Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
Скачать 3.14 Mb.
|
влияние, которое эти идеи оказали на нашу жизнь и наше общество. Все труды Маслоу пронизаны убеждением, что человеческие существа можно понять, лишь учитывая их высшие 306 Послесловие стремления. Он утверждал, что мы как человеческие существа обладаем внутрен ней потребностью культивировать эти стремления, чтобы иметь возможность реа лизовать себя и служить обществу. Ощущение чуда Любовь Маслоу к жизни и твердая убежденность в позитивной направленности человеческих стремлений постоянно крепли благодаря тому, что он посвятил всю жизнь холистическому пониманию человеческой природы. Человеческие существа представляют собой не коллекцию неврозов, а богатство потенциальных возмож ностей. Еще в молодости ему были свойственны честное и открытое восприятие. В 1928 г. он написал в дипломной работе по философии: Почему бы не приписать [чудо мистического переживания] самому человеку? Вме сто того чтобы из факта мистического переживания делать вывод о присущей чело веку беспомощности и малости... нельзя ли разработать концепцию о величии чело веческого рода? (цит. по: Lowry, 1973a, p. 77). Спустя более 40 лет, когда Маслоу стал одним из наиболее выдающихся психо логов нашего времени, его основные идеи ничуть не изменились, судя по его вы сказыванию о своей книге «Высшие достижения человеческой природы» (The Far ther Reaches of Human Nature, 1971, 144) 1 : Если бы мне пришлось выразить основную мысль этой книги одним предложением, я [бы сказал], что это описание последствий открытия высшей природы человека, которая является частью его сущности, — или попросту говоря, что люди могут быть удивительно прекрасными, и это свойственно их человеческой и биологической при роде (цит. по: Lowry, 1973a, p. 77). Его ищущий, пытливый ум позволил выработать новый подход к психологии личностного роста и самоактуализации, минуя невротическое поведение и психоз. «Мы можем изучать глубины бессознательного и предсознательного, рациональное и иррациональное, здоровое и больное, поэтическое и математическое, конкретное и абстрактное. Эти медицинские очки водрузил на наш нос Фрейд. Настало время от них избавиться», писал Маслоу в 1959 г. (цит. по: Lowry, 1979, p. 66). Незаметная революция В предисловии к переработанному 2му изданию книги «Мотивация и личность» Маслоуписал, что гуманистическая философия «попрежнему ускользает от вни мания большинства представителей интеллектуального сообщества… По этой при чине я решил назвать ее незаметной революцией» (1970, 142, p. x). В марте 1985 г. участники празднования 25й годовщины Ассоциации гумани стической психологии отметили значение «незаметной революции» и проникно вение гуманистических идей в повседневную жизнь. Хотя обычные учебники по психологии часто не отражают гуманистических взглядов, в других сферах их вли яние гораздо более заметно. Современные тенденции в психотерапии, образовании, 1 Все ссылки на работы Маслоу перечислены в «Библиографии печатных трудов Абрахама Маслоу»; число, следующее за годом, соответствует порядковому номеру работ в библиографии. Наследие Абрахама Маслоу 307 медицине, менеджменте отражают представления Маслоу о самоактуализации, жизненных ценностях, выборе и обязанностях, а также холистический взгляд на индивида в семейном, культурном и рабочем окружении. Ричард Дж. Лоури из колледжа Vassar College, друг и бывший студент Маслоу, редактор его журналов, сыграл решающую роль в исследовании трудов Маслоу. В своей книге «А. Г. Маслоу: интеллектуальный портрет» (A. H. Maslow: An Intel lectual Portrait, 1973a) Лоури исследует основные идеи Маслоу и их теоретический статус в истории психологии и западной философии. Лоури характеризует интеллектуальную жизнь Маслоу как воплощение удиви тельной гармонии и последовательности в реализации «чудесных возможностей и загадочных глубин человеческой природы» (Lowry, 1973a, pp. 78–79). При подготовке книги «Новые пути в психологии: Маслоу и постфрейдистская революция» (New Pathways in Psychology: Maslow and the PostFreudian Revolution, 1972), английский писатель Колин Уилсон (Colin Wilson) тесно сотрудничал с са мим Маслоу и его женой Бертой. Этот труд, а также книга «Третья сила, психоло гия Абрахама Маслоу» (The Third Force, The Psychology of Abraham Maslow, Frank Goble, 1970) ведут хронику философии Маслоу и его достижений с учетом широ кой исторической перспективы. Уилсон пишет: «Достижения Маслоу огромны… Подобно всем оригинальным мыслителям, он открыл новый способ видениявселенной. Его идеи развивались медленно и органично, подобно дереву; не было переломов, резких смен направле ния. Он обладал удивительно тонким чутьем» (1972, p. 198). Психолог и философ науки Маслоу полагал, что общий подход к эмпирической науке, «к объектам, животным, предметам и частямпроцессам страдает ограниченностью и неадекватностью, ког да мы пытаемся узнать и понять людей и культуры в целом и по отдельности» (Maslow, 1966, 115, p. xiii). В своем поиске средств проведения исследований в сфере психологии Маслоу проявил себя философом науки. Он считал невозможным отделить психологиче скую истину от философских вопросов, полагая, что наука не имеет права исклю чать из рассмотрения какие бы то ни былоданные или переживания, имеющие отношение к изучаемому вопросу. В книге «Психология науки: рекогносцировка» (The Psychology of Science: A Reconnaissance)он писал: «Наука должна уметь рабо тать с проблемами ценности, индивидуальности, сознания, красоты, трансцендент ности и этики» (Maslow, 1966, 115, p. xiv). Маслоу больше интересовала разработка теорий, нежели их применение и пе репроверка; в то же время он поощрял других исследователей экспериментировать с его идеями, подтверждать или опровергать их. Я предпочитаю освоить новую пашню, а затем оставить ее. Я начинаю испытывать скуку. Я предпочитаю открытия, а не доказательства. Лично для меня величайшее волнение сопряжено с открытием (Maslow, цит. по: Lowry, 1979, p. 231). В книге The Farther Reaches of Human Nature (1971, 144) он признавал, что вери фикация — «становый хребт науки», однако полагал «величайшей ошибкой уче 308 Послесловие ных считать себя только проверяющими» (p. 4). Он был озабочен открытиями, ко торые одновременно затрагивали переживания и теорию, призывая науку к поис ку новых методов получения знаний о человеческом поведении. Его призыв к ис следованиям распространялся на все сферы жизнедеятельности человека, вклю чая дома, больницы, сообщества и даже нации. Гуманистическая психология Современная гуманистическая психология многолика: культурное движение, сеть социальных контактов, набор человеческих переживаний, набор техник, система ценностей, организация и теория. В идеале, каждый их этих аспектов взаимодей ствует с другими, обогащая их (Maslow, цит. по: Greening, 1984, p. 3). Я фрейдист, я бихевиорист, я гуманист... (Maslow, 1971, 144, p. 4). Теория Разработанные Маслоу теории человеческой мотивации и самоактуализации в корне противоречат психоаналитическим и бихевиористским подходам. Вместе с тем, лич но для Маслоу, иерархия потребностей стала логическим продолжением его предше ствующей работы с бихевиористскими, фрейдистскими и адлерианскими моделями. Сам он считал себя одновременно фрейдистом и бихевиористом, а не бунтовщиком против их подходов. Маслоу видел свою задачу в творческом синтезе, а не в сектант стве, он считал свою работу развитием современных тенденций в психологии. Почему теории Маслоу и других мыслителей гуманистического направления счи таются революционными? Его работа и работа других психологовгуманистов науч ная в том смысле, что опирается на эмпирическое исследование человеческого пове дения, что отличает ее от других психологических систем, делающих акцент на опре деленных философскихпредставлениях о людях (Buhler & Allen, 1972). Гуманистическая психология является революционной в предложении пози тивного подхода к человеческим переживаниям. Гуманистические психологи счи тают себя в первую очередь людьми и лишь во вторую — учеными. Они не претен дуют на объективность. Они намереваются открыть методы, которые позволяли бы понять личность другого человека, в рамках крайне субъективного взаимодей ствия (Buhler & Allen, 1972; Polanyi, 1958). Следующие особенности характерны для современной гуманистической психо логии. • Неудовлетворенность теориями, центрированными на патологии. • Признание наличия у человека потенциала к росту, самоопределению, вы бору и принятию на себя ответственности. • Убежденность в том, что не хлебом единым жив человек; что он имеет выс шие потребности, такие как научение, работа, любовь, творчество и т. п. • Оценивание чувств, желаний и эмоций вместо их объективизации или по верхностного объяснения. • Убежденность в том, что человек способен отличать истину от лжи, вести себя в соответствии с высшим добром; вера в вечные ценности, такие как истина, счастье, любовь и красота. Наследие Абрахама Маслоу 309 Гуманистическое движение Такое определение Третьей силы в психологии было предложено Маслоу летом 1957 г., оно включено во введение к первому номеру журнала Journal of Humanistic Psychology (Sutich, 1961, pp. viiiix): Журнал Journal of Humanistic Psychology основан группой психологов и специалистов из других областей, которые проявляют интерес к человеческим возможностям, не нашедшим отражения в позитивистской или бихевиористской теориях, классиче ском психоанализе. Речь идет, в частности, о креативности, любви, самости, росте, организме, удовлетворении базовых потребностей, самоактуализации, высших цен ностях, эготрансцендентности, объективности, автономии, идентичности, ответствен ности, психическом здоровье и т. п. Гуманистическая психология как интеллектуальное движение оформилась в начале 1960х гг. при создании двух организаций. Эсаленовский институт Кали форнии (Esalen Institute of California), прототип других центров роста и личност ного развития, был основан в 1962 г. В том же году Абрахам Маслоу с коллегами основал Ассоциацию гуманистической психологии (Association of Humanistic Psy chology, AHP). Основной целью журнала и Ассоциации являлось изучение поведенческих ха рактеристик и эмоциональной динамики полноценного и здорового человеческо го функционирования. Новая ассоциация символизировала отказ от механисти ческой, детерминистской, психоаналитической и бихевиористской ортодоксально сти. В 1985 г. Ассоциация насчитывала 5200 членов во всех 50 штатах и многих иностранных государствах. В предисловии к книге Фрэнка Гобла The Third Force, The Psychology of Abraham Maslow (Goble, 1970, p. vii) сам Маслоу писал: Я хотел бы подчеркнуть, что любой из дюжины теоретиков столь же полезен, как и представитель психологии Третьей силы. Как движение она не имеет ни одного яв ного лидера, ни одного великого имени, в отличие от большинства революций в ми ровоззрениях, которые начинались под руководством конкретных лидеров, напри мер фрейдизм, дарвинизм, марксизм, эйнштейнианство, Третья сила — результат работы многихлюдей. Помимо этого, параллельно делались открытия и в других об ластях. В настоящее время быстро развивается новое представление об обществе и всех его институтах. Гуманистические психологи исследовали способы поощрения и оценки само актуализации у отдельных индивидов, групп и организаций. В 1968 г. с целью из мерения уровня самоактуализации был создан Опросник личностной ориентации (Personal Orientation Inventory, POI) (Shostrom, 1968). Этот инструмент нашел ши рокое применение в бизнесе, образовании и психологии. Гуманистическая психотерапия Практика современной психотерапии претерпела значительные изменения под влиянием взглядов Маслоу и других психологов — представителей Третьей силы. Хотя сам Маслоу не занимался клинической практикой, его идеи оказали замет ное влияние на практическую психотерапию. Он не занимался разработкой систе 310 Послесловие мы техник, скорее его интересовал этический подход к человеческим взаимоотно шениям в целом. Маслоу полагал, что удовлетворительные результаты можно получить с помо щью различных клинических подходов, а успешная психотерапия должна помочь индивиду в реализации своих основных потребностей, тем самым открывая путь к самоактуализации. Это, по мнению Маслоу, — «главная задача любой терапии» («Мотивация и личность»,1970, 142, pp. 241–264). «Безоговорочно принимается убеждение в том, что истина лечит. Научиться преодолевать собственные ограни чения, познать себя, услышать голос побуждений, освободить ликующую приро ду, приобрести знания, достичь инсайта — вот основные задачи психотерапии», — пишет он в книге Farther Reaches of Human Nature (1971, 144, p. 52). Гуманистическая этика, разработанная Маслоу (1970, p. 142) и развитая Бюд женталем (Bugental, 1971), имеет особое значение для психотерапевтической прак тики. Вот некоторые ее принципы: • принятие ответственности за собственные действия и переживания; • взаимность в отношениях: признание взглядов другого человека; • экзистенциальный подход (здесьитеперь), признание того, что человек живет лишь в настоящий момент; • осознание того, что такие эмоции, как боль, конфликт, скорбь, вина, гнев, — являются часть человеческих переживаний, которые следует понять и даже оценить, а не скрывать и подавлять; выражение эмоций обнаруживает пере живаемый смысл в жизни человека; • люди, усвоившие гуманистическую этику, объединены поиском пережива ний, ускоряющих личностный рост. Следует отдать должное Карлу Роджерсу (Rogers, 1942, 1961): он впервые ввел новую гуманистическую концепцию взаимоотношений между психотерапевтом и пациентом. Теории Маслоу и Роджерса взаимно обогащали их обоих, при этом Род жерс использовал эти концепции при разработке новых подходов к психотерапии сво их клиентов. Он назвал свою работу клиентцентрированным подходом. Роджерс представлял себе психотерапевта в роли фасилитатора, активного, но недирективного соучастника терапии. Различные психотерапевты гуманистического направления предложили свои варианты налаживания взаимоотношений между людьми. Гуманистические психотерапевты признают и используют собственные пере живания, полагая при этом, что нельзя недооценивать влияние и важность лично сти терапевта на процесс консультирования. Психотерапевт служит моделью, на глядно демонстрируя клиенту потенциал креативных и позитивных действий. Психотерапевты гуманистического направления также полагают, что окончатель ное решение и право выбора остается за клиентом. Хотя терапевт может играть поддерживающую роль, клиент несет главную ответственность за собственную жизнь и всегда останется наиболее влиятельной в ней фигурой (Buhler & Allen, 1972; Maslow, 1970, 142; Rogers, 1961). Необходимо помнить, что знание собственной природы одновременно служит зна нием человеческой природы в целом (Maslow, 1971, 144, p. xvi). Наследие Абрахама Маслоу 311 Трансперсональная психология Я рассматриваю гуманистическую психологию Третьей силы как временную психо логию в преддверии высшей, четвертой психологии, трансперсональной, трансчело веческой, центрированной больше на космосе, чем на людских потребностях и инте ресах, выходящей за пределы человечности, идентичности, самоактуализаци и т. п. (Maslow, Toward A Psychology of Being, 1968, 128, pp. iii–iv). К концу жизни Маслоу увидел возможности для дальнейшего развития челове ка. По мере опубликования результатов исследований, посвященных различным формам функционирования здорового человека, становилось все более очевид ным отсутствие в традиционной западной психологии какихлибо рекомендаций на этот счет. Действительно, сама по себе гуманистическая модель была недо статочна. Маслоу сознавал, что определенные состояния сознания (измененное, ми стическое, экстатическое или духовное) выходили за рамки самоактуализации, при этом индивид пересекал обычные границы идентичности и переживаний (Walsh & Vaughn, 1980). В 1968 г. Маслоу обсуждал с Энтони Сутичем название для этой новой «чет вертой силы» в психологии. Планировалось издавать журнал, который должен был редактировать Сутич. Я пишу потому, что в ходе беседы [со Стэном Грофом] мы решили использовать слово «трансперсональный» вместо неуклюжих «трансгуманистический» или «трансчелове ческий». Чем больше я размышляю, тем лучше вижу в этом слове то, что мы хотим выразить, в частности выход за рамки индивидуальности, развитие отдельного инди вида в нечто более всеохватывающее (Maslow, цит. по: Sutich, 1976, p. 16). Маслоу дожил до выхода первого номера нового журнала Journal of Transper sonal Psychology в 1969 г. Редакционная статья была написана на основе лекции The Farther Reaches of Human Nature. Вот оригинальная формулировка основной задачи журнала, предложенная Сутичем и встретившая горячее одобрение Маслоу: Зарождающаяся трансперсональная психология («четвертая сила») занимается, в частности, эмпирическим научным исследованием с ответственным использовани ем его результатов, имеющих отношение к индивидуальным и общевидовым мета потребностям, конечным ценностям, объединенному сознанию, пиковым пережива ниям, ценностям бытия, экстазу, мистическим переживаниям, благоговению, бытию, самоактуализиации, сущности, блаженству, чуду, конечному смыслу, трансцендент ности Я, духу, согласию, космическому сознанию, индивидуальной и общевидовой синергии, максимальному межличностному взаимодействию, сакрализации повсе дневной жизни, трансцендентным явлениям, космическому Яюмору и игривости, максимальному сенсорному осознанию, отзывчивости и экспрессии, а также сопут ствующим концепциям, переживаниям и деятельности (Sutich, 1976, pp. 13–14). В 1985 г. в Ассоциацию трансперсональной психологии входили уже 1200 чле нов. Была основана также Международная трансперсональная ассоциация (Inter national Transpersonal Association), под эгидой которой проводились конференции по всему миру. |