!!Анна Дерибо. Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме
Скачать 222.98 Kb.
|
Рисунок 1 – Соотношение характеристик самоописания участников ЭГ и КГ на констатирующем этапе (в % от общего количества ответов в каждой группе) Как видно на рисунке 1, в самоописаниях подростков экспериментальной группы в большей степени, чем в КГ, преобладают индивидуальные характеристики, выраженные преимущественно в описании их черт характера (гордый, свободный, отзывчивый, эмоциональный), пристрастий (любящий природу, геймер), увлечений (спортсмен, меломан, фанат, рок-н-рольщик) и т.д. Такие результаты говорят о ярко выраженной индивидуальности подростков, решивших заниматься театральным творчеством, их сильном стремлении к самораскрытию, а также демонстративности, свойственной творческим личностям. Однако сильный пропорциональный дисбаланс между объективными и индивидуальными характеристиками в сторону последних в ЭГ говорит как о наличии выраженной индивидуальности, так и сложностях в выполнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей, а также в некоторых случаях при отсутствии объективных характеристик (41,7% подростков ЭГ) о возможном кризисе идентичности или инфантильности личности. Это подтверждается малым количеством профессиональных самоописаний в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой. Анализ индивидуальных характеристик позволил выделить следующие особенности в личностных самоописаниях подростков обеих групп. Во-первых, активное использование метафорических самоописаний (как отдельными словами, так и словосочетаниями). При этом подростки ЭГ в большей степени склонны к использованию метафор – 79,2% всех характеристик этой группы, относительно КГ – 29,6%. Примеры метафорических описаний по данным КГ и ЭГ: грусть; фиалка; зима; дождь; планктон; тишина; радуга; пирожок; ведьма; часть искусства; одинокий цветок; тот, кто спас мир; вещь в себе; маска; черная дыра; бесконечность; вода; огонь; старичок-боровичок; цепь жизни; хаотическое движение; таблетка счастья. Во-вторых, самоописание личных ресурсов (черт характера, позволяющих добиваться поставленных целей). Например, упорный, трудолюбивый, сильный, старательный и т.п. Описание личных ресурсов, встречающееся у подростков ЭГ – 16,7% и КГ – 14,8%. В-третьих, присутствие в самоописаниях личностных характеристик, связанных с творчеством. К таким характеристикам относятся: – самооценка творческих возможностей (способный, талантливый и пр.); – ориентация на рефлексию и познание мира (познающий, ищущий, думающий, наблюдающий, мыслитель, философ и пр.); – творческое восприятие мира (романтик, мечтатель, эстет, идеалист и пр.); – деятельное творческое Я – характеристика себя в качестве создателя творческого продукта (творец, создающий, выдумщик, фантазер). Данные констатирующего эксперимента показывают, что творческие характеристики представлены в самоописаниях подростков контрольной и экспериментальной групп примерно в равной степени и малом количестве. У подростков КГ – 7,5 % всех самоописаний, ЭГ – 6%. Уровень креативности был диагностирован нами с помощью методики Е. Торренса. Креативность, согласно Торренсу, это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации. Креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений. Подросткам было предложено два рисуночных теста, время выполнения задания не ограничивалось. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывался. При обработке результатов всего теста была сделана оценка по пяти показателям: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий». «Беглость» характеризует творческую продуктивность человека. «Оригинальность» – самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления. «Абстрактность названия» выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. «Сопротивление замыканию» отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». «Разработанность» отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Данные констатирующего этапа отражены в таблице 6. Таблица 6 – Уровень креативности у участников ЭГ и КГ на констатирующем этапе (в числах и %)
В среднем, подростки обеих групп набрали следующее количество баллов: КГ – 29,5, ЭГ – 25; что соответствует среднему уровню креативности (несколько ниже нормы). При этом в распределении факторов креативности, во всех группах самый высокий показатель, на втором месте в КГ и ЭГ – сопротивление замыканию, затем оригинальность. Самые низкие показатели в обеих группах по фактору абстрактность названия. Модифицированная методика «Незаконченные предложения» применялась с целью изучения имеющихся у подростков представлений о себе (творческая направленность в личностных вопросах). Качественный анализ позволяет все высказывания разделить на три группы по типу эмоциональных реакций: 1) конструктивные реакции, отражающие ориентацию на саморазвитие, самоутверждение личности, самоопределение, конструктивное общение, внимание к родителям и близким; 