Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. Демократия 91

  • Общая воля

  • совещательной

  • Совещательная демократия

  • Плюралистический подход

  • Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова


    Скачать 41.99 Mb.
    НазваниеЭндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
    АнкорПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    Дата12.12.2017
    Размер41.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    ТипУчебник
    #10948
    страница18 из 88
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   88
    естественных прав
    (natural rights) человека, в частности его права на собственность. Если правитель­
    ство через налогообложение обладает властью экспроприировать ту или иную часть собственности, граждане со своей стороны вправе защищать себя через контроль над составом органа, принимающего решения о налогах, то есть законодательную власть. Иными словами, демократия стала означать систему «власти по соглаше­
    нию», функционирующую через представительную ассамблею. По современным понятиям, однако, самого Локка трудно назвать демократом, поскольку он пола-
    Естественные права — права, получен­
    ные от Бога, данные всем людям и пото­
    му неотъемлемые. гал, что политическим правом голоса должны быть наделены только владельцы собственнос­
    ти, ибо лишь они обладают теми естественными правами, которые, собственно, и могут ущем­
    ляться правительством. С более радикальным по-

    4. Демократия
    91
    ниманием о всеобщем избирательном праве выступили с конца XVIII в. такие тео­
    ретики утилитаризма, как Иеремия Бентам и Джеймс Милль (James Mill,
    1836).
    Утилитаризм в своем обосновании демократии тоже опирался на необходи­
    мость защиты или поддержки индивидуальных интересов. Бентам при этом посту­
    лировал, что коль скоро индивид стремится к удовольствиям и избегает страданий, всеобщее право голоса (под каковым в то время подразумевалось право взрослых мужчин) является единственным способом обеспечить «наибольшее счастье для наибольшего числа людей».
    Однако обоснование демократии принципом защиты индивида имеет важное, но далеко не решающее значение. Протективная концепция все же представляет собой ограниченную и непрямую форму демократии. Практически согласие (consent) управляемых здесь выражается посредством голосования на регулярных и состяза­
    тельных выборах, что и обеспечивает подотчетность обществу тех, кто управляет.
    Политическое равенство в данном случае, следовательно, понимается чисто техни­
    чески — как равенство избирательных прав. Более того, это прежде всего и глав­
    ным образом система конституционной демократии, функционирующая по опре­
    деленным формальным или неформальным правилам, ограничивающим власть правительства. Но если право голоса действительно есть средство защиты свободы личности, эта свобода должна быть также обеспечена строгим осуществлением прин­
    ципа разделения властей через формирование отдельно исполнительной, законода­
    тельной и судебной власти, а также через обеспечение основных прав и свобод человека — свободы слова, свободы передвижения и защиты от произвола. Протек­
    тивная демократия ориентирована на предоставление гражданам как можно более широкого круга возможностей жить как хочется. Здесь она очевиднейшим образом перекликается с принципами свободного капитализма и той концепцией, что имен­
    но индивида следует наделить максимальной ответственностью за свое экономичес­
    кое и социальное положение. По этим основаниям больше всего сторонников про­
    тективная демократия находила среди приверженцев классического либерализма, а в современной политике — «новых правых».
    Демократия развития
    Первоначальная теория демократии была более всего озабочена защитой прав и интересов личности, но вскоре в ней появился существенно новый акцент — ак­
    цент на развитии человека и общества. Новые концепции, возникшие в этом русле, сегодня можно отнести к модели, называемой демократией развития. Наиболее смелый для своего времени подход в данной области выдвинул Ж.-Ж. Руссо. Во многих отношениях идеи Руссо знаменовали собой решительный отказ от господ­
    ствовавшей либеральной концепции демократии, в дальнейшем им суждено будет оказать влияние как на марксистские, так и анархистские традиции, а еще позже — на «новых левых». Для Руссо демократия была средством, с помощью которого
    Согласие — санкция или разрешение; в политике обычно относится к призна­
    нию людьми верховной власти над со­
    бой и ее права руководить. люди обретают свободу или независимость в смысле «подчинения лишь тому закону, кото­
    рый каждый из нас предписывает сам себе».
    Граждане в его теории «свободны» лишь тогда, когда они самым прямым и постоянным обра-

    92
    I. Политические теории
    Жан-Жак Руссо
    Французский философ-моралист и политический мыслитель. Его идеи, возможно, оказали самое большое влияние на Французскую революцию. Руссо был самоучкой. Он родился в Женеве, в 1742 г. он переехал в Париж, где познакомился с основными деятелями французского Просвещения, особенно был дружен с Дидро. В его работах, касающихся образования, искусств, науки, литературы и философии, отражена вера в добродетельность «естественного че­
    ловека» и порочность «человека социального». Политическое уче­
    ние Руссо, кратко изложенное в «Эмиле»
    и получившее даль­
    нейшее развитие в «Общественном договоре» (1762), пропаганди­
    ровало идеи радикальной демократии, впоследствии повлиявшие на либеральную, социалистическую, анархистскую и, как некоторые считают, фашистскую мысль. В своей автобиографии «Исповедь»
    (1770) он с поразительной искренностью анализирует свой жизнен­
    ный путь и демонстрирует готовность признать свои ошибки и сла­
    бости. зом участвуют в делах сообщества. Руссо, таким образом, выходил за рамки того понимания демократии, которое сводит ее к выборам, и выдвигал идеал прямой демократии, совершенно радикальный для своего времени. Не случайно он под­
    верг самой жесткой критике ту систему выборов, что сложилась в Великобритании.
    В «Общественном договоре» (1762) он, например, писал:
    Полагая себя свободным, английский народ глубоко заблуждается; он свободен лишь тогда, когда избирает членов парламента; как только они оказываются избранными, люди попадают в рабство; это пустышка. Получая на краткий миг свободу, английский народ пользуется ею так, что заслуживает того, чтобы его этой свободы лишили.
    Однако в теории Руссо совершенно новым была его глубочайшая убежденность в том, что в конечном итоге свобода человека невозможна без его подчинения общей
    воле (general will). Он считал, что общая воля есть «истинная» воля каждого гражда­
    нина в противоположность его «частной», или эгоистической, воле. Подчиняясь об­
    щей воле, люди тем самым следуют своей собственной «истинной природе»: общая воля есть то, к чему стремился бы каждый человек, действуй он всегда бескорыстно.
    Руссо при этом имел в виду самую широкую демократию, для которой необходим весьма и весьма высокий уровень как политического, так и экономического разви­
    тия. Он не был сторонником общественной собственности, но при этом предлагал, чтобы «ни один гражданин не был настолько богат, чтобы купить другого человека, и ни один настолько беден, чтобы ему приходилось продавать себя».
    Теории Руссо помогли сформироваться одной современной идее, с которой в годах выступили теоретики «новых левых». Речь идет об «обществе участия» — обществе, в котором каждый гражданин имел бы полную свободу раз­
    вития через участие в решениях, определяющих его жизнь. Этого не достичь без открытости, по­
    дотчетности и децентрализации главных обще­
    ственных институтов — семьи, рабочего места и местного сообщества, а вместе с тем и полити­
    ческих институтов — партий, групп интересов и
    Общая воля — подлинные интересы коллектива, синоним термина «общее благо»; воля всех соблюдается при том условии, что каждый человек действует бескорыстно.

    4. Демократия
    93
    Владимир Ильич Ленин (1870—1924)
    Русский теоретик марксизма и революционер. Будучи лидером боль­
    шевиков, Ленин стал идейным вдохновителем Октябрьской револю­
    ции 1917 г., а затем первым главой СССР. Его вклад в марксистскую концепцию выразился в теории «партии как авангарда революцион­
    ного движения» («Что делать», 1902), анализе колониализма как эко­
    номического феномена («Империализм как высшая стадия развития капитализма», 1916) и убежденности в необходимости «революцион­
    ного перехода к социализму» («Государство и революция», 1917). Слава
    Ленина тесно связана с последующим развитием советской истории.
    Одни склонны видеть в нем предтечу сталинистских гонений, другие
    — критика бюрократии и активного сторонника дебатов и дискуссий. законодательных органов. В основе этой модели лежит концепция «низовой» де­
    мократии, или, как ее еще называют, «демократии корней травы»: идея здесь зак­
    лючается в том, что политическая власть должна восходить снизу вверх и при этом с максимально низкого уровня. Однако теория Руссо подвергается критике на том основании, что «истинная» воля граждан совершенно оторвана от их «мнимой», или чисто субъективной воли. Опасность здесь и впрямь заключается в том, что поскольку общую волю нельзя определить, опросив граждан об их желаниях (ибо ими может руководить элементарный эгоизм), то появляется возможность опреде­
    лить эту волю сверху; и совершенно нельзя исключать, что на практике бывает не сделает диктатор, вообразивший себя носителем «истинных» интересов общества.
    Именно поэтому иногда в Руссо видят провозвестника так называемой тоталитар­
    ной демократии
    1952).
    Концепция развивающей демократии имела и более умеренный вариант, во многом сопряженный с либеральной моделью представительного правительства.
    Ее основополагающие элементы были сформулированы еще Джоном Стюартом
    Миллем (см. с. 56). Главное достоинство демократии Милль усматривал в том, что она способствует «наивысшему и гармоничному» развитию способностей человека.
    Участие в политической жизни повышает уровень сознания граждан и воспитывает их чувства, словом, развивает их. Демократия здесь предстает как своего рода обра­
    зование. Поэтому Милль призывал к расширению сферы участия граждан в поли­
    тике, считая, что право голоса должно быть предоставлено всем людям, кроме неграмотных. Избирательное право — радикальнейшую для того времени идею — он распространял и на женщин. Важное место в его теории занимала и местная власть, сильная и независимая, дабы больше людей исполняли те или иные долж­
    ности.
    Милль, как и другие либералы, осознавал и опасности демократии. Правда, в отличие от основных представителей либеральной мысли он совершенно не при­
    знавал идеи формального политического равенства. Так же, как в свое время Пла­
    он не считал, что все мнения в мире политики имеют одинаковое достоинство.
    Отсюда его предложение ввести множественное голосование — такую систему, при которой неквалифицированный работник имел бы один голос, квалифицирован­
    ный — два, а выпускник колледжа и ученый — пять или шесть голосов. Но у
    Милля были в данном случае и более серьезные сомнения, идущие от извечного

    9 4
    Политические теории
    страха либералов перед тем, что Алексис де Токвилль (см. с. 274) в знаменитой своей фразе назвал «тиранией большинства». Демократия в этом воззрении всегда несет в себе опасность того, что права меньшинства и свобода личности могут быть принесены в жертву идее народа, что свобода дискуссии, критика, духовная жизнь вообще — все это может быть принесено в жертву некоей воле большинства, и тогда воцарится однообразие и скучный конформизм. Большинство ведь не всегда право; истина не выясняется процедурой поднятия руки при голосовании. Милль поэтому всячески поддерживал идею совещательной (deliberative democracy), или парламентской, демократии.
    Народная демократия
    Термин «народная демократия» идет от тех ортодоксальных коммунистических режимов, что создавались по советскому образцу после Второй мировой войны.
    Мы, однако, будем применять его в более широком смысле, относя сюда самые различные модели демократии, порожденные марксистской традицией. Их немало, и все они находятся в разительном контрасте с более распространенными либе­
    рально-демократическими моделями. Марксисты, как известно, всегда отмахива­
    лись от либеральной, или парламентской, демократии, видя в ней не более чем форму «буржуазного», «капиталистического» правления. К понятию или идеалу демократии они тем не менее обратились потому, что в них присутствует идея равенства. «Демократия» здесь означала социальное равенство, выстроенное на обоб­
    ществлении собственности («общественная демократия», как марксизм изначально понимал этот вопрос), что надлежало отличать от «политической» демократии видимости, фасада равенства.
    Маркс был убежден в том, что достаточно свергнуть капитализм и демократия рано или поздно восторжествует. Правда, до настоящего коммунизма будет еще далеко, поскольку потребуется так называемый переходный период с характерной для него «революционной диктатурой пролетариата». Так в конце концов на смену
    «буржуазной» демократии придет совершенно новая система «пролетарской» де­
    мократии. Маркс не вдавался в детали того, как может быть организовано это переходное общество, но в общих чертах его понимание вопроса видно из того восхищения, которое в нем вызвала Парижская Коммуна 1871 г. — весьма кратко­
    временный эксперимент, по смыслу близкий прямой демократии. Дальнейшую пер­
    спективу он понимал так: с преодолением классового антагонизма и окончатель­
    ным построением коммунистического общества пролетарское государство попрос­
    ту «отомрет». С ним вместе уйдет в прошлое необходимость в правительстве, зако­
    нах и даже политике как таковой, — по сути дела, все это распространяется и на демократию.
    Но еще более чем Марксу модель демократии, реализованная в коммунисти­
    ческих государствах в XX веке, обязана В.И. Ленину. Лозунг Ленина в 1917 г. «Вся власть Советам рабочих, солдат и матросов» зву­
    чал, конечно, в духе демократии коммуны, но на практике власть здесь очень скоро перешла в руки партии большевиков, в дальнейшем пере­
    именованной в Коммунистическую партию. По
    Совещательная демократия — демо­
    кратическое правление, уделяющее осо­
    бое внимание дискуссиям и дебатам, что помогает выявить интересы общества.

    4. Демократия
    95
    К понятийному аппарату
    Парламентарная демократия — это форма демократии, предполагающая косвенную связь меж­
    ду властями и гражданами через избранное народом законодательное собрание. В этом случае демократия по существу означает ответственное и представительное правительство. Парламен­
    тарная демократия, таким образом, уравновешивает участие в политической жизни народа влас­
    тью элиты: правительство подотчетно не непосредственно обществу, а его избранным представи­
    телям. Положительное качество такой системы заключается в том, что представители, в силу сво­
    ей образованности и иных качеств, способны лучше, чем сами граждане, определить их жизнен­
    ные интересы. В своей классической форме, связанной с идеями Дж. Ст.
    и Бёрка, парла­
    ментарная демократия предполагает обязанность парламентариев заботиться прежде всего об интересах своих избирателей. В своем нынешнем виде партийная политика основывается на иде­
    ях не только парламентарной, но и мандатной демократии.
    Ленину, то был «авангард рабочего класса», вооруженный марксизмом и потому способный понять подлинные интересы пролетариата и направлять рабочий класс ко все более полному раскрытию его революционного потенциала. Эта теория ста­
    ла краеугольным камнем «ленинской демократии» в СССР и была затем принята всеми ортодоксальными коммунистическими режимами как одно из центральных положений марксизма-ленинизма. Сегодня мы знаем главную слабость этой систе­
    мы: Ленин не предусмотрел для нее никакого контроля в отношении власти Ком­
    мунистической партии (и в особенности ее лидеров), равно как и не сделал ее сколько-нибудь действительно ответственной и подотчетной рабочему классу. Пе­
    рефразируя вопрос Аристотеля Платону, здесь можно было бы сказать: «Кто будет сторожить стражей — Коммунистическую партию?».
    Ш Демократия на практике: точки зрения
    Хотя дискуссия о достоинствах тех или иных форм демократии отнюдь не за­
    кончена, сегодня больше спорят о другом — о том, как демократия работает на практике, какой смысл следует вкладывать в понятие «демократизация». При этом речь идет преимущественно об одной модели демократии, так или иначе признан­
    ной во всем мире, — модели либеральной демократии. Хотя внутри этой традиции есть свои противоречия, в общем ей свойственны следующие черты:
    • либеральная демократия — это форма непрямой и представительной демокра­
    тии; власть здесь получают те, кто одержал победу на выборах; выборы осно­
    ваны на принципе формального политического равенства всех граждан;
    • модель основана на состязательности, в ней все определяется выбором изби­
    рателя, для общества же характерен Политический плюрализм, толерантность по отношению к самым разным взглядам и наличие самого широкого круга социальных философий и конкурирующих между собой политических дви­
    жений и партий;
    • государство и гражданское общество строго отделены друг от друга: общество складывается из независимых социальных групп и организовано на принци­
    пах рыночной, то есть капиталистической, экономики.

    96
    I. Политические теории
    Есть в отношении либеральной демократии и свои вопросы. Скажем, обеспе­
    чивает ли эта модель действительно эффективное рассредоточение политической власти? Чем в конечном счете демократические процессы оборачиваются для об­
    щества — выигрышем или проигрышем? Совместимо ли политическое равенство с экономическим неравенством? Разные теоретики по-разному отвечают на эти воп­
    росы. По тому, какие предлагаются ответы, можно выделить следующие основные подходы:
    • плюрализм

    • корпоративизм
    • «новые правые»
    • марксизм
    Плюралистический подход
    Плюралистические идеи восходят к политической филосо­
    фии, в частности, к работам Локка и
    (см. с. 386). Более систематичес­
    кую форму, однако, им впервые придал Джеймс Мэдисон (James Madison) (см. с. 396) в тех статьях, что им печатались в газете «Федералист» (The Federalist Paper).
    Размышляя о превращении Америки из конфедерации штатов, слабо связанных между собой, в единую федерацию, Мэдисон более всего опасался «раздрая» внут­
    ри страны. Как и большинство либералов он считал, что при бесконтрольном раз­
    витии демократических тенденций стране грозит «правление большинства», попра­
    ние прав личности и экспроприация собственности во имя народа. Сам он, однако, привнес в эту дискуссию особую тему — тему множественности интересов и много­
    образия групп в обществе, а также ту мысль, что если всем этим группам не предо­
    ставить права политического голоса, стабильности и порядка в обществе не будет.
    Мэдисон поэтому настаивал на «разделении власти» в соответствии с принципами независимости ее ветвей,
    парламента (bicameralism) и федерализма, дабы все и всякие группы интересов могли быть услышаны. Возникшая в результа­
    те система власти, представляющая по сути меньшинство страны, и стала тем, что называется «мэдисоновской демократией». Констатируя разнообразие и множествен­
    ность интересов в обществе и настаивая на том, что это многообразие есть явление совершенно здоровое, Мэдисон по сути первым сформулировал принципы плюра­
    лизма.
    Сегодня наиболее влиятельным представителем теории политического плюра­
    лизма является Роберт Даль
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   88


    написать администратору сайта