Е. Н. Никишина московскийгосударственный университет имениМ. В. Ломоносова э коном и чески й факультет bА. А. Аузан, Е. Н. Никишина социокультурная экономика как культура влияет на экономику, а экономика на культуру курс лекций
Скачать 4.89 Mb.
|
институты Ослабление социокультурных ограничений Целевой институт Социокультурные ограничения Высокая доля неналоговых доходов в бюджете Высокая нагрузка на бизнес • Сверхцентрали- зация • Информирование граждан о размере уплаченных налогов Перенос уплаты соцвзносов с работодателя на работника Селективные налоги Уплата НДФЛ по месту жительства Партиципаторное бюджетирование • Снижение дистанции власти, патернализма Увеличение индивидуализма Повышение институционального доверия Новая налоговая модель Высокая доля налоговых доходов в бюджете Преобладание налоговой нагрузки на населении, а не на бизнесе Децентрализация бюджетных отношений Высокое избегание неопределенности Высокая дистанция власти Текущая ситуация Рисунок 9.3. Промежуточные институты налоговой системы предложения для России Источник : Аузан А. А, Авдиенкова МА, Андреева ДА, Бахтигараева АИ, Брызгалин В. А, Бутаева КО, Вебер Ш. Давыдов Д. В, Золотов А.В., Никитин КМ, Никишина Е. Н, Припузова НА, Ставинская А. А. (2017). Социокультурные факторы инновационного развития и успешной имплементации реформ. М Центр стратегических разработок Лекция Теперь давайте поговорим про демократию. Под желаемой моделью демократии обычно понимают конкурентную демократию с влиятельной парламентской и внепарламентской оппозицией и властью, подотчетной обществу. По результатам Всемирного исследования ценностей 2011 г, спрос на демократию в России ниже, чему лидирующих западных (США, Швеция и Германия) и восточных стран (Япония, Южная Корея и Китайская Народная Республика. Почему нас это не устраивает Из-за того, что формирование управления неконкурентно и неподотчетно обществу, мы имеем низкое качество государственного управления, низкую вовлеченность граждан в принятие государственных решений, потому что у них нет мотива этим заниматься. Человек, во-первых, не понимает, что делят и тратят его деньги, во-вторых, не понимает, что он что-то может сделать. Кроме того, существует низкое доверие государству. Поэтому, имея ввиду социокультурные препятствия в виде низкого доверия незнакомым, высокой дистанции власти и наличие коллективизма, мы предлагаем пройти через промежуточный институт, через приучение человека к тому, что государство ему оказывает услуги. Следует отметить, что первый такой промежуточный институт, намой взгляд, в России уже построен — это Мои документы, то, что стало активно развиваться со времен президентства Дмитрия Анатольевича Медведева. Мы попробовали предложить еще несколько промежуточных институтов (рисунок 9.4). Первый промежуточный институт — регламенты и стандарты госуслуг на основе предпочтений граждан и бизнеса Есть такая система управления в мире, которая называется new public management. Она была создана в конце х гг., и ее идея была в том, что в бизнесе наработаны многие технологии, которые можно перенести в государственную и муниципальную службу. В разных странах это выглядит по-разному. Например, во Франции ввели требование, что любой государственный служащий должен снять трубку телефона не позже пятого звонка. Если позже — штраф. Такого рода вроде бы мелкие технические требования стали образовывать целые регламенты. Вводились стандарты, как человека должны обслуживать. Второй промежуточный институт — экстерриториальность и конку- рентность при предоставлении госуслуг. Вначале нулевых годов, когда шли так называемые реформы Г. Грефа, нам нужно было решить одну проблему, касавшуюся лицензирования бизнеса. Она состояла в том, что цена лицензии была ограничена государственным законом. Но поскольку человек вынужден был обращаться только туда, куда его направили (а в его области это могло быть только одно такое место, его Целенаправленное изменение культуры проектирование промежуточных институтов вынуждали платить за экспертизу, переобучение и при это все получалось дорого. Мы нашли очень простое решение. А что, федеральный закон по-разному действует в разных областях — Нет, — сказали нам юристы, — одинаково, конечно. — А тогда почему человек лицензию на строительную деятельность не может получить в любой области страны, почему обязательно в Новосибирске, где он живет, почему он не может поехать, например, в Томск, Омск, Барнаул Тогда изменили порядок, фактически создав конкуренцию государственных органов, в результате которой они уже не смогли поднимать цены на услуги, на лицензирование. Промежуточные институты Ослабление социокультурных ограничений Целевой институт Социокультурные препятствия Низкое качество госуправления • Низкая вовлеченность граждан в принятие государственных решений Низкое доверие государству Регламенты и стандарты госуслуг на основе предпочтений граждан и бизнеса Экстерриториальность икон- курентность при предоставлении государственных услуг Мониторинг госуслуг через НКО • Снижение дистанции власти, патернализма Повышение институционального доверия Увеличение бриджингового социального капитала и индивидуализма Конкурентная демократия Влиятельная парламентская и внепарламентская оппозиция Власть подотчетна обществу Низкий бриджинговый социальный капитал Высокая дистанция власти и коллективизм Текущая ситуация Рисунок 9.4. Промежуточные институты политической системы предложения для России Источник: Аузан А. А, Авдиенкова МА, Андреева ДА, Бахтигараева АИ, Брызгалин В. А, Бутаева КО, Вебер Ш. Давыдов Д. В, Золотов А. В, Никитин КМ, Никишина Е. Н, Припузова НА, Ставинская А. А. (2017). Социокультурные факторы инновационного развития и успешной имплементации реформ. М Центр стратегических разработок Лекция 9 Третий промежуточный институт — мониторинг государственных услуг через некоммерческие организации. По просьбе главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Юрьевича Артемьева мы это делали с пермскими коллегами в 2006–2008 гг. на примере антимонопольных управлений. Наши коллеги изображали жалобщиков и посетителей, собирая ответы на вопросы и фиксируя определенные реакции. Затем мы сделали сводную таблицу с обобщением того, как антимонопольные управления работают и как различаются по стране. После этого начиналась работа коллегии Федеральной антимонопольной службы по изменению регламентов и стандартов. Важно проверять, как работает система И проверять это должны люди не изнутри системы, а извне, чтобы понимать, где неудобно, где жмет. Кажется, что это всего-навсего улучшение сервиса, но можно ожидать, что это сдвигает представление о власти, уменьшает дистанцию власти, повышает институциональное доверие, увеличивает бриджинговый социальный капитал. Это отчасти делается, номы настаивали на том, как система должна повести к другим условиям развития политической демократии, к достижению тех стандартов демократии, о которых мы сейчас говорим как о несбыточных. Ив данный момент они действительно несбыточные, к ним надо идти. *** Давайте подведем итоги этой лекции. Промежуточные институты — институты (совокупность правили внешнего механизма принуждения к их исполнению, которые учитывают текущие, в том числе социокультурные ограничения ослабляют их и способствуют переходу к целевому институту. 2. Имеются положительные примеры создания промежуточных институтов (предприятия в собственности работников в Словении, система пожизненного найма в Японии, Южной Корее, Тайване, строительно- сберегательные кассы в Чехии и Словакии, а также другие примеры, которые позволили достичь значительных результатов экономической трансформации и глобальной конкурентоспособности. 3. Россия имеет опыт построения и позитивного использования промежуточных институтов (земства, кредитные союзы и др. Потенциальными сферами для построения таких институтов могут оказаться сферы налогообложения и принятия политических решений селективные налоги, партисипаторное бюджетирование). 4. Принципиальное значение имеет нахождение правильных промежуточных институтов для достижения пороговых условий открытого порядка, позволяющих перейти на высокую траекторию развития ЛЕКЦИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ Культурная трансмиссия Выход из колеи возможен, но трудность состоит в том, что нужны комплексные преобразования и прежде всего изменения культуры. Эта лекция будет посвящена разнообразным инструментам, которые могут менять культуру. Давайте начнем с того, как устроен процесс изменения ценностей. Один из крупнейших институциональных экономистов Оливер Уильямсон (написавший основные свои работы еще в е гг., а получивший Нобелевскую премию по экономике в 2009 г) полагал, что без целенаправленного воздействия ценности меняются в промежутке от 100 до 1000 лет. Понимание, почему так происходит, пришло несколько позже. Оно связано с именами французского и итало-американского экономистов, А. Бизина и Т. Вердье, и их статьей, посвященной культурной трансмиссии, об одном из выводов которой я хочу рассказать. Давайте попытаемся представить, как происходит передача ценностей в обычных условиях, в семье, в текущей жизни. Есть вертикальный канал — вертикальная трансмиссия ценностей. Это ваши родители, бабушки, дедушки, которые вам пытаются передать свой опыт, свое понимание мира. Хорошо, что они это делают Хорошо. Нов этом есть один минус — они передают опыт прошлых периодов. Как говорится, генералы обычно готовятся к прошедшей войне. Они передают очень ценный и важный, но свой личный опыт, значительная часть которого утрачивает смысл. Есть горизонтальный канал — горизонтальная трансмиссия ценностей. Это ваше общение с друзьями, знакомыми, общение в Сети и т.д. Ивы, конечно, там тоже напитываетесь своими представлениями о том, что хорошо и что плохо, как и что делать и т.д. У горизонтальной трансмиссии тоже есть минус. Минус состоит в том, что это случайный 1 Bisin A., Verdier T. (2011). The economics of cultural transmission and socialization. In Handbook of social economics (Vol. 1, pp. 339–416). North-Holland. Лекция опыт. То есть такие же люди, как ивы может быть, чуть старше, и поэтому они вам кажутся чрезвычайно опытными, — делятся своими случайными находками, которые совершенно необязательно подойдут вам для будущей жизни и разных ситуаций. Получается, что вы из двух каналов получаете опыт и предложения ценностей и поведенческих установок, но при этом одно не вполне годится, потому что систематически устаревает, а второе — потому что формируется во многом случайно. В итоге культура может почти не меняться со временем, а заблуждения сохраняться. Дополнительные движения культуры возможны благодаря институтам социализации (это школа, тюрьма, армия, медиа, корпоративной культуре и т.д. Институты социализации В обычном представлении на формирование человека больше всего действуют телевизор и интернет. Но если мы возьмем Россию, то у нас часть людей не смотрит телевизора другая часть не ходит в интернет. Поэтому многое зависит оттого, что включили, на что попали, в каком чате в данный момент находитесь или на какую кнопку нажали 1 Но школа, тюрьма и армия — это те места, куда человек приходит не по своему выбору. Конечно, человек иногда может выбрать, в какую школу ходить, а в какую не ходить, нов целом он не может сказать Не буду ходить в школу — он попадает в систему образования. Причем, заметим, современная российская школа отличается от прежней. Раньше школа в основном занималась образованием, а семья воспитанием. А сейчас семья в значительной мере занимается образованием, а школа — воспитанием. Как сказал один остроумный директор школы Семь лет мы учим ребенка ходить и говорить. А потом он приходит в школу, и мы его учим сидеть и молчать». Тюрьма не частность, а очень важное явление в жизни многих стран, в том числе России. У нас большое тюремное население. Оно вдвое уменьшилось залет, но значительная часть страны связана с тюрьмой через воспоминания, через культуру, через родных, которые там были и 1 Подробнее о роли радио, телевидения и интернета в формировании убеждений см, например DellaVigna S., Enikolopov R., Mironova V., Petrova M., Zhuravskaya E. (2014). Cross-border media and nationalism: Evidence from Serbian radio in Croatia. American Economic Journal: Applied Economics, 6 (3), 103–132; Enikolopov R., Petrova M., Zhuravskaya E. (2011). Media and political persuasion: Evidence from Russia. American Economic Review, 101(7), 3253–3285; Guriev S., Melnikov N., Zhuravskaya E. (2019). 3g internet and confidence in govern- ment . Available at SSRN 3456747. Целенаправленное изменение культуры институты социализации есть. Поэтому это тоже такой принудительный институт социализации, навязывания определенных ценностей. Наконец, армия. С призывной армией все понятно, потому что человека приводят вопреки его воле. И там тоже есть определенные ценностные структуры, особенно механизм инфорсмента мышления. Далее мы будем смотреть на эти три базовых социальных института и обсуждать, что на настоящий момент удалось понять, а что пока нет, потому что исследования продолжаются. Школа Под школой в большей степени подразумевается даже не средняя, а высшая школа. Существуют исследования, согласно которым ключевой период в формировании ценностей приходится на период ранней взрослости (с 18 до 25 лет. Это утверждают гипотеза о социализации Р. Инглхарта 1 и гипотеза о впечатлительных годах П. Джулиано и А. Спилимберго 2 . Это означает, что сточки зрения изучения ценностей наибольший интерес представляют исследования университетов. Четыре года мыс коллегами из Института национальных проектов и Тюнинг-центра экономического факультета МГУ проводили в 26 университетах исследование ценностей, из них в девяти — так называемое лонгитюдное исследование (исследование, в рамках которого мы три раза опрашивали одних и тех же студентов и наблюдали, как они менялись с первого до четвертого курса в бакалавриате). Мы рассчитывали увидеть, что новое поколение несет более способствующие развитию ценности, чем поколение предыдущее. Однако выяснилось, что под воздействием образования ценности не столько улучшаются, сколько ухудшаются. От первого к четвертому курсу падает ответственность задом (место проживания, снижается доверие к людям, уменьшается готовность вкладывать силы в общественные проекты, зато растет готовность вкладывать в них деньги, растет лояльность к оппортунизму — к неуплате налогов, к проезду зайцем, если есть такая возможность, к списыванию 1 Inglehart R. F. (2008). Changing values among western publics from 1970 to 2006. West european politics, 31 (1-2), 130–146. 2 Giuliano P., Spilimbergo A. (2013). Growing up in a Recession. Review of Economic Studies, 81 (2), 787–817. 3 Бахтигараева АИ, Ставинская А. А. (2020). Сможет ли доверие стать фактором роста экономики Динамика уровня доверия у российской молодежи. Вопросы экономики, (7) , 92–107; Золотов А. В, Припузова НА. Воспроизводство социальных норм в России. Вопросы экономики, (7), 127–141. Лекция Почему так происходит Когда мы показали эти результаты коллегам из 26 университетов, мы думали, что у них будет шок, но многие из них отнеслись к этому спокойно А мы вообще-то готовим людей к жизни не на облаке, а в реальной стране, где людям верить особенно нельзя. То есть социализация может работать как способ приспособления к действующим институциональным порядками состоянию страны. Образование у нас в основном устроено так, чтобы поддерживать те ценности, которые есть в стране. При этом в России к вопросам культуры есть два принципиально разных подхода. Есть подход, который выражен в основах государственной политики в сфере культуры, подписанных президентом и подготовленных администрацией президента, и там культура понимается как инструмент развития страны. А есть подход, который выражается Министерством культуры Российской Федерации, которое считает, что в культуре главное — сохранение идентичности нации. Результаты исследования, полученного в университетах, показывают, что, конечно, идентичность поддерживается. При этом есть исследования, показывающие, как через образование можно целенаправленно влиять на культуру, делая ее инструментом развития. Например, по Г. Хофстеде, образование может способствовать снижению дистанции власти и избеганию неопределенности. Для снижения дистанции власти важно выстроить систему образования так, чтобы в центре нее был ученика не преподаватель (как в лекционной системе обучения. Для этого могут использоваться проектные методы, групповые дискуссии и т.д. Или еще пример, когда мы ведем с коллегами магистерский научный семинар, первым делом в аудитории мы сдвигаем столы, ставим их в каре, чтобы ни у кого не было председательского места, чтобы все участники могли работать вместе. Для снижения избегания неопределенности Г. Хофстеде также советует переходить от вертикальных форм обучения к горизонтальным. О важности использования групповых методов работы в процессе обучения для наращивания социального капитала пишут Я. Алган, П. Каю, А. Шлейфер 1 . На нашем научном семинаре на экономическом факультете мы используем метод случайного разбиения студентов на группы для выполнения ими коллективной работы, и иногда группы, созданные из не совпадающих по интересам студентов создают более интересные идеи. Но главное, работа в команде способствует формированию бриджингового социального капитала, возможно, самого ценного продукта, который можно создавать сейчас в России Algan Y., Cahuc P., Shleifer A. (2013). Teaching practices and social capital. American Economic Journal: Applied Economics, 5 (3), 189–210. Целенаправленное изменение культуры институты социализации 179 Тюрьма Теперь давайте поговорим о тюрьме. Тюрьма влияет на ценности — в тюрьме они не такие, как на свободе (см. рисунок 10.1). В чем же воздействие тюремных ценностей итого, что происходит в тюрьме, на общество в целом Во-первых, тюрьма не только ограничивает, переделывает, исправляет тех, кто туда попал, но и воздействует на тех, кто туда не попал. Следует заметить, что в России вопрос о тюрьмах очень обсуждаем. Тюремный вопрос в России — народный вопрос. У нас язык заражен криминальным жаргоном. Скорее всего, это результат истории, потому что, понятно, что был массовый террор сталинских времен, был массовый выход заключенных в е гг. Причем людей непростых — представителей интеллигенции, которые несли с собой понимание слова, прозаического текста, стиха и т.д. Поэтому после лагерей возникла целая волна в искусстве, которая несла лагерный языки проносила его по стране, потому что это было сделано сильно, художественно, талантливо. Россияне в среднем Осужденные 0 0 50 50 100 100 |