Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
Скачать 41.99 Mb.
|
Идеализм Суть политического идеализма состоит в том, что он воспринимает междуна родную политику с точки зрения моральных ценностей и норм права. Его меньше интересует эмпирический анализ (то есть то, как государства реально ведут себя) и больше нормативные моменты (то есть то, как они должны себя вести). Его поэто му иногда рассматривают как разновидность утопизма. По ходу истории было раз работано множество идеалистических теорий политики. В Средние века, напри мер, Фома Аквинский (1224—1274) рассуждал о том, что такое «справедливая вой на», для чего рассматривал действия правителей в отношениях друг с другом с точки зрения морали. При этом он утверждал, что война может быть оправдана, если соблюдаются три условия. Во-первых, ее должен объявить полновластный правитель. Во-вторых, дело, за которое ведется война, должно быть правым в том смысле, что ее целью должно быть исправление совершенной несправедливости. В-третьих, в такой войне надлежит держаться добра и избегать зла, никак не подда ваясь страстям жестокости и жадности. Позже Иммануил Кант предложил нечто вроде проекта мирового правительства. По его воззрению, мораль и разум одновре менно говорят людям, что войны быть не должно, а в будущем человечеству сужде но придти к «всеобщему и вечному миру». Большинство форм идеализма сочетается с интернационализмом, то есть убеж дением в том, что дела человека должны быть устроены в соответствии с общече ловеческими, не только национальными принципами. Этот взгляд, в свою очередь, отражается в том предположении, что жизнь людей как на национальном, так и на международном уровнях, должна быть устроена на началах гармонии и сотрудни чества. Одной из наиболее влиятельных форм идеализма стал либерализм. Хотя либералы традиционно видели в государстве главную единицу политической орга низации общества, столь же важными для них всегда были взаимозависимость го сударств и свободная торговля: война, по их убеждению, чаще всего попросту «не 7. Мировая политика 159 оправдывает себя». Интернационализм тако го рода также привержен идее коллективной безопасности и международному праву — принципам, воплощенным в таких организа циях, как Лига Наций и ООН. Так, прези дент США Вудро Вильсон утверждал, что Первая мировая война стала порождением «старой политики» милитаризма и экспанси онизма многонациональных империй, луч шим же противоядием войне может стать строительство мира демократических нацио нальных государств, способных сотрудничать в областях взаимного интереса и лишенных какой бы то ни было заинтересованности в войне и грабеже. Судьба идеализма была не безоблачной: его годами критиковали и высмеивали тео ретики реализма, и все же он с новой силой возродился в конце XX в. в виде неоидеализ ма. Неоидеализм стал реакцией на аморализм силовой политики эры сверхдержав. Приме ром здесь может служить та попытка вернуть этику во внешнюю политику США, которую в 1970-х годах предпринял американский президент Картер: его админис трация предоставляла экономическую и военную помощь только тем странам, где соблюдаются права человека. Еще громче тема международного сотрудничества и общей безопасности в конце 1980-х годов прозвучала у президента СССР Михаила Горбачева, говорившего об «общем европейском доме» и о том, что проблема прав человека по своей значимости выходит за рамки идеологического соперничества между коммунизмом и капитализмом. Но, наверное, самый сильный толчок возрождению идеализма принесло повсе местное осознание того, что мир находится перед угрозой полного ядерного унич тожения — результат той эскалации военных расходов, в которых Запад и Восток соревновались десятилетиями. Возникло движение за мир, исходившее из самой широкой интернационалистской философии с акцентом на пацифизме — принци пиальном отрицании войны и всех форм насилия. Позиции неоидеализма отрази лись и в концепции «мирового сообщества», возникновение которой обычно свя зывается с именем австралийского дипломата и ученого Джона Бертона (John Barton, 1972). Концепция «мирового сообщества» предполагает, что идея суверенных на циональных государств устарела, — на их место приходит модель сложных и взаи- К понятийному аппарату Интернационализм — это теоретическое обоснование или практическое применение принципа транснационального или глобаль ного сотрудничества. В основе этого прин ципа лежит такое представление о природе человека, которое прямо противостоит поли тическому национализму, прежде всего тому его постулату, что политическая идентичность определяется фактором национальной при надлежности. Истоки интернационализма куда ближе к либеральной и социалистичес кой традициям. Либеральный интернацио нализм отталкивается от принципа