Главная страница
Навигация по странице:

  • Диалектический материализм

  • 3. Политические идеологии 6 7

  • Пролетарская революция

  • Политические теории Иосиф Сталин

  • 3. Политические идеологии 69 Герберт

  • Современный марксизм Более сложная и «рафинированная» форма марксизма получила развитие в Западной Евро­пе. В противовес механистическим, хотя по виду Перестройка

  • 3. Политические идеологии 71 Джон Роулс (р.

  • Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова


    Скачать 41.99 Mb.
    НазваниеЭндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
    АнкорПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    Дата12.12.2017
    Размер41.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    ТипУчебник
    #10948
    страница14 из 88
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   88
    Диалектика (dialectical change). Следуя за Гегелем (см. с. 108), Маркс полагал, что историческое развитие осуществляется диалектически — через борьбу противо­
    положностей, результатом которой становится переход на более высокую стадию
    Диалектический материализм — фи­
    лософия марксизма, отмеченная жест­
    ким детерминизмом; на государствен­
    ном уровне была объявлена едва ли не официальной философией в ортодок­
    сально коммунистических странах. развития. В своем материалистическом истол­
    ковании эта идея означала, что история дви­
    жется противоречиями, внутренне заложенны­
    ми в «способе производства» и отношениях между классами. Версия этой модели предпо­
    лагает, что историческое развитие есть след­
    ствие внутренних противоречий в «способе

    3. Политические идеологии 6 7
    производства», что отражается в антагонизме классов. Позднейший ортодоксаль­
    ный марксизм опять-таки изображал эту диалектику, детерминирующую собой как природные, так и общественные процессы, как совершенно не зависимую от воли людей силу.
    Отчуждение (alienation) — это главное понятие ранних работ Маркса. Речь шла о процессе, в котором капитал низводит рабочую силу до положения простого то­
    вара, а процесс труда теряет всякое личное начало — дегуманизируется. Так, по
    Марксу, происходит потому, что работник отчуждается от продукта своего труда, от процесса труда, от своих товарищей по труду и в конечном итоге от самого себя, переставая быть полноценным творческим и общественным существом. В противоположность этому труд неотчуждаемый является источником развития сил человека и его самореализации.
    Классовая борьба (class straggle). Главные противоречия капитализма порождены частной собственностью, ведущей к разделению общества на буржуазию — класс капиталистов, владеющий средствами производства, и пролетариат, лишенный собственности и существующий лишь продажей своего труда — «рабов заработ­
    ной платы». Буржуазия является «правящим классом» во всех возможных отно­
    шениях: владея средствами производства, она обладает экономической властью, через государство осуществляет политическую власть и пользуется всеми преиму­
    ществами своей идеологической власти, поскольку ее идеи суть «правящие идеи» своего времени.
    Прибавочная стоимость (surplus value). Отношения между буржуазией и пролета­
    риатом суть отношения непримиримого антагонизма — отражение того факта, что при капитализме рабочий класс подвергается неизбежной и постоянной экс­
    плуатации. По Марксу, эксплуатация работника приносит капиталисту приба­
    вочную стоимость, возникающую в самом процессе производства: капиталист извлекает ее, оплачивая труд работника ниже его реальной стоимости. Вывод: поскольку пролетариат не может вечно мириться с этой системой постоянной эксплуатации, капитализм в самом себе несет семена собственной гибели.
    Пролетарская революция (proletarian revolution). Капитализм, следовательно, обре­
    чен, ибо, по Марксу, в пролетариате он имеет собственного «могильщика». Ка­
    питализму, однако, еще предстоит пройти через множество все более и более серьезных кризисов перепроизводства. Тем временем у пролетариата появляется собственное революционное классовое сознание (class consciousness). Появляются все причины для пролетарской революции, которая, полагал Маркс, выльется в череду стихийных действий по захвату средств производства. В свои более по­
    здние годы, однако, Маркс не исключал возможности мирного перехода к соци-
    сознание — марксистский термин, означающий всестороннее и точное осознание классом своих соб­
    ственных интересов, равно как и стрем­
    ление добиваться их реализации; класс, обладающий таким сознанием, выступа­
    ет как «класс для себя». ализму.
    Коммунизм (communism). По Марксу, вслед за пролетарской революцией должен наступить особый «социалистический период», когда для подавления буржуазной контрреволюции по­
    требуется «диктатура пролетариата». По мере преодоления классовых противоречий, одна­
    ко, начнется становление подлинно коммуни-

    68
    Политические теории
    Иосиф Сталин
    Глава СССР с по год. Был сыном сапожника. За революцион­
    ную деятельность был исключен из духовной семинарии, в 1903 г. при­
    соединился к большевикам. В 1922 г. был избран генеральным секре­
    тарем Коммунистической партии. После смерти Ленина вышел побе­
    дителем из борьбы за власть и установил режим жесточайшей тотали­
    тарной диктатуры. Культ личности Сталина был неотъемлемой частью этого режима. Его идеологическое наследие тесно связано с доктри­
    ной построения социализма в одной отдельно взятой стране, ставшей теоретическим обоснованием индустриализации и коллективизации как задач, вызванных необходимостью противостоять враждебному капи­
    талистическому окружению. Другим элементом этого наследия было сочетание квазимарксистской идеи непрекращающейся классовой войны и русского национализма. стического общества — процесс, в ходе которого государство постепенно «ото­
    мрет». Наступит эпоха бесклассового коммунистического общества: все матери­
    альные богатства перейдут в общественную собственность, а на место товарного производства придет производство, удовлетворяющее действительные потребно­
    сти человека. Этим и закончится «предыстория человека», — люди станут пол­
    новластными хозяевами своей собственной судьбы и впредь получат возмож­
    ность, наконец, свободно развивать свои творческие силы: «свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех».
    Ортодоксальный марксизм
    На практике марксизм оказался неразрывно связан с историей советского ком­
    мунизма, и в первую очередь с деятельностью двух советских лидеров —
    Ле­
    нина (см. с. 93) и Иосифа Сталина. Социалистическая идеология XX в., собствен­
    но, и называется марксизмом-ленинизмом, являя собой ортодоксальный марксизм с теми изменениями, которые привнес в него Ленин. Главным вкладом Ленина в марксизм была теория революционной, или передовой, партии. При этом Ленин исходил из того, что постоянно находясь под воздействием буржуазных идей, а то и проникаясь буржуазными предрассудками, пролетариат сам по себе не в состоянии осознать своих революционных возможностей и не способен выйти за пределы элементарного «тред-юнионизма» — стремления улучшить условия своего труда и жизни. Поэтому в качества «авангарда рабочего класса» необходима революцион­
    ная партия — партия, вооруженная научным марксизмом. И это должна быть партия нового типа — не массовая организация, а небольшая внутренне спаянная партия профессиональных революционеров, беззаветно преданных своему делу и способ­
    ных повести пролетариат за собой. В ее организацию должен быть заложен прин­
    цип демократического централизма — свобода дискуссии и единство действий.
    Именно с такой «партией авангарда рабочего класса» большевики и пришли к власти в 1917 г. Очень скоро, однако, «диктатура пролетариата» на практике обер­
    нулась диктатурой коммунистической партии (название «коммунистическая» партия большевиков приняла в 1918 г.), ставшей «направляющей силой» советского одно­
    партийного государства.

    3. Политические идеологии
    69
    Герберт
    Немецкий политический и социальный философ, один из основателей
    Франкфуртской школы социологии. С 1934 г. Маркузе, бежав из гитлеровской Германии, жил в США. Здесь он работал над собственной концепцией неомарксизма, широко заимствуя идеи Гегеля и Фрейда.
    Приобрел широкую известность в годах как теоретик «новых левых» и «гуру» бунтующего студенчества. Индустриальное общество изображал как всеохватывающую репрессивную систему, подавившую свободу мысли и поглотившую какую бы то ни было оппозицию. Основные свои надежды возлагал не на пролетариат, а на студенчество, этнические меньшинства, женщин и страны «третьего мира». Основные работы Маркузе — «Разум и революция» (1941), «Эрос и цивилизация» (1958), «Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества» (1964).
    Возможно, что сталинская «вторая революция» 1930-х годов перевернула страну даже еще больше, чем большевистская революция 1917 г. До основания перестроив
    Советское государство, Сталин создал систему ортодоксального коммунизма, кото­
    рую после 1945 г. восприняла Восточная Европа, Китай, Северная Корея и Куба.
    Главным идеологическим новшеством Сталина была теория «социализма в одной стране», провозглашавшая способность СССР своими силами построить социализм, — не ожидая мировой революции. Иногда говорят еще об экономическом сталинизме
    — первой пятилетке, начавшейся в 1928 г. и закончившейся скорым и полным иско­
    ренением частного сектора в экономике. За этим в 1929 г. последовала коллективи­
    зация сельского хозяйства. Вся экономика была переведена под контроль государ­
    ства и подчинена системе государственного планирования — Госплану.
    Столь же глубокими были политические перемены в стране. В течение 1930-х годов Сталин установил в СССР собственную диктатуру, серией чисток искоренив остатки оппозиции и свободы слова в партии, среди государственных служащих и военных. СССР стал тоталитарным государством: репрессии и террор стали нор­
    мой жизни. Хотя со смертью Сталина в 1953 г. страна сумела преодолеть наиболее грубые формы сложившейся системы, созданная Лениным партия с ее принципа­
    ми жестко иерархического построения и дисциплины, равно, как и система ста­
    линской экономики, основанная на тотальном огосударствлении и централизован­
    ном планировании, еще долго сопротивлялись всем и всяким попыткам реформи­
    рования. Даже и горбачевская перестройка (1985—1991) поначалу стремилась изба­
    виться от всего лишь изжившей себя системы централизованного планирования, но на поверхность уже вырвались силы, давно находившиеся под спудом. Это и отправило коммунизм, как, правда, совсем по иному случаю выразился Л. Троцкий
    (см. с. 443), в «мусорный ящик истории».
    Современный марксизм
    Более сложная и «рафинированная» форма марксизма получила развитие в Западной Евро­
    пе. В противовес механистическим, хотя по виду
    Перестройка — лозунг и концепция, относящиеся к попытке либерализации и демократизации советской политичес­
    кой системы в рамках прежних социали­
    стических порядков.

    70
    I. Политические теории
    Эдуард Бернштейн (1850—1932)
    Немецкий социалист и политический философ. Один из старейших чле­
    нов Социал-демократической партии Германии (СДПГ), Бернштейн стал ведущим теоретиком ревизионизма, поставившим перед собой задачу пересмотреть и обновить ортодоксальный марксизм. Под влиянием идей
    Фабианского общества и философии Канта Бернштейн подошел к мар­
    ксизму с эмпирических позиций, указывая на отсутствие «войны клас­
    сов» и постулируя возможность мирного перехода к социализму. Эти взгляды были развернуты в работе «Эволюционный социализм» (1898).
    Покинул СДПГ, осудив ее выступления в поддержку Первой мировой войны, хотя позже вернулся в ряды партии. Считается одним из основа­
    телей современной социал-демократии. и научным понятиям советского марксизма, западный марксизм по большей части развивался в русле гегельянства с его тяготением к идее «человека созидающего», что в свое время наложило отпечаток и на работы раннего Маркса. Другими слова­
    ми, люди в этой традиции предстают творцами истории, а не марионетками, конт­
    ролируемыми внеличностными материальными силами. Не отрицая того, что су­
    ществует взаимодействие между экономикой и политикой, между материальными обстоятельствами жизни и способностью людей определять свои собственные судьбы, западные марксисты тем не менее сумели вырваться из плена формулы «базис — надстройка» и отказались от взгляда на классовую борьбу как на альфу и омегу социального анализа. Их идеи иногда квалифицируют как неомарксизм.
    Одним из тех, кто первым дал гуманистическое переосмысление марксизма, был венгерский марксист Дьердь Лукач (Georg Lukacs, 1885—1971). Главной темой
    Лукача стал процесс «опредмечивания», посредством которого капитализм дегума- низирует рабочих, низводя их до степени пассивных объектов или рыночного това­
    ра. Другим провозвестником переосмысления марксизма стал итальянец Антонио
    Грамши (Antonio
    (см. с. 256), который в своих «Тюремных тетрадях» (Prison
    Notebooks), написанных в гг., показал, что капитализм держится не только экономическими, но также политическими и культурными факторами. Грамши назвал это «идеологической гегемонией».
    В еще большей мере гегельянский вариант марксизма был развит так называе­
    мой Франкфуртской школой социологии, где главными фигурами были Теодор
    Адорно (Theodor Adorno, 1903—1969), Макс Хоркхаймер (Max
    1973) и Герберт Маркузе (Herbert Marcuse). Франкфуртские теоретики разработали то, что получило название «критической теории» — сочетание марксистской поли­
    тической экономии, гегельянской философии и фрейдистской психологии, оказав­
    шее столь большое воздействие на «новых левых» в 1960-х годах. Позже среди франкфуртцев выделился Юрген Хабермас (Jurgen
    (см. с. 269).
    Социал-демократия
    Социал-демократия лишена той теоретической целостности и последователь­
    ности, что характерны, скажем, для классического либерализма или радикального социализма. В то время как либерализм идеологически явно привержен рынку, а

    3. Политические идеологии
    71
    Джон Роулс (р.
    Американский ученый и политический философ. Его главная работа
    «Теория справедливости»
    считается наиболее значительным со времен Второй мировой войны трудом по политической философии.
    Книга оказала большое влияние как на современный либерализм, так и на социал-демократию. В ней Роулз выдвинул теорию «справедливо­
    сти, основанной на честности», краеугольным камнем которой являет­
    ся положение о том, что социальное неравенство оправдано только в том случае, если от него выигрывают наименее привилегированные слои общества (поскольку дает им стимулы к работе). Роулс при этом решительно выступает в поддержку принципа равенства, обосновывая его тем, что люди, не обладай они пониманием собственных способно­
    стей, предпочли бы жить скорее в ситуации социального равенства, чем неравенства. Поскольку у большинства людей страх перед бедно­
    стью перевешивает желание быть богатыми, это и есть аргумент в пользу перераспределения общественного продукта и систем соци­
    альной поддержки. В своей позднейшей работе «Политический либе­
    рализм» (1993) несколько смягчил жесткость и однозначность своих прежних формулировок. социализм — общественной собственности, социал-демократия все время пытает­
    ся найти равновесие между рынком и государством, индивидом и обществом. Сер­
    дцевиной социал-демократии и является компромисс между ориентацией на капи­
    тализм как единственно эффективную систему производства материальных благ и установкой на перераспределение этих благ в соответствии с этическими, но не рыночными, принципами. Нужно, однако, сказать, что для социал-демократов это признание рынка было трудным, нередко даже болезненным процессом, на кото­
    рый они всегда шли не столько по идеологическим, сколько по прагматическим и электоральным соображениям. Примером может служить тот реформистский дрейф, который в начале XX в. совершила Социал-демократическая партии Германии
    (СДПГ), приняв ревизионизм Эдуарда Бернштейна. Много позже на своем Бад- съезде в 1959 г. СДПГ, наконец, официально отказалась от марк­
    сизма и взяла на вооружение принцип «конкуренция где возможно, планирование где необходимо». Аналогичные процессы проходили внутри этического, или уто­
    пического, социализма тех партий, которые никогда не были привязаны к догмам марксизма. Например, лейбористы Великобритании, с самого начала стоявшие на позициях «спасительной постепенности», к 1950-м годам пересмотрели свою идео­
    логию, совершенно отказавшись от каких бы то ни было идей национализации.
    Социал-демократии всегда была присуща озабоченность судьбами наиболее от­
    верженных, слабых и уязвимых слоев общества. Но даже и при этом неизбежен вопрос, в какой степени социал-демократию можно относить к чисто социалисти­
    ческой традиции. Свои идеи она черпает из самого широкого круга источников: из гуманистической этики сострадания, социалистической идеи принадлежности ин­
    дивида к человечеству, либеральной философии позитивной свободы и равных воз­
    можностей, наконец, даже из присущих консерватизму патерналистских устано­
    вок. Но какие бы влияния ни испытывала социал-демократия, все всегда конча­
    лось лозунгами «государства благоденствия», перераспределения общественных средств в пользу низших слоев общества и социальной справедливости. Все это, может быть, было хорошо в эпоху господства кейнсианства после Второй мировой

    72
    Политические теории
    К понятийному аппарату
    Термин «третий путь» несет в себе идею альтернативы как капитализму, так и социа­
    лизму. В свое время эта идея привлекала к себе внимание сторонников самых разных политических течений, начиная от фашизма и социал-демократии и кончая постсоциа­
    листическими концепциями. В нынешней своей форме «третий путь» представляет со­
    бой альтернативу социал-демократии старо­
    го типа и неолиберализму. Первое направ­
    ление отвергается, поскольку оно связано с государственными структурами, которые плохо совместимы с нынешней «экономикой знаний» и рынком, второе - поскольку оно стоит на принципе «свобода для всех», под­
    рывающем нравственные устои общества.
    Главными ценностями идеологии «третьего пути» являются «возможность», «ответствен­
    ность» и «сообщество». Хотя в «третьем пути» часто усматривают не более чем обновлен­
    ный вариант социал-демократии, его кри­
    тики утверждают, что на самом деле здесь имеет место полный отказ от социалисти­
    ческой традиции и переход к идеологии сво­
    бодного рынка и частнокапиталистической войны, когда все были убеждены в том, что при расширении государственного вмеша­
    тельства в экономику можно «гуманизиро­
    вать» капитализм, обеспечить полную заня­
    тость и в конце концов сократить пропасть между богатыми и бедными. Резкое падение темпов экономического роста при сокраще­
    нии бедности в развитых индустриальных странах (приход «удовлетворенного большин­
    ства»), объективно поставил социал-демок­
    ратию перед необходимостью пересмотреть
    В каком-то смысле социалистический ха­
    рактер социал-демократии давно был под воп­
    росом. Для некоторых правоверных социа­
    листов социал-демократия даже стала бран­
    ным словечком, означающим беспринципный оппортунизм или даже предательство. Для других социал-демократия давно приспосо­
    билась к происходящим в мире изменениям и вообще перешла под влияние либеральных теоретиков, таких, как Джон Роулс (John
    Rawles). Так или иначе в годах социал-демократии пришлось отступать еще дальше. На это имеется ряд причин. (1) За последний период еще больше изменилась классовая структура общества, где повысился удельный вес «белых воротничков», — это означало, что социал-демократическая идеология, по традиции ориентированная на интересы рабочего класса, в электоральном отношении становится все менее перспективной. (2) На фоне глобализации мировой экономики все более очевид­
    ной становится неадекватность вообще всех узконациональных форм экономичес­
    кой политики, а уж кейнсианства в особенности; (3) Полную свою несостоятель­
    ность, особенно в развитых странах, продемонстрировала практика национализа­
    ции промышленности и центрального экономического планирования. (4) Крах ком­
    мунизма показал неэффективность вообще всех моделей общества, выстроенных по принципу «сверху — вниз». В этой ситуации политики и политологи стали все чаще говорить о необходимости какого-то нового — «третьего пути» — в идеологии.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   88


    написать администратору сайта