Е. Н. Никишина московскийгосударственный университет имениМ. В. Ломоносова э коном и чески й факультет bА. А. Аузан, Е. Н. Никишина социокультурная экономика как культура влияет на экономику, а экономика на культуру курс лекций
Скачать 4.89 Mb.
|
Этап Век Возвратно-поступательное движение Достижения Собирание земель XIV– XVI Формирование самодержавного государства, второе издание крепостничества русских земель Реформы Петра Крепостничество и самодержавие как рычаги модернизации Вхождение вкруг великих европейских держав Великие реформы Александра Отмена крепостного права входе постепенных преобразований Ускорение роста формирование основ капиталистического индустриального общества Февральская и Октябрьская революции 1917 г. XX Отмена самодержавия, но затем его постепенное восстановление вместе с крепостничеством рывок СССР — один из мировых лидеров «Оттепель» XX Постепенное ослабление персональной власти лидера отмена закрепления людей за местом жительства и работы Лидерство в отдельных областях науки и технологий накопление человеческого капитала Лекция Посмотрим, что дальше происходит с самодержавием и крепостничеством. Крепостничество реально отменяется не в 1861 г. (потому что в 1861 г. вводится так называемое временнообязанное состояние, по разным губерниям это происходит в разное время, и полная обязанность прекращения крепостного права наступает окончательно в 1905 г.Но оно возвращается в 1929 г, когда колхозная система строится на прекращении свободного движения людей, и дальше существует дох гг. XX в. А самодержавие ограничивается революцией 1905 г, потом свергается революцией 1917 гав х гг. фактически восстанавливается. Эти взаимосвязанные институты очень быстро регенерируются Давайте посмотрим на всю картинку и дальше начнем делать выводы. Прогресс, видимо, существует, но он обладает несколькими свойствами а) он увеличивает разрыв между лидерами и отстающими бон создает препятствия к преодолению этого разрыва состав лидеров и отстающих меняется в очень небольшой степени в) в долгосрочном периоде он приводит к улучшению социальных показателей. Открытие А. Мэддисона показывает, что есть две устойчивые траектории развития, которые, похоже, разделяют не два типа общества два типа социальных порядков, переход между которыми регулируется граничными условиями. Существуют три граничных условия, связанных 1) с созданием универсальных законов для всех (в том числе для элит); 2) с созданием деперсонализированных организаций (политических, общественных, коммерческих 3) с установлением коллективного контроля над насилием. Эти граничные условия носят культурный характер. Для их достижения требуется другая конвенция элит, культурный поворот (готовность коллективно контролировать организации, применяющие насилие, формировать компании и партии не по персональному признаку и т.д.), для которого необходимо время окончательный результат наступает примерно через 40 лет). Что нужно делать для того, чтобы преодолеть эффект колеи Первое — нужно принять, что это не происходит в краткосрочном и среднесрочном периоде, а требует длинной программы — налет минимально, а лучше дольше. Длинные программы необходимы, Можно ли выйти из колеи, детерминированной культурой поскольку внутри этого периода должны уместиться культурные пре- образования. Второе — одних культурных преобразований недостаточно — необходимо параллельно создавать новые политические и экономические институты. Эффект колеи удерживается через резонанс формальных и неформальных институтов. Вы пытаетесь изменить культуру — вас тормозят установления государства и то, что делают те или иные субъекты власти. Вы пытаетесь поменять политическую систему — культура ударяет другим концом палки по голове, ивы возвращаетесь в исходную колею. Я и мои коллеги не утверждаем, что мы нашли золотой ключик, что через культуру можно этот переход сделать. Это не так — мы не являемся культурными детерминистами, мы не утверждаем, что культура все определяет, мы утверждаем, что культура влияет. И если вы в формулу не ставите этот значок культуры, тоне получаете результат. А как заниматься параллельными преобразованиями культуры, политики, экономики, с вашего позволения, я расскажу в лекциях 9–10. ЛЕКЦИЯ ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ЭКОНОМИКУ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ КУЛЬТУРОЙ В предыдущих лекциях мы говорили о том, что культура обычно медленно меняется во времени ив ряде случаев может ограничивать развитие и движение вперед (эффект колеи. Эта лекция будет посвящена возможностям использования культуры (культурного капитала). Возможности использования культуры в экономике (теория) В экономике есть несколько понятий, которые сначала ругали как неудачные метафоры, но которые потом вошли в научный оборот. Среди них — концепции человеческого и социального капитала. Можно ли по аналогии с человеческими социальным капиталом говорить о культурном капитале? Еще в 1995 г. нобелевский лауреат по экономике Р. Солоу, критикуя термин социальный капитал (бурный всплеск интереса к социальному капиталу произошел раньше аналогичного интереса к культуре и пришелся на е и е гг.), предъявлял к нему следующие три требования во-первых, он считал, что запас социального капитала должен поддаваться измерению, пусть и неявному во-вторых, социальный капитал должен приносить неотрицательную отдачу в-третьих, наблюдаемые изменения в запасе социального капитала должны соответствовать процессам инвестирования и амортизации (износа. 