Главная страница
Навигация по странице:

  • Нации как политические общности

  • • Разновидности национализма

  • Либеральный национализм

  • 6. Нации и национализм 139

  • Джузеппе Мадзини (1805—1872)

  • Право нации на самоопределение

  • национального самоопределения

  • Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова


    Скачать 41.99 Mb.
    НазваниеЭндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
    АнкорПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    Дата12.12.2017
    Размер41.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    ТипУчебник
    #10948
    страница25 из 88
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   88
    6. Нации и национализм
    ческих процессов, чем каких-либо процессов политического характера. Сила «куль­
    турных» наций состоит в том, что, обладая сильнейшим и исторически детермини­
    рованным чувством национального единства, они, как правило, более устойчивы и внутренне едины. С другой стороны, «культурные нации», как правило, претенду­
    ют на исключительность: чтобы принадлежать к ним, недостаточно одной лишь политической лояльности, — нужно уже быть членом этноса, унаследовать свою национальность. Иными словами, «культурные» нации склонны считать себя чем- то вроде большой семьи родственников: невозможно «стать» немцем, русским или курдом, просто усвоив их язык и веру. Такая исключительность порождает замкну­
    тые и очень консервативные формы национализма, так как в сознании людей прак­
    тически нивелируются различия между нацией и расой.
    Нации как политические общности
    Те, кто считает нацию исключительно политическим организмом, отличитель­
    ным ее признаком видят не культурную общность, а гражданские связи и вообще присущую ей политическую специфику. Нация в этой традиции предстает общно­
    стью людей, связанных между собой гражданством вне какой бы то ни было зави­
    симости от культурной или этнической принадлежности. Считается, что такой взгляд на нацию восходит к Жану-Жаку Руссо — философу, в котором многие усматрива­
    ют «прародителя» современного национализма. Хотя Руссо специально не касался ни национального вопроса, ни самого феномена национализма, его размышления о суверенитете народа, — и особенно идея «общей воли» (или общественного бла­
    га), — собственно, и посеяли те семена, из которых затем взросли националисти­
    ческие доктрины Французской революции 1789 г. Провозгласив, что правление должно основываться на общей воле, Руссо тем самым, в сущности, отказал в существовании как монархии, так и всяческим аристократическим привилегиям. В годы Французской революции этот принцип радикальной демократии нашел свое отражении в той идее, что все французы суть «граждане» со своими неотъемлемы­
    ми правами и свободами, а не просто «подданные» короны: суверенитет, таким образом, исходит от народа. Французская революция и утвердила этот новый вид национализма с его идеалами свободы, равенства и братства, а также теорией на­
    ции, над которой нет иной власти, нежели она сама.
    Идея о том, что нации суть политические, а не этнические, сообщества, в даль­
    нейшем была поддержана многими теоретиками. Эрик Хобсбаум (Erick
    1983), например, нашел множество подтверждений тому, что нации в известном смысле являют собой не что иное как «вымышленные традиции». Не признавая тезиса о том, что современные нации сформировались на основе издревле сложив­
    шихся этнических сообществ, Хобсбаум считал, что всякие разговоры об истори­
    ческой преемственности и культурной специфике наций, по сути дела, отражают лишь миф, — и миф, порожденный собственно национализмом. С этой точки зре­
    ния, как раз национализм и создает нации, а не наоборот. Свойственное современ­
    ное человеку осознание своей принадлежности к нации (иногда называемое народ­
    ным национализмом), утверждает исследователь, получило развитие лишь в XIX столетии и сформировалось, может быть, благодаря введению национальных гим-

    Нации и глобализация
    нов, национальных флагов и распространению начального образования. Под воп­
    росом в таком случае оказывается и идея «родного языка», что передается из поко­
    ления в поколение и воплощает в себе национальную культуру: на самом деле и язык изменяется по мере того, как каждое поколение приспосабливает его к соб­
    ственным нуждам и современным ему условиям. Не вполне ясно даже, можно ли говорить о «национальном языке», коль скоро до XIX в. большинство людей не владели письменной формой своего языка и обычно разговаривали на местном диалекте, имевшем мало общего с языком образованной элиты.
    Бенедикт Андерсон (Benedict Anderson, 1983) также считает современную на­
    цию артефактом, или, по его выражению, «воображаемой общностью». Нация, пишет он, существует скорее как умозрительный образ, чем как реальное сообщество, ибо в ней никогда не достигается такого уровня непосредственно личного общения людей, который только и может поддерживать реальное чувство общности. Внутри собственной нации человек общается лишь с крохотной частичкой того, что пред­
    положительно является национальным сообществом. По этой логике, если нации вообще существуют, то они существуют разве что в общественном сознании — как искусственные конструкции, поддерживаемые системой образования, средствами массовой информации и процессами политической социализации. Если в понима­
    нии Руссо нация есть нечто такое, что одухотворяется идеями демократии и поли­
    тической свободы, то представление о ней как о «вымышленном» или «воображае­
    мом» сообществе скорее совпадает со взглядами марксистов, полагающих нацио­
    нализм разновидностью буржуазной идеологии — системы пропагандистских ухищ­
    рений, призванных доказать, что национальные связи сильнее классовой солидар­
    ности, и тем самым привязать рабочий класс к существующей структуре власти.
    Но и вынося за скобки вопрос о том, возникают ли нации из стремления к свободе и демократии или это не более чем хитроумные изобретения политических элит и правящего класса, следует понимать, что некоторым из них присущ одно­
    значно политический характер. В духе Майнеке такие нации вполне можно отнес­
    ти к категории «политических» — таких наций, для которых момент гражданства имеет куда большее политическое значение, чем этническая принадлежность; час­
    то такие нации состоят из нескольких этнических групп и потому культурно нео­
    днородны. Классическими примерами политических наций считаются Великобри­
    тания, США и Франция. Великобритания, скажем, по сути дела является союзом четырех «культурных» наций: англичан, шотландцев, валлийцев и северных ирлан­
    дцев (хотя последних можно разделить на две нации — протестантов-юнионистов и католиков-республиканцев). Национальное чувство британцев, насколько о нем можно говорить, имеет своей основой политические факторы — преданность в отношении короны, уважение в отношении парламента и приверженность идее исторически завоеванных прав и свобод британцев. Ярко выраженный полиэтни­
    ческий и поликультурный характер имеют Соединенные Штаты — «страна иммиг­
    рантов»: поскольку национальная идентичность здесь не могла развиться из каких- либо общих культурно-исторических корней, идея американской нации сознатель­
    но конструировалась через систему образования и культивирование уважения к таким общим ценностям, как идеалы Декларации независимости и Конституции
    США. Аналогичным образом национальная идентичность французов многим обя­
    зана традициям и принципам Французской революции 1789 года.

    6. Нации и национализм
    Для всех этих наций, по крайней мере теоретически, характерно одно: они сформировались путем добровольного следования каким-то общим принципам и целям, подчас даже в противоречии с существовавшей до того культурной традици­
    ей. Таким обществам, говорят, присущ особый стиль национализма — толерант­
    ный и демократичный. Идея здесь одна: коль скоро нация это прежде всего по­
    литический организм, доступ в нее заведомо открыт и не ограничен какими бы то ни было требованиями по языку, религии, этнической принадлежности и так далее. Клас­
    сические примеры — США как «плавильный котел» и «новая» Южная Африка —
    «общество радуги». Понятно, однако, и то, что время от времени таким нациям недостает того чувства органического единства и историчности, которое свойственно
    «культурным нациям». Может быть, как пишут, этим и объяснятся известная сла­
    бость общебританского национального чувства по сравнению с шотландским и валлийским национализмом, а также распространенным чувством «доброй старой
    Англии».
    С особыми проблемами в своем стремлении к национальной идентичности стол­
    кнулись развивающиеся государства. Эти нации выступают как «политические» в двух смыслах. Во-первых, во многих случаях они обрели государственность лишь по завершении своей борьбы против колониального господства. Под идеей нации здесь, следовательно, было особое объединяющее начало — стремление к нацио­
    нальному освобождению и свободе, почему национализм в «третьем мире» и полу­
    чил столь сильную антиколониальную окраску. Во-вторых, исторически эти нации нередко формировались в территориальных границах, определенных прежними метрополиями. Это особенно характерно для Африки, где «нации» часто состоят из целого спектра этнических, религиозных и местных групп, которых, за исключени­
    ем общего колониального прошлого, весьма мало что связывает друг с другом. В отличие от классических европейских «культурных» наций, выработавших государ­
    ственность на основе уже сложившейся национальной идентичности, в Африке, напротив, «нации» создаются на основе государств. Это несовпадение политичес­
    кой и этнической идентичности то и дело порождало острейшие противоречия, как это, например, имело место в Нигерии, Судане, Руанде и Бурунди, причем в осно­
    ве этих конфликтов лежит отнюдь не наследие «трайбализма», а скорее послед­
    ствия широко распространенного в колониальную эпоху принципа «разделяй и властвуй».
    • Разновидности национализма
    О политическом смысле национализма ведутся самые ожесточенные споры. С одной стороны, неся в себе известный потенциал национального единства или независимости, он предстает вполне прогрессивной и освободительной силой. С другой стороны, он может превратиться в иррациональный и реакционный символ веры, служащий политическим лидерам оправданием вооруженной экспансии и войн во имя нации. В известном смысле он всегда демонстрировал все признаки политического «раздвоения личности», попеременно оборачиваясь своими прогрес­
    сивными или реакционными, демократическими или авторитарными, освобожда­
    ющими и закрепощающими, «правыми» и «левыми» сторонами. По этой причине,

    Нации и глобализация
    может быть, лучше рассматривать национализм не как целостный политический феномен, а как совокупность «национализмов», — иными словами, как совокуп­
    ность традиций, сходных лишь в том, что все они, каждая по-своему, признают первостепенное политическое значение нации.
    Многие и многие неясности здесь связаны с рассмотренной выше полемикой о том, как именно надлежит понимать нацию и какими критериями — культурными или политическими — она точнее всего определяется. Следует только помнить, что характер национализма определяется и теми обстоятельствами, в которых зарожда­
    лось национальное движение, равно как и политическими целями, которые оно преследовало. Скажем, когда национализм складывается как реакция на господ­
    ство завоевателей или колонизаторов, он наверняка будет выступать освободитель­
    ной силой, связанной с идеалами независимости, справедливости и демократии.
    Когда же он является продуктом социального распада и демографических измене­
    ний, он, как правило, оборачивается изоляционизмом и идеологией исключитель­
    ности, питая расизм и ксенофобию. Наконец, не последнюю роль в формировании национального движения играют политические идеалы его участников. Национа­
    лизм не раз служил притягательной силой для либералов и консерваторов, социа­
    листов и фашистов, даже коммунистов (из ведущих идеологий с национализмом никогда не уживался, может быть, лишь анархизм). Как идеология, следовательно, национализм всеяден. В политической сфере он проявляет себя в следующих своих основных разновидностях:
    • либеральный национализм (liberal nationalism)
    • консервативный национализм (conservative nationalism)
    • национализм экспансионистского толка (expansionist nationalism)
    • антиколониальный национализм (anticolonial nationalism).
    Либеральный национализм
    Либеральный национализм можно считать классической формой европейского либерализма; своим рождением он обязан Французской революции и воплощает в себе многие ее ценности. В континентальной Европе середины XIX столетия быть националистом означало быть либералом, и наоборот. Так, в европейских револю­
    циях 1848 года борьба за национальную независимость и единство неизменно со­
    провождалась требованием ограниченного и конституционного правительства. Ярче всего это проявилось в «Риссорджименто» (итал. «возрождение») — национальном движении за объединение Италии, главной фигурой, пророком и глашатаем, кото­
    рого был Джузеппе Мадзини. Таких же убеждений придерживался Симон Боливар
    Ксенофобия — страх перед иностран­
    цами или ненависть к ним; этноцент­
    ризм, приобретающий патологические формы.
    (1783—1830), возглавлявший латиноамериканс­
    кое движение за независимость в начале XIX в. и много сделавший для изгнания испанцев из
    Испанской Америки. Но, может быть, самым яр­
    ким выражением либерального национализма

    6. Нации и национализм
    139
    были «Четырнадцать пунктов» американского президента Вудро Вильсона
    1
    . Со­
    ставленные в 1918 г., они стали своего рода программой послевоенной реконструк­
    ции Европы и планом радикальных территориальных преобразований, воплощен­
    ным затем в Версальском договоре (1919).
    Подобно другим формам национализма, национализм либерального толка зиж­
    дется на том убеждении, что человечество, естественно, делится на нации, каждая из которых обладает своей идентичностью: нации суть реальные и органические образования, а отнюдь не измышления политических лидеров или правящих клас­
    сов. Особенность либерального национализма заключается в том, что он связывает нацию с идеей суверенитета народа, восходящей к Руссо, — синтез, в свое время возникший потому, что европейские националисты XIX века боролись против та-
    «Четырнадцать пунктов В.Вильсона» — программа послевоенного устройства, изложенная
    В. Вильсоном в его обращении к Конгрессу США 8 января 1918 г. Главными ее положениями были: отмена тайной дипломатии; сокращение вооружений; создание международной организа­
    ции как гаранта сохранения мира и политической независимости государств (будущая Лига На­
    ций), а для послевоенной Европы — освобождение оккупированной Франции и возвращение ей
    Эльзаса и Лотарингии; определение итальянских границ в строгом соответствии с границами на­
    циональными; предоставление автономии народам Австро-Венгрии; вывод оккупационных войск с территорий Румынии, Сербии и Черногории, предоставление Сербии выхода к морю; создание независимой Польши с выходом к морю. (Прим. пер.)
    Джузеппе Мадзини (1805—1872)
    Лидер итальянского национального движения, стойкий привер­
    женец либерального республиканизма. Сын врача, Мадзини ро­
    дился в Генуе, Италия. Приобщился к революционной деятель­
    ности в тайном патриотическом обществе карбонариев, после чего вскоре последовал его арест и высылка сначала во Фран­
    цию, а потом в Англию. В 1848 г., когда по Европе прокатилась волна революций, он на непродолжительное время вернулся в
    Италию, принял решающее участие в освобождении Милана и стал главой Римской республики, вскоре прекратившей свое су­
    ществование. Убежденный республиканец, Мадзини постепенно утрачивал свое влияние, в то время как другие лидеры нацио­
    нального движения, в том числе Гарибальди (1807 — 1882), ста­
    ли обращать свои взоры в сторону Савойской династии в надеж­
    де на ее помощь в деле объединения Италии. После г. Мад­
    зини больше не возвращался на родину, тем не менее его либе­
    рально-националистические взгляды имели большое влияние во всей Европе, а также среди иммигрантов в США.
    Право нации на самоопределение — принцип, согласно которому нация есть суверенная общность; самоопределение при этом подразумевает как нацио­
    нальную независимость, так и демокра­
    тическое правление. ких многонациональных империй, которые име­
    ли явно выраженные черты автократий и деспо­
    тий. Мадзини, скажем, стремился не только объединить итальянские государства, но и сбро­
    сить гнет автократической Австрии. Поэтому главным лозунгом этого течения является прин­
    цип национального самоопределения (national self-

    140
    II. Нации и глобализация
    понятийному аппарату
    Космополитизм (в смысле — вера в или «мировое государство») — система идей, предполагающая полное сти­
    рание национальных различий и установле­
    ние общемирового, единого для всего че­
    ловечества , политического порядка. В дру­
    гом, «историческом», значении — стремле­
    ние установить мир между нациями, имею­
    щий своей основой принципы взаимопони­
    мания, толерантности, но главное, взаимо­
    зависимости. В XIX в. на позициях космопо­
    литизма стояли «манчестерские либералы»
    Ричард Кобден (1804—1865) и Джон Брайт пропагандировавшие свобо­
    ду торговли, полагая, что она принесет с собой взаимопонимание между народами и экономическую взаимозависимость, а в ко­
    нечном итоге начисто исключит из между­
    народной практики войны. В этом последнем смысле идеалы космополитизма близки и тем наднациональным организациям, цель которых не столько подменить собой наци­
    ональные государства, сколько содейство­
    вать сотрудничеству между ними. a prima facie (лат.) — с первого взгляда, на первый взгляд.
    Европу» для распространения националистических идей по континенту. Другой пример: на Парижской мирной конференции при заключении Версальского дого­
    вора Вудро Вильсон выдвинул принцип самоопределения наций не просто потому, что распад европейских империй служил национальным интересам США, но и потому, что, по его пониманию, поляки, чехи, югославы и венгры имели такое же право на политическую независимость, как и американцы.
    С точки зрения либералов, национализм не только служит задачам политичес­
    кой свободы, но и позволяет выработать какие-то механизмы для обеспечения мир­
    ного стабильного мирового порядка. Причины Первой мировой войны Вильсон, например, усматривал в том, что в «старом порядке» доминировали автократичес­
    кие и воинственные империи; демократические же нации-государства, как он по­
    лагал, должны быть миролюбивыми, потому что, обладая культурным и политичес­
    ким единством, они не будут иметь мотивов для развязывания войн или подчине­
    ния себе других наций. Национализм в такой трактовке не является источником недоверия и соперничества, скорее он представляется силой, способной как внут­
    ренне объединить нации, так и установить равенство между ними при взаимном уважении национальных прав и особенностей.
    При всем этом либерализм отнюдь не замыкает себя горизонтом нации, а смот­
    рит дальше. На это есть две причины. Во-первых, либералы, как известно, стоят на позициях индивидуализма: они убеждены в том, что все люди, независимо от расы, вероисповедания, социального статуса и национальности, в нравственном отноше- а целью — построение на­
    ции-государства, то есть государства, сфера юрисдикции которого как можно точнее со­
    впадала бы с национальными границами. По словам Дж. С. Милля (1861), «когда како­
    му-либо движению свойственны нацио­
    нальные чувства, a prima facie
    1
    имеют место причины для объединения всех членов на­
    циональности под одной властью, — и вла­
    стью, отдельной от них. Иными словами, вопрос управления в данном случае долж­
    ны решать управляемые».
    Либеральный национализм строго при­
    держивается определенных принципов. Он не отдает предпочтения одной нации перед другими; напротив, в его лозунгах провозг­
    лашается, что каждая нация обладает пра­
    вом на свободу и самоопределение, — все нации для него равны. Таким образом, иде­
    алом либерального национализма является мир суверенных наций-государств. Мадзи- ни, вспомним, для объединения Италии ос­
    новал не только подпольную организацию
    «Молодая Италия», но также и «Молодую

    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   88


    написать администратору сайта