Главная страница
Навигация по странице:

  • Рисунок 1.3.

  • Е. Н. Никишина московскийгосударственный университет имениМ. В. Ломоносова э коном и чески й факультет bА. А. Аузан, Е. Н. Никишина социокультурная экономика как культура влияет на экономику, а экономика на культуру курс лекций


    Скачать 4.89 Mb.
    НазваниеЕ. Н. Никишина московскийгосударственный университет имениМ. В. Ломоносова э коном и чески й факультет bА. А. Аузан, Е. Н. Никишина социокультурная экономика как культура влияет на экономику, а экономика на культуру курс лекций
    Дата30.07.2022
    Размер4.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаSC_Econ_blok - 6.pdf
    ТипКурс лекций
    #638277
    страница2 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
    Тезис 2. Сточки зрения теории неформальных институтов культура — это ценности и поведенческие установки, разделяемые определенным сообществом и медленно меняющиеся во времени. А почему, собственно, экономисты занялись культурой, а не культурологи экономикой Я представляю кафедру прикладной институциональной экономики и новую институциональную экономическую теорию. За последние 30–40 лет это очень развившееся направление. Так вот, в институциональной теории есть дверца, которая явно ведет в сторону культуры. В других направлениях экономической теории, честно скажу, я таких лазов и дверей не заметил. Институциональные экономисты различают институты формальные и неформальные
    1
    Институт — это правило с определенным механизмом поддержания.
    И для нас, экономистов, в отличие от, например, уважаемых юристов, важнее всего, почему это правило соблюдают. Правилами, институтами занимаются и юристы, и социологии политологи. Но для экономистов самое главное, как выражались отцы-основатели институциональной теории, — working rules — почему эти правила работают Мы пришли к выводу, что есть две возможные причины, почему эти правила работают. Либо существуют специально обученные люди, которые применяют санкции, насилие или угрозу применения насилия, если вы не следуете этому правилу тетенька налоговый инспектор, дяденька полицейский, тюремщики и прочие неприятные люди, включая исполнителей приговоров неприятные для тех, кто попадает к ним в качестве жертвы.
    1 О теории неформальных институтов см, например Тамбовцев В. Л. (2016). Экономическая теория неформальных институтов монография. М Проспект
    Лекция Тогда это формальный институт. Либо это делают не специально обученные люди, а любой индивид может выступать гарантом соблюдения этого правила. Тогда это неформальный институт.
    Приведу пример, который, по-моему, ярче всего показывает, почему неформальные институты бывают эффективнее формальных. В XIX в. был такой американский государственный деятель, один из ведущих участников Войны за независимость, Александр Гамильтон и был вице-президент Соединенных Штатов Аарон Берр. Аарон Берр вызвал на дуэль Александра Гамильтона, и Гамильтон всю ночь сидели писал Это к вопросу о культурных различиях, кто что пишет в ночь перед дуэлью. Вы помните, у Пушкина, что пишет человек перед дуэлью Стихи. А вот Александр Гамильтон писал эссе, почему не надо ходить на дуэли. Он привел много всяких резонов исторических, религиозных, нравственных. Все вело к тому, что не надо идти на дуэль. Дописал, поставил точку, пошел на дуэль и был убит!
    А почему Сократ яд принял, цикуту У негоже выбор был — он мог просто покинуть полис, но он не сделал этого. Почему люди нередко выбирают смерть, хотя у них есть альтернативные варианты Это и есть работа культуры, те. неформальных институтов. Чего боялся Гамильтон В своем обществе оказаться зачумленным, неприемлемым. Собственно, что было неприемлемым для Сократа Покинуть полис. Потому что, сточки зрения античного грека, человек, который лишен своего полиса, перестает быть человеком. Это очень хорошо передали братья Стругацкие. Понедельник начинается в субботу — социальная фантастика х гг., светлых лет развития СССР, и там есть описание путешествия в воображаемое будущее. Как изображается утопия Стоят два человека в хитонах и восхваляют идеальное устройство государства, где все обеспечены, все свободны, все равны и даже у последнего землепашца не менее трех рабов. Это нормальное мышление для античной культуры. Раб — это человек, лишенный своей общины. Он как отрезанный палец. Он в этом смысле не человек. Связность людей, наличие ценностей того круга, в котором выживете (те, вообще говоря, наличие культуры, сцепляет не хуже, чем насилие, что важно для исполнения тех или иных правил. Из такого анализа следует, что в экономическом понимании культура — это ценности и поведенческие установки, разделяемые определенным сообществом и медленно меняющиеся во времени. Институты имеют значение — это фраза одного из крупнейших институциональных экономистов Дугласа Норта, лауреата Нобелевской премии 1993 г. В конце х гг. Сэмюэл Хантингтон сказал Культура имеет значение. Непросто институты имеют значение — все согласились к тому времени, что институты имеют значение, а особые виды институтов — неформальные институты.
    Введение в социокультурную экономику На рисунке 1.1 приведена иллюстрация из известной книги Д. Адже- моглу и Дж. Робинсона, которая на русском называется Почему одни страны богатые, а другие бедные 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 Южная Корея
    Северная Корея 1953 1956 1959 1962 1965 1968 1971 1974 1977 1980 1983 1986 1989 1992 1995 1998 2001 2004 Рисунок 1.1. Динамика ВВП надушу населения в Северной и Южной Корее,
    1950–2008 гг.
    Источник:
    Maddison A. (2006). The world economy. OECD publishing.
    Statistics on World Population, GDP and Per Capita GDP, 1-2008 Это Южная и Северная Кореи, которые образовались после Второй мировой войны (в этом тезисе я буду говорить о двух распавшихся Кореях, а водном из последних тезисов лекции — о другом естественном эксперименте — двух объединившихся Германиях). Распад государства означал, что в двух странах были установлены разные формальные правила. Причем Северная Корея была промышленно более развита, чем Южная. Теперь смотрите, что произошло – страна сединой культурой для нас это важно) распадается на страны с двумя разными институциональными режимами политическими, юридическими, экономическими и т.д. И вот экономический результат Южная Корея совершает бурный взлет с х гг. от отсталой, аграрной, рисовой страны. Теперь это, несомненно, мощная экономическая и технологическая держава. Нас не удивляет, что Samsung схватился сна мировом уровне — и я не сделал бы стопроцентную ставку на Apple. Космическая съемка показывает тот же результат (рисунок 1.2) — юг страны светится весь, он богат. А север, смотрите, там одна только точка — столица.
    1
    Аджемоглу Д, Робинсон ДА. (2015). Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты М АСТ, 720.
    Лекция Рисунок 1.2. Северная и Южная Корея — вид из космоса
    Источник:
    NASA Earth Observatory images by Joshua Stevens, using Suomi NPP
    VIIRS data from Miguel Román, NASA GSFC. URL: https://www.nasa.gov/specials/
    blackmarble/2016/globalmaps/BlackMarble_2016_3km.jpg
    (фрагмент).
    Страна с ранее единой культурой благодаря тому, что разошлись формальные институты, превратилась в две страны, где уже существуют культурные различия. Сейчас кросс-корейский диалог налаживается и выясняется, что корейцы стали мало похожими друг на друга. Вот это жизнь формальных и неформальных институтов, культуры и регламентации, которая идет со стороны формальных институтов. Культура влияет на экономику, являясь частным видом институтов, и культура, как доказано в работах, которые пишут уже более ста лет, может влиять на абсолютно отдаленные от нее феномены — экономический рост, инновации и др.
    Тезис 3. Культура влияет на экономическое развитие, ноне детерминирует его. Воздействие культуры устойчиво во времени, но связано с другими факторами. Теперь к вопросу о том, детерминирует культура экономику или нет. С конца XX в. очень распространились исследования доверия — насколько люди доверяют знакомым, незнакомым, только своей семье или людям отдаленным. В Западной Африке обнаружилась удивительная
    Введение в социокультурную экономику картина — среди африканских племен, живущих рядом, одни проявляют низкое доверие, а другие — высокое. Загадка разрешилась, когда на карту исследования доверия наложили карту районов охоты за рабами в XVII–XVIII вв. Точки совпали Там, где была охота за рабами, 200 лет спустя сохраняется недоверие. Второй случай, близкий нам территориально, — черта оседлости — запрет подданным иудейского вероисповедания в Российской империи селиться за пределами этой территории. Черта оседлости была отменена в 1917 г. — более 100 лет назад. Но когда И. Гросфельд, Е. Журавская и А. Роднянский
    1
    провели исследование нынешних регионов, которые покрывались раньше чертой оседлости (черта оседлости проходила через территорию современных Беларуси, Латвии, Литвы, Молдовы, Польши, России, Украины, выяснилось, что регионы, которые были по разные стороны от черты оседлости, серьезно отличаются. Там, где жили раньше вместе еврейские и нееврейские общины, население сейчас отдает меньшее предпочтение рынку и демократии, менее склонно к предпринимательству, но испытывает большее доверие по отношению к окружающим людям. Возможный механизм, который предлагают авторы, следующий антагонизм, существовавший между нееврейским и еврейским населением, стимулировал обособление и консолидацию внутри нееврейских этнических групп, желание отличаться от еврейского населения. Это проявлялось в росте внутригруппового доверия и формировании «антирыночной» культуры. Это к вопросу о том, как влияет культура.
    Один из видных исследователей этого влияния, итало-американ- ский профессор Альфред Бизин рассказал об Италии удивительную вещь. В XIV в, когда пришла черная смерть (чума, в одних деревнях Италии это объясняли тем, что евреи разносят чумной яд, и убивали их, а в других — находили иные причины например, то, что они сами провинились перед Господом. 600 лет спустя, когда итальянский фашизм вовремя Второй мировой войны пришел в кризисное состояние и началась немецкая оккупация Италии, тов каких деревнях выдавали евреев В тех, в которых залет до этого считали, что они разносят чумной яд. А где их прятали от немецких нацистов В тех деревнях, где считали, что сами виноваты в том, что происходит такая катастрофа. Вот это заставляет думать, что культура влияет на социально-экономические процессы. Но культура скорее всего сама есть отпечаток каких-то событий
    1
    Grosfeld I., Rodnyansky A., Zhuravskaya E. (2013). Persistent antimarket culture: a legacy of the pale of settlement after the holocaust. American Economic Journal: Economic Policy, 5(3),
    189–226.
    Лекция давних времени, в общем, можно догадаться, почему в Италии так долго и устойчиво действовали эти доминанты — потому что Италия в принципе не могла дог. создать единое государство. Она жила в состоянии, когда формальные институты слабы и сильно действуют факторы, которые завязаны на представлении людей о том, что хорошо, что плохо, как устроен мири т.д. Действительно, культура устойчива, но она сама находится под влиянием законов, политических режимов, тех или иных изменений. Поэтому это скорее фактор влияния, чем де- терминирование. Тезис 4. Культура может тормозить или стимулировать экономическое развитие посредством структуры и уровня
    трансакционных издержек. Возникновение прироста вследствие снижения трансакционных издержек позволяет трактовать совокупность социокультурных факторов как социальный и культурный капиталы. Хорошо или плохо, что существует такое культурное ограничение Культура сама по себе может снимать неопределенность и понижать трансакционные издержки (те. силы трения в обществе ив экономике) и ускорять развитие. Культурное разнообразие может ускорять развитие на определенной фазе, а может препятствовать ему. Например, когда разнообразие чрезмерно (это то, что в Евросоюзе происходит с кризисом миграции, оно начинает генерировать трансакционные издержки. Отдельные культурные характеристики тоже могут использоваться для того, чтобы стимулировать развитие. Например, если у вас в стране есть обобщенное доверие, вы доверяете незнакомому человеку, вы не требуете от него залогов, гарантий, чтобы он сына отдал в заложники или руку отрубил, если не исполнит договор, тогда это гораздо легче для совершения сделок в экономике. Мы в состоянии доказать, что культура — это капитал, потому что есть явления отдачи, инвестиций и амортизации в культуру. Вот корпоративная культура, например. Купили компанию с определенной корпоративной культурой, некоторое время она будет действовать, но она будет амортизироваться, если вы ее не поддерживаете и не инвестируете в нее. На уровне компании это понятно, но и на уровне общества происходит тоже самое. Если гомогенность (или гетерогенность) позволяют снижать издержки (прежде всего трансакционные), если силы социального трения снижаются, то наступают эффекты, которые являются прибылью общества на его культурный капитал.
    Введение в социокультурную экономику Тезис 5. Использование влияния культуры на экономику возможно также и через изменение структуры социального и культурного капитала посредством прежде всего образования. Последнее утверждение — о том, что все-таки можно менять в культуре и посредством нее в экономике. Посмотрите, как с годами менялась культурная картина мира. Я считаю, что потом это будет называться законом Р. Инглхарта. На осях карты (см. рисунок 1.3) по вертикальной оси — традиционные ценности и секулярно-рациональные (если высчитаете религию частным делом, то это секулярно-рациональные ценности, по горизонтальной оси — ценности выживания и самовыражения. Самое поразительное, что в северо-восточном углу оказались страны с самым высоким валовым продуктом надушу населения. Итак, можно предположить связь между культурой и экономическим развитием.
    2,00 1,50 1,00 0,50 0,00
    -0,50
    -1,0
    -1,50
    -2,00
    -2,50
    -2,50 -2,00 -1,50 -1,00 -0,50 0,00 0,50 1,00 1,50 2,00 2,50 3,00 Традиционные vs секулярно-рациональные ценности
    Ценности выживания vs ценности самовыражения
    Рисунок 1.3.
    Культурная карта мира Инглхарта—Вельцеля (Источник

    The Inglehart-Welzel World Cultural Map — World Values Survey 7 (2020)
    [Provisional version]. URL: Пройдя по ссылке и запустив анимацию, вы можете увидеть перемещение стран стечением времени. И то, что это все изменчиво, дает нам надежду на то, что на культуру можно влиять. Поэтому последний
    Лекция пример, который хочу привести, — это пример последствий падения Берлинской стены из работы А. Алезины и соавторов «Goodbye Lenin
    (or Через 20 лет после падения стены ученые исследовали, как меняются ценности восточных и западных немцев, и выяснилось, что они сближаются, но довольно медленно. Что значит медленно Это как посмотреть Я приводил вам пример об Италии и 600 годах устойчивости культуры. Теоретики считают, что до 1000 лет может быть устойчивость неформальных институтов. А вот при целенаправленном воздействии значительная подвижка происходит залета практически полное изменение — залет. То, что в Библии сказано, помните Пророк Моисей 40 лет водил иудеев после египетского плена, чтобы они забыли о рабстве. Есть разные факторы, которые позволяют менять культуру. В этом естественном эксперименте видно, что это возможно. А дальше мы начинаем смотреть на факторы, и становится понятно, что ими могут быть ивой- ны, и макроэкономические шоки, и эпидемии (например, COVID-19), и изменение идеологии, и технологический прогресс, и образование. Мы даже можем измерить, как образование меняет ценности. Это знаменитый тест Ж. Магнуса, В.М. Полтеровича, Д. Данилова и А. Сав- ватеева о списывании студент А списал у студента Всего согласия, а студент С сообщил об этом преподавателю. В таблице 1.1 видно, как в разных странах относятся к такому поведению. Таблица Отношение к списыванию в разных странах Студент А списал у студента B сего согласия. Студент С сообщил об этом преподавателю. Оцените свое отношение к поступку каждого от −2 (крайне отрицательное) до
    +2 (крайне положительное, где 0 — нейтральное отношение) Россия (Москва Израиль 0,25
    –1,15
    Нидерланды
    –0,83
    –0,05
    –1,36
    США
    –1,35
    –0,88
    –0,25
    Источник:
    Magnus J. R., Polterovich V. M., Danilov D. L., Savvateev A. V. (2002). Tolerance of cheating: An analysis across countries. The Journal of Economic Education, 33(2), 125–135.
    1
    Alesina A., Fuchs-Schündeln N. (2007). Goodbye Lenin (or not?): The effect of commu- nism on people’s preferences. American Economic Review, 97(4), 1507–1528.
    2
    Magnus J. R., Polterovich V. M., Danilov D. L., Savvateev A. V. (2002). Tolerance of cheat- ing: An analysis across countries. The Journal of Economic Education, 33(2), 125–135.
    Введение в социокультурную экономику Все дружно осуждают списавшего, нов разной степени. У нас его слегка осуждают, американцы осуждают резко. Все дружно осуждают доносчика, ноу нас особенно резко (русская культура не принимает доноса, и тому есть много причина американцы мягче — он же хотел соблюдения правил Главный раскол — в отношении того, кто дал списать, потому что голландцы и американцы считают, что это неправильно, анаши и израильтяне говорят Человек своему помог Вот вам отношение к правилам правила — формальные институты, а здесь видны ценностные установки, это неформальные институты. Вот так они расходятся между собой Мы провели исследование уже на российских студентах 27 университетов поэтому тесту. При анализе динамических изменений в девяти университетах получается очень печальный вывод — к четвертому курсу студенты перестают осуждать итого, кто списал, он же свой Единственное исключение — это Московский государственный университет. У нас продолжают осуждать списавшего, даже на четвертом курсе. Это называется репутационный капитал, и это хорошо. Но нельзя сказать, что образование всегда создает ту культуру, которая способствует развитию, правовому сознанию. Это не так. Все гораздо сложнее.
    1 Исследование проведено «Тюнинг-центром» экономического факультета МГУ совместно с Институтом национальных проектов. См, например Золотов А. В, Припу- зова НА. Воспроизводство социальных норм в России. Вопросы экономики, (7),
    127–141.
    ЛЕКЦИЯ ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
    Существование культурных различий между жителями разных стран обычно не вызывает сомнений. О них говорят герои литературных произведений, о национальных особенностях ходят анекдоты, слагаются стихи (Умом Россию не понять, аршином общим не измерить. Среди экономистов одним из первых о национальных особенностях характера писал в XIX в. Карл Книс, подчеркивая, что для англичан характерен расчетливый эгоизм, национальная гордость, чувство сословной принадлежности, для французов — стремление к равенству, наслаждениями новшествам, для немцев — обдуманность действий, прилежание, гуманизм и чувство справедливости»
    2
    Но как доказать, что культурные различия действительно существуют Каких измерить Как доказать, что культура имеет значение В этой лекции мы рассмотрим очень важный для экономистов вопрос — вопрос измерения культуры (ценностей и поведенческих установок, разделяемых определенным сообществом и медленно меняющихся во времени, рассмотрим методики культурных измерений, а также на примере одной из них покажем, как они могут работать. Как доказать влияние культуры на экономику и экономики на культуру?

    Многие из вас слышали или читали о взаимосвязях между культурой и экономикой. Например, есть многочисленные исследования, свидетельствующие о влиянии доверия на экономический рост, о положи Например, слуга Обломова Захар в романе И. А. Гончарова противопоставляет себя и немцев, у которых все в доме чисто только потому, что они настолько скаредны, что неоткуда взяться сору аккуратность немцев подчеркивает и АС. Пушкин, говоря о
    «хлебнике, немце аккуратном и т.д.
    2
    Knies K. G. A. (1883). Die politische Oekonomie vom geschichtlichen Standpunkte. Braunsh-
    weig
    , C. A. Schwetschke und Sohn.
    3
    Algan Y., Cahuc P. (2010). Inherited trust and growth. American Economic Review, 100(5),
    2060–2092.
    Измерение культуры тельном влиянии индивидуализма на развитие инноваций, о положительной связи между доверием власти и доверием новым технологиям или между доверием власти и положительным отношением к отечественной вакцине от коронавируса
    2
    . Одновременно есть исследования, зафиксировавшие воздействие социально-экономических процессов на существующие в обществе ценности и поведенческие установки. Например, исследования показывают, что изменения социально-по- литических институтов могут приводить к изменению культуры, экономические кризисы — к росту патерналистских настроений, эпидемии к снижению доверия
    5
    Но как доказать и объяснить существование такого рода воздействий Для этого экономисты, работающие в сфере социокультурной экономики, используют качественные и количественные методы.
