Главная страница

Психология малых групп реферат. Психология малых групп. Е. А. Пырьев психология малых групп


Скачать 1.77 Mb.
НазваниеЕ. А. Пырьев психология малых групп
АнкорПсихология малых групп реферат
Дата14.03.2021
Размер1.77 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПсихология малых групп.pdf
ТипРеферат
#184544
страница7 из 32
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   32
А. В. Федотова классифицировала неформальные группы по мотивам прихода в них
подростков. На этом основании автор выделила 4 (четыре) типа групп.
Первый тип характеризуется стремлением к индивидуальному самовыражению и меж- личностному общению с людьми, разделяющими их убеждения. К этому типу относятся группы рэперов, панков, хиппи, металлистов …
Вторую группу определяет явная ориентация на агрессивное поведение, а также стрем- ление выразить протест и почувствовать свою независимость (скинхеды, футбольные фана- ты, панки и хиппи).
К третьему типу отнесены группы, направленные на некую активность, как просоциаль- ную, так и асоциальную. Это скинхеды, граффити, футбольные фанаты и байкеры.
Четвертый тип включает в себя наименее специфические мотивы и отражает ориенти- рованность на внешние проявления принадлежности к группе, социальную самопрезента- цию («выделиться, не быть, как все»). Это группы хиппи, панки и готы (Федотова, 2004).
Классификация большинства неформальных групп по социальной ориентации
позволяет выделить следующие их разновидности:
- просоциальные;
- асоциальные;
- антисоциальные.
Просоциально ориентированные неформальные группы
Просоциальными являются эколого-этические группы: зеленые, дружины охраны при- роды, коммунары. Под термином «зеленые» подразумеваются различные неформальные экологические объединения, студенческие дружины, экологические центры, общественные экосоветы при вузах и колледжах. Они борются за сохранение окружающей среды от загряз- нения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях.
Просоциальные группы по интересам: значкисты, филателисты, спортивные и музы- кальные фанаты. Просоциальными их называют по целям образования. Например, спортив- ные фанаты организуются для целей поддержки спортивной команды, чаще всего футболь- ной. Спортивные фанаты, или фаны, ездят за командой, активно поддерживают игроков во время выступления, обеспечивая эффект социальной фасилитации игроков.
Значкисты и филателисты также выполняют просоциальную роль, когда на междуна- родном уровне, общаясь с членами подобных групп, рекламируют официальную атрибутику своей родины.
Просоциальными считаются и такие радикальные группы, как люберы и скинхеды. Это очень агрессивные группы, считающие, что выполняют общественную функцию по «чист- ке» национальных рядов. Лидерами в данных группах являются представители старшего поколения и, как правило, из официальных структур. Группы скинхедов и люберов считать
«просоциальными» можно условно. Во всяком случае таковыми они себя считают сами.
Агрессивность и физические нападки на людей «чужой» национальности вероятнее позво- ляют отнести данные группы к ассоциальным и даже антисоциальным.
Антисоциальные неформальные группы
Антисоциальные неформальные группы различаются по характеристикам лидерства, статусно-ролевой структуре, межличностным отношениям, сплоченности, психологическо- му климату и другим переменным.
В данную подгруппу следует отнести банды, а также нетрадиционно-религиозные группы, такие как сатанисты, буддисты и культовые группы. Так, Н. В. Кривельская и А. Т.
Гиламов в своем исследовании описывают около 30 культовых групп антисоциальной на-

41
правленности. Многие из них придерживаются сатанинского культа. Это группы: Вуду, Кры- сятницы, братство Мадра, церковь Нави, Черное братство и многие другие. Их объединяет ярко выраженная антисоциальная направленность и желание создать структуры в противо- вес официальным.
На примере религиозной антисоциальной группы
Крысятницы выделяются следую- щие характеристики их активности, разрушительно влияющие на психику члена группы
(важно отметить, что в составе группы только женщины от 20 до 45 лет):
- оправдание преступления, совершенного во имя целей секты;
- использование в среде «Крысятниц» наркотиков;
- постоянное использование кровавых ритуалов, крайне разрушительно влияющих на человеческую психику;
- насаждение психологии элитарности и презрительного отношения к другим группам;
- высочайшая степень корпоративности, взаимной поддержки между членами объеди- нения;
- фанатичная готовность «Крысятниц» выполнить приказ своей королевы, не останавли- ваясь ни перед какими преградами, в том числе пожертвовать собственной жизнью во имя целей культовой группы (Кривельская, Гиламов. Деструктивные…).
Антисоциальные неформальные группы практикуют отклоняющееся поведение.
По данным Философского энциклопедического словаря, существуют три основные разно- видности «отклоняющегося поведения» — девиантное, делинквентное и криминальное (Фи- лософский, 1983).
Девиантное поведение характеризуется нарушением моральных норм, существующих в обществе обычаев, традиций, правил общежития. Эти нарушения также обозначаются тер- мином «асоциальное поведение». Для этих форм поведения характерна небольшая степень общественной опасности, которую также можно назвать общественной вредностью.
Делинквентное поведение (лат. delictum проступок, англ. delinquency правонарушение, провинность). Это поведение правонарушителя и преступника.
Делинквентпреступ-
ник. Его поведение нарушает не только моральные, но и правовые нормы. Делинквентным считается противоправное поведение, к которому относят хулиганство, хищения и другие преступления, наносящие вред одному человеку или государственным структурам.
Выделяют также деструктивное поведение, причиняющее вред только самой лично- сти и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам, — накопитель- ство, конформизм, мазохизм и др.
Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (се- мья, компания друзей, соседи и др.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, само- убийстве и др.
Криминальное, или противоправное, поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других пре- ступлениях.
Проявления девиантного, делинквентного и криминального поведения чаще всего встречаются в бандах.
Банды — это группы с ярко выраженным агрессивным характером активности, направ- ленным в адрес других — не членов группы с целью изъятия их собственности путем обма- на или насильственных действий. Следует выделить банды подростков и возрастные банды.
Банды подростков обычно заняты тем, что контролируют определенную территорию насе- ленного пункта, в котором проживают. Например, собирают «дань» с подконтрольной тер- ритории и жестко расправляются с «чужаками».
Возрастные банды могут не иметь подкон- трольной территории и гастролировать. Особенностью их преступной активности является определенная специализация. Например, банды по угону автомобилей, квартирным кражам, грабежам на дорогах и т.д.
Подростковые банды практикуют «правило счетчика», когда одному из подростков, как правило, из другой группы или просто «нейтральному», который не принадлежит ни одной

42
группе, называют сумму денег, которую он должен добыть и принести. С этого момента включается «счетчик». Каждый просроченный день увеличивает сумму долга на опреде- ленный процент. Жестоко расправляются с теми, кто не уложился во время или в накоплен- ную сумму.
В бандах свои законы и правила. Основным законом является подчинение вожаку и выполнение его поручений. Процветает культ силы, ценится умение драться и грубо мани- пулировать другими, в том числе партнерами по группе. Принято употреблять много спирт- ного; также распространены наркотики. Эмоциональные привязанности друг к другу не приветствуются. Любовь не признается, существует только партнерство.
Многие возрастные банды вооружены как огнестрельным, так и холодным оружием.
«Прописка» в банде также происходит с помощью оружия. Например, новичок по правилам
«круговой поруки», чтобы стать членом банды, должен расстрелять «чужого».
Социально-психологический климат в банде неблагоприятный, что не мешает ей функ- ционировать и быть достаточно сплоченной.
Особенностью жизнедеятельности банды яв-
ляется высокая удовлетворенность ее членов межличностными взаимоотношениями.
Представляется, что психологические издержки неблагоприятного климата и конфликтных взаимоотношений компенсируются высокими дивидендами от преступной деятельности.
Также следует отметить особенности психотипа участников банды. Например, известно, что в такие группы идут две категории людей, противоположных по психотипу: 1) агрессив- ные, конфликтные и независимые; 2) конформные, с низкой самооценкой и низким уровнем самосознания. Существование в банде позволяет таким людям удовлетворять насущные по- требности, отвечающие их психотипу (подробно на эту тему в главе «Роль, ролевое поведе- ние и социальный статус»).
В таблице 3 представлены в системном виде отличительные особенности асоциальных и антисоциальных неформальных групп.
Таблица 3
Отличительные особенности асоциальных и антисоциальных неформальных групп
Просоциальные и асоциальные неформальные группы Антисоциальные неформальные группы (культовые и агрессивно-криминальные)
Преобладают межличностные отношения, основанные на личной симпатии людей друг к другу
Имеется деление на высокий и низкий статусы, что диктует подчиненный характер общения между ними
Склонность к публичности и эпатажности в одежде и поведении. Возможна демонстрация агрессивности, носящая манипулятивный характер
Склонность к криминальному поведению, которое камуфлируется как социально ориентированное; в основе поведения личное обогащение, получаемое путем обмана или насильственного отъема собственности, принадлежащей другим, не членам группы
Ориентация на коллективное руководство
Директивная форма руководства с жесткими правилами подчинения и следования приказам лидера
Нет ограничений на сотрудничество с официальными и другими группами
Конфликтные отношения с официальными структурами и отказ от сотрудничества с ними
Межличностные конфликты сглаживаются отсутствием статусных позиций; тенденция к миролюбивым разрешениям конфликтов
Межличностные конфликты в группе разрешаются директивно, а также с помощью физических форм выяснения отношений
Предлагается новая, оригинальная идеология, отличная от официальной;
свобода отправления личностью этих идеологических норм
Идеология группы имеет схожесть с сообществом животных; от членов группы требуется соблюдение норм идеологии
Свобода внешнего выражения (в словах, одежде, прическе) при соблюдении норм и правил, отличающих неформальные группы друг от друга
Существуют жесткие правила в одежде, поведении и словах; следование данным правилам позволяет идентифицировать члена группы

43
Асоциальные неформальные группы
Это группы образа жизни со своим складом культурных особенностей, отличных от общепринятых в конкретном обществе, стране. Это собственно неформальные молодежные объединения, такие как панки, хиппи, рокеры, металлисты, байкеры и т.д.
Данные неформальные группы имеют специфические
социально-психологические
черты, они следующие:
-
преобладают межличностные связи горизонтального характера. В неформальной группе ее члены равны, поэтому ролевые отношения не выражены и не структурированы по важности. Вместе с тем деление на высокий и низкий статусы встречается преимуществен- но в антисоциальных группах;
-
приверженность социальному творчеству. Склонность к поиску новых форм выра- жения своей индивидуальности, позволяющих быть оригинальными и неповторимыми;
-
стремление к самоуправлению. Ориентация на коллективное руководство. Демокра- тизм в межличностных отношениях;
-
стремление к созданию собственной микросреды, стиля жизни и взаимоотноше- ний. Формирование внутренней структуры группы под воздействием личностных связей;
-
отсутствие жестких ограничений на сотрудничество с другими группами, в том числе с официальными;
- высокая специфическая
идейность каждой группы при свободе отправления лично- стью этих идеологических норм;
-
свобода внешнего выражения (в словах, одежде, прическе) при соблюдении норм и правил, отличающих неформальные группы друг от друга.
В большинстве молодежных групп возникают своеобразные родоплеменные отно-
шения. В каком-то смысле объединения панков, байкеров, скинхедов или хиппи — это об- щина со своими специфическими межличностными отношениями, предметной магией, ха- ризматическими лидерами. Символику, присущую каждой группе, следует рассматривать как способ выживания и самоорганизации людей в группе. Также символика служит целям иден- тификации членов группы. В частности, по внешним атрибутам в одежде, прическе, по слен- гу неформальные группы идентифицируют членство человека и характер к нему обращения.
Можно с определенной долей уверенности констатировать, что
значительное количе-
ство молодежи, идущей в неформальные группы, мотивировано выраженным инте-
ресом к игровым элементам времяпрепровождения. Это видно по современным пред- почтениям молодежи. Так, ушли в прошлое панки, хиппи, готы, эмо… Остались группы, ориентированные на технику, на времяпрепровождение с техникой — рокеры, байкеры. По- явились в большом количестве представители групп, занятых в компьютерных играх, — игроманы, геймеры, киберпанки.
Последние стали типичным велением времени, выросшим из классических панков. Ки- берпанки сжились с техникой, чего не смогли сделать другие неформальные молодежные группы. Они стали использовать технику для установления связи искусства, науки, литера- туры и промышленности.
Групповая динамика геймеров
Геймер — это человек, играющий в видеоигры в сети интернет. Часто геймеры
объединены в группу, в которой можно проследить все элементы групповой динамики:
лидерство, конфликты, ролевое поведение, стиль общения и многое другое.
Исследовательские работы на тему социально-психологических процессов неформаль- ных групп фактически приравнивают понятия «геймер» и «игроман». Однако автор этих строк разводит указанные понятия, представляя геймеров современной субкультурой, объ- единенной в малые группы от 3 до 15—20 человек (Усачева, Пырьев, 2015). (Далее автор

44
будет использовать материал из статьи «Групповая динамика геймеров», написанной в соав- торстве с А. М. Усачевой в 2015 году.)
Игромания — это болезненное влечение, которое начинает развиваться с безобидного увлечения компьютерными играми. В отличие от родственных заболеваний, таких как нар- комания и алкоголизм, основанных на физиологической зависимости, игромания — это за- висимость психологическая, т.е. основанная на эмоциях.
Согласно статистике, игромании подвержены представители подросткового возраста.
Также важно отметить, что от игровой зависимости преимущественно страдают мужчины.
Однако по данным исследования, проведенного Entertainment Software Association в 2009 го- ду, 40% игроков — женщины; девушки старше 18-ти лет в настоящее время составляют 34% от общего количества игроков (цит. по: Усачева, Пырьев, 2015).
В отличие от игроманов субкультура геймеров не носит деструктивного характера, а сам по себе
геймер не страдает манией к компьютерным играм. Для геймеров игра лишь способ организации досуга, что приравнивается, например, к просмотру кинофильма лю- бым другим человеком.
Геймер соединяет в своем сознании две разные жизни — виртуальную и реальную, а также два разных образа — образ реального человека и виртуального, например компью- терного героя. Геймер в игре заново социализируется, постигает нормы и ценности другого мира. Каждый геймер способствует как сохранению самой картины мира играющих, так и воспроизводству всей субкультуры геймеров в целом.
Отличительной чертой субкультуры геймеров является то, что ее членом стано-
вится каждый человек, увлекающийся компьютерными играми.
Группа геймеров предполагает неравенство. В частности, о неравенстве говорит трех- ступенчатая иерархия статусов игроков.
Играющие обычно поделены на ламеров, гейме-
ров и читеров. Данной иерархии соответствует трехступенчатая система игровых навыков: юзер (англ. user — пользователь, любитель — низкий уровень), программист (специалист, занимающийся написанием программ, — средний уровень), хакер ((англ. hacker, от to hack — рубить, кромсать) — высококвалифицированный IT-специалист, человек, который понимает тонкости работы программ ЭВМ (электронно-вычислительных машин), — высокий уро- вень) и деление на кланы — сообщества геймеров по уровню профессионализма, пристра- стию к одному жанру игр и т.д.
Кланы, гильдии, команды представляют собой группы, которые могут быть как боль- шими, так и малыми. В частности,
гильдия может включать в себя от 2 до 1000 человек.
Количество игроков в гильдии зависит от сложности онлайн-игры, где чем сложнее игра, тем больше игроков.
В гильдиях геймеры подразделяются на микрогруппы, в которых
происходит более тесное взаимодействие. Геймеры сосуществуют совместно определен- ное время, общаясь посредством чата, в зависимости от квеста и собственного желания.
Время существования гильдии полностью зависит от основателя. Это авторитетный игрок, хорошо разбирающийся в конкретной игре. Многие приходят в гильдию, ориентиру- ясь на его авторитет. Однако если он долгое время отсутствует и не появляется на сервере, то рискует потерять своих «последователей» и гильдию.
Таким образом, геймер, создавший гильдию, является ее лидером. Он обеспечивает жиз- недеятельность гильдии. Она заключается не только в поддержании игры, но и распределе- нии обязанности между игроками. Игрок, находящийся в гильдии, имеет свой ранг, свои оч- ки опыта, каждый играет определенную роль и выполняет какие-то функции, которые также обговариваются в гильдии.
Геймер-лидер имеет помощников, которые устанавливают ранги и правила для рядовых игроков. Помощники также отслеживают успешность игроков, повышая или понижая их ранги.
Название гильдии высвечивается над именем игрока. Поэтому каждый игрок идентифи- цируется по этому названию не только для своих, но и чужих игроков.
Особенностью группы геймеров является свобода входа и выхода из гильдии. Со- став группы может меняться, не меняются только игроки, занимающие высокий ранг.

45
Время существования группы геймеров в гильдии зависит не только от сложности игры, но и от индивидуальных целей игроков. Большинство людей приходит в гильдию, чтобы прой- ти квест, так как в одиночку часто это бывает не под силу. В других играх группы игроков могут существовать как достаточно продолжительное время, так и краткосрочное (час-два).
Взаимоотношения геймеров могут выстраиваться самыми разными способами. Если общаются игроки, случайно встретившиеся на сервере (не враги и не союзники), они также могут поговорить. Это может быть нейтральная беседа, которая чаще всего направлена на знакомство и организацию дальнейшего сотрудничества, а также на простое общение. В та- ких ситуациях самыми распространенными являются вопросы о возрасте и игровом стаже.
Если встречаются игроки из враждебного клана, возможны также и преследования. Как правило, такие игроки преследуют более слабых игроков с целью поразвлечься. Враждеб- ные игроки могут совершать набеги на различные точки, где игроки из противоположного клана отдыхают, получают задания и прокачиваются. От враждебных действий могут погиб- нуть персонажи системы, необходимые для заданий. В этом случае пострадавшим приходит- ся ждать, пока системные персонажи не появятся снова. Восстановление обычно занимает
5—10 минут.
Более тесными являются отношения между знакомыми в реальной жизни людьми. Та- кое общение может организовываться уже не в чате, а в скайпе. Возможность слышать и ви- деть друг друга упрощает совместный процесс прохождения игры, позволяет распределять обязанности и роли.
Межличностные отношения в чате также различаются. Игрок может разговаривать как с отдельным игроком (выбирается команда «Шепнуть»), так и с группой игроков через об- щий чат. Обсуждения в общем чате носят практический характер, в котором основателем гильдии указываются цели, даются объявления.
Основным препятствием входа в группу геймеров является незнание языка, или
сленга. Язык геймеров может загнать новичка в тупик. Встретив в виртуальном мире игро- ка и изъявив желание поговорить с ним, нередко можно наткнуться на неизвестные новичку слова, да еще и быть осмеянным за незнание сленга. Так, оценочную и эмоциональную на- грузку несут следующие слова:
- багоюзер (неодобрительная характеристика) — игрок, который использует ошибки игры в корыстных целях;
- адекват/неадекват (одобр./неодобр.) — игрок приятный/неприятный в общении, со- блюдающий/не соблюдающий общепринятые моральные нормы;
- ботовод (неодобр.) — игрок, использующий запрещенные программы, имитирующие управление персонажем;
- лутотыринг (неодобр.) — кража чужой добычи;
- троллить (неодобр.) — преднамеренно провоцировать игроков на ссоры, оскорбления и т.п. и др.
- нуб (англ. newbies) — сленговое название новичков в определенной игре или же в играх в целом.
Некоторые особенности механики, общие для почти всех ролевых онлайн-игр, предо- пределяют общность лексики, которой пользуются игроки при обсуждении игр. Так, напри- мер, практически в каждой ролевой онлайн-игре можно встретить слова:
- «агр» — агрессивность монстров, управляемых компьютером; «баг» — ошибка, недо- чет игры; «бот» — персонаж, управляемый особой программой, не предусмотренной прави- лами игры; «босс» — крупный сильный и уникальный монстр; «ивент» — особое игровое событие, проводимое периодически; «лаг» — задержка в передаче информации между сер- вером и компьютером игрока; «моб» — монстр; «нуб» — новый или некомпетентный игрок;
«твинк» — вспомогательный персонаж; «основа» — основной персонаж игрока и т.д.
Существуют разновидности групп геймеров. В частности, следует отметить:
-
хардкор-геймеры (жарг. хардкорщики, англ. hardcore gamers) — игроки, обычно из- бегающие простых игр, рассчитанных на казуальных игроков, например игр для Wii. Хотя
Nintendo имела большую поддержку казуальных игроков в период высокой популярности

46
консолей седьмого поколения, она пыталась перенаправить своих «основных» потребителей такими играми, как MadWorld, и портативной игровой системой DSi. Соревновательность — одна из определяющих характеристик хардкорщиков. Многие хардкорные геймеры принима- ют участие в турнирах по сетевым FPS, в частности Quake. Прочие хардкорщики не откажут себе сыграть в любые игры со сложным геймплеем ради азарта и испытания, требующие длительного времени на совершенствование прохождения. Как правило, более сложнопро- ходимые игры, выбираемые хардкорщиками, имеют и большую продолжительность, просто ввиду того, что у хардкорщиков вполне найдется на них время (как на сюжет, так и на отточ- ку своего мастерства). Основополагающим качеством хардкорной игры является сложность геймплея и, соответственно, время, затрачиваемое на отточку мастерства самого игрока, а отнюдь не длительность сюжета / миссий / времени на прокачку виртуального персонажа;
-
прогеймеры (англ. pro-gamers). Это профессиональные игроки, играющие за деньги.
Основным заработком прогеймера являются призовые за игру на соревнованиях по кибер- спорту. В то время как прогеймер финансово зависим от игр, проведение времени за ними не считается свободным и может приносить меньше удовольствия игроку, так как игры для него становятся работой. В странах Азии, в частности в Южной Корее и Японии, прогейме- ры спонсируются крупными компаниями и могут зарабатывать более $100 000 USD в год.
В США Major League Gaming заключила контракт с Electronic Sports Gamers на $250 000
USD ежегодно;
-
ретрогеймеры (англ. retrogamer). Игроки, предпочитающие играть в старые компью- терные, консольные или аркадные игры. Термин «ретрогеймер» наиболее распространен в Соединенном Королевстве и Европе. Термины «классик геймер» (англ. classic gamer) и
«олдскул геймер» (англ. old-school gamer) более распространены в Соединенных Штатах.
Ретрогеймеры играют либо на оригинальном оборудовании, либо на современном оборудо- вании с различными эмуляторами, портами и сборками. Некоторые ретрогеймеры занима- ются восстановлением старых игр, в частности аркадных автоматов.
Таким образом, группа геймеров включает в себя специфические нормы и ценности, традиции, язык и терминологию, символику. Группа геймеров отличается особенностями лидерства и межличностного взаимодействия. Все эти компоненты определяются специфи- ческой картиной мира, которая влияет на поведение геймеров и их отношение к жизни.
Группы байкеров
Сообщество байкеров можно признать сплоченным и ориентированным на сотрудни- чество и поддержку друг друга. Передвижение на мотоциклах требует не только больших материальных затрат, но и взаимопомощи, поэтому в группе байкеров в целом поддержива- ется достаточно комфортная психологическая атмосфера, где «один за всех, а все за одного».
Ассоциальными байкеров можно назвать условно. Изначально они противопоставляли себя обществу, однако сегодня, во всяком случае в России, байкеры на примере «Ночных волков» выполняют большую патриотическую работу. Например, участие в патриотическом движении, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Психологический портрет байкера. Принято считать, что байкер немногословен, че- ток в формулировках, не приемлет компромиссов, отвергает политику (сегодня это не акту- ально). Байкер прямодушен, упрям и верен слову; ценит только свободу. Настоящий байкер не будет осуждать своих братьев, особенно при посторонних людях.
Постоянный риск и близость смерти или увечья заставляет дисциплинироваться, не пить за рулем, отвечать за попутчика больше чем за самого себя, не обижать начинающих байкеров и всегда помогать в дороге нуждающимся в помощи.
Особенностью современных байкеров является объединение в мотоклубы. Этот клуб располагается на небольшой территории бывших складов или автомобильных га- ражей. В составе клуба может быть до сотни человек, поделенных на группы не более
15—25 человек.