индиви дуализма и находит отражение, например, в том представлении, что общечеловеческие права неизмеримо выше суверенитета нации. Социалистический интернационализм исхо дит из принципов международной классовой солидарности («пролетарский интернациона лизм»). Весьма близки современному интер национализму также феминистские и эколо гические течения мысли. Неоидеализм — взгляд на международ ные отношения, подчеркивающий «прак тическое» значение морали, особенно принципы уважения прав человека и не зависимости государств. мозависимых отношений, которую Бертон на звал «паутиной». Отсюда естественно следова ло, что традиционная международная политика должна уступить место ненасильственным спо собам разрешения международных конфликтов и сотрудничеству государств. 160 II. Нации и глобализация Реализм традиция, иногда называемая политическим реализмом, вполне может претендовать на звание старейшей теории международной политики. Ее за чатки можно видеть уже у Фукидида в его истории Пелопоннесской войны до н.э.). и у Сунь-Цзы в его классической работе о стратегии «Искусство войны», написанной в Китае приблизительно в то же время. Другие видные фигуры поли тического реализма — Макиавелли (см. с. 8) и Томас Гоббс (см. с. 374). Но господ ствующей парадигмой анализа реализм стал лишь в XX в. — после и вследствие двух мировых войн. В то время как идеализм делает акцент на этической стороне международных отношений, для реализма характерен другой акцент — силовая по литика (power politics) государств, преследующих свои собственные интересы. Цен тральным его положением есть то, что государство является главным актором на международной арене и, будучи суверенным, способно действовать не зависимым от кого бы то ни было образом; более того, с подъемом национализма и становле нием современных наций-государств оно, государство, стало политическим сооб ществом, крепко связанным изнутри, и здесь все должно быть подчинено интере сам нации. Э. Карр (Е.Н. 1939) и Ганс Моргентау (Hans Morgenthaw, 1948) — одни из ведущих теоретиков реализма — особо едкой критике подвергли веру идеализма в интернационализм и естественную гармонию международных отношений. Карр, на пример, доказывал, что в период между двумя мировыми войнами наивные надежды на международное право и коллективную безопасность как раз и помешали полити кам по обе стороны Атлантики осознать опасность германского экспансионизма и остановить его. Поскольку в мире нет власти более высокой, чем власть суверенного государства, подчеркивают реалисты, международная политика осуществляется по «законам природы», то есть анархии, но никак не гармонии; анархичность же между народной системы заключается в том, что каждое государство, предоставленное са мому себе, думает лишь о собственных национальных интересах, прежде всего о собственном выживании и защите своих территориальных границ. По этим основаниям реалисты и делают столь сильный акцент на роль силы в международных отношениях, силу же понимают по большей части в военных кате гориях. Международная анархия, однако, для них ни в коем случае не означает перманентного конфликта и вечной войны — они настаивают лишь на том, что и конфликт и сотрудничество внутри системы го сударств в большинстве случаев подчиняются ло гике существующего на данный момент баланса сил (balance of power) в мире. Далее, преследуя интересы национальной безопасности, государ ства вступают в союзы, и, если между такими союзами складывается равновесие сил, это и обеспечивает мир и международную безопас ность на то или иное время. Нельзя, однако, забывать о динамике международных систем: когда равновесие сил нарушается, высока веро ятность Политика силы — подход к политике, основанный на том допущении, что стремление к власти от природы прису ще человеку; иногда термин употребля ется дескриптивно — в нейтральном смысле. Баланс сил — модель взаимодействия между государствами, в которой возмож ности взаимной агрессии и экспансии ог раничены столь радикально, что стано вятся «практически» невозможными и не целесообразными. 7. Мировая политика 161 При этом реалисты отнюдь не считают, что внутри международного порядка и в са мом деле действуют какие-то «законы при роды», — это не так, ибо власть, богатство и ресурсы в мире распределены между государ ствами неравномерно. Главным участникам этой системы отведена роль великих держав (great power) (в годы «холодной войны» их называли сверхдержавами). Вообще же име ет место иерархия государств, накладываю щая на международную систему какой-то по рядок, поскольку великие державы так или иначе контролируют подчиненные им госу дарства через торговые блоки, «сферы влия ния», а то и прямую колонизацию. В годы «холодной войны» все это привело к станов лению биполярного мирового порядка, где со перничество между американским и советс ким силовыми блоками охватило собой едва ли не весь земной шар. Реалисты здесь легко доказали бы, что именно биполярность бла гоприятствовала сохранению мира, посколь ку эскалация военных расходов уже в 1960-х годах, когда сложилась ситуация взаимного гарантированного уничтожения, обернулась надежной системой ядерного сдерживания. понятийному аппарату Суверенитет в самом общем смысле есть понятие, выражающее идею абсолютной и неограниченной власти государства в пре делах собственных границ. Следует, одна ко, различать правовой и политический су веренитет, а также внешний и внутренний его аспекты. Правовой суверенитет относит ся к высшей законодательной власти госу дарства — его безоговорочному праву тре бовать от граждан исполнения законов. Политический суверенитет относится к нео граниченной политической власти государ ства — его способности, обладая монопо лией на применение принудительных средств, обеспечивать гражданское повино вение. Внутренняя сторона суверенитета отражает идею высшей власти в государ стве, исходящей от его высших властных органов, решения которых обязательны к исполнению для всех граждан, групп и ин ститутов в пределах территориальных гра ниц государства. Внешняя сторона сувере нитета относится к месту и положению го сударства в международном порядке — к его способности действовать здесь как незави симая сила. Великая держава — государство, за нимающее высшую ступень в мировой иерархии государств — статус, отража ющийся в возможностях ее влияния на менее сильные государства. Неореализм — взгляд на международ ные отношения, существенно корректи рующий модель силовой политики, ак центирующий момент структурных огра ничений в международной системе, т.е. указывающий на те факторы и обстоя тельства, которые объективно ограничи вают свободу действий для участников международной системы. Стабильная иерархия, имеющая своей основой общепризнанные правила игры, по их мнению, и не дала развязаться анархии. В продолжение 1980-х годов под влиянием Уолца (Waltz, 1979) и других теоре тиков получил развитие неореализм (иногда также называемый «новым», или струк турным, реализмом). Оставаясь все на тех же позициях признания за силой реша ющего значения в международных отношениях, сторонники этого направления объясняют мировые процессы не столько целями и декларациями государств, сколько структурными факторами сис темы. Реализм и неореализм, однако, не обошлись без самой жесткой критики в свой адрес. Глав ной претензией к ним было то, что отрывая по литику от этики, эти доктрины тем самым по существу оправдывают как эскалацию военной напряженности, так и гегемонистские устрем ления великих держав. Критики полагают так же, что в свое время силовая политика не столько обеспечила мир, сколько поставила планету на грань ядерной катастрофы. Критика реализма явилась и со стороны феминистской теории, сто ящей на том, что стремление государств к влас- 162 II. Нации и глобализация ти, равно как и их одержимость вопросами национальной безопасности и военной мощи, отражают социальное господство мужчин-политиков, чья природа как раз и сводится к агрессии и соревновательности. С эмпирической стороны построения реализма обнаружили и ту свою слабость, что, концентрируясь на государстве как доминирующем акторе мировой политики, они не замечают плюралистических тенденций, формирующих международную среду с конца XX в. В этой ситуации классический реализм окончательно уступил свое место некоему «новому реализму». Плюрализм Плюралистский подход к международной политике, особенно характерный для США, обозначился в годах, явившись своего рода надстройкой зда ния либеральных идей и ценностей. В своем традиционном значении плюрализм есть социально-политическая концепция, подчеркивающая значение такого фак тора, как рассредоточение силы и власти среди ряда конкурирующих структур или групп. Как концепция международных отношений плюрализм, акцентируя момент «проницаемости» государства, выступил альтернативой той «государство-центрич- ной» модели, которой придерживается реализм. Иллюстрацией к последней моде ли со всеми ее недостатками может послужить известное рассуждение Джона Бер- тона о столе». Именно в таком виде — как стол с шарами, которые являются совершенно жесткими объектами и сталкиваются между собой, тем са мым задавая друг другу движение, — реализм и представляет себе мировую полити ку. По убеждению сторонников плюрализма, это совершенно неверный образ, так как в нем совершенно отсутствуют транснациональные акторы, такие, как транс национальные корпорации (ТНК) и неправительственные организации, и нет по нимания взаимозависимости государств, особенно в экономической сфере. Плюрализм поэтому предлагает «модель разнородных акторов», в которой при должном осознании роли национальных правительств одновременно подчеркива ется и то, что международные отношения сегодня формируются под воздействием гораздо более широкого крута факторов и групп интересов, чем прежде. Для начала здесь как минимум нужно говорить о том, что принцип «внешнего суверенитета», на котором зиждется реализм, следует заменить более скромным понятием незави симо действующих структур. Это позволяет включить в круг акторов международ ных отношений такие структуры, как «Гринпис», Организацию освобождения Па лестины, корпорацию и Ватикан, совершенно наравне, скажем, с фран цузским или аргентинским государством. На самом же деле плюрализм при своем акценте на моменте распыления власти ставит под вопрос и понятие независимо действующего актора, полагая, что все субъекты мировой политики (правитель ственные и неправительственные) действуют в кругу сдержек и противовесов, ко торые в общем-то исключают полную независимость какого бы то ни было из них. Именно в духе такого подхода, например, анализируя Кубинский кризис 1962 г., Аллисон ( Allison, 1971) показал, что государственные решения чаще всего проис текают не столько из «рационального» следования национальным интересам, сколько из бюрократической среды чиновников от политики. 7. Мировая политика 163 Наконец, плюрализм позволил осознать и такую тенденцию международных отноше ний, как отход от силовой политики и обы чаев национального возвеличивания. Здесь проявляется уже не вера идеалистов в абст рактные принципы, а понимание того, что коль скоро сила и власть в мире распылены самым широким образом, конкуренция мо жет оборачиваться и самыми негативными последствиями. Сторонники данного подхо да поэтому полагают, что во взаимозависи мом мире движение к сотрудничеству и ин теграции (более всего, может быть, характер ное для Европы) в конце концов станет глав ной магистралью мировой политики. понятийному аппарату Империализм в широком смысле слова — это политика государства по распростране нию своей власти за пределы собственной территории. Первоначальное употребление этого термина относилось к идеологии, оп равдывавшей военную экспансию и импер ские захваты под лозунгами национализма или расизма. Сегодня термин чаще исполь зуется для характеристики системы полити ческого или экономического господства, сложившейся как результат предшествую щей империалистической политики. В трак товке марксизма империализм есть эконо мическое явление, порожденное процессом вывоза капитала. Неомарксизм указывает на более глубокие и менее очевидные формы империализма, определяя их понятием «нео колониализм» — ситуация, в которой разви тые страны контролируют зависимые от них территории при помощи одних экономичес ких рычагов и без нарушений формальных принципов независимости этих государств. Последователи реализма склонны усматри вать в империализме, напротив, чисто по литический феномен — стремление госу дарств к усилению и получению стратеги ческих преимуществ через экспансию и за воевания. Марксизм Марксистский взгляд на международные отношения резко отличается от других пара дигм, и эта специфика заключается в том, что марксизм уделяет особое значение фак торам экономической силы и деятельности международного капитала. Хотя Маркс бо лее всего занимался структурами националь ного капитализма и особенно антагонисти ческими отношениями между буржуазией и пролетариатом, его работы затрагивали и международные отношения — достаточно вспомнить его концепцию о том, что солидарность рабочего класса не знает национальных границ: Манифест Комму нистической партии (1848) и завершался призывом «Пролетарии всех стран, соеди няйтесь!» В то время как либеральные и реалистские теории полагают, что власть в мире организована вертикально, в чем отражается иерархия существующих в мире государств, марксизм выдвинул идею горизонтальной организации, основой кото рой является международный класс. Однако капитализм как мировая система не был рассмотрен со всех своих сторон, пока не появилась книга Ленина «Империа лизм как высшая стадия капитализма» (1917). Ленин (см. с. 93) пытался доказать, что выход капитализма за национальные границы обусловлен его стремлением со хранить нормы прибыли путем экспорта капитала, а это, в свою очередь, сталкива ет капиталистические державы между собой, результатом чего и стала Первая ми ровая война — империалистическая война, поскольку она велась за контроль над колониями в Африке, Азии и других частях мира. Современные марксисты, или неомарксисты, в сущности, отказались от клас сической модели Причиной стало прежде всего то, что империа лизм начала XX века отнюдь не вылился в «высшую», то есть конечную, стадию капитализма, неприемлемо узким оказалось и положение о том, что политика госу- |