Главная страница
Навигация по странице:

  • Пиковое объединение

  • I. Политические теории ную бутафорию и надувательство. Еврокоммунисты

  • Еврокоммунизм

  • Содержание Что такое государство 107 Теории государства

  • «Пустотелое» государство 124 Глобализация 124 Перестройка государства 125 Субгосударственное управление 126 Выводы 127 Вопросы для обсуждения

  • 5. Государство 107 В данной главе мы рассмотрим следующие основные вопросы. Основные вопросы

  • • Что такое государство

  • Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова


    Скачать 41.99 Mb.
    НазваниеЭндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
    АнкорПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    Дата12.12.2017
    Размер41.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    ТипУчебник
    #10948
    страница20 из 88
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   88
    Подход «новых правых»
    Появление «новых правых» в 1970-х годах ознаменовалось весьма своеобразной критикой демократизма. Они заговорили об опасности «демократической пере­
    грузки» общества — паралича политической системы под воздействием чрезмерно­
    го для нее группового и электорального давления. Заодно весьма суровой критике, кстати сказать, подвергся и корпоративизм. Дело в том, что теоретики «новых пра­
    вых» — убежденнейшие сторонники свободного рынка, полагающие, что экономи­
    ка лучше всего работает тогда, когда правительство оставляет ее в покое. Корпора­
    тивизм в этом свете обнаруживает ту опасность, что он политически усиливает экономические фракции общества, позволяя им предъявлять правительству беско­
    нечные требования — увеличить оплату труда, инвестиции в общественный сектор экономики, субсидии и так далее; результатом становится господство тех групп, у кого «есть нужные связи». Все это, согласно «новым правым», влечет за собой одно
    — безостановочное движение к государственному вмешательству, а следовательно, и экономическому застою (Olson, 1982).
    «Перегрузку управления» можно рассматривать и как одно из следствий элек­
    торального процесса. Здесь проявляется то, что
    Бриттен (Samuel
    1977) называл «экономическим следствием демократии». Речь идет о том, что в ходе электорального процесса политики, борясь за власть, дают электорату все ме­
    нее и менее выполнимые обещания: последствия могут быть катастрофичными.
    Ответственность здесь поровну ложится и на политиков, и на избирателей. Изби­
    ратели поддаются на обещания более высоких общественных расходов, — что до их собственного проигрыша (из-за роста налогов), то, прикидывают они, он как-нибудь разложит­
    ся на все население; политики же, одержимые стремлением победить любой ценой пытаются перещеголять друг друга в том, кто больше на-
    Пиковое объединение — группа людей, признанная правительством в качестве представляющей основные интересы де­
    ловых кругов или рабочих.

    Демократия
    обещает обществу благ и расходов. Согласно Бриттену, экономические послед­
    ствия «необузданной демократии» — это всегда высокий уровень инфляции, под­
    талкиваемый вверх ростом государственных долгов, и все более тяжелое налоговое бремя, подрывающее предпринимательскую инициативу и экономический рост в целом. Как выразился Дэвид Марканд (David Marquand, 1988), воззрение «новых правых» состоит в том, что «демократия для взрослых — это все равно что шоколад для детей: его всегда хочется, он безвреден в малых дозах и вреден в больших».
    Теоретики «новых правых» поэтому склонны видеть в демократии не более как средство защиты от возможного правительственного произвола, но никак не сред­
    ство для социальных преобразований.
    Марксистский подход
    Как мы уже говорили, марксистский взгляд на демократию основан на классо­
    вом анализе. Согласно марксизму, политическую власть нельзя понимать узко, с точки зрения избирательной системы или возможностей тех или иных групп про­
    талкивать свои интересы через лоббирование и демонстрации: следует смотреть гораздо глубже, ибо политическая власть отражает распределение экономической власти, в особенности владение средствами производства. Марксистская критика либеральной демократии отталкивается от идеи внутренних противоречий между демократией и то есть между политическим равенством, на словах провозглашаемым либеральной демократией, и общественным неравенством, не­
    избежно порождаемым капиталистической экономикой. Либеральная демократия поэтому здесь третируется как «капиталистическая» и «буржуазная» демократия, полностью подконтрольная всемогущему правящему классу (ruling class).
    Марксизм, следовательно, предлагает особую критику плюралистической де­
    мократии. Пока существует классовое неравенство, власть для него не может быть распределена в обществе равномерно. В известном отношении это перекликается с элитистской критикой плюрализма. В обоих подходах утверждается, что власть в конечном итоге сосредоточена в руках немногих, разница лишь в том, кто как понимает этих «немногих» — как «правящую элиту» или как «правящий класс».
    Правда, есть здесь и более серьезные различия. В то время как для элитизма власть идет от многих источников (образование, социальный статус, пребывание в орга­
    нах власти, политические связи, богатство и т.д.) марксизм указывает на роль эко­
    номических факторов, а именно: на собственность и владение средствами произ­
    водства. Более того, элитизм дает несколько расплывчатую картину «власти эли­
    ты», признавая, скажем, что когда внутри разобщенной элиты существует конку­
    ренция, в политике остается и какое-то место для демократии. Марксизм же твердо
    Правящий класс — марксистский тер­
    мин, характеризующий класс, который подчиняет себе остальные классы и об­
    щество в целом, используя монополию на средства производства. стоит на том, что правящий класс всегда пре­
    следует собственные интересы, а на уступки дру­
    гим классам идет лишь для того, чтобы сохра­
    нить капитализм, а с ним вместе и систему клас­
    сового неравенства.
    Современные марксисты, однако, отнюдь не усматривают в электоральной демократии сплош-