2) конфликтные реакции, содержанием которых является чувство вины, недовольство собой и окружающими, агрессия, пессимизм и разочарованность; 3) нейтральные реакции, которые не позволяют судить об эмоциональном состоянии человека, так как он не смог или не захотел пойти на самораскрытие, отделавшись шуткой или ничего не значащей фразой. В результате мы получили следующие данные, что подростки обеих групп находятся примерно в равной степени открытости, но подростки экспериментальной группы в большей степени имеют положительный эмоциональный фон. Анализ данных, полученных с помощью методики «Незаконченные предложения», позволил выделить следующие личностные особенности подростков: – внимание к творчеству (творческая самореализация); – самопознание и саморазвитие; – присутствие «глобальных» жизненных целей (желание стать счастливым, познать мир, изменить мир к лучшему, альтруизм, стремление достичь гармонии и т.п.); – внимание к семье, близким (желание сделать счастливыми близких, родителей); – профессиональная самореализация (самоутверждение, стремление к успеху); – страх одиночества, смерти (страх быть ненужным, невостребованным и т.п.). Из полученных данных стало известно, что для подростков экспериментальной группы более характерны «глобальные» жизненные цели, связанные с их стремлением быть счастливыми, достичь гармонии с собой и с окружающим миром, а также проявлять внимание к семье и близким. Существенных различий в жизненной ориентации подростков на творчество, самопознание и саморазвитие, профессиональную самореализацию не выражено. Страх одиночества, смерти, который часто формулировался респондентами как боязнь быть забытыми, ненужными, умереть, в равной степени присущ подросткам обеих групп. На основе совокупного анализа данных нами были обобщены итоговые результаты и сделаны соответствующие выводы по выраженности уровней художественно-эстетической воспитанности подростков таблица 7. Таблица 7 – Результаты уровневых измерений художественно-эстетической воспитанности участников ЭГ и КГ на констатирующем этапе эксперимента (в числах и %)
И хотя этот результат ненамного выше, чем у подростков, не занимающихся театральным творчеством, все же он, может быть, сопоставим с общим результатом опроса. Таким образом, анализ результатов констатирующего этапа эксперимента, в ходе которого было проведено диагностическое исследование исходного уровня художественно-эстетической воспитанности, показал, что около половины подростков находятся на среднем уровне (51,0 %), немного менее половины – на низком (41,2 %), и только малая часть подростков находится на высоком уровне (7,5 %). При этом обе группы (КГ и ЭГ) по своим показателям были примерно равноценны. На основании проведенного анализа данных уровневых измерений художественно-эстетической воспитанности мы выявили приоритетные направления формирующего эксперимента с учетом приведенных выше комплекса педагогических условий и технологии, необходимых для реализации данного процесса средствами студийной театральной педагогики. Формирующий этап эксперимента осуществлялся в течение двух лет с подростками (14-17 лет) ЭГ в театре-студии «Старая школа». Следует отметить, что на различных этапах формирующего эксперимента нами были проанализированы не только результаты проведенного анкетирования, которые не позволяют в полной мере оценить объективную картину выраженности соответствующих критериев и показателей, но и данные, полученные в связи с использованием комплексных методик упражнений и тренингов, развивающих (тестирующих) актерские способности (М.Б. Александровская, Л.В. Грачева, Е. Гротовский, К.С. Станиславский, М.А. Чехов и др.). Это позволило нам скорректировать результаты представленных самооценок подростков, особенно по креативно-личностному и активно-деятельностному компоненту художественно-эстетической воспитанности. Результаты диагностического контроля (промежуточного и итогового) в КГ и ЭГ, уточняющих качественное состояние компонентов художественно-эстетической воспитанности, и их динамику в процессе опытно-экспериментальной работы, сравнивались с результатами входного контроля и данными констатирующего эксперимента. В ходе подведения итогов опытно-экспериментальной работы нами применялись следующие виды анализа: уровневый – прослеживание уровней сформированности компонентов художественно-эстетической воспитанности по соответствующим им показателям; комплексный – определение динамики сформированности всех компонентов художественно-эстетической воспитанности; сравнительный – сопоставление уровней сформированности художественно-эстетической воспитанности у подростков контрольной и экспериментальной групп в условиях констатирующего и формирующего эксперимента. Обработка итоговых данных опытно-экспериментальной работы производилась на основе использования следующих методов: включенное наблюдение; творческие задания; собеседование; анализ результатов участия театра-студии «Старая школа» во Всероссийских и Международных фестивалях любительских театров; анкетирование, аналогичное проведенному нами на этапе констатирующего эксперимента по определению у подростков исходного уровня художественно-эстетической воспитанности. Комплексный анализ данных показал, что у подавляющего большинства подростков экспериментальной группы отмечается большее повышение уровней сформированности всех показателей каждого из компонентов художественно-эстетической воспитанности в сравнении с подростками контрольной группы, чему способствовала целостная система действий, осуществленная нами в ходе реализации творческо-педагогического процесса. Критерий развитие и формирования эстетических качеств личности подростка в итоге получили следующую динамику развития уровней художественно-эстетической воспитанности в обеих группах. В экспериментальной группе произошло увеличение количества подростков с высоким уровнем художественно-эстетической потребности, тогда как показатели в контрольной группе остались на прежнем уровне. Можно сделать вывод о том, что первоначальный мотив интереса к театральному творчеству в ЭГ выступает как постоянный побудитель к познанию, перерастая в устойчивую потребность в искусстве. Также у подростков ЭГ наблюдалось увеличение степени развития предметно-действенного мышления (на 14%), словесно-логического (на 13,4%), что было связано с актерской деятельностью, а также креативного мышления (на 27,3%) и синтетического (на 26,7%), что позволяет говорить о влиянии актерских тренинговых и этюдных практик на развитие мышления. В целом, у подростков КГ наблюдались небольшие изменения, связанные с возросшей ролью театра, а также отсутствием затруднений при ответе на вопросы о роли искусства в их жизни, ответы стали более подробными и глубже мотивированными. Большие изменения произошли в ЭГ, прежде всего, больше половины респондентов в качестве вида искусства, оказывающего наиболее сильное влияние на их личность, назвали театральное искусство (54,2%), затем литературу (20,8%), живопись (12,5%), музыку (12,5%), что, несомненно, обусловлено возросшим осознанием занятия театральным творчеством (литература, живопись и музыка являются основными компонентами театра). Но для нас важнее всего было качественное изменение обоснований ответов. Если в контрольной группе подростки давали зачастую сжатые, неэмоциональные ответы, которые практически не содержали комментария, то в экспериментальной группе ответы отличались эмоциональной яркостью, глубиной осмысления, подробностью и четкой сформулированностью. Комментируя влияние на них искусства театра, студийцы писали следующее: «потому что им живу», «сиюминутное присутствие зрителя-персонажа», «в театре и живописи есть возможность размышлять самому», «основной вид деятельности», «это ближе моей природе», «дает лучше понять природу других людей», «в театре человек становится и образом, и символом, и инструментом». Это может говорить о более глубоком художественно-эстетическом саморазвитии подростка ЭГ. В целом же уровень эстетического восприятия повысился в ЭГ на 8,7% (62,5% – выше среднего), в КГ на 2,4% (44,4% – средний). В результате формирующего эксперимента контрольный срез проявил значительный рост уровня эстетической оценки. В ЭГ – на 36,4% (66,7%- выше среднего), в КГ – на 18,7% (40,7% – средний). Значительное качественное повышение ответов в ЭГ выразилось также в том, что среди предпочитаемых направлений и жанров в различных видах искусства подростки называли символизм, сюрреализм, экспрессионизм, импрессионизм, реализм и творчество передвижников. К числу любимых композиторов добавились Шнитке, Циммер, Шуберт, Лист. В современной музыке предпочтение отдавалось джазу, фолку, фолк-року, регги, авторской песне. Перечень любимых писателей, наряду с программными, пополнили такие авторы, как Мориц, Солженицын, Довлатов, Гришковец, Ремарк, Бродский, Маяковский, Цветаева, возросла доля увлечения поэзией. Среди жанров кино значительное место занимает арт-хаус, исторические драмы, документальное кино, детективы, фэнтези. На вопрос «почему Вам нравятся фильмы этого жанра?» подростки отвечали: «нравится думать над фильмом, сопереживать», «люблю наблюдать за взаимоотношениями», «есть над чем подумать», «многогранность смыслов», «заставляет думать, фантазировать», «позволяет мечтать о нереальном». Среди литературных идеалов подростки называют такие персонажи, как Дон Кихот, Тиль Уленшпигель, Тося из повести «Девчата», Женя Комелькова из повести «А зори здесь тихие», персонажи героического и магического характера из произведений фэнтези. Это говорит о стремлении личности к идеалу, выбранному по принципу не только внешней привлекательности, но и внутренних душевных качеств. На основе таких данных можно сделать вывод о достаточно возросшей степени в ЭГ как эстетических знаний, так и уровня художественно- эстетической рефлексии, а, главное, – изменении потребительски- развлекательного отношения подростков к искусству. В результате формирующего эксперимента увеличилось количество подростков, занимающих активную жизненную позицию (в КГ – 81,5%, из них 77,2% выбрали жизнь-путь; 18,1% - жизнь-созидание. В ЭГ – 96,3%, из них 56,5% – жизнь-путь, 43,4% – жизнь-созидание), что позволяет сделать вывод о возросшей степени зрелости жизненной позиции. Таким образом, было сглажено видимое противоречие, возникшее между результатами ответов по первому и третьему тесту, между художественно-эстетической потребностью и художественно-эстетическим развитием, в ЭГ значительно выросло понимание необходимости собственных личностных изменений. Все это позволяет нам сделать вывод о том, что художественно- эстетическая воспитанность личности по критерию «развитое художествен- но-эстетическое сознание», комплексно характеризующего когнитивно-художественный компонент, формируется наиболее эффективно при систематическом восприятии художественных произведений и в процессе самостоятельного художественного творчества в театре-студии. По критерию субъектная самоактуализация в системе духовно-нравственных ценностей анализ результатов формирующего эксперимента выявил некоторые изменения в КГ, связанные с повышением ранга культурно-духовных ценностей (счастье других, творчество) и качеств личности (свобода, уверенность в себе, жизненная мудрость). Ценности дела (твердая воля, образованность, смелость в отстаивании своего мнения) переместились с последних на средние позиции. Вся система приобрела большую стройность и иерархичность. По нашему мнению, такие коррективы произошли под влиянием факторов взросления, необходимости жизненного самоопределения. У подростков ЭГ произошли значительные изменения всей структуры ценностных ориентаций. В группе терминальных ценностей выявилось значительное преобладание (более, чем в 2 раза) абстрактных ценностей над конкретными. На первом месте стоят ценности качеств личности (уверен- ность в себе, продуктивная жизнь) и культурно-духовные ценности (развитие, творчество, познание, красота природы и искусства, счастье других), средние позиции занимают ценности профессиональной самореализации (активная деятельная жизнь, интересная работа) и на последних местах – ценности личной жизни и благополучия (общественное признание, материально обеспеченная жизнь, удовольствия). Среди инструментальных ценностей на первые места переместились альтруистические (чуткость, терпимость) и этические (ответственность, широта взглядов) ценности, ценности общения (жизнерадостность, честность, ответственность), далее идут ценности дела (твердая воля, смелость в отстаивании своего мнения, образованность, эффективность в делах) и последними в списке названы ценности самоутверждения (непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы). Таким образом, мы можем говорить о том, что за время проведения формирующего эксперимента у подростков, занимающихся в театре-студии «Старая школа», произошла перестройка системы жизненных ориентаций, переоценка ценностей, связанная с активной творческой жизненной позицией и стремлением к духовно-нравственным идеалам, сбалансированности и соответствию целей и средств. По показателям мотивации учебно-творческой деятельности в театре- студии сложилась следующая картина. У подростков КГ в сфере мотивации учебной деятельности преобладающими стали профессиональные мотивы (3,5; уровень высокий), также выросли учебно-познавательные мотивы (3,4), мотивы престижа (2,1). В ЭГ выросли показатели профессиональных мотивов (4,3) и мотивов творческой самореализации (4,2), такие же высокие показатели сохранились по группам коммуникативных (3,7) и учебно-познавательных мотивов (3,7), немного уменьшились показатели социальных мотивов (3) и мотивов избегания (1,8). На основе анализа данных мотивации занятия театральным творчеством, на основе разработанной нами анкеты для участников театральных коллективов, мы выявили следующее. В КГ на высоком уровне находятся следующие группы мотивов: на первом месте – эмоциональные мотивы (84%), на втором месте – коммуникативные (74%). На среднем уровне – познавательные и саморазвития (67%), самоутверждения и социальные (52%). В ЭГ на высоком уровне находятся мотивы саморазвития (92%), познавательные (88%), эмоциональные (79%), коммуникативные (75%), на среднем – самоутверждения и социальные (55%). Таким образом, подростки ЭГ более направлены на процесс самораскрытия и самопознания и в целом более высоко оценивают собственную мотивацию занятия в театре-студии. На формирующем этапе выявилась положительная динамика развития эмпатии, выраженная в отсутствии подростков с низким уровнем в обеих группах, что может говорить о влиянии театрального искусства на данный процесс. Однако в ЭГ увеличилось число подростков с высоким уровнем (33,3%, 8 человек), тогда как количество подростков с высоким уровнем эмпатии в КГ осталось прежнем. Также было выявлено, что подростки ЭГ проявляют высокий уровень эмпатии по отношению к незнакомым людям (25%), героям художественных произведений (20,8%), и детям (20,8%), а подростки КГ – к родителям (33,3%), детям (11,1%), и животным (7,4%), что также свидетельствует о художественно-эстетической направленности подростков ЭГ в развитии эмпатийной сферы. Анализ данных эксперимента показал, что у подростков в процессе театрального творчества активно развивается представление о себе как субъекте художественно-творческой деятельности, творческого Я. В таблице 8 представим распределение участников по уровням художественно-эстетической воспитанности в начале и конце эксперимента. Таблица 8 – Распределение участников по уровням художественно-эстетической воспитанности в начале и конце эксперимента (в числах и % от общего числа по ЭГ и КГ)
Сравнительный анализ динамики формирования художественно- эстетической воспитанности позволил сделать вывод о том, что театральное творчество в целом способно оказывать положительное воздействие на данный процесс. Об этом свидетельствует значительное по сравнению с констатирующим экспериментом количество подростков, перешедших на более высокий уровень. Однако при сопоставительном анализе результатов у участников двух театральных коллективов нами установлен гораздо больший уровневый прирост у студийцев театра-студии «Старая школа». На основании этого можно констатировать, что результаты опытно-экспериментальной работы по реализации выявленных нами педагогических условий, способствующих эффективности процесса художественно-эстетического воспитания подростков в театре-студии «Старая школа», демонстрируют высокую положительную динамику сформированности всех его компонентов по соответствующим критериям и показателям. Таким образом, опираясь на результаты теоретической и эмпирической работы исследования, нами была разработана модель реализации педагогического потенциала театра-студии в процессе формирования эстетических качеств личности подроста. Теоретическое обоснование сущности и специфики художественно- эстетического воспитания позволило нам выделить компонентный состав художественно-эстетической воспитанности личности, а также критерии и соответствующие им показатели: – развитое художественно-эстетическое сознание (художественно- творческая познавательная активность, понимание и интерпретация языка искусства, интегрально-синтетическое отражение картины мира в художественных образах); – субъектная самоактуализация в системе духовно-нравственных ценностей (ценностные ориентации на духовно-эстетические идеалы мировой культуры, мотивационная рефлексия как основа художественно-эстетической деятельности, индивидуальная саморегуляция в системе общечеловеческих ценностей); – становление индивидуальности на основе ее творческой природы (развитие эмпатии, самоидентификация как творчески активного субъекта, развитие креативности в решении художественно-эстетических задач); – творческая самореализация в театральной деятельности (владение способами и приемами осуществления творческой деятельности в сфере театрального искусства, самостоятельность в воплощении художественно- эстетических идей в процессе творческой деятельности, глубина и сложность создаваемых художественных образов). На основе сформулированных критериев и показателей, с помощью ряда диагностических методов нами было произведено измерение уровня художественно-эстетической воспитанности подростков в процессе творческой деятельности в театре-студии и выявлено три уровня сформированности данной системы: низкий (фрагментарный, обыденный), средний (достаточный, информативный) и высокий (интегративный, творческий). Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил определить у подростков исходный уровень художественно-эстетической воспитанности и сделать вывод о том, что у большей половины опрошенных преобладает низкий уровень сформированности компонентов художественно-эстетического воспитания, и выделить приоритетные направления дальнейшей педагогической деятельности в театре-студии. В ходе технологической реализации разработанной модели в театре- студии «Старая школа», а также использования комплекса педагогических условий (в составе: группы условий организации художественно-творческого процесса в театре-студии, группы условий социально-педагогического взаимодействия в театральном коллективе, группы условий художественно- эстетического саморазвития личности) у подростков экспериментальной группы в процессе их творческой деятельности в театре-студии постепенно происходили положительные изменения. В частности, повышалась осознанная направленность к самопознанию своей творческой природы и самореализацию своей творческой индивидуальности, воспитанию в себе гармоничного позитивного мироотношения на основе глубоких эстетических переживаний. Воспитание ценностно-смысловой ориентации на высокие идеалы мировой культуры помогло развить умение управлять своим поведением на основе морально-нравственных норм, принятых в обществе, способности к самоконтролю и самокоррекции. |