Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
Скачать 41.99 Mb.
|
6. Нации и национализм 1 4 1 равноценны. Либерализму, таким образом, присущ известный универсализм — убежденность в том, что люди везде имеют или должны иметь одинаковые права и свободы. Сегодня эта идея нашла отражение в доктрине прав человека (human rights). Ставя индивида выше нации, либералы, по сути, допускают возможность наруше ния национального суверенитета, как, например, это показала международная кам пания против «белого» южноафриканского режима, имевшая целью заставить его прекратить политику апартеида. Вторая причина — это свойственные либерализму опасения в отношении того, что мир суверенных наций-государств может со вре менем опуститься до уровня глобального «естественного состояния»: как неограни ченная свобода дает людям возможность порабощать друг друга, так и ничем не сдерживаемые государства под прикрытием лозунга национального суверенитета могут проводить совершенно экспансионистскую и захватническую политику. Сво бода не должна идти вразрез с законом, и это в равной мере относится и к индиви дам, и к нациям. Вот почему либералы всегда находились и находятся в первых рядах кампаний за укрепление системы международного права под эгидой таких международных органов, как Лига Наций, Организация Объединенных Наций и Европейский Союз. С их точки зрения, национализм не должен принимать каких- либо наглухо замкнутых национальных форм и тем более питать идеологию наци ональной исключительности. Критика в отношении либерального национализма ведется по двум направле ниям. (1) Его сторонников обвиняют в наивности и романтизме, в том, что в пробле ме они усматривают лишь ее светлую сторону, их национализм уж очень приукра шен, толерантен и рационален. При этом они закрывают глаза на темную сторону национализма: на пережитки совершенно иррационального трайбализма (tribalism), когда людей делят по принципу «мы» и «они» (последние при этом всегда несут с собой какую-то угрозу и опасность). Во всем этом недооценивается и эмоциональ ный потенциал национализма, когда во времена войны люди способны проливать кровь, убивать и умирать за «свою» страну, независимо от того, сколь справедливо дело, за которое она воюет, — позиция, подчас выражаемая фразой «моя страна, права она или нет». (2) В корне неверным может оказаться и либерально-националистический иде ал мирового порядка как сообщества наций-государств. Ошибка того варианта на ционализма, который в свое время был персонифицирован в фигуре В. Вильсона и по постулатам которого в свое время перекраивалась карта весьма значительной части Европы, заключалась в том, что он полагал, будто нации занимают эдакие четко обособленные и вполне удобные для них пространства, так что и государства Права человека — права, принадлежа щие человеку «по праву рождения», — другими словами, основные и всеобщие права. Трайбализм — групповое поведение, характеризуемое внутренней замкнуто стью и исключительностью, обычно со провождаемое враждебностью по отно шению к другим группам. должны совпадать с границами этих территорий. В действительности же так называемые «нации- государства» охватывают подчас великое множе ство языковых, религиозных, этнических и ре гиональных групп, некоторые из них вполне могут претендовать на статус «нации». На этот счет нет более яркого примера, чем бывшая Югославия, которую в свое время версальские миротворцы определяли как «страну славян». На самом же деле ее всегда населяли очень разные 142 II. Нации и глобализация К понятийному аппарату Патриотизм (от лат. patria — отечество) — чувство, испытываемое человеком по отношению к своему народу, психологическая привязанность к нему («любовь к стране»). Патриотизм не следу ет смешивать с национализмом. Национализм — это доктрина, выстроенная вокруг идеи нации как главной оси политической организации общества. Патриотизм выступает своего рода эмоцио нальным компонентом этой доктрины и в качестве такового в той или иной степени присутствует во всякой форме национализма: трудно, скажем, представить себе политическое движение, кото рое требовало бы, например, независимости, но было бы чуждо патриотизму. Разумеется, это не означает, что все патриотически настроенные люди суть националисты. Можно отождествлять себя со своей нацией, любить ее, но при этом не усматривать в факте ее существования повода заяв лять какие-либо требования политического характера. религиозно-этнические сообщества, у каждого из которых был свой язык и своя история. Более того, как стало ясно из процесса распада Югославии в начале 1990- х годов, и эти отдельные сообщества в свою очередь делятся по более глубоким этническим делениям. Легко понять, что во всем этом изначально таилась опас ность этнических чисток (ethnic cleansing) во имя политического единства, на что в свое время пошли нацисты, а в наше — боснийские сербы. Консервативный национализм В хронологическом отношении консервативный национализм сложился значи тельно позже национализма либерального. Более того, вплоть до середины XIX в. консерваторы взирали на национализм как на нечто весьма подозрительное, едва ли не революционное. С течением времени, однако, консерватизм и национализм сближались между собой. Примеров много: это и Дизраэли с его идеалом «одной нации», и Бисмарк с его готовностью поставить немецкий национализм на службу Пруссии, и царь Александр III с его поддержкой общеславянского дела. В мире сегодняшней политики национализм стал своего рода символом веры для боль шинства, если не для всех консерваторов. В Великобритании, скажем, это прояви лось во всеобщем триумфе после победы страны в Фолклендской войне (1982 г.) 1 при правительстве Маргарет Тэтчер, в Европе — в закоренелом «евроскептицизме» правых консерваторов, запугивающих своих оппонентов жупелом «федеральной Европы». Всплеском национализма сопровождалась и активизация внешней поли- война — скоротечная необъявленная война между Великобританией и Аргентиной в 1982 г. за контроль над Фолклендскими островами (300 миль от восточного побережья Аргенти ны) — предметом территориальных споров между сторонами с 1930-х гг. Война началась вторже нием аргентинских сил на острова весной 1982 г., в ответ на что правительство М.Тэтчер предпри няло самые скорые и решительные меры, включая посылку военного флота в зону конфликта. Закончилась летом 1982 г. военной победой Великобритании. (Прим. пер.) Этнические чистки — насильственное переселение или уничтожение «чуждых» народов; часто употребляется вместо более резкого термина — «геноцид». тики США, как это было при Рейгане, когда были предприняты вторжение в Гренаду и бом бардировки Ливии, и при Джордже Буше-стар шем, когда США вторглись в Панаму и провели целую войну в Персидском заливе. 6. Нации и национализм Последователей консервативного национализма волнуют не столько проблемы национального самоопределения в мировом масштабе, сколько пути достижения социального единства и общественного порядка — всего того, что опиралось бы на здоровое чувство патриотизма. Нацию консерваторы понимают как органическое целое, возникающее из естественного стремления людей быть рядом с теми, кто разделяет их взгляды, стиль жизни и кто даже внешне схож с ними, — словом, безопасность и чувство сопричастности люди ищут и находят только в националь ном сообществе. Поскольку патриотизм и национальное самосознание как раз и проистекают из фактора общего прошлого, национализм обнаруживает способ ность стоять на страже ценностей и институтов, прошедших проверку временем: в таком понимании он смыкается с традиционализмом. Подчас эта связь придает консервативному национализму весьма ностальгический характер, обращает его лицом к прошлому. В США, например, для общественного сознания чрезвычайно дороги такие темы, как отцы-пилигримы 1 , война за независимость, Филадельфий ский конгресс и тому подобное. Для британского (а точнее, английского) патрио тизма особую ценность имеют символы, связанные с институтом монархии. Вспом ним, что государственный гимн Великобритании называется «Боже, спаси короле ву»; что без королевской семьи не обходятся ни национальные празднества, ни события государственного масштаба, как, например, открытие очередной сессии Парламента. Консервативный национализм характерен больше для зрелых наций-государств, чем для тех, которые находятся на стадии национального строительства. Извечная его тема — «отечество в опасности» из-за угроз либо внутреннего, либо внешнего характера. Роль внутреннего врага, как правило, придается низшим классам, с ко торыми связывается угроза социального переворота. В глазах консерваторов имен но национализм при этом выступает противоядием социализму: идея здесь в том, что если патриотические чувства перевесят классовую солидарность, рабочий класс перестанет противопоставлять себя нации. Лейтмотивом консервативной мысли поэтому и становятся призывы к национальному единству и возвеличивание доб лестей непоколебимого патриотизма. «Внешними врагами» нации для этой традиции, естественно, выступают им миграция и рост наднациональных начал в международных отношениях. Считает ся, что иммиграция способна подорвать сложившуюся национальную культуру и этническую идентичность общества, тем самым становясь в нем источником враж ды и постоянной конфликтности. В Великобритании 1960-х годов глашатаем таких настроений был Энох Пауэлл, без устали твердивший о том, что дальнейшая им миграция из стран Содружества может обернуться сплошными расовыми беспо рядками и насилием. В конце 1970-х годов и Маргарет Тэтчер не раз высказывала опасения в том смысле, как бы Великобритания не оказалось «затопленной» им мигрантами. Под лозунгами консервативного национализма проходят и антиим миграционные кампании Национальной партии Британии, Народного фронта Ле Пена во Франции и крайне правых немецких группировок вроде республиканцев. Другая угроза национальной идентичности, а, следовательно, безопасности нации, Отцы-пилигримы — первые американские поселенцы, покинувшие Англию и образовавшие первую на территории нынешних США постоянную колонию в Массачусетсе, Новая Англия (1620). Выражение появилось 200 лет спустя и принадлежит известному американскому лексикографу и оратору Д.Вебстеру. (Прим. пер.). 144 II. Нации и глобализация понятийному аппарату Антисемитизм По легенде, семиты — это потомки сына Ноя, составляющие преобладаю щую часть населения Ближнего Востока. Антисемитизм представляет собой выражение враждеб ности к евреям. В своей наиболее ранней форме носил религиозный характер и отражал враждеб ное отношение христиан к евреям, на которых возлагалась ответственность за крестную смерть Христа. Экономический аспект антисемитизма обозначился в Средние века, отражая неприязнь к евреям-ростовщикам и торговцам: они при этом не допускались в ремесленные гильдии и были лишены права владеть землей. В XIX в. антисемитизм приобрел оттенок расизма, прежде всего в работах Вагнера и Г.С. Чемберлена (1855 — 1929): здесь евреи были представлены как народ, от природы несущий зло и разрушение. Эти идеи были подхвачены немецким нацизмом и стали идеологическим обоснованием Холокоста. здесь усматривается в развитии наднациональных структур и в глобализации куль туры. В сопротивлении Великобритании и других государств — членов ЕС введе нию единой европейской валюты сказались не только опасения утратить экономи ческую самостоятельность страны, но и убежденность в том, что национальная валюта жизненно важна в деле сохранения национальной идентичности. Хотя консервативный национализм нередко связывают с военными авантюра ми и экспансией, на самом деле его отличает как раз то, что он обращен вовнутрь и замкнут. Если консервативные правительства и поддерживают общественный энтузиазм с помощью внешнеполитических акций, то это скорее свидетельствует об оппортунизме самих политиков, чем о том, что консервативному национализму присуща врожденная агрессивность или милитаризм. Куда серьезнее обвинение в том, что национализм этого толка внутренне склонен провоцировать нетерпимость и фанатизм, ибо опирается в общем-то на весьма узкое понимание нации — как этнического однородного сообщества, чего-то вроде большой семьи. Отсюда и воз никает соблазн провести глубокую черту между теми, кто принадлежит к нации, и «чужаками». Настаивая на сохранении культурной чистоты и