Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные характеристики режима

  • 2. Правительства, системы и режимы 39

  • вестминстерской моделью

  • 2. Правительства, системы и режимы 41

  • К понятийному аппарату У термина «Запад»

  • Согласительная демократия

  • Концепция исключительности

  • Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова


    Скачать 41.99 Mb.
    НазваниеЭндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
    АнкорПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    Дата12.12.2017
    Размер41.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    ТипУчебник
    #10948
    страница9 из 88
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   88
    2. Правительства, системы и режимы
    37
    Френсис Фукуяма (Francis
    p. 1952)
    Американский социальный философ и политолог. Родился в Чика­
    го, США, в семье протестантского священника. Был членом Отдела планирования политики Государственного департамента США, кон­
    сультантом «Rand Corporation». Стойкий приверженец позиций Рес­
    публиканской партии США, Фукуяма приобрел международную из­
    вестность своей статьей «Конец истории?» (1989), ставшей затем основой монографии «Конец истории и последний человек» (1992).
    Здесь он утверждал, что история идей, в сущности, закончилась, ибо мир признал либеральную демократию в качестве «окончатель­
    ной формы правления». Темой других его работ «Доверие» (1996) и
    «Великий разлом» (1999) — связи и взаимоотношения между эко­
    номическим развитием и внутренней солидарностью, единством об­
    щества. Его идеи оказали большое воздействие на философию «но­
    вых правых».
    Всегда какие-то критерии в них были более, а какие-то менее важными.
    Как правило, при выборе критериев следует ответить на следующие вопросы:
    • Кому, собственно, принадлежит власть? Ограничивается ли политическое уча­
    стие верхами общества либо оно охватывает все население?
    • Как достигается общественное согласие или подчинение — через примене­
    ние силы или угрозы силой, через переговорный процесс и «торг», через компромисс?
    • Носит ли правительственное управление централизованный или децентрали­
    зованный характер? Какие сдержки и противовесы действуют в политичес­
    кой системе?
    • Как происходит завоевание и передача власти? Является ли система откры­
    той и соревновательной или она закрыта для конкуренции политических сил?
    • Каковы отношения между государством и индивидом? Как распределяются права и обязанности между правительством и гражданами?
    • Каков уровень экономического развития страны? Каков в ней уровень жиз­
    ни, насколько ровно в ней распределено материальное богатство?
    • Как организована экономическая жизнь? Ориентирована ли экономика на рынок или на централизованное планирование, какова экономическая роль правительства?
    • Насколько стабильна система? Сколь долгую историю имеет данный режим, обладает ли он способностью реагировать на новые требования и вызовы?
    В
    XX в. в классификациях преобладал конституционно-институ­
    циональный подход, шедший от классических типологий. В центре внимания здесь были, скажем, различия между писаными и неписаными конституциями, парла­
    ментскими и президентскими режимами, федеральными и унитарными системами.
    В
    годах получил развитие структурно-функциональный подход, сфор­
    мировавшийся под влиянием системной теории. В этом подходе основное внима­
    ние уделяли уже не институтам, а реальному функционированию политических систем, в особенности тому, как воздействия на ее «входе» преобразуются в резуль­
    таты на «выходе». В концепции «трех миров» был заложен экономико-политический

    38
    I. Политические теории
    К понятийному аппарату
    Термин «полиархия»
    «правление многих») в основном относится к институтам и процессам в механизме современной представительной демократии. Как особый режим полиархию можно отделить от всех недемократических систем и систем со слаборазвитой демократией, основанных на классической, или афинской, модели прямого участия. Наиболее точно полиархию можно опре­
    делить как грубое подобие демократии, так как она функционирует благодаря институтам, принуж­
    дающим правителей принимать во внимание интересы и пожелания электората. Основными чер­
    тами полиархии являются следующие (Даль, 1989):
    • правительство состоит из избираемых чиновников;
    • выборы свободны и открыты;
    • практически все достигшие совершеннолетия имеют право голосовать;
    • право избираться на государственный пост не ограничено;
    • наличие свободы слова и права на критику и протесты;
    • у граждан есть доступ к независимым источникам информации;
    • группы и сообщества получают по меньшей мере относительную независимость от прави­
    тельства
    (идеологический) подход, главным критерием в котором был уровень экономичес­
    кого развития системы и ее общая политическая и идеологическая ориентация.
    Подход, предлагаемый в этой книге, в том или ином отношении отличается от каждого из данных выше. Будем учитывать три основные характеристики режима
    — его политический, экономический и культурный аспекты. Центральная идея нашего подхода состоит в том, что системы различаются не столько по своим кон­
    кретным политическим, экономическим или культурным параметрам, сколько по тому, как эти параметры воздействуют друг на друга и переплетаются между собой в реальной жизни (см. рис. 2.2).
    Предлагаемый подход, и это пред­
    ставляется его достоинством, заостряет внимание на том, что политические и экономические институты могут функ­
    ционировать совершенно по-разному в зависимости от своего культурного кон­
    текста: например, многопартийные вы­
    боры и рыночная экономика в либераль­
    ной культуре западных обществ — это одно, в культуре незападных обществ — нечто иное. При этом нужно понимать, что на фоне глубочайших политических переворотов конца XX в. любая класси­
    фикация будет носить временный харак-
    2.2. Основные характеристики режима тер. Сами политические системы сегод­
    ня изменяются столь быстро, что клас­
    сифицировать их в высшей степени сложно: это вечная гонка за постоянно изме­
    няющейся политической реальностью.

    2. Правительства, системы и режимы
    39
    Однако в современном мире можно выделить пять основных типов режимов:
    • западные полиархии (western polyarchies)
    • новые демократии (new democracies)
    • восточноазиатские режимы (East Asian regimes)
    • исламские режимы (Islamic regimes)
    • военные режимы (military regimes)
    Западные полиархии
    Понятие «западные полиархии» фактически относится к тем системам, о кото­
    рых раньше говорили как о либеральных демократиях или просто демократиях. Это системы, изначальным географическим ареалом которых были Северная Америка,
    Западная Европа и Австралия. Хантингтон (Huntington, см. с. 182) усматривал в этих режимах продукт первых двух «волн» демократизации, из которых первая при­
    шлась на период между 1828 и 1926 годами и такие страны, как США, Франция и
    Великобритания, а вторая — на 1943—1962 годы, захватив Западную Германию,
    Италию, Японию и Индию. Хотя процесс становления этих шел через де­
    мократизацию и либерализацию (liberalization), термин «полиархия» в данном слу­
    чае все же представляется более предпочтительным, чем «либеральная демокра­
    тия», и на то есть две причины. Во-первых, в понятии «либеральная демократия» очень многое скорее от политического идеала, нежели от действительности: так или иначе в этот термин подчас вкладывается уж очень широкое значение. Во- вторых, говоря «полиархия», мы подразумеваем, что означаемые этим термином системы в чем-то существенно важном пока еще не достигли этого демократичес­
    кого идеала.
    Для описания политических систем понятие «полиархия» было введено Далем
    (см. с. 340) и Линдбломом (Lindblom) в работе «Политика, экономика и благосос­
    тояние» (Politics, Economics, and Welfare, 1953), а затем было развито Далем в работе
    «Полиархия: участие и оппозиция» {Polyarchy: Participation and Opposition, 1971). По мнению этих авторов, полиархические режимы отличаются той или иной комбина­
    цией двух главных факторов. (1) В них достигнут относительно высокий уровень толерантности к оппозиции, достаточный для того, чтобы общество тем самым могло удерживать власть от поползновений к произволу. На практике это обеспе­
    чивается состязательной партийной системой, конституционно гарантированными и надежно защищенными гражданскими свободами, энергичным и здоровым граж­
    данским обществом. (2) Полиархии предоставляют обществу достаточно широкие возможности для участия в политической жизни, — здесь высок уровень полити­
    ческой активности. Достигается это через четко отработанную избирательную сис­
    тему, позволяющую гражданам контролировать
    Либерализация — введение внутренних и внешних ограничений власти прави­
    тельства и / или движение по направле­
    нию к частному предпринимательству и рынку. и, если необходимо, смещать неугодных поли­
    В этом смысле полиархии близки к той форме демократического элитизма, которую
    Иосиф Шумпетер (Joseph
    (см. с. 286) описал в работе «Капитализм, социализм и де­
    мократия» (Capitalism, Socialism and Democracy,

    40
    I. Политические теории
    1942). Однако и Линдблом (1977), и Даль (1985) признавали тот факт, что полиар- хии находятся под чрезмерным влиянием больших корпораций. Поэтому сами они иногда предпочитали говорить о «деформированной полиархии».
    В этом последнем варианте понятие «полиархия» может быть использовано для описания все более увеличивающегося числа режимов по всему миру. Вообще ка­
    кие-то полиархические черты присущи всем государствам, практикующим партийные выборы. При этом западные полиархии отличаются явно выраженной спецификой — не только представительной демократией и капиталистической эко­
    номической организацией, но также культурной и идеологической ориентацией, по большей части проистекающей из западного либерализма. Главное в этом на­
    следии — глубоко укоренившаяся приверженность принципу индивидуализма. Фи­
    лософия индивидуализма, наиболее характерная для Запада ценность, исходит из
    уникальности каждого человека и утверждает, что общество должно быть органи­
    зовано так, чтобы наилучшим образом отвечать интересам и потребностям состав­
    ляющих его индивидов. На политическую культуру западных эта фило­
    софия оказала множественное воздействие. Мы и по сей день видим ее проявления и в том совершенно особом внимании, которое здесь уделяется проблеме прав человека (возможно даже к умалению его обязанностей), и во всеобщей вере в спасительность конкуренции и свободы выбора как в экономике, так и в политике, и в обыкновении с недоверием и опаской относиться ко всякой власти как к воз­
    можной угрозе свободе индивида.
    Однако нельзя сказать, что западные полиархии скроены на один манер. Одни из них тяготеют к централизации и мажоритарному правлению, другие — к фраг­
    ментации и рассредоточению власти. В этой связи Лиспхарт (Lisphart, 1990, 1999) писал о необходимости различать «мажоритарные» и «консенсусные демократии».
    Мажоритарные демократии организованы на принципах парламентаризма в соот­
    ветствии с так называемой вестминстерской моделью (Westminster model). Самый яркий пример здесь — это, конечно же, Великобритания, но многие черты этой модели мы также видим в политических системах Новой Зеландии, Австралии,
    Канады, Израиля и Индии. Мажоритарные системы обычно ассоциируются с лю­
    бым или всеми из следующих принципов:
    • однопартийным правительством
    • неполным разделением власти между исполнительной и законодательной вет­
    вями
    • однопалатным парламентом либо парламентом с ограниченными прерогати­
    вами верхней палаты
    • двухпартийной системой
    • электоральной системой одномандатных округов, в которых претенденту до­
    статочно набрать простое большинство голосов
    • унитарным или централизованным правительством
    • неписаной или слабокодифицированной конституцией и принципом парла­
    ментского суверенитета.
    В отличие от этой модели другим западным полиархиям присуще рассредоточение власти по всему спектру правительственных и партийных институтов. В США система правления зиждет­
    ся на строгом распределении власти между ин­
    ститутами государства, совершенно четко про-
    модель — государ­
    ственное устройство, в котором испол­
    нительная власть исходит от парламен­
    та (собрания) и (теоретически) подотчет­
    на ему.

    2. Правительства, системы и режимы
    41
    писанном в соответствующих статьях консти­
    туции. В других странах, особенно в конти­
    нентальной Европе, за конечным политичес­
    ким консенсусом стоят отношения между партиями — с их переговорами, «торгом» и
    «дележом власти». В Бельгии, Австрии и
    Швейцарии получила развитие система со­
    гласительной демократии (consociational democracy), более всего подходящая для об­
    ществ с глубокими религиозными, идеологи­
    ческими, культурными, региональными и другими различиями.
    или плю­
    ралистические тенденции часто ассоцииру­
    ются со следующими принципами:
    • коалиционным правительством
    • разделением власти между исполнитель­
    ной и законодательной властью
    парламентом с четко выраженной двух­
    палатной системой
    • многопартийной системой
    • пропорциональным представительством
    • федерализмом или широкой передачей власти на места
    • кодифицированной («писаной») конституцией и биллем о правах.
    Как ни классифицировать политические системы, нужно понимать, что вооб- ще-то каждый полиархический режим, а на самом деле всякий режим вообще, — уникален и потому единичен и исключителен. Американская исключительность например, во многом идет о того, что у страны не было своего феодализма, но был опыт миграции, расширения границ и устройства поселений.
    Все это и объясняет нам, почему политическая культура США столь индивидуали­
    стична, почему (уникальный момент среди западных полиархий) страна продемон­
    стрировала такой иммунитет в отношении социалистического или любого другого движения такого же типа. В США также самый высокий среди западных систем религиозности среди населения, и это единственная политическая систе­
    в которой христианский фундаментализм стал серьезной политической силой.
    Еще более сложный случай представляет собой Индия. В культурном, религи-
    К понятийному аппарату
    У термина «Запад» два частично совпадаю­
    щих значения. В общем смысле это понятие относится к культурному и философскому наследию Европы, нередко «экспортировав­
    шемуся» в ходе миграции и колониальной политики. Это наследие уходит корнями в иудейско-христианскую религиозную тради­
    цию и классический греко-римский комплекс знаний, видоизменившиеся в Новое время под воздействием идей и ценностей либе­
    рализма. Понятие «Восток» относится к Азии в целом и к населению континента в частно­
    сти. В более узком смысле, который был широко распространен во время «холодной» войны, под «Западом» подразумевался блок капиталистических государств, возглавляе­
    мый США и направленный против Востока, где господствовал Советский Союз. Хотя Во­
    сточная Европа более не относится
    Восто­
    ку, всегда было неясно, должна ли Россия быть причисляема к Западу в широком смысле этого понятия.
    Согласительная демократия — демо­
    кратия, функционирующая на основе распределения власти и тесном сотруд­
    ничестве между партиями или полити­
    ческими группировками.
    Концепция исключительности — чер­
    ты отдельно взятой политической сис­
    темы, характерные исключительно для нее одной, которые, таким образом, ог­
    раничивают применимость к данной си­
    стеме общих категорий. и философском отношении страну никак невозможно отнести к Западу. В отличие от «раз­
    витых» полиархий Европы и Северной Америки это преимущественно аграрная страна с уров­
    нем грамотности, едва превышающем 50% на­
    селения. Получив независимость в 1947 г., Ин­
    дия являла собой типичную полиархию, кото­
    рая достаточно легко пережила даже «чрезвы­
    чайное положение», введенное Индирой Ганди
    • конце 1970-х годов. Политическая стабильность
    Индии, очевидно, объясняется общекастовой по-

    42
    Политические теории
    К понятийному аппарату
    Коммунизм — общественный строй, основой которого является общественная собственность на средства производства. Как теория чаще всего ассоциируется с учением Маркса, который под коммунизмом понимал бесклассовое общество, где производство ориентировано на потребности людей, государство «отмирает», а всем людям предоставлены возможности свободного самораз­
    вития. Этот термин также употребляется по отношению к обществам, которые следовали марксиз­
    му в том его варианте, что был разработан Лениным и Сталиным. Основные признаки ортодок­
    сального коммунизма как политического режима:
    • официальная идеология — марксизм-ленинизм
    • неограниченная власть коммунистической партии, организованной по принципу демократи­
    ческого централизма
    • коммунистическая партия «находится у власти» в том смысле, что она контролирует государ­
    ственный механизм, порождая тем самым смешанный государственно-партийный аппарат
    • коммунистическая партия — руководящая и направляющая сила в обществе, также в эконо­
    мике, образовании и культуре
    • основа экономики — государственная собственность и принцип централизованного плани­
    рования.
    Индийского Национального Конгресса и той, можно сказать, «мисти­
    кой», что всегда окружала династию сегодня, когда обоих этих фак­
    торов уже нет, Индия эволюционирует, можно полагать, к модели согласительной демократии.
    Новые демократии
    Новая волна демократизации в мире, согласно Хантингтону, началась в 1994 г. свержением правых правительств в Греции, Португалии и Испании, затем вырази­
    лась в заметном ослаблении позиций военных диктаторов в Латинской Америке и завершилась, самое главное, крахом коммунизма. Восточноевропейские револю­
    ции 1989—1991 годов вызвали к жизни процессы демократизации, в ходе которых многое заимствовалось от западной либеральной модели. Главным здесь было вве­
    дение многопартийных выборов в политике и начало рыночных реформ в эконо­
    мике. Можно утверждать, что многие, чтобы не сказать все, прежние коммунисти­
    ческие режимы претерпевают переходный период, который со временем выведет их на модель западных полиархий. На сегодняшний день, однако, эти системы лучше относить к какому-то особому, промежуточному, типу. Прежде всего, нужно сказать, что бремя коммунистического прошлого невозможно изжить, образно го­
    воря, за ночь, особенно в случае с Россией, где коммунистическая система суще­
    ствовала свыше 70 лет. Кроме того, сам переходный период в этих странах принес новые проблемы, не имеющие ничего общего с проблемами западных обществ.
    Индийский Национальный Конгресс (ИНК) — политическая партия Индии, основана в 1885 г.
    От лояльной оппозиции английскому колониальному режиму перешла в 20-х годах XX в. к активной борьбе за национальную независимость, превратившись в массовую партию. Основа программы
    ИНК — философия Ганди. После завоевания Индией независимости ИНК стал правящей партией.
    {Прим. пер.)

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   88


    написать администратору сайта