|
чит днев. дневник читателя
ЧАСТЬ 4 – Произведения для чтения детям подготовительной группы
№
| Анализ произведения (книги)
| Педагогическая ценность (задачи) произведения
| Формы работы с произведением (книгой) в ДОО
| 1
| «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.
В сказке отражается ценностная парадигма добра и зла. Проблема достижения жизненных благ решается умением делать добро и помогать окружающим, тогда они обязательно помогут тебе и отплатят благодарностью сполна (смирная, работящая девочка Машенька накормила мышку, а та помогла ей выиграть в игре в жмурки у медведя, и он отблагодарил Машеньку стадом коней, да возом добра ).
Злая и ленивая девочка Наташа, должна была научиться у доброй Машеньки теплому и заботливому отношению к окружающим, трудолюбию и честности на собственном горьком опыте (после того как медведь ее избил, и мышка не помогла ей избежать этой участи).
Чертами русского характера обладают и дед с Машенькой, и баба с Наташей. Первые: покорностью и послушанием, добротой и трудолюбием, бесстрашием и честностью. Вторые: завистью и злобой, верой в то, что все появится само собой.
Художественное своеобразие сказки:
Это волшебная сказка. В ней использованы приемы антропоморфизма и анимизма, есть очеловечивание животных – Медведь играет в жмурки.
Лексика:
Текст сказки доступный пониманию детей старшего дошкольного возраста, поучительный.
Вывод: как ты относишься к окружающим, так и они к тебе. И без труда и усердия ничего само собой у тебя не появится. ( Машенька накормила мышку, та ее спасла от медведя, а он наградил девочку; Наташа же швырнула в мышку поленом и она пожелала злой Наташке избитой быть, - так и вышло).
| Обогащать представления детей об окружающем мире с помощью детской литературы.
Учить делать выводы, понимать суть произведения, его изюминку.
| Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.
| 2
| «Волк и лиса», обр. И.Соколова-Микитова.
Хитрая лиса смогла остаться жить у волка в доме. Ее вранье и глупость волка привели к этому результату.
Художественное своеобразие сказки:
Сказка написана повествовательно, с диалогами и с приемом анимизма и персонификации. Лиса и волк очеловечены, разговаривает, думает.
Лексика:
Архаизмы: припеваючи.
В тексте не используются средства художественной выразительности речи. Текст простой, и доступный детям среднего и старшего дошкольного возраста.
Вывод: нельзя безоговорочно доверять можно остаться и совсем без дома.
| Развивать в детях оригинальное творческое восприятие.
Создать благоприятную психологическую среду.
Учить изображать по выбору один из эпизодов знакомой сказки.
Воспитывать у детей интерес к сказке.
| Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.
| 3
| Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер, Т. Габбе.
Главный герой сказки «Кот в сапогах» – обыкновенный кот, который жил в семье мельника. Главная мысль сказки «Кот в сапогах» заключается в том, что не стоит по внешнему виду судить о возможностях того или иного человека. Младший сын мельника не ждал никакой выгоды от кота, что достался ему в наследство, но кот отказался энергичным и предприимчивым и не только сделал своего хозяина богатым человеком, а еще и устроил его брак с дочерью короля.
Художественное своеобразие сказки:
Кот, который, имея лишь мешок и сапоги, сумел в короткие сроки сделать жизнь своего хозяина богатой и благополучной. Характер кота изображен автором при помощи приема антропоморфизма.
Вывод: Сказка Ш.Перро учит никогда не унывать и проявлять находчивость при достижении поставленных целей.
| Познакомить детей со сказкой Шарля Перро«Кот в сапогах»; закрепить названия знакомых сказок;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
-воспитывать у детей интерес к чтению художественной литературе.
| Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.
| 4
| «Про зайца» Н. Рубцов.
Заяц пугливый, боится всех.
Так и обмер, бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой весёлый крик.
Художественное своеобразие стихотворения:
В данном стихотворении не использованы приемы анимизма и антропоморфизма. Т.к. речь идет о зайце, который не разговаривает, не думает. Автор наблюдает за зайцем в живой природе.
Лексика:
Текст простой и доступный для понимания детьми дошкольного возраста. Текст очень эмоционален и легко запоминается детьми. Стихотворная форма.
Вывод: стихотворение воспитывает любовь к животным.
| Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно.
чтение художественной литературы:
- Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение.
коммуникация:
- Воспитывать интерес к художественным произведениям.
| Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.
Заучивание стихотворения.
| 5
| «Страшная история» Э.Успенский.
В этой книге Э. Успенский и А. Усачев собрали множество страшилок. Детектив с юмором на тему страшилок может быть жутковатым, но интересным.
Художественное своеобразие историй:
В данном стихотворении не использованы приемы анимизма и антропоморфизма. Речь идет о мальчике и парикмахере. Это юмористическая история.
Лексика:
Текст простой и доступный для понимания детьми дошкольного возраста. Текст очень эмоционален и легко запоминается детьми. Стихотворная форма.
Вывод: всякие страшилки могут избавить от страха.
| Познакомить с произведением Э. Успенского. Формировать речевой слух и память, внимание, наглядно-образное мышление
| Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.
| 6
| «Слон» А. Куприн.
Надя - это послушная, примерная и воспитанная девочка, которая не хочет расстраивать своих родителей. Но, к сожалению, она и сама не может разобраться, что же с ней не так, пока не приснился ей добрый сон о слоне. Надин отец – любящий, упорный, надежный человек, который поверил своему ребенку и решил всеми возможными способами претворить в реальность мечту из сновидения. Мама – идеальный образ женщины, которая готова выполнять все просьбы своего чада, лишь бы Надя пошла на поправку. И ей, как ни кому другому, не знать ли о том, что нет ничего хуже, чем заболевший ребенок. Немец-дрессировщик проявил чувство сострадания и постарался помочь, насколько бы абсурдной не показалась ему эта просьба изначально. А слон Томми с первых строк о нем вызывает лишь безграничное чувство симпатии. Даже соседи, на которых осыпалась сверху штукатурка от приседаний Томми, не обмолвились и словом. Неважно, что они подумали, но самое главное – не испортили праздник. И городовой не предстает камнем преткновения, а только спокойно просит разойтись зевак. И не забудем про хозяина булочной, у которого для такого случая наготове оказался фисташковый торт и булочки, хоть на улице и была уже глубокая ночь.
Художественное своеобразие сказки:
В данном произведении не использованы приемы анимизма и антропоморфизма. Речь идет о девочке Наде и ее семье. Это трогательная и эмоциональная история.
Лексика:
Текст простой и доступный для понимания детьми дошкольного возраста. Текст очень эмоционален и легко запоминается детьми. Сказка написана в прозе.
Вывод: счастье маленьких детей всецело зависит от родителей; развитие гендерных признаков.
| Познакомить с произведением А. Куприна «Слон», формировать умение оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения; развивать умение с помощью мимики, жестов, интонации создавать выразительные образы, развивать эстетический вкус, передавать свои чувства, ощущения в высказываниях.
| Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.
| 7
| «Великие путешественники» М. Зощенко.
Главные герои рассказа Минька, Лёля и Стёпка – люботные, и не совсем послушные ребята. Но путешествие не принесло радости. Мама и бабушка Лёли и Миньки хотели их выпороть. Но взрослые поняли, что ребята напугались и поняли, какую глупость они совершили. Родители Миньки и Лёли объяснили им, что прежде чем отправиться в такое путешествие, надо сначала изучить много наук.
Художественное своеобразие рассказа:
В данном произведении не использованы приемы анимизма и антропоморфизма. Речь идет о реальных детях и их родителях. Это эмоциональная и поучительная история.
Лексика:
Текст простой и доступный для понимания детьми дошкольного возраста. Текст очень эмоционален и легко запоминается детьми. Рассказ написан в прозе. В тексте практически нет незнакомых детям слов.
Вывод: нельзя уходить из дома без спроса у родителей, а то могут произойти неприятности.
| Развить речь, мышление, любознательность;
развивать экологическую культуру.
стимулировать развитие аналитических навыков, (установление причинно-следственных связей,
расширять сферу применения способов поисковой деятельности в решении проблемных ситуаций.
| Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.
Рассматривание портретов путешественников.
| 8
| «Как ворона на крыше заблудилась» Е. Носов.
Рассказ о природе. Образно автор описал старую суетливую ворону и молодых воробьев.
- Обыкновенная ворона, такая же, как и все другие вороны в марте: с забрызганным грязью хвостом и взъерошенным загривком. Зима заставила ее позабыть о чувстве собственного достоинства, о туалете, и она правдой и неправдой с трудом добывала хлеб свой насущный.
Но уж очень несообразительна эта грязная, лохматая птица.
Художественное своеобразие сказки:
Это рассказ из жизни человека и птицы. Птицы в нем не наделены человеческими качествами.
Произведение написано в прозе. Содержание его простое и понятное детям младшего дошкольного возраста.
Вывод: рассказывает о мире птиц.
| Продолжать учить различать жанровые особенности сказки.
Формировать оценочное отношение к героям.
Учить осмысливать содержание прочитанного;
связно передавать содержание средствами игры.
Развивать связной речи
Формировать умение следить за развитием действия в произведении.
| Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.
| 9
| «На танцах» С. Романовский.
Рассказ о пробуждении природы весной. Просыпается все живое. И мальчик видит это пробуждение.
Тут мальчик услышал и увидел журавлей. Сперва ему подумалось, что они бродят по поляне, кто куда, и не найдут себе места.
Почему это не найдут?
Нашли!
Праздник у них: танцуют журавли. Собрались в широкий круг, крыльями машут и голоса подают.
Художественное своеобразие стихотворения:
Это стихотворение о взаимоотношениях человека и природы, красоте природы. жизни человека и птицы. Птицы в нем не наделены человеческими качествами. Нет приемов антропоморфизма и анимизма.
Произведение написано в стихотворной форме. Содержание его простое и понятное детям старшего дошкольного возраста.
Вывод: еще одно стихотворение показывающее красоту и необычность родной природы.
| Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл произведения.
| Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.
| 10
| «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. Пушкин.
Произведение о том, как от зависти к красоте Царевны, Мачеха пыталась погубить Царевну. Но Царевна спаслась, спрятавшись в доме Семи богатырей. Царевна-добрая, милая и очень красива как по душе, так и по внешности. (Она положительный персонаж) Мачеха – злая, завистливая. (Она отрицательный персонаж). Царевич – добр и очень сильно любит Царевну. (Второстепенный персонаж).
Художественное своеобразие сказки:
Сказка написана повествовательно, с диалогами и с приемом анимизма и персонификации. Оживлена неживая природа: ветер, месяц и т.п.
Лексика:
Архаизмы: припеваючи, втихомолку.
В тексте умеренно используются средства художественной выразительности речи. Текст более сложны для восприятия, но доступный детям старшего дошкольного возраста.
Вывод: Это произведение учит тому что, не надо брать все подряд у незнакомцев. Что не надо быть злым и кому-нибудь завидовать, ведь каждый хорош по-своему.
| Продолжать знакомить детей с творчеством А.С. Пушкина.
- Способствовать развитию умения выделять основные действующие лица и последовательность основных эпизодов художественного текста.
- Обогащать словарь детей словами обозначающими предметы и явления по сказке.
- Способствовать развитию речевой и коммуникативной активности детей во время обсуждения сказки.
- Развивать память, воображение, образное восприятие.
- Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, умение содержательно и выразительно передавать литературный текст в процессе рассказывания отрывка из сказки по ролям.
- Воспитывать любовь к книге, вызвать эмоциональное отношение к героям путём использования выразительных средств (поэзии, музыки, авторских иллюстраций к сказкам).
| Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.
| 11
| «Старик годовик» В. Даль.
Главный герой этой сказки – старик, которого автор называет «годовик». В сказке старик годовик выходит и взмахивает рукой. Делает он так четыре раза. С каждым взмахом из его рукава вылетают три необычных птицы.
Необычность состоит в том, что каждая вылетевшая тройка птиц меняет погоду в окружающем мире.
Автор в самой сказке дает подсказки к загадке. Описывая, как при появлении каждой тройки птиц меняется погода, он намекает читателю на смену времен года. А каждое время года включает в себя три месяца. Значит, птицы, которых выпускает старик годовик – это календарные месяцы , по три на каждое время года.
Главный смысл сказки «Старик годовик» состоит в том, чтобы в интересной и привлекательной для детей форме познакомить их с понятием «времена года», объяснить, что такое месяц, неделя, день и ночь. Загадки очень нравятся всем и, разгадывая ту загадку, которую автор заложил в сказке, дети лучше усвоят новые для них знания об окружающем мире.
Художественное своеобразие сказки:
Сказка написана повествовательно, с диалогами и без применения приемов анимизма и персонификации. Птицы не очеловечены, не разговаривают.
Лексика:
В тексте не используются средства художественной выразительности речи. Текст доступный детям старшего дошкольного возраста. Текст знакомит детей с временами года в занимательной форме. Это дидактическая сказка.
Вывод: Сказка «Старик годовик» учит внимательно наблюдать за природными явлениями и подмечать закономерности, свойственные окружающему миру.
| Продолжить учить понимать жанровые особенности сказки, учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять знания детей о временах года; развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ; воспитывать желание познавать новое.
| Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.
| |
|
|