неприкосновенности устоявшихся традиций, консерваторы и впрямь подходят к той черте, за которой иммигранты или вообще иностранцы предстают вечной угрозой для нации, откуда недалеко и до поощрения, или, как минимум, оправдания тех или иных проявле ний расизма и ксенофобии. Экспансионистский национализм Третья форма национализма носит агрессивный, воинственный и экспансио нистский характер. Во многих отношениях она напрямую противостоит либераль ному национализму с его верой в равноправие и самоопределение наций. Впервые свою агрессивную сущность национализм этого типа продемонстрировал в конце XIX в., когда европейские державы во имя национальной славы и в стремлении обеспечить себе более теплое «место под солнцем» учинили колоссальную «драку за Африку». От колониальной политики предшествующего периода европейский империализм XIX в. отличался тем, что в нем впервые проявился массовый наци онализм общества (так называемый народный национализм), в глазах которого обретение империи становилось первостепенным вопросом национального пре- 6. Нации и национализм 145 почему каждая колониальная победа и сопровождалась вспышками народного эн тузиазма, или джингоизма (jingoism). Обе ми ровые войны XX в. во многом были порож дены именно экспансионистским национа лизмом. Когда по завершении длительной полосы гонки вооружений и ряда междуна родных кризисов в августе 1914 г. началась Первая мировая война, население в главных столицах Европы ликовало в предвкушении завоеваний и военной славы. Вторая миро вая война разгорелась из-за отнюдь не чуж дых национализму программ имперской экс пансии, выношенных Японией, Италией и Германией. Но самым жестоким проявлени ем этой формы национализма в современной Европе оказалось стремление боснийских сер бов возродить «Великую Сербию». В своей наиболее радикальной форме на ционализм этого толка идет от психологии рев ностного, подчас истеричного, националисти ческого энтузиазма, о котором иногда гово рят как о «всеобъемлющем, тотальном нацио нализме». Сам термин принадлежит француз скому националисту Шарлю (Charles Maurra, 1868—1952), лидеру правого крыла «Аксьон Франсез» 1 . Морра исповедывал идею «Аксьон Франсез» (фр. L' Action francaise) — реакционная монархическая организация во Фран ции, основанная в 1899 г. и существовавшая до 1944 г. (Прим. пер.) понятийному аппарату Расовая теория, расизм — эти понятия часто используются как синонимы, хотя се годня чаще употребляется последнее. Тер мин «расовая теория» применим к любой концепции, которая в выводах политическо го или социального характера исходит из того, что человечество делится на биологи чески отличные друг от друга расы. В осно ве расовых теорий лежат два положения. Первое заключается в том, что на основа нии особых генетических различий между людьми о человечестве можно говорить как о совокупности рас; второе — что из этих глубинных генетических оснований проис текают те или иные особенности культуры, интеллекта и поведения людей, принадле жащих к разным расам. Будучи перенесена на политическую почву, расовая теория ста новится логическим обоснованием призы вов к расовой сегрегации (апартеиду) и док трин о превосходстве «по крови» одних лю дей над другими (например, идеология арийства и антисемитизм). Что касается ра сизма, то этот термин обычно употребляет ся в более узком значении и означает край не негативное отношение — вплоть до не нависти — к людям иной расы, независимо от того, имеет ли эта враждебность отно шение к расовой теории или нет. абсолютной первичности и величия нации, близкой к формуле «нация — все, человек — ничто». Существование нации у него наделялось столь высоким смыслом, что человек в этой картине приобретал какое-то значение лишь тогда, когда всего себя отдавал на службу общенациональному делу. Особую привлекательность этот фанатичный патриотизм имел для всякого рода мар гинальных слоев общества — этих всеми отвергнутых, одиноких и беспомощных людей, для которых идея национального величия оставалась, похоже, вообще после дней возможностью вернуть себе хоть какое-то чувство гордости и самоуважения. Такие