Главная страница
Навигация по странице:

  • VIII. Элитопедагогика. В

  • IX. Религиоведческая элитология. Э

  • ВИДЫ ЭЛИТОЛОГИИ. В

  • Таблица № 2 Сравнительные характеристики статусной элиты и элиты знаний (достоинств)

  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС» ЭЛИТОЛОГ Таркиби элитаи сиёсї

  • Таркиби элитаи сиёсї: Элитаи сиёсии олї

  • - элитаи њарбї

  • Асосњои методологии элитология Методологияи

  • Независииост има. АБДУХОЛИҚ._ЭЛИТОЛОГИЯ. Донишгои миллии тоикистон зокиров г. Н., Исаев у. У. Элитология душанбе 2014 ббк Муарризон


    Скачать 237.41 Kb.
    НазваниеДонишгои миллии тоикистон зокиров г. Н., Исаев у. У. Элитология душанбе 2014 ббк Муарризон
    АнкорНезависииост има
    Дата20.04.2022
    Размер237.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАБДУХОЛИҚ._ЭЛИТОЛОГИЯ.docx
    ТипЛекция
    #486754
    страница3 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Необходимо также отметить тесную связь психологической элитологии с педагогикой элитарного образования, раскрывающего генезис личности, механику ее интеллектуального и духовного становления, формы и средства такого обучения.

    VIII. Элитопедагогика. В оспитание есть объяснение шкалы ценностей между добром и злом. Поэтому элитопедагогика в первую очередь есть иерархия знаний. А так как всякая иерархия есть уже некая элитность, то речь, следовательно, должна идти о ценностях духовного мира человека. Также как и философия избранности и психологическая элитология элитопедагогика изучает генезис гениальной личности, т.е. процесс ее самовоспитания, а также анализ и тех педагогических систем, которые позволяют ей раскрыть свое творческое начало.

    IX.  Религиоведческая элитология. Э литология религиоведческого типа вскрывает достаточно самобытный пласт этики духовного совершенства основоположников всех мировых религий, а также эзотерических религиозных учений прошлого, такие как пифагорейство, орфизм, герметизм и т.д.(Э.Шюре). Помимо этого речь идет еще и о "философии аскетики" (Буддизм, Христианство), т.е. об агиографическом анализе духовного мира Святого и о том влиянии, которое он оказал своим пастырским подвигом на формирование общественного религиозного сознания.

    ВИДЫ ЭЛИТОЛОГИИ. В известном смысле «практическая элитология » объединяет прикладную политологию и социологию в вопросе изучения реальной элиты власти, занимающей в текущем историческом моменте ведущие политические позиции. То, что отличает практическую элитологию от элитологии теоретической заключается в том, что последняя рассматривает элиту как уже исторически сложившееся явление, тогда как первая исследует ее современное, сиюмоментное и еще незавершенное состояние. И здесь уместно вспомнить известную фразу английского историка XIX века Эдуарда Фримена о том, что «история есть политика прошлого, а политика есть история настоящего».1 Важно так же отметить и отличие практической элитологии от элитологии прикладной. Отличие это состоит в том, что прикладная элитология занимается вопросами внедрения элитологических теоретических данных в практику (политику и культуру) и является как бы завершающим звеном учения об элиты (общей элитологии): «практическая элитологии» – «элитология теоретическая» – «прикладная элитология». Собственно говоря, указанная последовательность частей элитологии отражает современное состояние их степени развитости. Практическая элитология носит сугубо эмпирический характер и является фактически пропедевтической отраслью общей элитологии. Насколько важна роль этой пропедевтики видно на соотношении публикаций по данной теме. Общетеоретических (аналитических) работ по элитологии действительно значительнее меньше, чем публикаций по практической элитологии. Примерное соотношение этих работ может быть определена как 1 к 100.

    Для практической элитологии важен вопрос точной классификации и идентификации действующих элит. Поэтому необходимо остановиться на этих важных моментах и дать им краткую характеристику. Методологические основы практической элитологии могут быть сведены к следующим моментам. Как правило, практическая элитология занимаются изучением проблемы соотношения элиты власти и контрэлит; рассматривает вопросы рекрутирования элит и развития их партийных идеологий. Но весьма часто практическая элитология сталкивается с еще одной важной и пока еще не разрешимой проблемой – проблемой «псевдоэлиты». Псевдоэлита – это главный бич всей элитологии: это своего рода ее неудачный миф, самое уязвимое звено ее теоретического построения.

    Проблема исследования реальной элиты заключается в «черном треугольнике» следующих вопросов: 1) что думает о себе сам субъект элиты (т.е. идентифицирует ли он себя с элитой?); 2) как воспринимает его сама элита?; 3) какие ассоциации он вызывает у массового общественного сознания? Выявление ответов на эти вопросы может прояснить первую часть проблемы идентификации реальной элиты: относиться ли данный субъект к элите или нет, т.е. речь, идет о персональном составе конкретной элиты. Вторая часть проблемы: какой характер носит данная элита? Типологизация элит позволит расставить элитизированных субъектов по принципу специализированности их достоинств. При этом следует уточнить саму категорию «достоинство». Элитология признает, что «достоинство» может носить как «реальный», так и «формальный» характер. Помимо этого «достоинство» может быть «государственно установленным» (прежде всего это какая‑либо административная должность) и «индивидуально достигнутым» (развитым). При чем, «установленное достоинство» не всегда бывает честно достигнуто, т.е. не всегда соблюдается принцип меритократической справедливости. Достижение установленного (должного) в первом случае означает вхождение тем или иным образом во власть административно‑политического характера, а во втором – утверждение власти сугубо персоналистического характера, т.е. утверждение самости в качестве основополагающего компонента личности.

    Таким образом «идеальная («нормальная» с научной точки зрения) элита – эта такая элита, когда совпадают достоинство установленного и достигнутого: «формальная элита» – когда в наличие имеется лишь один из этих компонентов или даже создается наличие их видимости. Предельной границей формальной элиты может быть псевдоэлита, т.е. ложное отождествление с элитой носителей массовой культуры и идеологии, лишь на основе их внешней политической (или иной) активности.

    Необходимо внести ясность и в такие понятия как «элита статуса» (которая наиболее характерна для политической элиты) и «элита знаний» (характерна главным образом для интеллектуальной элиты). Данная классификация уточняет и дополняет типологию элит Д.Белла, делившего элиту на: «элиту крови», «элиту богатства» и «элиту знаний». Имеющиеся на сегодняшний день публикации по этим элитам заставляют нас сделать вывод о вычленении этих тем в общем изучении элит в самостоятельный блок исследований, в качестве тех приоритетов, которые оказывают заметное влияние на становление элитологии. Если сравнивать соотношение статусной элиты и элиты знания, то можно выявить следующие параметры:

    Таблица № 2
    Сравнительные характеристики статусной элиты и элиты знаний

    (достоинств)




    тип элит




    Параметры

    статусная элита

    элита знаний

    Представление об массах

    Идеологическое

    Теоретическое

    представление об элите

    прагматическое

    Гносеологическое

    процесс элитизации

    чинодостижение

    Элитарное образование

    характер селекции

    Административный

    Частный

    характер лидерства

    Формально‑реальное

    реально‑формальное

    психологический характер субъекта

    Зависимость от коллективизма

    преобладание индивидуализма

    принцип личного достоинства

    основывается на имидже и активной деятельности

    основывается на авторитете и творчестве

    качество сознания

    знание власти

    власть над знанием


    Статусная элита имеет лишь незначительную часть тех достоинств, которыми обладает элиты знаний, как, впрочем, и сама элита знаний обладает лишь некой частью объема качества статусной элиты. Это объясняется неравномерностью процесса их развития, а так же той конкуренцией, которая извечно имела место между ними еще со времен Конфуция и Платона.

    Практическая элитология уделяет несравненно большее внимание проблемам политической элиты. Научные публикации по данному вопросу указывают на то, что основной проблемой политической элиты являются вопросы, связанные с кадровой политикой. Проблема псевдоэлиты это еще и проблема случайно попавшего в элитную группу субъекта по всем своим данным являющимся носителем массового сознания и массовой культуры. Клиентальный принцип селекции элиты способствует накоплению антиэлитарного вещества внутри самой элиты, что делает ее нефункциональной и зависимой от общественной конъюнктуры. Элита замыкается и приток свежих, подлинно элитарных субъектов прекращается, в результате чего, выражаясь словами А.Тойнби, происходит «уход творческого меньшинства» с арены общественного развития. Кадровый вопрос может быть, решен лишь при внимательном отношении к уровню образования, выдвигаемых в элиту индивидов и к качественному состоянию тех учебных заведений, которые они заканчивали.

    Несмотря на то, что практическая элитология носит в основном описательный характер, формируемый ею банк данных о реальном состоянии политической и финансово‑экономической элит, создает благоприятные предпосылки для продуктивного развития теоретической элитологии. К сожалению практическая элитология не уделяет должного внимания вопросам антропологической элитологии, отдавая эти проблемы на откуп психологии и философии. Учитывая наметившийся в последнее время достаточно резкий поворот в интересах элитологии от общественно‑социальных проблем в сторону человеческого фактора, можно предположить, что в скором времени должно увеличиться число публикаций по данному вопросу. В пользу этого предположения свидетельствует то, что антропологическая элитология раскрывает механизмы внутренней мотивации субъекта элиты и должна по идее предварять изучение ее общественного бытия. Более того, антропологическая элитология имеет, куда большую историю своего практического изучения, чем элитология социальная и несомненный интерес со стороны таких наук как психологии, педагогики, культурологии и философии. Практическая элитология выходит, таким образом, на совершенно новый уровень своего развития, что в целом должно поставить всю элитологию в один ряд с ведущими общественными науками.

    «ОСНОВНОЙ ВОПРОС» ЭЛИТОЛОГ


    1. Таркиби элитаи сиёсї

    Таркиби элитаи сиёсї дер боз таваљљуњи донишмандони илми сиёсиро дар њар давру замон ба худ љалб намудааст. Ин аз он хотир аст, ки элитаи сиёсї вобаста ба макон ва замон њархел зоњир мегардад. Пас, сухан дар хусуси гурўње меравад, ки дар раванди корњои идорї ва маъмурї маќоми пурарзишро соњиб гардидаанд. Ба њайати ин гурўњ нафароне роњ ёфтаанд, ки аз љињати касбият дорои хусусиятњои баланди корї, мутахассис, донишманд ва аз дигарон фарќкунанда мебошанд.

    Моњият ва хусусиятњои падидаи мазкур бањсу андешањоро дар байни муњќќиќон ба миён овардааст. Нисбати ин падида њанўз мутафаккирони замони куњан Конфутсия, Афлотун, Арасту рў овардаанд. Бештар мутафаккирони мазкур элитаро аз баргузидагону бењтаринњо дониста чунин маънидод намуда, хусусиятњои накукорї, хирадмандї ва адолатнокиро сифатњои хоси онњо мансуб донистаанд.

    Дар њар як давраи таърихи муносибат ба њокимияту давлат бештар дар ду симо зоњир мегардад: идоракунандагон ва идорашавандагон. Дар њамин замина метавон шартан ба ду мафњум «элитаи сиёсї» ва «элитаи њукумрон» таваљљуњ намоем. Таркиби њардуи элита дорои хусусиятњои махсуси хеш аст. Самаранокї ва баамалбарори идоракунї аз он вобаста аст. Дар њарду фањмиш гуруњњои калон пай амали намудани манфиатњои худ мубориза мебаранд. Пас, метавон чунин вобаста ба таркибашон чунин гуруњбанди намуд: Таркиби элитаи сиёсї:

    Элитаи сиёсии олї. Он хеле мањдуд буда, доираи на чандон зиёди сарварони сиёсї ва ходимони давлатиро дарбар мегирад. Бевосита ба элитаи сиёсии олї атрофиёни президент, сарвазир, роњбари парламент, роњбарони маќомоти олии давлатї, роњбароии њизбњои сиёсии пешбар, фраксияњои депутатии бонуфўз дар парламент ва ѓайрањо дохил мешаванд.

    Њайати элитаи сиёсии олї асосан, аз њисоби сиёсатмадорон ва ходимони давлатї таркиб меёбад, ки дар ќабули ќарорњои муњими давлатї сањм мегиранд. Онњо сиёсати давлатї ва идораи љомеаро роњбарї менамоянд.

    Элитаи сиёсии миёна. Он аз одамоне таркиб меёбад, ки дар вазифањои масъули њаёти сиёсї ва маќомоти давлатї интихоб ё таъин шудаанд. Масалан, депутатњои парламент, роњбарони вилоятњо, шањрњо, сарварони њизбњои сиёсї ё иттињодияњои дигари бонуфўзи љамъиятї ва ѓайрањо. Аз њамин њисоб таќрибан 3-5% -и ањолиро ташкил медињанд.

    Элитаи сиёсии маъмурї. Он аз хизматчиёни бонуфўзи маќомоти давлатї, амалдорон иборат аст, ки дар маќомоти идораи давлатї сањми калон доранд.

    Аслан элитаи њукумрон аз њисоби мутахассисони соњањои гуногун, ки воќеан таъсири худро ба њокимият расонда метавонад, иборат аст. Элитаи њукмрон дар таркиби худ аз чунин сохтор иборат аст:

    - элитаи иќтисодї. Як гурўњи одамонеанд, ки дорои захирањои муњими иќтисодї мебошанд. Онњо аз њисоби соњибмулкони калон, менељерони корпаратсияњои саноатию молиявї сафи худро пура кардаанд. Онњо њамчун гурўњи намоён таъсири худро ба њокимият расонида дар доираи чунин муносибат алоќаро ба сиёсат пайваст менамоянд. Дар дасти худ ширкатњои телевизониро муттањид сохта онњоро дар маъракањои пеш аз интихоботї (номзадњои мустаќил, ташкилотњо,њизбњои сиёсї) истифода менамоянд.

    - элитаи њарбї. Њайати афсарони олии артишро дар бар мегирад.

    - элитаи бюрократї. Амалдорони дастгоњи давлатиро муттањид месозад. Маќом ва таъсири онњо дар раванди тањлил, хулосагирї ва ќабули ќарори сиёсї намоён мегардад.

    - элитаи идеологї. Ходимони барљастаи фарњанг, олимон, воситаињои ахбори умум, ки дар баланд бардоштани маданияти сиёсии омма, шуури сиёсии омма хизмат менаояд.

    Њамчунин метавон ишора намуд, ки дар љомеа гурўњњое мављуданд, ки барои таъсиррасонидан ё муттањидшудан ба системаи сиёсї бо ин ё он шакл, аз худ дарак медињанд:

    - элитаи њукумрон - фишангњои идоракуниро дар даст дорад.

    - элитаи оппозитсионї.

    - контурэлита.

    - элитаи меросї. Хусусияти барљастаи он таъсири омилњои хунї;

    - элитаи арзишї.

    - элитаи функсионалї. Ба сифати манбаи таъсирасони касбият ва имкониятњо баромад менамояд, ки дар раванди идоранамої таљассум мегардад.

    Муносибат миёни элитањо метавонад хосиятњои мухталифро ба худ касб намояд, ки метавон онњоро чунин нишон дод: баробарї, раќобатї, шарикї сурат гирад.

    Агар мо майли ба омўзиши унсурњои таркибии элитаи соњањои мухталифи њаёти љамъиятї назар намоем, ин ба мо мушарраф намешавад, чунки он хеле зиёд фарох ва беохир мегардад. Аз ин хотир, тамоми соњањои њаёти љамъиятї новобаста аз самти фаъолияти инсонњо он дорои элитаи махсуси хеш аст. Таваљљуњ ба њар як ин ќисмат ва таснифоти он аз рўй ќоидаву ќонунњои мушаххаси назария ва метадологияи элиталогия дида баромада мешавад.

    Асосњои методологии элитология

    Методологияи элитология дар шакли комплексї бо тарњи далелњои меъёрї, тадќиќотњои наќшавї, ќабулу љамъоварии маълумотњо ва ѓайрањо зоњир мегардад. Методология бо назария дар алоќаманди зич буда дар даврањои гуногуни њаёти иљтимої-сиёсї аз рўйи парадигмањои муайяни амал намудааст. Аслан, муњимтарин навъњои метод зина ба зина аз рушди таърихии афкори сиёсї ба вуљуд омаданд. Метавонем рушди методологияи элитологияро ба даврањои зерин таќсимбанди намоем:

    - давраи классикї (то асри ХIХ) дар ин давра алоќаманди бештар ба дедуксия, мантиќу фалсафа ва наздикшавии маънавии аксеология буд;

    - давраи институтсионалї (охири асри ХIХ ва аввали асри ХХ), дар ин ваќт мавќеъи таърихї-муќоисавї ва меъёрњои методи иниститутсионалї ављ гирифт;

    - давраи бихевиористї (аз забони англ. «їehavioќ» - рафтор) – аз солњои 20-ум то солњои 70-ум як ваќти буд, ки методњои зиёдро љорї карданд;

    - давраи постбихевиористї (се яки охири асри ХХ), оѓози таснифи якљоякунии методњои «анъанавї» ва «нав» мебошад.

    Элитологияи муосир бештар аз методњои зерин васеъ истифода менамояд:

    1. сотсиологї – методи оморї, методи эмпирикї

    2. антропологї – табиати инсон, алоќамандии типњои инсон ба сиёсат

    3. психологї – психобиографї ва психотаърихї (психологию таърихї)

    4. методи герменвтикї – натанњо, бо самти объективона, балки пинњон намудани афкор: тариќи рамзї, феноменалогия – идроки беназирии њодиса вобаста аз тафсир

    5.методи семиотекї - системаи тадќиќи нишонањо, рамз

    6. назарияи мољарои иљтимої –мољароњои манфиатдор ва нобаробарии иљтимої дар рўй замин, мубориза барои сарват, вазъияти имтиёзнок

    7.назарияи табодул – њодисањои иљтимої њамчун мањсули мубодила, дар асоси омил, арзиш ва ѓ.

    8. системанокї - дар њоле ки методи бањои экспертї, амсиласозии (тарњ) сиёсї ва математикї, иртиботї ва ѓ.

    Њамин тариќ, элита доирањои таъсиррасон ва гуруњњои иќтисодї ва сиёсии синфи њукумронро, ки дар даст захирањои модди бо воситањои ташкили-техникї ва ВАО-ро доранд, фаро мегиранд. Ин хидматчиёни касбї - сиёсатмадорон ва идеологњо мебошанд. Аммо элитаи сиёсї ин натанњо маљмуи идоракунандагон ва њокимиятдорон баромад мекунанд. Ин таълимоти зикргардида фањми мураккаб дорад. Моњияти ин натанњо дар он ки аъзоёни он дар дасти худ хокимиятро тавасути инњисори њуќук ба ќабули ќарор, ташхиси маќсадњо љамъ менамояд, балки ин пеш аз њама гуруњњои иљтимоии махсус, ки дар асосии алоќањои дохилии байни сиёсатмадорон ва идеологњо асос ёфтааст. Онњо дар доираи манфиатњои умуми мутањид гардиданд, ки он ба тасаруфи фишангњо воќеъи њокимият, кўшиш бањри њифзи инњисори худ дар онњо, монеа шудан ба гуруњњои дигар барои воридшудан, устувор ва тањкими мавќеъи элита ва мавќеъи њар як аъзои он дар системаи идоракунии њокимият нигаронида шудааст.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта