Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Что такое политика 7 Аристотель (384—322 до н.э.)

  • Политика как публичный процесс

  • Что такое политика 9 К понятийному аппарату

  • Термин «гражданское общество»

  • Два понимания общественного и личного

  • Что такое политика 11 К понятийному аппарату «Консенсус»

  • Политика как компромисс и консенсус

  • Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова


    Скачать 41.99 Mb.
    НазваниеЭндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
    АнкорПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    Дата12.12.2017
    Размер41.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    ТипУчебник
    #10948
    страница4 из 88
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   88
    политии (polity) — той системы организа­
    ций общества, что концентрируются вокруг аппарата власти. В таком понимании поли­
    тика и совершается-то лишь в кабинетах, за­
    конодательных палатах, правительственных ведомствах, а вершат ее очень малые и осо­
    бые группы людей —
    лоббисты. Большинство людей, большая часть институтов и видов общественной деятель­
    ности здесь заведомо выводятся за пределы политики. Бизнес, всевозможные местные со­
    общества, семья, школа и другие образова­
    тельные институты — все это в данном слу­
    чае понимается как структуры «неполитичес­
    кие», никак не связанные с «управлением страной». Мало того, отождествление поли­
    тики с государственным аппаратом означает и то, что за скобками остаются и факторы международного порядка, включая те глобаль­
    но действующие силы, что сегодня в возра­
    степени на нашу жизнь — трансграничные технологии и транснациональные корпорации. Такой подход, сле­
    довательно, есть попросту отзвук тех времен, когда на международной арене дей­
    ствовали исключительно внутренне замкнутые национальные государства. Все это вступает в прямое противоречие с нынешним положением вещей, где все более и
    Полития — общество, зиждущееся на отправлении власти политического ха­
    рактера; по Аристотелю, правление мно­
    гих в интересах всех. более сложные общества становятся объектом уп­
    равления со стороны не столько правительства, сколько целой сети органов общественного и ча­
    стного секторов, и где говорят, что настало вре­
    мя сам термин «правительство» заменить на
    «макроуправление».

    1. Что такое политика?
    7
    Аристотель (384—322 до н.э.)
    Древнегреческий философ, ученик Платона и воспитатель юного Александ­
    ра Македонского. В 335 г. до н.э. основал в Афинах собственную фило­
    софскую школу, получившую название школы «перипатетиков» (назван­
    ную так из-за привычки Аристотеля прогуливаться во время разговоров).
    Сохранились 22 его трактата по самым разным предметам — от логики, физики, метафизики и астрономии до метеорологии, биологии, этики и политической науки. В Средние века работы Аристотеля глубоко воздей­
    ствовали на исламскую философию, а позднее были включены и в христи­
    анскую теологию. Его самое известное произведение о политике — «По­
    литика», исследование идеальной для государства конституции.
    Проблема представленного выше подхода еще и в том, что по сути дела он несет в себе даже еще более узкую тенденцию — ставить знак равенства между политикой во всей ее целостности и тем, что называется партийной политикой.
    Другими словами, область «политического» здесь сводится к отдельным лицам, имеющим определенные идеологические установки и стремящимся претворить их в жизнь через деятельность в официальных организациях — политических партиях.
    Именно в этой связи деятелей партий относят к «политической», а государствен­
    ных служащих к «неполитической» категории (до тех пор, разумеется, пока после­
    дние действуют нейтральным и сугубо профессиональным образом). Аналогичным образом судьи также рассматриваются как «неполитические» фигуры, чья задача интерпретировать законы беспристрастно и в строгом соответствии с фактами, — но их же могут обвинить и в «политиканстве», если на их решения воздействуют личные предпочтения или любая иная тенденция.
    Привычка отождествлять политику с государством объясняет и то, почему в глазах общества политическая деятельность столь часто предстает в сугубо негатив­
    ном свете, а о политиках высказываются подчас весьма и весьма непочтительно.
    Происходит это как раз потому, что повседневное сознание склонно ставить знак равенства между сферой политики и делами тех или иных государственных деяте­
    лей. Всем нам знаком образ жадного до власти политика-лицемера, у которого за разговорами об общественном долге и идеологических убеждениях не стоит ров­
    ным счетом ничего, кроме собственных амбиций. Сегодня этот образ даже более типичен, чем когда-либо прежде, поскольку современным средствам массовой ин­
    формации стало куда как легче привлекать внимание общества к фактам коррум­
    пированности и нечестности в правительстве. От глубоко укоренившихся ассоциа­
    ций с чем-то вечно эгоистичным, двуличным и беспринципным идет стойкое не­
    Антиполитика — разочарование в офи­
    циальной политике, в традиционных ме­
    ханизмах политического процесса; со стороны общества выражается в установ­
    ках на «неучастие», в поддержке партий, выступающих против «системы», нако­
    нец, во всякого рода «прямых политичес­
    ких действиях». приятие «политической кухни» и людей, участву­
    ющих в ней: обо всем этом говорят как о «поли­
    тиканстве» и «бюрократах, засевших в своих креслах». Создается почва для антиполитики (anti- politics). Часто в этой связи упоминают труды
    Макиавелли, который в книге «Госу­
    дарь»
    дал чрезвычайно реалистичную кар­
    тину коварства, жестокости и хитрости правите­
    лей своего времени.

    8
    Политические теории
    Никколо Макиавелли (1469—1527)
    Итальянский политик и писатель. Сын юриста, Макиавелли с дет­
    ства наблюдал все перипетии политической жизни Флоренции и потому до тонкостей изучил общество своего времени. Находился на должности Второго канцлера (1498—1512) Флоренции; в этот период его неоднократно направляли с поручениями во Францию, немецкие земли и итальянские государства.
    время про­
    вел в тюремном заключении; с восстановлением власти Медичи предался литературной деятельности. Основной его труд — «Госу­
    дарь», изданный в 1531 г. Книга во многом основывалась на лич­
    ных впечатлениях автора от правления Чезаре Борджиа. Труд пи­
    сался как руководство, адресованное будущему правителю объе­
    диненной Италии. Слово «макиавеллизм» со временем стало озна­
    чать политику, отмеченную «хитростью» и «двуличием».
    Негативный образ политики подпитывается и со стороны либеральной филосо­
    фии: поскольку индивиду в этой философии всегда приписывается та или иная заинтересованность сугубо личного свойства, политическая власть, получается, за­
    ведомо портит человека, ибо те, кто «у власти», всегда будут использовать свое место в собственных видах и за счет других людей. Свое наиболее знаменитое выражение это представление получило в афоризме лорда Актона (1834—1902):
    «Всякая власть развращает, — абсолютная власть развращает абсолютно». Что ж, на это можно и возразить: никто, включая и сторонников данного взгляда, не станет отрицать «неизбежности» и необходимости политики в общественной жизни. Можно сколь угодно долго говорить о вероломности и злобном коварстве политиков, — общество, пусть и неохотно, в конце концов согласится с тем, что без них не обойтись. Без какого-то механизма распределения ресурсов и благ начнется «граж­
    данская война всех против всех», как о том писали еще первые теоретики «обще­
    ственного договора» (см. с.
    Дело, следовательно, не в том, чтобы «избавиться от политиков» и «отменить политику», а в том, чтобы ввести все это в рамки обще­
    ственного контроля, дабы никто не злоупотреблял правительственной властью.
    Политика как публичный процесс
    Вторая и несколько более широкая концепция политики выводит ее за пределы правительственного управления в ту область, что называется «общественная жизнь», или «общественное дело». Согласно этому подходу, различие между «политичес­
    ким» и «неполитическим» совпадает с различием между публичной (общественной) и
    частной сферами жизни. Такой взгляд на политику восходит к работам знаменито­
    го греческого философа Аристотеля. В своей «Политике» он постулировал, что
    «человек по своей природе есть существо политическое» и «достойную жизнь» люди могут вести только в том обществе, где есть политика, — в политическом сообще­
    стве. Политика здесь предстает в своем преимущественно этическом аспекте: это то, что связано с созданием «справедливого общества», то, что Аристотель назвал
    «царской наукой».

    Что такое политика?
    9
    К понятийному аппарату
    Вопрос здесь заключается в одном — где именно проходит граница между «публичной» и «частной» жизнью? Обычно говорят, что она совпадает с разделением между государ­
    ством и гражданским обществом. Институты государства (аппарат правительства, суды, полиция, армия, система социальной защи­
    ты и т.д.) мы рассматриваем как «публичные», ибо они отвечают за коллективную органи­
    зацию жизни общества и при этом финанси­
    руются за счет общества — через налогооб­
    ложение. Гражданское же общество состоит из «малых ячеек», как их называл Эдмунд
    Бёрк (см. с. 56), то есть таких институтов, как семья, кровнородственные сообщества, частные предприятия, профсоюзы, клубы, ме­
    стные сообщества и другие подобные струк­
    туры. Они являются «частными» в том смыс­
    ле, что создаются и поддерживаются частными гражданами в своих собственных интересах и не более того. Отталкиваясь от деления на публичное и частное, поли­
    тику в данной традиции понимают как деятельность государства и других публич­
    ных структур. Здесь мы, следовательно, снова сталкиваемся с тем, что те виды деятельности, где люди могут обходиться и обходятся собственными силами (в экономической, социальной, бытовой, личной, культурной сферах и так далее), предстают как заведомо «неполитические».
    Вариантом разделения на публичное и частное выступает более тонкое деление на «политическое» и «личное» (рис. 1.1). При всех своих отличиях от государства
    Термин «гражданское общество» пони­
    мали и понимают по-разному. Первоначаль­
    но он означал «политическое сообщество», — общество, управляемое силой закона и вла­
    стью государства. Чаще всего, однако, его используют в противовес «государству»: в этом смысле термин относится к «частным» институтам, которые не зависят от государ­
    ства и создаются людьми для достижения своих собственных целей, — к таким авто­
    номным группам и ассоциациям, как струк­
    туры частного предпринимательства, груп­
    пы интересов, клубы, семья и так далее. Ге­
    гель (см. с. 107), однако, проводил границу между семьей и гражданским обществом, усматривая в семье сферу сугубо личных —
    «эгоистических» — интересов человека.
    1.1. Два понимания общественного и личного
    гражданское общество все же всегда заключает в себе ряд институтов, которые можно рассматривать как «публичные» в том смысле, что они представляют собой открытые структуры, действуют вполне публично и у общества всегда есть доступ к ним. Таковы, скажем, экономические институты. Важнейший момент здесь заклю­
    чается в том, что перевод экономики из частной в публичную сферу значительно расширяет наше понимание «политического». Мы ведь и по опыту знаем, что в той

    10
    Политические теории
    Ханна
    (1906—1975)
    Немецкий политический мыслитель и философ. Выросла в еврейской семье среднего достатка. В
    г. бежала из Германии от нацистского режима и в конце концов обосновалась в США, где написала основную часть своих работ.
    На ее разностороннюю, очень своеобразную манеру письма повлиял экзистенциализм Хайдеггера (1889—1969) и Ясперса (1883—1969); сама она об этом говорила как о «мышлении без барьеров». Ее главные работы —
    «Истоки тоталитаризма» (1959), «О человеческом существовании» (1958), «О революции» (1963) и «Эйхманн в Иерусалиме» (1963): тему последней она определила как «банальность зла». или иной форме политика присутствует везде — вплоть до нашей работы, до наше­
    го рабочего места. При всем том, хотя рассматриваемый нами подход справедливо трактует такие институты, как частные предприятия, сообщества, всевозможные ассоциации и профсоюзы как «публичные», и он тоже остается ограниченной кон­
    цепцией политики. Дело в том, что эта традиция стоит на том, что политика нико­
    им образом не влияет и не должна влиять на чисто «личные» дела и отношения. Но вот появился феминизм, и его теоретики сумели доказать, что на самом-то деле политика отнюдь не прекращается «у порога дома»; она затрагивает и семью, и быт, и личные отношения. Или другая иллюстрация к данной традиции — склон­
    ность иных политиков стеной отделять свое поведение в профессиональной сфере от личных и бытовых отношений: еще один шаг и получится, что можно обманы­
    вать соседей или дурно обращаться с детьми, и все это не выйдет за рамки чисто
    «личного», никак не связанного с публичным имиджем политика.
    Концепция политики как общественной деятельности, естественно, всегда имела и сторонников и противников. В традиции, восходящей к Аристотелю, политичес­
    кая деятельность рассматривается как благородное и просвещенное занятие имен­
    но по причине своего «публичного» характера. Много позже эта традиция была продолжена Ханной Арендт, которая в работе «Условия человеческого существова­
    ния» (The Human Condition, 1958) писала о том, что политика является наиболее важной формой человеческой деятельности, потому что здесь мы имеем дело с отношениями свободных и равных граждан, — она является чем-то таким, что утверждает уникальность каждого человека и дает ему смысл жизни. Схожие мысли высказывали и такие мыслители, как Жан-Жак Руссо (см. с. 92) и Джон Стюарт
    Милль (см. с. 55), которые также утверждали, что участие в политической жизни уже само по себе есть достоинство и благо человека. Руссо считал, что только через прямое и непрекращающееся участие всех граждан в политической жизни государ­
    ство может служить общему благу или тому, что он называл «общей волей». По мнению Милля, участие в публичных делах есть своего рода просвещение челове­
    ка, содействующее его нравственному и умственному развитию.
    Этому противостоит другой взгляд, которому публичная политика представля­
    ется злостной формой непрошенного вмешательства в жизнь человека. Речь здесь идет, в частности, о теоретиках крайнего либерализма, всегда ставивших граждан­
    ское общество выше государства на том основании, что «частная» жизнь есть сфера выбора, личной свободы и личной же ответственности. Сегодня эта ориентация чаще всего выражается в призывах ограничить сферу «политического» и «держать

    Что такое политика?
    11
    К понятийному аппарату
    «Консенсус» означает согласие или соглашение, но обычно употребляется по отношению к впол­
    не определенному виду согласия. Речь, во-первых, идет о том предельно общем согласии между людьми и группами людей, что существует в обществе. Во-вторых, термин относится к идее согла­
    шения по поводу тех или иных основополагающих принципов, но, скажем, не к конкретным форму­
    лировкам: в этом случае консенсус отнюдь не исключает расхождения во мнениях или несогласие относительно деталей. Понятие «консенсусная политика» употребляется в двух значениях.
    дурный консенсус» предполагает готовность сторон добиваться решения путем переговоров и согласования позиций, идет ли речь о политических партиях или об отношениях государства с теми или иными группами интересов. «Сущностный консенсус» означает совпадение идеологи­
    ческих позиций между двумя или более сторонами (партиями) относительно главных целей поли­
    тического развития. В этом смысле говорят, например, о социал-демократическом консенсусе в
    Великобритании после Второй мировой войны или о социально-рыночном консенсусе в Германии. политику подальше» от таких видов частной деятельности, как, скажем, бизнес, спорт или семейная жизнь. Поскольку вмешивается в то, как ком­
    пании ведут свой бизнес, как и с кем мы занимаемся спортивными развлечениями и как мы воспитываем детей, для сторонников крайнего либерализма и речи быть не может, чтобы признать ее хоть каким-то «благом».
    Политика как компромисс и консенсус
    Третья концепция политики относится не столько к тому, в какой области она осуществляется, сколько к тому, каким способом здесь принимаются решения.
    Политика рассматривается как способ разрешения конфликтов через компромисс, переговоры, любые иные меры согласительного характера — через все то, что про­
    тивостоит применению силы или голой власти. Именно эту концепцию имеют в виду, когда говорят, что «политика есть искусство возможного». Такое представле­
    ние присутствует и в повседневном словоупотреблении. Скажем, когда говорят о
    «политическом» решении проблемы, имеют в виду мирные переговоры в противо­
    положность «силовым» или «военным» решениям. Как и многие другие, и эта тра­
    диция восходит к Аристотелю — к тому его постулату, что идеальной системой управления является «политая», — «смешанная» форма, объединяющая в себе как аристократические, так и демократические элементы. Один из ведущих сторонни­
    ков этой традиции в наше время — Бернард Крик (Bernard Crick). В своей класси­
    ческой работе «В защиту политики» (In Defence of Politics) он, например, пишет:
    Политика — это деятельность, в которой при заданной системе правил конфликт интересов разрешается посредством того, что каждой стороне конфликта передает­
    ся та часть власти или ресурсов, которая соответствует значимости этой стороны для благополучия или выживания всего сообщества.
    Ключевым элементом политики в данном случае является своего рода рассре­
    доточение власти (силы), — и чем оно шире, тем лучше. Исходя из того, что конф­
    ликт интересов неискореним, Б. Крик показывает, что согласительный процесс происходит лишь тогда, когда стороны конфликта обладают какой-то силой или властью, иначе одна из них может быть попросту подавлена. Политика в этой связи

    12
    I. Политические теории
    определяется, как «такое решение проблемы, при котором выбор осуществляется скорее в пользу согласия и примирения, нежели насилия и принуждения». Здесь мы видим стойкую приверженность либерально-рационалистическим принципам и веру в действенность общественной дискуссии, равно как и в то, что общество расположено скорее к солидарности и согласию, нежели к конфликту. Если в нем и возникают какие-то конфликты, их можно разрешить, не прибегая к насилию или угрозе насилия. Тем не менее у Б. Крика нашлись и критики, справедливо указавшие на то, что он дал себе увлечься опытом западных плюралистических демократий и в сущности отождествил политику с такими явлениями, как электо­
    ральный процесс и партийное соперничество; что до однопартийных государств или, скажем, военных диктатур, здесь его позиция мало что проясняет.
    Ставя во главу угла компромисс и консенсус, данная концепция, как легко заметить, трактует политику в сугубо положительном свете. Нет, она не рассматри­
    вается как «утопически» идеальное решение всех проблем (ведь и компромисс, собственно говоря, означает, что коль скоро на уступки идут все стороны, каждая из них что-то теряет), но как бы то ни было, это куда предпочтительнее всех про­
    чих альтернатив, всегда чреватых насилием и кровопролитием. Политика здесь предстает как цивилизованная и цивилизующая сила, побуждающая граждан к по­
    литическому участию и достойная самого что ни есть положительного отношения с их стороны. Однако Б. Крик указывает, что и в такой политике идет своя борьба, где главная угроза — в «стремлении водворить ясность и определенность любой ценой», проявляется ли это в слепой приверженности демократии, в соблазнитель­
    ной, но ложной ясности политических идеологий, в оголтелом национализме или, наконец, в претензиях науки на обладание конечными истинами.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   88


    написать администратору сайта