Главная страница
Навигация по странице:

  • новые демократии (new democracies) или полудемократии

  • Восточноазиатские режимы

  • азиатские ценности

  • Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова


    Скачать 41.99 Mb.
    НазваниеЭндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
    АнкорПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    Дата12.12.2017
    Размер41.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    ТипУчебник
    #10948
    страница10 из 88
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   88
    2. Правительства, системы и режимы
    43
    Эти режимы, следовательно, лучше всего квалифицировать как новые демократии
    (new democracies) или полудемократии (semi-democracies).
    Особенность посткоммунистических режимов сегодня заключается в том, что им приходится иметь дело с политико-культурными последствиями коммунисти­
    ческого правления вплоть до не изжитого еще наследия сталинского тоталитариз­
    ма. При той безжалостной цензуре и подавлении инакомыслия, что сопутствовали партийной монополии на власть, здесь не получил развития тот тип гражданской культуры, который предполагает политическое участие, переговоры («торг») и кон­
    сенсус. Как результат сегодня в России мы видим слабую и раздробленную партий­
    ную систему, очевидно не способную выражать подлинные интересы общества.
    Парадоксально, но зачастую идею стабильности в этих системах несут коммунис­
    тические или бывшие коммунистические партии. В Румынии и Болгарии, напри­
    мер, многие институты коммунистического общества благополучно перекочевали в посткоммунистическую эпоху, а в Венгрии, Польше и России коммунистические партии, перешедшие, непонятно лишь, по принципиальным или конъюнктурным соображениям, на социал-демократические позиции, вновь идут на выборы.
    Еще один ряд проблем связан с процессом экономической перестройки. «Шо­
    ковая терапия», сопровождавшая по рецептам Международного валютного фонда переход от центрального планирования к свободному капитализму, из-за роста без­
    работицы и инфляции существенно ухудшила положение многих слоев общества и усилила социальное неравенство. Сравнительно с бурными временами начала 90-х годов темпы экономической либерализации сегодня резко замедлились — во мно­
    гом из-за отрицательной реакции общества на рыночные реформы, выражающейся и в поддержке коммунистических или националистических по своей окраске партий.
    Наконец, еще один круг проблем здесь связан со слабостью государственной влас­
    ти, особенно заметной перед лицом центробежных сил, в коммунистические вре­
    мена подавлявшихся. Сегодня это воочию видно в повсеместном возрождении эт­
    нических и национальных противоречий. Крах коммунизма в СССР сопровождал­
    ся и распадом прежней советской империи: среди тех пятнадцати независимых государств, что пришли ей на смену, в нескольких, включая Россию, национальные проблемы стоят самым острым образом. В 1992 г. перестала существовать Чехосло­
    вакия, разделившись на Республику Чехия и Словакию. Но наиболее драматичные формы национально-этнический конфликт принял в Югославии, где он вызвал самую настоящую войну между Сербией и Хорватией в г. и гражданскую вой­
    ну в Боснии в 1992—1996 годах.
    Посткоммунистические режимы, разумеется, тоже неодинаковы. Главные раз­
    личия здесь пролегают между индустриально развитыми и живущими «по-западно­
    му» странами Центральной Европы — Чехией, Венгрией и Польшей, с одной сто­
    роны, и более отсталыми «восточными» странами — Румынией, Болгарией и в
    Новые демократии — политические ре­
    жимы, в которых еще не завершены про­
    цессы демократической консолидации; при которых «дело не ограничивается демократией» (Пжеворский, 1991)
    Полудемократия — политический ре­
    жим, при котором демократические и ав­
    торитарные тенденции уживаются друг с другом и составляют стабильную основу. каких-то отношениях Россией. В первой группе рыночные реформы прошли быстро и относи­
    тельно гладко; во второй они были неполными, шли с большими трениями и в конце концов вызвали серьезные политические противоречия.
    Первая группа государств, кроме того, стремит­
    ся как можно скорее вступить в Европейский
    Союз — свидетельство и шаг к дальнейшей кон­
    солидации демократии у них. Другая граница —

    44
    I. Политические теории
    К понятийному аппарату
    Конфуцианство — это нравственный кодекс, сформулированный Конфуцием до н. э.) и его учениками и впервые записанный в сборнике «Беседы и суждения». Конфуцианское учение занималось широким кругом вопросов человеческих отношений и самосовершенствования чело­
    века. Обычно считалось, что особое внимание к «рен» (человечность или любовь) подразумевает верность традиционным идеалам и ценностям, а именно почтительное отношение к родителям, уважение, верность и благожелательность. Значимость же «хунцзы» (добродетельная личность) кроется в способности человека развиваться. Возможности самосовершенствования могут быть реализованы, в частности, через образование. Конфуцианство рассматривалось наряду с учением дао и буддизмом как одна из трех основных китайских систем взглядов, хотя многие полагают, что идеи конфуцианства являются первоосновой всей китайской цивилизации. между государствами, которым коммунизм в конце Второй мировой войны был
    «навязан» военной силой, и теми, кто до того был частью СССР. Если не считать прибалтийские государства (Эстонию, Латвию и Литву), бывшие советские респуб­
    лики имеют историческую специфику: они дольше находились под коммунисти­
    ческим правлением и входили в состав Российской империи еще до 1917 г. Нако­
    нец, нельзя забывать и об уникальности самой России, проистекающей из ее им­
    перского прошлого, склонности российской государственности принимать автори­
    тарные и экспансионистские формы, и из того, наконец, обстоятельства, что со времен Петра Великого здесь противостояли западнические и славянофильские ориентации и потому сегодня ей, возможно, непросто определиться в своих куль­
    турных и политических судьбах.
    Восточноазиатские режимы
    Совершенно нельзя исключать того, что начавшийся на исходе XX в. подъем
    Восточной Азии в конце концов может оказаться даже куда более важным глобаль­
    но-историческим процессом, чем крах коммунизма. За это время центр мировой экономики заметно сдвинулся с Запада на Восток. Уже в последние два десятиле­
    тия XX в. показатели экономического роста на западной «окраине» Тихоокеанско­
    го региона в два-четыре раза превышали показатели развитых экономик Европы и
    Северной Америки. Это известно. Куда меньше говорят об особой восточноазиат- ской политической системе. В былые времена думали, что модернизация равно­
    значна вестернизации. В переводе на политический язык это означало идею о том, промышленный капитализм и либеральная демократия всегда идут нога в ногу.
    Сторонники этого взгляда указывают, в частности, на политический прогресс в
    Японии, после того как США ушли отсюда, оставив стране конституцию 1946 г., а также на успешное введение в течение годов многопартийных электо­
    ральных систем в таких странах, как Таиланд, Южная Корея и Тайвань. Этот под­
    ход, однако, не принимает во внимание того, что даже и полиархические институ-
    ценности — ценности, пред­
    положительно отражающие историю, культуру и исторические предпосылки формирования азиатских обществ; в ка­
    честве примеров можно привести соци­
    альную гармонию, уважение к власти и веру в семейные ценности. ты в Азии функционируют не так, как на Запа­
    де: слишком существенны различия между куль­
    турами, сформировавшимися под влиянием кон­
    фуцианства, и культурами, сформированными западным индивидуализмом. Приходится при­
    знать, что особые азиатские ценности, резко от­
    личные от западных, все же существуют.

    Правительства, системы и режимы
    45
    К понятийному
    В том или ином отношении все восточ- ноазиатские режимы имеют что-то общее.
    (1) Они всегда организованы в большей сте­
    пени вокруг экономических, нежели поли­
    тических целей; их главная задача — содей­
    ствовать экономическому росту и благосос­
    тоянию, а не расширять тот круг индивиду­
    альных прав и свобод, который мы видим на
    Западе. Этот сугубый прагматизм с очевид­
    ностью прослеживается в экономической ис­
    тории пяти «тигров»
    и точной Азии — Южной Кореи, Тайваня, Гон­
    конга, Сингапура и Малайзии. Но его же мы видим и в бурном развитии китайской эко­
    номики с конца 1970-х годов, и это при той коммунистической монополии на власть, ко­
    торая еще существует в Китае. (2) В этих си­
    стемах укоренена идея «сильного» правитель­
    ства — уважение к государству и всегда дос-
    Теократия
    «власть бога») — примат церковной власти над светской, политичес­
    кий режим, в котором власть принадлежит церкви. Идея теократии противостоит идее светского государства, где государство и церковь строго отделены друг от друга. О теократическом правлении невозможно го­
    ворить как о либеральном по двум причи­
    нам. Во-первых, в нем нарушается разделе­
    ние между частной и общественной сфера­
    ми жизни, поскольку в качестве кодекса по­
    ведения здесь предлагается свод церковных правил — для сферы как личной, так и по­
    литической жизни. Во-вторых, главе теокра­
    тического государства по логике вещей при­
    надлежит практически неограниченная власть: для этого не требуется ни обще­
    ственного согласия, ни конституции. таточно высокий уровень поддержки правящей в данный момент партии. Хотя из- за невысокого уровня налогов и общественных расходов (обычно не превышающих
    30 % ВВП) эти системы не располагают особыми возможностями для реализации модели «государства всеобщего благоденствия», здесь как должное принимается то, что государство наподобие «главы семьи» должно руководить общественными и частными институтами и отвечать за общую стратегию национального развития.
    (3) Руководитель и лидер здесь в принципе пользуются уважением по конфуциан­
    ской традиции лояльности, дисциплины и долга: на западный взгляд, во всем этом даже можно усмотреть какие-то скрытые, а то и открытые, тенденции к тоталита­
    ризму. Наконец, здесь много думают об обществе и социальных связях — семья же является вообще центральным элементом этой традиции. В итоге складывается то, что японцы называют «групповым мышлением» с его закрытостью в отношении таких идей, как индивидуализм и права человека в их западном понимании.
    Как и другие системы, восточноазиатские режимы неодинаковы. Здесь прояв­
    ляются культурные различия между Китаем (вместе с родственными ему Тайванем и Гонконгом), Японией и такими этнически смешанными государствами, как Син­
    гапур и Малайзия. Интересно, что в Сингапуре неудачей закончились попытки внедрения конфуцианских программ в школах — планы эти пришлось оставить из- за опасения вызвать недовольство со стороны малайского и индийского населения.
    Похожая ситуация имела место и в Малайзии, где также делалось все, чтобы огра­
    ничить китайское влияние и еще больше укрепить и без того явно выраженные исламские элементы национальной культуры. Переход Китая на путь капиталисти­
    ческого развития во многом затушевал, но отнюдь не разрешил всех этих противо­
    речий. До сих пор, например, сохраняется резкий контраст между «рыночным ста­
    линизмом» китайского образца и глубоко укоренившейся демократией в Японии.
    Более того, на фоне той индустриализации и урбанизации, что прошли в других государствах, Китай до сих пор предстает в общем-то аграрной
    Здесь сказываются и различия между принятыми стратегиями развития: у
    Японии и таких «тигров», как Тайвань и Сингапур, экономический рост все после-

    46
    Политические теории
    время базировался на технических инновациях, образовании и профессио­
    нальной подготовке работников, тогда как Китай все еще продолжает полагаться на свое громадное сельское население как на громадный рынок дешевого труда.
    Исламские режимы
    Подъем ислама как политической силы оказал глубочайшее воздействие на сферу политики в Северной Африке, части Азии и на Ближнем Востоке. В отдельных случаях воинствующие мусульманские движения взяли на себя роль рупора инте­
    ресов городской бедноты из-за повсеместного разочарования в марксизме-лени­
    низме и именно этим бросили вызов существующим режимам. В других случаях сами режимы создавались или воссоздавались на основе ислама. Чисто исламским государством со времени своего возникновения в 1932 г. является Саудовская Ара­
    вия. В Иране революция 1979 г. привела к созданию исламской республики во главе с аятоллой Хомейни (1900—1989) — пример, которому позже последовали
    Судан и Пакистан. Весьма специфичная и даже экстравагантная интерпретация ислама стала основой для политики в такой стране, как Ливия Муамара Каддафи.
    Ислам, однако, не является и никогда не являлся просто религией. Это скорее целостный образ жизни, определяющий нормы этического, политического и эко­
    номического поведения как людей, так и государств. «Путь ислама» основывается на учении пророка Мухаммеда (570—632), как оно изложено в Коране, почитаемом всеми мусульманами в качестве слова Божьего, и также суннах — «проложенном пути», то есть соблюдаемых правоверным мусульманином обычаях, восходящих к жизни самого Пророка.
    Политический ислам стремится к созданию теократического государства, в ко­
    тором политические и всякие иные отношения были бы подчинены «высшим» принципам веры. Однако существуют самые разные его течения, подчас резко от­
    личающиеся друг от друга: от непримиримого фундаментализма до форм, вполне совместимых с политическим плюрализмом.
    Фундаменталистская версия ислама обычно ассоциируется с Ираном. Здесь до конца своей жизни во главе клерикального управления обществом стоял аятолла
    Хомейни, возглавлявший Исламский революционный совет — орган, представляв­
    ший пятнадцать высших лиц церковной иерархии страны. Хотя в стране был уч­
    режден и всенародно избираемый парламент в виде Исламской консультативной ассамблеи, все законы подлежали одобрению Совета по защите конституции, сле­
    дившего за их соответствием принципам ислама. После смерти Хомейни в 1989 г. его преемник Хашеми Рафсанджани перешел к более прагматичной и менее идео­
    логизированной политике, шариатское право (Sharia law) здесь до сих остается гос­
    подствующим правовым и моральным кодексом. С еще большей силой революци­
    онный фундаментализм заявил о себе в Афганистане, где режим Талибан в
    2001 годах ввел чисто теократическое правление, исключив женщин из образова-
    Шариат — исламское право, базирую­
    щееся, по убеждению мусульман, на бо­
    жественном откровении и идущее от
    Корана, учения Мухаммеда и других ис­
    точников. ния, экономики и вообще общественной жиз­
    ни. Не менее важную роль фундаментализм иг­
    рает в Саудовской Аравии, где он также приоб­
    рел абсолютистские оттенки, хотя консерватив­
    ный суннитский режим страны отличается куда более мягкими формами, нежели революцион­
    ный популизм шиитского Ирана.

    2. Правительства, системы и режимы
    47
    Однако сами мусульмане не принимают всех этих оценок исламских режимов как
    «фундаменталистских», видя в них лишь про­
    явление извечного западного предубеждения против «экзотического» и «деспотичного»
    Востока. Примером того, что ислам вполне совместим с политическим плюрализмом, служит Малайзия. Хотя ислам здесь является официальной государственной религией и высший правитель страны выступает одно­
    временно главой и государства и церкви, в стране сложилось нечто вроде «направляемой» демократии, где власть в рамках многопар­
    тийной системы принадлежит Объединенной национальной организации малайцев во гла­
    ве с премьер-министром доктором Махатхи- ром. С 1981 г. правительство Махатхира про­
    водит сложную политику, где принципы ис­
    лама сочетаются с поддержкой чисто малайс­
    ких элементов общества и экономической стратегией японского образца. В 1988 г. у ре-
    К понятийному аппарату
    Авторитаризм — это идеология и практика правления, основанного на абсолютном под­
    чинении общества государству; власть при этом осуществляется исключительно
    «сверху» и действует без какой бы то ни было оглядки на общественное мнение. Являет собой прямую противоположность всем ви­
    дам власти, основывающимся на отношени­
    ях легитимности и в этом смысле осуществ­
    ляемым «снизу». Авторитаризм, однако, сле­
    дует отличать от тоталитаризма, которому, как показывает история, присуще стремле­
    ние совершенно стереть все и всякие грани между государством и обществом. Автори­
    тарные режимы (абсолютные монархии, не­
    которые диктатуры и военные режимы), как правило, не идут дальше задач подавления оппозиции. В этой связи можно сказать, что авторитаризм допускает ту или иную степень экономических и социальных свобод. жима тем не менее ооозначились авторитарные тенденции, когда после волны арес­
    тов и введения жесткой цензуры в стране по существу прекратила действовать неза­
    висимая система судопроизводства.
    Военные режимы
    В то время как большинство политических систем формируется под воздей­
    ствием той или иной комбинации политических, экономических, культурных и идеологических факторов, в мире остаются и такие режимы, которые опираются на чисто военную силу, систематическое принуждение и репрессии, — военные режи­
    мы. Их относят к более широкой категории «авторитарных». Авторитаризм военно­
    го образца всегда был распространен в Латинской Америке, на Ближнем Востоке, в Африке и Юго-Восточной Азии. В период после Второй мировой войны военные диктатуры также образовались в Испании, Португалии и Греции. Как правило, в военном режиме власть переходит в руки военных в соответствии с их положением в иерархии военного командования; при этом действие традиционных политичес­
    ких и конституционных учреждений приостанавливается, а все институты, через которые может быть выражена публичная оппозиция, такие, как парламент и прес­
    са, подвергаются ослаблению или запрету.
    Хотя все формы военного правления глубоко репрессивны, между ними есть и свои различия. В некоторых диктатурах армия присваивает себе прямой контроль над правительством. Классическим выражением этой разновидности является во­
    енная хунта (junta). Как показывает история Ла­
    тинской Америки, это форма коллективного во­
    енного правления, где все решается советом ко­
    мандования, обычно представляющего три род; войск (сухопутные, морские и военно-воздуш-
    — буквально, совет; клика (обыч­
    но военная), пришедшая к власти в ходе революции или государственного пере­
    ворота.

    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   88


    написать администратору сайта