Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
Скачать 3.14 Mb.
|
318 Послесловие Предложенная Маслоу теория Z на 20 лет опередила известную книгу Уши, посвященную практике бизнеса в Японии, которая так и называлась «Теория Z» (Theory Z, Ouchi,1981). Как ни странно, в книге Уши отсутствуют ссылки на Маслоу. Гуманистические достижения в бизнесе Гуманистическая психология предполагает существование и важность психоло гических потребностей в достижении цели, независимости и автономии, хорошем отношении к себе, росте и самоактуализации (Argyris, 1964; Drucker, 1974; Mas low , 1965, 112; McGregor, 1960). Возникшие на протяжении 1960–1970х гг. мно гочисленные идеи об ориентированных на человека менеджменте и практиках бизнеса продолжали развиваться и в дальнейшем. Многие организации ввели для своих сотрудников тренинги сензитивности (French & Bell, 1980), совместного принятия решений (Hackman & Oldham, 1980), программноцелевого управле ния (Drucker, 1974), а также программы повышения качества условий труда (Carl son, 1980). Книга Маслоу Eupsychian Management, сборник заметок, опубликованный в 1965 г. в виде журнала, предвосхитил многие идеи, опубликованные впослед ствии в популярных работах на тему управления (In Search of Excellence, Peters & Waterman, 1982); The Art of Japanese Management, Pascale and Athos, 1981; Theory Z, Ouchi, 1981). Американские фирмы поновому взглянули на успехи в бизнесе за рубежом и в собственной стране, а многие нововведения, которые в настоящее вре мя считаются признанными путями к высокому мастерству на рабочих местах, опи саны Маслоу в начале 1960х гг. Маслоу еще в 1965 г. осознал то, что в 1982 г. подтвердили Питерс и Уотермен (Peters & Waterman, 1982): в частности, что успешное лидерство фокусируется на человеческихценностях, направлено на удовлетворение потребности людей в смыс ле их деятельности, создает организационную цель. Маслоу разработал перечень из 36 допущений или предпосылок полноценного функционирования организа ции. Это, в частности, следующие: 1) предположите, что все ваши сотрудники об ладают стремлением к достижению, что они поддерживают отношения хорошего сотрудничества и не любят зря терять время, любят хорошо работать и т. д.; 2) пред положите, что люди любят ощущать свою значимость, необходимость, полезность, успешность, гордость за себя и уважение к себе; 3) предположите, что каждый че ловек заслуживает доверия; 4) каждый должен быть максимально полно инфор мирован обо всех фактах, касающихся данной ситуации; и 5) наконец, предполо жите существование тенденции или склонности к идентификации с окружающим миром, а также стремление к таким ценностям, как истина, справедливость, совер шенство и т. п. (Maslow, 1965, 112). Крупные американские компании, такие как HewlettPackard, Apple Computer, Texas Instruments, Eastman Kodak и Levi Strauss, придерживаются стилей управле ния, которые основаны на личной ответственности, работе в команде и заботе о людях. Руководство компаний признает, что повышение производительности тру да зависит от взаимного доверия и сотрудничества работников. Наследие Абрахама Маслоу 319 Проект VALS: непосредственное применение иерархии потребностей Одним из наиболее успешных воплощений теории Маслоу послужил проект, реа лизованный в Стэнфордском исследовательском центре в МенлоПарк, Калифор ния. Проект получил название «Ценности и жизненные стили» (Values and Lifesty les — VALS). На основе предложенной Маслоу иерархии потребностей система VALS создала портреты 9 типов людей. Каждый тип описывает «уникальный образ жиз ни, характеризующийся своим набором ценностей, влечений, убеждений, потребно стей, мечтаний и точек зрения по тем или иным вопросам» (A. Mitchell, 1983, p. 4). Система VALS в качестве источника информации о стиле жизни широко ис пользуется с целью привлечения и удержания специалистов, поиска подходящих кандидатур на ту или иную работу, создания рабочих групп. Типология VALS так же применяется для оценки размеров и запросов потребительского рынка при вне дрении новых товаров для отработки их дизайна и упаковки. Рекламные агентства, например Young & Rubicam, Ogilvy & Mather, а также Leo Burnett, широко пользуются психографией VALS для оценки потребитель ского спроса. В таком виде иерархия потребностей затрагивает жизни миллионов американцев. Здоровье и человек в целом Влияние Маслоу на здравоохранение проявляется в двух направлениях. Вопер вых, на основе его теорий создаются медицинские учреждения. Вовторых, благо даря ему получили широкое распространение холистические взгляды на здоровье. Существуют сотни исследований, которые опирались на концепции Маслоу, в области ухода за пациентами, медицины, социального здравоохранения, обуче ния и геронтологии. Многие из этих исследований привнесли концепцию высших потребностей в такие медицинские учреждения, как больницы, клиники, психи атрические лечебницы, интернаты. Врачи, медсестры, другие работники здраво охранения стали признавать и поощрять заботу о более широком диапазоне по требностей пациентов. Соответственно изменилась и внутренняя политика этих учреждений. Так, врачи в Лондонской клинике руководствуются в своей прак тической деятельности девизом: «Здоровье сильнее и заразительнее болезни» (Pioneer Health Center, 1971, цитируется по: Duhl, L. J., The social context of health, p. 42, цит. по: Hastings, Fadiman, & Gordon, 1980). (Многочисленные медицинс кие журналы, в которых имеются ссылки на труды Маслоу, подчеркивают его влияние на здравоохранение.) Холистическое здоровье В последние годы слово холистический чаще всего используется в связи со здоро вьем. «Редукционистское мышление где бы то ни было, в том числе в медицине, ведет к разделению человека и человеческих переживаний на аспекты или части, подлежащие детальному анализу или вмешательству», — высказывание Рика Карл 320 Послесловие сона по поводу перспектив здравоохранения в США перекликается с идеями Мас лоу (Carlson, 1980, p. 486). «Это одна из важнейших предпосылок, лежащих в ос нове превалирующей медицинской практики. Хотя в ней есть рациональное зер но, такой взгляд на человека имеет множество ограничений. Переход к холизму необратим, не столько потому, что его навязали медицине… сколько в контексте изменения представлений о человеке вообще». В сфере здравоохранения имеется множество примеров холистического под хода к росту благосостояния, а также к физическим, психическим и духовным ас пектам обратившихся за помощью. Холистическая медицина признает генети ческую, биологическую и психосоциальную уникальность пациента, а также не обходимость разработки индивидуального комплекса лечебных мероприятий, предназначенных для удовлетворения потребностей конкретного человека (Gor don, 1980). Исцеление самого себя Заболевание несет в себе потенциал преобразований, поскольку может привести к резкому изменению жизненных ценностей. Многие люди берут на себя ответствен ность за собственное благополучие. Литература, содержащая советы по правиль ному питанию, физическим упражнениям, снижению стресса, пользуется большой популярностью. «Если чтото и способно разрешить кризис медицинской депер сонализации, то это классические идеи Маслоу: все больше людей выступает про тив болезнетворного общества и окружающей среды, принимая на себя ответствен ность за собственное доброе здоровье» (Leonard, 1983, p. 335). Осознание влияния психических и эмоциональных состояний на здоровье и бо лезнь, а также понимание роли пациента как активного участника процесса исцеле ния дало толчок многочисленным техникам мобилизации естественного процесса исцеления. Эти техники включают аутогенную тренировку (Lindemann, 1974), гип ноз (Crasilneck & Hall, 1975), медитацию (Shapiro & Walsh, 1980), а также клини ческую обратную связь (Pelletier, 1977). Фил Нюрнбергер в своей книге «Свобода от стресса — холистический подход» (Freedom from Stress — A Holistic Approach, Phil Nuernberger, 1981) высказывает мнение, что самоактуализирующиеся люди не подвергаются столь выраженному стрессу, как другие люди. Кроме того, они меньше болеют и в гораздо большей степени удовлетворены жизнью. Вместе с тем самоактуализирующиеся люди, как правило, достигают высот в своей области. Напряжение, беспокойство не являют ся непременными составляющими их высоких достижений и профессионализма. Они научились управлять стрессом. Холистические принципы затронули все этапы жизненного цикла, от альтер нативных подходов к деторождению до «здорового» старения и новых взглядов на умирание и смерть. Наши представления о медицине расширяются, включая мно гие личностные, семейные, средовые факторы, которые укрепляют здоровье, пре дотвращают болезнь, способствуют исцелению. Взяв на себя ответственность за собственное здоровье, мы распространяем свои способности к росту и развитию также на самоисцеление. Наследие Абрахама Маслоу 321 Теория мотивации и самоактуализации и психология женщин Женщина — это поистине вечная загадка. Женщины подобны цветам. Каждый чело век представляет для меня загадку, но женщины в большей степени, чем мужчины. (Maslow, цит. по: Hall, 1968, p. 56). Осваивая новые территории, Маслоу, подобно многим своим современникам, при знавал общность процесса психологического развития для обоих полов, характе ризуя высоты человеческого развития в терминах индивидуации и достижения. Это допущение использовалось как для поощрения, так и для ограничения разви тия психологии женщин. Маслоу размышлял о различиях двух полов, однако ни когда не развивал своих мыслей. Бетти Фриден в своей книге «Женская загадка» (The Feminine Mystique, Friedan, 1977), часто ссылается на Маслоу, призывая женщин к самоактуализации и выхо ду за рамки ролей жены и матери. Вместе с тем применительно к женщинам иерар хия потребностей, по Маслоу, не позволяет приписывать им некоторые потребно сти высшего уровня. Переживания и развитие женщин имеют свои особенности, в центре находятся потребности в привязанности и близости, а не сепарация и авто номия (Norman, Murphy, & Gilligan, 1982). Маслоу обращал внимание на это различие в своем журнале в 1962 г. (цит. по: Lowry, 1979, p. 251): Только женщина испытывает первоочередную потребность быть любимой... (чем больше я думаю об этом, тем большее впечатление это на меня производит. Между тем на эту тему ничего не написано. Нет и никаких исследований.) Его вопросы предвосхитили исследования в этом направлении. Вместе с тем, акцентируя внимание на потребностях в отстраненности и независимости, иерар хия Маслоу указывает на некоторые существенные различия между мужчинами и женщинами. В своей известной книге «Другим голосом» Кэрол Джиллиген пишет: «Психо логия женщин, которая обычно описывается с акцентом на их большей ориента ции на взаимоотношения и взаимозависимость, заслуживает контекстуальной оценки и иного морального понимания. Учитывая особенности женских представ лений о себе и морали, женщины привносят в жизненный цикл иную точку зрения и меняют приоритеты человеческих переживаний» (In a Different Voice, Gilligan, 1982, p. 22). Женщины не только определяют себя в контексте человеческих взаи моотношений, но также судят о себе с точки зрения своей способности проявлять заботу. Женщина в жизненном цикле играет роль хранительницы, помощницы, проявляет заботу, налаживает сеть взаимоотношений, которые, в свою очередь служат ей опорой (Gilligan, 1982, p. 17). Различия между независимостью женщин и таким качеством, как личностная зависимость, не были до конца ясны современникам Маслоу. В связи с этим в не которых его работах ценности и приоритеты женщин описываются как «мотиви рованные дефицитом». 322 Послесловие Мотивированные дефицитом люди нуждаются вдругих людях, поскольку удовлетво рение их основных потребностей (в любви, безопасности, уважении, престиже, принад лежности) целиком зависит от окружающих. В то же время для мотивированных к росту людей окружающие могут служить помехой(Maslow, 1970, 142, p. 162). Хотя Маслоу пытался охарактеризовать самоактуализацию у представителей обо их полов, его определение психического здоровья не отражает психологию женщин. Поскольку фокус на индивидуации и личном достижении сохраняется во взрослом возрасте, а зрелость приравнивается к личностной автономии, озабоченность взаимо отношениями выглядит скорее слабостью женщины, чем ее силой (Miller, 1976). Синергетическое общество Самоактуализирующиеся люди в значительной мере переросли ценности своей куль туры. Они уже не столько американцы, они граждане мира, в первую очередь пред ставители человеческого рода. Они способны объективно судить о своем обществе, одобряя одни аспекты и не одобряя другие (Maslow, 1971, 144, p. 184). Социальные представления Маслоу не уточнял, какие социальные или политические теории можно вывести из его работы, хотя и высказал несколько идей о здоровом (синергетическом или эвпсихическом, в его терминологии) обществе. В этих представлениях проявился его интерес к полному здоровью и развитию индивида, а также были созданы пред посылки для более позднего антропологического исследования Рут Бенедикт, ко торая различала общества с «низкой синергией» и «высокой синергией»; к послед ним относились те, чье «социальное устройство позволяло индивиду одновремен но и благодаря одним и тем же действиям приносить пользу себе и группе в целом» (цит. по: Goble, 1970). Применяя ее критерии к американскому обществу, Маслоу обнаружил, что оно характеризуется смешанной синергией: в некоторых сферах индивидам удается удовлетворять собственные потребности, в том числе в росте, а в других эти потреб ности фрустрируются, а рост замедляется; люди без особой необходимости проти востоят друг другу, а в некоторых случаях и самому обществу (Anderson, 1973). На протяжении последних 20 лет жизни Маслоу много занимался исследова нием социального применения своей философии иерархии ценностей. В конце концов, это привело его к позиции, которую можно охарактеризовать как «капита листический анархизм», употребляя термин анархизм в его первоначальном смы сле «плодотворное сотрудничество равных» (Wilson, 1972, p. 179). Маслоу видел в Третьей силе не столько школу психологии, сколько мировоз зрение, он назвал его Zeitgeist, духом времени; мировоззрение это отражало изме нение коренных представлений о человеческом функционировании, предвосхища ло перемены во всех социальных институтах. В этом разделе представлен краткий обзор некоторых тенденций в сфере пси хологии, бизнеса, образования, науки и здравоохранения. Эти тенденции свиде тельствуют о широкой известности в нашем обществе трудов Маслоу, посвящен ных потенциалу личностного роста. Наследие Абрахама Маслоу 323 Арнольд Митчелл, участвовавший в проекте VALS в Стэнфордском исследова тельском центре, писал: «Выбор, основанный на ценностях, начинает доминиро вать над способностями. Наконец пришло время, когда люди смогут реализовать весь свой потенциал и жить той жизнью, к которой искренне стремятся» (Mitchell, 1983, p. viii). Вместе с тем наряду с усилением роли выбора приходят «неадаптивные особен ности людских стратегий самореализации». Дэниэл Янкелович исследовал соци альные тенденции и общественные установки, которые свидетельствовали о по зиции «Япервый» (mefirst). Назвав это «психологией изобилия» (psychology of affluence), он указал на большинство людей, которые интерпретируют самореализа цию как способ «практически все оправдать» (Yankelovich, 1981, pp. 234–243). Такая претензия на личную исключительность за счет пренебрежения этикой большинства была для Маслоу источником сомнений. В современном мире эта проблема не утратила своей актуальности, учитывая ограниченность мировых ресурсов, ядерное противостояние, рост населения, которое к концу века должно достичь 6,5 миллиарда. К сожалению, физическое и экономическое благополучие не всегда ведет к удовлет ворению высших потребностей. Высшие потребности могут удовлетворяться и в ус ловиях бедности, хотя это гораздо сложнее, но тоже возможно, если вспомнить, о чем идет речь — об уважении, любви, самоактуализации, ане об автомашинах, деньгах, бассейнах (Maslow, цитируется по: Lowry, 1979, pp. 373–374). Маслоу был убежден, что человек никогда не будет чувствовать себя одиноким, заглянув внутрь себя, поскольку поиск себя, если человек достаточно внимателен, немедленно направит его вовне. Джордж Леонард отмечает: «Контркультура 1960х стала основной и влиятельной частью превалирующей культуры 1980х. Вполне очевидно, что, даже если путь к самоактуализации приведет некоторых людей к озабоченности собственной персоной, этап “Япервый” все же останется временным явлением, промежуточной станцией на пути к социальному сознанию» (Leonard, 1983, p. 335). Проблема зла Некоторые критики утверждают, что Маслоу не уделял должного внимания тем ной стороне человеческой натуры, а его позитивный настрой мешал сделать вер ные выводы. После Второй мировой войны в разгар геноцида и атомной истерии Маслоу признавал, что всеобъемлющая психология должна принимать в расчет как добро, так и зло. По его мнению, зло в человеке по большей части обусловлено его невежеством — однако без лишних сантиментов он признавал необходимость изу чения реальных проявлений слабости и жестокости. Его последние дневники пес трят записями об универсальности мотиваций к злу: Я читал о бесчинствах, бессмысленности и отвратительности, подозрении и цинизме. …Мне кажется, я одинок в своих настойчивых заявлениях о реальности добра, поря дочности, великодушия, все остальные хранят молчание. В мире существуют добро и зло, они сражаются между собой, и битве этой нет конца. Однако если добрые люди сдадутся, сражение будет проиграно (Maslow, цит. по: Lowry, 1979, p. 1235). |