Главная страница
Навигация по странице:

  • Внутренняя политика

  • Влияние рутин

  • Факторы целенаправленного изменения культуры

  • Культурный фокус

  • Е. Н. Никишина московскийгосударственный университет имениМ. В. Ломоносова э коном и чески й факультет bА. А. Аузан, Е. Н. Никишина социокультурная экономика как культура влияет на экономику, а экономика на культуру курс лекций


    Скачать 4.89 Mb.
    НазваниеЕ. Н. Никишина московскийгосударственный университет имениМ. В. Ломоносова э коном и чески й факультет bА. А. Аузан, Е. Н. Никишина социокультурная экономика как культура влияет на экономику, а экономика на культуру курс лекций
    Дата30.07.2022
    Размер4.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаSC_Econ_blok - 6.pdf
    ТипКурс лекций
    #638277
    страница10 из 20
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   20
    Случайные факторы
    Существуют и анекдотичные и парадоксальные примеры влияния, казалось бы, случайных событий на поведенческие установки людей. Водном американском исследовании авторы показали, что погода в День независимости США (4 июля) в детстве человека влияет на его последующие политические установки, склонность ходить на выборы и голосовать за Республиканскую партию в Америке.
    День независимости — национальный праздник в США, чем-то похожий на празднование наших 1 и 9 Мая. Праздник сопровождается народными гуляниями с флагами, на которые дети приходят вместе со своими родителями.
    В США есть две ключевые партии — республиканцы и демократы. Республиканцы в большей степени считают этот праздник своим, чем демократы. Они чаще на него ходят, активнее в нем участвуют, чаще берут на демонстрации детей и т.д.
    Исторические данные метеорологических станций, расположенных в разных точках и городах США, позволяют оценить, был ли 4 июля того или иного года в соответствующем населенном пункте дождь или нет. Авторы предполагают, что в хороший день у человека меньше стимулов
    1
    Giuliano P., Spilimbergo A. (2014). Growing up in a Recession. Review of Economic Stud-
    ies, 81
    (2), 787–817.
    Факторы относительной изменчивости культуры оставаться дома в праздники больше желания выйти на праздничную демонстрацию с флагами.
    Эконометрические расчеты показали чем меньше дождливых Дней независимости приходилось на детство человека (7–10 лет, тем чаще он, достигнув совершеннолетия, ходил на выборы и голосовал за Республиканскую партию. Причем этот эффект выявлен именно для возраста
    7–10 лет. То есть участие в массовых мероприятиях могло способствовать воспитанию патриотических чувств, прививанию республиканских ценностей
    1
    Внутренняя политика
    Фактором изменения ценностей (ив частности, разрушения социального капитала) может быть и внутренняя политика государства. М. Якоби Дж. Тирелл в своей статье сначала графически, а потоми эконометри- чески показали, что существует связь между плотностью сетей Штази в Германии, уровнем социального капитала и уровнем экономической активности/безработицы. В частности, ими было выявлено, что при прочих равных условиях
    1) чем выше плотность сети информаторов Штази в регионе, тем ниже социальный капитал) чем ниже социальный капитал в регионе, тем ниже показатели экономической активности.
    Эти выводы были подтверждены эконометрическими моделями. Желание государства контролировать общественное настроение ведет к разрушению социального капитала и дальнейшему падению экономического роста
    2
    Влияние рутин
    На ценности и установки может влиять также профессия человека. Например, исследование показывает, что экономисты при принятии решений оказываются более индивидуалистичными и расчетливыми. Часто это связывают с профессиональной деформацией, когда человек привыкает работать с моделями, направленными на максимизацию
    1
    Madestam A., Yanagizawa-Drott D. (2011). Shaping the nation: estimating the impact of
    Fourth of July using a natural experiment.
    Photocopy: Harvard University.
    2
    Jacob M., Tyrell M. (2010). The legacy of surveillance: an explanation for social capital erosion
    and the persistent economic disparity between East and West Germany.
    Лекция своей целевой функции, он переносит их на экспериментальное взаимодействие или на реальную жизнь.
    В Бразилии было проведено исследование различий в поведенческих установках рыбаков, живущих на берегу озера и на берегу моря. Казалось бы, и те и другие ловят рыбу водной и той же стране, и их ценности не должны отличаться. Однако это оказалось не так. Выяснилось, что рыбаки, живущие у озера, меньше доверяют другим людям и менее склонны к кооперации.
    Передаточный механизм может быть следующим у рыбаков, ловящих рыбу в море, условия более изменчивые и более рискованные. Соответственно, им необходимо кооперироваться, чтобы преуспеть в этой деятельности, поэтому у них выше развиты нормы доверия и кооперации. Но как проверить, что именно особенности деятельности повлияли на такие установки, а не, например, исходно у моря жили более кооперативные рыбаки Для ответа на этот вопрос У. Гнизи и А. Ляйббрандт дополнительно исследовали еще одну группу людей — жен рыбаков. Как и их мужья, они живут около озера или около моря. Возникает вопрос, отличаются ли их ценности Результаты проверки показали, что сам факт, живет ли жена рыбака у озера или у моря, не влияет на ее уровень доверия и склонность к кооперации. Нона эти показатели влияет то, участвует ли она вместе с мужем в рыбной ловле. То есть подтвердилась гипотеза о влиянии сферы занятости на ценностные установки
    1
    Факторы целенаправленного изменения культуры
    Переходим к факторам целенаправленного изменения культуры. Это прежде всего законодательство и механизмы социализации.
    Законодательство
    Одна из напрашивающихся гипотез о методах целенаправленного изменения культуры связана с законодательными изменениями. Поскольку законодательство — формальный институт со специализированным гарантом, можно ожидать, что изменения законодательства могут привести к изменениям поведения. При этом опыт принятия многими африканскими странами Конституции по модели Конституции
    1
    Gneezy U., Leibbrandt A., List J. A. (2016). Ode to the sea: Workplace organizations and norms of cooperation. The Economic Journal, 126(595), 1856–1883.
    Факторы относительной изменчивости культуры США не означал ни автоматической эффективности формальных институтов в стране, ни изменения ценностей.
    В тоже время есть исследования, демонстрирующие связь между законодательством и ценностями и установками населения. В частности, Дж. Бегль на примере Кодекса Наполеона (Гражданского кодекса, действующего на всей территории Франции) показал связь между его внедрением и распространением норм доверия и кооперации
    1
    При внедрении Кодекса Наполеона на территории Германии сложились условия естественного эксперимента. При расширении империи в каких-то (относительно случайных) регионах устанавливались новые законы, а в каких-то нет. На каких-то территориях Кодекс Наполеона просуществовал менее года, а где-то он прижился.
    Дж. Бегль на данных анализировал, как меняется уровень доверия в регионах в зависимости оттого, сколько времени просуществовал в нем Кодекс Наполеона — год, 10 или большее количество лети обнаружил интересную особенность в тех регионах, где был Кодекс Наполеона, при прочих равных условиях уровень межличностного доверия выше. Как это можно объяснить Кодекс Наполеона обеспечивал, с одной стороны, равенство всех перед судом. С другой стороны, защиту прав собственности и свободу торговли. В обществе, где действуют законы и универсальные правила для всех (и действуют механизмы принуждения к их исполнению, люди понимают правила игры. Это помогает не бояться кооперироваться, стимулирует жить по этим правилами запускает экономические обмены. Человек понимает, что есть специализированный гарант правили что в случае необходимости он может обратиться к нему / в соответствующие инстанции, в суды, которые в соответствии с Кодексом Наполеона накажут того, кто эти правила не соблюдает.
    Получается (и это показывают данные, что за счет понимания человеком того, что есть гарант, обеспечивающий соблюдение правил, формировались нормы доверия и кооперации, которые далее передавались из поколения в поколение.
    Механизмы социализации
    Человек — существо социальное, ион воспринимает ценности и установки в том числе входе процесса социализации.
    Основные механизмы социализации — которые будут рассматриваться подробнее в лекции 9 — это семья, школа, тюрьма, армия.
    1
    Buggle J. C. (2016). Law and social capital: Evidence from the Code Napoleon in Ger- many. European Economic Review, 87, 148–175.
    Лекция Ключевой способ передачи ценностей и установок — через воспитание в семье. Следующий по значимости фактор — это школа, образование в широком смысле. Причем в качестве основополагающего для формирования ценностей обычно рассматривается период ранней взрослости (с 18 до 24 лет, который обычно приходится на обучение в университете. Наконец, еще два важных механизма социализации тюрьма и армия.
    Наряду с перечисленными выше механизмами социализации часто отдельно выделяют роль языкато, как мы говорим и пишем, влияет на ценности и установки) и культурного фокуса. Под культурным фокусом понимается национально-специфический механизм трансляции ценностей (где-то это театр, где-то — литература и т.д.). В зависимости оттого, какой культурный фокус в стране, различаются предпочтительные и эффективные каналы, через которые транслируются и формируются ценности. Если общество не читает литературу, то бессмысленно делать ставку на нее как ключевой способ формирования ценностей, необходимо использовать другой инструмент.
    Образование
    Многим очевидно, что образование влияет на ценности людей. Но как это доказать В 2004–2010 гг. в Китае входе проведения реформы образования сложились условия естественного эксперимента, которые позволили использовать эти данные для определения влияния изменения образования на изменения ценностей и установок
    1
    Реформа проводилась не во всех провинциях одновременно. В ка- ких-то она началась в 2004 г, в каких-то — в 2005 г, 2006 г. и т.д. Входе реформы предполагалось изменение текста школьных учебников по политологии (в частности, в учебниках подчеркивалась важность роли Коммунистической партии Китая в общественной жизни, делался акцент на важности китайской культуры для понимания ее развития, а также важности китайских нерыночных институтов) и соответствующего содержания экзаменов.
    В Китае школьники сдают всекитайский государственный вступительный экзамен гаокао (аналог нашему «ЕГЭ»). Для поступления на гуманитарные специальности наряду с обязательными предметами необходимо сдать гуманитарные предметы (история, география, политология. Соответственно, у сдающих эти экзамены есть веские стимулы
    1
    Cantoni D., Chen, Y., Yang D. Y., Yuchtman N., Zhang Y. J. (2017). Curriculum and ideol- ogy. Journal of Political Economy, 125(2), 338–392.
    Факторы относительной изменчивости культуры разобраться в предмете, хорошо сдать экзамены и благодаря этому попасть в хороший университет.
    С учетом неединовременного проведения реформы гаокао был устроен по-разному для разных провинций. Были провинции, где вариант гаокао» составлялся по старым учебникам, а были и те, где он составлялся по новым учебникам. В любом случае, школьники были заинтересованы в том, чтобы хорошо разобраться в предмете и хорошо его сдать, неважно, по каким учебникам их учили.
    Далее в Пекинском университете студентам давали опросный лист, в котором задавали вопросы про ценности, важность свободного рынка, роль государства, доверие и т.д. Сопоставление результатов студентов из провинций, в которых в разное время проводилась реформа, позволило обнаружить, что в результате реформы содержания учебников школьники могут менять свою позицию относительно демократии, роли государства в экономике, важности свободного рынка (эффект значительно выше аналогичного эффекта от медиа (радио, телевидения и др. Это сильный вывод, который надо иметь ввиду, когда в обществе говорят о культурных изменениях и реформах в сфере образования.
    Культурный фокус
    В разных странах ценности транслируются при помощи разных типов искусств. Где-то это литература, где-то — театр, где-то — архитектура. Один из возможных способов определить культурный фокус страны — определить ее культурную специализацию, тете типы искусства, на которые предъявляют спрос жители других стран.
    Если говорить о России, то обычно Россию называют литературо- центричной страной (трансляция ценностей осуществляется через литературу. Для Великобритании это может быть театр, для Италии — музыка или архитектура и др.
    Архитектура
    В древние времена и эпоху низкой грамотности населения особенное значение имели архитектура и живопись. Архитектурные детали небыли случайностью, они несли определенный смысл, понятный современникам, ноне всегда понятный нам При этом современные лингвисты отмечают наметившийся сдвиг от литературо- центричности к медиацентричности.
    Лекция Например, определенные смыслы несли разные ордеры классической архитектуры (дорический (самый простой, ионический (с волю- тами), коринфский (с листьями аканфа)). Дорический традиционно ассоциировался со Спартой, ионический — с Афинами, коринфский — с городом Коринф (важным центром торговли, аккумулировавшим торговые потоки. Соответственно, дорический стиль транслировал ценности Спарты — простота и лаконичность ионический — уравновешенность коринфский — роскошь и богатство.
    Второй пример — архитектура Санкт-Петербурга. Анализ, проведенный нами в исследовании по Большой Москве, показал, что есть связь между архитектурными стилями и транслируемыми ценностями Елизаветинское барокко (например, Смольный собор) демонстрирует одновременно важность роскоши и могущество империи (Веселая царица была Елисавет, поет и веселится, порядка только нет Петровское барокко (например, Кунсткамера) подчеркивает одновременно и красоту, и простоту, и сдержанность без вычурности Екатерининский классицизм (например, Академия художеств) отражает упорядоченность, простоту и величие.
    Третий пример — специфика заборов. Заборы — прекрасное отражение уровня социального капитала в обществе. В нескольких километрах от Москвы вы увидите высокие и глухие, говорящие Не подходи ко мне, не заглядывай в мое личное пространство. Я с тобой не хочу никакого дела иметь (низкий социальный капитал, или даже заборы вокруг нескольких участков (бондинговый социальный капитал. При этом если выбудете вспоминать российскую глубинку, другие страны, вы вспомните и низкие, и полупрозрачные заборы (бриджинговый социальный капитал. То есть через специфику организации общественных пространств также могут транслироваться определенные ценности.
    Литература
    Кроме уже обсуждавшегося примера с романом Г. Бичер-Стоу Хижина дяди Тома существуют и другие примеры влияния отдельных книг на ценности людей.
    Один из известных примеров — книга И. Гете Страдания юного Вертера» (по этой книге есть опера Ж. Массне «Вертер»). Для тех, кто не читали не слушал оперу, очень краткий пересказ герой долго- долго страдает ив конце концов убивает себя. Примечательно, что после появления книги Гете по Европе прокатилась волна самоубийств.
    Факторы относительной изменчивости культуры В настоящее время даже существует термин эффект Вертера», обозначающий массовую волну самоубийств, которые совершаются после самоубийства, широко освещенного в СМИ. Широко растиражированный пример может запустить цепочку подражательного поведения.
    Аналогом книги И. Гете для России стала Бедная Лиза НМ. Ка- рамзина. После выхода Бедной Лизы сочетание «Лизонькин пруд стало нарицательными известно много случаев, когда девушки-дво- рянки кончали жизнь самоубийством по примеру Лизы в пруду (в силу действия такого же эффекта Вертера»).
    Наконец, еще один важный для России пример — Записки охотника и повесть «Муму» И. С. Тургенева. Последовательное появление Мертвых душ Н. В. Гоголя в 1842 г, повестей Деревня и «Антон-
    Горемыка» Д. В. Григоровича в 1846 и 1847 гг., а затем и Записок охотника и «Муму» изменили отношение просвещенной части общества к крепостному праву. Считается, что Записки охотника (1847–1851) и
    «Муму» (1852) повлияли на Александра II и укрепили его в необходимости отмены крепостного права. Воспитанный поэтом-сентиментали- стом В. А. Жуковским, он также был достаточно сентиментальным — на него могли произвести сильное эмоциональное впечатление и книга, и театр, и публичное наказание. По воспоминаниям современников, Александр II просил передать И. С. Тургеневу, что Записки охотника сыграли большую роль в его решении освободить крестьян
    1
    ***
    В заключение этой лекции важно отметить, что не следует считать культуру чем-то неизменным. Существует много факторов, которые влияют на культуру и ее изменчивость.
    Культура может изменяться вследствие действия спонтанных
    факторов(исторические, геополитические, макроэкономические шоки, конкуренция рутин и др целенаправленных факторов (изменения в законодательстве, воздействие через механизмы социализации и др.).
    Разные ценности и поведенческие установки в разной степени инертны и подвержены изменениям.
    В тоже время ключевой период в формировании ценностей и поведенческих установок — с 18 до 25 лет. Это определяет особенное значение этого периода, приходящегося на время обучения в университете, на формирование ценностей и поведенческих установок Кони А. Ф. (1989). Воспоминания описателях М Правда
    ЛЕКЦИЯ ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ЭКОНОМИКУ ПРОБЛЕМА КОЛЕИ
    На этой лекции я буду говорить об одной из главных проблем, которая, с моей точки зрения, существует в мире, ноне буду говорить о ее решении. Поэтому если вам понадобится противоядие к этому мрачному сообщению, которое будет не только декларироваться, но и доказываться, обращайтесь к следующей лекции, я надеюсь, вы его получите. В е гг. я задумался над тем, чтобы написать работу под названием Парадокс российской бедности. Почему страна не показывает или, скажем мягко, редко показывает какие-то блестящие результаты Считайте, что 20 летя над этим размышляю — оказалось, что эта проблема коренная — она разрабатывалась как в философии, таки в экономике. В экономической теории честь формулировки этой проблемы в современной постановке принадлежит Дугласу Норту
    1
    , который тогда же, в е гг., получил Нобелевскую премию. У братьев Стругацких в книге Понедельник начинается в субботу есть момент, когда два героя книги — Привалов и Хунта — сидят и пытаются с электронно-вычислительной машиной решить задачу, и к ним подходит третий — Федор Симеонович Кривин.
    «— Голубчики, — сказал Федор Симеонович озабоченно, разобравшись в почерках. — Это же проблема Бен Бецалеля. Калиостро же доказал, что она не имеет решения Мысами знаем, что она не имеет решения, — сказал Хунта, немедленно ощетиниваясь. — Мы хотим знать, как ее решать Как-то странно ты рассуждаешь, Кристо… Как же искать решение, когда его нет Бессмыслица какая-то…
    — Извини, Теодор, но это ты очень странно рассуждаешь. Бессмыслица — искать решение, если оно итак есть. Речь идет о том, как поступать с задачей, которая решения не имеет. Это глубоко принципиальный вопрос…»
    Цит. по Аркадий и Борис Стругацкие Понедельник начинается в субботу.
    1
    North D. C. (1990). Institutions, institutional change and economic performance. Cambridge university press.
    Влияние культуры на экономику проблема колеи Этот ответ Бессмыслица — искать решение, если оно итак есть. Речь идет о том, как поступать с задачей, которая решения не имеет прозвучал для меня чрезвычайно важно. 20 летя бьюсь над задачей, которая, очень может быть, не имеет решения.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   20


    написать администратору сайта