Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
Скачать 3.14 Mb.
|
345 человека и общества и призывает общество создать условия для раскрытия и реа лизации этого потенциала. Мечтой А. Маслоу или, как он сам обозначает это в од ном из разделов книги, Утопией, было сделать всех людей здоровыми и счастли выми. Для этого он нашел вроде бы простой рецепт: общество должно заботиться о том, чтобы человек имел возможность проявить свою природу и удовлетворить все свои базовые потребности. При этом к базовым (а для А. Маслоу они являются природными, биологическими, инстинктоподобными) он относит и высшие пси хологические потребности человека в безопасности, любви и самоактуализации. Стержневым положением А. Маслоу при рассмотрении базовых потребностей является их иерархизация. Он полагает, что, пока низшие потребности не будут удовлетворены, они не дадут возможности проявиться более высокому уровню потребностей. Речь, таким образом, идет о доминантных отношениях между по требностями разных уровней. Поскольку в отечественных учебниках по общей психологии и монографиях «пирамида потребностей», по А. Маслоу, приводится довольно часто и без комментариев, считаю необходимым обратить внимание чи тателя на слабые места в представлениях автора об иерархии потребностей. Действительно, доминанта, по А. А. Ухтомскому, обладает свойством сопряжен ного торможения, т. е. доминантная потребность может подавлять остальные по требности, затормаживать их актуализацию. Однако с точки зрения учения о до минанте, для того чтобы стать доминантной, потребности вовсе не надо вставать в очередь, построенную по принципу: «не лезь вперед батьки в пекло»; в зависимо сти от ситуации в данный момент доминантной может стать потребность любого уровня. А. Маслоу базовые потребности рассматриваются как данность, они наличе ствуют у человека в потенции как желания и только ждут часа Х для своего про явления. Но что заставляет человека переходить на новый уровень потребностей после удовлетворения потребностей более низкого уровня, автор не объясняет. Отсюда возникает впечатление, что происходит это автоматически, без участия воли и сознания человека, хотя речьто у него идет и о высших психических по требностях. В принципе, шаткость своего положения об иерархической очередности удо влетворения потребностей понимает и сам А. Маслоу. Не случайно он делает мно го оговорок, показывающих, в каких случаях выдвинутый им принцип не работа ет. Противоречит принципу иерархизации потребностей и утверждение А. Маслоу, что если человек достиг удовлетворения потребностей высшего уровня, т. е. само актуализации, то он может уже пренебречь во многих случаях удовлетворением низших потребностей. Если это так, то автору следовало бы подчеркнуть, что прин цип иерархии потребностей действителен только для несамоактуализировавших ся людей. Очевидно, дело не в обязательности иерархичных отношений между потребностями, а в становлении человека как личности. Став зрелой личностью, человек сам решает, какие потребности ему следует удовлетворить в первую оче редь, не дожидаясь «разрешения» на это нижележащего уровня потребностей. В то же время иерархия базовых потребностей, созданная А. Маслоу, может оказаться полезной гипотезой при рассмотрении этапов развития человека в онто генезе и животных — в филогенезе, на что указывает сам автор. 346 Послесловие научного редактора Рассматривая базовые потребности как природные, инстинктоподобные, и от мечая, что высшие базовые потребности у животных, предшественников человека на эволюционной лестнице, отсутствуют, он вынужден высказать, пожалуй, самое спорное во всей книге положение — что у человека есть инстинкты (точнее — по добные инстинктам врожденные потребности), свойственные только ему, такие как потребность в уважении, эстетические потребности, потребность в саморазвитии. Правильнее было бы говорить не о врожденности этих потребностей (вряд ли сто ит сомневаться, что эти потребности формируются в онтогенезе под влиянием со циализации), а о том, что они базируются на более примитивных врожденных по требностях в активности, в эмоциональном насыщении, в общении, а также на та ких инстинктах, как исследовательский рефлекс. И базовыми скорее являются именно эти потребности, а не высшие психологические потребности в «пирамиде» А. Маслоу. А. Маслоу пишет, что, с одной стороны, удовлетворение всех базовых потребно стей делает человека хорошим и здоровым, а с другой стороны, что удовлетворение всех потребностей может создать трудности для человека. Почему получается такой двоякий эффект удовлетворения потребностей, А. Маслоу не объясняет. Следует отметить не очень четкое использование автором многих научных поня тий. Так, в одном случае в качестве потребности в его книге выступает цель, в дру гом — влечение, в третьем — состояние (усталость). Подчеркивая, что мотивация затрагивает всю личность, в дальнейшем он предпочитает говорить об организме. Можно поспорить с автором и относительно бесцельного и, следовательно, не мотивированного и бесполезного поведения, к которому он относит различные виды экспрессивного (эмоционально обусловленного) поведения: пение, прогулки, жи вопись, импровизации на фортепьяно, веселье. С его точки зрения, незачем при писывать пользу отдыху и развлечениям. Любое экспрессивное поведение являет ся, как пишет А. Маслоу, самоцелью. Можно согласиться с автором, что некоторые экспрессии, и то в качестве реакций, а не поведения, могут проявляться спонтанно (например, экспрессивное выражение эмоции), т. е. не имеют заранее спланирован ной цели. Однако экспрессивное поведение не может быть ни немотивированным, ни бесполезным. Оно служит средством регуляции эмоционального состояния человека, как, например, «бесцельное» хождение человека по комнате при волне нии или ожидании. Вообще, термин «поведение» автор использует слишком ши роко и неадекватно: наряду с танцами к поведению он относит почерк и походку человека, а также эмоциональные состояния, например удовольствие. Значительное место в книге занимает раздел о самоактуализации. Этот термин в психологии, в том числе и нашей отечественной, стал сейчас очень модным. Пи шутся статьи и издаются сборники, защищаются кандидатские и докторские дис сертации, однако этот феномен как был не очень ясно очерченным в своих грани цах и сущности, так и остается. Дело в том, что описание этого феномена А. Маслоу не очень строгое, хотя он приводит много признаков, характеризующих самоактуа лизацию и самоактуализирующегося человека. Самоактуализирован, с точки зрения автора, тот, кто удовлетворил все базовые потребности, т. е., по сути, дал проявить ся своей природе. Вот этито люди и являются, по мнению автора, здоровыми. Од нако, по наблюдениям А. Маслоу, самоактуализированных людей мало, около 12%. Послесловие научного редактора 347 Те же, кто не сумел удовлетворить все базовые потребности, причисляются А. Мас лоу к больным, поскольку неудовлетворение базовых потребностей типично для людей с неврозами. Так, он пишет, что любую неспособность достичь самореали зации надо рассматривать как психопатологию и что средний, или нормальный, че ловек, как правило, больше напоминает психически больного, хотя его состояние не столь тяжелое. Допущение весьма смелое, но базируется оно на психотерапев тической практике автора, следовательно, на действительно больных неврозами людях. Но неужели 88% населения США невротики? Слабость раскрытия А. Маслоу феномена самоактуализации состоит и в том, что он описывает его признаки только на выдающихся ученых. Возникает вопрос: эти признаки (личностные особенности) обеспечивают самоактуализацию (в его случае — достижение выдающихся результатов) или являются ее результатом, т. е. изменением личности в связи с достигнутыми результатами? Маслоу отвергает связь самоактуализации со способностями, но правильно ли это? Может ли чело век, не обладающий способностями, самоактуализироваться в социальных сферах деятельности, т. е. добиться высоких результатов? Кроме того, так, как А. Маслоу описал самоактуализированных людей, они не очень симпатичны и посему не могут побуждать всех людей стать такими же. Так, они спонтанны, как дети, нелюдимы, рассеяны, спокойны и невозмутимы незави симо от жизненных обстоятельств (поскольку эти обстоятельства для них незна чимы), обладают независимостью собственного мнения от мнения большинства, не нуждаются для удовлетворения своих потребностей в других людях. Может ли все это быть идеалом для человека как социального существа? Правда, А. Маслоу все же вынужден несколько очеловечить этих самоактуализированных субъектов: оказывается, они тоже могут любить, дружить, возмущаться в отдельных ситуаци ях. Призыв А. Маслоу к самоактуализации, т. е. к благоденствию отдельных людей и через них — к хорошему и здоровому обществу в целом, напоминает недавние призывы к светлому будущему человечества — коммунизму, имевшие место в на шей бывшей стране. Следовательно, это есть Утопия, хорошая сказка. А в хорошие сказки человечество склонно верить, отсюда, наверное, и то большое влияние, ко торое гуманистическая психология оказала на умы людей, особенно в Америке. Сам А. Маслоу отмечает, что, как правило, базовые потребности не удовлетворя ются полностью, поэтому он говорит о частично удовлетворенных потребностях. А раз так, то и самоактуализация либо будет частичной, неполной, либо вообще не достигнутой. Но может быть, это и является спасением для человека, которому все гда есть к чемуто стремиться. Иначе он потеряет смысл жизни. Заключая рассмотрение той части книги, которая посвящена вопросам мотива ции, следует отметить, что во многом это взгляд на проблему практикапсихотера певта. Отсюда, с чем он встречался при изучении больных неврозом (с неудовлет воренными потребностями), то и обсуждает в книге. Вообще следует отметить, что до обсуждения мотивации как процесса формирования основания действия или поступка А. Маслоу явно не дотягивает. Потребности — это еще не вся мотивация. Поэтому, с моей точки зрения, правильнее было бы назвать книгу (а точнее — пер вую ее половину, так как вторая явно выходит за рамки названия книги) «Потреб ности и развитие личности». 348 Послесловие научного редактора Вторая половина книги посвящена философии и методологии изучения психо логических проблем. Здесь следует отметить главу 14 «Вопросы новой психоло гии» и представленный в ней А. Маслоу список еще не изученных или поставлен ных поновому вопросов (особенно он может быть полезен начинающим занимать ся наукой аспирантам, мучающимся с выбором темы для исследования: дерзайте, ищите ответы на эти вопросы). Новаторский подход А. Маслоу ко всему проявил ся и при рассмотрении роли науки в поиске истины. Он приходит к выводу, что наука (я бы сказал — научный эксперимент) — не единственный путь к истине и что взгляды поэтов, мечтателей могут быть полезными в ее поиске. И это действи тельно так. Подчас психология человека гораздо глубже показана писателем, чем психологомэкспериментатором. С чем трудно согласиться, так это с утверждени ем А. Маслоу, что истинным ученым может считаться только тот, кто продуцирует новые идеи, а не тот, кто занимается обобщением уже существующих фактов и идей. Кстати, эта позиция нашла отражение и в данной книге: А. Маслоу откровенно заяв ляет, что он пишет только о пришедших ему новых идеях, а доказывать их — это не его задача, пусть этим занимаются другие. Но идеи не должны быть плодом только воображения ученого, они должны быть обоснованы, опираться на факты. И толь ко это дает основание говорить о построении новой теории. Одним словом, по мет кому замечанию И. П. Павлова: «Ученый без фактов — все равно что святой, не совершивший чуда». Неподкрепленная фактами «теория» есть лишь гипотеза. Поэтому у ученого, обобщающего факты, есть больше шансов построить истинную теорию, чем у чистого генератора идей. Е. П. Ильин, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ А автономия высших потребностей 92 агрессивность 138 адаптация 173 арапеши 143 Б базовые потребности 103, 106 предосылки удовлетворения 68 бессознательные импульсы 57 биологическая продуктивность 109 болезнь 134 бытие 125 В вина 192 влечение 51 внешние условия 110 внимание 256 внутреннее значение 130 восприятие 233, 259 восприятие реальности 189 выживание по Дарвину 115 Г гедонистическая теория 112 гештальт 292 гештальтпсихология 41 голод 47 гомеостаз 60 групповая психотерапия 162 Д даосистское освобождение 119 депривация 130 дети исследования 140 склонность к агрессивному поведению 141 добу 143 доминирование 139 дружба 156 Ж желание знать 69 понять 69 силы 67 славы 67 животные исследования 138 животные, мотивация у них 53 жизненный опыт терапевтический эффект 153 жители острова Бали 180 З законы, созданные человеком, и законы природы 246 здоровье 58 зло 137 И игра 127 Ид 57 идеал 74 индивидуализм 111 инсайт в психотерапии 167, 169 инстинкт 53 теория 97 человеческий 114 интеллект 236 искусство 126 итерация 187 К категоризация 265 клинический опыт 144 конфликт 132 копинг 118 креативность влечение к неизведанному 224 отсутствие страха 225 пиковые переживания 226 разрешение противоречий 224 уровни 227 культурные условия 101 Алфавитный указатель 350 Алфавитный указатель Л личность 242, 294 любовь 47, 110 альтруистическая 219 как самовознаграждение 217 отчужденность и индивидуальность 219 люди, страдающие неврозом, взрослые 64 М манера 76 метамотивация 194, 195 метапатология 89 метапотребности 120 мораль 113 мотивация 235 неосознанная 49, 75 осознанная 77 сложная 49, 76 мышление 265 Н насилие 144 наука психологический подход 244 научение 232, 261 научная ортодоксия 252 невротические симптомы 56 необходимость понимания самого себя 168 О обсессивнокомпульсивный невроз 65 общество здоровое 78, 166 хорошее 163 окружение 54 личность 182 организм, страдающий неврозом 88 открытость 213 отстраненность 196 от культуры 206 отчуждение 66 оценка 127 П первичный процесс 227 переживание мистическое 127 эстетическое 127 переживания мистические 199, 215 поведение 122 немотивированное 76, 92, 116 случайное 92 познание 236 истины 255 потенциальные возможности человека 176 потребности в безопасности 63, 86 в любви и принадлежности 65 в самоактуализации 68 в самоуважении 72 в уважении 67 возникновение 75 высшие и низшие 108 доминирующие 51, 61 иерархия 63, 72, 80, 108 когнитивные 69, 93 конативные 92 удовлетворение 77, 83, 84, 110, 150 физиологические 86 фрустрация 96 эмоциональные 92 эстетические 72 привыкание 74 привычки 262 примитивные импульсы 100 противопоставление Диониса Аполлону 112, 229 психоанализ 49, 228 психологически здоровая личность 175 психологическое здоровье 248 психология анормальная 237 зоопсихология 238 клиническая 237 социальная 239 ценностей 117 психопатология 48, 70 психотерапевт 58, 153 психотерапия 237, 85, 105, 106, 114, 149 пуританский дух 116 Р разум 101 рационализация 266 реальность подходы к ней 247 рефлекс защиты своей территории 138 Алфавитный указатель 351 С самоактуализация 120, 166, 187 автономия 197 восприятие реальности 190 креативность 204 межличностные отношения 201 пиковые переживания 199 подавление 135 принятие 192 разрешение противоречий 211 свежесть восприятия 198 склонность к 96 скромность и уважение 200 сопротивление приобщению к культурным нормам 205 спонтанность 193 уединение 196 ценности 209 центрирование на проблеме 195 человеческое родство 200 этика 202 юмор 203 самоактуализирующиеся люди исследование 186 креативность 221 любовь 213 несовершенства 207 самовыражение мотивированное 119 самотерапия 161 сдержанность Аполлона 123, 184 сексуальное желание 49 сексуальность 214 скука 90 соответствие норме 183 сопротивление приобщению к культур ным нормам 205 социология науки 246 спонтанность 123 средства и цели 48 Суперэго 212 Т теория гедонистическая 112 научения 83 травма 135 У уважение к другому человеку 217 угроза 130 удовлетворение 74 патология как результат 89 теория 80, 90 фрустрация 89 удовлетворение базовых потребностей 92, 104, 187 уровень фрустрации 91 Ф физиологические влечения 60 формирование стереотипа 259 функциональная автономия 79, 114 Х характер, научение 84 структура 121 черты 94 формирование 84 Ц ценности 245, 171, 209 основные 83 теория 113 центрирование на средствах 249 Ч человеческая натура 178 человеческие отношения терапевтический эффект 158 чукчи 143 Э Эвпсихия 183 Эго 57, 211, 212 Эготрансцендентность 216 эгоизм 88 экспрессия интеллектуальная 128 эмоции 234, 90 эндокринология 144 Ю юмор 203 Абрахам Маслоу Мотивация и личность 3-е издание Перевели с английского Т. Гутман, Н. Мухина Научный редактор Е. Ильин Литературный редактор Ю. Чекмарева Художник К. Радзевич Корректоры М. Рошаль, Н. Тюрина Верстка Л. Егорова Заведующая редакцией Т. Шапошникова Изготовлено в России. Изготовитель: ООО «Прогресс книга». Место нахождения и фактический адрес: 194044, Россия, г. Санкт-Петербург, Б. Сампсониевский пр., д. 29А, пом. 52. Тел.: +78127037373. Дата изготовления: 02.2019. Наименование: книжная продукция. Срок годности: не ограничен. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 034-2014, 58.11.12.000 — Книги печатные профессиональные, технические и научные. Импортер в Беларусь: ООО «ПИТЕР М», 220020, РБ, г. Минск, ул. Тимирязева, д. 121/3, к. 214, тел./факс: 208 80 01. Подписано в печать 14.02.19. Формат 70х100/16. Бумага офсетная. Усл. п. л. 32,250. Тираж 1200. Заказ 0000 Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных издательством материалов в типография «Вятка». 610033, Киров, ул. Московская, 122. |