Главная страница
Навигация по странице:

  • понятийному аппарату В широком значении политическое ра­ венство

  • Как должен управлять народ

  • 4. Демократия 87

  • Как далеко должна простираться власть народа

  • 4. Демократия 89 Иеремия

  • Классическая демократия

  • Протективная демократия При своем возрождении в XVII и XVIII

  • Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова


    Скачать 41.99 Mb.
    НазваниеЭндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
    АнкорПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    Дата12.12.2017
    Размер41.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    ТипУчебник
    #10948
    страница17 из 88
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   88
    4. Демократия
    85
    Хотя «народ» в настоящее время означает фактически всех взрослых граждан страны, ока­
    зывается, что и здесь не все так просто. Народ, скажем, можно понимать как некое единое це­
    лое, скрепленное общим или коллективным ин­
    тересом; в этом смысле он является единым и неделимым. На основании такого взгляда, ско­
    рее всего, возникает такая модель демократии, которая, подобно теории Руссо (см. с. 92), рас­
    сматриваемой в следующем разделе, больше фо­
    кусируется на «общей» или коллективной воле, чем на «частной воле» каждого индивида. По­
    скольку, однако, во всех обществах имеются свои внутренние разногласия, на практике ус­
    тановилось другое понимание народа — как
    «большинства» общества. Демократия при та­
    ком воззрении означает строгое соблюдение принципа «правления большинства», при кото­
    ром воля большинства или численно наиболее сильной части общества перевешивает волю меньшинства. Здесь, однако, появляется опас­
    ность того, что демократия может выродиться в
    «тиранию большинства». Народ, наконец, мож­
    но понимать как совокупность свободных и рав­
    ных индивидов, каждый из которых имеет пра-
    понятийному аппарату
    В широком значении политическое ра­
    венство означает равное распределение политической силы и влияния в рамках общества. Политическое равенство яв­
    ляется базовым принципом демократии, так как оно гарантирует равенство всех индивидов вне зависимости от того, что включает в себя понятие «народ»: все голоса имеют одинаковый вес. Это, од­
    нако, может пониматься по-разному.
    Согласно теории либеральной демокра­
    тии, политическое равенство подразуме­
    вает равное распределение политичес­
    ких прав — право голоса, право быть избранным и т.д. Подобная позиция ча­
    сто находит отражение в принципе «один человек — один голос; все голоса рав­
    ноценны». Социалисты, напротив, связы­
    вают политическое влияние с такими факторами, как контроль над экономи­
    ческими ресурсами и доступ к СМИ. С этой точки зрения, политическое равен­
    ство подразумевает не только равное для всех право голоса, но и значительный уровень равенства социального. во принимать свои собственные решения. Эта последняя точка зрения не только явно противоречит любой форме
    (majoritarianism), но и предполага­
    ет, что в конечном счете только решения единогласного характера имеют для всего
    демоса обязательную силу, что радикально ограничивает применение демократи­
    ческих принципов.
    Как должен управлять народ?
    Большинство концепций демократии базируются на принципе «правительства из народа». Это означает, что люди, в сущности, управляют сами собой, участвуя в принятии важнейших решений, влияющих на их собственную жизнь и определяю­
    щих судьбы общества. Участие это, однако, может принимать различные формы.
    Если мы говорим о прямой демократии, то народное участие здесь предполагает непосредственное и непрерывное участие людей в принятии решений через рефе-
    — теоретическое обо­
    снование или практическое применение принципа, согласно которому предпоч­
    тение отдается воле большинства; чре­
    вато игнорированием позиций мень­
    шинств и рендумы, массовые собрания или, скажем, ин­
    терактивное телевидение. Альтернативной и бо­
    лее обычной формой демократического участия являются политические выборы — характерная особенность так называемой представительной демократии. Когда граждане голосуют, они не столько принимают решения, непосредственно

    86
    I. Политические теории
    Обратим внимание на...
    Прямая демократия
    и представительная демократия
    Прямая демократия (демократия участия) основана на прямом, непосредственном и постоянном участии граждан в управлении. Здесь, следовательно, нет разделения на тех, кто правит, и тех, кем правят, на государство и гражданское общество: это, по сути, общественное самоуправление. В древних Афинах такое правление осуществлялось через народные собрания; сегодня это чаще всего референдум К достоинствам прямой демократии относится то, что она
    • позволяет людям в наиболее полной степени распоряжаться своей судьбой; это единствен­
    ный вид демократии в чистом виде;
    • обладает потенциалом политического просвещения общества: граждане в таком обществе лучше информированы и обладают развитыми политическими навыками;
    • позволяет обществу свободно и напрямую выражать свои взгляды; здесь нет которые могли бы преследовать свои собственные узкоэгоистические интересы;
    • придает власти полную легитимность, ибо люди, естественно, здесь выполняют ими же самими принятые.
    Представительная демократия — это ограниченная и непрямая форма демократии. Она огра­
    ничена постольку, поскольку общественное участие в управлении здесь сведено к эпизодам пода­
    чи голосов на выборах через определенные промежутки времени; и она носит непрямой поскольку общество здесь не осуществляет власть, а лишь выбирает тех, кто будет это делать от его имени. Эта форма правления демократична только в тех случаях, когда представительная сис­
    тема располагает действенной и прочной связью между правительством и гражданами. Такая связь часто выражается понятием избирательного наказа или мандата. Сильные стороны представи­
    тельной демократии проявляются в том, что она
    • практически осуществима, ибо прямое участие общества во власти возможно лишь в не­
    больших сообществах;
    • снимает с рядовых граждан бремя принятия решений, приводя к своеобразному разделению труда в политике;
    • наделяет рычагами власти наиболее образованных, информированных и опытных людей;
    • содействует сохранению стабильности, удерживая рядовых граждан в стороне от повседнев­
    ной политики и тем самым приучая их к культуре компромисса. затрагивающие их жизнь, сколько избирают тех, кто будет принимать такие реше­
    ния от их имени. Демократический характер голосованию, однако, придает то об­
    стоятельство, что если выборы носят состязательный характер, общество всегда имеет возможность «вышвырнуть мерзавцев вон» и, таким образом, обеспечивает подотчетность политиков обществу.
    Существуют и такие модели демократии, по видимости основанные на принци­
    пе «правительства для народа», которые как раз народу-то и оставляют весьма мало возможностей для политического участия, прямого или косвенного. Наиболее гро- тескным примером здесь служат так называемые демократия абсолют- тоталитарные демократии (totalitarian democracies), ная диктатура под личиной демократии; сформировавшиеся при таких фашистских дик- обычно основывается на стремлении таторах, как Муссолини и Гитлер. Притязания лидера доказать, что он обладает моно- демократичность у этих режимов базирова- полией на политическую мудрость. лись на идее, что лидер и только лидер спо-

    4. Демократия
    87
    собен выразить истинные интересы народа. Получалось, что «истинная» демокра­
    тия возможна лишь при абсолютной диктатуре. В таких случаях «власть народа» в действительности выражалась не более чем в ритуалах поклонения всевластному вождю посредством съездов, маршей и демонстраций. Иногда это представляли как плебисцитарную демократию. Хотя в тоталитарных демократиях все обычные понятия о демократическом правлении вывернуты наизнанку, они иллюстрируют собой один интересный момент, а именно: между «управлением посредством наро­
    да» (активным политическим участием общества) и «управлением для народа» (прав­
    лением в «интересах народа») может быть дистанция огромного размера. Поэтому сторонники представительной демократии всегда и стремились ограничить обще­
    ственное участие в политике простой подачей голосов как раз из того опасения, что самому обществу может недоставать разума, образования и опыта, чтобы самому осуществлять правление.
    Как далеко должна простираться
    власть народа?
    Теперь, когда мы выяснили, что такое народ и как он должен управлять, необ­
    ходимо рассмотреть вопрос о том, насколько далеко должна простираться его власть.
    Каковы, собственно говоря, границы «мира демократии»? Какие вопросы должен решать народ и какие — отдельные граждане? Вопросы такого рода в чем-то воз­
    вращают нас к дискуссии о наиболее оптимальном соотношении между публичной и частной сферами жизни (см. гл. 1). Модели демократии, построенные на основе либерального индивидуализма, обыкновенно предполагают ограничение демокра­
    тии областью политической жизни, и это при весьма узком понимании политики.
    С этих позиций цель демократии — через известные механизмы политического участия утвердить некий предельно общий свод законов, в рамках которых и пре­
    доставить индивидам максимальную свободу в ведении собственных дел и пресле­
    довании собственных интересов. Демократическому решению в данном случае под­
    лежат лишь наиболее общие проблемы общества: за этими пределами демократия может обернуться уже посягательствами на свободу индивида. Часто такого рода опасения выражаются в неприятии прямой и даже каких-то форм представитель­
    ной демократии.
    Есть и другой взгляд на демократию, характерный, например, для социалистов и радикальных демократов. Речь идет о радикальной демократии (radical democracy)
    — не какой-то предельно широкой структуре, в рамках которой индивиды уже вольны вести свои дела по собственной воле и разумению, а об общем принципе, применимым ко всем сферам социального бытия. Идея здесь в том, что у людей
    Радикальная демократия — форма демократии, поощряющая децентрали­
    зацию, политическое участие общества и максимально возможное рассредото­
    чение политической власти. есть изначальное право принимать участие в принятии любых решений, затрагивающих их жизнь, под демократией же подразумевается коллективный процесс, обеспечивающий все это.
    Такую позицию можно, например, видеть в со-

    88
    I. Политические теории
    понятийному аппарату
    Плебисцитарная демократия — это фор­
    ма демократии, предполагающая непосред­
    ственную связь между властями и граждана­
    ми через проведение плебисцитов (или ре­
    ферендумов), которые дают возможность обществу прямо выразить свои взгляды на политические проблемы. Поэтому подобная практика — атрибут так называемой прямой демократии. Однако эта форма часто подвер­
    гается критике, поскольку она предоставля­
    ет широкое поле для демагогии (выдвиже­
    ние политических лидеров, манипулирующих массами, апеллируя к их предрассудкам и страстям). Плебисцитарная демократия мало чем отличается от системы массового одоб­
    рения, придающей лоск популизма диктату­
    ре. Тем не менее есть существенная разни­
    ца между подобной демократией и практи­
    кой референдумов в современных системах представительной демократии.
    Ш Модели демократии
    Демократию слишком часто понимают как нечто единое и внутренне непроти­
    воречивое. Разве что немногим реже единственной или единственно правильной формой демократии считается то, что под этим обозначением существует в боль­
    шинстве западных обществ (система регулярных и состязательных выборов, осно­
    ванная на всеобщем избирательном праве). Иногда последнее понимание демокра­
    тии конкретизируется добавлением эпитета «либеральная». Однако на самом деле существует несколько конкурирующих теорий, или моделей, демократии, каждая из которых предлагает свою собственную версию народовластия. Это свидетель­
    ствует не только о многообразии демократических форм и механизмов, но также и о разнообразии тех логических оснований, на которых возможно обоснование де­
    мократической идеи. Ведь даже за таким распространенным термином, как «либе­
    ральная демократия», в действительности стоят весьма и весьма разные, а то и взаимопротиворечивые, позиции. Вообще можно выделить четыре различные мо­
    дели демократии:
    • классическая демократия (classical democracy) демократия (protective democracy)
    • демократия развития (developmental democracy)
    • народная демократия (people's democracy) циалистическом требовании обобществле­
    ния собственности и введении рабочего са­
    моуправления, где и первое, и второе пони­
    мались как средство демократизации эко­
    номической жизни. Вместо политической демократии, таким образом, социалисты призывали к «общественной демократии» или «производственной демократии». Так­
    же и представители феминизма требуют де­
    мократизировать семейную жизнь, которая понимается как всеобщее право участвовать в принятии решений по отношению к се­
    мейной и частной сферам. В последних слу­
    чаях демократия понимается как сила дру­
    жественная, а не враждебная свободе чело­
    века, — и лишь пренебрежение этими прин­
    ципами прокладывает дорогу угнетению и эксплуатации человека человеком.

    4. Демократия
    89
    Иеремия
    Английский философ, реформатор законотворчества и основополож­
    ник утилитаризма. Бентам разработал нравственную и философскую систему, основанную на той идее, что люди рационально эгоистичны, иными словами, они придают огромное значение пользе (utility), что позволяет создать научную основу для законодательных и политичес­
    ких реформ. Используя принцип «максимально возможного счастья», его последователи, философы-радикалы, осуществили множество ре­
    форм в социальном управлении, законах, административном комп­
    лексе и экономике Соединенного Королевства XIX в. Сторонник прин­
    ципа
    в экономике, Бентам в последние годы жизни стал активным защитником политической демократии. Его учение утилита­
    ризма было сформулировано в «Заметках о правительстве» (1776) и
    «Принципах морали и законодательства» (1789).
    Классическая демократия
    Классическая модель демократии была основана на полисе (древнегреческом городе-государстве), конкретнее, на той системе власти, что получила развитие в крупнейшем и самом могущественном городе-государстве Греции — Афинах. Фор­
    ма прямой демократии, существовавшая в Афинах на протяжении VI и V веков до н.э., часто понимается как единственная чистая или даже идеальная система поли­
    тического участия. Хотя эта модель оказала значительное влияние на более по­
    здних мыслителей, таких, как Руссо (см. с. 92) и Маркс (см. с. 66), афинская демок­
    ратия являла собой весьма специфический вид прямого народовластия — форму, в современном мире имеющую очень ограниченное применение. Демократия в Афи­
    нах была равнозначна управлению через народное собрание. Все главные решения принимались в состав которой входили все граждане. Она собиралась по меньшей мере сорок раз в год. Если требовались государственные служащие для постоянной работы, их избирали на основе жребия или системы ротации, дабы было представлено наибольшее число сограждан; должности, как правило, были рассчитаны на недлительные сроки, чем также обеспечивалось как можно более широкое представительство. Исполнительным органом народного собрания высту­
    пал Большой совет, в который входили 500 граждан; существовала также Коллегия пятидесяти, подававшая предложения Большому совету. Председательствующий в
    Коллегии исполнял эту должность всего один день, и занимать это почетное место можно было всего лишь раз в жизни. Единственное исключение было сделано для десяти военачальников, которые, в отличие от других государственных служащих, могли быть переизбраны.
    Замечательной чертой афинской демократии был уровень политической актив­
    ности граждан. Они не только участвовали в регулярных встречах Собрания, но в большинстве своем были и готовы исполнять любые государственные должности.
    Тем не менее у этой демократии были и свои критики, и наиболее в то время влиятельный среди них — философ Платон (см. с. 15). Он критиковал принцип политического равенства на том основании, что масса не обладает ни разумом, ни опытом, чтобы управлять от своего лица. Решение проблемы, высказанное им в

    I. Политические теории
    труде он видел в том, чтобы передать власть в руки класса царей- философов — стражей, которые правили бы в духе своего рода просвещенной дик­
    татуры. Однако главным недостатком афинской демократии было то, что из нее целыми группами были исключены отдельные категории населения, поскольку участие было ограничено рожденными в Афинах мужчинами старше 20 лет. Рабы
    (большинство населения), женщины и чужестранцы не имели никаких политичес­
    ких прав. Понятно, что афиняне имели возможность посвящать все время полити­
    ке только благодаря тому, что рабовладение освобождало их от сколько-нибудь напряженных занятий, а женский труд в семье — от домашних обязанностей. В этом смысле афинский полис являет собой полную противоположность демокра­
    тическому идеалу. Тем не менее классическая модель прямого и непрерывного народного участия в политической жизни нашла свое применение и в гораздо бо­
    лее поздние времена; это, например, городские собрания в американской Новой
    Англии и общинные собрания небольших швейцарских кантонов. Она также лежит в основе референдумов, особенно в отношении конституционных вопросов, и вне­
    дрения нового демократического опыта, такого, как народные совещания (people's panel) и электронная демократия.
    Протективная демократия
    При своем возрождении в XVII и XVIII столетиях демократические идеи при­
    обрели форму, которая сильно отличалась от классической демократии Древней
    Греции. Демократию отныне трактовали не столько как механизм участия сообще­
    ства в политической жизни, сколько как средство, которым люди могли бы огра­
    дить себя от чрезмерного вмешательства правительства в их жизнь. Отсюда и на­
    звание «протективная демократия». Такое понимание демократии в особенности было характерно для ранних либеральных мыслителей, более всего думавших о расширении области свободы личности. Здесь было все то же стремление защитить индивида от всемогущего правительства, что некогда было выражено в самом, на­
    верное, раннем из всех демократических заявлений — вопросе Аристотеля Плато­
    ну: «Quis custodiet
    («Кто будет сторожить стражей?»).
    Из-за таких же опасений перед неограниченной властью Джон Локк (см. с. 55) в XVIII в. утверждал, что политическое право голоса вытекает из
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   88


    написать администратору сайта