Е. Н. Никишина московскийгосударственный университет имениМ. В. Ломоносова э коном и чески й факультет bА. А. Аузан, Е. Н. Никишина социокультурная экономика как культура влияет на экономику, а экономика на культуру курс лекций
Скачать 4.89 Mb.
|
Факторы стабильности культуры в России Теперь рассмотрим, как могут работать факторы стабильности культуры на примере России. Снова начнем с языка. Грамматика В русском языке есть возможность опустить личные местоимения и это может быть связано как со сравнительно низкой важностью прав человека, таки с большим коллективизмом. В соответствии 1 Alesina A., Giuliano P., Nunn N. (2013). On the origins of gender roles: Women and the plough. The Quarterly Journal of Economics, 128(2), 469–530. Факторы относительной стабильности культуры с классификацией из исследования М. Чена 1 для русского языка характерно сильное грамматическое различие между настоящими будущим временем. Это означает, что мы можем испытывать дополнительные психологические сложности, связанные с действиями, которые принесут отсроченный результат (сложнее регулярно заниматься своим здоровьем, сложнее заниматься раздельным сбором мусора и т.д.). Отдельные местоимения для второго лица — ты, вы и отдельное выделение Вы с большой буквы для особенных случаев — проявление высокой дистанции власти. Наконец, если вы возьмете справочник по орфографии и пунктуации замечательного лингвиста Д. И. Розенталя, вы увидите, что правила часто формулируются достаточно кратко, но затем следует иногда несколько страниц исключений или особых случаев. В пунктуации в одних случаях вводные конструкции выделяются, а в других случаях – нет (вы, возможно, удивитесь, но слово например не всегда требует выделения запятыми. Обилие исключений свидетельствует о том, что язык живой и что он продолжает формироваться. Вместе стем обилие исключений создает сложности даже для носителя языка. В результате может возникать пренебрежение к правилам, причем необязательно только к языковым. Лексика При изучении культурных особенностей лингвисты советуют обращать внимание на сложно переводимые слова. Об этом подробно пишет Анна Зализняк 2 Одни из таких — обращения мой родной, родненький и т.д., которые могут использоваться по отношению к людям, которые необязательно являются родственниками в прямом смысле. Эта особенность может быть связана с коллективизмом, желанием включить человека в свой круг людей. Другая сложность для иностранцев (ноне для нас) — в разграничении слов справедливость и законность. Для русского человека справедливость важнее законности. Законы бывают разными, но важно, чтобы решение было справедливым. Интересно при этом, что законность обычно связывают с разумом, рациональностью, а справедливость в русском языке ассоциируется с сердцем. Неслучайно мы говорим о чувстве справедливости Chen M. K. (2013). The effect of language on economic behavior: Evidence from savings rates, health behaviors, and retirement assets. American Economic Review, 103(2), 690–731; Rob- erts S. G., Winters J., Chen K. (2015). Future tense and economic decisions: controlling for cul- tural evolution. PloS one, 10(7), e0132145. 2 Зализняк А. А, Левонтина И. Б, Шмелев АД. Ключевые идеи русской языковой картины мира (pp. 64–174). Языки славянской культуры Лекция Теперь давайте поговорим о глаголах. Для русского языка характерно использование таких форм, как получилось или не удалось, собираюсь, постараюсь. Во всех этих формах человек снимает с себя ответственность за результат — причем неважно, какой он, хороший или плохой (сравните Я написала) курсовую работу и У меня получилось написать курсовую работу. Еще интереснее со словами постараюсь и собираюсь. Представим себе, что ваш однокурсник попросил вас уточнить у преподавателя требования к эссе. И на это вы ему говорите, что постараетесь поговорить. Что в данном случае значит постараться Значит ли это, что для этого требуются дополнительные усилия Едва ли. В русском языке за словом постараюсь стоит то, что человеку нужно собрать свои силы, настроиться и решиться на какой-то важный поступок. И эта особенность, как считают многие лингвисты, связана с пространством у нас большие пространства, поэтому для нас свойственно растекаться вдаль и вширь, нам бывает сложно собрать свои силы, сконцентрироваться и, наконец, сделать решительный шаг. Причем интересно, что в нашем языке сохранилась другая особенность, которая позволяет нам ее преодолеть. Часто люди говорят Я пошел и заодно, Поехал в университет и заодно зашел в магазин. Когда делаешь что-то заодно, то собираться и стараться специально не надо, вы можете совместить усилия и достичь необходимых результатов. Другой пример — слово лень. В русском языке очень много однокоренных слов лень, ленивый, ленивец и т.д. В английском и других языках такого обилия этих слов нет. Еще интереснее то, что если выбудете перебирать в памяти русскую литературу, то вспомните, что в русском языке слова лень, ленивец не всегда носят негативную коннотацию. Часто это что-то мечтательное и приятное (см, например, стихи К. Батюшкова 2 и А. Пушкина. Еще пример — Обломов, один из самых колоритных и ленивых персонажей русской литературы. Но по тексту и не скажешь, кому больше симпатизирует автор — деловому Штольцу или ленивцу Обломову. Такое благодушное отношение к лени может проявляться, например, в сложности доведения дела до конца низкой маскулинности). Еще один возможный фактор феминности — любовь к уменьшитель- но-ласкательным суффиксам, особенно распространенным в разговорной речи и обращениях. Это использование уменьшительно-ласкательных 1 Зализняк А. А, Левонтина И. Б, Шмелев АД. Ключевые идеи русской языковой картины мира (pp. 64–174). Языки славянской культуры См, например, у КН. Батюшкова в стихотворении Мои пенаты Беспечные счастливцы, философы-ленивцы…» или у АС. Пушкина К Батюшкову»: Парнасский счастливый ленивец, харит изнеженный любимец Факторы относительной стабильности культуры слов (которое очень бросается в глаза, если вы услышите речь иностранца, который прекрасно владеет русским языком, но говорит с небольшим акцентом) может быть отражением стремления сделать окружающий мир более дружелюбным, пусть и через язык. Пословицы (паремиология) Еще один интересный способ изучения особенностей разных культур изучение фольклора. У филологов есть отдельный раздел науки, посвященный изучению пословиц, поговорок и т.д., называемый па- ремиологией. Анализ содержания пословиц, частоты употребления тех или иных слов может многое сказать о культуре сравниваемых стран 1 В своем филологическом исследовании ПЛ. Коробка сравнивал пословицы в русском и английском языках. Анализ показал, что ван- глийском языке можно чаще встретить пословицы о положительных свойствах эгоизма (соответствие индивидуалистической культуре. В тоже время на тему безответственности на одну пословицу на английском языке («Too many cooks spoil the broth») приходятся 12 на русском языке (Моя хата с краю — ничего не знаю Наше дело — сторона За что купил, зато и продаю и т.д.). Это может проявляться в том числе в более высоком патернализме, склонности не брать на себя ответственность за происходящее. Причем интересно, что если говорить о русских пословицах и поговорках, тов них воспроизводится менталитет прежде всего крестьянский. В то время как в английских пословицах и поговорках часто воспроизводится менталитет не только крестьян, но и деловых людей. Возможно, это тоже влияет на то, как мы воспринимаем отношение к работе, к деньгами т.д. Географическое положение Один из самых известных философов, писавших о роли пространства в культуре России, — это Николай Бердяев. В книге Судьба России в статье О власти пространств над русской душой он рассуждает о гнетущем эффекте пространств. Огромные русские 1 Тер-Минасова С. Г. (2000). Межкультурная коммуникация М Слово, 76. 2 Коробка ПЛ. Идиоматическая фразеология как лингводидактическая проблема Канд. дисс. МГУ, факультет иностранных языков. М, 147. 3 Бердяев НА. О власти пространств над русской душой. Судьба России URL: http://www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1918_15_06.html Лекция пространства не способствовали выработке в человеке самодисциплины и самодеятельности — он расплывался в пространстве. Как писал Н. Бердяев, русская душа ушиблена ширью. Это проявляется в русской лени, беспечности, недостатке инициативы, слаборазвитом чувстве ответственности. В тоже время, по мнению Н. Бердяева, пространства дают определенную энергию российскому народу, позволяют ему двигаться вдаль, вширь, осваивать пространство, толкают навстречу экстенсивному развитию. И если вспоминать русскую историю, то и освоение Севера, и освоение космоса могут быть культурным следствием власти пространств над русским человеком. О другом важном факторе пишет Василий Осипович Ключевский 1 По его мнению, важная особенность России — это ее речная система, которая пронизывает пространство Среднерусской равнины. Это, с одной стороны, позволяло людям из разных племен общаться между собой, завязывать торговые отношения. С другой стороны, препятствовало обособлению, развивая привычку картельной (совместной) деятельности. Особенности ведения сельского хозяйства Одно из важнейших исследований влияния климата и сельского хозяйства на русскую культуру — книга историка Леонида Васильевича Милова Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса» 2 В своей книге Л. В. Милов показывает, что различия в климате в России ив Западной Европе повлияли на различия введении сельского хозяйства, что, в свою очередь, имело и культурные последствия. В численном выражении это значило следующее. Рабочий сезон в Западной Европе длится примерно десять месяцев, в то время как в средней полосе России — около пяти месяцев. При этом ив Западной Европе, ив России крестьянину нужно выполнить близкий объем работ вспахать поле, засеять его, обработать всходы, сжать то, что выросло. И при этом формально времени на выполнение этих работ в Западной Европе в два раза больше, чем в России. По расчетам Л. В. Милова, в Северной Франции крестьянин располагал порядка 59,5 рабочего дня для обработки десятины пашни, в то время как у русского крестьянина было только 22–23 рабочих дня — и то без учета барщины Ключевский ВО. Русская история. Полный курс лекций. М ОЛМА Медиа Групп. 2 Милов Л. В. (1998). Великорусский пахарь и особенности исторического процесса. М РОССПЭН. Факторы относительной стабильности культуры Разница в климатических условиях проявлялась ив урожайности почвы (поданным источников, которые приводит Л. В. Милов, урожайность в XV–XVIII вв. держалась на уровне сам – сам. При этом важно учитывать, что удобрение почвы во многом было связано с животноводством. Но российский климат предполагает, что сезон стойлового содержания скота составляет семь месяцев. То есть в те пять месяцев, за которые русскому крестьянину нужно обработать землю, посеять, вспахать и сжать, он должен был еще и заготовить сено, которым сможет прокормить животных в течение следующих семи месяцев. Это дополнительный вызов, с которым сталкивалась Россия по сравнению с Европой. Казалось бы, со сходными вызовами должны сталкиваться скандинавские страны или Канада, но это не совсем так. Скандинавский полуостров находится под влиянием теплого течения Атлантического океана. Это выражено в более мягкой зиме (Гольфстрим смягчает арктические вторжения, отсутствии заморозков весной (что позволяет сравнительно рано начинать сельскохозяйственные работы, сравнительно прохладном, но, как правило, незасушливом лете (из-за зоны низкого давления засухи случаются редко. При этом пасмурные дни компенсируются удлиненным световым днем (следствие северных широт, что не угнетает вегетацию. Канада — другой пример северной страны, с которой можно было бы сравнить Россию. Но вновь, если сравнивать климатические условия в России и Канаде, видно, что в России природные условия оказываются более тяжелыми для ведения сельского хозяйства. В Канаде нет резко- континентального климата. Зимой морозы бывают до минус 45°, но при этом обычно нестойкие. В среднем температура на 15–20° выше, чем в суровых районах Восточной Сибири. Летом температуры могут быть более холодными, чем в Сибири, но при этом в Канаде есть циклоны. То есть при сравнении климатических условий России с европейскими странами, Скандинавией и Канадой видно, что в России они более суровые для ведения сельского хозяйства. Как это может влиять на специфику культуры Первый важный фактор короткий рабочий сезон. В России за пять месяцев крестьянин должен сделать все то, что западный крестьянин делает за десять месяцев. Это формирует привычку к мобилизации всех имеющихся ресурсов на короткий период и стар и млад выходит в поле, сеет, жнет и т.д. В тоже время это не формирует привычку кровному и постоянному труду на протяжении 12 месяцев (как в случае с китайским крестьянином, выращивающим рис и вынужденным в течение длительного периода 1 Милов Л. В. (1998). Великорусский пахарь и особенности исторического процесса. М РОССПЭН. Лекция заботиться о каждой рисинке», смотреть, как она растет, пересаживать ее, следить за уровнем воды и пр.). Второй важный фактор — в России отсутствует корреляция между затратами труда и получаемыми результатами. Что это значит Это значит, что если в Китае в зависимости оттого, как много времени крестьянин посвятил выращиванию риса, он получил высокий или низкий урожай, в России это не так — потому что может быть заморозок весной, может быть засуха или град летом — и урожай погибнет. Крестьянин заранее не может предсказать, какие результаты принесет его труд. Человек понимает, что не на все может влиять, а это может формировать фаталистическое мировоззрение (земляне уродила — на все воля Бога. Это может проявляться ив низкой маскулинности — недостаточное упорство в работе может быть следствием неуверенности в результатах если не все от нас зависит, так зачем напрягать свои усилия зря? Далее, для России свойственна сравнительно низкая урожайность при высокой зависимости урожая от погодных условий. Следствием этого может быть склонность соблюдать традиции и боязнь экспериментировать вдруг отклонение от дедовской технологии окажется неудачными урожай пропадет В условиях, когда крестьяне находятся на грани выживания, отношение к изменениям может быть враждебным. Еще одно следствие короткого рабочего сезона и отсутствия прямой связи между трудом и урожаем — небрежное отношение к труду. В условиях короткого рабочего сезона русский крестьянин просто не успевает выполнить агротехнические нормативы. И если в Англии в XVIII в. в зависимости от типа почв могли пахать от 3 до 6 раз, то русский крестьянин вынужден пахать 1–2 раза. Поэтому часто зерно сеется в чуть разрыхленную землю просто потому, что человек не успевает обработать землю лучше и руководствуется принципом Захочет вырасти — вырастет». Однако при этом тяжелые условия, необходимость бороться за выживание заставляют человека быть изобретательным. Умение выкручиваться из любой тяжелой ситуации и делать так, чтобы его семья выживала, становится жизненно необходимым. И уже эта особенность может проявляться в российской креативности и умении решать нестандартные задачи. Альтернативные объяснения происхождения культурных характеристик В литературе можно найти много альтернативных гипотез, объясняющих происхождение той или иной культурной характеристики. Это неудивительно. На формирование культуры влияет множество факторов. Факторы относительной стабильности культуры В свою очередь, факторы, действуя сонаправленно, могут дополнительно закреплять культуру, способствуя передаче отдельных ценностей и установок практически неизменными из поколения в поколение. Высокая дистанция власти Ниже приведены наиболее распространенные гипотезы об истоках высокой дистанции власти в России. Высокая дистанция власти, готовность принимать неравномерность ее распределения могли стать результатом реформы поместного землевладения, существовавшего в XV–XVII вв. В отличие от вотчинного землевладения (предполагавшего возможность передачи по наследству, поместье давалось князем/государем/церковью служилому человеку под условием службы. В случае отказа от службы поместье могло быть отобрано. Система поместного землевладения формировала зависимость дворянства, служилого сословия от власти, мешая наращиванию силы и независимости. Высокая дистанция власти могла стать также следствием идеологии Москва — Третий Рим. Историк С. Лурье пишет, что Россия заимствовала у Византии (а через нее и у Рима) наиболее важные компоненты империи, включая сакрализацию общественно-государственной жизни. Кроме того, после падения Константинополя и провозглашения идеологии Москва — Третий Рим российское государство стало последним хранителем истинного благочестия. Боязнь растерять истинную веру порождала потребность в централизации и политике изоляционизма (продолжавшейся до прорубания Петром I окна в Европу 3 ). Другое историческое объяснение высокой дистанции связано с системой монгольского управления на Руси. Князья должны были ездить на поклон к хану, чтобы получить ярлык на княжение, который мог быть в любое время отнят. Такое зависимое положение могло провоцировать воспроизводство подобной системы уже на Руси, способствуя формированию высокой дистанции власти Высокая дистанция власти — одна из характерных и коренных особенностей российской культуры, проявляющаяся в терпимом отношении к неравномерности распределения власти и статуса в обществе, высоком патернализме, низкой инициативности Ключевский ВО. Курс русской истории. Лекция XXXII. М Проспект Лурье СВ. От древнего Рима до России преемственность имперской традиции. Общественные науки и современность, (4), 123–133. 4 Нефедов С. А. (2008). Теория культурных кругов (на основе анализа монгольских завоеваний. История и современность, (1). Лекция Дистанция власти также могла стать следствием самодержавия, которое, в свою очередь, по мнению Л. Милова, могло быть обусловлено особенностями климата. Низкая урожайность мешала естественному разделению труда, отделению промышленности от земледелия. Потребность в защите от внешних угроз (начиная с борьбы сигом и далее, требующая строительства защитных полос, крепостей и т.д., необходимость в форсированной индустриализации порождали потребность в централизации и концентрации усилий, которые могло обеспечить централизованное государство. Большие пространства тоже могли быть фактором высокой дистанции власти. Ситуация, при которой отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь, могла формировать непосредственное чувство удаленности власти. Кроме того, в удаленных регионах могло формироваться отношение к власти как к символической ценности. Это проявляется, например, в том, что жители Крайнего Севера даже сейчас могут сказать, что они занимаются служением государству, ощущая его присутствие через северный завоз, чувствуя, что государство не бросит в тяжелой ситуации. Наконец, восприятие высокой лестницы иерархии могло формироваться также классной «Табелью о рангах в системе титулования, которая требовала в зависимости оттого, принадлежал ли человек к дворянской семье, имел ли духовный сан или имел гражданские чины, разное обращение. В случае с чинами это и благородие, ваше высокоблагородие, ваше высокородие, ваше превосходительство, ваше высокопревосходительство. Причем в неформальной речи это могло быть и «скородие» (за глаза – «сковородие»), и «ваш-бродь», и «васясь» и т.д. 1 Коллективизм Существует также многоразличных гипотез относительно причин формирования коллективистских черт в культуре России. Так, с одной стороны, коллективизм мог стать ответом на специфику климата и условия рискового земледелия, формируя запрос на отношения взаимопомощи и взаимовыручки. Одно из проявлений этого — распространенный до недавнего времени у крестьян обычай помочей, 1 Федосюк Ю. А. (2012). Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века М Флинта. 2 Милов Л. В. (1998). Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса М РОССПЭН. Факторы относительной стабильности культуры при котором они поочередно оказывали друг другу коллективную помощь (например, в постройке дома, жатве, пахоте и т.д.). В качестве награды за трудна таких помочах обычно предлагалось угощение работников по завершении работы. В тоже время историки указывают, что община, которая, казалось бы, исконно русское явление, выросшее на наших просторах ив нашем климате, на самом деле — импортированный институт. Россия через монголов переняла китайскую систему подушной подати, при которой податное население делилось на десятки, сотни, тысячи и тьмы. То есть налоговая система опиралась на круговую поруку — община должна была платить подати в том числе за тех, кто бежал от фиска. Это стимулировало членов общины следить друг за другом, чтобы избежать чрезмерной нагрузки на ядро общины. Похоже, что этот обычай приглядывать друг за другом укрепился входе крепостного права. Историк Л. В. Милов приводит слова из инструкции помещиков, иллюстрирующие высокую степень контроля за крестьянами, по большому счету также направленного на обеспечение выживаемости общины и сбора необходимой подати. «Всем людям и крестьяном друк за другом прилежно смотреть, ежели кто не радея о себе станет в домашнем деле, в работе, в смотрении дому и скота своего ленитца, долго спать, лакомить, мотать, пьянствовать, отлучат- ца без ведома, с недобрыми людьми знатца, воровать, грабить и не проча себе хлеб, скот, одежу и протчее свое, в чем ему самому нужда, тайно продавать. тотчас ему самому говорить и унимать и прикащику с старостою сказать, а им тово плута жестоко высечь» 2 Еще одно распространенное объяснение коллективистских черт в культуре России — православие. В частности, русский философ-славя- нофил А. Хомяков отмечал соборность, которая отличала православие от, например, протестантского индивидуализма. Кроме того, авторитет церкви, церковный приход увеличивали значимость общины, укрепляя коллективистские ценности Нефедов С. А. (2008). Теория культурных кругов (на основе анализа монгольских завоеваний. История и современность, (1); Померанц Г. История России в свете теории цивилизаций Лекция в клубе Улица ОГИ». 2 Цит. по Милов Л. В. (1998). Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М РОССПЭН. Лекция В завершение этой лекции важно отметить следующее культура — ценности и поведенческие установки, разделяемые определенным сообществом и медленно меняющиеся во времени на культуру влияет (ноне детерминируют ее) множество факторов к ключевым факторам стабильности культуры можно отнести язык, географическое положение, климат, специфику сельского хозяйства и др. Долговременное влияние этих факторов на распространенные в обществе нормы и ценности осуществляется через влияние на формальные и неформальные институты. Существование факторов стабильности культуры не означает, что культура неизменна. Следующая лекция будет посвящена факторам изменчивости культуры ЛЕКЦИЯ ФАКТОРЫ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ |