Главная страница
Навигация по странице:

  • К понятийному аппарату Государство

  • конститу­ ционного правительства

  • Конституционное правительство

  • 5. Государство 111

  • Плюралистическое государство

  • политических обязательств

  • естественного состоя­ ния

  • Политические обязательства

  • 5. Государство 113

  • Капиталистическое государство

  • Политические теории большую зависимость от его экономически господствующего класса, которым при капитализме является буржуазия

  • Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова


    Скачать 41.99 Mb.
    НазваниеЭндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
    АнкорПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    Дата12.12.2017
    Размер41.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    ТипУчебник
    #10948
    страница21 из 88
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   88
    5. Государство
    109
    нению, поскольку считается, что они приняты в интересах общества и для об­
    щего блага; предполагается, что госу­
    дарство выражает постоянные интере­
    сы общества.
    • Государство — это инструмент господ­
    ства. Государственная власть и государ­
    ственный авторитет поддерживаются принуждением; государство должно об­
    ладать всеми возможностями обеспечить исполнение законов вплоть до наказа­
    ния тех, кто их не исполняет. Собствен­
    но, государственная монополия на «за­
    конно осуществляемое насилие» (Макс
    Вебер) и является практическим выра­
    жением его суверенитета.
    • Государство — это территориальное
    объединение. Юрисдикция государства
    К понятийному аппарату
    Государство — это политическая органи­
    зация, обладающая суверенной властью в пределах определенной территории и от­
    правляющая ее посредством постоянно дей­
    ствующих институтов. Эти институты счита­
    ются публичными, так как отвечают за орга­
    низацию коллективной жизни в обществе и финансируются из общественных средств.
    Таким образом, государство включает в себя различные институты правительства, а так­
    же суды, национализированные отрасли промышленности, учреждения социальной поддержки и т.д.; по сути оно равнозначно всему «политическому телу». Немецкий со­
    циолог Макс Вебер главным признаком го­
    сударства полагал его монополию на «уза­
    коненное насилие». имеет свои географические пределы и охватывает всех тех, кто живет в его границах, будь то граждане или неграждане данной страны. На международ­
    ной арене государство поэтому рассматривается (по крайней мере, в теории) со стороны своей независимости.
    Государство не только существует отдельно от гражданского общества, заклю­
    чая в себе разные ветви, оно и внутренне неоднородно. Аппарат государства вклю­
    чает в себя политическую исполнительную власть, или правительство в привычном смысле слова; законодательное собрание, или парламент (хотя и не во всех полити­
    ческих системах); судебную власть; бюрократический аппарат, вооруженные силы, полицию, местные и региональные институты и тому подобное. Наиболее важное различие, однако, пролегает между «государством» и «правительством» — два по­
    нятия, которые часто смешиваются. Проблема, однако, представляет не только ака­
    демический интерес. Здесь дело идет о самом существе ограниченного и конститу­
    ционного правительства (constitutional government). Суть в том, что власть находится под общественным контролем лишь тогда, когда общество не позволяет существу­
    ющему на данный момент правительству покушаться на абсолютную и неограни­
    ченную власть государства.
    Между правительством и государством существуют следующие принципиаль­
    ные различия:
    • Государство шире, чем правительство. Государство — это одна громадная орга­
    низация, заключающая в свои границы все институты публичной сферы и охватывающая всех членов общества (в качестве своих граждан). Правитель­
    ство же является частью государства.
    Конституционное правительство — правительство, функционирующее в та­
    ких правовых и институциональных рам­
    ках, которые не только его власть, но и охраняют свободу личности.
    • Государство — это исторически протяжен­
    ная, даже постоянная, категория, прави­
    тельства же временны, они приходят и ухо­
    дят, их реформируют и перестраивают.
    • Правительство — это средство, котором государство осуществляет свою власть.

    110
    I. Политические теории
    Обратим внимание на...
    Общественный договор — это добровольное соглашение между людьми, на основе которого создается организованное общество или государство. Использовавшийся такими мыслителями, как
    Локк и Руссо в качестве теоретического приема, «общественный договор» обрел вторую жизнь в работах современных теоретиков, например Джона Роулса. В «общественном договоре» редко кто усматривает реальный исторический факт. Это скорее способ продемонстрировать зна­
    чение государства и оснований для политических обязательств; иными словами, теоретики обще­
    ственного договора желали бы, чтобы люди действовали так, как если бы они действительно зак­
    лючили такой «контракт». В своем классическом варианте теория общественного договора содер­
    жит три элемента:
    • Дается образ гипотетического общества без государства («естественное состояние»). Нео­
    граниченная свобода, существующая здесь, оборачивается тем, что люди живут «одиноко, бедно, скверно, no-звериному и недолго» (Гоббс).
    • Люди стремятся уйти от «естественного состояния», заключив общественный договор и, та­
    ким образом, признав, что лишь суверенная власть может обеспечить порядок и поддержи­
    вать стабильность.
    • Общественный договор обязывает граждан уважать государство и повиноваться ему, хотя бы в проявление благодарности за те стабильность и безопасность, которые способна обес­
    печить только политическая система.
    Вырабатывая и проводя в жизнь государственную политику, правительство есть своего рода «мозг» государства, поддерживающий его существование.
    • Власть государства носит характер. Даже персонал государ­
    ственных учреждений, как правило, проходит чисто бюрократическую школу в духе политической нейтральности, что позволяет органам государства не поддаваться каким-либо идеологическим пристрастиям и настроениям дей­
    ствующего правительства.
    • Государство, по крайней мере в теории, выражает постоянные интересы обще­
    ства — то, что называется общим благом, или общей волей. В отличие от государств, правительство выражает партийные пристрастия тех, кто в дан­
    ный момент находится у власти.
    I Теории государства
    Договорившись о том, что понимать под «государством», можно теперь рас­
    смотреть более широкую проблему — какова природа государственной власти и какие именно интересы выражает государство. Сразу нужно сказать, что здесь мы встретимся с самыми разными воззрениями. Есть множество теорий государства, и каждая из них дает свою картину его зарождения, эволюции и воздействия на общество. Вообще вопрос о природе государственной власти всегда был централь­
    ной проблемой политологии — камнем преткновения в спорах представителей раз­
    личных идеологических и теоретических традиций. Главные вопросы здесь таковы: является ли государство чем-то не зависимым от общества или это по своей сути продукт общества — отражение более широких отношений по поводу распределе­
    ния власти и ресурсов; служит ли государство общему благу или интересам приви-

    5. Государство
    111
    легированных групп, господствующего класса; привносит ли оно в общество пози­
    тивные, конструктивные процессы и потому его надо расширять, или негативные, деструктивные процессы и потому его следует сокращать или, может быть, ликви­
    дировать совсем. Здесь мы выделим следующие четыре теории государства:
    • плюралистическое государство (pluralist state)
    • капиталистическое государство (capitalist state)
    • государство-левиафан (leviathan state)
    • патриархальное государство (patriarchal state)
    Плюралистическое государство
    Плюралистическая теория государства явно восходит к либеральной традиции.
    Государство здесь понимается преимущественно как «третейский судья» или «ре­
    фери» в обществе. Такое же понимание, кстати сказать, вообще всегда господство­
    вало в англо-американской политологии, чем и объясняется ее склонность больше внимания обращать не на государство и его институты, а на «правительство». Для этой традиции и в самом деле характерна склонность третировать государство как абстракцию, а такие институты, как суд, чиновничество и армию — как независи­
    мые, самодостаточные структуры, будто бы никак не связанные с государственной машиной. Впрочем, возможен и такой подход, — но только при том явном или неявном допущении, что государство принципиально нейтрально, что это совер­
    шенно беспристрастный судья.
    Истоки этой теории государства восходят к XVII в. и работам таких теоретиков общественного договора, как Томас Гоббс и Джон Локк (см. с. 55). Более всего этих мыслителей занимал вопрос об основаниях политических обязательств (political obligation) — или, другими словами, почему человек должен повиноваться государ­
    ству и уважать его. Их главная мысль заключалась в том, что государство возникло на основании добровольного соглашения, или общественного договора, между людьми, когда они осознали, что лишь учреждение высшей власти может обезопа­
    сить их от превратностей судьбы, беспорядка и жестокостей естественного состоя­
    ния (state of nature) — словом, вне государства люди эксплуатируют и порабощают друг друга, с государством воцаряются порядок, цивилизованные отношения и сво­
    бода. По словам Локка, «где нет закона, нет и свободы».
    Итак, либеральная теория трактует государство как нейтрального арбитра, воз-
    Политические обязательства — обя­
    занности гражданина перед государ­
    ством, на которых зиждется право госу­
    дарства на отправление власти.
    Естественное состояние — общество, в котором не существует политической власти и формальных (правовых) огра­
    ничений свободы индивида; термин обычно употребляется как теоретичес­
    кая метафора. вышающегося над соперничающими группами и людьми в обществе; это «третейский судья», или «рефери», способный защитить каждого че­
    ловека от посягательств сограждан. Принцип нейтральности государства означает, что оно действует в интересах всех граждан и поэтому стоит на страже общего блага, интересов обще­
    ства в целом. По Гоббсу, стабильность и поря­
    док приносит с собой только абсолютное и нео­
    граниченное государство, обладающее властью, в отношении которой невозможны ни протест,

    112
    I. Политические т е о р и и
    • К понятийному аппарату
    сомнение; и н ы м и словами, люди стоят перед жестким выбором — либо абсо-
    - своего рода «стиль» те- либо анархия (anarchy).
    в свою рассуждения, отталкивающий- очередь, предложил более характерное для ся от плюралистических ценностей и в то же всего либерализма обоснование ограничен- признающий необходимость пере-
    Перед государством, счи- классического плюрализма с учетом,
    _
    например, таких учении, как марксизм, тео- рия «новых правых» и концепция элиты. Хотя
    «естественных», или богоданных, прав неоплюрализм охватывает множество под- личности, таких, как «жизнь, свобода и соб- ходов и точек зрения, в нем все же можно ственность». Л о к к при этом проводил четкую выделить несколько центральных тем. Во- между ответственностью государства первых, в нем предпринята попытка учесть общественного порядка И за- современные тенденции, такие, как возник- новение постиндустриального, посткапита- собственности) и ответственностью ча- листического общества. Во-вторых, хотя его стных граждан, не выходящей за пределы теоретики отдают решительное предпочте- гражданского общества. Поскольку государ- ние капитализму перед социализмом, они нарушать естественные и то, что экономические с такой же легкостью, с к а - ны свободного рынка устарели. В-третьих,
    согласно неоплюрализму, западные демок-
    Должно охранять их, граждане со являются «деформированными поли- своей стороны должны располагать к а к и м и - архиями», в которых непропорционально то средствами защиты против государства, — большое влияние принадлежит крупнейшим защиту, по Л о к к у , дают лишь механиз- корпорациям.
    конституционного и представительного правительства.
    В XX в. на основании этих идей получила развитие плюралистическая теория государства. Как концепция общества плюрализм основан на той идее, что в либе­
    рально-демократических государствах власть распределена широко и равномерно; как концепция государства — что государство нейтрально, поскольку в одно и то же время на него воздействуют самые различные группы интересов и все обще­
    ственные классы; именно поэтому ему удается сохранить равновесие в отношении тех или иных частных интересов, собственного же интереса, отличного от интере­
    сов общества, оно не имеет. Как выразился
    1994), государство является «слугой общества, а не его господином». Для этой традиции оно представляется некоей «подушечкой для булавок», что способна вбирать в себя любые уколы и вмятины. Такой взгляд основан на двух принципиальных допуще­
    ниях. Первое — фактически государство стоит под правительством; неизбираемые государственные органы (чиновничество, служба, суд, полиция, вооруженные силы и прочее) действуют вне каких бы то ни было политических пристрастий, строго подчиняясь власти своих политических руководителей; аппарат государства подчи­
    нен принципам служения обществу и политической подотчетности. Второе — де­
    мократический процесс при любых условиях сохраняет свой смысл и действен­
    ность; соперничество партий и деятельность групп интересов в конце концов обо-
    Анархия
    «безвластие», «анар­
    хия» обычно употребляется в уничижи­
    тельном смысле как обозначение неста­
    бильности или даже хаоса. рачиваются тем, что каждое правительство вы­
    нуждено реагировать на общественное мнение; государство же в конечном итоге можно уподо­
    бить флюгеру, что поворачивается в ту сторону, куда ему укажет общество.

    5. Государство
    113
    Современные теоретики плюрализма, однако, приняли гораздо более критич­
    ный взгляд на государство, вылившийся в концепцию неоплюрализма. Такие тео­
    ретики, как Роберт Даль (см. с. 340), Чарльз Линдблом и Дж. К. Гэлбрейт
    (J.K. Galbraith) (см. с. 242), пришли к пониманию того, что современные индустри­
    альные государства и более сложны, и менее чувствительны к давлению со стороны общества, чем полагал классический плюрализм. Эти теоретики, скажем, призна­
    ют, что бизнес пользуется столь «привилегированным положением» в отношении правительства, что соперничать с ним не под силу никаким другим группам обще­
    ства. В книге «Политика и рынки» (Politics and markets, 1977) Линдблом дал самую широкую картину того, что бизнес как главный работодатель и источник капита­
    ловложений при любых обстоятельствах оказывает сильнейшее воздействие на пра­
    вительство, каковы бы ни были идеологические его наклонности и программные заявления. Более того, теоретики неоплюрализма сегодня утверждают, что государ­
    ство может иметь и на самом деле имеет свои собственные интересы: государствен­
    ная элита, состоящая из высшего чиновничества, судей, высокопоставленных чи­
    нов полиции и армии, может преследовать либо свои собственные бюрократичес­
    кие интересы, либо интересы своей «клиентуры». И в самом деле, если допустить, что государство само по себе является политическим актором, его вполне можно рассматривать как одну громадную (возможно, самую могущественную) группу интересов в обществе. В духе этой аргументации Эрик Нордлинджер (Eric Nordlinger,
    1981) разработал даже новую,
    модель либеральной демок­
    ратии, основанную на постулате «автономной независимости демократического государства».
    Капиталистическое государство
    Марксизм предлагает совершенно иное понимание капиталистического госу­
    дарства, ничего общего не имеющее с тем его образом «нейтрального третейского судьи», из которого исходят теоретики плюрализма. Согласно марксизму, государ­
    ство не может быть понято вне экономической структуры общества; это, по клас­
    сической формулировке, есть не что иное как орудие классового угнетения: оно возникает из классовой системы и отражает ее. Но в последний период в рамках марксистской традиции имели место острейшие дебаты, продвинувшие марксистс­
    кую теорию государства весьма далеко от классических формулировок. В извест­
    ном смысле импульс к ревизии марксизма в этом отношении идет от тех противо­
    речий, что присутствуют в работах самого Маркса.
    Маркс не разработал систематической и последовательной теории государства.
    В предельно общем смысле он утверждал, что государство является частью «над­
    стройки», определяемой экономическим «базисом» — действительной основы об­
    щественной жизни. Точное взаимоотношение между базисом и надстройкой, а в нашем случае между государством и капиталистическим способом производства, осталось, однако, неясным. Из работ Маркса можно извлечь две концепции госу­
    дарства. Первая сформулирована в его часто цитируемом высказывании из Мани­
    феста Коммунистической партии (1848): «Современная государственная власть — это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии». В этом понимании государство поставлено в прямую зависимость от общества и в еще

    Политические теории
    большую зависимость от его экономически господствующего класса, которым при капитализме является буржуазия (bourgeoisie). Позже Ленин так и определит госу­
    дарство — «орудие насилия над эксплуатируемым классом».
    Тем не менее у Маркса можно обнаружить иную и более тонкую концепцию государства. Она дана в его анализе революционных событий во Франции между
    1848 и 1851 годами в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852). Здесь
    Маркс писал о том, что государство может пользоваться относительной независи­
    мостью от классовой системы, примером чего может служить бонапартистское го­
    сударство — «ужасный организм-паразит», способный, как оказалось, навязать свою волю всему обществу. Если это государство и выражало интересы какого-либо класса, то это была не буржуазия, а самый многочисленный класс французского общества
    — малоземельное крестьянство. Хотя Маркс и не разработал этого взгляда в дета­
    лях, можно понять, что он допускал и относительную независимость государства от общества, когда оно выступает посредником между конфликтующими классами и тем самым поддерживает существование самой классовой системы.
    Обе эти концепции значительно отличаются от либеральных и более поздних плюралистических моделей государственной власти. Главная идея Маркса заклю­
    чается в том, что государство порождается капиталистическим обществом и явля­
    ется его отражением, выступая либо орудием угнетения в руках господствующего класса, либо (не столь явно) механизмом для смягчения классового антагонизма.
    Однако отношение Маркса к государству не было совершенно негативным. Он допускал, что в период перехода от капитализма к коммунизму государство в виде
    «революционной диктатуры пролетариата» может быть использовано как абсолют­
    но конструктивная сила; при этом за разрушением капиталистической системы последует разрушение буржуазного государства и создание нового, пролетарского, государства.
    Описывая это новое государство как пролетарскую «диктатуру», Маркс оттал­
    кивался от своей первой концепции, где государство рассматривалось как инстру­
    мент, который экономически господствующий класс (только теперь это пролетари­
    ат) использует для подавления других классов. С позиций такого подхода, все госу­
    дарства суть классовые диктатуры, но «диктатура пролетариата» есть просто оружие защиты завоеваний революции, направленное против возможной контрреволюции со стороны свергнутой буржуазии. Маркс не видел в государстве чего-то принци­
    пиально необходимого или исторически перспективного. Его позиция сводилась к тому, что с разрешением классового антагонизма государству суждено «отмереть», полностью коммунистическое общество, следовательно, будет безгосударственным:
    поскольку государство в свое время возникло из классовой системы, с разрушени­
    ем этой системы оно попросту теряет свой смысл.
    Противоречия в марксовом наследии предоставили современным марксистам, или неомарксистам, весьма широкий простор для собственного анализа государ­
    ственной власти. Большую роль здесь сыграли работы итальянского марксиста
    Антонио Грамши (см. с. 256), где доказывалось, что правящий класс добивается
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   88


    написать администратору сайта