Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
Скачать 41.99 Mb.
|
7. Мировая политика 181 Обратим внимание на... Региональные экономические блоки Североамериканское соглашение о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA — НАФТА). Подписано в 1993 г. Канадой, Мексикой и США. замышля лось отчасти как ответ на набиравшую обороты европейскую интеграцию, но в целом его стремле ния направлены на расширение экономического сотрудничества в пределах всего Западного полу шария. • Европейский Союз (European Union). Создан в 1993 г. на основе Европейского Экономи ческого Сообщества (основано в г.) Количество членов ЕС с по 2002 гг. возросло с 6 до 15; сегодня ЕС расширяется на Восток и со временем охватит большинство бывших социалисти ческих стран Восточной Европы. Являет собой наиболее развитую форму региональной интегра ции на экономическом и политическом уровне. Экономическое Сотрудничество (Asian — Pacific Economic Cooperation, — АПЕК): Этот неформальный форум был создан в 1989 г. 12 государствами. Сегодня число его участников составляет стран и включает Австралию, Канаду, Китай, Японию и США. На эти страны приходится 40 % населения земного шара и свыше 50 % мирового ВВП. • Ассоциация Юго-Восточных Азиатских Наций (Association of South-East Asia Nations, ASEAN — АСЕАН). Создана в 1967 г. Брунеем, Индонезией, Малайзией, Филиппинами, Сингапу ром и Таиландом; позже в Ассоциацию вошел Вьетнам. Главная цель АСЕАН — создание и разви тие зоны свободной торговли, которая обеспечила бы экономическую независимость стран Юго- Восточной Азии. • Меркосур (Mercosur). Меркосур охватывает Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай; в качестве соучастников к нему присоединились Чили и Боливия. Это самый крупный торговый союз в Латинской Америке, который к тому же собирается включить в свою зону свободной торговли Андскую группу стран (Колумбию, Эквадор, Перу и Венесуэлу). • Зона общеамериканской свободной торговли (Free Trade Area of The Americas, FTTA — Свободная торговля двух Америк, СТАД). представляет собой соглашение, подписан ное в 1994 г. на общеамериканском саммите в Майами и имеющее своей целью создание зоны свободной торговли, которая к 2005 г. охватила бы все Западное полушарие. В СТАА входит 34 вре менных члена, а главенствующие позиции занимают США и Канада. на. Так или иначе, поскольку нация уже не является той формой, обеспечивающей поддержание и поступательное развитие экономического порядка в обществе, в будущем эта задача, возможно, отойдет к регионам. Движущими силами регионализации выступали определенные факторы страте гического, экономического и, возможно, культурного характера. Региональные орга низации возникли вскоре после 1945 г., дав выражение некоторым стратегическим противоречиям, порожденным «холодной войной». Наиболее важными такими орга низациями были НАТО и Организация стран Варшавского договора, хотя сформи ровались и другие структуры, например, Организация договора стран Юго-Восточ ной Азии (СЕАТО). Вплоть до краха коммунизма в 1889—1991 годах НАТО и Вар шавский пакт, пожалуй, не были особенно активны, играя разве что роль некоего военного водораздела между Западом во главе с США и Востоком во главе с СССР, а каждая сторона не вмешивалась в сферу влияния другой стороны (так, НАТО воздержалась от вмешательства в ход событий, когда армии стран Варшавского договора подавили восстание в Венгрии, а Советский Союз остался в стороне от Вьетнамской войны). Кроме того, между двумя блоками имел место приблизитель ный военный паритет, обеспеченный ядерным оружием. С окончанием «холодной войны» НАТО осталась единственной крупной военной организацией региональ ного масштаба, что обернулось радикальным переосмыслением ее роли и целей. С 1 8 2 II- Нации и глобализация Сэмюэл П. Хантингтон (род. 1927) Американский ученый и политический комментатор. Внес значитель ный вклад в такие области политологии, как проблематика военной политики и стратегии, сравнительная политология, изучение полити ческих процессов в развивающихся обществах. Работой «Третья вол на» ввел в оборот термин «волны демократизации»; «третья волна» — это процесс демократизации, получивший развитие с 1975 г., взаи мосвязан с двумя предшествующими, которые, по его схеме, при шлись на 1828 —1926 и 1943—1962 годы. Самая известная его рабо та «Столкновение цивилизаций и становление мирового порядка» (1996), где выдвинут весьма спорный тезис о том, что столкновение между главными мировыми цивилизациями в XXI в. приведет к войне и распаду мирового порядка. исчезновением советской угрозы, для противодействия которой она создавалась, возник было вопрос о смысле ее существования. Но сегодня НАТО расширяется, и государства бывшего Варшавского договора одно за другим вступают в НАТО — во многом для того, чтобы обеспечить свою военную и политическую независимость от России. Кроме того, чисто военные функции НАТО сегодня заменяются страте гиями гуманитарной интервенции и миротворчества, хотя, как показал ход гумани тарной интервенции в Косово в 1999 г., это совсем не исключает и традиционной Но самый сильный толчок регионализации дала, безусловно, экономика. Нуж но понимать, что международная торговля способна как гармонизировать интере сы, так и порождать самые глубокие противоречия. Хотя страны всегда стремились попасть на рынки друг друга, у них всегда же находились и причины для защиты собственных рынков от внешней конкуренции. Под знаменем свободной торговли всегда выступали экономически самые сильные государства (Великобритания в в. и США в середине XX в.), пытавшиеся любыми средствами подтолкнуть более слабые государства к открытию своих рынков, тогда как самим им можно было не опасаться международной конкуренции. Но здесь появляется проблема протекци онизма, поскольку менее развитые государства всегда будут стремиться защитить себя от того, что считают нечестной конкуренцией: историческим примером может служить подъем экономического национализма в Европе XIX в. — прямая реакция на экономическое превосходство Великобритании. На национальном уровне се годня протекционизм — или, как выражаются, «протекционизм в одной отдельно взятой стране» — уже не рассматривается как решение всех проблем, — но эконо мическая кооперация на региональном уровне становится все более привлекатель ным выбором, обеспечивающим как рост межгосударственной торговли, так и за щиту от усиливающейся глобальной конкуренции. Некоторые региональные торговые блоки, такие, как ЕЭС, оформились в бли жайший период после Второй мировой войны, но большинство из них возникло в период после 1990 г. как реакция на глобализацию: это НАФТА, и развива ющийся блок Свободной торговли двух Америк. Сегодня уже свыше одной трети мировой торговли осуществляется внутри четырех регионов — Северной и Южной Америки, Европы, Азии с Океанией и Африки с Ближним Востоком. Смысл и последствия экономической регионализации явным образом зависят от того, ста- 7. Мировая политика 183 Жан Моне Французский экономист и государственный деятель. Систематичес кого образования не получил. Принимал участие в Первой мировой войне, координируя франко-британские военные поставки, а по окон чании войны был назначен заместителем Генерального секретаря Лиги Наций. Ему принадлежала идея союза между Францией и Великобри танией, с которой в 1940 г. выступил Уинстон Черчилль. Сам проект не удалось осуществить из-за того, что во Франции в скором времени установился режим Виши маршала Петена 1 . В 1945 г. с приходом к власти Де Голля Моне взял на себя ответственность за модерниза цию экономики Франции, а в 1950 г. предложил план Шумана, кото рый лег в основу Европейского сообщества угля и стали (ЕСУС) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Отдавая предпоч тение принципу наднационализма перед межгосударственностью, Моне, тем не менее, никогда не заявлял себя поборником европейс кого федерализма. новятся ли торговые блоки обращенными вовнутрь «экономическими крепостя ми», которые сопротивляются глобализации, или они обращены вовне, что при сохранении внутренней кооперации способствовало бы интеграции этих регионов с мировой экономикой. Все это еще зависит от того, насколько институты глобаль ного экономического управления, особенно ВТО и МВФ, преуспеют в либерализа ции торговли. Наконец, у регионализации есть своя важная культурная ипостась. Хотя куль турная глобализация может выступать гомогенизирующей силой, распространяю щей ценности потребительского капитализма, она может вызывать к жизни и со вершенно противоположные процессы — возрождение интереса к локальным куль турам, местным языкам и тому подобное (Фукуяма, 1992). Более того, подрывая основы политического национализма, глобализация создает и предпосылки к тому, чтобы его место замещалось какими-то новыми этническими, культурными и ре лигиозными формами самоидентификации людей. При наименее благоприятном сценарии это, согласно С. Хантингтону (1996), может в будущем привести к «стол- новению цивилизаций», ибо, с его точки зрения, в XXI в. типичный конфликт между нациями и группами из различных цивилизаций» будет иметь своими при чинами не идеологические или экономические, а культурные факторы. Хантинг тон при этом утверждает, что главными акторами на этом поле станут западная, китайская, японская, индийская, исламская, буддистская, латиноамериканская и православно-христианская цивилизации. Следующая мировая война, по его пред сказанию, и столкнет между собой не государства, а цивилизации, — скорее всего Китай и Запад или Запад и ислам. Нужно сказать, что в той «войне с терроризмом», которую Джордж Буш объявил после нападения на Вашингтон и Нью-Йорк в сен тябре 2001 г., многие увидели как раз начало войны Запада с исламом. Однако Режим Виши — официально «Французское государство» (июль 1940 — сентябрь 1944) — разме щавшееся в Виши (юго-восточная Франция) правительство во главе с маршалом Петеном, управ лявшее той частью страны, которая по условиям франко-германского соглашения о прекращении военных действий (июнь 1940) номинально оставалась «под полным французским суверенитетом». {Прим. пер.) 184 II. Нации и глобализация Хантингтона критиковали, чаще всего на том основании, что глобализация в зна чительной степени уже затушевала культурные различия в мире, что на самом деле связи между культурными различиями и политическими антагонизмами не суще ствует (большинство войн, например, происходят между государствами внутри од ной и той же цивилизации — не между цивилизациями) и что, наконец, конфликт между цивилизациями в действительности несет в себе отражение экономических и политических, но никак не культурных, противоречий. Европейский Союз «Европейская идея» (в самом общем плане — убежденность в том, что при всем своем историческом, культурном и лингвистическом многообразии Европа спо собна стать единым политическим сообществом) родилась задолго до 1945 г. Еще до Реформации в XVI в. папство обладало чем-то вроде наднациональной власти в отношении большей части Европы. Даже после того как сложилась европейская система государств, самые разные мыслители — Руссо, Сен-Симон (1760—1825) и Мадзини (см. с. 139) — в том или ином смысле говорили о необходимости сотруд ничества европейских народов друг с другом и даже высказывались за учреждение общеевропейских институтов. До второй половины XX в. такого рода устремлени ям суждено было оставаться безнадежной утопией. После Второй мировой войны, однако, континент встал на путь столь глубокой, исторически вообще беспреце дентной, интеграции, что вслед за Уинстоном Черчиллем многие заговорили о со здании «Соединенных Штатов Европы». Сегодня даже полагают, что по мере исто рической эрозии национального государства именно европейская интеграция ста новится той моделью политической организации, которую со временем примет весь мир. При своем начале европейская интеграция была обусловлена целым рядом фак торов, действовавших в послевоенной Европе с абсолютно неодолимой силой. Наи более важными среди них были: • необходимость на основе сотрудничества экономически возродить опусто шенные войной страны и создать более широкий рынок, дабы исключить возвращение к протекционизму и экономическому национализму; • стремление установить мир в Европе и навсегда покончить с ожесточенней шим германо-французским соперничеством, восходившим к франко-прус ской войне 1870—1871 годов и объединению Германии в 1871 г., — соперни чеством, обернувшимся войнами в 1914 и 1939 годах; • осознание того, что «германский вопрос» — структурная нестабильность в ев ропейской системе государств, проистекающая от того, что в самом ее центре находится сильная и амбициозная держава, — может быть разрешен только через интеграцию Германии в более широкую сеть европейских отношений; • стремление защитить Европу от угрозы советского экспансионизма и обеспе чить за ней независимую роль в складывавшемся биполярном мире; • курс США на создание экономически сильной и объединенной Европы — как рынка для американских товаров и вместе с тем бастиона против распро странения коммунизма и советского влияния; 7. Мировая политика 185 • повсеместное понимание того (особенно это было характерно для континен тальной Европы), что суверенное национальное государство, возможно, уже не обеспечивает мир и экономическое развитие и потому подлежит достройке в виде наднациональных структур. В движении к европейской интеграции явно прослеживается идеалистическая приверженность принципу интернационализма и убежденность в том, что между народные организации воплощают в себе заведомо более высокий моральный ав торитет, нежели национальное государство. Эта идея содержалась уже в «федерали стской» концепции объединенной Европы, вдохновлявшей в свое время по Моне и Шумана (Robert Schuman, 1886—1963). Но первоначальным мечтам о «федераль ной» Европе, где европейские нации «объединят» свой суверенитет, не суждено было сбыться. Например, в 1948 г. хотя и обсуждались планы создания Европейс кого парламента, удалось создать лишь Совет Европы, который и по сей день оста ется не более чем дискуссионным обществом, объединяющим в себе не избирае мых членов, а представителей национальных правительств. Вообще же интеграция пошла по пути, получившему название функционализма в европейс ком проекте на первый план изначально вышел инструментарий экономической интеграции — все то, что вызывало меньше всего противоречий между государства ми, но было для них жизненно важным. В 1952 г. по инициативе Ж. Моне, на тот момент советника министра иностранных дел Франции Р. Шумана, было основано Европейское сообщество угля и стали (ЕСУС). Затем Римским договором (1957 г.) было учреждено Европейское экономическое сообщество. Дальше движение по шло через европейский общий рынок в направлении «все более тесного союза между народами Европы». Сегодня говорят о неофункционализме наиболее влиятельной теории европейской и региональной интеграции. В 1967 г. Европейское сообщество угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Евратом были формально слиты в единое Европейское сообщество. Хотя в 1973 г. к первоначальной «шестерке» (Франция, Германия, Италия, Голлан дия, Бельгия, Люксембург) присоединились Великобритания, Ирландия и Дания, 1970-е годы оказались, однако, временем застоя. С новой силой интеграционный процесс возобновился в 1986 г., когда был подписан Единый европейский акт (ЕЕА), где выдвигалась цель к 1993 г. обеспечить по всей Европе беспрепятственное дви- — теория, по которой правительство должно прежде всего и главным образом реагировать на прак тические нужды общества; предполага ет последовательную региональную ин теграцию по отдельным областям и та кими темпами, которые определялись бы самими государствами — участниками интеграционного процесса. Неофункционализм — вариант функ ционализма, исходящий из того, что ре гиональная интеграция в одной сфере порождает стремление к дальнейшей интеграции. жение товаров, услуг и людей («единый рынок»). В 1991 г. был заключен, в следующем году рати фицирован и в 1993 г. вошел в силу Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор), которым, собственно, и было ознаменовано рож дение ЕС. По договору, 15 членов ЕС (в 1981 г. сюда вошла Греция, в 1986 — Португалия и Ис пания, в 1995 г. — Австрия, Финляндия и Шве ция) взяли на себя обязательства двигаться в на правлении политического и денежного союза. Сердцевиной этой концепции было введение единой европейской валюты — евро: официаль но переход на евро состоялся в 1999 г., а в 2002 г. в обращение поступили банкноты и монеты но вой валюты. 186 II. Нации и глобализация К понятийному аппарату Принцип межгосударственности относит ся к любой форме взаимодействия между государствами как суверенными образова ниями, — на этой оси отношений они за ключают договоры и союзы, образуют лиги и конфедерации, такие, как Лига Наций и Европейское экономическое сообщество. Государственный суверенитет в данном слу чае сохраняется в полном объеме, посколь ку решения принимаются на основе консен суса, единодушия и согласия; каждое госу дарство при этом пользуется правом вето, по крайней мере в отношении тех вопросов, которые затрагивают его жизненно важные интересы. в отличие от этого, пред полагает наличие власти на более высоком уровне, нежели уровень национальных го сударств, — власти, решения которой при нимаются к исполнению. Такую ситуацию мы видим в международных федерациях, где суверенитет разделен между центральными и местными органами управления. ЕС, на пример, основан на синтезе межгосудар ственных и наднациональных элементов. При всем этом однозначно определить нынешний политический статус ЕС весьма и весьма непросто. Строго говоря, сегодня ЕС уже не является тем, чем при своем возник новении были Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество — конфедерацией независимых государств, дей ствующей на основе межправительственного принципа. Главную в данном случае пробле му — проблему национального суверенитета — государства-члены в свое время пытались разрешить в так называемом «Люксембургс ком компромиссе» 1966 г., когда была при нята практика единогласного голосования в Совете министров с предоставлением каждо му государству-члену права |