Главная страница
Навигация по странице:

  • А. А. Аузан , доктор экономических наук, профессор (лекции 1, 6, 7, 9, 10); Е. Н. Никишина , кандидат экономических наук (лекции 2–5, Ре цензе н т:В. С. Автономов

  • Е. Н. Никишина московскийгосударственный университет имениМ. В. Ломоносова э коном и чески й факультет bА. А. Аузан, Е. Н. Никишина социокультурная экономика как культура влияет на экономику, а экономика на культуру курс лекций


    Скачать 4.89 Mb.
    НазваниеЕ. Н. Никишина московскийгосударственный университет имениМ. В. Ломоносова э коном и чески й факультет bА. А. Аузан, Е. Н. Никишина социокультурная экономика как культура влияет на экономику, а экономика на культуру курс лекций
    Дата30.07.2022
    Размер4.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаSC_Econ_blok - 6.pdf
    ТипКурс лекций
    #638277
    страница1 из 20
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
    КУРС ЛЕКЦИЙ
    Социокультурная экономика как культура влияет на экономику, а экономика — на культуру
    А. А. Аузан Е. Н. Никишина

    МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    имениМ.В. ЛОМОНОСОВА
    Э коном и чески й факультет bА. А. Аузан, Е. Н. Никишина СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЭКОНОМИКА КАК КУЛЬТУРА ВЛИЯЕТ НА ЭКОНОМИКУ, А ЭКОНОМИКА — НА КУЛЬТУРУ

    Курс лекций
    Москва
    2021

    Аузан А. А.
    Социокультурная экономика как культура влияет на экономику, а экономика — на культуру курс лекций / А. А. Аузан, Е. Н. Ни- кишина. — М Экономический факультет МГУ имени МВ. Ломоносова с Почему Россия за ХХ в. произвела спутник, космический корабль, гидротурбину и атомную станцию, ноне смогла сделать конкурентоспособный телевизор, холодильник, автомобиль и персональный компьютер?
    На экономику воздействуют не только технологии, наличие или отсутствие ресурсов, но и культура — ценности и поведенческие установки, которыми руководствуются люди в стране. За последние десятилетия экономисты научились не только измерять культуру, оценивать ее влияние на экономические процессы, но и использовать ее специфику как на уровне страны, таки на уровне компаний.
    Из сборника лекций к курсу Социокультурная экономика вы узнаете, что понимают в экономике под культурой, как ее измеряют и используют, а также как культура может влиять на экономику, а экономика — на культуру.
    Курс лекций предназначен для студентов, изучающих социокультурную экономику. Пособие также может использоваться в качестве дополнительных материалов на курсе Институциональная экономика 978-5-906932-74-7

    © Экономический факультет МГУ имени МВ. Ломоносова, 2021
    УДК 330.341
    ББК 65.011
    А93
    А93
    А в тор ы:
    А. А. Аузан
    , доктор экономических наук, профессор (лекции 1, 6, 7, 9, 10); Е. Н. Никишина

