Главная страница
Навигация по странице:

  • Вазифањои элитаи сиёсї Вазифаи стратегї.

  • Механизм шаклгирии элитаи сиёсї.

  • Элитаи њукмрон: мафњум ва сохтор он.

  • Элитаи иќтисодї

  • 2. Системаи антрепренёрї.

  • Эволютсияи элитология ва навбандии он

  • К.Маннгейм, Дж.Шумпетер

  • (Т. Дай). Возможно классификация элитологических теорий по способам обоснования элитаризма (биологические, психологические, технологические

  • ГУЗОРИШЊОИ МЕТОДОЛОГИИ ЭЛИТИЗМ

  • НАЗДИКШАВИИ ТАМАДДУН БА СЎЙ ЭЛИТА. Цивилизационный подход к элите

  • Н. Я. Данилевским.

  • Независииост има. АБДУХОЛИҚ._ЭЛИТОЛОГИЯ. Донишгои миллии тоикистон зокиров г. Н., Исаев у. У. Элитология душанбе 2014 ббк Муарризон


    Скачать 237.41 Kb.
    НазваниеДонишгои миллии тоикистон зокиров г. Н., Исаев у. У. Элитология душанбе 2014 ббк Муарризон
    АнкорНезависииост има
    Дата20.04.2022
    Размер237.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАБДУХОЛИҚ._ЭЛИТОЛОГИЯ.docx
    ТипЛекция
    #486754
    страница7 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    МЕХАНИЗМИ ТАШАККУЛ ВА РУШДИ ЭЛИТАИ СИЁСЇ

    ЭЛИТАИ СИЁСЇ. Дар тули 150 соли охир ѓояњо ва назарияњои гуногуни элита аз љониби донишмандони машњур монандї Гамилтон, Веблен, Михелс, Миллс ва дигарон пешнињод гардидааст.

    Асосгузори федерализм, Гамелтон ба элита нигоњ карда аз нуќтаи назари объективї мављудияти онро дар тафовути миёни шањрвандон мебинад. Вобаста ба ин, ишора менамояд, ки онњо танњо дар даврони таваллуд кадом як баробарї доранду халос; Веблен бошад, њамчун иќтисодчї ва молияшиносї алигарх, махсусиятро махсус ба бойгарї ва сарват равона менамояд; Миллс – мафњуми «парокандагии элита»-ро пайдо карда, онро дар доираи фаъолияти муосир хоси элитањои гуногун медонад.

    Дар њамин замина мумкин аст, моњияти «элитаи сиёсї»-ро муайян кардан. Ин пеш аз њама дар симои гурўњи муайяни табаќаи љомеа зоњир мегардад. Ин нињоди муттањидкунанда ва бањаморанда њокимияти давлатї идоракунии љомеа баромад менамояд. Дар ин доира асосан шахсоне ворид мешаванд, ки дорои сатњи баланди ихтисосиянд ва дар сиёсати касбї мавќеъ пайдо карданд. Аслан, онњо барои тањким ва рушди он дорои вазифаву ваколатњои њокимиятї мебошанд. Ин сатњи баланди хизмати давлатї мебошад, омодагии касбии иштирокчиён ва баамалбарорї барномањои сиёсї боиси коркарди стратегияи рушди љомеа мегардад.

    А. Шопенгауэр ќайд мекунад, ки дар олам се навъи аристократия мављуд аст: 1. Аристократияи таваллудшуда ва хунин; 2. Аристократияи пулї; 3. Аристократияи зењнї ва истеъдодї.

    Фридрих Великий бошад, гуфтааст: «Les ames pќivilegiees ќangent a l'egal des soѓveќaines» - «одамони боистеъдод баробар бо монарханд», ваќте ки ў худро нишон дод, бе ихтиёр роњњо кушода мешаванд. Онро то ба сатњи вазир ва генералї дарбор рафта мерасад. Ин мавќеъ имкон медињад, ки дар њузури подшоњ ва шоњзода баробар бошад.

    Дар асри ХХ мафњуми элита ба таври васеъ дар тамоми луѓатњои сиёсї пањн гардид. Ба ин нигоњ накарда, дар миёни тамоми намояндагони афкорњои иљтимої-сиёсї ва ќисматњои он на «васлкунанда»-и идеологияи марксизм ба чашм мерасид. Љ.Милл ба нобаробарї консепсияи элита мувофиќ аст ва онро аз нобаробарии табиати инсон мебинад. Чуноне, ки фањми этимологии мафњуми элита аз бењтаринњо, намояндањои арзанда бармеояд, лекин он њама ваќт дур аз муносибати њаќиќї буд. Ин он маъноро надорад, ки нодида гирифта мешавад, фањми воќеъи элита, балки он воќеъиятро ифшо мекунад.

    Бо андешаи олими мољаристонї М.Вайд, элитаи љомеа – ин як гуруњи одамонанд, - иборатанд аз зинаи болоии иерархия, ќобилият ва рафтори намуна доранд.

    Сотсиологи олмонї П.Дрейцел бошад элитаро чунин маънидод намудааст:

    Немецкий социолог П.Дрейцель : элиту составляют обладатели высших позиций в группе, организации или институции, отбор в нее осуществляется по принципу "продуктивности знания". Поэтому элита обладает, благодаря своим позициям и роли, властью и влиянием, позволяющим формировать социальную структуру общества.

    «- Элита - это определенным образом структурированная группа, которая в силу своего особого социального статуса, соответствующих политических условий, общественного восприятия, определенных политических традиций, уникального места в системе властных институтов, идеологической картины мира, принятой в данном социуме, обладает потенциалом решающего влияния (культурного, экономического, идеологического или политического) на большинство других групп и институтов в этом обществе» (Ш.Султанов) Султанов Ш. Карма элиты: вдох‑выдох, ночь‑день. 1996.

    Вобаста ба њайат ва сохтори њукумат элитаи сиёсї чунин таќсим мегардад: элитаи олї, миёна ва маъмурї.

    Вазифањои элитаи сиёсї

    Вазифаи стратегї. Яке аз вазифањои асосии элитаи сиёсї ба њисоб меравад. Аз оѓоз то ба анљом стратегия ва тактикаи рушди љомеа, муайянкунандаи барномаи сиёсии амалкунанда аст.

    Вазифаи коммуникативї. Дар самаранок нишон додан, ифода ва зоњир намудани он дар барномањои сиёии гурўњњои гуногуни иљтимої, табаќањои ањолї ва амалинамоии он дар воќеияти љамъиятї зоњир мешавад.

    Вазифаи ташкилї. Элитаи сиёсї дар њамаи замонњо ба омма такон мерасонад. Миёни имкониятњои элитаи сиёсї самаранокаш он мебошад, ки њар чи бештар аз љониби омма дастгирї карда шавад. Вазифаи мазкур дар амалия дар он зоњир мешавад, ки чи гуна ќарори сиёсї дар њаёт татбиќ мешавад.

    Вазифаи интегративї. Вазифаи интегравтивї дар тањкими устувории љомеа, ва мустањкамии системаи сиёсї ва иќтисодии он, дар адами мољароњо, антагонизми оштинопазир, муќовиматњои муќарарї, деформатсияи сохтори сиёсї зоњир мешавад. Муњтавои муњими унсурњои ин вазифаро инњо ташкил медињанд: њамоњангсозии табаќањои гуногуни ањолї, мавзуннамоии манофеи иљтимоии онњо, расидан ба консенсус, њамгирои ва алоќаи зичи тамоми ќуввањо дар љомеа.

    Механизм шаклгирии элитаи сиёсї.

    Дар олам ду тамоюл дар ташаккулёбї элитаи сиёсї вуљуд дорад.

    Аввалан, тамоюле мебошад, ки хоси давлатњои ѓайридемократї мебошанд, ки пушидагї, мањдуд будан дар масъалаи ташаккулёбї миёни доираи шахсиятњо мувофиќи базаи иљтимоиашон, ки дар яккачин буданашон зоњир мешавад, хос мебошад. Ин аслан хоси давлатњое мебошад, ки сатњи пасти зудњаракатии иљтимоиро соњиб мебошанд. Навъи пушида хоси даврањои аввали таърихї буда, дар љомеањои консервативї зоњир мешавад.

    Дуюмин, хоси давлатњои демокартї буда дар мувофиќаи ањди доирањои калони базањои иљтимої зоњир мешавад. Њамчунин сатњи баланди фарњанги сиёсї асоси рушди системаи сиёсї мебошад, ки бар асоси кори элита табдил ёфтааст. Барои мамлакатњои бо принсипњои демократии давлатдорї масъалаи кушодагї аз дигарњо дида дар тафовут меистад.

    Элитаи њукмрон: мафњум ва сохтор он. Ба љуз аз элитаи сиёсї элитаи њукмрон дар худ инчунин элитаи иќтисодї, фарњангї, идеологї, илмї, иттилоотї ва њарбиро дар бар мегирад.

    Элитаи иќтисодї– табаќањои иљтимої, доирањои калони сармоядор, соњибкорони калонро мутањид намудааст.

    Элитаи идеологї ва иттилоотї – намояндагони илми гуманитарї, маориф, ВАО,

    ведущие представители гуманитарных наук, образования, СМИ, которые выполняют в обществе функцию формирования мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, идей и убеждений людей.

    Военная элита. Степень ее влияния на общественную жизнь определяется уровнем милитаризации страны, характером политического режима.

    Культурная элита включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства, просвещения, литературы, представителей творческой интеллигенции.

    Научная элита включает наиболее одаренную часть интеллектуальной элиты. Ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие науки и техники, научный и технический прогресс.

    Дар љомеаи демократї муносибат ба ташакул ва инкишофи элита дар самтњои гуногун сурат мегирад. Аммо ду системаи маъмули ташаккули элита дар илми сиёсї бештар диќќатљалбкунанда аст.

    1. Системаи гилдий, ки хусусиятњои асосии онро чунин љињатњо ташкил медињанд:

    - махфияти ташаккули элита. Пешбарї намудани одамон ба вазифањои масъули олї аз доираи аъзои поёнии элита. Ин роњи дуру дарозест;

    - сатњи балалди институтсионалии раванди таъин ё интихоб. Њангоми таъин ё интихоб намудан ба мансубияти гуногуни одамон: синну сол, љинс, њизбият, мањал, миллат, баромади иљтимої ва ѓайрањо диќќат медињанд;

    - доираи мањдуди одамоне, ки мансабро интихоб менамоянд. Дар ин маврид одатан интихоб бе раќобат аст.

    - таљдиди элитаи сиёсї;

    Системаи гилдий дар шаклњои гуногуи зоњир мегардад ва яке аз зуњуроти он тарзи номенклатурии интихоби элитаи сиёсист. Он њар гуна раќобати сиёсиро истисно намуда, равандро бештар хосияти идеологї бахшида, ба алоќањои хешутаборї, диќќати бештар дода мешавад.

    2. Системаи антрепренёрї. Системаи мазкур бештар хосияти демократи дорад. Дар љомеаи мутамаддин беш аз беш ба он рў меоранд. Он дорои хосиятњои зерин аст:

    - хосияти кўшода дошта, имконияти зиёд барои намояндагони умумиятњои иљтимої њангоми ташаккули элитаи сиёсї муњайё менамояд;

    - монеањои институтсионалї њангоми ташаккули элита хеле каманд. Дар раванди бунёди элитаи сиёсї ба омилњои мансубияти иљтимої чандон диќќат намедињанд;

    - њангоми таъин ва интихоби мансабдор ва ё ташаккули элитаи сиёсї мавќеъ ва андешњои одамони зиёд, мутахассисон ва донишмандон ба инобат гирифта мешаванд;

    - њангоми ташаккули элитаи сиёсї сатњи раќобат хеле ба­ланд мегардад, Афзалиятро сифатњои инфиродї ва касбии номзадњо соњиб мешаванд. Махсусан, ба омодагии касбии номзадњо диќќати бештар дода мешавад.


    Эволютсияи элитология ва навбандии он
    Начиная с 30-х г.г.ХХ века. элитология претерпевает сложную, временами весьма причудливую эволюцию и в настоящее время представляет собой весьма пестрый конгломерат различных направлений, порой остро полемизирующих друг с другом. Поэтому систематизация, классификация, типологизация этих направлений представляет собой сложную научную проблему.

    Эту типологизацию можно проводить по разным основаниям. Одним из таких оснований может быть хронология; тогда мы можем вычленить следующие этапы развития элитологии:

    1) охири асри ХIХ – первые три десятилетия ЉЉ века – творчество отцов-основателей элитологии.

    2) нимаи дуюми соњои 20-уми – нимаи аввали солњои 40-ум

    вторая половина 20-х – первая половина 40-х годов – формируется фашистский вариант элитаризма и, одновременно, либеральный (первые попытки реконструкции элитизма в плане совмещения его с демократическими ценностями – К.Маннгейм, Дж.Шумпетер) и аристократический (Х.Ортега-и- Гассет).

    3) С середины ХХ в. наибольшее влияние получает либерально-демократическая трактовка элитизма, теории элитного плюрализма. Вместе с тем возникает радикально-демократический вариант элитологии, пафосом которого является страстное обличение недемократичности, элитарности политических систем западных демократий, прежде всего, политсистемы США (Р.Миллс).

    4) 70-е г.г. – начало ХХ1 в. Продолжающемуся господству политического плюрализма (в частности, теориям элитного плюрализма и полиархии) бросает вызов неоэлитизм, утверждающий элитарную структуру политической системы США и других западных стран (равно как и недемократических политсистем, что, собственно, само собой разумеется), причем атаки на плюрализм ведутся не только радикал-демократами, но и рядом консервативных политологов (Т. Дай).

    Возможно классификация элитологических теорий по способам обоснования элитаризма (биологические, психологические, технологические и др.).

    Представляется оправданным и деление элитологов по политическим ориентациям и приверженностям. И тут мы увидим (порой не без некоторого удивления), что в элитологии представлены практически все направления и оттенки современного политического спектра. Попытаемся перечислить их (справа налево): фашистский вариант элитаризма, консервативно-аристократический,либерально-демократический, леворадикальный (иногда переходящий в антиэлитаризм, иногда – стыдливо прячущий свой элитаристский авангардизм), коммунистический элитаризм. Последний еще более тщательно, чем это делают левые радикалы, маскирует свой элитаризм и поэтому по праву может быть назван скрытым элитаризмом: он уверяет, что при «реальном социализме» элита не существует и существовать не может, тогда как на деле номенклатурная элита обладает полнотой власти и институциональными привилегиями.

    Наконец, возможно деление элитологии и по географическому, точнее, по региональному признаку. Тут можно вычленить Западную Европу как колыбель элитологии, затем элитологию США, куда после второй мировой войны смещается центр разработки элитологии. Своими особенностями обладает элитология развивающихся стран, где в центре исследований находятся традиционные элиты и элиты модернизации. И несомненной спецификой обладает элитология в России. В условиях тоталитаризма и строжайших идеологических запретов она была преимущественно подпольно-диссидентской или эмигрантской, во всяком случае в отношении исследования советских элит, а ныне она быстро набирает темпы, выходя на лидирующие позиции в области общей теории и истории элитологии, элитологической регионалистики.

    Представляет интерес сравнительные элитологические исследования. Так, они показывают, что если для европейской элитологии в большей мере характерен ценностный подход, то для североамериканской – структурно-функциональный.

    ГУЗОРИШЊОИ МЕТОДОЛОГИИ ЭЛИТИЗМ

    Барои тадќиќи назариёт ва методологияи элитология лозим аст. Махсус, ба назарияњои элитарии муњаќќиќон таваљљуњ намуд, ки онро метавон шартан чунин тасниф кард:

    1. Далелњои психологї;

    2. Наздикшавии тамаддун ба сўй элита;

    3. Бюрократия њамчун элита;

    4. Детерменизми технологї ва элитология.

    Далелњои психологї. Яке аз гузоришњои элитизм ин дар шакли психологї баён ёфтан аст. Ин далелњо ягона ба њам орандаи элитаризм «аз психология»-и мебошад. Онро шартан метавонем ба се гуруњ таќсим намоем: инстинктивї, фрейдї ва бихевиористї.
    Инстинктивисты: деление общества на элиту и массу – следствие генетически запрограммированных инстинктов. Большинству присущи инстинкты стадности, послушания, меньшинству неумеренная жажда власти.

    Бихевиористы исходят из того, что внешняя среда определяет поведение, и стремление людей попасть в элиту – следствие социальных стимулов.

    Среди психологических трактовок элитаризма наибольшее распространение получило толкование этой проблемы фрейдизмом. З. Фрейд полагал, что дифференциация общества на элиту и массу выросла из родовых форм авторитета. Он особенно подчеркивал усвоенную с детства потребность человека в защите его отцом, вытекающую из «инфантильной беспомощности» человека. Тираническая власть отца над детьми приводит к восстанию взрослых сыновей и убийству отца. Но дети испытывают тоску по отцу и раскаяние. Этот психологический конфликт разрешается посредством идеализации убитого отца и поиском его заменителя. Этим отцом-заместителем оказывается обычно авторитарный лидер, авторитарная элита. К ним он испытывает те же амбивалентные чувства – любви и страха, уважения и ненависти, которые ранее пробуждал у них отец. Власть элиты представляется Фрейду неотвратимой. «Как нельзя обойтись без принуждения к культурной работе, так же нельзя обойтись и без господства меньшинства над массами, потому что массы косны и недальновидны, они не любят отказываться от влечений, не слушают аргументов в пользу неизбежности такого отказа, и индивидуальные представители массы поощряют друг в друге вседозволенность и распущенность. Лишь благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых ими в качестве своих вождей, они дают склонить себя к напряженному труду и самоотречению, от чего зависит состояние культуры. Все это хорошо, если вождями становятся личности с незаурядным пониманием жизненной необходимости, сумевшие добиться господства над собственными влечениями».

    Неофрейдисты полагают, что основными психологическими механизмами, порождающими элитарную социальную структуру, являются садистско-мазохистские. Э. Фроммсчитает, что садистские ориентации преобладают в элите, мазохистские – в массе; они и объясняют бегство миллионов людей от свободы к авторитарным диктатурам, готовность подчиниться властвующей элите и даже получить мазохистское удовлетворение от этого подчинения, которое оказывается тем большим, чем более полным является это подчинение. Фромм тонко замечает: «...в психологическом плане жажда власти коренится не в силе, а в слабости... Это отчаянная попытка приобрести заменитель силы, когда подлинной силы не хватает... «власть» и «сила» - это совершенно разные вещи». Фромм описывает три садистских тенденции, которые и являются основой для элитарных ориентаций личности: 1) стремление человека сделать других людей зависимыми от себя и господствовать над ними, превратить их в свои орудия, «лепить, как глину»; 2) стремление не только иметь абсолютную власть над другими, но и эксплуатировать их, использовать и обкрадывать; 3) стремление заставить других людей страдать физически и нравственно. Ясно, что ориентации эти глубоко безнравственны и патологичны.
    НАЗДИКШАВИИ ТАМАДДУН БА СЎЙ ЭЛИТА.

    Цивилизационный подход к элите. Интересным и плодотворным во многих отношениях представляется цивилизационный подход к элите, сформулированный в конце прошлого века Н. Я. Данилевским. Элитаризм развивал в цивилизационной концепции А. Тойнби: «Акты социального творчества ‑ прерогатива либо творцов-одиночек, либо творческого меньшинства». Это творческое меньшинство – элита; цивилизация развивается, когда элита динамична, и вырождается, когда иссякают ее творческие потенции. своим творческим потенциям, но теперь сохраняющего власть лишь благодаря грубой силе. Цивилизационный подход к элите применял П. А. Сорокин: «Любая организованная группа всегда социально стратифицирована. Не существует ни одной постоянной социальной группы, которая была бы «плоской» и в которой все ее члены были бы равными» Это – «миф, так и не ставший реальностью за всю историю человечества». Пирамида стратификации прочна, когда элита состоит из наиболее способных, талантливых; когда же элита становится закрытой, иммобильной, не допускает к управлению наиболее талантливых представителей социальных низов, общество обречено. Отметим оригинальную модификацию цивилизационного подхода в работах Л. Н. Гумилева. Развитие и рост цивилизаций он связывает с качеством их пассионарности, активности, творческого взлета, которые в наибольшей степени проявляются у элит; он называет их даже «вирусами пассионарности».
    БЮРОКРАТИЯ ЊАМЧУН ЭЛИТА.

    Бюрократия и элита. Очевидна необходимость выяснить соотношение элиты и слоя людей, профессионально занимающихся управленческой деятельностью, – бюрократии. И не случайно, что концепция бюрократии знаменитого немецкого социолога и политолога Макса Вебера рассматривается как важный вклад в элитологию. По Веберу, бюрократическая элита пришла на смену аристократической. Власть волюнтаристская, основанная на прихоти, чувствах, предубеждениях ее носителей и потому власть непредсказуемая сменяется правлением экспертов, принимающих оптимальные решения, действия которых предсказуемы, сменяются властью, основанной на бесстрастных формальных правилах и процедурах, подкреплены жесткой дисциплиной, иными словами, иррациональная администрация сменяется рациональной. Власть смещается от личной к имперсональной).
    ДЕТЕРМЕНИЗМИ ТЕХНОЛОГЇ ВА ЭЛИТОЛОГИЯ.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта