Е. Н. Теория и практика межкультурной коммуникации. Учебное пособие
Скачать 7.31 Mb.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, мы рассмотрели основные проблемы межкультурной коммуникации. Теперь нам представляется возможным выделить главные условия успешной коммуникации. 1) Необходимо сформировать положительный настрой к партнеру в процессе межкультурного общения, так как негативный настрой способен вызвать дисбаланс в восприятии чужой культуры, следствием которого могут стать упрощение, недооценка или искажение информации об этой культуре. На начальном этапе общения с представителями чужой культуры нужно стараться говорить более четко и медленно, избегать использования идиом, культурно-специфических слов и выражений, усеченных синтаксических конструкций, обращаться к собеседнику как к соотечественнику. 2) Любую национальную культуру можно охарактеризовать рядом параметров, таких как осознание себя и пространства, язык, культурные ценности, поведенческий этикет и т. д. Поэтому необходимо быть открытым к познанию чужой культуры и восприятию психологических, социальных и прочих межкультурных различий. 3) Необходимо научиться разграничивать коллективное и индивидуальное в коммуникативном поведении представителей других культур. Очень часто представители коллективистских культур рассматривают индивидуализм как безразличие, эгоизм, отчуждение. По этой причине между коммуникантами разных культур могут возникнуть коммуникативные помехи. Чтобы избежать их, необходимо помнить, что члены индивидуалистских культур делают ставку на личность, личную свободу, ответственность за самого себя и право на личный выбор. 4) Необходимо владеть контекстными знаниями, связанными с определением места и обстановки общения и степенью его 187 формальности, с определением коммуникативного статуса участников общения. Контекст общения несет смысловую нагрузку. Информация передается не только на вербальном, но и в значительной степени на невербальном уровне, который и представляет наибольшие трудности для интерпретации представителями другой культуры. Поэтому нужно учиться слышать и слушать своего собеседника и «читать контекст». 5) Необходимо научиться преодолевать этноцентризм, который является одним из серьезных препятствий на пути полноценного межкультурного общения. Часто люди, ослепленные чувством превосходства над другими, не могут оценить и понять иные культурные ценности, поведение, представления, а значит, они не могут понять партнера по процессу коммуникации. 6) Необходимо научиться преодолевать стереотипы. Для этого желательно избегать поспешных выводов и суждений, стараться верифицировать ту или иную информацию. Нужно помнить о том, что усвоенный негативный стереотип может привести к предвзятому отношению к целой нации и каждому ее отдельно взятому представителю. 7) Необходимо научиться дифференцировать, анализировать, преодолевать культурный шок и адаптироваться к новому культурному окружению. 8) Необходимо глубоко изучать национально-специфические особенности невербальной коммуникации. Невербальные знаки в коммуникативных системах разных культур различаются по форме и содержанию. Кроме того, паралингвистические средства могут нести другую культурную информацию. Неумение правильно воспроизводить и интерпретировать «язык тела», паралингвистические средства, присущие определенному этносу, является существенной помехой в межкультурной коммуникации. 9) Необходимо овладеть набором коммуникативных средств и уметь их правильно выбирать в зависимости от ситуации общения (тон, стиль, тематика и т. д.). В каждой культуре может быть свое количество тематических и речевых табу. В западной коммуникативной традиции темы о физическом состоянии человека, заболеваниях, зарплате собеседника, источниках его заработка, политических взглядах обычно табуированы. Для русского комму- 188 никативного поведения количество тематических и речевых табу по сравнению с западными культурами сравнительно невелико. При межкультурном общении этот факт желательно учитывать. 11) Необходимо соблюдать этикетные нормы, правила поведения и стремиться к симметричности общения. 12) Необходимо сформировать толерантное отношение ко всему новому «чужому». СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Автостереотип - упрощенное представление о членах собственного культурного сообщества. Аккультурация - процесс адаптации коммуниканта к новой культуре в результате контакта с ней. Ассимиляция - это вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей. Ассоциация - любая установленная функциональная связь между некими объектами или явлениями, основанная на опыте человека. Опыт этот может совпадать с опытом той культуры, к которой принадлежит конкретный человек. Высококонтекстные культуры - это культуры, в которых многое определено неязыковым контекстом: иерархией, статусом, внешним видом. Вся необходимая дополнительная информация уже заложена в сознании людей, и без знания этой скрытой информации интерпретация сообщения будет неполной или неверной, поскольку в языках высококонтекстных культур используется много намеков, скрытых значений, фигуральных выражений и т. д. Гетеростереотип - упрощенное представление членов одного культурного сообщества о членах другого. Гипотеза лингвистической относительности - теория, разработанная американскими учеными Э. Сепиром и Л. Уорфом, которая стала толчком для развития дальнейших теорий, посвященных взаимосвязи языка и культуры; зиждется на следующих основополагающих принципах: 1) лингвистический детерминизм - идея о том, что грамматические и семантические категории языка формируют идеи и определяют характер мышления; 2) лингвистический релятивизм - в каждом конкретном языке заложены специфические особенности, отличающие его от других языков. 190 Идентичность - 1) результат идентификации; 2) процесс идентифицирования субъекта с неким набором социально релевантных качеств; 3) существенное, постоянное «Я» человека, внутреннее, субъективное понятие о себе. Идиолект - «персональная» лингвистическая система конкретного коммуниканта с вариациями на фонологическом, грамматическом, лексическом уровне. Интеграция - идентификация как со старой, так и с новой культурой. Картина мира - «целостный глобальный образ мира, который является результатом всей духовной активности человека, а не какой-либо его стороны. Картина мира как глобальный образ мира возникает у человека в ходе его контактов с миром» [Посто-валова, 1988, с. 19-20]. Кинесика - один из невербальных кодов на основе культурно специфических движений тела человека; коммуникация с помощью мимики и телодвижений. Коммуникативное поведение - поведение (вербальное и сопровождающее его невербальное) личности или группы лиц в процессе общения, регулируемое нормами и традициями общения данного социума [Прохоров, Стернин, 2006, с. 42]. Коммуникация - обмен мыслями, сообщениями, информацией с помощью различного рода вербальных или невербальных сигналов. Концепт - междисциплинарное, эвристическое, многоэлементное, многоаспектное, ментальное, фреймовое, этнически и культурно обусловленное образование, включающее понятие, образ, оценку, ценностные смыслы, ассоциации. Концептуальная картина мира - «динамимическое образование в сознании человека, служащее обработке информации о мире и одновременно накапливающее эту информацию в обобщенном виде» [Кубрякова, 1988, с. 142]. Культура - неприродная, т. е. искусственная, среда, созданная и создаваемая человеком в процессе его жизнедеятельности и взаимодействия с природой, другими людьми, с уже созданными культурными предметами и ценностными ориентациями. 191 Культурный код - «сетка, которую культура «набрасывает» на окружающий мир, членит, категоризует, структурирует и оценивает его. Коды культуры соотносятся с древнейшими архе-типическими представлениями человека» [Красных, 2002, с. 232]. Культурный шок - особое психологическое состояние, неизбежно развивающееся в процессе адаптации индивида к новому культурному окружению. В развитии этого состояния выделяется несколько последовательных фаз, связанных не только с отрицательными, но и с положительными эмоциональными и физическими ощущениями, которые испытывает человек в другой культуре. Причины, вызывающие культурный шок, накапливаются постепенно и незаметно, индивид не может их проанализировать. После долгого пребывания вне родной культуры человек может испытывать состояние обратного культурного шока при возвращении на родину. Обратный культурный шок также имеет свои характерные особенности и стадии развития. Маргинализация - с одной стороны, потеря идентичности с собственной культурой, с другой - отсутствие идентификации с культурой большинства. Эта ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную идентичность (обычно в силу каких-то внешних причин) и отсутствия интереса к получению новой идентичности (возможно, из-за дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры). Межкультурная коммуникация - непосредственный или опосредованный обмен информацией между представителями разных культур. Межэтническая коммуникация - это общение между лицами, представляющими разные народы (этнические группы). Чаще всего общество состоит из различных по численности этнических групп, которые создают и разделяют свои субкультуры. Метафора - «троп или механизм речи, обозначающий некоторый класс предметов, явлений и т. п., для характеризации или наименования объекта, входящего в другой класс, либо наименования другого класса объектов, аналогичного данному в каком-либо отношении» [Арутюнова, 1990, с. 296]. Мимика - движения мышц лица, выражающие чувства коммуниканта. 192 Национальный характер - совокупность личностных черт, типов мышления и моделей поведения, в той или иной мере присущих большинству представителей данной культуры. Невербальное коммуникативное поведение - совокупность норм и традиций, регламентирующих требования к используемым в процессе общения невербальным сигналам (жестам, мимике, взгляду, позам, движению, физическому контакту в ходе общения, сигналам дистанции, выбора места общения, расположения относительно собеседника и др.), нормы и традиции использования непроизвольно выражаемых симптомов состояний и отношения к собеседнику, а также совокупность коммуникативно значимых социальных символов, характерных для данного социума [Прохоров, Стернин, 2006, с. 43]. Низкоконтекстные культуры - это культуры, в которых большая часть информации содержится в словах, а не в контексте общения, люди открыто выражают свои желания, намерения, не предполагая, что это можно понять из ситуации общения. При этом наибольшее значение придается речи (письменной и устной), а также обсуждению деталей: ничего не остается неназванным и недоговоренным. Предпочтителен прямой и открытый стиль общения, в котором вещи называются своими именами. Образ - результат реконструкции объекта в сознании человека. Он воплощает в себе сущность психического. Образ совпадает с чувственно данными ощущениями, восприятием, представлением. Эмоциональное понятие основано на перцептивных образах реального мира, в том числе ассоциативных, воображаемых. Окулистика - использование движения глаз или контакт глазами в процессе коммуникации. Паралингвистические средства - коммуникативные сигналы, которые включают акустические элементы, сопровождающие, дополняющие или замещающие звуки речи (темп, ритм и громкость речи, паузы, модуляции голоса, интонация и т. д.). Проксемика - один из невербальных кодов, который основан на культурно-специфической организации пространства между коммуникантами. Речевой этикет — это социально заданные и культурно-специфические правила речевого поведения в ситуациях общения 13-128 193 в соответствии с их социальными и психологическими ролями, ролевыми и личностными отношениями в официальной и неофициальной обстановках общения [Маслова, 2001, с. 47]. Ритуал - материализованное воплощение норм и правил в реальной действительности. Это форма материального существования культуры и единственная наблюдаемая форма культуры [Прохоров, Стернин, 2006, с. 37]. Согласно В.А. Масловой, ритуалы - система действий, совершаемых по строго установленному порядку, традиционным способом и в определенное время [Маслова, 2001, с. 40]. Сепарация - отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой. В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры. Социальный символизм -это отражение в сознании людей семиотической функции, которую пробретает в той или иной культуре определенное действие, факт, событие, поступок, тот или иной элемент предметного мира [Прохоров, Стернин, 2006, с. 31]. Стереотип - упрощенная ментальная репрезентация определенной категории людей, преувеличивающая моменты сходства между ними и игнорирующая различия. Таксе и ка - особое научное направление, изучающее значение и роль прикосновений при общении. Фрейм - «мыслимый в целостности его составных частей многокомпонентный концепт, объемное представление, некоторая совокупность стандартных знаний о предмете или явлении» [Стернин, 2002, с. 73]. Фреймы - это модели для измерения и описания знаний (ментальных репрезентаций), хранящихся в памяти людей [Карасик, 2004, с. 127]. Хронемика - совокупность культурных и коммуникативно значимых представлений о времени, его структуре, семиотических и культурных функциях. Ценность - это представление о том, что первостепенно значимо для индивидуума или общества в целом, т. е. убеждения и предпочтения. Ценности не подвергаются сомнению, они интерпретируются как своего рода эталоны. Так, например, в сфере эмоциональных представлений наибольшую ценность представ- 194 ляют положительные эмоции, а среди них - базовые: радость и ее проявления, удивление, любовь, ощущение счастья. Языковая картина мира - «представление о действительности, отраженное в языковых знаках и их значениях, - языковое членение мира, языковое упорядочение предметов и явлений, т. е. заложенная в системных значениях слов и их словосочетаниях информация о мире» [Попова, Стернин, 2002, с. 68]. Языковая личность - «многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков в разной степени сложности, поступков, которые классифицируются по видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) и по уровням языка...» [Караулов, 1987, с. 29]. 13--128 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 1. Лексическая семантика. Синонимические срс icrea языка. - М: Языки русской культуры, 1995.-472 с. 2. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М.: Языки русской культуры, 1995.-767 с. 3. Арутюнова Н.Д., Степанов Г.В. Русский язык. - М.: Просвещение, 1979. - 523 с. 4. Арутюнова Н.Д. К проблеме функциональных типов лексического значения // Аспекты семантических исследований. - М.: Наука, 1980.-С. 156-249. 5. Арутюнова Н.Д. Метафора // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1990.- С. 296-297. 6. Арутюнова Н.Д. Введение // Логический анализ языка. Ментальные действия. - М.: Наука, 1993. - С. 3-9. 7. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с. Я.Арутюнян С.М. Нация и ее психологический склад. -Краснодар, 1966. 9. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологичес-кой семантике языка. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1996. -104с. 10. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. - Нальчик, 1978. 11. Белая Е.Н. Концепт «радость» в представлении русских и французов // Язык. Время. Личность. Социокультурная динамика языковых явлений в общенародных и личностных репрезентациях: Мат-лы Междунар. науч. конф. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2002. -С. 104-108. 12. Белая Е.Н. Концепт «радость» в русской языковой картине мира (обзорно-иллюстративный очерк) // Актуальные проблемы 196 русистики: Мат-лы Междунар. науч. конф., посвященной 85-летию томской диалектологической школы. - Томск: Изд-во ТГУ, 2003. -Вып. 2.-Ч. 2.-С. 20-27. 13. Белая Е.Н. Основные черты и способы концептуализации эмоций во французской языковой картине мира // Вопросы лингвистики и лингводидактики: концепт, культура, компетенция: Меж-вуз. сб. науч. тр. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2004 - С. 16-28. 14. Белая Е.Н. Символика цветообозначений при репрезентации эмоций во французской языковой картине мира (на материале словарей и художественных текстов) // Восприятие: лингвистический и психолингвистический аспекты: Сб. науч. ст. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.-С. 64-71. 15. Белая Е.Н. Теоретические основы исследования языковых и речевых репрезентаций базовых эмоций человека (на материале русского и французского языков): Автореф. ... канд. филол. наук. - Барнаул, 2006. - 23 с. 16. Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.: Прогресс, 1974. -448с. 17. Бердяев Н.А. Самопознание: Мемуары. - М.: ДЭМ, 1990. -334с. IS. Бердяев Н.А. Судьба России. - М.: Советский писатель, 1990.-206 с. 19. Богерт К. Не стесняйтесь говорить, что вы любите Россию // Известия. - 1998. - 11 февраля. - С. 5. 20. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Калинин, 1984. 21. Богин Г.И. Типология понимания текста: Учеб. пособие. -Калинин: Изд-во КГУ, 1986. - 87 с. 22. Большой энциклопедический словарь. - М.: Изд-во Большая Российская энциклопедия, 2003. 23. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М., 1975. 24. Брудный А.А. Некоторые философские проблемы теории общения: Мат-лы IV Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. - М., 1977. - С. 3-7. 25. Булыгина Т.В. Шмелев А.Д. Языковая концептуализация (на материале русской грамматики). - М.: Языки русской культуры, 1997.-576 с. 197 26. Васильев Л.М. Семантика русского глагола. - М.: Высшая школа, 1981.- 184с. 27. Вежбщкая А. Язык. Культура. Познание. - М.: Русские словари, 1996. - 416 с. 28. Вежбщкая А. Семантические универсалии и описание языков. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 780 с. 29. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лин-гвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. - М.: Наука, 1976. - 148 с. 30. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. - М.: Наука, 1990. 31. Винарская Е.Н. К проблеме эмоциональных концептов // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия лингвистики и межкультурной коммуникации. - 2001. - № 2. 32. Виноградов В.А. Идиолект // Большой энциклопедический словарь. Языкознание. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.-С. 171. 33. Вольф Е.М. Эмоциональные состояния и их представление в языке // Логический анализ языка. Проблемы интенсиональных и прагматических контекстов. - М.: Наука, 1989. - С. 55-75. 34. Воркачев В.Г. Концепт счастья в русском сознании: опыт лингвокультурологического анализа. - Краснодар: Изд-во Технического ун-та, 2004. - 236 с. 35. Гак В. Г. Сопоставительная лексикология.-М.: Наука, 1977. 36. Гак В.Г. Язык как форма самовыражения народа // Язык как средство трансляции культуры. - М.: Наука, 2000. - С. 54-68. 37. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М.: Советский писатель, 1988. 38. Грейдина Н.Л. Основы системной концепции коммуникативно-культурного взаимодействия (теоретико-экспериментальные исследования): Автореф. ... д-ра филол. наук. - Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1999.-32с. 39. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2006. -336с. 40. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учеб. для вузов / Под ред. А.П. Са-дохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352 с. 198 41. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. - М.: Гнозис, 2003. - 288 с. 42. Гулян A.M. Система личных знаков в этнической культуре // Методологические проблемы исследования этнической культуры. - Ереван, 1978. - С. 82-87. 43. Гумбольдт Вильгельм фон. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1984. - 396 с. 44. Гуревич П.С. Философия культуры. - М.: Аспект-Пресс, 1994. 45. Гуревич П.С. Культурология. - М.: Знание, 1996. -288 с. 46. Гуревич П.С. Психологический словарь А-Я. - М.: ОЛМА, 2007.-800 с. 41.Дадье Б. Люди между двумя языками // Иностранная литература. - 1968. - № 4. - С. 245-246. 48. Джандильдин Н. Природа национальной психологии. -Алма-Ата, 1971. 49. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. - М.: Прогресс, 1989.-312с. 50. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М.: Аспект-Пресс, 1997.-591 с. 51. Ермакова Р.А. Французское коммуникативное бытовое поведение // Русское и французское коммуникативное поведение / Под ред. И.А. Стернина, Р.А. Ермаковой. - Воронеж: Истоки, 2002. -С. 27-33. 52. Ерофеев Я.А. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских. 1825-1853. - М., 1982. 53. Закурдаев А.А. Стереотипы поведения китайцев // А.А. Бе-лик. Историко-теоретические проблемы психологической антропологии. - М.: Изд-во РГГУ, 2005. - С. 289-290. 54. Зленко Л.И. Что удивляет в характере французов // Русское и французское коммуникативное поведение / Под ред. И.А. Стернина, Р.А. Ермаковой. - Воронеж: Истоки, 2002. - С. 34-38. 55. Карасик В.И. Язык социального статуса. — М.: Ин-т языкознания РАН; Волгоград, гос. пед. ин-т, 1992. - 330 с. 56. Карасик В.И. Оценочная мотивировка, статус лица и словарная личность // Филология - Philologica. - 1994. -№ 3. - С. 2-7. 57. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - М.: Гнозис, 2004. - 390 с. 199 58. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987.-261 с. 59. Касьянова К. Если Магомет не идет к горе... // Знание -сила. - 1992. - № 1. - С. 15-23. 60. Кацнельсон Д. С. Типология языка и речевое мышление. -Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1972. -216с. 61. Кибрик А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам. Языкознание.-М., 1992. 62. Клобукова Л.П. Лингвометодические основы обучения иностранных студентов-нефилологов гуманитарных факультетов речевому общению на профессиональные темы. - М.: АР ДД, 1995. 63. Клобукова Л.П. Феномен языковой личности в свете лин-гводидактики // Язык, сознание, коммуникация. -М., 1997. - Вып 1. 64. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция в структуре языка. - М.: Наука, 1984. 65. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. - М.: Прогресс, 1977. 66. Красавский Н.А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах. - Волгоград: Перемена, 2001. - 495 с. 67. Красных В.В. Человек умелый. Человек разумный. Человек... «говорящий»? (некоторые размышления о языковой личности и не только о ней) // Функциональные исследования. - М., 1997.-Вып. 4.-С. 54-55. 68. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. - М.: Гнозис, 2001. -270 с. 69. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультуро-логия. - М.: Гнозис, 2002. - 270 с. 70. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? - М.: Гнозис, 2003. - 375 с. 71. Крейдлип Г.Е. Невербальная семиотика. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 564 с. 72. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. - М.: Наука, 1988. -С. 141-172. 73. Кубрякова Е.С. Парадигматика // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. -С. 366-367. 200 74. Кубрякова Е.С. Синтагматика // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. -С. 447-448. 75. Кубрякова Е.С. Концепт// Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков и др. Краткий словарь когнитивных терминов. - М.: Изд-во МГУ, 1996.-С. 90-93. 76. Куликова Л.В. Межкультурная коммуникация: теоретические и прикладные аспекты. На материале русской и немецкой лингвокультур. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004. 77. Культурология: Энциклопедический словарь. - М., 1992. 78. Культурология XX век. Энциклопедия: в 2 т. - СПб.: Университетская книга: ООО «Алетейя», 1998. - Т. 1. - 447 с.; Т. 2. -447с. 79. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М.: Ключ-С, 1999. - 224 с. 80. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М.: Прогресс, 1985. 81. Леонтович О.А. Россия и США: введение в межкультурную коммуникацию. - Волгоград: Перемена, 2003. 82. Леонтович О.А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения. - М.: Гнозис, 2005. - 352 с. 83. Леонтович О.А. Введение в межкультурную коммуникацию. - М.: Гнозис, 2007. - 368 с. 84. Леонтьев А.А. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии: Учеб.-справ, пособие. -М.: Флинта, 1998. -312 с. 85. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997.-287 с. 86. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. - М.: Академия, 1997. - С. 280-287. 87. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) - М., 1994. 88. Ляпин CJC. Концептология: к становлению подхода // Концепты. - Архангельск, 1997.-Вып. 1.-С. 11-35. 89. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. - М., 1960. 90. Маслова В.А. Лингвокультурология. - М.: Академия, 2001. -208с. 201 91. Моисеева С.А. Контактность и дистантность // Русское и французское коммуникативное поведение / Под ред. И.А. Стерни-на, Р.А. Ермаковой. - Воронеж: Истоки, 2002. - С. 24-27. 92. Моисеева С.А. Особенности французского коммуникативного поведения // Язык и межкультурная коммуникация: Мат-лы 2-й Межвуз. науч.-практ. конф. 29-30 марта 2005 г. - СПб: Изд-во СПбГУП, 2005.-С. 65-69. 93. Морозова B.C. Символика цветообозначения при описании концептов эмоций в современном арабском литературном языке // Фразеология в контексте культуры. - М.: Языки русской культуры, 1999. - С. 300-305. 94. Назарян А.Г. Идиоматические выражения французского языка. - М.: Просвещение, 1978. - 159 с. 95. Национально-культурная специфика речевого поведения. -М.: Наука, 1977.-352 с. 96. Неверов С.В. Особенности речевой и неречевой коммуникации японцев // Национально-культурная специфика речевого поведения. - М.: Наука, 1977. - С. 320-338. 97. Одинцова М.П. Языковые ипостаси человека // Язык. Человек. Картина мира: Мат-лы Всерос. науч. конф. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2000. - С. 25-27. 98. Павловская А.В. Россия и Америка. Проблемы общения культур. - М.: МГУ, 1998. - 303 с. 99. Павловская А.В. Стереотипы восприятия России и русских на Западе // Россия и Запад: диалог культур. - М., 1994. -Вып. 1.-С. 19-30. 100. Пап Ин. О некоторых формах речевой и жестовой коммуникации в Китае // Национально-культурная специфика речевого поведения. - М.: Наука, 1977. - С. 338-346. 101. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. - М.: Логос, 2002. - 224 с. 102. Песков В.М., Стрельников Б.Г. Земля за океаном. — 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 288 с. 103. Пещренко В.Ф. Основы психосемантики. - М.: Изд-во МГУ, 1997.-400 с. 104. Петров В.В. Структуры значения: логический анализ. -Новосибирск, 1979. - 142 с. 202 105. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе. - М., 1998. 106. Птцальнтова В.А. Общее языкознание. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2001.-240 с. 107. Пшцалышкова В.А. Психолингвистика и современное языковедение // Методология современной психолингвистики. - М.; Барнаул, 2003. -С. 4-21. 108. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 2002. - 191 с. 109. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира / Под ред. Б.А. Серебренникова и др. - М.: Наука, 1988. - С. 8-69. 110. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. - М.: Наука, 2006. - 328 с. 111. Радченко О.А. Язык как миросозидание. - М.: Едиториал УРСС, 2005.-312 с. 112. Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 223 с. 113. Русское и французское коммуникативное поведение / Под ред. И.А. Стернина, Р.А. Ермаковой. - Воронеж: Истоки, 2002. -307с. 114. Седых А.П. Русские и французские диалогические стратегии // Русское и французское коммуникативное поведение. Вып. 1. / Под ред. И.А. Стернина, Р.А. Ермаковой. - Воронеж: Истоки, 2002. - С. 20-24. 115. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. - М.: Прогресс, 1993. - 656 с. 116. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. - М.: Наука, 1988. - 244 с. 117. Современный русский язык: социальная и функциональная дифференциация / Под ред. Л.П. Крысина. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 568 с. 118. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. - М.: Молодая гвардия, 1995.-352 с. 119. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Изд-во полит, лит-ры, 1992. - 543 с. 203 120. Сорокин ЮЛ. Метод установления лакун как один из способов установления специфики локальных культур (художественная литература в культурологическом аспекте) // Национально-культурная специфика речевого поведения. - М.: Наука, 1977. -С. 120-136. 121. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Языки русской культуры, 1997. - 824 с. 122. Стернин И.А. Русский речевой этикет. - Воронеж: Истоки, 1996. 123. Стернин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания: Сб. ст. / Ин-т языкознания РАН. - М., 1996. - С. 97-112. 124. Стернин И.А. Национальная специфика мышления и проблема лакунарности // Связи языковых единиц в системе и реализации. - Тамбов, 1998. - С. 22-31. 125. Стернин И.А. Национальная специфика мышления и проблема лакунарности // Связи языковых единиц в системе и реализации. - Тамбов, 1999. - С. 22-31. 126. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. - Воронеж: Истоки, 2001. 127. Стернин И.А. О выделении доминантных особенностей французского коммуникативного поведения // Русское и французское коммуникативное поведение. Вып. 1 / Под ред. И.А. Стерни-на, Р.А. Ермаковой. - Воронеж: Истоки, 2002. - С. 54-56. 128. Стернина С.Г. Взгляд французов, работающих в России // Русское и французское коммуникативное поведение. Вып. 1 / Под ред. И.А. Стернина, Р.А. Ермаковой. - Воронеж: Истоки, 2002. 129. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Академический проект, 1999.-320с. 130. Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. - Донецк: Сталкер, 1997. - 400 с. 131. Сухих С.А. Этноспецифические помехи в деловой межкультурной коммуникации // Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 2002.-С. 30--41. 132. Сухих С.А., Зеленская В.В. Прагмалингвистическое моделирование коммуникативного процесса. - Краснодар: Изд-во Ку-бан. ун-та, 1998.- 160с. 204 133. Тань Аошуан. Китайская картина мира: язык, менталь-ность. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 240 с. 134. Тарасов Е.Ф., Сорокин Ю.А. Национально-культурная специфика речевого и неречевого поведения // Национально-культурная специфика речевого поведения. - М.: Наука, 1977. - С. 14— 38. 135. Тарасов Е.Ф. Язык и культура: методологические проблемы//Язык. Культура. Этнос.-М.: Наука, 1994.-С. 105-113. 136. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 288 с. 137. Телия В.Н. Первоочередные задачи и методологические проблемы исследования фразеологического состава языка в контексте культуры // Фразеология в контексте культуры. - М.: Языки русской культуры, 1999. - С. 13-24. 138. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово / Slovo, 2000. - 263 с. 139. Уорф Б.Л. Лингвистика и логика // Новое в лингвистике. -М.: Прогресс, 1960.-Вып. 1.-С. 163-198. 140. Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. - М.: Прогресс, 1960. - Вып. 1. -С. 135-168. 141. Уфимцева А.А. Лексическое значение: Принципы семи-ологического описания лексики. - М.: Наука, 1986. - 240 с. 142. Фрейнкман-Хрусталева Н.С., Новиков А.И. Эмиграция и эмигранты: история и психология. - СПб.: Гос. академия культуры, 1995. 143.Халеева И.И. Вместо предисловия редактора: Интеркультура - третье измерение межкультурного взаимодействия (из опыта подготовки переводчиков) // Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: Сб. научных трудов. - М.: Изд-во МГЛУ, 1999.-Вып. 444.-С. 5-14. 144. Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. -М., 1980. 145. Хамская Я.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. - М., 1992. 146. Шахнарович A.M. Онтогенез мыслеречедеятельности: семантика и текст // Филол. науки. - 1998. - № 1. - С. 56-64. 205 147. Шаховский В.И., Сорокин Ю.А., Томашева И.В. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы. - Волгоград: Перемена, 1998.- 148с. 148. Шеспгаков А.А. Контроверзы идентичностей: родина и отечество в российской посткоммунистической культуре // Поволжский журнал по философии и социальным наукам. - 1998. -http:wwwssu.samara.ru/research/philosophy/vjpss/htm 149. Шмелев А.Д. Широта русской души // Анна А. Зализняк, И.Б. Левонтина, А.Д. Шмелев. Ключевые идеи русской языковой картины мира. - М: Языки славянской культуры, 2005. - С. 51-63. 150. Шубарт В. Европа и душа Востока. - М.: Альманах «Русская идея», 1997. - Вып. 3. 151. Этнопсихолингвистика / Под ред. Ю.А. Сорокина. - М.: Наука, 1988.-192 с. 152. Япп Н., Сиретт М. Эти странные французы. - М., 1998. -99с. 153. Bayer К. Evolution: Kultur. Sprache. Eine Einfuehrung. -Bochum, Universitaetsverlag Brockmeyer, 1994. 154. Berry E.B., Epstein M.N. Transcultural Experiments: Russian and American Models of Creative Communication. - New York: St. Martin's Press, 1999.-338 p. 155. Bochner S. Problems in Culture Learning // Overseas students in Australia / Ed. by S. Bochner, P. Wicks. - Sydney: New South Wales University Press, 1972. - P. 33-41. 156. Bootzin R.R., Bower G.H., Crocker J., Hall E. Psychology Today. - New York, 1991. - 800 p. 157. Brosnahan L. Russian and English nonverbal communication. -M., 1998. 158. Crystal D. English as a Global Language. - Cambridge (England); NY: Cambridge University Press, 1997. - 150 p. 159. Dictionnaire historique de la langue fran9aise / Sous la dir. de Rey Alain. - P., 1992. 160. Duneton C. La puce a 1'oreille. - P., 1978. \6\.Hall E.T. The Silent Language. - Garden City; NY: Doubleday, 1959. - 240 p. 162. Hall E.T. Beyond Culture. - Garden City; NY: Anchor Press, 1976.-256 p. 206 163. Malinovski B. The Problem of Meaning in Primitive Languages // Ogden C.K. and Richards J.A. The Meaning of Meaning. -London, 1960. 164. Marouzeau J. Aspects du franfais. - P.: Masson, 1950. - 224 p. 165. Martin J.N., Nakayama Т.К. Intercultural Communication in Contexts. - Mountain View, California: Mayfield Publishing Company, 1999. 166. Richmond Y. From Nyet to Da: Understanding the Russians. -Yarmouth; Maine: Intercultural Press, 1997. - 191 p. 167. Steiner G. After Babel. Aspects of Language and Translation. - London: Oxford University Press, 1975. - 507 p. 168. Stephen W.G., Abulakina-Paap M. Russia and the West // Handbook of Intercultural Training / Ed. by D. Landis arid R.S. Bhagat. - Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 1996. - P. 366-382. 169. Storti C. The Art of Crossing Cultures. - Yamouth; ME: Intercultural Press, 1990.- 121 p. 170. Triandis Я.С. Culture and social behavior. - N.Y. etc. McGraw-Hill, 1994. Инв. №№ Белая Елена Николаеввна Теория и пратика межкультурной коммуникации Учебное издание Технический редактор Н. В. Москвичёва ';Редактор О. М. Азеева Корректор Л. В. Федецкая Оформление серии П. Родькипа Подписано в печать 10.11.2010. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Гарнитура «Тайме». У,сл. печ. л. 13,0. Уч.-изд. л. 13,5. Бумага офсетная. Тираж 1000 экз. Заказ № 128. Издательство «ФОРУМ» 101990, Москпа — Центр, Колпачный пер., д. 9а Тел./факс: (495) 625-32-07, 625-52-43 E-mail: forum-knigi@mail.ru По вопросам приобретения книг обращайтесь: Отдел продаж издательства «ФОРУМ» 101990. Москва — Центр, Колпачный пер., д. 9а Тел./факс: (495) 625-52-43 E-mail: forum-ir@mail.ru www.forum-books.ru Отдел продаж «ИНФРА-М» 127282, Москва, ул. Полярная, д. 31в Тел.: (495) 380-05-40 (доб. 252) Факс: (495) 363-92-12 E-mail: ati@infra-m.ru Отдел «Книга-почтой» E-mail: podpiska@infra-m.ru; books@infra-m.ru Отпечатано в ОАО «Домодедовская типография». г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, к. 1. |