Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Что такое политика 13 Обратим внимание на... «Лики» власти

  • • Власть как принятие решений.

  • • Власть как определение политической повестки дня.

  • Власть как контроль над сознанием.

  • • Изучение политики Подходы к изучению политики

  • Что такое политика 15 Платон (427—347 до н.э.)

  • Объективное

  • Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова


    Скачать 41.99 Mb.
    НазваниеЭндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
    АнкорПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    Дата12.12.2017
    Размер41.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    ТипУчебник
    #10948
    страница5 из 88
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   88
    Политика как власть
    Четвертая концепция является одновременно и наиболее широкой и наиболее радикальной. Политике здесь не отводится какой-либо конкретной сферы, будь то правительство, государство или «публичная» жизнь, — постулируется, что она при­
    сутствует во всех областях общественной деятельности, более того, «на каждом углу». Как утверждает Адриан Лефтвич (Adrian в работе «Что такое поли­
    тика? Политическая деятельность и ее изучение» (What is Politics? The Activity and Its
    Study, 1984), «политика находится в центре общественной деятельности как тако­
    вой — официальной и неофициальной, публичной и частной, она присутствует во
    всех социальных группах, институтах и обществах»; ее мы видим во всех обще­
    ственных отношениях, будь то семья, малая группа, компания друзей или, с другой стороны, нация и глобальное сообщество. Сам собой, следовательно, здесь напра­
    шивается вопрос: что же тогда отличает политическую деятельность от других ви­
    дов деятельности человека, в чем ее специфика?
    Этот вопрос данная традиция решает так. Политикой здесь является все то, что связано с производством, распределением и использованием ресурсов для жизне­
    обеспечения общества, речь же по большей части идет о власти — способности «по­
    лучить свое» теми или иными, подчас вообще любыми, средствами. Идея эта пре­
    красно резюмирована, скажем, в названии книги Гарольда Лассуэлла «Политика:
    Кто получает что, когда и как?» (Harold Lasswell, Politics: Who Gets What, When,

    1. Что такое политика?
    13
    Обратим внимание на...
    «Лики» власти
    Можно сказать, что власть проявляется в том случае, когда А вынуждает Б делать что-то, чего Б в любом ином случае предпочел бы не делать. При этом А может воздействовать на Б разными способами. Это позволяет говорить о разных видах или «ликах» власти:
    • Власть как принятие решений. Этот «лик» власти определяется целенаправленными действиями, которые так или иначе определяют существо принимаемых решений. Классическое описание этой формы власти можно найти в работе Роберта Даля «Кто управляет? Демократия власть в американском городе»
    где автор задался целью выяснить, кому принадлежит власть, из анализа решений и предпочтений самых различных социальных групп. Но на решения людей тоже можно воздействовать различными способами. В книге «Три лика власти» (1989) Кит Боул- динг в этой связи выделил такие методы, как использование силы или устрашение («кнут»); раз­
    личные формы взаимовыгодных отношений («сделка») и отношения, основанные на взаимных обя­
    зательствах, симпатии и тому подобном («пряник»).
    • Власть как определение политической повестки дня. Второй «лик» власти, как пола­
    гают Бахрах и Барац (1962), отражает способность той или иной политической силы воспрепят­
    ствовать принятию решений. Здесь речь идет о том, кто контролирует политическую повестку дня,
    — кто изначально решает, какие вопросы будут обсуждаться, а какие — нет. В этой связи можно сказать, что некая частная корпорация может осуществлять свою власть, во-первых, выступая, скажем, против закона о защите прав потребителя («первый лик власти»), но также делая все, чтобы партии и политики вообще не выносили этого вопроса на публичное обсуждение («второй лик власти»).
    Власть как контроль над сознанием. Третий «лик» власти — это способность влиять на других людей, воздействуя на их мысли, желания и потребности.
    1974). Эта власть выража­
    ется в психологическом контроле или в том, что называется «идеологической промывкой мозгов».
    Здесь примером могла бы послужить индустрия рекламы, убеждающая общество в ненужности нового закона о защите прав потребителя по той причине, что корпорации уже позаботились о решении такой-то и такой-то проблемы. В политической жизни эта форма власти проявляется в использовании пропаганды и вообще в методах идеологического воздействия.
    1936). В общественной жизни эта традиция усматривает прежде всего несовпадение и даже извечный конфликт интересов, но главное — дефицитность ресурсов, проис­
    текающую из того простого обстоятельства, что человеческие желания и потребнос­
    ти безграничны, а возможности их удовлетворения всегда ограничены. Политика поэтому здесь понимается как соперничество за ограниченные ресурсы, а власть — как главный инструмент в этом соперничестве. Среди сторонников этого подхода феминистки и марксисты. Современный феминизм к идее «политического» питает совершенно особый интерес, идущий от того, что политика в ее традиционном по­
    нимании в общем-то до сих пор исключает женщину из политической жизни, остав­
    ляя ее в той «частной» сфере жизни, что выстраивается вокруг семьи и семейно- обязанностей, — мужчина же продолжает господствовать как в политике, так и в других сферах «публичной» жизни. Теоретики радикального феминизма по­
    этому всегда критиковали самое деление на публичное и частное в обществе, выдви­
    гая в противовес лозунг «частное есть политическое», в котором, как в капле воды, отражена вся философия радикального феминизма — идея о том, что все происходя­
    щее в семейной, бытовой и личной жизни суть следствие и отражение традиционных политических отношений, более того, всем этим политика начинается и заканчива­
    ется. Естественно, из этой философии вытекает и куда более радикальное, чем обыч­
    но, понимание сущности самой политики. Так, Кэйт Миллет в книге «Политика

    14
    I. Политические теории
    полов» (Kate
    Sexual Politics, 1969) определяет политику, как «основанные на власти отношения, позволяющие одним людям держать под контролем других». Фе­
    минизм поэтому определил для себя очень своеобразную нишу — «политику повсед­
    невности». Здесь отношения в семье, отношения между мужьями и женами, родите­
    лями и детьми абсолютно столь же «политичны», как и отношения между работода­
    телями и работниками или между правительствами и гражданами.
    Марксизм говорит о политике применительно к двум уровням общества — «над­
    стройке» и «базису». Сам Маркс (см. с. 66) первоначально понимал политику клас­
    сическим образом, увязывая ее с аппаратом государства: так, в «Коммунистичес­
    ком манифесте» (Communist Manifesto, 1848) он пишет о политической власти как
    «об организованной власти одного класса для подавления другого». Позже, разви­
    вая свою теорию, он отнес политические отношения вместе с правовыми и куль­
    турными к «надстройке», возвышающейся над экономическим «базисом» — под­
    линной основой общества. По Марксу, экономический «базис» и «надстройка» свя­
    заны: «надстройка» вырастает из «базиса» и отражает его.
    Следующий шаг сделал Ленин (см. с. 93), постулировав более глубокую связь политической власти с классовой системой общества, по сути с его «базисом»: как он сам писал об этом, «политика есть концентрированное выражение экономики».
    Согласно марксизму, «экономика — это уже политика», а ареной политической борьбы является, собственно говоря, все гражданское общество, пронизанное клас­
    совыми противоречиями, — резкое отличие от всех тех подходов, что сводят поли­
    тический фактор к государству или неизбежно узкой частной сфере жизни.
    В подходах, рассмотренных выше, политика рисуется по преимуществу как сила, враждебная человеку, — это всегда что-то такое, что связано с угнетением и подчи­
    нением одних людей другим. Для радикального феминизма это то, что увековечи­
    вает «политический патриархат», где женщине суждено оставаться под пятой у муж­
    чины; для марксизма — то, что в капиталистическом обществе делает возможным эксплуатацию пролетариата со стороны буржуазии. В тех же теориях, правда, поли­
    тике приписывается не только негативное, но и потенциально позитивное значе­
    ние — как инструменту преодоления общественного неравенства. По Марксу, на­
    пример, пролетарская революция должна навсегда положить конец неравенству классов; феминисты призывают к коренной перестройке отношений между пола­
    ми. В любом случае политика в этих течениях отнюдь не предстает неизбежной частью общественного бытия. Феминисты призывают покончить с «политикой сек- сизма» и построить такое общество, в котором людей будут ценить не по полу, а по личным качествам. Марксисты убеждены в том, что с установлением бесклассового коммунистического общества «классовая политика» станет достоянием истории, а это в свою очередь приведет к «отмиранию государства» и прекращению политики в классическом ее понимании.
    • Изучение политики
    Подходы к изучению политики
    При наличии столь большого числа точек зрения на суть политики вполне естественно, что широко различаются и взгляды на природу и статус политологии.

    Что такое политика?
    15
    Платон (427—347 до н.э.)
    Древнегреческий философ. Происходил из аристократического рода.
    В юности Платон стал учеником Сократа, который становится затем основным персонажем в его диалогах об этике и философии. После смерти Сократа в 399 г. до н.э. Платон основал собственную академию, чтобы обучать будущих правителей Афин. Платон учил, что материальный мир состоит из несовершенных отражений абстрактных и вечных «идей». Суть его политической философии, развернутой в таких произведениях, как «Республика» и «Законы», заключалась в попытке обрисовать идеальное государство с точки зрения доктрины справедливости. Работы Платона оказали значительное влияние на христианство и европейскую культуру в целом.
    Будучи одной из старейших областей интеллектуальной деятельности, наука о поли­
    тике первоначально была частью философии, истории или права. Ее главной целью было обосновать наиболее общие принципы построения человеческого общества. С конца XIX в. этот чисто философский подход постепенно сменился попытками пре­
    вратить политическую науку в самостоятельную научную дисциплину. Это движение достигло апогея в
    1960-е годы, когда классическое наследие политической мысли стало восприниматься как бессмысленная метафизика, о которой можно за­
    быть. Сегодня, однако, энтузиазм по поводу возможностей строго научного изуче­
    ния политики заметно поубавился, — вновь пришло понимание непреходящей цен­
    ности основных политических принципов и нормативных концепций.
    Если «традиционный» поиск универсальных ценностей, приемлемых для всех и каждого, был оставлен, оставили и идею о том, что наука и одна лишь наука спо­
    собна дать средства к обнаружению истины. В результате мы сегодня имеем дис­
    циплину, которая и более плодотворна, и более интересна, поскольку охватывает множество теоретических подходов и школ анализа.
    Философская традиция
    Истоки политической мысли берут свое начало в Древней Греции: именно здесь зародилось то, что мы сегодня называем политической философией. То была фи­
    лософия, которую более всего интересовало не «сущее», а «должное» — не «что существует», а «что надлежит делать», — и потому она носила по большей части этический, предписательный, или, как мы сегодня говорим, нормативный, харак­
    тер. Основателями этой философии считают Платона и Аристотеля. Платона, на­
    пример, более всего занимала мысль об идеальном обществе: для него самого тако­
    вым была бы просвещенная диктатура во главе с монархом-философом. В Средние века идеи нормативной философии получили развитие в трудах таких мыслителей, как Августин Блаженный (354—430) и Фома Аквинский (1225—1274).
    Норматив — предписание тех или иных ценностей и норм поведения; то, что «дол­
    жно быть», в противовес тому, «что есть».
    Так сложились первоосновы того, что называ­
    ется «традиционным» подходом к изучению по­
    литики. Сегодняшние теоретики этого направле­
    ния работают по большей части над осмыслением классического наследия политической философии.

    16
    I. Политические теории
    Это, по сути, история политической мысли в лице ее наиболее выдающихся предста­
    вителей (скажем, от Платона до Маркса) с анализом их работ. Главный метод здесь — критический анализ литературных источников, а задача — уяснить основные идеи тех или иных мыслителей, проследить развитие их взглядов, обрисовать ту общую интел­
    лектуальную атмосферу, в которой они работали. Часто это очень скрупулезная рабо­
    та. Другое дело, что с научной точки зрения она не носит объективного характера, поскольку имеет дело с чисто нормативным аспектом политической науки — вопроса­
    ми вроде «Почему я должен подчиняться государству?», «Как должны распределяться блага в обществе?», «Каковы пределы личной свободы в обществе?».
    Эмпирическая традиция
    Хотя эмпирическая, или, как ее еще называют, дескриптивная, традиция имеет более позднее происхождение, чем традиция теоретическая, она также восходит к первоистокам политической мысли. Ее элементы мы видим у Аристотеля в его попытках дать типологию государственных устройств, у Макиавелли в его скрупу­
    лезной передаче деталей и реалий государственного управления, у в его социологической теории управления и права. Во многих отношениях эти работы составляют основу того, что сегодня называют сравнительным государствоведени- ем. В центре внимания здесь — политические институты. В США и Великобрита­
    нии, к примеру, это стало доминирующим направлением в политологии. Для этого подхода всегда были характерны попытки дать беспристрастную и объективную картину политической реальности. Это подход «дескриптивный» в том смысле, что он стремится анализировать и объяснять, тогда как нормативный подход носит
    «предписательный» характер в том смысле, что он вырабатывает суждения и пред­
    лагает рекомендации.
    Дескриптивный политический анализ в свое время получил серьезную фило­
    софскую поддержку со стороны эмпиризма, распространившегося с середины XVII в., начиная с работ таких философов, как Джон Локк (см. с. 55) и Давид Юм
    1776). Доктрина эмпиризма выдвинула положение о том, что только опыт может быть единственной основой знания, а все гипотезы и теории должны проходить проверку наблюдением. К началу XIX в. идеи такого рода вылились в позитивизм
    — интеллектуальное течение, наиболее ярким представителем которого стал Огюст
    Конт (1798—1857). Эмпиризм провозгласил, что все социальные науки, в том числе все формы философского знания, должны наистрожайшим образом придерживать­
    ся методов естественных наук. Как только наука была провозглашена единственно надежным средством раскрытия истины вообще, началось самое широкое движе­
    ние за создание и политической науки.
    Научная традиция
    Первым теоретиком, попытавшимся описать политику в научных категориях, стал Карл Маркс. Использую свою концепцию так называемого исторического мате­
    риализма, Маркс попытался вскрыть движущие силы исторического развития, а также сделать прогнозы относительно будущего, опираясь на
    «законы», имевшие, по его мнению, такой же научный статус, как и законы в естественных науках. Мода на научный анализ распространи-
    Объективное — существующее вне со­
    знания и независимо от него; видимое или осязаемое; свободное от субъектив­
    ных ощущений или ценностей.

    Что такое политика?
    17
    лась по всем общественным наукам. В 1870-х годах курсы «политической науки» были введены в университетах Оксфорда, Парижа и Колумбийском, а в 1906 г. нача­
    лось издание American Political Science Review. Наивысшей точки энтузиазм в пользу политической науки достиг в годах, когда повсеместно, но более всего в США, сложилась форма политического анализа, исходившего из бихевиоризма.
    Впервые это дало политологии надежный научный статус, поскольку обеспечило то, чего не было раньше — объективность и количественно проверяемые данные, на основе которых можно было проверять любые гипотезы. Такие политологи, как Да­
    вид Истон, провозгласили, что политическая наука теперь может принять методоло­
    гию естественных наук, и это дало подъем распространению исследований, более всего отвечающих принципам количественного анализа, таких, как поведение при голосовании, поведение в законодательной сфере, поведение муниципальных поли­
    тиков и лоббистов.
    Однако начиная с 1960-х годов бихевиоризм стал сталкиваться с растущим со­
    противлением. Послышались заявления, что он существенно сузил границы поли­
    тического анализа, мешая ему выйти за пределы непосредственно наблюдаемого.
    Хотя бихевиоризм в политологии, вне сомнения, произвел и продолжает давать ценные результаты в таких областях, как электоральное поведение, одержимость количественными методами угрожает свести политологию не более чем к анализу этих узких проблем. Что еще хуже, бихевиоризм склонил целое поколение полито­
    логов к отходу от традиции нормативной политической мысли. От концепций «сво­
    боды», «равенства», «справедливости», «прав человека» попросту стали отмахивать­
    ся как от бессмысленных, поскольку никакой эмпирической проверке они заведомо не подлежат. С разочарованием в бихевиоризме в 1970-х годах возрастал интерес к нормативной проблематике, что отражено в работах таких теоретиков, как Джон
    Роулс (John
    (см. с. 71) и Роберт Нозик (Robert Nozick) (см. с. 120).
    Более того, под вопросом оказались научные основания бихевиоризма. Осно­
    вой для заявлений в том духе, что бихевиоризм объективен и надежен, является претензия на то, что он «свободен от ценностей», то есть не искажен какими-либо этическими или нормативными убеждениями и представлениями. Все дело, одна­
    ко, в том, что стоит сделать фокусом анализа наблюдаемое поведение, трудно осу­
    ществить что-либо большее чем описать существующие политические отношения и учреждения, в чем внутренне заложено одоб­
    рение политического статус-кво. Эта консерва­
    тивная тенденция была продемонстрирована в том, что «демократия», в сущности, была пере­
    осмыслена в терминах наблюдаемого поведения.
    Таким образом, вместо того чтобы означать «на­
    родное самоуправление», демократия стала по­
    ниматься как борьба элит за завоевание власти через механизм выборов. Другими словами, де­
    мократия стала означать то, что происходит в так называемых демократических политических системах развитого Запада.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   88


    написать администратору сайта