Главная страница
Навигация по странице:

  • Теория «нового класса».

  • Лекция 13 Постсоветская элита

  • Лекция 14 Рекрутирование политических элит

  • ЭЛИТАИ ИЛМЇ ВА АДОЛАТИ ИЉТИМОЇ Мафњуми элитаи илмї. Элита ва элитаи илмї.Лекция 15 Элитное образование

  • Антиэлита

  • Элитаи сиёсї – ин гуруњи калони иљтимої, соњиби сатњи муайяни таъсири сиёсї ва сарчашмаи асосии кадрњои идоракунанда барои институтњои њокимият ё давлат ва ё љамъият мебошад.

  • Рўйхати мавзуњои КМРО Консепсияи неоэлитизм ва доктринањои технократї Афкорњои ќадимаи хитої то элиталогия (Гуан Чжун , Лао-Цзы

  • Конфутсия ) Андешањои ќабл аз элиталогия дар Юнон ва Рими Ќадим Ѓояњои асрњои миёнагии ќабл аз элитология Ѓояњои ќабл аз элиталоги Н.Макиавелли

  • Томазо К., Уинстенли Љ., Меле Ж., Мабли Г ., Руссо Ж. Ж ., Бабеф Г. Элитизм ва консепсияи таббии демократияи маданї: Локк Љ ., Монтеске Ш., Гелвеций К. А.

  • Независииост има. АБДУХОЛИҚ._ЭЛИТОЛОГИЯ. Донишгои миллии тоикистон зокиров г. Н., Исаев у. У. Элитология душанбе 2014 ббк Муарризон


    Скачать 237.41 Kb.
    НазваниеДонишгои миллии тоикистон зокиров г. Н., Исаев у. У. Элитология душанбе 2014 ббк Муарризон
    АнкорНезависииост има
    Дата20.04.2022
    Размер237.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАБДУХОЛИҚ._ЭЛИТОЛОГИЯ.docx
    ТипЛекция
    #486754
    страница10 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Лекция 12 Советская элита

    Октябрьская революция была, пожалуй, наиболее полная, радикальная, быстрая смена элит в истории человечества страны, более радикальная, в частности, чем во время французской революции 1798-1793 гг. Закрытая дворянско-чиновничья элита царизма деградировала, показала отсутствие политической воли, продемонстрировала свою неспособность управлять великой страной, модернизировать ее, абсорбировать лучших представителей «низших» страт. Как писал в этой связи П.А. Сорокин, «вырождающийся правящий класс упорно отказывал в соучастии «талантливым самородкам», «самоучкам» из других слоев, не желая урезывать себя в правах и готовый отвергнуть любых талантливых «пришельцев.

    Скоро наступила расплата. К власти пришли энергичные, молодые, циничные, безжалостные представители контрэлиты, сумевшие, в отличие от старой элиты, наладить контакт с массами, мобилизировать их на свержение царской элиты, а затем и элиты «соглашателей». Победили крайне левые, экстремистские представители контрэлиты. Эти новые лидеры выступали под лозунгами эгалитаризма, антиэлитизма. Однако очень скоро оказалось, что вместо построения общества без элиты к власти пришла новая, большевистская элита, а методы господства этой элиты оказались не только авторитарными, но и тоталитарными.

    Но как же все-таки получилось, что большевики, выступившие с эгалитаристскими лозунгами, мобилизовавшие массы на борьбу с правящей элитой эксплуататорского общества, взяв власть, сами превратились в новую элиту общества, которое они, ничтоже сумняшеся, называли социалистическим, в котором отсутствуют эксплуататорские классы и которое идет к преодолению классовых различий?

    Революция, направленная против эксплуататорской элиты, против элиты царизма, элиты буржуазии, сама была в значительной мере элитарна. Революцию осуществляло меньшинство общества ¾ петроградский пролетариат, матросы. Правда, это меньшинство громогласно декларировало, что действует от имени громадного большинства населения, трудящихся масс, что они и есть передовые выразители интересов народа. Причем большинство народа, в силу неграмотности и забитости, не дозрело до понимания своих интересов. Эти интересы и выражает авангард пролетариата, класса-гегемона, идущего во главе трудящихся масс. Соответствовала ли эта схема реальности? В скором времени ответ на этот вопрос был получен. Выборы в Учредительное собрание показали, что большевики оказались в меньшинстве, что, впрочем, их не смутило. Выборы, основанные на борьбе партий за голоса избирателей, были объявлены буржуазными. Контрэлита, превратившаяся в элиту, и не думала отдавать власть. Напротив, вся ее политика была направлена на удержание этой власти, на превращение ее в тотальную власть, в диктатуру пролетариата.

    Такой поворот событий не был неожиданным для наиболее прони-цательных мыслителей, которые прогнозировали вырождение леворади-кальных лидеров в авторитарную, олигархическую элиту, которая, придя к власти, будет диктаторскими методами управлять массами. Достаточно вспомнить «Бесы» Ф.М. Достоевского, в которых левоэкстермистские заговорщики стремились захватить власть, чтобы манипулировать массами, используя по отношению к ним террористические методы.

    Теория «нового класса».Вопрос о правящем слое или правящем классе, который возникает после социалистической революции, был поставлен задолго до Октябрьского переворота и обсуждался десятилетия после него. В этой связи несомненный интерес представляет концепция, которая впоследствии получила название теории «нового класса».Еще М. Бакунин писал, что государство диктатуры пролетариата, пропагандируемое Марксом, будет представлять собой «деспотизм управляющего меньшинства», прикрываемый демагогическими фразами о том, что он выражает народную воли, это будет управление огромного большинства народных масс привилегированным меньшинством. «Но это меньшинство, говорят марксисты, будет состоять из работников. Да, пожалуй, из бывших работников, но которые, лишь только сделаются правителями или представителями народа, перестанут быть работниками и станут смотреть на весь чернорабочий мир с высоты государственной, будут представлять уже не народ, а себя и свои притязания на управление народом». А в составе этого деспотического меньшинства легко могут оказаться непомерные честолюбцы, рвущиеся к власти. Вопрос в том, возможно ли общество без элиты и, в том, как оно может реализовываться на практике, и не будет ли рисуемый марксистами коммунистический идеал прикрытием новой формы всевластия элиты, которая захватывает власть и устанавливает жестокую диктатуру, не брезгуя для «всеобщего счастью» никакими методами (как об этом писал Достоевский в «Бесах»). Сомнения на этот счет высказывали многие мыслители. По поводу утверждения марксистов, что диктатура пролетариата будет недолгой, а ее целью будет образовать народ, Бакунин выражает глубокий скептицизм, утверждая, что «никакая диктатура не может иметь другой цели, кроме увековечивания себя».

    Насквозь элитарной оказывается организационная структура новой власти. Правящая партия по Ленину (см «Что делать?») предполагала «узкий слой партийных функционеров», ее элиту, и широкий слой членов партии, выполняющих решения ее руководства – таков был зародыш будущего «нового класса». Когда же партия пришла к власти, элитарная структура партии была воспроиз-ведена в масштабах крупнейшей страны мира. После Октябрьской революции Ленин писал о решающей роли революционного авангарда рабочего класса (т.е. партии, а фактически партийной верхушки) в руководстве обществом. Сам Ленин признавал, что «политика партии определяется не ее составом, а громадным, безраздельным авторитетом того тончайшего слоя, который можно назвать старой партийной гвардией». Об этом откровенно писал Сталин: «Компартия как своего рода орден меченосцев внутри государства советского». А Троцкий писал, что диететура пролетариата оказалась диктатурой партии, а диктатура партии – диктатурой ее верхушки. Именно Троцкому принадлежит важная роль в разработке теории «нового класса», он писал о бюрократическом перерождении руководящей верхушки партии при Сталине.

    Разработка целостной концепции «нового класса» принадлежит М.Джиласу, доказывавшему, что «коммунистическая система» служит основой для возникновения нового привилегированного класса, которым является бюрократическая верхушка партии и государства, обладающей неограниченной властью. Концепцмю продолжил М.Восленский, употреблявший вместо «нового класса» термин «номенклатура».

    Советская элита. Поколенческий анвлиз До сих пор мы говорили о советской элите в целом. Но эта элита претерпела сложную эволюцию: каждое новое поколение этой элиты и похоже на предыдущее, и, вместе с тем, значительно отличается от него. Поэтому эволюцию советской элиты можно представить как смену поколений элиты, каждое из которых обладает специфическими характеристиками.

    Можно вычленить четыре поколения этой элиты. Первое ¾ «ленинская гвардия», осуществившая революцию, мечтавшая о мировой революции, рассматривавшая российскую революцию как базу революции всемирной; в ее костер они готовы были бросить страны и народы, включая свой собственный. Внутри этой элиты разворачивается ожесточенная междоусобная борьба за власть после смерти Ленина.

    Второе поколение этой элиты ¾ сталинисты, жестокие, дисципли-нированные исполнители воли Сталина, фанатично преданные харизма-тическому вождю. Происходит смена ориентаций этой элиты – курс на построение социализма в «отдельно взятой стране», на модернизацию милитаристско-мобилизационного типа, «подстегиваемую» широкомас-штабными репрессиями, которые ряд политологов квалифицирует как геноцид по отношению к собственному народу.

    Третье поколение советской элиты ¾ элита бюрократии и партийных функционеров, лидерами которой были Хрущев и особенно Брежнев, максимально расширивший ее права и «вольности». Это был период институцизации и рутинизации номенклатурной элиты, время относительно стабильных элитных карьер. В конце этого периода – в 70-х – первой половине 80-х годов у власти находится геронтократическая элита застоя.

    Наконец, четвертое (и последнее) поколение советской элиты – «перестроечная» элита. По своему составу она была неоднородной, хотя политически в ней преобладали реформаторы во главе с Горбачевым, стремившиеся модернизировать застойную социально-политическую систему, построить социализм «человеческим лицом», проводивших курс на гласность и демократизацию режима. Трагедия этой элиты заключалась в том, что у нее были определенные пределы ее реформаторства, связанные с советским партократическим режимом. Социально-политическая система, которой они управляли, была принципиально не реформируема, она нуждалась не в модернизации, а в трансформации в иную социально-политическую систему. Но эта функция не могла быть выполнена этой элитой (тогда она и не была бы советской элитой), она была выполнена уже пост советской элитой. Правление этой элиты многие политологи рассматривают (и не без основания) как размен власти на собственность.

    Шесть с лишним лет перестройки были периодом резких персональных изменений в правящей элите общества, но она сохранялась как та же социальная группа.. И уже только по этой причине перестройка была обречена. Таким образом, хотя перестройка привела к беспрецедентным изменениям в составе элиты, она не была сменой элит, она была трансформацией той же самой элиты. Смена элит осталась на повестке дня.

    Одним из результатов перестройки была конвертация власти правящей элиты в собственность. А далее на повестку дня поставлена конвертация собственности на власть.
    Лекция 13 Постсоветская элита

    1. Произошла ли смена элит?

    2. Структура постсоветских элит.

    3. Политико-административная элита

    4. Экономическая элита

    5. Культурная элита

    6. Региональная элита

    7. Взаимоотношение элит: конфликт или консенсус?

    Главное в элитологии – как оптимизировать отношение элита–массы, где приоритетом будут интересы масс (элита для народа, а не народ для элиты) – это и есть демократия. Важно и другое –взаимоотношения между элитными группами, между элитами. Сегодня политологи пишут о наметившемся расколе в российских элитах –между олигархами и «чекистами» (речь идет о верхушке «силовиков» и чиновничества). В этой связи интересен вопрос: а что лучше для населения – единая, сплоченная элита или расколотая на конкурирующие группы? Ответ неоднозначен. Для стабильности политсистемы предпочтительнее единая элита. Раздрай в элитах –угроза для стабильности. Но наличие конкурирующих групп в элите полезно для демократии: эти группировки вынуждены обращаться за поддержкой масс, их роль возрастает, они– арбитр. И вообще народу не следует полагаться на правящую элиту, чтобы не остаться в дураках (у элиты – свои групповые интересы, не совпадающие с массовыми). Ныне некоторые элитологи пишут о «восстании элиты» против масс. У элит – своя субкультура, свои жизненные стандарты, свои предпочтения, свой менталитет, своя ценностная ориентация (в основном прозападная), они и детей своих предпочитают обучать в США или в ФРГ, что заставляет задуматься над вопросом: а наша ли эта элита? Итак, будем надеяться не на правящую элиту, а прежде всего на самих себя, будем активно создавать гражданское общество, которое выделяет свою неформальную элиту, и будем строго контролировать элиту правящую. В условиях гражданского общества не элита распоряжается народом, а народ нанимает политических управленцев, менеджеров, чтобы те эффективно управляли обществом в интересах большинства, и увольняет этих управленцев, если они не выполняют эти функции. Это будет трагедия для авторитарной элиты, но зато открывает перспективы для не контролируемой, а подлинной демократии.
    Лекция 14 Рекрутирование политических элит

    1.                  Процесс рекрутирования элит и его особенности

    2.                  Типология рекрутирования элит.

    3.                  Рекрутирование элит в России Традиции местничества. Номенклатура. Неономенклатура.

    4.                  Сравнение российского и американского опыта рекрутирования элит

    Очевидно, что качество элиты во многом зависит от принципов ее рекрутирования. Политическое рекрутирование ¾ это вовлечение людей в активную политическую жизнь. И важнейшее место в нем занимает процесс рекрутирования политической элиты, посредством которого формируются законодательные и исполнительные органы государства, правительственный аппарат, руководящие кадры государственных учреждений. Исследовать процесс этого рекрутирования – значит исследовать политический процесс с точки зрения того, как люди вовлекаются в политику, выдвигаются на руководящие политические посты (в том числе становятся политическими лидерами), устанавливают политические контакты, как они делают политическую карьеру.

    В стабильных политических системах рекрутирование элиты институтизировано, то есть осуществляется в соответствии с тщательно разработанными процедурами (обычно освященными традициями), в результате чего персональный состав элиты с большей или меньшей периодичностью обновляется, а сама политическая структура остается в значительной степени неизменной. По-иному обстоит дело в условиях крутой ломки политической системы, в периоды политической нестабильности. Тогда происходит трансформация или смена элит; люди, занимавшие ключевые позиции в государственном управлении, лишаются своих постов; возникает много вакансий, которые заполняются с нарушением обычных рутинных норм. Недостатка в желающих занять элитные позиции общество никогда не испытывает, что стимулируется высоким статусом управленческой деятельности, престижем, возможностью получения ряда привилегий, в том числе материальных. Иное дело – насколько квалифицированным оказываются новобранцы на элитных позициях, каковы их моральные и деловые качества.

    Система рекрутирования элиты имеет исключительную важность для политической системы; она может либо обеспечить более или менее равные возможности доступа к власти всем гражданам либо ограничить эти возможности, а то и вовсе лишить этих возможностей. Одна из характерных черт подлинно демократической политической системы – создание возможностей для каждого гражданина достичь такого положения, которое дает ему право считаться членом политической элиты.

    В процессе рекрутирования политической элиты важнейшие моменты ¾ широта ее социальной базы, круг лиц, осуществляющих отбор элиты (селекторат), наконец, процедура, механизм этого отбора. Опыт завершающегося тысячелетия свидетельствует о том, что закрытая элита, которая формируется из представителей узкого привилегированного слоя, воспроизводится на своей собственной ограниченной базе, неминуемо деградирует, загнивает, рано или поздно уступая место обществу с более открытой элитой, что ведет к изменению всей социально-политической структуры. И чем более закрытой является элита, чем уже ее социальная база, тем меньше у нее шансов продлить свое господство, выжить в соревновании с другими социально-политическими системами.

    Качество элиты зависит от способов ее рекрутирования, от того, насколько элита «прозрачна», открыта для наиболее активных, образованных, способных к инновациям людей из всех классов и слоев общества, а также от того, существуют ли заслоны на пути вертикальной социальной мобильности для людей случайных, нравственно нечистоплотных, т.е. действительно ли в элиту попадают наиболее достойные в нравственном и интеллектуальном отношении люди.. Закрытый тип рекрутирования элиты является исторически первым. Как правило, он господствует в традиционном обществе. Открытый тип превалирует в современном обществе он является результатом развития политической системы, ибо требует для своего функционирования высокого уровня полити-ческой культуры. Первый тип характеризуется, прежде всего, узостью социальной базы этой элиты. Это – господствующий класс, слой, сословие, который и монополизирует политическую власть; все элитные позиции заняты его ставленниками. Поскольку данный тип рекрутирования элиты сужает социальную базу последней, препятствует занятию элитных позиций наиболее способными людьми из низших страт общества, инакомыслящими и т.д., она обрекает политическую систему на застой, последняя неминуемо вырождается, утрачивает способность к эффективному управлению), по существу провоцирует образование контрэлиты, превосходящей правящую элиту по своим интеллектуальным и пассионарным показателям, которая использует недовольство масс существующей социальной системой для ее свержения, для смены элиты. Идеальной целью рекрутирования элиты является выдвижение на руководящие позиции наиболее компетентных, достойных (меритократический принцип).
    ЭЛИТАИ ИЛМЇ ВА АДОЛАТИ ИЉТИМОЇ
    Мафњуми элитаи илмї. Элита ва элитаи илмї.
    Лекция 15 Элитное образование

    1.      Понятие элитного образования. Элитное и элитарное образование

    2.      История элитного образования

    3.      Опыт элитного образования в России

    4.      Элитное образование и социальная справедливость

    5.      Социология элитного образования. Функциональная и конфликтная модели элитного образования
    Сравнительный анализ элитного образования в современных развитых странах


    6.      Мировой опыт элитного образования и модель МГИМО

    В современном информационном обществе, в котором главной ценностью становится информация и, соответственно, «информационный человек», неизбежно возрастают требования к образовательной системе. Постиндустриальные структуры постоянно будут остро нуждаться в производстве высококвалифицированной элиты, меритократии, необходимость в которой будет увеличиваться по мере их общего развития.

    Мировая философско-социологическая мысль все более приходит к выводу, который поверхностному взгляду может показаться недемократическим: научный и в целом культурный потенциал страны в современном информационном обществе определяется не столько средним уровнем участвующих в социально-экономическом процессе, сколько потенциалом ее культурной элиты. Именно поэтому особо важная задача системы образования видится в поиске и развитии потенциальных способностей и талантов, прежде всего, подрастающего поколения.

    Пожалуй, наиболее отчетливо эта проблема осознается в наиболее развитых, продвинутых странах. Там идет настоящая охота за талантами во всех важнейших областях человеческой деятельности - в политике, бизнесе, науке, искусстве ( в том числе поиски их и за рубежом, инициируя «утечку мозгов» из менее развитых стран, еще более увеличивая свой научно-технический отрыв от них).

    Войдет ли Россия в ХХ1 век как великая держава или же окажется на периферии человеческой цивилизации? Наше будущее закладывается сегодня, оно в решающей степени будет определяться молодым поколением, которое начинает жить и творить в новом тысячелетии, В современном мире получает шанс стать процветающей страной такое государство, которое создает максимальный простор для реализации творческих потенций человека, для выявления талантов и способностей людей и сумеет поставить их на службу обществу. Поэтому общество должно искать, выявлять таланты и способности своих членов и, желательно, как можно раньше, с детского возраста, развивать и пестовать их. Известно, что коммуникационные способности, например, качества лидера, формируются уже в раннем возрасте.

    Для того, чтобы выявить и развить эти таланты, нужны определенные предпосылки и, среди них, создание равных стартовых возможностей для молодого поколения, возможности вступить в конкурентную борьбу за получение образования самого высокого уровня, которое явилось бы ключем к восходящей социальной мобильности. Именно при этом условии к высшим, наиболее престижным позициям в обществе придут действительно наиболее талантливые, честные люди, могущие обеспечить оптимальное управление обществом,

    Таким образом, любая социальная система, и особенно в условиях постиндустриального общества, нуждается в организации подготовки элиты, в системе элитного образования, желательно как можно более открытого. В современных условиях та система, которая закрывает путь наверх талантам (или хотя бы ставит препоны на их пути, недостаточно широко открывая двери социальной мобильности, неважно, по каким причинам - идеологическим, социально-классовым, национальным или иным), обречена.

    Понятие элитного образования. Термин «элитное образование» используется в литературе неоднозначно, порой в разных смыслах. Прежде всего, элитным называют образование высокого качества ( в англоязычной литературе - high qѓality ўdѓcation). Этот термин используется помимо этого и в ином смысле. Под ним понимают также образование, нацеленное на подготовку элиты - политической, экономической, культурной. Во втором случае главный вопрос: кого готовят к занятию элитных позиций? Выходцев из элитных семей, из богатых и знатных, подготовку замены родителей детьми, чтобы воспроизводить элиты таким «естественным» способом? Или же следует искать одаренных детей, талантливую молодежь во всех социальных стратах общества? Первый подход - назовем его «элитарным образованием» - означает систему закрытого образования, он обрекает на деградацию элитное образование, да и саму подобную элиту. Применительно к России это бы означало подготовку к элитным позициям детей высших государственных чиновников и «новых русских», имеющих возможность нанимать дорогостоящих репетиторов, причем из преподавателей элитных учебных заведений. И только второй подход отвечает задаче создания элиты высокого качества.


    Ташаккул ва инкишофи элитаи сиёсї дар шароити давлатдории тољикон чандон таърихи тўлони надошта, бештар падидаи нав ба шумор меравад. Набудани давлатдории миллї таъсир расонида дар њайти давлатњои гуногун инкишофи худро соњиб гаштаанд. Дањсолањои охири асри ЉЉ тањаввулоти амиќеро дар ташаккули элитаи сиёсии тољик ба вуљуд овард. Дар шароити кунунии Љумњурии Тољикистон ташаккул ва инкишофи элитаи сиёсї хосияти гузариши дошта он ба соњаи нави муносибатњо ворид мегардад. Ташаккули њокимияти номенклатурї дар даврони Шўравї таъсири худро низ ба инкишофи ин падида расонидааст. Аммо таѓийротњои кадрии солњои 80-90-уми асри ЉЉ ва то ин љониб хосияти на он ќадар ќаноаткунандаро дорро мебошад. Як чанд омилњое мављуданд, ки сади роњи инкишофи ин падида дар шароити тољикистонї кунунї мегардад, метавон онњоро дар шаклњои зерин баён намуд:

    1. мањалгарої. Он як навъ майлонњои њузури миллатгароии канора буда бештар дар мадди аввал манфиатњои мањал гузошта шудааст. Бештар дар шароити Тољикистон тамоми муносибатњо дар доираи чунин амал пиёда гардида, њатто ба сатњи давлатдорї омада расидааст. Инчунин зиёинро ба доми худ кашида дар доираи он муносибатро идома медињанд.

    2. омилњои коррупсионї. Дар шароити Тољикистон ва давлатњои пасошўравї омили мазкур сатњи динамикаи рушдро суст гардонда бар муќобили манфиатњои миллї баромад менамояд. Мубориза бар муќобили чунин падидаи номатлуб љой дошта, аммо хосияти яктарафаро соњиб аст. Бояд муносибат мушахас бошад. Элитаи сиёсии кишвар аз доираи ваколатњои худ баромада њалли масъаларо ба таври дигар љўё мешаванд. Муносибат дар аксари ваќт хосияти бозоргониро мемонад.1

    3. сиёсати нодурусти кадрї. Мањз ташаккули элитаи сиёсии љадид аз доираи муносибати солим ба сиёсати кадрї вобаста аст. Бояд он тарзе ба роњ монда шавад, ки хатарзо набошад, доираи ќавмиро соњиб нагардад. Зеро дар њар њолат гузаштњо ба миён омада манфиатњои миллї ќурбони манфиатњои гўруњи мегардад.

    4. Гўруњї.



    Антиэлита – ин навъи элита мавќеъи оппозитсиониро ишѓол кардааст. Аммо бо элитаи њукумрон, амалкунанда муросо намекунад.

    Контрэлита – элитаи оппозитсионии расмї

    Неоэлита –

    Неоэлитизм –

    Номенклатура –

    Элита –

    Элитаи сиёсї – ин гуруњи калони иљтимої, соњиби сатњи муайяни таъсири сиёсї ва сарчашмаи асосии кадрњои идоракунанда барои институтњои њокимият ё давлат ва ё љамъият мебошад.
    Элитология –

    Элитаризм –

    Элитизм –

    Рўйхати мавзуњои КМРО


    1. Консепсияи неоэлитизм ва доктринањои технократї

    2. Афкорњои ќадимаи хитої то элиталогия (Гуан Чжун, Лао-Цзы, Конфутсия)

    3. Андешањои ќабл аз элиталогия дар Юнон ва Рими Ќадим

    4. Ѓояњои асрњои миёнагии ќабл аз элитология

    5. Ѓояњои ќабл аз элиталоги Н.Макиавелли

    6. Афкори ќабл аз элиталогия ва парадигмањои элитарї дар андешањои Томас М., Томазо К., Уинстенли Љ., Меле Ж., Мабли Г., Руссо Ж. Ж., Бабеф Г.

    7. Элитизм ва консепсияи таббии демократияи маданї: Локк Љ., Монтеске Ш., Гелвеций К. А.

    8. Парадигмањои элитари дар Замони нав (Шопенгауэр А., Карлейл Т., Ницше Ф.)

    9. Метадологияи тадќиќ ва тањлили элитаи сиёсї

    10. Таркиби њукумат ва сохтори элита (ИМА)

    11. Таркиби њукумат ва сохтори элита (Федератсияи Русия)

    12. Таркиби њукумат ва сохтори элита (Тољикистон)

    13. Меёрњои муайянкунандаи сиёсї ва иљтимої элита

    14. Таљрибаи муосири русї ва амрикої элита

    15. Элиталогияи муосир ва элитаи сиёсї

    1 См.: Ашин Г.К. Современные теории элит. М., 1985. С.9

    11Наг.: Основы политической науки. –С.5.

    22Ннг.: Мурадян А. А. Двуликий Янус. Введение в политологию. -М, .1994. -С.48.

    1 См.: Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. С.26‑30, 46‑51 и т.д.

    1 Фримен Э. Методы изучения истории. М., 1905. С.34.

    1 Ниг.: Зокиров Г.Н. Донишномаи сиёсї. –Душанбе, 2007. –С.554.

    1 Ниг.: Фролова И.Т. Философский словарь. –М, 1991. –С.535-536.

    1Ниг.: Малькова Т. П., Фролова М. А. Массы. Элита. Лидер. -М. 1992. –С16.

    1 Ниг.: Ашин Г.К. Курс элитологии. -М.: «Академспортиздат», 1999. –С.81.

    2 «Антология мировой политической мысли» в 5 томах, т. 2. М., 1997. -С.65-66.

    3 Ниг.: Зокиров Г.Н. Донишномаи сиёсї. –Душанбе, 2007. –С.366.

    1Ниг.: Моска Г. Правящий класс. // «Социологические исследования», 1994. № 10. –С.190.

    1Моска Г. Правящий класс. // «Социологические исследования». 1994. №10. –С.189.

    2 Ашин Г.К. Курс элитологии. – М.: «Академспортиздат», 1999. –С.89.

    1 Зокиров Г.Н. Донишномаи сиёсї. –Душанбе, 2007. –С496.

    1Ниг.: Заболотная Г. М. Политология. - М., 2011.- С.123.

    1 См.: Мухаев Р.Т. Политология. Электронный источник // UЌL: http://yanko.liї.ќu/їooks/politologiya/politology-muhaev-2007-a.htm.

    1 Мангейм К. Человек и общество в век преобразования. - М.: ИНИОН, 1991. -С. 145.

    1 Ашин Г. Демократический элитизм - реальность или иллюзия? // Власть. - 1998.- N 4.- С. 62.

    1 Миллс Р. Властвующая элита. М.: Изд-во Иностранной литературы. 1959. С. 185. 

    1 См.: Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М..2001.

    1 Ниг.: Урунов Р. А. Политическая элита Таджикистана конца 80- начала 90-х годов.- Душанбе, 2011.-С178-180.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта