чит днев. дневник читателя
Скачать 268.33 Kb.
|
12 | «Гуси-лебеди» А. Ремизов. Русская народная сказка «Гуси-лебеди» рассказывает о том, что родители поручили дочери присматривать за маленьким братом, пока они будут на работе. Но девочка отнеслась к поручению родителей не очень ответственно. И пришлось ей за свою безответственность выручать брата. В сказке раскрывается тема отзывчивости и благодарности. Когда на просьбы волшебных персонажей отведать угощения девочка отвечала отказом, она не получила никакой помощи. Но когда на обратном пути сестрица отведала предложенные ей угощения, помощь ей была немедленно оказана. Умей быть отзывчивым и благодарным и добро вернется к тебе сторицей. В сказке «Гуси-лебеди» положительным героем является сестрица, которая спасла своего братца, а отрицательным – Баба-Яга, замыслившая съесть девочку. Сюжет сказки построен по классическим канонам. В ней есть зачин в виде слов «Жили-были», и экспозиция, когда родители поручают девочке следить за братцем. Момент похищения братца птицами является завязкой сюжета, а обнаружение похищенного мальчика у Бабы-Яги – его кульминацией. Побег от Бабы-Яги и возвращение в родной дом является развязкой сюжета. Следует отметить динамичность сюжета сказки. В ней много действия. Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома. Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей. Художественное своеобразие сказки: В сказке использованы приемы: Превращение – гуси – слуги Бабы Яги, Иванушка – превратился в козленка. Далее применен антропоморфизм – очеловечивание, козленок разговаривает и т.п. Анимизм – наделение животных душой. Лексика: В тексте используются различные приемы применения средств художественной выразительности речи. Например, эпитеты «чистое поле», «вода студеная», «яблочки румяные». Вывод: Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу – такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель – и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды. | Воспитывать уверенность в себе. Воспитывать умение сопереживать героям сказки. Создать положительный эмоциональный фон. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
13 | «Конек-Горбунок» П. Ершов. Главный герой сказки «Конек-Горбунок» – крестьянский сын Иван, который в семье считался самым глупым. Главная мысль сказки «Конек-Горбунок» состоит в том, что для настоящего друга нет ничего невозможного. Конек-Горбунок стал Иванушки лучшим другом и много раз выручал его в сложных ситуациях, а в конце сказки не только спас друга от смерти в кипящем молоке, но и сделал его красавцем, за которого Царь-девица вышла замуж. Конек-Горбунок верой и правдой служил Ивану и помогал выполнять самые сложные и нереальные задания. Конек-Горбунок – сказочный персонаж. Художественное своеобразие сказки: В сказке использованы приемы: Антропоморфизм – очеловечивание, Конек-горбунок разговаривает и т.п. Анимизм – наделение животных душой. Лексика: В тексте используются различные приемы применения средств художественной выразительности речи. Например, эпитеты «чистое поле», «грива золотая», «поле пшеничное». Вывод: Сказка учит добросовестно выполнять взятые на себя обязательства. Иван, в отличие от своих братьев, честно сторожил поле с пшеницей, и поэтому сумел поймать удачу в лице белой кобылицы. В итоге, он из простого крестьянского парня превратился в царя. | Познакомить детей с творчеством П. Ершова; побуждать дошкольников эмоционально воспринимать образное содержание сказки; закрепить представления о жанровых особенностях сказки; продолжать формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные слова и выражения. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
14 | «Всяк по-своему» Г. Скребицкий. Рассказ о том, как животные готовятся к зиме. Произведение простым языком раскрывает перед ребенком сущность жизни животных, их потребности. О том как заботятся о младшем поколении все. - Ведь у зайцев так исстари завелось: наткнётся зайчиха на малыша, ей всё равно, свой ли, чужой, обязательно молоком покормит. Зайчишка знакомится с животными, которые готовятся к зиме, интересуется, для чего они это делают. Художественное своеобразие рассказа: Это рассказ о животных без применения их очеловечивания. Нет приемов антропоморфизма и анимизма. Лексика: Текст тесно связан с реальными наблюдениями в природе. В тексте используются различные приемы применения средств художественной выразительности речи. Например, эпитеты «заботливая зайчиха». Вывод: рассказ о жизни животных в лесу. | Формировать у детей представления о том, как звери и птицы готовятся к зиме (белка запасает орехи, грибы, жёлуди, устраивает гнездо; ёж готовится к длительной спячке; заяц меняет окраску шерсти; птицы улетают в тёплые края); воспитывать интерес к жизни диких зверей. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
15 | «Лекарство от послушности» К. Драгунская. Из рассказов Ксении Драгунской вы узнаете, что она была такая забывчивая, что забыла пойти в первый класс и сразу пошла во второй, и как она корчила рожи так, что учительница испугалась и уехала в Америку, и как она почти доехала на велосипеде на море с хулиганом, и как была очень противная пока не повстречала совсем противных старушек, и как у них в школе был клуб интернациональной дружбы и многое другое, чего бы никогда не узнали. Помимо как бы воспоминаний можно прочитать множество чудесных маленьких историй - веселых, абсурдных, ироничных, чуть грустных, и очень светлых. После них, мир кажется чуть лучше, и наступает странное чувство «вот, так все и должно быть». Ежики превращаются в ананасы и обратно, собаки разговаривают. В крайнем случае, строгие учительницы вспоминают, что они были юными безобразницами, или просто перестают ругаться на детей в школе, и находят свое настоящее место - капитанов дальнего плавания. Художественное своеобразие сказки: Это волшебная сказка без применения приемов анимизма и антропоморфизма. Лексика: Текст занимает своим сюжетом, интересным построением. Словарь простой и доступный детям среднего и старшего дошкольного возраста. Вывод: взрослые не должны забывать, что они когда то тоже были детьми. | Учить определять и мотивировать своё отношение к героям художественного произведения; формировать умения осмысливать содержание литературного произведения; учить замечать выразительные средства русского языка; учить оценивать поступки свои и других людей. Развивать интерес и любовь к художественной литературе; развивать умения внимательно слушать педагога; развивать умения следить за действиями героев художественного произведения. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
16 | «Слепая лошадь» К. Ушинский. Главный герой сказки К.Ушинского «Слепая лошадь» – благородное животное, быстроногий конь по имени Догони-Ветер. Главный смысл сказки «Слепая лошадь» в том, что очень важно уметь держать свое слово. Ведь на доверии к словам, что люди говорят друг другу, держатся взаимоотношения в обществе. Если купец Уседом не сдержал своего слова в отношении коня, то он может не сдержать его и по отношению к людям. И доверия к такому человеку уже не будет. Конь – благородное животное, преданное своему хозяину, как и многие домашние животные. Хотелось бы, чтобы и люди, заводя себе животное, не забывали об ответственности Художественное своеобразие рассказа: Это грустный рассказ о дружбе и отношениях человека и животного. О преданности животного и подлости человека. Здесь нет приемов антропоморфизма и анимизма. Лексика: Текст отличается эмоциональным накалом, запоминающимся сюжетом, простотой изложения. Есть некоторые сложные слова для детей, например имя «Уседом». Вывод: Сказка «Слепая лошадь» также учит нас быть внимательными к домашним животным, которые всецело преданы человеку, но, зачастую, не могут сами позаботиться о себе. И поэтому, прежде чем завести себе домашнего любимца, стоит тщательно подумать, готов ли человек ухаживать за этим животным и заботиться о нем и днем и ночью. | Учить детей внимательному прослушиванию литературного произведения; -формировать навыки анализа художественного произведения с точки зрения его жанра; -развивать умение делать обобщающие выводы, высказывать свое мнение; -развивать кругозор, способствовать обогащению словарного запаса, развитию устной речи; -воспитывать бережное отношение к животным, доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения; -выявить отношение детей к таким нравственным категориям, как сострадание, добро, зло. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
17 | «Белая уточка», рус, из сборника сказок А. Афанасьева. В ней рассказывается о князе и княгине. Как-то раз князю надо было уехать. Князь дал княгине наказ: с чужими не разговаривать, никуда не ходить. Княгиня дала ему обещание, но ее обманула ведьма. Княгиня превратилась в белую уточку, а ведьма в княгиню. Приехал князь домой и не признал в княгине – ведьму. А белая уточка нанесла яичек и вывела деточек. Дети стали ребятками. Два хороших, один заморыш. Как-то детишки забрели в княжеский двор. Ведьма их признала. Напоила, накормила и спать уложила. А когда дети уснули, обвела она их мертвой рукой ,они умерли. А уточка ждала, ждала и полетела их искать. Увидела их на княжеском дворе, кинулась к ним и материнским голосом завопила. Услышал князь, что утка человеческим голосом разговаривает, приказал её поймать, но утка в руки не кому не дается. Вышел сам князь, утка и упала к нему в руки. Взял князь её и приказал: «Стань белая берёза у меня позади,а красная девица впереди!.» Узнал он в красной девице свою княгиню.Поймали они сороку приказали принести живой и говорящей воды.Слетала сорока за водой, оживили они своих детей. И стали они жить поживать, добро наживать, а худо забывать. А ведьму привязали к конскому хвосту и пустили коня в поле. Ведьма – злая, завистливая. Получила по заслугам. А уточка – добрая. Художественное своеобразие сказки: Это волшебная сказка без применения приемов анимизма и антропоморфизма. Лексика: Текст занимает своим сюжетом, но, на мой взгляд, такие сказки могут испугать детей и развить в них страхи. Даже не смотря на то, что победило добро. Словарь простой и доступный детям среднего и старшего дошкольного возраста. Вывод: Добро всегда побеждает зло. | Формировать представление о доброте, добрых поступках их значении в жизни человека. Продолжать формировать у детей эмоциональное отношение к поступкам литературных героев, умение адекватно оценивать поступок и предлагать, как бы следовало поступить. Развивать связную речь. Обогащать словарь детей. Воспитывать желание быть похожими на положительных героев. Воспитывать бережное обращение с книгами, умение пользоваться. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
18 | «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева Мальчик с пальчик ничего не боялся и спас своих братьев, а в конце спас свою семью от голода. Он хоть и маленький, но умный, и умнее своих братьев. Родители мальчиков хотели, чтобы их сыновья умерли. Художественное своеобразие сказки: Это волшебная сказка без применения приемов анимизма и антропоморфизма. Лексика: Текст занимает своим сюжетом, интересным построением. Словарь простой и доступный детям среднего и старшего дошкольного возраста. Вывод: Главная мысль в том, что маленький иногда может быть умней, сильней и смелей других. Героизм, ум проявляется в поступках. | Учить осмысливать содержание сказки, оценивать поступки главного героя, формировать умение точно, ясно излагать свои мысли. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
19 | «Как папа бросил мяч под автомобиль» А. Раскин. Рассказ из цикла рассказов о папе, когда он был маленьким. Рассказы интересные, увлекательные, с юмором и задором. Кроме того, они еще и поучительные. Дети смотрят на героя со стороны и делают соответствующие выводы – вот так поступать не стоит, а вот так некрасиво, а вот эдак и вообще стыдно. К примеру, когда читали рассказ о том, как перепуганный мальчик оставил своего младшего братишку на улице одного и убежал, дети были возмущены таким поступком. «Как папа укрощал собачку» А. Раскин. Художественное своеобразие рассказа: Это рассказ о жизни людей. Нет приемов антропоморфизма и анимизма. Лексика: Текст тесно связан с реальными наблюдениями за поведением и поступками людей. В тексте используются различные приемы применения средств художественной выразительности речи. Рассказы юмористичны. Вывод: еще два произведения о том, как взрослый вспоминает свое детство и что не стоит забывать о этом. | Познакомить с произведением А.Раскина «Как папа бросил мяч под автомобиль»; обогащать словарный запас речи новыми понятиями и оборотами; воспитывать желание общаться с родителями, узнавать новое из их детской жизни. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
20 | Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличии от стихотворения; учить понимать образное содержание произведения, понимать главную мысль рассказа, связно передавать содержание произведения. Словарная работа: укротитель, дрессировщик, юмористический рассказ, рифма. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. | |
21 | «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева) Главная героиня сказки «Василиса Прекрасная» рано осталась без матери. Но досталась ей в наследство от матушки куколка, которая обладала чудесным свойством – если ее покормить и попросить помощи, то куколка обязательно поможет. Главный смысл сказки «Василиса Прекрасная» в том, что одной красоты для успешной жизни мало. Василиса, кроме того, что была красавицей, оказалась еще смелой и решительной девушкой, не побоялась к Бабе-Яге сходить. Да и руки у нее золотые оказались – любую работу делать умели. И хоть куколка и помогала девушке, но основную работу Василиса сама выполняла. Анализируя сказку «Василиса Прекрасная» можно сказать и то, что как важно матушкино благословение. Нет матушки – а дело доброе живёт. Дочь любимая не без помощи осталась. Баба-Яга. Она хоть и строгая была, Василису работать заставляла, но, в итоге, оказалась справедливой и наказала злую мачеху с ее дочерьми по всей строгости. Художественное своеобразие сказки: Это волшебная сказка с применением приемов анимизма и антропоморфизма. Куколка оживала, разговаривала и т.п. Лексика: Текст занимает своим сюжетом, интересным построением. Словарь простой и доступный детям среднего и старшего дошкольного возраста. |