Титова профессиональная этика. Титова Профессиональная этика юриста. Этика юриста
Скачать 1.61 Mb.
|
Тематика рефератов: 1. Роль этики в формировании представлений человека о мире. 2. Этическое учение Аристотеля. 3. Основания этики в современном католицизме. 4. Марксистская этика: анализ самооценки. 5. Понятие нравственности в истории этики. 6. Традиционные ценности морали и современная социальная этика. 7. Отражение современных проблем развития российского общества в предмете этики. Практические задания: Практическое задание № 1. Проанализируйте основные международные и российские соглашения и регламентаций в области защиты прав человека и нравственно-правовых требованиях к профессиональной дея- тельности сотрудников правоохранительных органов. 39 Профессиональная этика юриста Практическое задание № 2. Проанализировав материалы периодической печати, учебни- ка и других пособий, приведите примеры поведения сотрудников правоохранительных органов в различных служебных и жизнен- ных ситуациях. Оцените их с точки зрения основных нравствен- ных требований, предъявляемых к такому виду деятельности. Практическое задание № 3. Рассмотрите этические кодексы полицейских европейских стран. Выделите общие и особенные черты. Проведите параллель с основным этическим документом ОВД РФ (Кодекс профессио- нальной этики сотрудников ОВД РФ). Практическое задание № 4. Составьте проект Правил профессиональной этики для сотруд- ников нотариальной конторы, адвокатской палаты, юридической фирмы (на выбор). Тестовые задания: 1. Этика – это философская наука, объектом изучения кото- рой являются: а) мораль; б) нравственность; в) нравственные отношения; г) нравственные проблемы общества. 2. Признание человека высшей ценностью – это: а) уважение; б) гуманизм; в) законность; г) социализация. 3. Сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся – это: а) любовь; б) милосердие; в) сострадание; г) справедливость. 40 Титова Е.В. 4. Функция морали, изучающая поведение человека относи- тельно ценностных ориентиров: а) регулятивная; б) нормативная; в) познавательная; г) ценностно-ориентационная. 5. Предпочтения собственных интересов интересам всех дру- гих – это: а) зло; б) эгоизм; в) фанатизм; г) формализм. 6. Философская наука, объектом изучения которой является мораль – это: а) этика; б) философия; в) социология; г) философия права. 7. Какие функции выполняют социальные нормы в обще- стве? а) воспитательную, правоохранительную; б) оценочную, общесоциальную, экономическую; в) регулятивную, оценочную, трансляционную; г) охранительную, экономическую, воспитательную. 8. Категория этики, означающая особое моральное отно- шение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности – это: а) долг; б) совесть; в) достоинство; г) ответственность. 9. Научное правосознание – это: а) соблюдение установленных правил поведения; 41 Профессиональная этика юриста б) знание того, что «можно», «нельзя», «должно быть»; в) мыслительная деятельность, уровень правовой подготовки личности; г) разработка правовых документов, приказов, решений, при- говоров. 10. Принцип нравственности, означающий признание чело- века высшей ценностью, веру в человека, его способность к со- вершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлет- ворение потребностей и интересов личности должно быть ко- нечной целью общества – это: а) честь; б) гуманизм; в) достоинство; г) справедливость. Рекомендуемая литература: 1. Алексеева М.И. Профессиональная этика юриста. – М.: НОРМА, 2008. – 304 с. 2. Голубева Г.А. Этика. – М.: Экзамен, 2007. – 320 с. 3. Гусейнов А.А. Античная этика. – М.: Гардарики, 2003. – 270 с. 4. Зеленкова И.Л. Этика: Учебное пособие. – М.: ТетраСистемс, 2008. – 144 с. 5. Зеленухин А.В. Предмет и категории этики. – Саратов: СГАП, 2002. 124 с. 6. Зубанова С.Г. Этика. – М.: Научная книга, 2012. – 164 с. 7. Канке В.А. Современная этика. – М.: Омега-Л, 2011. – 318 с. 8. Кобликов А. С. Юридическая этика: Учебник для вузов. – М.: НОР- МА, 2012. – 559 с. 9. Красникова Е. А. Этика и психология профессиональной деятельно- сти. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 223 с. 10. Профессиональная этика и служебный этикет / Под ред. Н.Н. Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. – 560 с. 11. Этика: Учебник/ Под ред. А.С. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2007. – 496 с. Тема 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОРАЛИ 2.1 Понятие морали 2.2 Структура и функции морали 2.3 Мораль и право 2.1 ПОНЯТИЕ МОРАЛИ Мораль (от латинского «moralis» – нравственный; «mores» – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых выделяются те или иные ее существенные свойства. Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, опре- деляющих характер отношений между людьми в соответствии с при- нятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека [49]. Особенностью морали является то, что она регулирует пове- дение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосу- дарственные отношения. Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе историче- ского развития общества. Моральные нормы повседневно воспро- изводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми. Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных 43 Профессиональная этика юриста оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принци- пам и нормам о должном и недолжном, достойном и недостойном. Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельно- сти множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам. 2.2 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МОРАЛИ Мораль не только зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем об- щественного и индивидуального сознания. Наряду с другими фор- мами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определен- ным социальным законам. Выделяют следующие функции морали: регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочную, цен- ностно-ориентирующую, мотивационную, коммуникативную и некоторые другие [96]. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная. Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отноше- ния осуществляется через индивидуальное поведение. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при по- мощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм- рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет). 44 Титова Е.В. Воспитательная функция морали состоит в том, что она уча- ствует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жиз- ни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед дру- гими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Приводит в определенную воспи- тательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нра- вы, общепризнанные образцы поведения. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. В процессе общественных отношений происходит саморегуля- ция морального поведения личности и моральная саморегуляция социальной среды в целом. Мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека. Регулируя поведение челове- ка, мораль предъявляет к нему максимальные требования. Кроме того, регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и на моральные убеждения че- ловека (хотя как общество, так и индивид могут быть не правы). Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает позна- вание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освое- ние человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества. Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает си- стему предпочтения одних моральных ценностей другим, позво- ляет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения. Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравствен- ной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший эле- мент нравственного поведения личности. 45 Профессиональная этика юриста Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, пе- редачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе вы- работки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаи- модействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку. Таким образом, мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие де- ятельность человека — нравственную деятельность. Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные пове- дение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступ- ка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание – форма общественного сознания и одновременно область индивидуально- го сознания личности. В последнем важное место занимает само- оценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние). Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию. Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович писал: «Нравственное сознание — это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достой- ном и недостойном поведении, а нравственность — это действую- щие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, по- ведение людей, их взаимоотношения» [87]. Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они разли- чаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу 46 Титова Е.В. в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек, в конечном сче- те, оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе самом. В моральных отношениях человек вы- ступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной груп- пе и, но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботить- ся о нем. Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, моти- вы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих. Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный пе- риод в постоянных или изменяющихся условиях, принято назы- вать поведением. Поведение человека – единственный объектив- ный показатель его моральных качеств, нравственного облика. Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить до- бро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала. В структуре морали принято различать образующие ее элемен- ты. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные прин- ципы, нравственные идеалы, моральные критерии. Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие пове- дение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обще- 47 Профессиональная этика юриста ству и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном об- ществе представлений о добре и зле, справедливости и несправед- ливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом. Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регуля- тивные функции (экономических, политических, правовых, эсте- тических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов обще- ства о должном поведении при определенных условиях. В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди одно- типно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рожде- ния, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о долж- ном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации. В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены ре- альные принципы, идеалы, понятия о добре и зле, действующие в обществе. Выполнение нравственных норм обеспечивается ав- торитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций. Моральная норма рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в на- правленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный 48 Титова Е.В. как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах. Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо мо- ральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или пред- усмотренные нормами общественных организаций). Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запре- щающей форме (например, Моисеевы законы – Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду). Моральные принципы – одна из форм выражения нравствен- ных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержа- ние нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нрав- ственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отно- шении они служат критериями нравственности. Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совер- шать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности [96]. К числу моральных принципов относятся такие общие нача- ла нравственности, как: гуманизм – признание человека высшей ценностью; альтруизм – бескорыстное служение ближнему; ми- лосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллек- тивизм – сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обще- ству, всякой социальности, и эгоизма – предпочтения собственных интересов интересам всех других [81]. Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные прин- ципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных тре- бований. Таковы, например, сознательность и противоположные 49 Профессиональная этика юриста ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Прин- ципы этого рода не определяют содержания конкретных норм по- ведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования. Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в кото- рых предъявляемые к людям нравственные требования выража- ются в виде образа нравственно совершенной личности, представ- ления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества. Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель ви- дел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог прак- тической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, «божественного человека внутри нас», с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в со- стоянии стать на один уровень с ним [72]. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, полити- ческие течения, философы. Нравственный идеал, принятый чело- веком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определя- ет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм. Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требова- ниях высшей справедливости, гуманизма. 2.3 МОРАЛЬ И ПРАВО Соотношение права и морали имеет особое значение на совре- менном этапе развития цивилизации, так как многие нравствен- ные ценности – свобода, равенство, справедливость, честь, до- стоинство и другие – находят юридическое закрепление в норма- тивно-правовых актах. Достоинство личности, основные права и 50 Титова Е.В. свободы каждого человека получают всеобщее признание со сто- роны цивилизованных демократических государств. Право и мораль – важнейшие элементы человеческой культуры. Моральные нормы, так же как и правовые, являются социальны- ми регуляторами поведения человека. Мораль относится к числу основных типов нормативного ре- гулирования деятельности, поведения человека. Она обеспечи- вает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль и право – необходимые, взаимосвязанные и взаимо- проникающие системы регуляции общественной жизни. Они воз- никают в силу потребности обеспечить функционирование обще- ства путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам. Мораль и право выполняют единую со- циальную функцию – регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие обществен- ное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы) [69]. Поведение личности в социуме во многом определяется, с од- ной стороны, его моральными воззрениями, нравственной зрело- стью. Внутреннее убеждение индивида в нравственности своего поступка во многом определяет и его социальную значимость. С другой стороны, индивиду небезразлично отношение общества к его поступкам. Соответственно он строит свое поведение сооб- разно сложившимся традициям и нормам. Моральные ценности, определяют его поступки, толкают к тому или иному социально значимому поведению. Между тем эффективность любого норма- тивного регулирования во многом определяется тем, в какой сте- пени соответствующие нормы стали частицей внутреннего мира человека. Соответственно и право имеет силу тогда, когда его нор- мы реализуются сознательно, без внешнего воздействия, чтобы быть эффективными, правовые нормы должны соответствовать требованиям морали или, по крайней мере, не противоречить им. 51 Профессиональная этика юриста По отношению к праву моральные ценности выступают как бы критерием оценки людьми эффективности механизмов правового регулирования общественных отношений. Закрепляя нравствен- ные ценности, право, тем самым, способствует созданию над- лежащих условий для их реализации. Идеи свободы, равенства, справедливости, по природе присущие человеку, становятся и правовыми ценностями. Соответственно возрастает и нравствен- ная ценность самих юридических норм. Об этом свидетельствуют и закрепленные в нормативно-правовых актах многие положения нравственных требований. Например, в преамбуле Конституции Российской Федерации говорится о «почитании памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость». В Основном Законе также закрепляется, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При- знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражда- нина – обязанность государства» (ст. 2). «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» (ст. 21). Достоинство личности является свойством, присущим всем членам человеческой семьи, из которого вытека- ют все неотъемлемые права и на котором основываются свобода, справедливость и всеобщий мир. «Каждый имеет право на непри- косновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23) [5]. Нарушение этих требо- ваний может повлечь за собой как применение предусмотренных гражданским законодательством способов защиты гражданских прав, вплоть до компенсации морального вреда, так и уголовную, административную или иную ответственность. Влияние морали на право отмечается также и в сфере реали- зации права. Юридическая практика неопровержимо свидетель- ствует о том, что если акты применения права не противоречат нормам морали, то они получают одобрение и признание со сто- роны всех слоев населения, а это, в свою очередь, способствует по- вышению эффективности нормативно-правового регулирования общественных отношений в целом [34]. 52 Титова Е.В. Следовательно, право и моральимеют как общие характерные черты, так и особенности. Одна из главных общих черт состоит, во-первых, в том, что и право, и мораль являются разновидно- стью социальных норм, которые в своей совокупности составля- ют целостную систему нормативного регулирования поведения людей. Во-вторых, и право, и мораль есть мера свободы, чтобы реали- зовать правовую свободу, необходимо иметь моральную свободу. Моральный беспредел неизбежно ведет к правовому произволу. В-третьих, и право, и мораль роднит категория справедливо- сти. Справедливость представляет собой нравственно обоснован- ный критерий для соизмерения действий людей, в соответствии с которым предъявляются определенные требования к личности и обществу, определяется допустимость тех или иных оценок и осуществляется воздаяние каждому за его поступки в виде на- ступления тех или иных последствий. Справедливость выступает средством обеспечения социальной ценности юридических норм. Вместе с тем, в обществе реализация идеала справедливости не- возможна без правового регулирования. В-четвертых, в самом законодательстве мы встречаем юриди- ческие термины, имеющие моральный смысл. Право должно защи- щать простые нормы нравственности. Простые нормы справедли- вости становятся правовыми лишь тогда, когда они включаются в рамки правовой системы. Они функционируют как правовые, потому что обеспечиваются мерами государственного принужде- ния. В праве получают закрепление многие ценности морали. Вме- сте с тем право не может и в принципе не должно противоречить требованиям морали. Создать условия для реализации моральных ценностей – это одно из нравственных требований, предъявля- емых к юридическим законам. Закон – это средство, с помощью которого обеспечиваются социально-психологическое единство людей, их безопасность и личная свобода. Закрепляя требования морали, право активно содействует воплощению их в реальные жизненные отношения. 53 Профессиональная этика юриста Нормативность – свойство морали и права, позволяющее ре- гулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется спец- ифическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений «с необходимостью определяет общ- ность правовой и моральной систем». Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формиро- вание нравственных воззрений и нравственных норм. Право и мораль различаются: 1) по объекту регулирования; 2) по способу регулирования; 3) по средствам обеспечения выпол- нения соответствующих норм (характеру санкций). Нормы морали более универсальны, чем нормы права. Нормы морали регулируют более широкую область отношений, чем сфе- ра отношений, регулируемых правом. Нравственные требования отличаются более широким содержанием, дают больший про- стор для толкования. Содержание правовых норм характеризует- ся большей конкретностью. Здесь четко обозначена юридическая обязанность и мера субъективного права участников правоотно- шений. Соответственно и процедура применения норм права от- личается от применения норм морали. Юридические нормы могут применяться лишь в установленном порядке компетентными ли- цами и органами, а моральные нормы не нуждаются в каком-либо особом социальном механизме для приведения их в действие. Нормы права систематизированы и находят официальное за- крепление в нормативно-правовых актах, а нормы морали содер- жатся в сознании людей и получают выражение в общественном мнении и передаются им. Мораль не требует официального госу- дарственного признания. Нормы морали связаны с внутренним самоопределением лич- ности (мотивы, цели), а нормы права связаны с внешними дей- ствиями человека. Нормы морали не институционализированы, то есть не об- ладают формальной определенностью, а правовые нормы как 54 Титова Е.В. институциональные регуляторы закреплены в законодательстве, в судебных решениях. Нормы права предусматривают юридическую ответственность за правонарушения, к лицу, совершившему правонарушение, при- меняются меры государственного принуждения. Эти меры явля- ются способом обеспечения юридических норм, поскольку осу- ществляются только компетентными органами и лицами в рам- ках установленных законом процедур, а за нарушение моральных норм предусмотрены меры общественного воздействия в форме общественного порицания или осуждения. Таким образом, право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против по- добного вторжения. Объектом морального регулирования явля- ется как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь). Способ правового регулирования – правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотно- шения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием. Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным го- сударственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки чело- века, его совесть. Вопросы для контроля знаний: 1. Проследите генезис понятия «мораль». 2. Чем определяется сущность морали? 3. Выделите основные функции морали. 4. В чем специфика оценочной функции морали? 55 Профессиональная этика юриста 5. В чем отличие регулятивной функции морали от регулятив- ной функции права? 6. Дайте понятие и назовите признаки моральных норм. Прокомментируйте высказывания: «Если кто меня оскорбил – это его дело, такова его наклон- ность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе». [Марк Аврелий] «Нравственность должна лежать в характере». [И. Кант] «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, – ничего, чем человек есть человек». [В. Г. Белинский] «Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик челове- ка, воспитываемого страной». [Р.У. Эмерсон] |