Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
Скачать 41.99 Mb.
|
3. Политические идеологии 55 Джон Локк Английский философ и политик. Родился в Соммерсете, изучал ме дицину в Оксфордском университете, пока в 1661 г. не стал секре тарем А.Э. Купера, первого графа Шафтсбери. Политические взгля ды Локка формировались в период между двумя английскими рево люциями и, как считают исследователи, находились в особо тесной связи с так называемой «Славной революцией» г., навсегда покончившей с абсолютизмом в стране, установившей конституци онную монархию и возведшей на престол Вильгельма Оранского. Локк стал одним из первых теоретиков раннего либерализма, обо сновав принцип «естественных, дарованных свыше прав человека» - таких, как право на жизнь, свободу и собственность. Он также выступил сторонником представительного правительства и принци па веротерпимости. Взгляды Локка оказали глубокое влияние на Американскую революцию. Его основные политические работы - «Письмо о религиозной терпимости» (1689) и «Два трактата о пра вительстве» (1690). ществе и содействует его развитию, так как только в этих условиях различные точки зрения по-настоящему проверяются на истинность в рамках свободного рынка идей. Более того, либерализм верит в то, что даже и между противополож ными интересами есть своя «предустановленная гармония», а потому в обществе нет и не может быть конфликтов, которые нельзя было бы примирить. • Общественное согласие, консенсус. Согласно философии либерализма власть и, шире, публичные отношения должны основываться на общественном согласии и соглашениях сугубо добровольного характера; всякое управление должно зиж диться на «согласии со стороны тех, кем управляют». Именно поэтому либера лизм привержен доктрине демократии и политического представительства. То же воззрение распространяется и на общество в целом: организации и объединения здесь возникают в порядке тех договорных отношений, в которые люди, пресле дуя свои собственные цели, вступают сугубо добровольно. Власть в этой картине всегда «исходит снизу» и потому обладает заведомой легитимностью. • Конституционализм. Хотя государство для либеральной идеологии всегда было жизненно важной гарантией порядка и стабильности в обществе, здесь постоян но присутствует и ощущение той опасности, что власть может выродиться в тира нию (по лорду Актону, «всякая власть развращает»). Следовательно, ее необхо димо ограничивать. Эта задача решается разделением государственной власти че рез систему сдержек и противовесов в отношениях между ее институтами и при нятием кодифицированной, или писаной, конституции с биллем о правах, кото рым определяются отношения между государством и индивидом. Классический либерализм Ядром классического либерализма изначально была приверженность крайним формам индивидуализма. Люди в этой традиции рисовались откровенно эгоисти ческими существами, которые преследуют лишь свои собственные цели и надеют- 56 I. Политические теории Джон Стюарт Милль (1806—1873) Английский философ, экономист и политик. Милль с детства был при учен своим отцом, теоретиком утилитаризма Джеймсом Миллем 1836), к напряженнейшей работе над собственным образованием, что привело двадцатилетнего юношу к нервному расстройству. На формиро вание первоначальных философских взглядов Милля повлияли немецкие идеалисты и Кольридж. Его основные работы, такие, как «О свободе» (1859), «Замечания о представительном правительстве» (1861) и «Пора бощение женщин» (1869), оказали сильнейшее воздействие на развитие либеральной мысли. Многосторонние и глубокие труды Милля во многом проложили дорогу от классического к современному либерализму. В своем неприятии государственного вмешательства в жизнь общества Милль для века не был оригинален, но то значение, которое он придавал лично сти, «индивидуальности», проблемам женщин и трудящихся слоев обще ства, явно сближает его с XX веком. ся лишь на самих себя. Это в полном смысле слова хозяева своей судьбы, ничем не обязанные ни обществу, ни другим людям. Параллелью к такому атомистическому (atomist) воззрению на общество выступала «негативная» свобода — неприятие ин дивидом какого бы то ни было внешнего вмешательства в его жизнь, его свобода от внешних ограничений. Нечего и говорить, что к государству и всевозможным пра вительственным регламентациям эта традиция относилась глубочайше враждеб ным образом. По выражению Тома Пэйна Paine) (см. с. 282), государство — это «необ ходимое зло». «Необходимое», поскольку обеспечивает в обществе какой-то поря док, безопасность и соблюдение договорных обязательств, и «зло», поскольку на вязывает всем некую коллективную волю, ставя в рамки свободу и ответственность человека. Идеалом классического либерализма поэтому было «предельно малое госу дарство», которое исполняло бы, как тогда выражались, роль «ночного сторожа» — зашиты людей от всевозможных неприятностей со стороны сограждан. В такой Атомизм — представление, согласно которому общество состоит из абсолют но разобщенных индивидов, полагаю щихся лишь на самих себя и ничем не обязанных друг другу. Экономический либерализм — концеп ция, согласно которой рынок является саморегулирующимся механизмом, спо собным сам собой разрешить все про блемы, обеспечить равные возможности и экономическое благополучие для всех. своей разновидности, как экономический либе рализм (economic liberalism), эта позиция сопро вождалась безграничной верой в механизмы сво бодного рынка, — в то, что экономика лучше всего работает тогда, когда правительство вооб ще оставляет ее в покое. Предполагалось, что свободный капитализм (или, по тогдашнему вы ражению, капитализм laissez-faire) сам собой при ведет к процветанию общества, гарантирует лю дям свободу, поскольку их успех или неудачи в данном случае зависят лишь от них самих, и тем самым обеспечит социальную справедливость. Современный либерализм Современный либерализм характеризуется куда более примирительным отно шением к государственному вмешательству. В США «либералом» сегодня даже на- 3. Политические идеологии 5 7 Эдмунд Бёрк Английский государственный деятель и политический мыслитель, считающийся основателем англо-американской консервативной тра диции. Репутация Бёрка как убежденного консерватора закрепилась за ним после выхода нескольких его работ, в том числе «Размышле ний о Французской революции» (1790), содержавших резкую кри тику событий во Франции (хотя к Американской революции он от несся с куда большей симпатией). В особенности Бёрк не прини мал попыток перестроить общество на основе «абстрактных» прин ципов свободы, равенства и братства: политическая мудрость, ут верждал он, коренится не в этом, а в опыте, традиции и истории. Он, однако, допускал, что французский абсолютизм во многом сам был виновником своих несчастий, ибо не признавал принципа «из мениться, чтобы сохранить». Для государства у Бёрка были лишь самые пессимистические оценки: оно, утверждал он, может разве что предотвратить зло, но никак не содействовать добру и благу. Рыночные силы рассматривались им как сфера действия «естествен ных законов». зывают того, кто выступает не за малое, а за большое правительство (big goverment). Столь радикальная перемена объясняется широким осознанием того, что промыш ленный капитализм, оставив людей на произвол рынка, в конце концов породил новые проявления общественной несправедливости. Под влиянием традиции, иду щей от Дж. С. Милля (J.S. Mill), так называемые «новые либералы» — Т.Х. Грин (Т.Н. Green, 1836-1882), Л.Т. Хобхаус (L.T. Hobhouse, 1864-1929) и Дж. А. Гобсон (J.A. Hobson, 1858—1940) — выступили с обоснованием более широкой, «позитив ной», концепции свободы. Речь шла не о той ситуации, где тебя попросту оставля ют в покое (ибо это ведь может означать и свободу умереть от голода), а о той свободе, что предполагает свободное развитие и самореализацию человека. Это воззрение стало основой для так называемого социального либерализма или, по другому говоря, либерализма «всеобщего благоденствия». Главной здесь является идея того, что государственное вмешательство, особенно в виде соци альных пособий, расширяет общественные пределы свободы тем, что предохраняет человека от порой неизбежных «злоключений судьбы». В Великобритании один из правительственных докладов 1942 г. указывал в этой связи на пять «монстров»: нужду, невежество, незанятость, расточительство и болезнь. По всем этим обстоя тельствам современный либерализм отказался от идеала свободного капитализма. Особую роль в этом сыграла теория Дж. М. Кейнса (J.M. Keynes) (см. с. 231) о том, что рост и процветание достигаются лишь в рамках «управляемого», или регулиру емого, капитализма, когда основные экономические задачи берет на себя прави тельство. Однако либералы нового образца готовы поддерживать идею правитель ственного вмешательства лишь при соблюдении известных условий. Главной их «Большое правительство» — понятие, которым обычно характеризуют прави тельство, стоящее на принципах широ кого вмешательства в общественную заботой является судьба лишь наиболее слабых и уязвимых слоев общества, которые действи тельно беспомощны, а целью — помочь этим людям подняться до того уровня, когда смогут самостоятельно устраивать свою судьбу и располагать в жизни свободным выбором. Наи- 58 Политические теории более влиятельным теоретиком, предпринявшим попытку примирить принципы либерализма с политикой «всеобщего благоденствия» и практикой перераспределе ния (redistribution) общественных средств, был Джон Роулс (см. с. 71). Ш Консерватизм Консервативные идеи и доктрины впервые определились в конце XVIII в. То была реакция против неумолимо ускоряющегося темпа экономических и полити ческих перемен — всего того, символом чего тогда стала Французская революция. Консерватизм в этой ситуации воплощал приверженность старому порядку — regime. Противодействуя тем процессам, что были порождены ростом либерализма, социализма и национализма, консерватизм встал на защиту все более ветшающего традиционного общественного порядка. Однако в самой консервативной мысли с самого начала не было единства. В континентальной Европе возникло течение, главой которого выступил Жозеф де Местр (Joseph de Maistre, 1753—1821). Этот консерватизм носил неприкрыто аристократический и реакционный характер, с порога отвергая любые перемены. В Великобритании и США сложилась более ос торожная, гибкая и в конечном итоге жизнеспособная форма консерватизма, воп лотившаяся в такой, например, фигуре, как Эдмунд Бёрк (Edmund Burke) с его лозунгом «измениться, чтобы сохранить». Такой подход позволил консерваторам в XIX в. перейти на позиции социального реформирования под патерналистским лозунгом «единой нации». Апогеем этого движения в Великобритании стали 1950-е годы, когда Консервативная партия, наконец, смирилась с послевоенными поряд ками и выдвинула собственную версию демократии в духе социальной доктрины Кейнса. Но и это движение уже в 1970-х годах столкнулись с консервативной же оппозицией со стороны «новых правых» — направления, которое по своему анти этатистскому и антипатерналистскому запалу парадоксальным образом вернулось к классическим темам и ценностям раннего либерализма. • Традиция. Центральная тема консервативной мысли — «сохранить накопленное» — теснейшим образом связана с уважением ко всему тому, что прошло проверку Перераспределение — сокращение материального неравенства в обществе методами прогрессивного налогообложе ния и различными программами социаль ного обеспечения и социальной помощи. Ancien regime (фр.) — буквально «ста рый порядок»; термин, обычно применя емый в отношении к абсолютистскому режиму, предшествовавшему ской революции. временем — традициям, обычаям и институтам. Традиция здесь — это накопленная мудрость про шлого, которую нужно сохранить для блага жи вущих и будущих поколений. Все это важно так же тем, что укрепляет в обществе отношения ста бильности и безопасности, давая людям ощуще ние общественной и исторической связи времен. • Прагматизм. Консерваторы всегда указывали на ограниченность человеческого разума в со поставлении с бесконечной сложностью мира. 3. Политические идеологии 59 Отсюда их почти инстинктивное недоверие к абстрактным принципам и теориям и, напротив, установка на опыт, историю и, главное, прагматизм — убежденность в том, что действовать нужно сообразно с практическими обстоятельствами и практическими целями, — словом, со всем тем, «что работает» на практике. Свои собственные взгляды они предпочитают определять не как идеологию, а как «умо настроение» или «подход к жизни», при этом совершенно не принимая в свой адрес обвинения, что такой подход равнозначен беспринципному оппортунизму. • Несовершенство человека. Консервативный взгляд на природу человека глубоко пессимистичен: люди здесь суть ограниченные, беспомощные и малодушные су щества, которым страшно выйти за пределы того, что тысячи раз испробовано, и которые стремятся лишь к спокойной, упорядоченной жизни; они, сверх того, морально извращены и испорчены эгоизмом, жадностью и неутолимым стремле нием к власти. Именно отсюда, а не от общества, идет и преступность и иные общественные проблемы. Для поддержания порядка, следовательно, требуется сильное государство, строгие законы и жесткие наказания. • Органицизм. Государство в зеркале консерватизма предстает не как результат дея тельности людей, порождение их ума и фантазии, а как некое органическое целое — как чуть ли не живое существо. Соответственно и общество здесь представляется продуктом естественной необходимости, а различные социальные институты — семья, местные сообщества, нации и т.д. — «живой тканью общества» или чем-то таким, что выполняет роль его органов. Метафора «жизненно важные» прилагает ся также к культуре и общественным ценностям — «традициям», без которых не возможно поддерживать жизнь сообщества и связи в нем. • Иерархия. По убеждению консерваторов, в органическом обществе естественны и неизбежны самые широкие различия в том, что касается социального положения и социального статуса людей. У людей вообще разные роли и обязанности, будь то работодатели и работники, учителя и ученики, родители и дети. Но это нера венство в принципе не несет в себе конфликта, ибо общество скреплено внутрен ними связями — той сетью взаимных обязательств, что охватывает людей. Особая ответственность при этом ложится на высшие слои общества: коль скоро наше «положение в обществе» по большей части вообще зависит от случая (кто кем родился и кому как повезло), моральным долгом людей остается думать о тех, кому в жизни повезло меньше. • Власть и авторитет. Консерваторы всегда стояли на том, что авторитет и власть в известном смысле исходят не снизу, а сверху: только подлинное лидерство дает обществу направление движения и обеспечивает поддержку тем, кому самим не достает знания, опыта или образования (пример — власть родителей над детьми). Когда-то все это исходило от «природной аристократии», — сегодня авторитет и лидерство даются опытом и образованием. Как бы то ни было, общество, не при знающее авторитета и лидерства, не осознает самого себя и теряет то, что его связывает изнутри. • Собственность. Наиважнейшее значение консерватизм придает собственности — тому, что приносит человеку безопасность, обеспечивает ту или иную меру независимос ти от правительства и заставляет уважать за кон и собственность других людей. Кроме того, это своего рода «экстериоризация» человека: индивид ведь в известном смысле всегда от- < Природная аристократия» — идея о том, что талант и положение в обществе определяются врожденными качествами человека и их невозможно развить са мосовершенствованием . 60 I. Политические теории ражается в том, чем владеет, — в своем доме, своей машине и т.д. Собственность, однако, связана не только с правами, но и обязанностями. В известном смысле все мы лишь опекуны собственности, которую унаследовали от предков («фа мильное серебро») и должны передать потомкам. Патерналистский консерватизм Патерналистская струя консервативной мысли находится в полном соответ ствии с такими принципами, как органицизм, иерархия и ответственность, и пото му в сущности может считаться ответвлением традиционного консерватизма. Ос новные принципы этого направления были сформулированы еще Бенджаменом Дизраэли (Benjamin Disraeli, 1804—1881). Видя углубляющееся разделение Брита нии на «две нации — нацию богатых и нацию бедных» и вытекающую отсюда угрозу социальной революции, Дизраэли выступил с призывом к благоразумию правящих классов, дабы те осознали, что «реформа сверху» куда лучше «революции снизу». Но благоразумие было лишь одним из компонентов этой программы, — другим был принцип социальной ответственности, идущий от неофеодального прин ципа noblesse oblige. Другими словами, ответственность — это цена, которую надо платить за привилегии; во имя единства общества люди, обладающие властью и собственностью, нравственно обязаны заботиться о тех, кто менее благополучен. Сложившийся в результате принцип «единой нации» — краеугольный камень того, что можно определить как доктрину тори (tory), — отразил в себе не столько идеал социального равенства, сколько стремление создать некое органическое целое, внут ренне связную и стабильную иерархию. С тех пор традиция «единой нации» воплощает в себе не только готовность консерватизма заниматься проблемами социальных реформ, но и его сугубый праг матизм в подходе к экономике. Все это характерным образом отразилось в идеоло гии «среднего пути», которая в 1950-х годах была взята на вооружение такими британскими консерваторами, как Гарольд Макмиллан (Harold 1986), Р.А. Батлер (R.A. Butler, 1902-1982) и Иян МакЛеод Macleod, 1970). Этой идеологии удалось благополучно избежать двух идеологических край ностей в подходе к экономике — свободного капитализма в духе laissez-faire, с одной стороны, и какой бы то ни было тенденции к государственному социализму |