Главная страница
Навигация по странице:

  • Если культура инертна, можно ли говорить о ее изменении

  • Традиционные/ секулярно- рациональные ценности

  • Сначала экономические изменения, потом культурные

  • Сначала культурные изменения, а потом экономические

  • Культурные сдвиги исторические примеры

  • Факторы, изменяющие культуру

  • Е. Н. Никишина московскийгосударственный университет имениМ. В. Ломоносова э коном и чески й факультет bА. А. Аузан, Е. Н. Никишина социокультурная экономика как культура влияет на экономику, а экономика на культуру курс лекций


    Скачать 4.89 Mb.
    НазваниеЕ. Н. Никишина московскийгосударственный университет имениМ. В. Ломоносова э коном и чески й факультет bА. А. Аузан, Е. Н. Никишина социокультурная экономика как культура влияет на экономику, а экономика на культуру курс лекций
    Дата30.07.2022
    Размер4.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаSC_Econ_blok - 6.pdf
    ТипКурс лекций
    #638277
    страница9 из 20
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   20
    КУЛЬТУРЫ
    Лекция 4 была посвящена факторам, которые могут объяснить существующие культурные особенности разных стран и культурную стабильность. В их числе — язык, климат, географическое положение и др. В тоже время относительная инертность этих факторов не означает, что культура не меняется стечением времени. Эта лекция будет посвящена факторам изменчивости культуры — макроэкономическим шокам, геополитическим изменениям, государственной идеологии, образованию и др.
    Многие факторы стабильности культуры медленно меняются во времени, среди них — климат. Тем не менее анализ исторических реконструкций климата за последние 2500 лет позволяет увидеть, что климат не настолько стабилен, как нам кажется (рисунок 5.1).
    -600 -400 -200 0 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 1800 Годы 0,2 0,0
    -0,2
    -0,4
    -0,6
    -0,8
    ∆T, Рисунок 5.1. История климата
    Источник:
    Клименко В. (2005). Глобальный климат вчера, сегодня, завтра. Полит.ру.
    URL: https://m.polit.ru/article/2005/11/02/climate
    Лекция На рисунке видны циклические изменения температуры. Причем если вы внимательно посмотрите на этот графики мысленно наложите на него курс истории, то увидите, что на пики часто приходятся важные исторические события. Нулевой год — появление христианства, около 1000 г. — развитие Древнерусского государства и т.д. При этом на малый ледниковый период (XIV–XIX вв. — наиболее холодный за последние две тысячи лет период по среднегодовым температурам
    )пришелся рост социальных беспорядков и социальных конфликтов.Вместе с похолоданием замедлилась экономическая активность. Осложнилось производство сельскохозяйственной продукции, продуктов питания. Как следствие — меньше излишков, меньше возможностей для инвестирования, что влияло нарост производительности труда и скорость экономического развития
    2
    Существует ли связь между колебаниями климата и формированием культуры Оказывается, существует. Результаты количественных исследований позволили выявить следующую связь чем выше изменчивость климата на определенной территории, тем менее важно для людей, проживающих там, соблюдение традиций. В более стабильном климате ситуация обратная. Объяснить эту закономерность можно следующим образом. Если изменяется климат, меняются условия среды. Это заставляет людей адаптироваться под новые условия, отклоняться от привычных моделей поведения. В изменившихся условиях соблюдение традиций перестает быть эффективной стратегией поведения для человека и требует изменения поведенческих установок. Таким образом, даже такой фактор стабильности, как климат, в долгосрочной перспективе мог влиять на восприимчивость людей к культурным изменениям.
    Если культура инертна, можно ли говорить о ее изменении?
    Можно ли говорить о том, что культура неизменна Ниже представлена динамическая карта ценностей проекта World Value Survey (Всемирное исследование ценностей, основанного Рональдом Инглхартом. С х гг. по репрезентативным выборкам собираются данные о ценностях и поведенческих установках людей из разных стран. На настоящий момент проведено семь волн исследования. Всего им было охвачено более 100 стран. На сайте можно найти данные по разным вопросам
    1 Чем ближе кг. дон. э, тем меньше дробность изменений (в силу меньшей точности данных
    Giuliano P., Nunn N. (2017). Understanding cultural persistence and Change (No. w23617).
    National Bureau of Economic Research.
    3 Там же
    Факторы относительной изменчивости культуры для разных стран (включая Россию, в том числе по последней волне, проведенной в разных странах в 2017–2020 гг.
    На этом сайте также есть интересная карта (см. рисунок 5.2), которая позволяет увидеть, как менялись ценности жителей разных стран в пространстве ценностей выживания/самовыражения и традиционных/
    секулярно-рациональных ценностей. Ценности
    выживания/
    самовыражения
    В обществах, где на первом месте стоят ценности выживания, приоритет отдается экономической и физической безопасности, в то время как в обществах, где доминируют ценности самовыражения, на первом месте стоит субъективное благополучие, самовыражение и качество жизни
    Традиционные/
    секулярно-
    рациональные
    ценности
    В традиционных обществах очень важны религия, семейные связи и ценности, люди в таких обществах испытывают уважение к власти, не приемлют аборты, разводы, суицид и эвтаназию. Такие общества имеют высокий уровень национальной гордости и националистическое мировоззрение.
    Секулярно-рациональные общества придерживаются прямо противоположных взглядов
    Источник:
    Инглхарт Р, Вельцель К. (2011). Модернизация, культурные ценности и демократия последовательность человеческого развития. М Новое изд-во.
    2,00 1,50 1,00 0,50 0,00
    -0,50
    -1,0
    -1,50
    -2,00
    -2,50
    -2,50 -2,00 -1,50 -1,00 -0,50 0,00 0,50 1,00 1,50 2,00 2,50 3,00 Традиционные vs секулярно-рациональные ценности
    Ценности выживания vs ценности самовыражения
    Рисунок 5.2. Культурная карта мира Инглхарта—Вельцеля (Источник

    The Inglehart-Welzel World Cultural Map — World Values Survey 7 (2020)
    [Provisional version]. URL: http://www.worldvaluessurvey.org/
    Лекция Пройдите по ссылке и запустите анимацию карты.
    Каждая точка на рисунке — это страна. Россия находится в левом верхнем углу, которому соответствуют ценности выживания и секуляр- но-рациональные ценности. Красные, желтые, синие и зеленые овалы соответствуют цивилизациям по С. Хантингтону (в лекции 2 обсуждалась возможность измерять культуру через принадлежность к цивилизации. С. Хантингтон выделял девять цивилизаций. И здесь эти неровные формы соответствуют тому, как художник увидел форму фигуры, где находится бо́льшая часть стран, принадлежащих к каждой из циви- лизаций.
    На анимации видно, что точки меняют свое положение в пространстве ценностей выживания/самовыражения и традиционных/секуляр- но-рациональных ценностей. Это может говорить, во-первых, о том, что культура страны может изменяться (по крайней мере по отдельным характеристикам. Во-вторых, о том, что культура и экономика (видно, что некоторые скачки происходят параллельно со значимыми экономическими изменениями) тесно связаны и, более того, друг на друга влияют, что может приводить как к культурным, таки экономическим трансформациям.
    Сначала экономические изменения, потом культурные
    Существуют разные подходы к описанию взаимосвязи культурных и экономических трансформаций. По мнению Р. Инглхарта, сначала происходят экономические изменения, которые запускают культурные и впоследствии политические) изменения.
    В частности, по мнению Р. Инглхарта, промышленная революция и переход от традиционного к индустриальному обществу) повлекла за собой переход от традиционных ценностей к секулярно-рациональ- ным. Развитие промышленного производства укрепило уверенность человека в собственных силах, снизило психологическую зависимость от сверхъестественных сил и роль религии в жизни человека. В тоже время эпоха индустриализации не поддерживала развитие у людей ценностей независимости и самореализации, а, напротив, требовала от человека дисциплины и умения подчиняться регламентам.
    Переход к постиндустриальному обществу ознаменовал новую волну культурных изменений. Для постиндустриального общества важны сфера услуг, нестандартное мышление, качественный человеческий капитал. Соответственно, формирование постиндустриального общества стимулировало переход от ценностей выживания
    Факторы относительной изменчивости культуры к ценностям самовыражения, сопровождающийся ростом ценностей личной свободы
    1
    Таким образом, модернизационная теория Р. Иглхарта исходит из того, что сначала происходят экономические изменения, которые затем запускают культурные.
    Сначала культурные изменения, а потом экономические
    Однако существует и обратная точка зрения, предполагающая, что сначала происходят культурные изменения, а потом экономические. Один из ярких и, может быть, парадоксальных примеров — пример отмены рабства в США.
    Лауреат Нобелевской премии по экономике Роберт Фогель в
    1974 г. написал книгу Время на кресте, в которой доказал, что экономически рабовладельческий труд в США впервой половине XIX в. был эффективнее свободного.
    Нобелевская премия по экономике 1993 г. была присуждена Роберту
    Фогелю и Дугласу Норту с формулировкой За возрождение исследований в области экономической истории благодаря приложению к ним экономической теории и количественных методов, позволяющих объяснять экономические и институциональные изменения».
    На основе количественных данных Р. Фогель показал, что в
    1860 г. сельское хозяйство рабовладельческого Юга было на 35% эффективнее, чем основанное на свободном труде сельское хозяйство Севера (причем для Старого Юга превышение составило 19%, для Нового Юга — Парадокс Казалось бы, следовало ожидать, что рабовладельческий Юг должен быть неэффективным Нонет. Что это означает Это означает, что экономических предпосылок к отмене рабства не было. Но при этом изменились вкусы и предпочтения людей — и если вначале в. рабство было допустимым, то во второй половине XIX в. это перестало быть нормальным явлением и вызывало волну общественного возмущения. Поэтому здесь двигателем перемен, по мнению Р. Фогеля,
    1
    Инглхарт Р, Вельцель К. (2011). Модернизация, культурные ценности и демократия последовательность человеческого развития. М Новое изд-во.
    2
    Fogel R. W., Engerman S. L. (1995). Time on the cross: The economics of American Negro
    slavery
    (Vol. 1). WW Norton & Company.
    Лекция стали культурные, а не экономические изменения. Иногда в качестве катализатора этих культурных изменений называют выход в 1852 г. романа Г. Бичер-Стоу Хижина дяди Тома, порицающего рабство в США. Всплеск общественного возмущения обострил внутренние конфликты в обществе, спровоцировав начало Гражданской войны в США
    (1861–1865 гг.).
    Культурные сдвиги исторические примеры
    Россия
    Классический пример культурных сдвигов будет о России. Это петровские реформы, смена прежнего уклада, прорубание окна в Европу. Откуда происходила необходимость прорубания окна в Европу После Флорентийской унии (1439 г) и падения Константинополя г) Москва провозгласила себя Третьим Римом, хранителем истинного православия. Это налагало на правителей ответственность, связанную с желанием сохранить истинную веру, и обусловливало необходимость в закукливании, выстраивании отношений с окружающим миром таким образом, чтобы сократить его возможное негативное влияние. Поэтому реформы Петра I и прорубание окна в Европу — это прорубание в том числе закукливания России по отношению к окружающему миру
    1
    В результате реформ Петра культурная изоляция сменилась открытостью перед окружающим миром. Проводимые Петром I реформы запустили изменения практически во всех сферах жизни, в том числе культурной. Менялся не только облик людей (запрет на ношение русских платьев и налог на ношение бороды, но и облик городов (новая архитектура, публичные городские сады и др. Изменения происходили как в сфере образования (открытие цифирных школ для мальчиков, возможности заграничного обучения дворян, открытие Академии наук, таки в повседневной жизни — менялись летоисчисление и календарь, орфография, под воздействием заимствованных слов менялся язык.
    Примечателен языковой пример. Из литературы и исторических фильмов вы хорошо помните, что часто человек, который обращался к государю, использовал уничижительные слова, становился на колени, бился головой об пол и т.д., показывая, как он ничтожен, тому, к кому обращается традиция челобитных пришла из имперского Китая через монголов
    Лурье СВ. От древнего Рима до России преемственность имперской традиции. Общественные науки и современность, (4), 123–133.
    Факторы относительной изменчивости культуры Яркий пример — текст из либретто к Борису Годунова» М. П. Мусоргского по мотивам одноименной трагедии АС. Пушкина. Князь Шуйский обращается к Борису Годунову словами Великий государь, челом бью (те. пришел с прошением. И далее, прежде чем принять просителя, Борис Годунов отвечает абзацем текста, где самыми неприятными эпитетами оскорбляет просителя.
    ШУЙСКИЙ Великий государь, челом бью. БОРИС
    А, преславный вития! Достойный коновод толпы безмозглой, преступная глава бояр крамольных, царского престола супостат, наглый лжец, трижды клятву преступивший, хитрый лицемер, льстец лукавый, просвирня под шапкою боярской, обманщик, плут ШУЙСКИЙ
    При царе Иване (покой, Господи, его душу, Шуйские князья не тем почетом отличались. БОРИС
    Что Да царь Иван Васильич Грозный охотно бы тебя на угольках поджарил, сам, своею царскою десницей, ворочал бы на них посохом железным, псалом священный напевая. А мы не горды, нам любо миловать надменного холопа.
    ШУЙСКИЙ
    (злобно)
    Царь!...
    БОРИС Что. Что скажешь Шуйский-князь?..
    Изменению была подвержена и эта традиция. В 1701 г. Петр I запретил становиться на колени и снимать шляпу перед дворцом, просители должны были подписываться в челобитных полными, а не уничижительными именами. Вначале периода реформ Петр I личным примером демонстрировал низкую дистанцию власти, как мы бы сейчас назвали. В Полтавской битве Петр I носил солдатский мундир, его треуголка, пробитая пулей, хранится в Эрмитаже. Светские приемы становились более неформальными и часто проходили в Летнем саду.
    Таким образом, реформы Петра I — пример того, как на памяти одного поколения может происходить радикальная перестройка культурной жизни общества Подробнее см, например Кульпин Э. С. (2008). Становление системы основных ценностей российской цивилизации. История и современность, (1).
    Лекция 5
    Европа
    Второй пример — европейский. Великая французская революция, в результате которой произошло свержение монархии, провозгласила ценности Свободы, равенства, братства и запустила не только культурные, но и политические изменения.
    К неожиданным проявлениям Великой французской революции в нашей жизни можно отнести современные правила дорожного движения. До наполеоновских войн считалось, что правосторонняя дорога — это дорога простолюдинов. Почему Во-первых, потому что людям (с учетом того, что большинство из них правши) удобнее (и безопаснее) нести что-то на правом плече, оберегая его от посягательств окружающих. Во- вторых, потому что при управлении повозкой удобнее уводить лошадь вправо (натягивать вожжи легче в сторону более сильной руки. Соответственно, простым людям было удобнее правостороннее движение.
    При этом если вы — рыцарь (воин, то вам удобнее разъезжаться полевой стороне дороги, чтобы, с одной стороны, не задевать клинком людей, которым выедете навстречу. С другой стороны, чтобы в случае опасности ваш меч был ближе к противнику.
    После Великой французской революции был издан декрет, который предписывал всем двигаться по правой (простонародной) стороне дороги. Позже Наполеон обязал военных также двигаться по правой стороне. Дополнительный аргумент состоял в том, что так другие должны были уступать дорогу победно шествующей наполеоновской армии.
    Существует также мнение, что наполеоновская армия была одним из факторов распространения единого французского языка. В армии, прошедшей через многие страны, оказались перемешаны люди из разных французских регионов, до этого говорящие на разных диалектах провансальском, бретонском, каталанском и т.д.). Служение в армии ускоряло овладение общим французским языком, который потом прорастал в регионах вместе с возвращающимися домой после войны солдатами. Позднее уже единый язык был закреплен благодаря реформе образования Жюля Ферри.
    Азия
    Теперь азиатский пример. Конец XIX в, Япония — одна из самых отсталых стран в Азии. В 1871 г. (эпоха Мэйдзи) провозглашается курс
    1
    Земцов В. Н. (2015). Армия Наполеона структуры межкультурных коммуникаций по письмам солдат Великой армии 1812 года. Политическая лингвистика, (2).
    Факторы относительной изменчивости культуры на преодоление феодальной отсталости и превращение в страну просвещенной цивилизации».
    Происходящие изменения очень напоминают петровские реформы. Прорубается окно на Запад, происходит импорт западных профессоров, в обществе звучат идеи о том, что нужно ввести английский язык в качестве основного государственного языка (эта идея, как известно, не увенчалась успехом. Для молодежи выписывают книги западных философов, в том числе Руссо, Гегеля, Спенсера, Дарвина и прочих авторов, которые продвигают важность свободы и личных прав. Большое количество молодых людей едет учиться на Запад в иностранных университетах.
    Культурные изменения подкрепляются внешними изменениями — происходят изменения в одежде (отказ от соломенных шляп, переход к фраками шляпам европейского вида) ив прическах (короткие стрижки).
    Интересно, что, поданным Г. Хофстеде, Япония по показателю индивидуализм коллективизм достаточно сильно отличается от соседних Китая и Южной Кореи — стран, в которых не было столь радикальных изменений, как реформы Мэйдзи, и где не было столь активного взращивания западной культуры и попытки импортирования западных ценностей.
    Факторы, изменяющие культуру
    Выше были приведены примеры существенных культурных изменений на примере России, стран Запада и Востока. Далее речь пойдет о факторах, меняющих культуру. Причем отдельно — о спонтанных факторах, которые от нас не зависят (например, исторические, геополитические, макроэкономические шоки); и отдельно — о факторах, на которые возможно целенаправленное воздействие (законодательство, механизмы социализации и т.д.).
    Исторический шок
    Пример исторического шока — Реформация. В 1517 г. Мартин Лю- тер прибивает свои 95 тезисов к двери церкви в Виттенберге в Германии. Распространение протестантизма изменило ценности людей и, вероятно, повлияло на экономическое развитие. В известной книге М. Вебера Протестантская этика и дух капитализма показано, что протестантизм способствовал росту экономического благосостояния. Гипотеза М. Ве-
    1 Вебер М. (1990). Избранные произведения. М Прогресс
    Лекция 5
    бера впоследствии подвергалась серьезной критике. В частности, историк Ф. Бродель отмечал, что северные страны заняли место, которое в течение долгого времени блестяще занимали старые капиталистические центры Средиземноморья. При этом они не изобрели ничего нового – нив части технологий, нив части управления бизнесом. Согласно альтернативным объяснениям экономического успеха протестантских стран, протестантизм способствовал распространению грамотности (и как следствие, росту человеческого капитала, что приводило к росту производительности труда и экономическому росту. При этом существует исследование, использующее экспериментальную методологию и показывающее на примере данных Швейцарии причинно-след- ственные связи между исторической распространенностью в регионе протестантизма и меньшим спросом населения на перераспределение например, через государственные пособия, меньшим запросом на сокращение длительности рабочей недели и др. Это исследование подтверждает существование передаточного механизма между протестантизмом и большей ценностью труда, которая может проявляться затем в более высоких экономических результатах.
    Несмотря на существование альтернативных объяснений, можно предполагать, что исторический шок запустил культурные изменения, которые привели к экономическим изменениям.
    Геополитический шок
    Пример влияния геополитического шока на ценности людей можно рассмотреть на основе недавних исследований М. Бауера с соавторами, опирающихся на лабораторные эксперименты
    4
    На основе данных, полученных входе лабораторного эксперимента, авторы пытаются ответить на вопрос, как военные действия в стране влияют на ценности и установки людей (в частности, отношение к равенству. Выборка состояла из 543 грузинских детей в регионе войны Грузии и России 2008 г. и 586 взрослых жителей Сьерра-Леоне,
    1
    Braudel F. (1977). Afterthoughts on material civilization and capitalism (Vol. 7). Baltimore:
    Johns Hopkins University Press.
    2
    Becker S. O., Woessmann L. (2009). Was Weber wrong? A human capital theory of Protes- tant economic history. The Quarterly Journal of Economics, 124(2), 531–596.
    3
    Basten C., Betz F. (2013). Beyond work ethic: Religion, individual, and political prefer- ences. American Economic Journal: Economic Policy, 5(3), 67–91.
    4
    Bauer M., Cassar A., Chytilová J., Henrich J. (2014). War’s enduring effects on the develop- ment of egalitarian motivations and in-group biases. Psychological science, 25(1), 47–57.
    Факторы относительной изменчивости культуры затронутых гражданской войной 1991–2002 гг. Исследователи провели две экспериментальные игры игра дележа, где у игрока есть выбор поделить 20 жетонов пополам или в пропорции 15 себе и 5 другому игроку игра зависти, где у игрока есть выбор поделить 20 жетонов пополам или дать другому игроку 16 жетонов, в то время как упер- вого игрока будет 13 жетонов (те. в первом случае игроки делят
    20 жетонов, а во втором — Участники были разделены случайным образом на пары. В части случаев игроки взаимодействовали со своими — представителями своей (этнической) группы, в части — с «чужими».
    Несмотря на некоторую искусственность ситуации, проведение таких лабораторных экспериментов позволяет спрогнозировать, как человек будет вести себя в подобных ситуациях дележа, но уже в реальной жизни.
    Авторы сравнивали пропорции эгалитарных решений среди людей, находящихся в зоне военных действий и находящихся в безопасности, ив качестве вывода сформулировали предположение, что люди, на жизнь которых повлияла война, становятся более эгалитарно настроенными по отношению к своей этнической группе.
    Исследование показало, что чем сильнее военные действия повлияли на жизнь людей, играющих в эти игры дележа, тем выше доля равных дележей с представителями своей же этнической группы. То есть, когда человек оказывается в тяжелой ситуации (военные действия, риски здоровью и жизни, он даже в искусственной ситуации лабораторного эксперимента предпочитает выбирать равный дележ, понимая, что ценность поддержки и равенства важнее узкокорыстных интересов. Значит, условия среды могут запускать формирование определенных поведенческих установок и стратегий поведения. В тяжелых условиях люди начинают больше доверять и больше кооперироваться.
    Макроэкономический шок
    Результаты другого исследования — уже на основе социологических данных — показали, что на ценности и установки может повлиять макроэкономический шок. П. Джулиано и А. Спилимберго выявили, что экономический шок, пережитый в период впечатлительных лет человека лет, влияет на) предпочтения к перераспределению доходов между высокодоходными и низкодоходными группами) доверие правительству
    Лекция 5
    Эконометрическая проверка показала люди, пережившие рецессию в годы взросления, больше поддерживают перераспределение ресурсов в экономике и меньше доверяют правительству. Объяснить такой результат достаточно просто. Если в период формирования ценностей считается, что это период 18–25 лет) экономическая ситуация была неблагоприятной, у человека возникал спрос на то, чтобы государство перераспределяло доходы между высокодоходной и низкодоходной группами (одна из немногих возможностей увеличить свой доход при отсутствии экономического роста. При этом, поскольку человек наблюдает нестабильную и неблагополучную ситуацию в стране, он начинал меньше доверять правительству и государственным институтам.
    Самое интересное состоит в том, что ценности, которые сформировались в период 18–25 лет, влияют на поведение в более поздние периоды. И, например, когда человек приходит на выборы, он начинает поддерживать тех или иных кандидатов (и большее или меньшее перераспределение ресурсов в экономике, в том числе вследствие того, испытал ли он макроэкономический шок в период 18–25 лет или нет
    1
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   20


    написать администратору сайта