1 Solow R. M. (2000). Notes on social capital and economic performance. Social capital: A multifaceted perspective, 6 (10). Влияние культуры на экономику. Уже в е гг. исследователи Л. Гизо, П. Сапиенца и Л. Зингалес показали, как концепция социального капитала может удовлетворять этим критериям 1 Аналогичное упражнение может быть воспроизведено для культуры/ культурного капитала (особенно с учетом того, что социальный капитал может рассматриваться как часть культуры). Измеримость Появление методик количественного измерения культуры (подробнее см. лекцию 2) позволило численно измерить культуру. Проекты, проводящие регулярные замеры ценностей и поведенческих установок (например, Всемирное исследование ценностей, позволяют отслеживать динамические изменения. Инвестиции и амортизация Существует множество свидетельств производимых инвестиций в культуру на микро- и макроуровне. На уровне компаний это проявляется в расходах на разработку и поддержание этических кодексов, развитие корпоративной культуры, проведение тренингов и командообра- зующих мероприятий. На макроуровне инвестиции в формирование тех или иных ценностей и установок идут через систему образования см. например, китайский пример системы образования из лекции 5), СМИ, государственную пропаганду. В случае с культурой амортизация может проявляться в ослаблении ценностей и установок или в снижении доли людей, разделяющих их. Амортизация может происходить в силу исторических событий, меняющих соотношение выгод и издержек следования определенной норме или меняющих убеждения людей о допустимости того или иного поведения, или в силу увеличения мобильности населения, глобализацион- ных процессов, притока мигрантов. Продуктивность Основные каналы продуктивного использования культуры связаны с) использованием конкурентных преимуществ, обусловленных культурой. Например, индивидуалистические сообщества более 1 Guiso L., Sapienza P., Zingales L. (2011). Civic capital as the missing link. Handbook of social economics , 1, 417–480. Лекция успешны в производстве радикальных инноваций, знание этого может использоваться при выстраивании инновационной политики) использованием эффектов, связанных со снижением неопределенности и трансакционных издержек при взаимодействии людей из одного культурного сообщества. Это особенно проявляется при отсутствии или слабости формальных институтов (когда нет специального гаранта, а людям надо о чем-то договориться и обеспечить действие в соответствии с договоренностями) увеличением эффективности работы формальных институтов за счет сонаправленности поведения, которое предполагает формальный институт и которое следует из культуры. Все вместе это позволяет рассматривать культуру как капитал, фактор эффективности экономических отношений и использовать термин культурный капитал для подчеркивания продуктивности культуры. Возможности использования культурного капитала Использование культурной однородности Возможности использования культурных характеристик зависят, во-первых, оттого, насколько ярко выражены культурные характеристики и – как следствие – модель поведения, которая следует из них. Во-вторых, оттого, насколько различается общество по этой ценности насколько высока дисперсия. Другими словами, чем ярче выражена культурная характеристика и чем большая доля населения ее разделяет, тем более предсказуемо поведение людей, тем больше возможностей для ее использования. На рисунке 8.1 приведена иллюстрация, напоминающая, что культура общества неоднородна и что даже в тех культурах, которые обычно принято считать индивидуалистическими (США, Великобритания, можно встретить людей, у которых слабо выражена эта ценность или даже выражены ценности коллективизма. То есть чем выше и круче холм и чем сильнее он смещен к тому или иному полюсу характеристики, тем больше данная культурная характеристика может снижать неопределенность и трансакционные издержки. Это означает, что при использовании культурной гомогенности важно, с одной стороны, найти в этой культурной особенности точки опоры, которые можно использовать, ас другой стороны, понять, какие существуют барьеры, следующие из этой же культурной особенности, которые требуется нивелировать (за счет формальных институтов или за счет проектирования культурных изменений в долгосрочном периоде. Например, если мы понимаем, что для российского общества характерно высокое избегание неопределенности и что в целом люди негативно относятся к любым изменениям, чтобы разблокировать движение вперед, важно проектировать эти изменения так, чтобы сгладить эту культурную особенность (например, за счет введения новых правил игры через год, чтобы люди успели адаптироваться к новым условиям за счет выплат компенсаций, обучения и т.д.). В случае слабой выраженности культурных характеристик поле для капитализации сужается до пересечений характеристик культурного капитала, на которых будет происходить снижение неопределенности взаимодействий, но уже поболее узкому кругу направлений, доля населения) Х, нормы, ценности) индивидуалистическая культура индивидуализм коллективистская культура коллективизм Рисунок 8.1. Выраженность культурных характеристик Источник: на основе Тромпенаарс Ф, Хэмпден-Тернер Ч. (2004). Национально- культурные различия в контексте глобального бизнеса. Мн Попурри, 53–54; Триандис Г. К. (2007). Культура и социальное поведение учебное пособие / перс англ. В. А. Соснина М Форум, Использование культурного разнообразия Было бы неправильно говорить о том, что можно использовать только культурную гомогенность общества. Культурное разнообразие также может быть ресурсом (подробнее см. лекцию 3). Культурно разнообразное сообщество получает возможность использования конкурентных преимуществ, 1 Аузан А. А, Никишина Е. Н. (2013). Долгосрочная экономическая динамика роль неформальных институтов. Журнал экономической теории, (4), Влияние культуры на экономику. 145 Лекция обусловленных разными культурами. Но при этом серьезный вызов, с которым оно сталкивается, — необходимость снижения трансакционных издержек, возникающих при взаимодействии представителей разных культур. Поэтому при использовании культурных особенностей страны речь идет прежде всего о поиске и использовании конкурентных преимуществ, генерируемых культурной однородностью, а также снижении барьеров, которые она создает. В случае с культурно разнообразным сообществом используется разнообразие конкурентных преимуществ, обусловленных культурой, но и при этом осуществляется поиск инструментов, позволяющих снизить трансакционные издержки взаимодействия через специальные формальные процедуры или путем повышения человеческого и социального капиталов. Примеры использования культурной однородности Одно из косвенных подтверждений того, что культура имеет значение тот факт, что многие компании вкладывают значительные суммы денег в развитие корпоративной культуры, выстраивание кодексов поведения. Строго говоря, развитие корпоративной культуры — это попытка повысить гомогенность культуры внутри компании, сделать ее более предсказуемой. Важно, чтобы люди понимали общность целей, принципы поведения в тех или иных ситуациях. И здесь количественные исследования подтверждают эмпирические наблюдения. В частности, в исследовании Р. Калории П. Сарнин 1 доказывается, что компании с сильными корпоративными культурами (с более высокой интенсивностью проявления культурных характеристики с большей гомогенностью культуры внутри компании) быстрее растут в краткосрочном периоде. В исследовании Л. Гизо с соавторами показано, что высокий уровень воспринимаемой честности в компании (своеобразный аналог социального капитала) положительно коррелирует с продуктивностью и прибылью фирмы. Причем важно учитывать, что нельзя говорить о единственности успешной культурной формулы. Успешность обусловливается неконкретным набором характеристики их значением, а тем, используется ли их продуктивный потенциал или нет. В качестве примера здесь можно привести две некогда успешные автомобильные компании, обладавшие яркими, но различными корпоративными культурами. Одна из них — немецкая 1 Calori R., Sarnin P. (1991). Corporate culture and economic performance: A French study. Organization studies, 12(1), 049–74. 2 Guiso L., Sapienza P., Zingales L. (2015). The value of corporate culture. Journal of Finan- cial Economics , 117(1), 60–76. Daimler-Benz (характеризовавшаяся консервативностью и иерархичным стилем управления, другая — американская Chrysler (характеризовались открытостью и креативностью). Однако поглощение компанией Daimler- Benz Chrysler в 1998 г. оказалось неудачным. Причем среди причин называли не только плохие экономические показатели компаний и завышенные затраты, но и культурную инерцию и конфликт корпоративных культур в изменившихся условиях, приведшие к тому, что людям из разных компаний было сложно приспособиться друг к другу. Аналогичные тенденции справедливы для макроуровня. В отличие от микроуровня, количественных исследований о роли коллективных идеологий на макроуровне нет, но есть ряд эмпирических и теоретических свидетельств, показывающих, что коллективная идеология позволяет снизить неопределенность среды, снизить издержки внедрения изменений и облегчить кооперацию. Лауреат Нобелевской премии по экономике Д. Норт называл коллективную идеологию тем фактором, который, накладывая на каждого человека чувство коллективной заинтересованности, снижает остроту проблемы безбилетника, помогает быстрее достичь общественного консенсуса при реализации институциональных изменений 2 В качестве примера идеологии, направленной в том числе на решение определенных экономических задач, можно назвать идеологию первых пятилеток Советского Союза. Среди прочего она делала акцент на ценности труда, скорости изменений (Пятилетку в четыре года) и поведенческих установках, направленных на покорение сил природы. При этом важно учитывать, что нелюбая коллективная идеология может быть благом для страны и способствовать достижению экономического процветания. И здесь наглядный пример — Северная Корея. Культурная однородность, как и коллективная идеология, может быть не только ресурсом, но ив случае соответствующего использования, блокировщиком развития. Примечательно при этом мнение известного исландского теорети- ка-институционалиста Т. Эггертсона, отмечавшего, что в долгосрочном периоде для сохранения любого общества существенную роль играет широко распространенное уважение к закону, правам сограждан, государству и власти правителя 1 Appelbaum S. H., Roberts J., Shapiro B. T. (2013). Cultural strategies in M&As: Investigat- ing ten case studies. Journal of Executive Education, 8(1), 3. 2 North D. C. (1981). Structure and change in economic history. New York and London: W. W. Norton & Co. 3 Эггертссон Т. (2001). Экономическое поведение и институты монография. М Акад. нар. хоз-ва: Дело. Влияние культуры на экономику. 147 Лекция Примеры использования культурного разнообразия Существуют также примеры успешного использования культурного разнообразия на микро- и макроуровне. В лекции 3 подробно разбирался пример успеха Кремниевой долины, привлекшей множество мигрантов из Азии, прежде всего из Индии, Китая. Этот успех можно объяснить одновременно и задействованием конкурентных преимуществ высококвалифицированных специалистов из разных стран, и использованием этнических связей в стране происхождения для налаживания торговых потоков, и высоким уровнем человеческого капитала и институтов, который позволял нивелировать потенциальные издержки, вызываемые культурным разнообразием. В исследованиях голландских ученых, занимающихся кросс-куль- турным менеджментом, Г. Хофстеде и Ф. Тромпенаарса показано, что на микроуровне культурная неоднородность топ-менеджмента компании положительно связана и с результативностью, и с конфликтоген- ностью (конфликты негативно влияют на результаты. В частности, культурная неоднородность по показателям индивидуализма и маску- линности положительно связана с результатами, а неоднородность по показателю избегание неопределенности — с конфликтами. Для коллег одного уровня критичными могут быть различия по измерению индивидуализм коллективизм и дистанция власти» 1 Успешный опыт использования культурного разнообразия был реализован Российской империей в XVIII–XIX вв., когда (возможно, во многом интуитивно) использовалась специализация разных этнических групп на разных торговых направлениях (подробнее см. лекцию Этаже возможность использования культурного разнообразия как ресурса ярко проявилась в период после распада Советского Союза и плановой экономики. Уже количественное исследование объемов торговых потоков в разные страны показывает, что наличие в двух странах общих этнических групп (например, в России и Грузии или в России и Казахстане) при прочих равных способствовало увеличению соответствующих торговых потоков. При этом интересно, что положительное влияние этнических связей на объем международной торговли внутри стран бывшего СССР возросло после распада Союза (и разрушения плановой экономики, а после 1995 г. — по мере укрепления рыночных отношений и соответствующих институтов — начало постепенно 1 Hofstede G. (2001). Culture’s consequences: Comparing values, behaviors, institutions and organizations across nations . Sage publications. снижаться. Это еще одно подтверждение тому, что культура имеет особенное значение при слабых или плохо работающих формальных ин- ститутах. Методика использования культуры в прикладных исследованиях Поскольку культура (культурный капитал) могут быть ресурсом экономического развития как на микро-, таки на макроуровне, важный вопрос состоит в том, как можно использовать культуру. На рисунке 8.2 изображена общая схема использования культуры в прикладных исследованиях, составленная на основе более чем десятилетнего опыта Института национальных проектов по реализации проектов, связанных с учетом и использованием социокультурных факторов для повышения эффективности экономических процессов. |