивированного на развитие, упрочение статуса общества и государства в мировом информационном сообществе». «Философское, культурологическое осмысление понятия «гражданин» в контексте информационно-гражданского общества, – утверждает ученый, – позволяет анализировать его в следующей дефиниции: гражданин – производное от гражданства – это человек, осознающий себя свободным и равноправным членом информационного сообщества, добровольно участвующий в общественной жизни страны, обладающий совокупностью прав и находящийся под защитой закона»30. Принимая во внимание, что вопросы воспитания гражданина имеют, давнюю историю, разделяя убеждение, что содержание понятия «гражданственность» обусловлено общественно-историческим развитием, мы должны констатировать, что в науке до сих пор нет единой точки зрения при определении содержания понятия «гражданственность». В первую очередь, потому что «гражданственность» и исходное для него «гражданин» являются предметом изучения разных наук. Философский энциклопедический словарь дает следующее определение понятия «гражданин»: «Гражданин – человеческий индивид, обладающий необходимыми правами для свободного использования своих сил и способностей и несущий полную ответственность перед законом, обществом и другими гражданами за свои действия» 31. В Философском словаре «гражданственность» определяется как «нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит» (таковыми считаются государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность). «Чувство гражданственности вытекает из самоосознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями». С точки зрения социально-политической, понятие гражданственность выступает антитезой к понятиям «аполитичность», «абсентеизм», «социально-политическая индифферентность», т. е. «безучастность», «безразличность», «равнодушие». Политический словарь рассматривает «гражданственность» как качество, свойство поведения человека, гражданина, готового и способного принимать участие в общественно-государственных делах, сознательно пользоваться не только своими правами, свободами, но и обязательно выполнять свои обязанности. Психические процессы и свойства, присущие гражданину на различных возрастных этапах его развития, анализирует психология. Научное знание понятия «гражданственность» в психологии рассматривается в соотнесении с понятием «личность». Вопросы воспитания гражданина изучает педагогика. Но и в этой отрасли человеческого знания до сих пор нет единого определения таких дефиниций, как «гражданин», «гражданственность», «формирование гражданственности». В Педагогической энциклопедии, выпущенной в 1964 году, дефиниций «гражданственность», «гражданское воспитание», «гражданское образование» нет. В советский период развития нашей страны вопросами воспитания гражданина занимались выдающиеся педагоги: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, продолжающие идеи К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, однако термин «гражданственность» не использовался в научном обиходе. Хрестоматийным можно считать определение В. А. Сухомлинского «гражданское видение мира», т.е. формирование гражданской культуры человека как ценности, в контексте которой человек принадлежит и к конкретному государству, и миру людей вообще. Согласно воззрениям В. А. Сухомлинского, «гражданское видение мира» предполагает: «осознание человеком своей принадлежности к обществу и потребность действовать в соответствии с нравственными требованиями и нормами коллективной жизнедеятельности; осознание социальных последствий своего поведения и деятельности; стремление к самовыражению и потребность везде во всем быть человеком-гражданином; общественно-значимую, нравственно-ответственную деятельность и чувство принадлежности к коллективу и обществу»32. Однако ни А. С. Макаренко, ни В. А. Сухомлинский не употребляют термин «гражданственность», используя термин «патриотизм». К основным компонентам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, находящая выражение в чувстве собственного достоинства и внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к согражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств. А. Ф. Никитин, Я. В. Соколов, отмечают, что «воспитание гражданственности личности определяется не только субъективными усилиями воспитателей, но прежде всего объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности». Здесь же названы и гражданские качества: нравственные идеалы общества, чувство любви к Родине, стремление к миру, потребность в труде на благо общества, способность к самоопределению33. Т. И. Морозова утверждает, что гражданственность обычно трактуют в следующих аспектах: как форму идентичности человека, что выражается в установлении его связи с конкретным обществом и государством на основе принятия и усвоения общих ценностей, смыслов и норм поведения и взаимной ответственности; как политическую позицию личности, проявляющуюся в ее готовности и способности участвовать в решении общественно-государственных проблем, в ощущении сопричастности социальным процессам и интересе к ним; как качественное состояние общества и личности (гражданственность – атрибут гражданского общества)34. Также и Е. С. Рапацевич отмечает, что «гражданственность» предполагает «овладение политической культурой, которая включает: политическую грамотность, способность переживать высшие гражданские чувства, потребность проявления общественной активности, стремление к практическому участию в деятельности общественного самоуправления, политических событиях и кампаниях, а также проявление гражданской сознательности ребенка» 35. Таким образом, мы можем утверждать, что общим для различных определений является понимание гражданственности как интегративного качества личности, находящего свое проявление в деятельности, отражающей выполнение личностью долга, обязанностей, использование прав, ее общественную активность, участие в самоуправлении, а также наличии гражданских чувств, таких как патриотизм, собственное достоинство, толерантность и другие. Г. Н. Филонов ввел в научный обиход понятие «феномен гражданственности». Он определяет это явление как «комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений»36. Для нашего исследования важно в данном определении, что автор выделяет субъективность качеств личности, в зависимости от общепринятых норм и нравственных ценностей, характерных для определенного этапа развития общества, что подтверждает историческую обусловленность гражданственности как личностного качества. Р. В. Игнатовская уточняет, что гражданственность – это «интегрированный комплекс качеств личности, которые определяют ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе возможностями и с соблюдением при этом существующих морально-правовых норм»37. Г. А. Федотова, С. З. Мирветалиева определяют «гражданственность» как «совокупность убеждений и взглядов, которая предполагает высокую степень независимости и самостоятельности индивидуальных суждений об обществе, приоритет нерушимой социальной солидарности, коллективизма, выражающийся в активном участии человека в жизни общества»38. Данное мнение разделяют Л. А. Дорошук, Е. А. Казаева и другие. Рассматривая «гражданственность» как интегративное качество личности, ученые определяют состав его компонентов. Так, личностные качества, составляющие понятие «гражданственность», могут быть объединены между собой в группы. И. Г. Орлова, например, называет следующие: духовно-нравственные (патриотизм, гуманность, милосердие, толерантность в отношении к социальному и национальному окружению), морально-волевые (долг, ответственность, сознательность, достоинство, социальный оптимизм, социальная активность) и когнитивно-ценностные (предполагающие знания в различных областях общественной жизни, в том числе экономической, экологической, политической, правовой, историко-культурной). Гражданские знания, приобретая силу глубоких внутренних мотивов и стимулов действия, выступают основой для формирования гражданских убеждений, которые, в свою очередь, побуждают школьников действовать в соответствии с усвоенными гражданскими нормами и ценностями. Таким образом, гражданские знания и убеждения, а вместе с ними гражданские чувства, ценностные ориентации и нормы находят отражение в гражданской позиции и реализуются в гражданском поведении и деятельности. Как утверждает Г. Н. Филонов, гражданская деятельность – одна из ступеней развития гражданской зрелости, которой предшествуют чувственный и когнитивный опыт39. Структура «гражданственности» включает: гражданские качества, гражданские убеждения, гражданскую позицию. Таким образом, обобщая вышеизложенное, понятия патриотизма и гражданственности взаимосвязаны. Высокий уровень патриотизма и гражданственности народа гарантирует единство и стабильность любого общества и государства. Как отмечает И.Е. Дискин: «Гражданственность … должна быть прочно «склеена» с патриотизмом»40. Истинная ценность патриотизма и гражданственности, как правило, проявляется в сложные периоды для общества и государства, когда возникают реальные угрозы для национальной безопасности государства. Благодаря патриотизму и гражданственности во время различных потрясений происходил процесс мобилизации граждан. Существует множество исторических примеров, когда граждане успешно преодолевали их, будучи консолидированными и мобилизованными, благодаря патриотизму и гражданственности. § 2. Воспитание патриотизма – основа воспитания чувства гражданственности у детей старшего школьного возраста Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа. Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его взаимосвязь с другими направлениями воспитания, например гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим, что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем сочетание части и целого. Это обусловлено тем, что: – во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и развивается как чувство, посредством духовно–нравственного обогащения; – во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества; – в-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума; – в-четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, для которой приоритетной социально-нравственной задачей является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству; – в-пятых, истинный патриотизм в его духовности. Патриотизм как высокое чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социально значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству. Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса, и специфику патриотического воспитания подростков в общеобразовательной школе. К их числу относятся41: – обусловленность патриотического воспитания развитием общества и – обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными особенностями учащихся; – диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий; – интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы; – опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий; – опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия: – координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания. С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы42. Необходимым компонентом процесса патриотического воспитания является анализ результатов, позволяющий определить его эффективность, внести необходимые коррективы при выявлении отклонений от намеченной цели и спланировать предстоящую деятельность с учетом новых условий и уже достигнутых результатов. Современная школа накопила большой практический опыт патриотического воспитания молодого поколения. Однако в современных условиях этот опыт может быть использован лишь частично. Прежде всего, это связано с изменением политических ориентиров, с развитием новых экономических отношений, утверждением гуманистических принципов в системе образования. Как показывает анализ литературы, вопросы патриотического воспитания молодежи в духе патриотизма всегда занимали одно из ведущих мест в исследованиях ученых, педагогов, государственных деятелей. В течение разных периодов развития педагогической науки патриотическое воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, причем решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально– экономических условий государства в определенный период его развития. Это обусловливает изменение подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в разные периоды развития страны, что делает данную проблему актуальной в современных условиях43. Старший школьный возраст – это этап гражданского и патриотического становления человека и его общественного самоопределения, интенсивного подключения в социальную жизнь, формирование духовных качеств гражданина и патриота. Личность детей старшего школьного возраста формируется под воздействием абсолютно свежего положения, которое они начинают занимать по сравнению со взрослым, в обществе, коллективе. Старший школьный возраст называют еще ранней молодостью, которая соответствует учащимся с 9-11 класс (15-17лет). Эту возрастную периодизацию выдвинул русский специалист по психологии Д. Б. Эльконин. Старший возраст считают «третьим миром», существующим между детством и взрослостью. Подрастающий ребенок в это время оказывается уже на пороге реальной и взрослой жизни. В этом возрасте социальная ситуация развития определяется тем, что на передний план выходит общение со сверстником. Как раз в данном общении появляется главное новообразование: самосознания, переосмысление каких-то ценностей, а еще усвоение общественных и социальных норм. У ребят старшего школьного возраста еще случается составление «Я – концепции» – системы морально слаженных представлений о себе. При данном процессе формирования «образа – Я» сопрягается с крепким аффективным переживанием. Чувственный компонент самомнения старшего школьника заслуживает особенного интереса. Становление самомнения плотно связанно с анализом собственных переживаний, обусловленных как внешними, так и внутренними стимулами, а точнее: ожиданиями, собственными мыслями и конечно же установками для себя. Впервые подростки старшего школьного возраста, изучая свой внутренний мир как бы можно сказать со стороны, убеждаются в том, что они являются уникальными и неповторимыми. Такие мысли повышают обостренное чувство одиночества. В конце старшего школьного возраста, на границе с ранней юностью, представление о себе стабилизируется и образует целостную систему – «Я-концепцию»44. Старший школьный возраст также характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Активные, а даже бурные эмоциональные вспышки в старшем школьном возрасте нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу и рефлексии зачастую способствует легкости возникновения депрессивных состояний (бывает вплоть до суицидального поведения). Целеустремленность и настойчивость у старшеклассников сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безаппеляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении – желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться отчужденностью, черствостью, враждебностью и даже жестокостью. В этот период формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается еще в эмоционально – смысловой оценке своих собственных личных возможностей, которая, в свою очередь, может выступать в качестве обоснования целесообразности действий и поступков45. Сложность взаимоотношений старшеклассника и взрослого заключается еще и в том, что, с одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой – сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом46. Учебная деятельность старших школьников значительно отличается по характеру и содержанию от учебной деятельности младших подростков. Дело не только в том, что углубляется содержание обучения. Основное отличие в том, что учебная деятельность старших подростков предъявляет гораздо более высокие требования к их умственной активности и самостоятельности. Для того чтобы глубоко усваивать программный материал, необходим достаточно высокий уровень развития обобщающего, понятийного мышления. Трудности, которые нередко испытывает в процессе учения старший подросток, прежде всего, связаны с неумением учиться в этих новых условиях, а не с нежеланием учиться. Что касается отношения старшеклассников к учению, то и здесь наблюдаются определенные сдвиги. Старшие школьники взрослеют, обогащается их опыт: они осознают, что стоят на пороге самостоятельной жизни. Растет их сознательное отношение к учебе. Учение приобретает непосредственный жизненный смысл, так как старшие школьники отчетливо сознают, что необходимым условием полноценного участия в будущей трудовой жизни общества является наличный фонд знаний, умений и навыков, полученное в школе умение самостоятельно приобретать знания47. Следует отметить избирательное отношение старшеклассников к учебным предметам. Значительно реже бывает одинаково ровное отношение ко всем учебным предметам. Избирательное отношение к учебным предметам у старшеклассников почти целиком определяется качеством, уровнем преподавания, личностью учителя. Однако более важная причина избирательного отношения к учебным предметам уже иная – это наличие у многих старших школьников сложившихся интересов, связанных с их профессиональной направленностью48. На этой почве иногда наблюдается весьма нежелательное явление – старшеклассники интересуются двумя - тремя профилирующими по отношению к будущей профессии предметами при равнодушии и безразличии к остальным. Характеризуя интересы старшеклассников, прежде всего, надо сказать, что именно в этом возрасте они обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности49. Такой интерес в стершем школьном возрасте приводит к формированию познавательно–профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь после окончания школы. Наличие такого специфического интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний в соответствующей области: старшеклассник активно знакомится с литературой по интересующему его вопросу, охотно занимается в соответствующих кружках, изыскивает возможность посещать лекции и доклады, встречаться с интересующими его людьми. Развитие познавательных интересов, рост сознательного отношения к учению стимулируют дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умения управлять ими, сознательно регулировать их. В конце старшего возраста школьники овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, а также вниманием), подчиняя их организацию определенным задачам жизни и деятельности50. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, то есть способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами. Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы. В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания. Развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию. Под влиянием специфической для старшего школьника организации учебной деятельности существенно изменяется мыслительная деятельность старшеклассников, характер их умственной работы. Все большее и большее значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и других практических работ, все чаще и чаще старшеклассникам приходится самостоятельно разбираться в изучаемом материале. В связи с этим их мышление приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер. Мыслительная деятельность старшеклассников характеризуется по сравнению с подростковым возрастом более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать глубокие выводы и обобщения, связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления. Все это предпосылки формирования теоретического мышления, способности к познанию общих законов окружающего мира, законов природы и общественного развития51. Что касается личностного развития старшеклассника, то все больше приобретают качества, связанные со взрослостью. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, в первую очередь кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшекласснику необходимо не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а именно осознавать способы достижения поставленных жизненных целей. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию. Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности, с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией. У старшеклассника возникают важные личностные качества: осознанность, самостоятельность, независимость. Он ставит и активно решает наиболее сложные жизненные проблемы. Рефлексия собственного жизненного пути, п стремление к самореализации приводит к появлению новых социальных потребностей: найти свое место среди других, выделиться, быть особенным, играть определенную роль в обществе. У них возникает ответственность не только за себя, а за себя в общем деле, за общее дело и за других людей. Из всего этого следует, что новообразованием данного возраста является самоопределение себя в обществе, осознание своих возможностей, стремлений и своего предназначения в жизни Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед ним возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего52. В западноевропейской античной и классической педагогике гражданское воспитание рассматривалось многими философами и учеными. Платон и, Аристотель коррелировали проблемы гражданского воспитания с формированием уважения к государству, законопослушания. А Руссо видел базис гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения. В зарубежной педагогике теория гражданского воспитания связана с именем немецкого педагога Г. Кершенштейнера, он отметил необходимость целевой направленности формирования гражданственности. В российской педагогике проблемы гражданского воспитания нашли отражение в трудах В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, А.Н. Радищева, Н.Г. Чернышевского, и др. ими же были обозначены цели и задачи гражданского воспитания. К.Д. Ушинским была сформулирована идея народности в воспитании, данная идея основывалась она на учете особенностей менталитета, формировании национального самосознания и воспитания гражданина53. В советской педагогике рассмотрены вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения навыка коллективной работы, данные вопросы в некоторой мере отражены в работах В.А. Сухомлинского. Его книга «Воспитание гражданина» в определенной мере содержит обобщение и систематизацию как теоретического, так и практического опыта деятельности советской школы по гражданскому воспитанию. Также в данной книге довольно большое внимание уделяется воспитанию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности54. Содержание гражданского воспитания в школе и семье регулируется работой педагогов, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры. В гражданском воспитании значимое место занимает участие подростков в деятельности различных общественных объединений и организаций55. Изучение процесса гражданского воспитания детей старшего школьного возраста в школе первоначально предполагает анализ понятия «гражданское воспитание». Разными авторами представлено множество различных определений этого понятия. «Гражданское воспитание» – это термин, соединивший в себе, начала как минимум двух терминов: гражданин и воспитание. Поэтому рассматривая процесс гражданского воспитания, необходимо дать четкое определение понятиям56: 1) «гражданин» – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. 2) «воспитание» – навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Харламовым И.Ф. воспитание понимается как сознательная, специально организованная деятельность воспитателя с целью формирования определенных значимых качеств и характеристик развивающейся личности. А согласно определению, представленному в словаре Д.Н. Ушакова, гражданин является подданным какого-либо государства57. Стоит также отметить, что в узком смысле понятие «гражданин» тесно связано с понятием «гражданство» и означает принадлежность человека к определенному государству. Понятие «гражданское воспитание» в российской педагогической энциклопедии трактуется как компоновка интегративных свойств личности, которые позволят человеку чувствовать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Наиболее полное определение гражданского воспитания дал А. С. Гаязов: «гражданское воспитание – это целенаправленный, специально организованный процесс формирования устойчивых гражданских качеств, характеризующих личность как субъекта правовых, морально-политических, социально-экономических отношений в государственно-общественном образовании»58. Основной целью гражданского воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и т.п. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, патриотическим воспитанием и правовым воспитанием. Одним из основоположников гражданского воспитания стал немецкий педагог Г. Кершенштейнер, в качестве главной задачи гражданского воспитания он называл «приучение молодежи служить общине». Многие педагоги также выделяли гражданское воспитание, но определяли его задачи по-разному. Например, К.Д. Ушинский, считал, что нравственную базу личности гражданина составляют чувства национального самосознания человека, его любви к Родине. Гражданское воспитание на личностном уровне в большей степени определяется объективным состоянием государства, уровнем становления демократии и гуманности в обществе, востребованностью гражданских качеств его членов. В свою очередь, степень становления общества во многом находится в зависимости от позиции, занимаемой каждой личности в отдельности59. Задачи гражданского воспитания могут быть следующими60: – Формирование неприятия антиобщественных общепризнанных норм поведения (правосознание). – Формирование патриотических чувств и сознания учащихся, сбережение и становление чувства гордости за свою Родину. – Формирование активной гражданской позиции через участие каждой личности в школьном самоуправлении. – Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному жилищу, семье, городу, селу. – Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию. – Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней. – Воспитание любви, почтения к своей нации, осознания собственных национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как адепта своего народа, и толерантного отношения к адептам других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям). Важным направлением гражданского воспитания является: – составление навыка гражданского действия, позволяющего личности реализовывать свои возможности в обществе на практике. Гражданский опыт приобретается детьми в семье, учебных заведениях, в неформальных коллективах, социальных организациях и т.п. Утрата или же ослабление настоящей гражданственности, подмена ее лозунгами и грубым политизированным воспитанием может привести к отчуждению личности от общества, к попыткам найти понимание в асоциальных и антисоциальных неформальных группах. Невозможно воспитать гражданина, постоянно предъявляя к ребенку гражданские требования. В передовых условиях важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодаря которому личность сможет существовать в условиях выбора, в условиях свободы и ответственности. Функции гражданского воспитания разделяются на три категории61: 1) образовательные функции гражданского воспитания заключаются в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Данная функция формирует способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, формирует у школьников стойкую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности; 2) воспитательные функции гражданского воспитания проявляются по степени подключения учащихся в посильную и доступную общественно гражданскую деятельность. Именно в такой деятельности происходит воспитание у школьника таких чувств, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к сознательному достоянию, намеренной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, возможности исправить допущенные ошибки; 3) развивающие функции гражданского воспитания вытекают из образовательной и воспитательной функций. Гражданское познание и деятельность создают способность к политическому мышлению, умению осмыслить с позицией нового политического мышления каждый общественно важный факт, событие. Личность учится самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, использовать в своей деятельности. Функции гражданского воспитания реализуются в целостном педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей подростков. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя в той атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и событий62 . В качестве результата гражданского воспитания различными учеными выделяются такие личностные качества как: – уважение к закону при развитии инициативы, ответственности, умения пользоваться своими правами и исполнение своих обязанностей; – приверженность системе демократических и гражданских ценностей, базирующаяся на разуме, чувствах и опыте личности; – руководство универсальными человеческими принципами при конфликте различных мнений на общепризнанные нормы и жизненные ценности. Ключевой итог гражданского воспитания – это то, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, учит правилам общественной полемики. Тем самым оно содействует цивилизованному диалогу в обществе, а также дает каждому гражданину возможность принимать участие в обсуждении и выработке весомых для общества решений. Помимо вышесказанного стоит отметить, что гражданское воспитание включает в себя такие понятия, как правовое воспитание и гражданская позиция. Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых эталонов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Под гражданской позицией понимаются действия личности относительно государства, которые либо помогают, либо мешают этому государству. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, которые дают возможность для личности выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и уважительно относиться к другим гражданам проживающих на территории страны. С педагогической точки зрения гражданственность понимается как интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей, в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, в соответствии с принятыми правовыми и моральными нормами. Гражданственность представляет собой интегративное качество личности, которое включает внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межэтнического взаимодействия. Гражданственность имеет такие структурные компоненты как: когнитивный, деятельностный и мотивационно-ценностный. Данные компоненты выступают в качестве показателей сформированности гражданской воспитанности подростков. Когнитивный компонент связан с познанием и методом получения знаний. Для этого требуются определенные умения и навыки по приобретению знаний, а также овладение информационной компетенцией. Это, прежде всего, знания об обществе и его строении63: – создание образа, включающего в себя представление о территории и границах России, ее географических особенностях, а также знание основных событий истории развития государства и общества, знание исторической ценности родного края, его достижений и культурных традиций; – формирование образа социально-политического устройства – дает представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн) и знание государственных праздников; – знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, а также ориентация в правовом пространстве государственно–общественных отношений; – знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, культуры, обыкновений, познаний народа и этнических групп России; – освоение общекультурного наследия России; – экологическое понимание, знание ведущих принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях. Деятельностный компонент предполагает, что гражданин должен владеть такими умениями и навыками: – получать и анализировать информацию о социальных явлениях и процессах на основе широкого круга источников; – критически мыслить; – обнаруживать общественные проблемы; – выражать и защищать аргументированное мнение, по существу, социальных задач и явлений; – противостоять общественной демагогии, политической конъюнктуре, политическому давлению; – вести дискуссию по публичным вопросам; – предопределять тенденциозное мнение, а также стереотипы и предрассудки; – принимать участие в работе коллектива на базе сотрудничества. Мотивационно-ценностный компонент предполагает, что: гражданин обладает ценностями (уважение к правам, вероисповеданию и свободам других людей, патриотизм, иметь чувство долга и уважение к Конституции страны, органам государственной власти, символам государственности и др.), а также желанием принимать участие в общественно-политической жизни, иметь свою твердую жизненную позицию. Гражданское воспитание данное словосочетание довольно часто употребляют при обсуждении проблем гражданского образования, выделяя ведущие направления работы. Гражданское образование можно считать предметным обучением по общественно-политическим дисциплинам только тогда, когда преподавание носит ярко-выраженный воспитательный характер, когда оно нацелено не на передачу некой суммы знаний, а именно на формирование личной позиции каждого члена общества в системе социальных отношений. Эффективность воспитания определяется готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности. Таким образом, гражданское и патриотическое воспитание представляет собой целенаправленное педагогическое влияние на сознание подростков путем их приобщения к лучшим образцам отечественной культуры и искусства, развития чувства уважения к истории своей страны. Гражданское и патриотическое воспитание данное словосочетание довольно часто употребляют при обсуждении проблем образования, выделяя ведущие направления работы. Эффективность воспитания определяется готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности. Возможно применение методов формирования сознания, убеждения, примера, формы: беседа, диспут, дискуссия, экскурсия, краеведческая работа, лекция, рассказ, военно-патриотическая игра, классный час, викторина, устный журнал, литературно- музыкальная композиция, тематический вечер. Эти формы и методы мы будем использовать при создании комплекса мероприятий по гражданскому и патриотическому воспитанию старших подростков в школе. |