идеологии, нужно заметить, совершенно разрывают все и всякие связи между национализмом и демократией. «Народ» для них есть замкнутое этническое целое, внутреннее связанное почти первобытными отношениями взаимного служения, но Джингоизм — психология крайнего эн тузиазма по случаю войны, военных по бед и завоеваний. отнюдь не политическими связями: «националь ному единству» в этом случае противопоказаны свобода мнений и открытая конкуренция за власть, здесь требуются дисциплина и добровольное под чинение лидеру. Морра поэтому и изображал де- 146 II. Нации и глобализация понятийному аппарату Колониализм есть теория и/или практика установления контроля над чужой террито рией, тем самым превращаемой в «коло нию». Колониализм, таким образом, пред ставляет собой особую форму империализ ма . Основными признаками «колонизован- ности» являются поселения, где живут вы ходцы из метрополии, и экономическое под чинение этой метрополии. Характерное для земель Африки и Юго-Восточной Азии ко лониальное правление осуществлялось вы ходцами из метрополии, отличавшимися по этнической принадлежности от «туземного» населения. Французы, например, рассмат ривали колонии как часть метрополии, что предполагало наделение всех колониальных народов правами граждан Франции. В про тивовес традиционному колониализму, нео колониализм — это по сути дела исключи тельно экономический феномен, основыва ющийся на экспорте капитала из более раз витой страны в менее развитую. Примером может служить так называемый «империа лизм доллара», практикуемый США в стра нах Латинской Америки. как источник слабости и коррупции в обществе, призывая к восстановлению абсо лютной монархии. Воинственная и агрессивная форма на ционализма неизменно ассоциируется с по нятием шовинизма. Шовинизм (своим про исхождением слово обязано Николя Шовэну (Nicolas Chauvin), французскому солдату, про славившемуся фанатичной преданностью На полеону и делу Франции) являет собой со вершенно иррациональную веру в превосход ство и величие своей собственной нации. Здесь и речи не может быть о каком бы то ни было равноправии наций: предполагается, что нации разные и каждая имеет свою собствен ную судьбу — одни рождены властвовать, другие — подчиняться. Естественно, такой на ционализм получает свое выражение в докт ринах этнического и расового превосходства одних народов над другими, откуда уже ру кой подать до откровенного расизма. Свою собственную нацию шовинист считает един ственной и неповторимой — «избранным на родом». Так, первые немецкие националис ты — Фихте и Ян — истинным (органи ческим народом) полагали только немцев, которым-де одним только и удалось сохранить чистоту крови и языка; для Морра таким народом, воплощением всех христианских и классических добродетелей, были французы. Без чего национализм этого толка никогда не обходился, так это без образа внешнего врага. Перед лицом внешней угрозы нация объединяет свои ряды, особо остро осознает свое единство — и достигает, так сказать, «негативной интеграции». У шовинистического национализма оппозиция «мы — они» достигает своего логи ческого предела. «Мы» здесь, собственно говоря, и рождается-то только тогда, ког да уже есть «они» — те, кого нужно презирать и ненавидеть. Мир четко делится по одному принципу (как правило, расовому) — вот «свои», вот «чужие», причем «чу жие» являются причиной всех и всяческих бед и невзгод, выпадающих на долю «своих». Нагляднее всего это проявилось в яром антисемитизме, ставшем основой немецкого нацизма. В своей Mein (1925) Гитлер и представил историю совер шенно по-манихейски — как битву между арийцами и евреями, олицетворяющими силы света и тьмы, добра и зла. Еще одним лейтмотивом экспансионистского национализма является идея на ционального возрождения или обновления. Обычно в ход идут мифы о былом ве личии и славе нации. Так, итальянские фашисты во главе с Муссолини вспомина ли о днях императорского Рима, немецкие нацисты, называя свой режим «третьим рейхом», вели отсчет от «первого рейха» Священной Римской империи Карла Ве ликого и «второго рейха» Бисмарка. Обращаясь к мифологии, национализм здесь |