47
Межличностные отношения в клубе достаточно демократичные. Однако в группе байке- ров существует жесткая иерархия, возрастной ценз и жесточайший отбор кандидатов в клуб.
Так, во главе клуба
президент, это выборная должность, сроком на один год. Также назна- чаются три-четыре «офицера» или «сержанты». Президент клуба предлагает пути развития клуба, куда обычно входят вопросы территориального размещения, открытия магазинов, баров, кинотеатров. На примере байкеров «Ночные волки» в г. Москве мотоклуб сегодня все больше превращается в бизнес-центр.
Вторым человеком в иерархии является
заместитель президента по безопасности. Он отвечает за соблюдение членами клуба устава и правил, поддержание благоприятного пси- хологического климата во время всех мероприятий клуба. Отвечает за защиту и хранение цветов и других нашивок на костюме байкера, следит за их сохранностью и возврат от вы- бывших членов клуба.
Казначей, он же бухгалтер, — отвечает за финансовые вопросы клуба: собирает член- ские взносы, оплачивает счета, контролирует денежные потоки, в том числе поступающие от официальных структур.
Дорожный капитан — руководитель движения колонны во время пробега. Планирует маршрут с учетом скорости и удобства передвижения, наличия бензоколонок, мест отдыха и т.д. Может быть постоянным, а может назначаться на конкретный пробег.
Мембер — полноправный член клуба. Обладает всеми правами, в том числе правом го- лоса на собраниях и при принятии решений; выполняет все обязанности члена клуба. Имеет полный комплект нашивок на спине (верхний и нижний рокер).
Перспективный — кандидат, готовящийся стать member. Еще не имеет права голоса на собраниях и права принятия решений. В его цветах обычно нет эмблемы клуба, т.е. он носит на спине лишь верхний (с названием мотоклуба) и нижний (с названием местности расположения) рокеры.
Шустрила, или «болтающийся рядом». Это перспективный член клуба; байкер, выпол- няющий черновую работу в клубе. На его жилетке нашито лишь название города/страны (т.е. нижний рокер).
Кочевник, он же «вольный ездок». Это член мотоклуба с правом ношения цветов. Но в отличие от большинства других кочевник не принадлежит определенному отделению клу- ба, путешествуя повсюду сам по себе. Посещает встречи клуба в разных местностях и пла- тит взносы в том месте, куда его заведут путешествия.
Сторонник. Этобайкер, не входящий в официальную структуру группы, однако под- держивающий ее идеологию и традиции. Если сторонник положительно зарекомендовал себя в клубе, то на общем собрании поднимается вопрос о его принятии в клуб. Важно на- личие поручителя. В этом случае вопрос может быть решен положительно и «стороннику» присваивается ранг «шустрила».
Одиночка — человек, который разделяет жизненные ценности байкерского движения, но при этом предпочитает быть свободным даже от клубной иерархии, т.е. не принадлежит одному определенному клубу.
Неформальные молодежные группы
Группы «граффити». Название происходит от итальянского слова, что значит “наца- рапанный”. Под это определение можно подвести все что угодно, включая наскальные ри- сунки, но этим термином принято обозначать художества на стенах домов и в метро с помо- щью баллончиков с краской (изредка — маркеров), чаще всего выдержанные в одном стиле.
Уличные группы художников называются райтеры, графферы или граффиттеры.
Впервые граффити появилось в США в конце 60-х как часть уличной культуры.
Многие
исследователи считают, что граффити — это все-таки искусство. Из Америки этот вид
искусства стал распространяться повсюду. Все больше и больше молодежи стало увле-

48
каться «бомбежкой», или разрисовкой, вагонов метро, заброшенных зданий и опор мостов...
Так культура вышла из-под земли на улицы. Теперь «тэги», или слоганы, политические ло- зунги, строки песен и прочие надписи стали в огромном количестве возникать и на улицах больших городов...
Металлисты, рокеры. Термин, которым часто обозначают всю «тяжесть», — металл — пришел из словосочетания heavy metal. Его применил Уильям Берроуз в романе «Naked
Lunch» (1959). Он назвал так жесткую, агрессивную, напористую музыку. А еще раньше, во время Второй мировой войны, на американском солдатском жаргоне heavy metal обозначал артиллерийскую канонаду.
Сегодня тяжелая музыка распространена. Ее особенностью является насыщенный музы- кальный пласт, характерный для «перегруженного» звучания.
История тяжелой музыки
это в первую очередь история «грязного» звука.
Металлисты — это поклонники тяжелого металлического рока (хэви метал рок), черного металлического рока (блэк метал рок), скоростного металлического рока (спид метал рок).
Некоторые металлисты исповедуют культ сатаны, поэтому называют себя сата-
нистами. Современное поколение металлистов любит свободную жизнь в свое удоволь- ствие. Они считают, что ничем не обязаны другим людям, ходят на концерты, на которых могут распивать спиртные напитки, а после устраивать потасовки. Движение металла можно разделить на 2 группы: радикальное и более спокойное. К радикальному относятся метал- листы-сатанисты и особо агрессивные группы. К ним часто примыкают панки, так как им импонирует культ насилия, дух бунтарства и отрицания, а также возможность поиздеваться над слабыми.
Старшие и более опытные металлисты (35—40 лет) представляют собой более спокой- ное течение.
Внешний вид металлиста вызывающе агрессивный: черная одежда с большим коли- чеством металла, изображением черепов, крови, надписью «сатана» на английском языке.
Классические металлисты носят узкие черные джинсы, заправленные в высокие ботин- ки, или «козаки», кожаные куртки с косой молнией — «косухи», «косовороты», серьги в левом ухе, перстни с изображением черепов или других черных магических символов
(пентаграмма, скелет и т. д.). Но их внешняя агрессивность и мрачность чаще всего явля- ются средством эпатажа окружающих людей. Металлисты, которым за 25 лет, занимаются серьезной работой, как правило, миролюбивы, хотя иногда могут похулиганить вместе с теми, кто моложе.
Моды. У модов нет корней, нет традиций, культуры, нет музыкальных предпочтений, нет увлечения ездой и любви к мотоциклам.
Моды отличаются безразличием, вплоть до
полного игнорирования какой-либо музыки. Они никого не идеализируют, и если им нужно куда-то уехать, они пользуются услугами автобусов и скутеров.
Моды отличаются в общении страшными
звуками отрывистой одержимой речи, су-
масшедшим смехом и пристальным взглядом.
Первые моды появились в Великобритании (от слова «модернизм», англ. mods или
modism). В конце 1950-х гг. они вышли из среды лондонской мелкой буржуазии. Моды при- шли на смену тедди-боям, а позже из них сформировалась группа скинхедов. В качестве транспорта моды выбирали себе мотороллеры. На этой почве имели нередко столкновения с байкерами (обладателями мотоциклов).
Во второй половине 60-х гг. XX-го века движение модов пошло на убыль, а в конце 70-х гг. их стиль был взят на вооружение некоторыми панк-группами.
Моды носили тяжелые ботинки со стальными носками, отбеленные джинсы с красными подтяжками, они стали инициаторами ношения одежды защитного цвета. Старшее поколе- ние модов предпочитает мохеровый голубой костюм и поэтому получило название «костю- мы». Эта группа модов считается самой радикальной. Они носят очки в роговой оправе, коротко остриженные волосы, почти под «ноль», что дает представление об их обладателе как об «интеллектуале». Однако язык «костюмов» крайне ограничен.

49
В среде костюмов распространено употребление наркотиков и темного пива. Музыкаль- ные вкусы: блу-бит, рэгги, рокстеди и ска. Принадлежность к модам определяется не только по внешнему виду, но и по тому, как он топает ботинками под вышеупомянутые музыкаль- ные ритмы.
Панки (от англ. punk) — неопытный юнец, простофиля, никчемный человек, плохой.
Панки внешне неприглядны. Вызывающие прически (петушиный гребень, чуб), одежда (на голом теле кожаный пиджак, холщовая ткань на тонкой рубашке с жабо), серьги на лице и в ушах. Культ нечистоплотности во всем: непристойное поведение, грубый жаргон, близкий к жаргону «зоны». Многие панки употребляют наркотики, спиртные напитки, токсические вещества. Там, где появляются панки, — драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью.
Первые
панки появились в Великобритании в первой половине 30-х годов. Так на-
зывали себя люди, проживавшие в бедных районах городов, как правило, дети уголь-
щиков. Они занимались тем, что пили «индейский самогон» — хуч, курили опиум, нюхали токсические вещества. Средством к существованию был элементарный бандитизм, развле- чения — драки, битье стекол. Музыкой панков в 30-е годы был «черный джаз», исполняв- шийся неграми. В основе идеологии — анархия и полное отрицание государства и социума.
Растаманы (растафари). Возникли в 20-е гг. XX в. на Ямайке. Внешний облик: майки с листом каннабиса, береты, вязаные балахоны и самодельные шапки, расцвеченные крас- но-желто-зелеными цветами флага Эфиопии.
Идеологом движения стал Маркус Мосайя Гарви, высланный из США. Вернувшись в Эфиопию, он активно стал проповедовать идею о том, что Иисус Христос был черным, поэтому следует ждать пришествия бога из Африки. 2 ноября 1930 г. принц Тафари Маконен
(или Рас Тафари — отсюда и название движения) короновался императором Эфиопии. Тыся- чи людей сочли пророчества сбывшимися. Так зародилось растафарианство.
Растафари считают, что все ценное для человечества зародилось в Африке. Африка — это рай на Земле, где живут растафари. Идеалами растафари являются определенные нормы поведения, такие как: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жиз- ни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых, проповедовать недостойным.
Рэйверы. «Рейв» (от англ. rave — бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовство- вать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в «Словаре современного сленга» Т. Торна как «дикая вечеринка» (a wild party), танцы. Рейверы в основном берут модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни рейвера — ночной. Их внешность и поведение пропагандируют отход человека от природы.
Рэйв — не только музыка, но и яркие синтетические одежды, крашеные волосы (часто экзо- тически окрашенные в квадраты, круги), особые серьги, феньки, танец. Их жизнь представ- ляет собой сплошное развлечение. Однако развлечение — не только дискотеки, наркотики и прочие удовольствия, но и кинематограф, живопись, реже — театр. Идеология рэйверов базируется на развлечениях и невмешательстве. Они не считают, что деньги им должны обязательно давать родители. Согласны подработать, но ровно столько, чтобы добыть на пропитание. Однако согласны работать за большие деньги в солидной, престижной фирме.
Стиль рэйверов — один из дорогих стилей жизни и достаточно распространен среди молодежи. Рейверов сегодня называют «тусовщиками». Также к рэйверам примыкают «кис- лотники». Они тоже носят экзотически яркие одежды и прически, смысл жизни видят в раз- влечениях.
Рэперы. «Рэп» от англ. rap, что означает легкий удар, стук. Рэперы практикуют музы- кальный стиль в пении — «чтение», сопровождающееся музыкальным оформлением.
Рэперы практикуют не только исполнение песен, но и танца — брейк-данс. Это одна из форм танца, где важна пластика тела. Особенностью брэйк-данса является соприкосновение с танцполом не только ног, но и спины, головы, плеч танцующего.

50
Группы рэперов достаточно демократичны, собираются на улице, часто во дворах — поют, танцуют. Носят рэперы широкую, на несколько размеров больше одежду. Спортивны.
Любимый вид спорта — баскетбол. Из украшений носят значки и серьги. Волосы коротко стрижены. Многие рэперы не пьют спиртных напитков, даже пива, но предпочитают силь- ные наркотики. Рэперы — не только те, кто слушает музыку в стиле рэп, но и люди, пишу- щие рэп, проникнутые его идеей. В основной массе рэперы не агрессивны, кроме тех, кто причисляет себя к течению Гангста.
Фурри, иначе ферри (от англ. furry) — это объединения людей, так или иначе инте-
ресующихся антропоморфными животными в изобразительном искусстве, анимации,
художественной литературе и дизайне. Антропоморфными животными являются сказоч- ные животные, то есть вымышленные существа, сочетающие в себе качества человека и животного как в анатомическом, так и поведенческом плане. Иными словами, фурри — это изображения животных, ведущих себя как люди. Особенностью групп является стремление ее представителей к воплощению образа антропоморфного животного в творчестве или в се- бе посредством идентификации с ним.
Фурри — это художники, предпочитающие рисовать антропоморфных животных и отождествлять себя с ними. Поэтому фурри может рисовать антропоморфных волков, во- площать в себе антропоморфного волка и любить рисунки (или мультфильмы), изобража- ющие антропоморфных волков. Если у человека выражено хотя бы одно из перечисленных качеств, то скорее всего его можно отнести к группе furry.
Футбольные болельщики. Сообщества футбольных фанатов — одно из наиболее рас- пространенных групповых объединений, имеющих давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 30-е годы, когда футбол был лю- бительским и футболисты находились в среде своих болельщиков. Позже, по мере профес- сионализации футбола, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах.
Специфика активности этих групп требует от участников минимума усилий и не затра- гивает глубоко образ жизни. Для групп болельщиков значима не сама игра, а возможность общей эмоциональной разрядки, возможность «оторваться», проявить свои чувства в полной мере (орать, буянить).
Основное средство отличия фанатов — шарф («розетка», «роза»). Обычный шарф вы- держан в цветах футбольной команды и может иметь различные надписи. В группах бо- лельщиков сочетаются разные установки и стили жизни. Например, группа спартаковских болельщиков — «Гладиаторы» руководствуются философией «чистого образа жизни». Чле- ны групп хорошо развиты физически, избегают драк, но защищают «маленьких» — самую юную часть фанатов, новичков.
Болельщики других футбольных групп более агрессивны. Выезды в другие города свя- заны у них с драками — нередко уже на вокзальной площади. Поэтому действия некоторых групп болельщиков носят прямо криминальный характер.
Многие болельщики идут в фанатские группы не с целью поддержки любимой коман- ды, а за возможностью «оторваться» — орать, кричать, ездить на автомобилях по городу после победы своей команды и т.д. Вызывающее поведение болельщиков на стадионе — их крики, шум музыкальных инструментов, подпрыгивания — есть своеобразная форма пове- дения, помогающая, с одной стороны, идентифицироваться с группой, с другой — реализо- вать свои агрессивные устремления.
Хакеры и кракеры. Этосообщество, состоящее из опытных программистов и сетевых чародеев. Хакеры создали интернет сделали операционную систему Unix тем, чем она яв- ляется сегодня. Хакеры обеспечивают работу многих операционных систем — World Wide
Web. Хакерский взгляд на мир не ограничивается лишь программистами. Есть люди, приме- няющие хакерский подход и к другим вещам, вроде электроники или музыки. Таким обра- зом,
хакеры — это те, кто создает вещи, а кракеры их ломают.
Люди, преимущественно молодые, которым достается за взлом компьютерных и телефон- ных систем, называются кракерами. Настоящие хакеры не хотят иметь ничего общего с кра-

51
керами и в большинстве своем считают кракеров ленивыми, безответственными и не особо умными людьми. То, что
человек способен взломать систему безопасности, не делает его
хакером, точно так же как умение угонять тачки не делает человека автомобильным мастером.
Группировки кракеров начали объединяться вокруг неформальных лидеров
в 1992—1993 годах. Лидерами становились лица, уже имеющие определенную поддержку, в том числе и финансовую, в крупных криминальных структурах. Это привело к созданию на рубеже 1995 года ряда неформальных организаций хакеров.
Основными направлениями деятельности таких организаций являются создание и рас- пространение вредоносных программ. Действуют такие группы как по заказу, так и в ини- циативном порядке. Также они заняты хищениями массивов данных в государственных и муниципальных органах, крупных коммерческих фирмах с целью их последующего тира- жирования и сбыта.
В группах кракеров присутствует четко сформированная иерархия и жесткое раз-
деление обязанностей. Направленность их деятельности на совершение тяжких пре- ступлений дает основание утверждать, что указанные структуры являются преступными организациями. В настоящее время они предпринимают попытки максимально принудить к подчинению мелкие кракерские группы и отдельных кракеров-индивидуалов, обладающих высокой квалификацией.
Хиппи. Это организация, которая имеет свои правила поведения, свою философию.
Группы хиппи объединяются в систему. Это своего рода клуб, в который принимают не каждого. Система делится на группы (тусовки), где есть два слоя: «пионеры» и «олдовые»
(они же «мамонты»). Пионеры — подростки, олдовые — старые члены системы. Олдовые составляют костяк хиппи, серьезно занимающихся проблемами религии, мистики, художе- ственного творчества.
Хиппи — романтики, любят все яркое, оригинальное, творческое. Хотят быть незави- симыми от общественных условностей. Для раскрепощения сознания и ощущения свободы в среде хиппи распространено курение гашиша. Увлекаются философией Востока. Из музы- кальных течений предпочитают мягкий рок, этническую музыку разных народов.
Все хиппи носят длинные распущенные волосы (хайр), обычно расчесывая их на про- бор. Лоб и затылок охватывает тонкая повязка (хайратник). Обычны джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее — ксивник (небольшая кожаная су- мочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках — феньки (от англ. thing — вещь), т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи.
Многие мужчины отпускают бороду. Причины, по которым они носят длинные волосы, следующие: это более естественно, ближе к природе; Иисус Христос носил длинные волосы и бороду, хиппи ему подражают; длинные волосы позволяют лучше улавливать излучения космического разума, являясь своего рода антеннами.
Идеология хиппи: человек должен быть свободен прежде всего внутренне. Свободен человек и в любви, способствующей единению людей. Проповедуется пацифизм. Например, хиппи призывают не отвечать на насилие насилием и выступают против службы в армии.
Верят в высшую реальность, существующую наряду с обыденной. Выйти к этой реальности можно через изменение сознания посредством искусства. Отсюда интерес к религии, твор- ческой деятельности. Стремление к естественности выражается в желании не изменять того, что происходит само собой (например, не стричь волос), не производить активных, целена- правленных действий, бездействовать, быть непритязательным в быту, уметь переносить невзгоды и лишения.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте характеристику номинальных (виртуальных), реальных, организованных, спон- танных групп. Приведите примеры этих групп.

52 2. Приведите примеры закрытых и открытых групп, дайте им характеристику.
3. Назовите базовые характеристики высокоразвитых и слаборазвитых малых групп.
4. Дайте определение коллектива. Назовите психологические признаки коллектива.
5. Назовите базовые отличия коллектива от «просто группы» по А. И. Донцову.
6. Дайте социально-психологическую характеристику коллектива: особенности руковод- ства, эмоционального климата, сплоченности, межличностных конфликтов, статусно-роле- вой структуры.
7. Дайте социально-психологическую характеристику малых групп «команда» и «брига- да».
8. Назовите социально-психологические особенности семейной группы.
9. Дайте социально-психологическую характеристику образовательных малых групп: ученические классы и студенческие группы.
10. Объясните феномен «референтная группа». Назовите функции референтной группы.
В чем особенности отечественных представлений данного явления?
11. Назовите этапы эмоциональной динамики группообразования в теории И. П. Вол- кова.
12. Дайте характеристику основным положениям теории группообразования У. Бенниса и Г. Шепарда.
13. Назовите социально-психологические особенности микрогрупп, существующих в рамках официальных структур.
14. Назовите базовые психологические признаки неформальных молодежных малых групп.
15. Дайте характеристику социально-психологических феноменов, специфичных для неформальных малых групп.
16. Приведите примеры просоциальных, асоциальных и антисоциальных неформаль- ных малых групп.
17. Назовите особенности сплоченности, эмоционального климата и руководства в банде.
18. Назовите мотивы прихода подростка в антисоциальные неформальные малые группы.
19. Приведите психологический портрет байкера. Дайте социально-психологическую характеристику этого явления.
20. Приведите психологический портрет представителя группы панков и хиппи. Дайте социально-психологическую характеристику этих объединений.

53
В данной главе представлены методы исследования социально-психологических явле- ний малой группы: сплоченность, социометрический статус, социально-психологическая атмосфера, ценностно-ориентационное единство группы, ее референтность и многое другое.
Феномен «сплоченность» в социальной психологии малых групп является одним
из основных. Считается, что данный показатель определяет эффективность деятельности группы. Сплоченная группа якобы вероятнее добивается успеха в решении текущих задач, чем не сплоченная. Понятие «сплоченность» в социальной психологии и повседневном язы- ке означает тенденцию держаться вместе, быть верными, помогать и поддерживать друг дру- га. Если группа сплоченная, то проявляется готовность активно сопротивляться воздействию извне. Сплоченная группа привержена групповым нормам, установкам и ценностям; в ней повышается чувство ответственности и эффективность выполнения групповых заданий.
Обобщенно можно сказать, что причиной повышенного внимания к сплоченности груп- пы является желание людей учиться, работать и просто находиться среди тех, кто тебя при- нимает и поддерживает. Сплоченная группа дает ее членам ощущение обособленности и комфорта, защищенности и причастности.
Социометрия имеет непосредственное отношение к сплоченности группы. Изучая привлекательность между членами группы, социометрия показывает характер ее сплочен- ности. В частности, на основе данных социометрии можно получить практически все пока- затели сплоченности, например: статусно-ролевые позиции членов группы, информацию о лидерстве, социально-психологической атмосфере, характере межличностных отношений, конфликтности и т.д.
Социометрияэто метод исследования и наука одновременно.
Одна из первых работ на тему сплоченности группы — А. И. Донцова. Он считал спло- ченность одним из признаков коллектива. В частности, с ростом сплоченности группы по- вышался формальный уровень ее развития и движение в сторону формирования коллектива
(Донцов, 1979).
В зарубежной социальной психологии сплоченность группы рассматривается в аспекте эффективности. На это указывает Кэрол Ойстер, автор книги «Эффективная работа с людь- ми», которая пишет: «Сплоченность связана с продуктивностью группы, но не впрямую, а более сложным образом», и далее: «Непонятно, группа добивается успеха в силу высокой сплоченности или успех сплачивает группу» (Ойстер, 2004).
Сплоченность как явление групповой динамики изучена достаточно подробно в оте- чественной психолого-педагогической литературе. Рассматривают феномен сплоченности в двух ракурсах. С одной стороны, выделяют признаки сплоченности, с другой — говорят о факторах, приводящих к сплоченности.
Важно отметить, что признаки сплоченности и
факторы сплоченности одни и те же. Например, важным показателем сплоченности явля- ется благоприятный социально-психологический климат в группе. Вместе с тем сам по себе психологический климат является условием (или фактором), способствующим сплоченно- сти группы. Также демократический стиль управления группой является одновременно по- казателем ее сплоченности и приводит к сплоченности и т.д.
В исследованиях Р. Л. Кричевского установлено, что групповые задачи, решение кото- рых требует высокой степени взаимозависимости членов группы, способствуют росту спло- ченности и последующей продуктивности. Другим фактором, усиливающим сплоченность членов группы, является трудность выполнения задачи. По словам Кричевского, «трудность
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   32


написать администратору сайта