Ермаков, Якунин. Основы тифлопедагогики. Ермаков В. П., Якунин Г. А
Скачать 1.35 Mb.
|
Глава 3 Обучение специальной графике Общее понятие о специальной графике Специальная графика Д графика, преобразованная для слепых и слабовидящих, удовлетворяющая их потребности в различных видах деятель- ности. По способам выполнения она предназначена для тактильного, зритель- но-тактильного и зрительного восприятия. Ею могут пользоваться слепые и слабовидящие. Широкое использование графических изображений в учебно- воспитательном процессе и трудовой деятельности позволяет слепым и слабо- видящим приобщиться к научному познанию, художественному и социальному опыту, техническому творчеству и различным видам труда. Графика выполняет в жизни слепых и слабовидящих ряд важнейших функций, основными из которых являются: познавательная, воспитательная, коррекционно-развивающая, информационная, коммуникативная, профессио- нальная, гедонистическая. Познавательная функция графики Графика Д важное средство отражения действительности. С ее помо- щью передается форма предметов, раскрываются процессы и явления окру- жающей действительности. Познавательная информация, содержащаяся в гра- фике, существенно пополняет знания слепых и слабовидящих в сфере науки, культуры, техники. С помощью изображений они проникают в суть вещей и явлений, схватывают и <опредмечивают> внутренние, скрытые от непосредст- венного восприятия свойства предметов, процессы и явления. Рисунки, чертежи, схемы, графики и т. п. выполняют различные функции. В рисунке отображаются форма, цвет, фактура, пространственная структура предмета; в чертеже Д форма, пространственные свойства и технологические данные на обработку детали; в схемах выражается система функциональных связей деталей, узлов и блоков; на картах представляются данные, характери- зующие физико-географические, социально-экономические, исторические яв- ления и т. п. Кроме того, например, рисунок предмета существенно отличается от выполненного в ортогональной проекции чертежа детали; в свою очередь рисунок и чертеж отличаются от схемы, изображающей механические устрой- ства, электротехнические и радиотехнические установки. Правила построения и функционирования изображений выбираются и за- даются людьми в процессе целесообразной деятельности. В каждом конкрет- ном случае применяются определенные правила построения изображений, что обеспечивает высокую эффективность их использования в естественнонауч- ном, социальном и художественно-эстетическом познании, творческой и тру- довой сферах. Один из ведущих специалистов в области искусствоведения Н.А. Хренов отмечает: <Мы сейчас так привыкли к изображению, что мгновенно схватываем его смысл. Между тем было время, когда прочитывание изображения (даже са- мого простейшего) представляло трудности>1. При этом он подчеркивает, что все виды изображений обладают свойствами знаковой системы, вот почему их восприятию и пониманию надо учиться. Для преодоления стихийного подхода к процессу овладения графикой в дошкольных учреждениях и школах для слепых и слабовидящих детей введены специальные занятия по обучению их чтению и выполнению изображений. Обучение чтению изображений преследует цель научить детей представ- лять по изображениям предметы, процессы и явления, понимать и уметь выра- жать с помощью изобразительных средств их суть, общее и внутреннее строе- ние. Это способствует использованию графических знаний и умений в позна- нии, социальной коммуникации и трудовой деятельности слабовидящих и сле- пых. Воспитательная функция графики Воспитательная функция графики Д одна из важнейших. Огромная эмо- ционально-действенная сила, которой обладают произведения графики, способ- ствует формированию личности. Графика учит познавать и понимать прекрас- ное, помогает раскрытию положительных сторон окружающего мира. До настоящего времени в процессе обучения графике слепых и слабови- дящих главное внимание уделялось овладению ее содержанием. Однако не ме- нее важное значение имеет творческое отношение к ней. Различия между вида- ми графики и их привлекательностью не должны исключать такого отношения к применению графики в разнообразных видах деятельности. В пробуждении у личности внутренней потребности в активном творчестве во всех сферах дея- тельности велика роль эстетической культуры, развивающей возможности лич- ности, стимулирующей творческий подход к явлениям жизни для преобразова- ния ее по законам красоты. В обучении слабовидящих и слепых специальной графике превалирует по- знавательная сторона и мало представлена чувственно-эмоциональная, эстети- ческая. Считалось, что слепым и слабовидящим трудно передать эстетическое содержание графики. Исследования и наблюдения показывают, что позитивное отношение слепых и слабовидящих к ритмической стройности формы, цвету, различным способам выполнения изображений оказывает большое влияние на познание окружающей действительности. Слабовидящие и слепые в связи с различными способами восприятия ок- ружающего мира не в одинаковой степени способны к эстетической оценке объектов графической деятельности. Воспитательное воздействие специальной графики на слабовидящих и слепых значительно меньше воздействия обычной графики на зрячих. Объясняется это снижением ее художественных возможно- стей. Слабовидящие и слепые должны быть приобщены ко всем доступным им сферам жизнедеятельности, в том числе и к сфере искусства. Это способствова- ло бы эстетическому воспитанию лиц с нарушением зрения, развитию у них художественного мышления, обогащению эмоционального восприятия. Сейчас в дошкольных учреждениях и школах не используются многие графические произведения в связи с отсутствием у работников этих учреждений представле- ний об их ценности в эстетическом воспитании детей. Естественно, что у сла- бовидящих и слепых, которым рассказывается о графическом произведении, целостный и тем более художественный образ не формируется. Для понимания и эстетической оценки произведения они должны быть подготовлены, т. е. должны обладать определенным запасом знаний, иметь понятия о содержа- тельных элементах прекрасного и развитое эстетическое восприятие. Эстетическое восприятие изобразительной формы слепыми и слабовидя- щими детьми изучено сравнительно мало. Исследования, касающиеся воспри- ятия ребенком изобразительной наглядности, рассматривают обычно вопрос со стороны понимания им лишь содержания картинки. Вопрос же об эстетическом восприятии изобразительной формы в единстве с содержанием в исследова- тельской литературе не затронут. Между тем наблюдения показывают, что по- ложительное отношение ребенка к ритмической стройности формы, цвету, раз- личным способам и характеру изображения предмета на картинке оказывает большое влияние и на смысловую сторону восприятия. Слепые и слабовидящие оказались в разной степени способными к эстети- ческой оценке изображений. Слабовидящие и слепые ученики I-IV классов на- ходятся на более низкой стадии эстетического развития, чем нормальновидя- щие. Эта стадия характеризуется невысоким уровнем чувственно- эмоциональной реакции на воспринимаемое. У детей практически отсутствуют эмоционально-эстетические предпочтения, умение самостоятельно определять эстетическое в воспринимаемых объектах. Их эстетические оценки часто явля- ются повторением оценок учителей, воспитателей, родителей, что связано, как правило, с отсутствием знаний о приемах и способах построения изображений, с неумением выделять, сравнивать, анализировать, обобщать определенные признаки и свойства предметов. Успешность выполнения заданий по выделе- нию содержательных элементов эстетического в изображениях (пластики, рит- ма, симметрии) и передаче их в предметах практической деятельности у слабо- видящих и слепых ниже, чем у нормальновидящих. На более высокой стадии эстетического развития находятся слабовидящие и слепые учащиеся V-VIII классов. Это связано с обучением изобразительному искусству, посещением музеев, выставок, с выполнением различных поделок на предметных уроках. Учащиеся начинают самостоятельно находить содержа- тельные элементы эстетического в предметах и соответствующих им изобра- жениях. У них проявляется определенная познавательно-творческая актив- ность, особенно в тех случаях, когда сформирован интерес к занятиям и выра- ботана целевая установка. Их часто привлекают ярко выраженные свойства изображений и предметов. У учащихся IX-XI классов значительно повышается уровень эстетического развития. Этот этап развития характеризуется выраженной чувственно- эмоциональной реакцией на воспринимаемое, умением выделять основные признаки и свойства предмета окружающей действительности, выбирать прие- мы и способы передачи симметрии, пластики, ритмики, цвета в изображениях и объектах предметно-практической деятельности. У учащихся проявляется ин- терес к декоративно-прикладным видам искусства, они начинают осознавать роль художественного творчества в практической деятельности. В результате исследований были выявлены элементы эстетического выражения, доступные детям и вызывающие положительную эстетическую оценку. Так, большинство слабовидящих детей отдает предпочтение цветным изображениям (73%), тогда как линейным Д только 10% детей, контурным с точечным заполнением Д 7% и силуэтным Д 6%. Цвет в изображениях выступает не только как информативный фактор, но и как фактор направленного психического воздействия на ребенка. У детей с нарушением зрения цвет вызывает определенные эстетические переживания: радость, волнение, напряженность. Замечено, что дети дошкольного и раннего школьного возраста предпочитают теплую гамму цветов, что свидетельствует о наличии у слабовидящих детей ассоциативной связи с теплым. По-видимому, здесь проявляется естественное стремление ребенка к теплу, стимулирующему развитие. Информационная и коммуникативная функция графики Графика относится к знаковым системам, является носителем информации и специфическим каналом связи. Как всякая знаковая система, графика имеет свой исторически обусловленный код и свою систему условностей. Графические знаки используются для передачи, хранения и преобразова- ния информации. Представление о графическом знаке прежде всего как о мате- риально, чувственно воспринимаемом обозначении, замещающем другие пред- меты, общепризнанно. К графическим знакам относятся рисунки, чертежи, схемы, обозначения на географических и исторических картах и др. Они имеют познавательную, эстетическую и практическую ценность. Информативные возможности графических знаков довольно широки и в ряде случаев превосходят возможности обычных словесных средств. Знаковые средства наиболее эффективно используются в тех случаях, когда с помощью речи не удается достаточно полно описать предметы и явления окружающей действительности. Наиболее трудно поддаются описанию с помощью звуковой речи пространственные свойства предметов, цвет и цветовые отношения, про- цессы и явления в химии, биологии, технике. Графические знаки позволяют пе- редавать указанные свойства связи и отношения с высокой степенью точности и в короткий промежуток времени. Вместе с тем слабовидящие и слепые ощущают значительный дефицит в графической информации. Они ограничены в выборе графических средств при решении коммуникативных задач. Каков же исходный путь развития и широкого использования графических знаков и знаковых систем среди слабовидящих и слепых? Источник правильного решения вопросов информационного обеспечения и расширения коммуникативных возможностей лиц с нарушением зрения Д обучение их чтению и выполнению изображений, использованию графических знаний и умений в учебно-познавательной, игровой и трудовой деятельности, формирование умений понимать и давать словесные характеристики изобрази- тельным средствам в процессе социальной коммуникации. Коррекционно-развивающая функция графики Специальная графика служит важнейшим средством коррекционно- компенсаторного развития слабовидящих и слепых. В процессе обучения гра- фике обогащается сенсорный опыт, конкретизируются представления, разви- ваются речь и мышление. Анализ процессов совершенствования средств коммуникации свидетельст- вует, что восприятие, мышление и речь развивались в постоянном взаимодей- ствии с изображениями, их использованием в познавательной и трудовой дея- тельности. Развитие восприятия, речи и пространственного мышления у лиц с нару- шением зрения имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в про- цессе обучения, о чем будет сказано ниже. Коррекционно-развивающая функ- ция графики органически связана с остальными функциями, находящимися с ней в сложном взаимодействии. Профессиональная функция графики В профессиональной деятельности, используются различные виды изо- бражений. Чертежи, графики, схемы позволяют зафиксировать технологиче- ские параметры производственных процессов. Они доступны для восприятия, несут огромное количество информации, позволяют хранить, передавать и пре- образовывать ее. В них отображаются пространственные, количественные и ка- чественные параметры продукта труда. С помощью графических изображений, используемых в индикаторных устройствах, показывается динамика протека- ния технологических процессов, осуществляется контроль за их выполнением. Длительное время в связи с ремесленным характером труда слепых и сла- бовидящих графические средства ими почти не использовались. Механизация и автоматизация производства, включение слепых и слабовидящих в усложняю- щиеся производственные отношения предполагают усиление информационной и коммуникативной роли специальной графики. С учетом универсального характера графики в фиксации, хранении, преоб- разовании и представлении различной информации усовершенствованы про- граммы по трудовому и профессиональному обучению слепых и слабовидящих, в которых предусмотрено использование графических знаний и умений. В со- ответствии с этими программами учащиеся овладевают процессами чтения и выполнения эскизов, технических рисунков, чертежей, схем, ориентационных планов, технологических карт. Гедонистическая функция графики Графика, как один из видов искусства, способна доставлять людям насла- ждение и оказывать воздействие на душевное состояние. В связи с этим для слепых и слабовидящих должны использоваться преобразованные или специ- ально созданные художественно-графические произведения, доступные для восприятия. Несмотря на значительное сокращение объема познавательной и эстетической информации, они способны доставлять наслаждение и вызывать восхищение у слепых и слабовидящих, для чего должны иметь гармоническое соответствие формы и содержания, высокохудожественное исполнение, соот- несенность графических изображений познавательным возможностям и эстети- ческим потребностям слепых и слабовидящих. Реализация этих потребностей способствует повышению гедонистической функции графики в жизни слепых и слабовидящих. Принципы построения изображений Графические изображения должны быть доступными для восприятия, кон- кретными по содержанию, лаконичными по структуре, эстетическими по фор- ме. Художественно-композиционные достоинства в значительной мере опре- деляют эффективность восприятия изображений ребенком, а также эмоцио- нально-эстетическое отношение к ним. Положительный эмоционально- эстетический фон служит, как правило, дополнительным мотивационным сти- мулом в овладении графикой. Нет сомнения в том, что глубокая функциональная, художественно- эстетическая, в том числе эргономическая, обоснованность построения и ре- конструкции изображений играет первостепенную роль. Разнообразны изобра- зительно-композиционные средства: форма и размер, симметрия и асимметрия, метр и ритм, контраст и нюанс, пропорции и масштаб, цвет и тональность, что позволяет добиваться большей наглядности и выразительности графических информационных средств. Важно стремиться к правильной передаче формы, содержания, пропорциональных отношений, гармонии изображений, в которых бы находили отражение законы симметрии, ритма, штриха, цветообразования. Поскольку форма воспринимается через контраст фона и изображения, то при ее передаче возникает необходимость применять разные изобразительные средства Д цвет, линии, штрихи, точки и их комбинации. В зависимости от вида изображений используются формообраэующие ли- нии, линии построения, вспомогательные линии и точки. Они должны четко различаться в рисунках, чертежах, схемах. Смешение и недифференцированное применение изобразительных элементов при передаче формы усложняет пони- мание графических построений. Указанная закономерность достаточно извест- на, однако не всегда учитывается в практике обучения слепых и слабовидящих, она не получила еще развития и конкретизации применительно к восприятию изображений с помощью осязания и неполноценного зрения. Так, например, точки, штрихи и комбинации из них имеют разное значение в изображениях. Они могут выступать как функциональные элементы (обозначая на предметах выступ, кнопку, ручку и т. д.), служить элементами связи между линиями, до- полнением к ним. Это требует некоторой осторожности в применении: механи- ческое включение их в изображения приводит к изменению смысла и усложне- нию процесса восприятия изображений. В изображениях, предназначенных для слабовидящих и слепых, важную роль играет правильная передача формы, содержания, пропорциональных от- ношений. Нередко преподаватели дошкольных учреждений и школ для слепых и слабовидящих смешивают способы изображения предметов в одном рисунке, применяют плоскостное и объемное изображения, что значительно затрудняет процесс восприятия и понимания изображений. Основные принципы построения, унификации и реконструкции изображе- ний заключаются в следующем: 1. Графическое представление информации должно осуществляться с уче- том зрительных и осязательных возможностей детей, а также уровня развития у них познавательных процессов. 2. Графические изображения должны содержать лишь те элементы, кото- рые необходимы для сообщения важной информации и точного понимания ее значения: выражать основное содержание, раскрывать признаки и свойства, присущие предмету, процессу или явлению. 3. Изображения, обозначающие одни и те же объекты, процессы и явления, должны быть унифицированы Д иметь единое графическое решение. 4. Для представления сложной графической информации следует приме- нять поэтапные, промежуточные рисунки, с помощью которых изучаются от- дельные части, детали, фрагменты предметов, процессов и явлений. 5. Изображение должно иметь композиционный центр, иначе говоря, узел скопления информации, а также четкую, легко запоминающуюся структуру. 6. Нельзя допускать смещения элементов изображений, выполненных раз- ными способами (методом ортогонального и аксонометрического проецирова- ния, плоскостного и объемного изображения). 7. Цветовое оформление изображений должно соотноситься с естествен- ным цветом, присущим предмету или явлению, иметь высокий цветотональный контраст (80-95%). 8. Нецелесообразно изображать на одном листе предметы одинаковой ве- личины, если в натуре они отличаются размерами, т. е. необходимо условное соблюдение пропорций и пропорциональных отношений. 9. Все существенные признаки предметов или явлений в иллюстрациях должны четко выделяться контуром, разными линиями, штрихами, цветом. 10. В многоплановых иллюстрациях выделяются ближний, средний и дальний планы. 11. В рисунках с передачей объема следует усиливать контуры, а также элементы, характеризующие объем (светотень, изменение углов, сокращение линий и т. д.). Задачи и методика обучения специальной графике Обучение слепых и слабовидящих специальной графике имеет те же цели и задачи, что и в массовых школах и дошкольных учреждениях, реализуемые с учетом специфических особенностей данной категории детей. В процессе обучения специальной графике должны решаться следующие задачи: 1) нравственное и идейно-эстетическое воспитание; 2) формирование навыков чтения и выполнения изображений; 3) обучение детей осознанию сим- волической функции графики, умению пользоваться изображениями при изу- чении различных учебных предметов, в творчестве и трудовой деятельности; 4) ознакомление с выдающимися произведениями графики. Кроме этих задач, при обучении графике решаются задачи, обеспечивающие преодоление, кор- рекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Чтение и выполнение изображений связано с развитием восприятия, речи, мышления, с осознанием детьми символической функции графики. По своему содержанию чтение рисунков, чертежей, схем представляет собой сложную психическую деятельность, которая связана с ориентировочно-поисковыми, перцептивно-опознавательными и логическими операциями. Процесс чтения изображений имеет сложную структуру и складывается из нескольких уровней и этапов. По мере обучения сокращаются, рационализиру- ются и модифицируются переходы от одного уровня к другому, снижается не- определенность, возрастает объем получения семантической и эстетической информации. Чтение изображений может быть расчленено на ряд этапов-операций, включающих в себя поиск и обнаружение изображения, различение, идентифи- кацию, обобщение и систематизацию графической информации. Возможности обнаружения элементов изображения зависят от чувствительности и разре- шающей способности осязания Д у слепых, от чувствительности, разрешающей способности цветовосприятия, стереоскопической пластичности и других свойств зрительного анализатора Д у слабовидящих. Кроме того, чтение изо- бражений предполагает активизацию смыслового восприятия, формирование представлений и развитие мышления. Процесс обучения чтению рисунков детей с нарушением зрения начинает- ся с ознакомления с приемами ориентировки на изобразительной плоскости и формообразующими элементами. Вначале они должны научиться ориентиро- ваться на изобразительной плоскости, различать точки по величине, определять типы линий, дифференцировать их по длине, ширине и форме (прямые, лома- ные, дугообразные, волнистые, спиральные, замкнутые). На следующем этапе обучения дети знакомятся с формами основных пло- ских геометрических фигур (треугольником, четырехугольником, окружностью и др.). Изображения, выполненные на их основе (флажок, значок, циферблат часов и др.), воспринимаются с помощью остаточного зрения и осязания. Далее дети знакомятся с сочетанием геометрических фигур и переходят к пониманию более сложных изображений (ножниц, ключей, ракетки, портфеля и т. п.). После овладения процессом чтения изображений плоских предметов при- ступают к изучению изображений объемных предметов, чертежей и схем. Для их чтения необходим высокий уровень представлений и способностей про- странственного воображения. Для формирования представлений и овладения умениями в пространственных преобразованиях необходимо подбирать изо- бражения с разной степенью трудности анализа и перевода плоскостного изо- бражения в объемную форму. При графическом воспроизведении пространственных свойств и отноше- ний предметов можно выделить ряд компонентов, которыми должны овладеть дети. Основными из них являются наблюдение, измерение и построение. В этой связи важно организовать наблюдение предметов детьми на тактильной, визу- альной и визуально-тактильной основе; сформировать знания о системе мер, научить производить сенсорную и инструментальную оценку величины пред- метов, а также осуществлять самоконтроль и регуляцию графических движе- ний. Обучение детей с учетом функциональных свойств, закономерностей и динамики изменения зрения, направленное на интермодальное развитие вос- приятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно- образного мышления, поэтапное ознакомление с изображениями и соответст- вующими им предметами в условиях предметно-практической деятельности (моделирование, рисование с натуры, труд и др.), усиление мотивации и целей графической деятельности, эстетическое воспитание ведет детей к овладению специальной графикой. Литература Ермаков В.П.. Егорова О.И. Обучение слепых специальной графике. Д М., 1978. Ермаков B.П. Графические средства наглядности для слабовидящих. Д М., 1988. Ермаков В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений. Д М., 1987. |