    , кандидат экономических наук (лекции 2–5, Ре цензе н т:
    В. С. Автономов
    , заслуженный профессор НИУ ВШЭ, член-корреспон- дент РАНО ГЛАВ ЛЕНИ Е
    ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ЛЕКЦИЯ Введение в социокультурную экономику. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ЛЕКЦИЯ Измерение культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ЛЕКЦИЯ Культурное разнообразие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ЛЕКЦИЯ Факторы относительной стабильности культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ЛЕКЦИЯ Факторы относительной изменчивости культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ЛЕКЦИЯ Влияние культуры на экономику проблема колеи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ЛЕКЦИЯ Можно ли выйти из колеи, детерминированной культурой . . . . . . . . . . . . . . ЛЕКЦИЯ Влияние культуры на экономику возможности использования конкурентных преимуществ, обусловленных культурой. . . . . . . . . . . . . . . . . . ЛЕКЦИЯ Целенаправленное изменение культуры проектирование промежуточных институтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ЛЕКЦИЯ 10 Целенаправленное изменение культуры институты социализации . . . . . . . . 175
    ПРЕДИСЛОВИЕ С самого начала существования экономической науки она основывалась на упрощенной модели человека, стремящегося только к богатству. К этому существу относятся все выводы классической политической экономии А. Смита, Д. Рикардо, Дж. С. Милля и других. Конечно, реальный человек намного сложнее и противоречивее, но про него науки не создашь и никаких выводов не сделаешь. Эту методологическую проблему замечательно описал Джон Стюарт Милль
    1
    . Критики упрощенного подхода классиков, принадлежащие к исторической школе, указывали на другие грани человеческой личности, их связь с историей, географией, религией, но систематизации этих знаний у них не получалось. Дилемма строгость или реалистичность благополучно дожила до наших дней. Нов последние десятилетия у нас появились способы измерить неизмеримое и включить недоступные ранее факторы в экономический анализ. Об этих способах и полученных сих помощью результатах пойдет речь в этом курсе лекций. Он посвящен актуальному кругу проблем, связанных с влиянием культуры на экономику. Проблемы эти обсуждаются во всем мире, нов России они особенно злободневны. Вспомним дискуссию о развитии капитализма в России в последние десятилетия XIX в. и, конечно, споры о том, насколько российский человек годится для рыночной экономики, и наоборот. Влияние культуры претендует на то, чтобы объяснить многое в постсоветской эволюции экономики и общества. Авторы курса, подготовленного впервые в нашей стране, — ведущие российские специалисты по социокультурной экономике. Курс построен не только на хорошем знании мирового и российского опыта, но и, что особенно ценно, на результатах многочисленных исследований, предпринятых самими авторами и их коллегами. В курсе охвачены многие основные темы, обсуждаемые в области социокультурной экономики, причем сделано это последовательно и логично, подчеркиваются связи между главами. Привлекает широкая эрудиция авторов, откровенное обсуждение острых проблем, живой и
    1
    Милль Дж. С. (2012). Об определении предмета политической экономии и о методе исследования, свойственном ей. Философия экономики Антология / под ред. Д. Хаусмана. М Издательство Института Гайдара. 55–76.

    6
    Предисловие увлекательный стиль. Берусь предсказать, что курс лекций А. А. Аузана и Е. Н. Никишиной заинтересует не только студентов экономических и других обществоведческих специальностей, но и более широкий круг читателей. Я смело могу рекомендовать его для применения в качестве основного пособия для спецкурсов, в том числе рассчитанных на посещение студентами разных факультетов.
    Заслуженный профессор НИУ ВШЭ,
    член-корреспондент РАН В. С. Автономов
    ЛЕКЦИЯ ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ
    ЭКОНОМИКУ
    Это вводная лекция, в которой я постараюсь изложить основные идеи и гипотезы социокультурной экономики, которые дальше будут доказываться. Это будет нечто вроде предисловия к книжке. Многие идеи, конечно, здесь останутся спорными, потому что если бы все можно было изложить в предисловии еще и с доказательствами, то надо было бы писать не предисловие, а маленькую статью. В девяти следующих лекциях обосновывается то, что в этой лекции будет изложено кратко. Социокультурная экономика — это настоящая тема именно для межфакультетского курса, потому что в этой предметной области, в подходах, которые здесь существуют, могут быть самые разнообразные методологии. В 2016 г. на экономическом факультете МГУ АС. Кончаловским, Ш. Вебером, С. А. Капковым, В. В. Ивановым и мной был прочитан межфакультетский курс Культурный код нации социально-экономическое значение»,цель которого была в том, чтобы показать студентам с разных факультетов многообразие подходов к изучению роли культуры. Предлагаемый вашему вниманию межфакультетский курс Социокультурная экономика читается на экономическом факультете МГУ с 2018 г. Он основан не только на результатах российских и международных исследований, но и на результатах нашей работы по теме в течение более десяти лет, в том числе совместно с коллегами с экономического факультета МГУ и из Института национальных проектов 1 Среди российских исследований – работы Ю. В. и Н. В. Латовых, НМ. Лебедевой, Р. Ш. Меняшева, ЛИ. Полищука, В. М. Полтеровича, В. Л. Тамбовцева, АН. Татарко, Е. Г. Ясина и др. Среди зарубежных исследований – работы А. Алезина, C. Бегельсдейка, П. Гизо, П. Джулиано, П. Зингалес, Р. Мэйзленд, Л. Сапиенца и др.
    2 И здесь мы бы хотели отдельно поблагодарить наших коллег Александру Ставин- скую и Надежду Припузову, принимавших участие в разработке отдельных материалов к курсу Асию Бахтигараеву, Виктора Брызгалина, Владислава Вороненко, Наталью Звере- ву, Антона Золотова, Владимира Иванова, Карину Ионкину, Сергея Трухачева, Шломо Вебера за совместную работу Владимира Сергеевича Автономова, Николая Алексеевича
    Никишина и анонимных рецензентов за содержательные комментарии и замечания, наших студентов и близких – за интерес к теме
    Лекция Весь курс Социокультурной экономики можно изложить с помощью пяти тезисов, которые отвечают на вопрос, почему существует новая область науки и почему этим нужно продолжать заниматься. Существуют экономические явления, которые не удается объяснить другими факторами, кроме культурных. Сточки зрения теории неформальных институтов культура — это ценности и поведенческие установки, разделяемые определенным сообществом и медленно меняющиеся во времени.
    3. Культура влияет на экономическое развитие, ноне детерминирует его. Воздействие культуры устойчиво во времени, но связано с другими факторами.
    4. Культура может тормозить или стимулировать экономическое развитие через структуру и уровень трансакционных издержек. Возникновение прироста вследствие снижения трансакционных издержек позволяет трактовать совокупность социокультурных факторов как социальный и культурный капиталы.
    5. Использование влияния культуры на экономику возможно также и через изменение структуры социального и культурного капитала посредством прежде всего образования. Зачем нужны эти тезисы Каждый из вас на какой-то фазе своего творческого развития может сказать А я открыл новую науку. Приятно быть основателем непросто нового направления в известной науке, а новой научной области Во-первых, ты сам себе специалист. К тебе все приходят поэтому вопросу советоваться, а ты хранишь это сакральное знание, говоришь Ты будешь кандидатом, ты будешь доктором наук — будем вместе работать. Но этому естественному человеческому (я бы сказал, не вполне честному) желанию наука должна противостоять. Поэтому, если вы хотите утверждать, что новая научная область сформировалась и что она нужна, вам нужно ответить на несколько вопросов. Первый вопрос нужна ли новая научная область Философы не дадут солгать, что есть такое положение, как бритва Оккама». Уильям Оккам утверждал, что не надо умножать число сущностей сверх необходимого. Если вы можете объяснить мир уже имеющимися
    1
    Аузан А, Бахтигараева А, Золотов А, Никишина Е, Ставинская А. (2016). Социокультурная экономика. Доклад на XVII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 19–22 апреля Аузан А. А,
    Бахтигараева АИ, Брызгалин В. А, Золотов А. В, Никишина Е. Н, Припузова НА,
    Ставинская А. А. (2020). Социокультурные факторы в экономике пройденные рубежи и актуальная повестка. Вопросы экономики, (7)
    , 75–91.
    Введение в социокультурную экономику
    9
    сущностями и категориями — делайте это. Каждый из нас может придумать слово (кстати, в работах начинающих исследователей часто можно встретить желание придумать новое слово и тем самым сказать нечто новое в науке. Но это свое слово должно иметь право гражданства. Какое право гражданства Если мы найдем такие явления, которые нельзя объяснить без новых категорий, — наверное, тогда это новая область. Дальше надо объяснить, эта новая область — область чего Она имеет отношение к тому, откуда пришли первооткрыватели Или это просто случайное совпадение Может, это область культурологии Или философии Если мы не состыкуем эту terra incognita с известными нам материками, будет очень трудно применить опыт, методологию, наработки, которые позволят нам понять что-то и построить нечто толковое. Поэтому нам нужно связать ее с существующими науками в томили ином варианте — это способ транспортировки научного опыта в новую область. Дальше очень трудный вопрос какова роль этого понятия В том случае, если вы преувеличили значение открытия, происходит его вульгаризация, искажение смыслов. Поэтому принципиальный вопрос (третий, который здесь надо себе поставить) состоит в том культура (а нас интересует именно отношение культуры к экономике и другим областям
    )
    детерминирует то, что происходит Тогда да, это ключ ко всему сущему, это новая философия. Или это один из факторов, который мы до этого не заметили и забыли вписать в экономические формулы Это разные позиции
    Следующий вопрос в какой степени этот фактор воздействует на другие явления Это предмет четвертого тезиса. Если выговорите, что культура влияет на экономические процессы, то как устроен этот механизм И, наконец, последний вопрос что можно, исходя из этого, сделать Можно ли менять, например, саму культуру таким образом, чтобы получать экономические эффекты Или это только внешняя рамка, с которой мы должны считаться и склонить голову?
    Обращаю ваше внимание, что за последние 20 лет было много случаев, когда применение экономических методов исследования вправе, политике, истории давало настолько значимые результаты, что их отмечали Нобелевской премией. Правда, были и обратные случаи. Например, образование поведенческой экономики — это приход психологов в экономику, а не экономистов в психологию. Для классической науки (c XVII до конца XIX в. и начала XX в) было характерно то, что гармонизация расходящихся областей науки
    Лекция происходила в голове ученого. Если ученый и не двигал все науки, как И. Ньютон или МВ. Ломоносов, то он по крайней мере понимал их. Позднее эта связка между различными областями знания начала нару- шаться.
    Обратите внимание, что экономическая теория чрезвычайно долго пользовалась предпосылками о рациональном поведении человека, которые соответствуют уровню знаний до появления аналитической психологии. То есть отставание в предпосылках у экономистов (я беру именно нас, экономистов, чтобы никого не обижать) было больше столетия. То есть З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма не было для экономистов в XX в Отставание, оказалось, преодолели только в конце XX в. Я вас уверяю, что подобные же явления есть ив других науках, когда применяются, например, постулаты экономической теории. Коллеги применяют нередко то, что опровергнуто даже не в прошлом, а в позапрошлом веке. И происходит это из-за того, что науки стали расходящимися знаниями, поскольку основаны на принципе разделения труда. Яне знаю, какая форма познания восторжествует после. Мы, к сожалению, живем в период кризиса формы познания. Междисциплинарная кооперация дает надежду на то, что мы будем воспроизводить более или менее достоверную картину мира. Теперь я все-таки вернусь к содержанию курса и постараюсь не столько доказать, сколько проиллюстрировать эти пять тезисов, показывая основания нового научного направления. По-английски оно называется, нов русском, если выскажете культурная экономика, то можно предположить, что есть еще некультурная экономика. Мы не это имели ввиду, не положительную коннотацию, поэтому договорились употреблять термин социокультурная экономика. Главное, что лежит в основе этой конструкции, — утверждение Культура имеет значение. Теперь позвольте перейти к последовательному изложению. Тезис 1. Существуют экономические явления, которые не удается объяснить другими факторами, кроме культурных. Перед вами список, который производит очень противоречивое впечатление. Это список Нобелевских лауреатов и новаторов из России и СССР. Красным отмечены те, кто покинул Россию.
    1
    Harrison L. E., Huntington S. P. (2000). Culture matters: How values shape human progress.
    New York: Basic books.
    Введение в социокультурную экономику Алексей Абрикосов, Жорес Алферов, Николай Басов, Иосиф Бродский, Иван Бунин, Андрей Гейм,
    Виталий Гинзбург, Михаил Горбачев, Леонид
    Канторович, Петр Капица,
    Саймон
    Кузнец, Лев Ландау,
    Василий
    Леонтьев,
    Илья
    Мечников
    , Константин Новоселов Иван Павлов, Борис Пастернак, Илья Пригожин
    , Александр Прохоров, Андрей Сахаров, Николай Семенов,
    Александр
    Солженицын,
    Игорь Тамм, Илья Франк, Павел Черенков, Михаил
    Шолохов
    Почему я беру это как точку отсчета Это крупномасштабный вопрос. Трудно осуждать людей, которые покинули страну, потому что в определенный исторический период выбор стоял между жизнью и смертью. Достаточно вспомнить знаменитую историю о Питириме Со- рокине, который уехал из России и основал первый в мире социологический факультет в Гарвардском университете, и Николае Кондратьеве, знаменитом экономисте. Они подружились в церковно-учительской семинарии в селе Хреново в Костромской губернии. И когда П. Соро- кин уехала Н. Кондратьев остался, то ему П. Сорокин писал Я тебе устрою выезд из страны, спасайся, беги. Н. Кондратьевне успел этого сделать, долго не соглашался, потом в конце концов погиб. Поэтому, когда теперь говорят, что теория больших волн Н. Кондратьева недо- строена, не доказана, я отвечаю Нечего превращать больших ученых в лагерную пыль — тогда вы получите доказательства. Во второй половине XX в. этот выбор звучал по-другому. Есть два знаковых высказывания двух очень известных в России литераторов. Виктор Некрасов, автор знаменитой повести В окопах Сталинграда, увидев поперек Крещатика в Киеве лозунг Поднимем еще выше роль женщины в социалистическом сельском хозяйстве, сказал Лучше умереть от тоски по Родине, чем от ненависти к ней, — и уехал. А Владимир Высоцкий произнес знаменитую фразу противоположного содержания Не волнуйтесь — я не уехали не надейтесь — я не уеду. Могу сказать, что я живу в этом смысле по формуле Высоцкого. Если говорить об экономике, а не политических условиях, то вопрос должен звучать так почему многие таланты не находят применения у нас в стране, а прорастают экономическим эффектом заграницей Как говорил один из моих замечательных учителей, академик Револьд Михайлович Энтов, экономический эффект, который получил Запад благодаря изобретению телевидения нашим соотечественником Владимиром
    Зворыкиным, равен примерно 20 годовым ВВП нынешней Российской Федерации. Идеи Владимира Зворыкина принесли миру, прежде всего развитым странам, такой огромный эффектно не здесь, а там
    Лекция Нобелевский лауреат Жорес Иванович Алферов своими разработками открыл путь телекоммуникациям как гораздо более крупному явлению, чем телевидение, но эффект этого открытия тоже реализован в США, Китае и Корее и лишь в малой степени — у нас. А что удается сделать у нас Почему у нас в каких-то отраслях все удается до такой степени, что мы мировые лидеры (например, в производстве ядерных реакторов, а в каких-то (например, в автопроме
    2
    ) — отнюдь не так?
    Обратите внимание, что различие этих отраслей характерно, потому что во втором случае мы имеем дело со сферой массового производства с жесткими стандартами, с необходимостью соблюдения 142 пунктов инструкций и пр. А в первом случае – как правило, со штучными, уникальными, малосерийными разработками, небольшими сериями. Вообще говоря, еще писатель Николай Лесков это все описал. Вспомните — Левша блоху-то, конечно, подковал. Но блоха танцевать перестала, а массовое производство механических блох все равно осталось в Англии. То есть эффект Левши состоит в том, что по некоторым причинам (о которых мы будем говорить) существует такой социокультурный профиль нации, который облегчает создание одних результатов и затрудняет создание других. И для нас это чрезвычайно важное знание. Наши конкурентные преимущества сейчас лежат не в той экономике, которую мы создали, уж тем более не в тех институтах, правилах, которые работают в этой экономике, а в том человеческом потенциале, который имеет свою специфику, свои достоинства и недостатки. В социологическом опросе, который мы организовали в 2011 г для выявления особенностей российских инноваторов, один американский менеджер сказал ключевую фразу Если вам нужна одна уникальная вещь, закажите ее у русских. Если вам нужно 10 одинаковых вещей, закажите их где угодно, только не у русских. Это очень короткая менед- жерская формулировка того, что мы наблюдаем в особенностях оттока человеческого капитала, когда идеи формируются здесь, а массовое воплощение они получают здесь, только когда это специфическая область. И то, что мы видим по отраслевой структуре, теперь мы это увидели по
    1 Поданным Поданным Поданным Всемирного банка, Россия в 2019 г. по показателю ВВП надушу населения находилась примерно на й строчке, по индексу верховенства закона — за й строчкой, по качеству регулирования — за й строчкой, по индексу человеческого капитала в 2020 г. — на й строчке
    Аузан А, Архангельский А, Лунгин П, Найшуль В. и др. (2011). Культурные факторы модернизации. М, СПб.
    Введение в социокультурную экономику группам наших собственных умников, которые работают в инновационных секторах трех совершенно разных стран. Откуда это идет Есть поговорка про то, что у нас инструкцию к телевизору читают после того, как телевизор сломался. У нас действительно особенности образования, воспитания связаны стем, что человек очень неохотно совершает набор действий, который ему прописан в положениях. Наша с вами страна зав. создала атомную бомбу, спутник, космический корабль, атомную станцию, гидротурбину — и не смогла создать конкурентоспособный легковой автомобиль, телевизор, персональный компьютер. Это факты, которые экономисты обычно объясняют в каждом случае разными причинами. Но культурный фактор позволяет объяснить их все одновременно.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта