Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
Скачать 41.99 Mb.
|
Третий путь Термин «третий путь» не вполне точен и в принципе открыт самым разным толкованиям. Объясняется это тем, что с самого начала движение опиралось на различные идеологические традиции — новейший либерализм, консервативный принцип «единой нации», осовремененную социал-демократию, а концепции «тре тьего пути» выдвигались в разных странах и разными политическими силами — «новыми демократами» и Б. Клинтоном (В. Clinton) в США, «новыми лейбориста- 3. Политические идеологии 73 ми» и Т. Блэром (Т. Blair) в Великобритании, а также рядом теоретиков в таких странах, как Германия, Голландия, Италия и Новая Зеландия. Тем не менее в складывающейся идеологии можно выделить некоторые общие темы. Здесь, во- первых, царит убеждение в том, что все и всякие системы, выстроенные «сверху- вниз» и склонные к сколько-нибудь широкому государственному вмешательству, особенно социалистические, полностью исчерпали свои возможности; отныне нет альтернативы тому, что в § 4 Устава Лейбористской партии Великобритании, пере смотренного в 1995 г., определено как «динамичная рыночная экономика». Этому соответствует и признание того, что в мире усиливается глобализация, а капита лизм трансформировался в «экономику знания», основанную на информационных технологиях и поощряющую индивидуальную подготовку и мобильность как рабо чей силы, так и предпринимательства в целом. В противоположность неолибера лизму идеология «третьего пути» признает государство жизненно важной экономи ческой и социальной силой, с той оговоркой, что роль государства сегодня заклю чается главным образом в том, чтобы содействовать международной конкуренто способности национальной экономики через развитие образования и систем про фессиональной подготовки, а также сдерживать глобальную рыночную стихию ук реплением местных сообществ и гражданского общества в целом. В этой связи «политика третьего пути» предстает как разновидность либерального коммунита- ризма; декларируемый ею «новый индивидуализм» требует баланса между правами человека и предпринимательством (entrepreneuralism), с одной стороны, и принци пами общественного долга и моральной ответственности, — с другой. Наконец, еще одной особенностью идеологии «третьего пути» является ее отказ от какого бы то ни было эгалитаризма (который в современном понимании равно значен «уравниловке») и декларирование приверженности принципу равных воз можностей и меритократии. Однако политические деятели этой ориентации видят необходимость в социальных реформах, но отнюдь не для того, чтобы «поддержи вать людей от колыбели до могилы»: выдвигается вполне современно звучащий либеральный лозунг «помочь людям так, чтобы они могли помочь себе». Склады вается целостная доктрина «государства всеобщей работы», где правительственная поддержка, будь то льготы или стипендии для образования, должна быть обеспече- • Другие идеологические традиции Фашизм Либерализм, консерватизм и социализм ведут свою историю от XIX в., а фа шизм является порождением XX в., даже не века, а периода между двумя мировы ми войнами. Какие-то отдельные элементы фашистской идеологии проявлялись Предпринимательство — ценности и практическая деятельность, связанная с коммерческим риском и ориентирован ная на прибыль . на только тем людям, которые сами ищут дело и полагаются лишь на самих себя. У этой идеоло гии нашлись и критики, указывающие на то, что такой подход чрезвычайно противоречив и разрешить эти противоречия на практике очень трудно или даже невозможно. 74 Политические теории Адольф Гитлер Немецкий нацистский диктатор. Сын австрийского таможен ника. В 1919 г. вступил в члены Немецкой рабочей партии (поз же принявшей название Национал-социалистической партия труда (НСДАП), или нацистской партии) и в 1921 г. возглавил ее. В 1933 г. он был назначен канцлером Германии и через год, когда ему уже вполне удалось установить диктатуру од ной партии, провозгласил себя фюрером (т.е. вождем). Осно вой мировоззрения Гитлера, изложенного в («Моя борьба», 1925), была попытка слить в одну «историческую те орию» немецкий национализм экспансионистского толка и ярый антисемитизм: теория эта предстала как изображение вечной борьбы между немцами и евреями, воплощавшими в себе со ответственно силы добра и зла. Политика Гитлера привела к началу Второй мировой войны и уже в конце XIX столетия, но воедино они слились под воздействием Первой ми ровой войны и ее последствий, особенно той взрывоопасной смеси войны и рево люции, которую принес с собой этот период. Двумя главными порождениями этого движения была фашистская диктатура Муссолини в Италии в 1922—1943 годах и нацистская диктатура Гитлера в Германии в 1933—1945 годах. Отдельные рециди вы неофашизма и неонацизма нет-нет да всплывали на поверхность и в конце XX века, порождаемые то экономическими кризисами, то политической неста бильностью. В свое время фашизм оформился в известном смысле как протест против тех идей и ценностей, что доминировали в западной политической мысли со времен Французской революции — как гласил один лозунг итальянского фашизма, «1789 год мертв». Рационализм, прогресс, свобода, равенство — все это разом было отринуто во имя борьбы, гегемонии, вождизма, власти, героики и войны. В фашизме, таким образом, присутствует мощное «анти», в основном к тому, чего он не принимает. Фашизм — это, следовательно, разновидность антикапитализма, антилиберализма, антииндивидуализма, антикоммунизма и т.д. Тем не менее в нем можно выделить одну центральную тему — картину органически единой нации, порыв к которой, например, звучит в лозунге «сила через единство». Индивид в этой картине бук вально ничего не значит: ему надлежит раствориться в коллективе, группе, сообще стве. Фашистский идеал — это «новый человек», это герой с чувством долга, чести, самоотверженности, готовый по одному слову фюрера пожертвовать жизнью ради славы своей нации или расы. Внутри самого движения, однако, были свои разли чия. Итальянский фашизм, скажем, тяготел к крайним формам этатизма и предпо лагал безусловную лояльность по отношению к тоталитарному государству. Как выразился фашистский философ Жентиль (Gentile, 1875—1944), «все для государ ства, ничего против государства, ничего вне государства». Германский национал- социализм, со своей стороны, складывался преимущественно на базе расизма — арийства (убеждения в том, что немцы составляют «высшую расу» и самой судьбой (от греч. — сожженный целиком) — гибель значительной части европейского населения Европы (свыше 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения их нацистами в годы Второй мировой войны. (Прим. пер.) 3. Политические идеологии 75 предназначены для мирового господства) и зоологического антисемитизма, когда евреев представляли заведомым злом, подлежащим искоренению. Анархизм Среди политических идеологий анархизм уникален в одном отношении — ни одна анархистская партия нигде и никогда в мире не пришла к власти. Тем не менее анархизм являл собой вполне влиятельное движение. Например, в Испании, Франции, России и Мексике вплоть до начала XX в., анархизм как идеология и по сей день занимает свое место в политической дискуссии как антитеза тем традици онным убеждениям, что общество невозможно без закона, правительства и госу дарства. Главная тема анархизма — неприятие политической власти во всех ее про явлениях, особенно в виде государства («анархия» буквально означает «безвлас Анархисты говорят о безгосударственном обществе, в котором люди сами разрешали бы свои проблемы, свободно договариваясь и сотрудничая друг с дру гом. Интересно, однако, что эта идеология в свое время развивалась под влиянием двух соперничающих традиций — либерального индивидуализма и социалистичес кого коммунитаризма. Анархизм, таким образом, представляет собой нечто сред нее между либерализмом и социализмом — «ультралиберализм» и «ультрасоциа лизм» в одном лице. Если либеральная критика государства зиждется на индивидуализме и требова нии расширить пределы личной свободы, теоретики анархизма, такие, например, как Вильям Годвин (William Godwin, 1756—1836), заведомо отказывали государству в каком бы то ни было доверии, приписывая ему лишь способность осуществлять бессмысленное принуждение там, где свободные и здравомыслящие люди могут во всем разобраться и без него. Анархизм современного типа апеллирует к рынку, пытаясь на его основе показать, как может развиваться общество в отсутствие госу дарственной власти, — своего рода «анархокапитализм», ориентированный на край ние формы экономики свободного рынка. Более популярная анархистская тради ция, однако, опиралась на социалистические идеи, такие, как коллектив, сообще ство, сотрудничество, равенство и общественная собственность: расчет здесь всегда делался на способность людей к солидарности, идущую от общественной природы человека и его естественной склонности к сотрудничеству. На этой основе, напри мер, французский анархист Пьер-Жозеф Прудон (Pierre-Joseph (см. с. 201) пытался обосновать концепцию «взаимодеятельности», рисуя картину не больших сообществ крестьян и ремесленников, разрешающих свои дела на основе чест-ного и равного обмена и тем самым остающихся на спасительном расстоянии от капиталистической эксплуатации. Другому известному анархисту, русскому тео ретику Петру Кропоткину принадлежит теория анархокоммунизма с такими главными принципами, как общественная собственность, децентрализация и самоуправление. Феминизм Хотя идеи феминистского толка мы можем найти уже в древнем Китае, ника кой теории в этой области не было, пока в 1792 г. не появилась книга Мэри Воллс- Wollstonecraft) «Заявление о правах женщин» of 76 Политические теории Мэри Воллстоункрафт Английский социальный философ. Находясь под сильнейшим влия нием радикально-демократических идей Руссо, Воллстоункрафт пер вой выступила с систематической критикой социальных порядков с позиций феминизма - за 50 лет до возникновения движения суфра жисток. Ее самая значительная работа «Защита прав женщин» (1792) несет на себе отпечаток либеральной философии Локка; в ней на ос нове идеи «неповторимости и уникальности личности» доказывалась необходимость предоставления женщинам равных с мужчинами прав, особенно права на образование. Кроме того, работа несла в себе куда более сложный анализ собственно женских проблем - анализ, во многом предвосхитивший современный феминизм. Была замужем за анархистом Уильямом Годвином; ее дочь Мэри Шелли — автор знаменитого «Франкенштейна». Women). Более широкой аудитории феминистская идея достигла в годах, когда в ряде западных стран развернулось движение суфражисток 1 , требовав ших предоставления женщинам избирательных прав, — так называемая «первая волна феминизма». После того как в начале XX в. избирательные права женщинам в западных стран, наконец, были предоставлены, женское движение на какое-то время осталось без ясной цели и организующего принципа. В 1960-х годах, однако, поднялась «вторая волна феминизма». В ней выразились более ради кальные и подчас даже революционные требования растущего движения за поли тическую эмансипацию женщины. Сегодня мы видим перед собой множество фе министских идей и теорий, но в них можно выделить и объединяющее начало — стремление усилить общественную роль женщины. Через весь феминизм красной нитью проходит идея о том, что обществу присуще принципиальное неравенство между полами и что эта система господства мужчины над женщиной может и дол жна быть преодолена. Выделяются по меньшей мере три различные феминистские традиции. Феми низм либеральной ориентации, представленный такими именами, как Мэри Вол лстоункрафт и Бетти Фриден (Betty Friedan) (см. с. 354), усматривал проблему жен щины в том, что общество предоставляет ей куда меньше прав и возможностей, чем мужчине. Движение за равенство прав приняло реформистский характер: речь шла о реформе всей «публичной сферы», дабы повысить политический и правовой статус женщины, расширить ее возможности получить образование и сделать карь еру. О перестройке «частной», домашней, жизни речи пока не шло. Центральной темой феминизма социалистического толка было положение женщины в рамках капиталистической системы производства. Он указывал на то, что женщина при кована к семейному или домашнему хозяйству и тем самым освобождает мужчину- работника от бремени домашнего труда, и при этом они растят и воспитывают следующее поколение работников для капиталистической фабрики, являющееся по сути резервной армией труда. Суфражистки (от англ. Suffrage — избирательное право) — участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав во второй половине начале XX в. в Великобритании, США и других странах (Прим. пер). 3. Политические идеологии 77 Но самой заметной чертой «феминизма второй волны» стало возникновение феми нистской критики, никак не связанной с обычными идеологиями, — радикального фе минизма. Феминизм радикального толка убежден в том, что различия по полу суть наиболее глубокий и политически значимый водораздел в обществе. Все общества, пре жние и нынешние, по этому воззрению, ха рактеризуются патриархией — системой, ко торая позволяет, по выражению Кэйт Мил- лет (Kate Millett, 1969), «одной половине че ловечества — мужчинам — держать в узде дру гую половину — женщин». Радикальный фе минизм провозглашает необходимость свое го рода сексуальной революции — револю ции, которая, помимо прочего, перестроит не только политическую, но и личную, домаш нюю и семейную жизнь. Характерный лозунг радикального феминизма — «личное есть по литическое». Дело, однако, не доходит до того, чтобы видеть в мужчине «врага», — лишь в самых крайних своих формах радикальный феминизм призывает женщин совершенно «удалиться от мужского общества». К понятийному аппарату Экология (от греч. (дом) и logos (на ука); буквально «изучение дома») — наука, занимающаяся изучением взаимоотношений между живыми организмами и средой их обитания. В центре ее внимания — система отношений, поддерживающих все живое на земле, внутренние взаимосвязи природы. Под экологией (термин введен Эрнстом Гек- келем в 1873 г.) также понимается научная дисциплина, дескриптивный и даже этичес кий принцип. Экологизм — это политическая доктрина или идеология, в основе которой лежат экологи ческие понятия, прежде всего идея связи меж ду человечеством и миром природы: человек в этой картине является частью природы, а не ее «господином» или «хозяином». Иногда так же говорят об отличая его от предполагается, что экологизм исходит из перспективы, а энвайронмен- тализм — из идеи сохранения природы. Хотя экологизм обычно понимается как совершенно новая идеология, связан ная с возникновением экологического, или зеленого, движения в конце XX в., его корни можно видеть уже в тех возмущениях против промышленной революции, что имели место в XIX в. Главное в этой идеологии — озабоченность тем ущербом, который современная экономика наносит природной среде, особенно такими опас ными факторами, появившимися во второй половине XX века, как ядерное ору жие, кислотные дожди, истощение озонового слоя, глобальное потепление и дру гие; к этому добавляется беспокойство по поводу ухудшения качества жизни и вообще перспектив человечества. Подчас эти настроения получают выражение че рез традиционные идеологии. Так, говорят об объясняющем унич тожение природной среды ненасытной жаждой капитализма к прибыли; экокон- серватизме, связывающем дело сохранения природных ресурсов с сохранением тра диционных ценностей и институтов; наконец, об экофеминизме, все объясняющем господством мужчины — существа менее чутко го к природным процессам и миру природы во обще, чем женщина. Особую остроту экологизму придает то, что он несет в себе принципиальную альтернативу тому (anthropocentric) (ори- — воззрение, соглас но которому человек со своими интере сами и потребностями есть центр мироз дания, — позиция, противоположная эко- центризму. 78 Политические теории ентированному на человека) подходу, кото рый характерен для всех иных идеологий: здесь нет того сугубо потребительского отно шения к природе, при которой она рассмат ривается не более как всегда доступный ре зерв для удовлетворения потребностей чело века. Напротив, придавая сугубую важность сохранению природной среды, экологизм раз вивается как экоцентричное мировоззрение, воспринимающее человеческий род как ма лую частью природы. Одна из самых попу лярных в этом отношении теорий — концеп ция «Геи» Джеймса Лавлока (James Lovelock, 1979), где планета Земля понимается как еди ный большой организм, работающий на са мосохранение. Широкую популярность при обрели также восточные религии с их прин ципом единства всего живого: даосизм и дзен- буддизм. При этом экологисты делятся на «светлозеленых», возлагающих основные на дежды на то, что призывы к здравому смыс лу и чувству самосохранения в конце концов убедят человечество перейти на позиции эко логически здравой политики и образа жиз ни, и «темнозеленых», стоящих на том, что Религиозный фундаментализм Религия и политика пересекаются во многих областях и не в последнюю оче редь там, где действуют главные идеологические традиции. Так, скажем, этический социализм всегда опирался на определенные религиозные воззрения, что привело к становлению христианского социализма, исламского социализма и т.д. Протес тантизм в свое время послужил становлению этики личной ответственности инди вида, получившей затем политическое развитие в классическом либерализме. Фун даментализм же трактует политику и все вообще стороны жизни человека и обще ства как вторичные по отношению к «данной свыше истине» религиозных докт рин. С этой точки зрения, политическая и социальная жизнь должны быть органи зованы на главнейших или изначально данных религиозных принципах, что обыч но сопровождается верой в буквальную истинность священных текстов. Поскольку таковые принципы принимают форму целостных мировоззрений, о фундамента лизме вполне можно говорить как об идеологии. К понятийному аппарату |