    Качественные методы предполагают определение и описание передаточных механизмов, показывающих, через какие каналы один показатель может воздействовать на другой. Например, можно предположить, что основной канал положительного воздействия доверия на экономику — снижение трансакционных издержек. Так, доверие способствует снижению трансакционных издержек, связанных с заключением контракта (если вы доверяете партнеру, вы можете тратить меньше времени, чтобы прописать и согласовать в договоре всевозможные условия, защитой от оппортунистического поведения (если вы доверяете партнеру, вы тратите меньше времени и усилий для контроля за его поведением) и др, что приводит к повышению эффективности обменов. И если качественные методы используются, как правило, для обоснования механизмов и направлений связи, количественные методы используются экономистами для подтверждения и численной оценки тесноты связи между показателями и доказательства наличия причинно-следственной связи между ними. За последние 40–50 лет в эмпирических экономических (ив том числе, социокультурных)
    1
    Лебедева НМ, Ясин Е. Г. (2009). Культура и инновации к постановке проблемы. Форсайт, 3(2); Gorodnichenko Y., Roland G. (2011). Individualism, innovation, and long- run growth. Proceedings of the National Academy of Sciences, 108 (Supplement 4), 21316–21319.
    2 Антонов Е. В, Аузан А. А, Брызгалин В. А, Вороненко В. А, Золотов А. В, Ники- шина Е. Н, Припузова НА, Трухачев С. А. (2019). Социокультурные факторы инновационной активности населения М Институт национальных проектов
    Alesina A., Fuchs-Schündeln N. (2007). Goodbye Lenin (or not?): The effect of commu- nism on people’s preferences. American Economic Review, 97 (4), 1507–1528.
    4
    Giuliano P., Spilimbergo A. (2014). Growing up in a Recession. Review of Economic Stud-
    ies
    , 81 (2), 787–817.
    5
    Aassve A., Alfani G., Gandolfi F., Le Moglie M. (2021). Epidemics and trust: the case of the
    spanish flu
    . Health Economics.
    Лекция исследованиях произошло и происходит существенное усложнение методов, позволяющих более точно моделировать взаимодействие разных факторов.
    Самый простой способ количественной оценки связи между показателями корреляционный анализ Его применение позволяет проверять простейшие гипотезы о наличии связи между показателями например, доверием и экономическим ростом. В тоже время наличие корреляционной связи не позволяет говорить о направлении связи (не только доверие может влиять на экономический рост, но и экономический рост может способствовать более высокому уровню доверия).
    Кроме того, поскольку на экономический рост влияет множество факторов — в том числе качество человеческого капитала, политических институтов в стране и т.д. (которые тоже могут влиять на доверие важно отделить воздействие доверия на экономический рост от воздействия прочих факторов. Для этого в экономических исследованиях используется регрессионный анализ, при котором действие доверия на экономический рост оценивается при прочих равных условиях тес учетом действия других факторов).
    Математически оцениваемое уравнение может выглядеть так
    Y
    a x
    a x
    a x
    b
    i
    =
    +
    +
    + + +
    1 1 2 2 3 3
    ,
    ε
    (1) где Y
    i
    — объясняемая переменная (например, экономический рост — переменная интереса (например, уровень доверия,
    x
    3
    … — контрольные переменные (например, уровень образования в стране, качество институтов — константа — случайная величина, включающая неучтенные в модели факторы, случайные ошибки измерения и т.д.
    В ходе моделирования наибольший интерес представляют коэффициенты отвечающие за связь между объясняющими переменными и объясняемой (в данном случае — экономический рост).
    Вместе стем подобный регрессионный анализ не позволяет говорить о направлении причинно-следственной связи — проблема сохраняется и доверие может влиять на экономический рост, и рост может влиять на доверие. Эта проблема эндогенности взаимовлияния одна из главных проблем современных эмпирических
    1 Технический показатель в уравнении регрессии. Подробнее об уравнении регрессии и эконометрическом моделировании см Картаев, Ф. (2021). Введение в эконометрику
    .
    Litres.
    Измерение культуры исследований в экономике. В настоящее время исследователи используют разные подходы к ее решению. Среди них — метод инструментальных переменных, эпидемиологический подход, экспериментальные методы и др. И важно отметить, что эти методы постоянно совершенствуются, а требования к ним в публикациях постоянно растут
    1
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта