Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
Скачать 41.99 Mb.
|
Noblesse oblige (фр.) — буквально «благородство обязывает»; в общем смыс ле — ответственность за судьбы менее удачливых и менее благополучных людей. Торизм — идеологическое течение в рамках консерватизма, для которого ха рактерно особое почитание традиции, социальной иерархии, принципов долга и философии «органического» развития общества. и централизованному планированию, — с дру гой. Первый принцип был отвергнут потому, что он ведет к совершенно бесконтрольной эконо мике, разрушающей внутренние связи в обще стве и оборачивающейся против его наиболее уязвимых слоев, второй — потому что он чреват опасной бюрократизацией государства и подры вает основы свободного предпринимательства. Поэтому была сделана попытка найти золотую середину между рыночной конкуренцией и го сударственным регулированием (по лозунгу 3. Политические идеологии 6 1 Фридрих фон Хайек (1899—1992) Австрийский экономист и политический философ. Преподавал в Лон донской школе экономики, университетах Чикаго, Фрайбурга и Зальц бурга; в 1974 г. был удостоен Нобелевской премии по экономике. Один из ведущих представителей так называемой австрийской школы, Хайек был закоренелым сторонником индивидуализма и свободного рынка, а также непримиримым критиком социализма. Его «Путь к рабству» (1948) был одной из первых работ, подвергших всесторонней критике государ ственное вмешательство в экономику. В своих более поздних работах, таких, как «Конституция свободы» (1960) и «Закон, законодательство и свобода» (1979), более широко развивал темы политической филосо фии. Оказал большое влияние на становление идеологии «новых пра вых». Г. «частное предпринимательство без эгоизма») — такой сугубо праг матичный подход, при котором баланс отношений между государством и индиви дом складывался бы в зависимости от того, «что работает» на практике. К анало гичному подходу пришли после 1945 г. и консерваторы континентальной Европы, взявшие за основу принципы христианской демократии. Это нашло свое наиболее характерное выражение в философии «социального рынка» Христианско-демокра- тического союза (ХДС) Западной Германии — рыночная стратегия постольку, по скольку она благоприятствует конкуренции и частному предпринимательству, и социальное государство постольку, поскольку произведенный таким образом обще ственный продукт должен служить более широким интересам общества. «Новые правые» Идеология «новых правых» столь заметным образом отклонилась от главного течения консервативной мысли, что это стало своего рода контрреволюцией про тив всей послевоенной практики государственного вмешательства и распростране ния либеральных и социально-прогрессистских ценностей. Формирование этой идеологии в 1970-х годах пришлось на тот специфический момент, когда, с одной стороны, оказался исчерпанным потенциал социальной демократии кейнсианско- го толка, что выразилось в прекращении послевоенного экономического бума, а с другой — обозначились контуры социального кризиса и падения авторитета власти вообще. В Великобритании и США идеи «новых правых» в 1980-х годах нашли свое выражение соответственно в тэтчеризме и рейганизме, но они получили и более широкое, фактически глобальное, распространение и везде привели к общему сдвигу в сторону рыночно-ориентированных форм экономики. Однако идеология «новых правых» стала не столько целостной и систематической философией, сколько по пыткой примирить две разные традиции, называемые «неолиберализмом» и «нео консерватизмом». Хотя между двумя этими течениями есть свои политические и идеологические противоречия, объединяет их лозунг сильного, но малого государ ства — как выразился Эндрю Гэмбл (Andrew Gamble): «свободная экономика и сильное государство». 6 2 1. Политические теории Неолиберализм По сути неолиберализм является обновленным изданием классической поли тической экономии свободного рынка, как ее в свое время развивали экономисты Фридрих Хайек (Friedrich Hayek) и Мильтон Фридман (Milton Friedman) (см. с. 232), а также философ Роберт Нозик (Robert Nozick) (см. с. 120). Неолиберализм зиждется на двух китах — на рынке и индивиде. Главной целью неолибералов было «отодвинуть границы государства» в расчете на то, что освобожденный от регули рования капиталистический рынок сам собой принесет экономическую эффектив ность, рост и процветание. «Мертвая рука» государства, утверждают теоретики этой ориентации, душит личную инициативу и предпринимательство; правительство, будь у него даже самые лучшие намерения, неизбежно вредит делам человека. Осо бое их беспокойство вызывает ситуация с собственностью: частное производство они решительно предпочитают государственному или национализированному, т.е. «все частное хорошо — публичное плохо». Идеи этого рода часто ассоциируются с тем, что получило название «закоренелого индивидуализма», нашедшего, в частно сти, свое выражение в знаменитой фразе Маргарет Тэтчер: «Нет такой вещи, как общество, — есть только люди и их семьи». Прежнее государство-нянька (nanny state), согласно неолиберализму, лишь породило общество зависимости, совершен но изгнав отсюда ту свободу, которую надлежит понимать как свободу выбора на рынке. Этому неолиберализм противопоставляет установку на самодостаточность индивида, его чувство ответственности и предприимчивость. Сегодня эти же идеи пробивают себе дорогу через процессы глобализации, оборачивающейся, по мне нию ряда авторов, глобализацией неолиберального образца. Неоконсерватизм Неоконсерватизм фактически возрождает социальные принципы консерватиз ма XIX в. Главной своей целью он полагает прежде всего возродить «авторитет» и традиционные ценности, особенности, связанные с семьей, религией и нацией. Только авторитет, по воззрению неоконсерваторов, гарантирует стабильность в об ществе, поскольку он привносит сюда дисциплину и уважение к традициям, кото рые и обеспечивают целостность общества. Этому противостоит вседозволенность (permissiveness), культ собственного Я, привычка «поступать как заблагорассудит- «Государство-нянька» — государство, взявшее на себя особо широкие соци альные обязательства; метафора пред полагает, что всевозможные социальные программы в конечном счете унизитель ны для человека. Вседозволенность - готовность пре доставить людям неограниченную сво боду нравственного выбора; предпола гает отрицание твердых ценностей. ся» — все то, что, по мнению неоконсерваторов, принесли с собой 1960-е годы. Интересно, что многие из американских неоконсерваторов, — на самом деле бывшие либералы, разочаровав шиеся в реформах эры Дру гой аспект неоконсерватизма — обеспокоенность по поводу того, что общество становится все более поликультурным и полирелигиозным, а следовательно, на их взгляд, конфликтным и за ведомо нестабильным. Во всем этом присутствует и своеобразный национализм, с подозрением от- Политические идеологии 6 3 носящийся к поликультурности и росту наднациональных органов вроде ООН и Европейского Союза. Социализм Хотя социалистические идеи можно проследить уже у левеллеров 1 и диггеров 2 XVII в., в «Утопии» Томаса Мора (1516) и даже в «Республике» Платона, социализм как политическая доктрина оформился лишь в начале XIX в., став реакцией против роста промышленного капитализма. Первоначально его социальной основой было ремесленничество, вытесняемое фабричным производством, но очень скоро им стал растущий пролетариат — «фабричное мясо» ранней индустриализации. В наи более ранней своей форме социализм носил фундаменталистский, утопический и революционный характер. Его целью было ликвидировать капиталистическое хо зяйство с его рыночным обменом и заменить его качественно новым социалисти ческим обществом, основанным на общественной собственности. Идеи наиболее авторитетного мыслителя этого направления Карла Маркса стали фундаментом для коммунистической идеологии XX в. Однако с начала XIX в. в социализме определилась реформистская струя, отра зившая факт постепенной интеграции рабочего класса в капитализм через улучше ние условий труда, рост его оплаты, усиление профсоюзов и социалистических рабочих партий. Реформизм провозгласил возможность мирного, постепенного и вполне легального с точки зрения права перехода к социализму «парламентским путем». Идеология имела два источника: гуманистическую традицию этического социализма, связанную с такими мыслителями, как Роберт Оуэн (Robert Owen, 1771-1858), Шарль Фурье (Charles Fourier, 1772—1837) и Вильям Моррис (William Morris, 1854—1896), и марксизм ревизионистского (revisionist) толка, развиваемый главным образом Эдуардом Bernstein) (см. с. 70). Большую часть XX в. социалистическое движение разделено на два про тивоположных лагеря. Социалисты революционного направления, следуя за Лени ным и большевиками, в конце концов определили себя как коммунистов. Социал- реформисты, стоявшие на позициях легальной конституционной политики, собра ли вокруг себя элементы всего того, что со временем стало называться социал- демократией. Дебаты шли не только о путях перехода к социализму, но и о сути социалистической идеи. Социал-демократы решительно отказались от тре бований радикального характера вроде общественной собственности и государствен ного планирования, стремясь переосмыслить социализм в категориях «государства Левеллеры (англ. levellers — уравнители) — радикальная политическая партия в период Английской революции XVII в. (Прим. пер.) Диггеры (англ. diggers — копатели) — крайне левое крыло в Английской революции XVII в. (Прим. пер.) Ревизионизм — пересмотр первона чальных идей, термин предполагает от каз от прежних принципов и убеждений. благоденствия», разумного перерасп ределения общественных средств и стратегичес кого экономического управления. В конце XX в., однако, оба течения претерпели жесточай ший кризис, заставивший многих говорить о 6 4 I. Политические теории «конце социализма». Наиболее драматичным в этом смысле моментом был крах коммунизма, инициированный восточноевропейскими революциями 1989—1991 го дов, но имел место и принципиальный отказ части социал-демократии от своих традиций, в силу чего, как полагают некоторые теоретики, она сегодня в сущности неотличима от современного либерализма. Элементы социализма • Общество (community). Главным в социализме является воззрение на человека как на общественное существо, которое всей своей сутью связано с человече ством в целом. Как сказал поэт Джон Донн (John Donne) 1 , «ни один человек не есть остров, каждый из нас часть континента — частичка целого». Сообщество и в самом деле является наиважнейшим фактором развития человека: в значитель ной степени личность формируется под воздействием общественных отношений, социальных групп и коллективов. Социалисты поэтому склонны объяснять пове дение человека в большей степени общественными факторами, чем врожденны ми качествами. • Братство (fraternity). Социалисты исходят из идеи, что принадлежащие к челове честву люди должны быть связаны между собой отношениями братства. Поэтому эта традиция утверждает приоритет сотрудничества над конкуренцией и коллек тивизм над индивидуализмом: сотрудничая, люди объединяют свои усилия и ук репляют узы сообщества; конкурируя, они противопоставляют себя друг другу и приходят к соперничеству, враждебности и конфликту. • Общественное равенство (social equality). Равенство также выступает фундамен тальной ценностью социализма. Часто социализм вообще понимают как разно видность эгалитаризма, где равенству отводится примат над всеми другими цен ностями. Особую роль в этом наборе идей имеет социальное равенство — равен ство результатов, а не равенство возможностей. Равенство, поскольку оно благо приятствует идентификации людей друг с другом, здесь понимается также как условие общественной стабильности и внутренней целостности общества, а так же как основа для предоставления членам общества соответствующих юридичес ких и политических прав. • Потребность (need). Из принципа равенства в социалистической идеологии выте кает и то, что материальные блага в обществе должны распределяться по потреб ностям, а не по каким-то иным основаниям. Классическое выражение этого прин ципа мы находим в марксовой формуле распределения при коммунизме: «от каж дого по способностям, каждому по потребностям». Лишь удовлетворив свои пер вичные потребности (в пище, воде, убежище, безопасности и т.д.), человек в этой философии начинает принимать участие в общественной жизни. Как, однако, достичь того, чтобы факторы морального характера имели перевес над матери альными (а именно этого требует доктрина распределения по потребностям), здесь остается неясным. Джон Донн (1572—1631) — английский поэт, автор философской лирики в духе Возрождения, элегий, сатир. {Прим. пер.) 3. Политические идеологии 65 • Общественный класс (social class). Социалистическая идеология часто ассоцииру ют с определенной формой классовой политики. Во-первых, само общество здесь выступает преимущественно со стороны своей классовой структуры, где блага распределяются по классовым основаниям; во-вторых, социализм изначально вы ражал собственно классовые интересы эксплуатируемого пролетариата, рассмат ривая его как движущую силу общественного прогресса и социальной револю ции. С позиций этой идеологии классовые различия носят преходящий характер: задачей социалистов является либо ликвидировать экономическое и социально неравенство либо существенно смягчить его. • Общественная собственность (common ownership). Вопрос о том, как принципи ально должна быть разрешена проблема собственности, оказался спорным и для самой социалистической идеологии. Мнения здесь сошлись лишь на том, что общественная собственность на средства производства (по осуществлении пол ной, как было в СССР, или выборочной национализации, как предполагается в концепциях «смешанной экономики») позволяет поставить материальные ресур сы на службу общему благу, в то время как частная собственность порождает эгоизм, приобретательство и в конце концов раскалывает общество на имущих и неимущих. Сегодняшняя социалистическая мысль, однако, отошла от этой узкой озабоченности проблемой собственности. Марксизм Как теоретическая система марксизм всегда был главным оппонентом либера лизма, господствовавшего в духовной и культурной жизни Запада в Новое время. Питая международное коммунистическое движение, он одновременно выступал и политической силой, противостоящей мировой системе капитализма, по крайней мере в период 1917—1991 годов. Эта двойственность марксизма создает известную сложность: нужно не упускать из виду различия между социальной философией, идущей от классических работ Карла Маркса и Фридриха Энгельса и феноменом коммунизма XX в., во многом, кстати сказать, отошедшего от класси ческих принципов марксизма. Крах системы социализма, следовательно, не следу ет рассматривать как конец марксизма: освободившись от наследия ленинизма и сталинизма, он теперь может даже получить новое дыхание. Марксизм — сложная система, и эта сложность во многом идет от широты тематики и противоречивости работ самого Маркса: одни из них можно толковать как выражение экономического детерминизма, другие — гуманистического социа лизма. Поздние его работы существеннейшим образом отличаются от ранних: уста новилось даже обыкновение противопоставлять «зрелого» Маркса «раннему». Вполне ясным, однако, остается одно: сам Маркс был убежден в том, что им разработано новое направление социализма — система научного социализма, дающая всесто роннее понимание общественно-исторического процесса, а не просто критикую щая капитализм с этических позиций. Взгляды и идеи Маркса завоевали себе более широкую после его смерти, главным образом через труды его соратника Ф. Энгельса, а также лидера немецких социалистов Карла Каутского (Karl 1854—1938) и российского теоретика Георгия Плеханова (1856—1918). Параллель- 66 Политические теории Карл Маркс ( 1 8 1 8 - 1 8 8 3 ) Немецкий философ, экономист и политический мыслитель, создатель коммунистической идеологии. После краткой карьеры университетско го преподавателя Маркс перешел в журналистику и стал деятельным членом социалистического движения. В 1843 г. он перебрался в Париж, а затем в Лондон, где и прожил до конца жизни, занимаясь научно- журналистской и революционной деятельностью и материально под держиваемый своим другом и соратником Фридрихом Энгельсом. При деятельном участии Маркса в г. был основан Первый Интернацио нал, распавшийся в 1871 г. из-за противоречий между сторонниками Маркса и анархистами во главе с Бакуниным. Хотя большая часть гро мадного научного наследия Маркса осталась при его жизни не издан ной, он все же увидел начало публикации главного своего труда - трех томного «Капитала». Гораздо более доступной и известной является его работа «Манифест Коммунистической партии» но складывался ортодоксальный марксизм, получивший название диалектического материализма (dialectical materialism) — термин, введенный не самим Марксом, а Плехановым и в дальнейшем ставший основой теории научного коммунизма со ветского образца. Это был уже «вульгаризированный» марксизм, дававший куда более механистическое истолкование истории, чем это делал сам Маркс. Элементы марксизма • Исторический материализм (historical materialism). Краеугольным камнем маркси стской философии является то, что Энгельс назвал материалистическим понима нием истории, — концепция, отражающая значение экономики и вообще мате риальных условий общественного производства и воспроизводства. По Марксу, экономический «базис» с тем или иным характерным для него «способом произ водства» определяет собой «надстройку» — соответствующую ему систему идео логических и политических отношений; экономические факторы при этом объяс няют и общий ход общественно-исторического процесса. В позднейшем марк сизме это положение было переистолковано в сугубо механистическом духе — как действие непререкаемо объективных экономических «законов», движущих историю независимо от воли людей. • |