Главная страница
Навигация по странице:

  • Развитие/эволюция тюремной субкультуры в России в XX в. 1930-е гг. 1960-е гг. 1990-е гг.

  • Другие механизмы целенаправленного изменения культуры

  • Е. Н. Никишина московскийгосударственный университет имениМ. В. Ломоносова э коном и чески й факультет bА. А. Аузан, Е. Н. Никишина социокультурная экономика как культура влияет на экономику, а экономика на культуру курс лекций


    Скачать 4.89 Mb.
    НазваниеЕ. Н. Никишина московскийгосударственный университет имениМ. В. Ломоносова э коном и чески й факультет bА. А. Аузан, Е. Н. Никишина социокультурная экономика как культура влияет на экономику, а экономика на культуру курс лекций
    Дата30.07.2022
    Размер4.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаSC_Econ_blok - 6.pdf
    ТипКурс лекций
    #638277
    страница18 из 20
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20
    Закон
    Труд
    Семья
    Мораль
    Свобода
    Доверие
    Семья
    Равенство
    Рисунок 10.1. На каких основаниях должно строиться общество в России?
    Источник:
    Олейник А. (2003). Тюремные университеты. URL: Наконец, тюрьмы устроены по-разному. Мы все время забываем, что и школы, и тюрьмы, и армия могут чрезвычайно по-разному быть устроены. Если говорить о тюрьмах, то они могут основываться на разных принципах. На том, что заключенные общаются между собой достаточно большими массами или разделены по камерам, работают они или не работают, работают у себя в тюрьме, или выводят их в промзоны и т.д. Это все воздействует на ценности и поведенческие установки. В таблице 10.1 приведена классификация В. Абрамкина и В. Чесно- ковой.
    Лекция Таблица 10.1
    Развитие/эволюция тюремной субкультуры в России в XX в.
    1930-е гг.
    1960-е гг.
    1990-е гг.
    Возник воровской закон
    Возник тюремный закон
    Возник беспредел
    Закон распространялся только на профессиональных преступников
    («блатных»)
    Закон распространялся на всех заключенных, тюремное сообщество оформляется в иерархическую структуру
    Законы не работают, но остались способы защиты от произвола семьи, землячества, «общак»
    В основе — идеалы традиционной культуры (братство, справедливость, запрет на предательство)
    В основе — воровской закон
    Администрация пытается поставить преступников на путь исправления»
    Источник
    : на основе Абрамкин В, Чеснокова В. (2001). Уголовная Россия. Тюрьмы и лагеря сборник материалов.
    Воровской закон возник в результате очень жесткого социального столкновения тоталитарного государства и тех, кто в него не вписывался. Следует заметить, что примерно таким же образом крайние формы обрела итальянская мафия. Когда итальянское фашистское тоталитарное государство практически уничтожило не только общественную свободу, но и мафию, тогда мафия приняла абсолютно криминальный системный характер. Столкновение двух сил создает иногда неожиданные эффекты. Воровской закон — это отказ работать и как-либо сотрудничать с действующим государством. Вор в законе не заводит семью. Он не имеет документов, не хочет иметь документы, он не работает нив коем случае так называемая отрицаловка). В е гг. воровской закон превратился в тюремный закон, те. он распространился с воров в законе, с авторитетов на всех обитателей тюрьмы. Разумеется, тюремные администрации ив целом власть пытались этому противодействовать. В е гг. началась тяжелая борьба с воровским законом, с тюремным законом, и надо сказать, она не привела к успеху. И сейчас зоны делятся на так называемые красные зоны и черные. Черные зоны — это зоны, где господствует тюремный закон, красные — где господствует диктатура тюремной администрации. е гг. вызвали крайние проявления, потому что возникли «отморозки» — люди в криминальном мире, которые не соблюдают воровской и тюремный законы, для которых вообще нет ограничений. Если в случае с образованием мы понимаем, как сейчас надо воздействовать на ценности, создавая потенциал развития, то про тюремный, воровской закон мы понимаем, что на него не удается пока никак
    Целенаправленное изменение культуры институты социализации воздействовать. Может быть, прав был известный исследователь тюрем Валерий Федорович Абрамкин, он имел любимый лозунг как раз по поводу того, какой должна быть тюрьма. Лозунг звучал так Отдайте тюрьмы народу. Многое из этого было осуществлено. Дело в том, что в царской России человек нередко у себя, в своем городе отбывал наказание, и это приводило к тому, что о тюрьме заботилось общество, попечительские советы. Заключенных подкармливали, пытались как- то ими заниматься и т.д. То есть человек не был уничтожен социально. В советское время в тоталитарный период возникла традиция как можно дальше убирать человека от дома. Сейчас, кстати, идет возврат — приближение человека к дому, но от лозунга Отдайте тюрьмы народу мы пока довольно далеки, так как мы сохраняем традиционную массовую тюрьму.
    Армия
    Теперь об армии. Вопрос про армию довольно сложный. Более того, за последние 15 лет в отношении общества к армии произошел колоссальный перелом. Ниже приведены первые теоретические характеристики, которые описывают армию как институт армия — толпа, хаотично набранная из индивидов, социализированных в разных культурных, социальных, этнических, религиозных и прочих традициях запрет на любые проявления материальной культуры доминантный бюрократический абсурд дедовщина — неуставные доминантные отношения, основанные на иерархии осуществления во времени Но речь здесь идет об армии, как она жила в е гг. или вначале нулевых годов — сейчас несколько иное. Если мы будем брать разные периоды советской истории, мы обнаружим очень разное устройство армии. Если мы начнем сравнивать разные типы армий в мире, мы обнаружим полный спектр от народной милиции в Швейцарии (там есть пограничные службы, но армии нет, просто каждый гражданин Швейцарии хранит оружие у себя дома) до действительно всеобщего призыва в Израиле. Потому что какой же у нас всеобщий призыв У нас девушек не призывают, а в Израиле-то призывают Фактически люди в 2002 г. полагали, что армию нужно распустить, переделать и перейти на контрактную армию (рисунок 10.2). Это
    1 Банников К. (2002). Доминантные отношения военнослужащих срочной службы Российской армии
    Лекция сделали — за сохранение всеобщей воинской обязанности тогда выступало в районе 27–28% населения, а основная масса была за контрактную армию. Затруднились ответить
    Перейти к формированию контрактной армии
    Сохранить всеобщую воинскую обязанность 100%
    80%
    60%
    40%
    20%
    0%
    2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2014 2015 Рисунок 10.2. Отношение населения к всеобщему призыву
    Как Вы лично считаете, следует ли сохранить в дальнейшем всеобщую воинскую обязанность для юношей призывного возраста — или Высчитаете, что следует перейти к формированию армии на контрактных началах из желающих служить в армию заплату Источник

    ВЦИОМ, 2016. URL: После некоторых колебаний, примерно с 2008–2009 гг., уровень поддержки существующей армии со всеобщей воинской обязанностью достигает 50%. При министре обороны Сердюкове прошла успешная военная реформа. Тип армии изменился, и выяснилось, что люди непросто изменили взгляд на армию, они поставили армию на чрезвычайно высокую позицию в рейтинге институционального доверия (рисунок При этом интересно, что армия рассматривается как институт, правильно социализирующий, положительно воздействующий на некоторые характеристики (рисунок 10.4). Есть люди, которые считают, что армия одновременно создает умение приспосабливаться, может привести к увечьям, создавать установку на решение любых вопросов силой, создавать издевательства и унижения. Но хочу сказать, что, кстати, дедовщина — не специфическое явление советской или российской армии. Дедовщина — это часть многовековой воинской культуры (есть
    Целенаправленное изменение культуры институты социализации специальные исследования поэтому поводу, и сейчас эта болезнь значительно облегчилась. Сейчас нет такой возрастной иерархии призывников (чем больше срок службы, тем больше давление иерархии) — сейчас она незначительная.
    Армия
    Президент
    ФСБ
    Церковь, религиозные организации
    Российские благотворительные организации
    Малый и средний бизнес
    Правительство
    Полиция
    Региональные (краевые, республиканские) органы...
    СМИ
    Местные, городские, районные власти
    Суд
    Прокуратура
    Совет Федерации
    Российские банки
    Госдума
    Профсоюзы
    Крупный бизнес
    Политические партии
    66%
    58%
    53%
    42%
    40%
    38%
    38%
    36%
    36%
    35%
    33%
    31%
    31%
    30%
    29%
    29%
    27%
    23%
    22%
    0%
    10%
    20%
    30%
    40%
    50%
    60%
    70%
    Рисунок 10.3. Институциональное доверие. В какой мерена Ваш взгляд, заслуживает доверия (Вполне заслуживает / Не вполне заслуживает / Совсем не заслуживает — на графике показаны ответы Вполне заслуживает»)
    Источник:
    Левада-центр, 2020, опрос проходил в августе 2020 г. URL: Физическую силу и выносливость
    Нравственную закалку, мужество и ответственность
    Полезные навыки и жизненный опыт
    Любовь к отечеству
    Умение ловчить и приспосабливаться
    Увечья, болезни и утрату здоровья
    Привычку решать любые вопросы силой
    Опыт издевательств и унижений
    0%
    20%
    40%
    60%
    Рисунок 10.4. Как Высчитаете, что в первую очередь приобретает молодежь в российской армии (Закрытый вопрос, не более трех ответов, Источник

    ВЦИОМ, 2015. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/
    armiya-i-obshhestvo-vmeste-ili-porozn
    Лекция Как видите, из трех традиционных институтов социализации, похоже, с образованием мы немного знаем про то, как вызвать положительные эффекты с тюрьмой мы видим, что эффекты отрицательные и непонятно, что с этим делать а вот с армией происходит что-то такое, что позволяет надеяться, что мы все-таки можем работать с ней как c институтом социализации. Теперь давайте поговорим о других институтах социализации, иногда неожиданных.
    Другие механизмы целенаправленного изменения культуры
    Информационная среда
    Вопрос воздействия медиасреды интересует многих экономистов
    1
    Существует трагический опыт резни в Африке между двумя группами народностей, во многом спровоцированный радиопропагандой. В конце в. в ней погибло до миллиона человек. После этого, конечно, исследователи стали внимательно заниматься вопросом, как воздействует медиа и можно ли создать доверие там, где раньше была резня. Оказалось, что можно. Исследование 2009 г. показало, что идеологические радиопрограммы могут не только натравить одних людей на других, но и помирить их
    2
    С моей точки зрения, это парадоксально. Мы же с вами существа био социальные, мы — результат победы эгоистического гена, поэтому мы изначально чрезвычайно агрессивны, мы очень расположены к войне, но социальными институтами это загнано внутрь. Раскрутить людей на войну гораздо легче, чем сделать обратное. Когда вы их раскручиваете на военное противостояние, вы воздействуете на очень древний сильный инстинкт — защиты своих от чужих. А когда вы пытаетесь убедить, что те, не очень похожие на вас, в чем-то неприятные люди заслуживают жизни, да еще и какого-то понимания — вы идете против течения. Тем не менее результат эксперимента положительный. Теперь об электронном правительстве. Одно из важнейших изменений, которое произошло в России за последние десять лет, — это создание системы электронного правительства, когда человек приходит за государственными услугами как в булочную или прачечную, но только
    1
    Enikolopov R., Petrova M., Zhuravskaya E. (2011). Media and political persuasion: Evi- dence from Russia. American Economic Review, 101(7), 3253–85; Gentzkow M. (2006). Television and voter turnout. The Quarterly Journal of Economics, 121(3), 931–972.
    2
    Paluck E. L. (2009). Reducing intergroup prejudice and conflict using the media: a field experiment in Rwanda. Journal of personality and social psychology, 96(3), 574.
    Целенаправленное изменение культуры институты социализации имеет еще более удобный интерфейс. Это обеспечивает десакрализацию государственных услуг, способствует возникновению сервисного характера отношений между государством и человеком, создает реальную возможность сокращения дистанции власти. Возможности градостроения
    Теперь к неожиданному, к тому, как градостроение может влиять на ценности и установки.
    Во-первых, имеет значение планировка города. До Петербурга все старые города России в принципе были радиально-кольцевыми: в центре крепость, вокруг посады. Петербург строился безотносительно к этому, потому что предполагалось, что защищать Петербург будет внешняя цепь крепостей. В результате город строится полицентриче- скис прямыми улицами, но главное — с отсутствием единого центра. В известном смысле дистанция власти в России и сакральные представления о власти — отпечаток пространственного устройства России. Если вы куда-то захотите лететь, вам скорее всего придется лететь через Москву. У нас транспортная система построена также, как старинный город, — через единый центр. В результате у вас естественно возникает представление о том, что иерархия неизбежна.
    Во-вторых, имеет значение стиль. Следует заметить, что когда люди пишут через строительство письмо будущим поколениям, то могут закрадываться ошибки. Так произошло с Вашингтоном. Безусловно, от- цы-основатели Соединенных Штатов, когда планировали Вашингтон в античном стиле, имели ввиду античную Грецию, но символические здания в Вашингтоне скорее отражают античный Рим. А Рим — это империя Империя была заложена, зашита в определенные точки культурного сознания американцев. Другой пример — Путраджая, новая столица Малайзии. Сочетая электронные пространства с символикой мусульманского рая, она как бы включила эстетику ислама в свои модернизационные проекты. Наверное, это первая попытка сделать из мусульманской религии модер- низационную идею. В Турции модернизация проходила против ислама, на национальных идеях Мустафы Ататюрка, а здесь есть попытка использовать мусульманство в качестве энергетики модернизации.
    В-третьих, имеют значение символические объекты. Гостиный двор
    Санкт-Петербурга, тиражируемый в центры других российских городов, подчеркивает, что торговая деятельность почетна. В свою очередь, Адмиралтейские верфи в Санкт-Петербурге говорят о том, что вообще работать — это почетно
    Лекция В свое время революцию произвел Летний сад в Петербурге. Его значение было в том, что он стал местом для прогулки самодержца вместе с почтенными согражданами. В губернских и уездных городах городские сады воспроизводили туже стилистику, те. это жене воевода, а губернатор, с которым можно и нужно пить вино, ненужно падать ниц, вы с ним вместе гуляете и разговариваете. Это формировало другую стилистику общения. Поэтому градостроительство и переустройство пространственной среды — это довольно сильный язык. Недавним подтверждением реальности такого воздействия может быть история Парка Горького в Москве, реформированного по инициативе С. А. Капкова, который вначале х гг. заложил основы изменения общественного пространства как в других местах Москвы, таки в других российских городах.
    Корпоративная культура
    Существует еще один инструмент, который может менять культуру нации, — корпоративная культура. Samsung возник как чеболь, те. основанное на клановом родстве объединение, которое делало шаг от культуры рисоводства к культуре машинной сборки. Samsung, пройдя через довольно сложные времена, превратился водного из мировых лидеров, конкурирующего с Apple. В какой-то момент руководство Samsung сочло, что для стимулирования инновационной деятельности нужно совершить культурную революцию в своей огромной империи — непросто изменить корпоративную культуру, а на 180° ее развернуть. В частности, это предполагало постановку несвязанных с работой целей получение любого художественного образования, запрет на ношение галстука. Почему может быть важен запрет на ношение галстуков Корейцы — это крестьянская нация, которая, конечно, очень ценила возможность перейти к чистому труду и работать в чистых условиях. Поэтому для корейской семьи высочайшая гордость, когда молодой отпрыск семьи носит галстук, — это означает, что он выбился в люди. Это как офицерские погоны для рядового, дослужившегося до офицерского чина. И страна этим живет, упивается 40 лети вдруг ведущая корпорация говорит, чтобы работать в галстуках прекратили. Почему Если вы вышли на уровень инновационных прорывов, вам нужны раскрепощенные люди, которые не различают, кто генерал, кто лейтенант — не это в них главное. То есть выясняется, что могут быть инструменты изменения культуры, которые корпорации могут вводить в соответствии со своими
    Целенаправленное изменение культуры институты социализации экономическими целями, но поскольку это изменение во влиятельной корпорации Samsung, оно может за собой тянуть изменение культуры и за ее пределами.
    Приведем еще один конкретный пример из южнокорейской практики. Была проблема с безопасностью южнокорейских гражданских самолетов. Причем это была не техническая проблема, проблема была в культуре. Дело в том, что в критической ситуации, когда второй пилот или штурман должен командиру корабля сказать, что тот принял неправильное решение, корейский язык не позволяет обратиться к человеку напрямую, а требует разного рода вводных слов, оборотов и т.д., потому что это язык, основанный на высокой дистанции власти, иерархичности общества, а тык старшему обращаешься, ты ему не можешь сказать Неправильное решение. Знаете, что сделали корейцы, чтобы решить эту проблему Они перевели внутренние разговоры экипажа на английский языки это позволило повысить безопасность полетов. Потому что английский язык позволяет в критической ситуации действовать. Что у нас получилось в итоге Спонтанные изменения культуры чрезвычайно медленные — от 100 до 1000 лет. Культура в этом случае может колоссально отставать от прочих процессов. Для обеспечения модернизации, стимулирования инноваций могут требоваться целенаправленные изменения культуры, в том числе через ключевые институты социализации школу, тюрьму, армию Образование может содействовать росту доверия в обществе в случае высокого качества институтов или снижать в случае низкого качества институтов. При этом известны технологии обучения, которые позволяют формировать промодернизационные ценности и установки Тюремная субкультура может оказывать влияние на общество в целом. Но ее изменение проблематично. Перспективно продолжение поиска связи между устройством тюрем и формируемыми установками Армейская субкультура может играть модернизационную роль в обществе (как это было в Российской империи при Петре I или в прусской истории — при Фридрихе Великом. Общество может положительно относиться к армейской субкультуре, в случае если ее положительные последствия превышают отрицательные
    Лекция Существуют также и другие методы целенаправленного изменения культуры СМИ, идеология, градостроение, корпоративная культура и др. Намой взгляд, наиболее эффективный из них — пространственная среда. В России идет несколько длинных положительных процессов. Один из них — это потребительская модернизация мы залет вышли из дефицитной экономики в общество потребления, и это еще и важное культурное изменение того, как люди ведут себя на дорогах, как они осуществляют выбор, как консультируются, пользуются экспертизой, рейтингами. Развитие новых городских пространственных структур это и есть следующий шаг долгой и неодолимой модернизации.
    Литература. Аджемоглу Д, Робинсон ДА. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты. М
    АСТ, 720.
    2. Акчурина Д. Д, Давыдов Д. В, Вебер Ш, Крутиков Д. В, Хаза- нов А. А. (2015). Измерение разнообразия теория и социально-экономи- ческие приложения. Современная экономика проблемы и решения, 2, 8–28.
    3. Антонов Е. В, Аузан А. А, Брызгалин В. А, Вороненко В. А, Золотов А. В, Никишина Е. Н, ... Трухачев С. А. (2019). Социокультурные факторы инновационной активности населения М Институт национальных проектов. Аузан А. А, Авдиенкова МА, Андреева ДА, Бахтигараева АИ, Брыз- галин В. А, Бутаева КО, Вебер Ш, Давыдов Д. В, Золотов А.В., Ни- китин КМ, Никишина Е. Н, Припузова НА, Ставинская А. А. (2017). Социокультурные факторы инновационного развития и успешной импле-
    ментации реформ. М Центр стратегических разработок. Аузан А. А, Архангельский АН, Лунгин ПС, Найшуль В. А. (2011). Культурные факторы модернизации доклад. СПб.: Фонд Стратегия
    2020» [Kulturnye_faktory_modernizacii, 2011].
    6. Аузан А. А, Бахтигараева АИ, Брызгалин В. А, Золотов А. В, Ники- шина Е. Н, Припузова НА, Ставинская А. А. (2020). Социокультурные факторы в экономике пройденные рубежи и актуальная повестка. Вопросы экономики, (7)

    , 75–91.
    7. Аузан А, Бахтигараева А, Золотов А, Никишина Е, Ставинская А. (2016). Социокультурная экономика. Доклад на XVII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Москва, 19–22 апреля. Аузан, А. А, Никишина, Е. Н. (2013). Долгосрочная экономическая динамика роль неформальных институтов Журнал экономической теории,
    (4
    ), 48–57.
    9. Аузан В, Трескунов, Л, Соломин И. и др. (2012) Большая Москва формирование смысла. М. URL: http://inp.ru/.files/130/0_backup.pdf
    10. Банников К. (2002). Доминантные отношения военнослужащих срочной службы Российской армии. Бахтигараева АИ, Ставинская А. А. (2020). Сможет ли доверие стать фактором роста экономики Динамика уровня доверия у российской молодежи Вопросы экономики, (7), 92–107.
    12. Бердяев НА. О власти пространств над русской душой Электронный ресурс. Судьба России. 1918. URL: http://www. krotov. info/library/02_b/
    berdyaev/1918_15_06.html

    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


    написать администратору сайта