    I. Политические теории
    ную бутафорию и надувательство. Еврокоммунисты (eurocommunists), например, отказались от идеи социальной революции и полностью перешли к идеологии мир­
    ного, законного и демократического «пути к социализму». Однако неомарксисты, такие, как Юрген Хабермас (Jiirgen Habermas) (см. с. 269) и Клаус Оффе по-прежнему указывают на противоречия и даже внутреннюю нестабиль­
    ность капиталистической демократии. Они считают, что, с одной стороны, демок­
    ратический процесс заставляет правительство как-то реагировать на требования общества, что неизбежно ведет к росту общественных расходов и расширению сфе­
    ры ответственности государства, особенно в экономической и социальной жизни, с другой, — в долгосрочной перспективе стабильности капитализма угрожает фис­
    кальный кризис, когда высокие налоги подавляют деловую инициативу, а неуклон­
    ный рост правительственных заимствований порождает постоянно высокую инф-
    Ш
    • Из-за необыкновенной популярности «демократии», давно превратившейся в «ура- слово», это понятие порой очень трудно использовать как серьезную политическую концепцию. В термине заложены самые разные значения — от власти масс и правитель­
    ственной формы, основанной на прямом и постоянном политическом участии обще­
    ства, до власти большинства и системы партийного соперничества, функционирующей на основе регулярных выборов при всеобщем избирательном праве.
    • Исторически дискуссии о природе демократии вращались вокруг трех вопросов.
    Первый — что такое народ и насколько широко должна быть рассредоточена полити­
    ческая власть? Второй — надлежит ли людям править самим или эту задачу они могут передоверить политикам и политическим партиям, претендующим представлять обще­
    ство? Третий — какие вопросы подлежат коллективному разрешению в демократичес­
    ком процессе?
    Существует множество моделей демократии, каждая из которых предлагает соб­
    ственную версию демократического правления. Это классическая демократия, основан­
    ная на принципе народного самоуправления; протективная демократия, исходящая из индивидуалистического понимания свободы; демократия развития, ориентированная на расширение сферы политического участия общества, и народная демократия, где центральным вопросом являются отношения между классами.
    • Классическая демократия, идущая от политической системы Афин в Древней
    Греции, вошла в историю тем, что лишь она являла собой непосредственно осуществ­
    ляемую власть народа. Протективная демократия предоставляет гражданам максималь­
    ную свободу выбора собственного жизнеустройства. Достоинство демократии развития в том, что, поощряя политическое участие, она тем самым расширяет сферу свободы и ляцию. Оказываясь перед выбором, реагировать ли ему на давление общества или спасать эко­
    номику, капиталистическая демократия, по Ха- бермасу (1973), сохраняет в себе все меньше воз­
    можностей для поддержания собственной леги­
    тимности.
    Еврокоммунизм — форма умеренного коммунизма, основанная на синтезе мар­
    ксизма и принципов либеральной демок­
    ратии

    4. Демократия
    личного развития индивида. Народная демократия ориентирована не столько на рас­
    ширение политических прав индивида, сколько на его экономическую эмансипацию.
    • На практике шире всего признана одна из моделей демократии — либеральная демократия. Главные ее черты заключаются в том, что это непрямая, репрезентативная форма демократии, основанная на регулярных выборах. Функционируя на основе партий­
    ного соперничества и электоральной системы, она соблюдает четкое разграничение между государством и гражданским обществом и санкционирует существование независимых социальных групп и частной собственности.
    • Предметом дискуссий является и то, как либерально-демократические системы функционируют на практике. С точки зрения плюрализма, главное ее достоинство со­
    стоит в том, что стимулирует политическую активность граждан и подотчетность поли­
    тиков обществу. Теоретики элитизма указывают на то, что политическая власть имеет тенденцию концентрироваться в руках привилегированного меньшинства. Корпорати­
    визм озабочен тем, чтобы власть включала в себя и самые широкие категории общества.
    Теоретики «новых правых» указывают на опасность «демократической перегрузки» об­
    щества. И, наконец, марксисты говорят о несовместимости демократии и капитализма.
    Ш Вопросы для обсуждения
    • Почему идея демократии исторически оказалась столь популярной?
    • Возможен ли в сегодняшних условиях какой-либо вариант прямой демократии?
    • Каковы главные достоинства демократии?
    • В чем проявляются несовершенства и опасности демократии?
    • Какая из моделей демократии наиболее привлекательна и почему?
    • Можно ли современные формы представительной демократии квалифицировать как демократичные?
    • С какими главными угрозами демократия сталкивается сегодня?

    Государство
    Цель государства всегда одна и та ж е — ограничить человека, приручить его, подчинить его, поработить е г о .
    Макс Ш т и р н е р . Единственный и его Я
    Тень государства лежит едва ли не на всех видах человеческой деятельности. От обра­
    зования до экономического управления, от систем социальной поддержки до здравоох­
    ранения и от охраны внутреннего порядка до внешней безопасности государство все фор­
    мирует и контролирует, а где не формирует и не контролирует, то регулирует, надзирает, разрешает или запрещает. Даже те стороны жизни, которые обычно считаются личными или частными (брак, развод, аборт, вероис­
    поведание и тому подобное) так или иначе находятся в поле зрения государства. Неуди­
    вительно, что политологию часто и понима­
    ют как изучение государства, как анализ его институтов, оценку его воздействия на об­
    щество и так далее. Да и идеологические дис­
    куссии (а вместе с тем и политика партий) вечно вращаются вокруг одного и того же вопроса — как точнее всего определить фун­
    кцию государства, что в обществе должно делаться государством, а что должно быть ос­
    тавлено на усмотрение частных лиц и обще­
    ственных ассоциаций? Таким образом, сущ­
    ность государственной власти и в самом деле стала одной из центральных проблем поли­
    тологии. Едва ли не самые главные разделы политической теории так или иначе связаны с этим «государственным вопросом».
    Содержание
    Что такое государство? 107
    Теории государства
    Плюралистическое государство
    Капиталистическое государство
    Государство-левиафан
    Патриархальное государство
    Роль государства
    Малое (минимальное) государство
    Государство развития
    Социал-демократические государства
    Коллективизированные государства 122
    Тоталитарные государства 123
    «Пустотелое» государство? 124
    Глобализация 124
    Перестройка государства 125
    Субгосударственное управление 126
    Выводы 127
    Вопросы для обсуждения

    5. Государство
    107
    В данной главе мы рассмотрим следующие основные вопросы.
    Основные вопросы
    Что такое государство и чем оно отличается от правительства? Какие в исто­
    рии существовали подходы к анализу и объяснению государства?
    Как в целом расценивать государство — как силу дружественную или враж­
    дебную человеку?
    Какие роли исторически отводились государству? Как понимался вопрос о рас­
    пределении ответственности между государством и гражданским обществом?
    Какие угрозы стоят перед современным государством, какие именно из сво­
    их функций оно теряет?
    • Что такое государство?
    Термин «государство» используется в отношении самых что ни есть разных вещей: это и совокупность институтов, и географическое понятие, и философская идея, и инструмент принуждения или угнетения. Эта разноголосица частично про­
    истекает из того факта, что исторически сложилось три подхода к пониманию госу­
    дарства — идеалистический, функциональный и организационный. Идеалистичес­
    кий подход характернее всего выражен в трудах Г. В. Ф. Гегеля. Гегель выделял три
    «момента» социального бытия — семью, гражданское общество и государство. В рамках семьи, по его воззрению, действует «партикулярный альтруизм», побужда­
    ющий людей забывать о своих собственных интересах во имя блага своих детей или старших в семье. В противоположность этому гражданское общество выступает областью «всеобщего эгоизма», где индивид ставит свои интересы выше интересов других людей. Государство в этой схеме для Гегеля было этическим сообществом, пронизанным всеобщей симпатией — «всеобщим альтруизмом». Идеализм, таким образом (и в этом проявляется серьезнейший его недостаток), порождает некрити­
    ческое отношение, пиетет перед государством; кроме того, определяя государство в этических категориях, он оказывается неспособным провести четкую грань между теми институтами, что относятся к государству, и теми, что находятся за его преде­
    лами. Функциональный подход к государству сфокусирован на том, каковы роль и цели государственных институтов. Главной функцией государства здесь объявляет­
    ся поддержание общественного порядка, собственно же государство определяется как комплекс институтов, поддерживающих порядок и стабильность в обществе.
    Такой подход, например, характерен для современных марксистов, рассматриваю­
    щих государство как механизм, посредством которого так или иначе достигается смягчение классового антагонизма и выживание капиталистической системы. Сла­
    бость функциональной точки зрения на государство, однако, состоит в том, что с государством здесь, в сущности, ассоциируется вообще любой институт, поддержи­
    вающий порядок (семья, средства массовой информации, профсоюзы и церковь).

    108
    I. Политические теории
    Георг Вильгельм Фридрих Гегель
    Немецкий философ. Гегель заложил основы современного идеализма и разработал положение о единстве сознания и материи. В «Феномено­
    логии духа» (1807) он предпринял попытку создать систему, равномас- штабную традиционному христианству, в которой процесс развития че­
    ловечества и, шире, вселенной был представлен как процесс самораз­
    вития абсолютного Разума. По Гегелю, история есть, в сущности, дви­
    жение человеческого духа к конечной, высшей точке. Его главная рабо­
    та о политике — «Философия права» (1821) представляла государство как этический идеал и наивысшее выражение человеческой свободы.
    Мысли Гегеля оказали значительное влияние на Маркса и так называе­
    мых «младогегельянцев», а позже — и на либеральную, и на фашистс­
    кую идеологию.
    С учетом всего этого в данной книге везде, где это не оговаривается отдельно, принят организационный подход к пониманию государства (см. ниже).
    С позиций организационного подхода государство предстает аппаратом управле­
    ния в самом широком значении этого понятия, то есть как комплекс институтов, имеющих явно выраженную «публичную» природу в том смысле, что они отвечают за коллективную организацию общественной жизни и финансируются за счет об­
    щества. Достоинством этого определения представляется то, что оно проводит чет­
    кое разграничение между государством и гражданским обществом. Государство охватывает различные институты управления — чиновничество, армию, полицию, суды, системы социального обеспечения и так далее; его, по сути дела, можно отождествить со всем «политическим телом» общества. Поэтому происхождение современного государства можно вести от Европы столетий, когда здесь возникли системы централизованного управления, постепенно подчинившие себе все иные институты и структуры, духовные и светские, а в Вестфальском мирном договоре 1648 г. впервые было сформулировано понятие государственного сувере­
    нитета. Организационный подход позволяет нам уяснить и то, что обычно стоит за фразами «расширить сферу государства» или, наоборот, «отодвинуть государство к его прежним границам» — все то, о чем мы говорим, когда имеем в виду необходи­
    мость расширить или сократить сферу ответственности государства, увеличить или уменьшить государственный аппарат.
    В свете всего вышесказанного можно выделить пять основных черт государ­
    ства:
    • Государство суверенно. Оно обладает абсолютной и неограниченной властью, в том смысле, что находится над всеми иными общественными структурами. То­
    мас Гоббс (см. с. 374) выразил эту идею, представив его в виде «левиафана» — огромного морского чудовища.
    • Государственные институты в противовес «частным» институтам гражданского общества. Публичные органы отвечают за принятие и проведе­
    ние в жизнь коллективных решений, тогда как частные структуры, такие, например, как семья, частные предприятия и профсоюзы, служат удовлетво­
    рению частных интересов.
    • Государство — это инструмент легитимации. Решения государства обычно
    (хотя и не всегда) членами общества принимаются как обязательные к испол-

    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   88


    написать администратору сайта