Титова профессиональная этика. Титова Профессиональная этика юриста. Этика юриста
Скачать 1.61 Mb.
|
Тема 1. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭТИКИ 1.1 Понятие и предмет этики 1.2 История развития этики 1.3 Категории этики 1.1 ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ЭТИКИ Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» – привычки, обычаи, нравы. Первоначально смыслом слова «этос» было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление ин- дивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к это- му смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования. Этика как наука существует более 20 веков. Еще в IV веке до нашей эры Аристотель обозначил прилагательным «этический» класс чело- веческих добродетелей и образовал новое существительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели [42]. Этика – это наука о морали, нравственности. Слово «мораль» – от латинского слова «moris» – нравы, обы- чаи и т.п. Мораль – форма общественного сознания, в которой отража- ются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе. В обществе существуют разные социальные нормы, регулирую- щие поведение людей. Социальные нормы – общепринятые в рам- ках социальной общности (группы) правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации. Нормы представляют собой главный регулятор поведения людей в обществе, они необходимы для совершения согласованных кол- лективных действий, выделяют следующие виды социальных норм. 14 Титова Е.В. Обычаи – общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи социального и куль- турного опыта от поколения к поколению. Ритуалы – правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности (например, ритуал посвящения в воины). Традиции – наиболее обобщенные и стабильные правила пове- дения людей в том или ином обществе, которые выверены време- нем и длительно существуют. Права – правила поведения, которые устанавливаются и охра- няются государством. Религия – духовно-нравственные правила человеческого обще- жития, основанные на представлении людей о Боге как творце ми- роздания. Нормы общественных организаций – представляют собой пра- вила поведения, которые устанавливаются самими общественны- ми организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций. В отличие от всех вышеперечисленных норм нравственности или морали – это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, до- стоинстве. Иногда эти нормы называются правами, которые пред- ставляют собой правила поведения и оцениваются с нравственной точки зрения: «добрые нравы», «преступные нравы», «деградация нравов», «исправление нравов». Нравственные нормы содержатся в документах ненормативного характера. К ним относятся всевозможные моральные кодексы, при- сяги, клятвы. Ярким примером такого свода морально-нравственных норм является Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый 34-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1979 г., в котором объединены нормы, обязывающие работ- ников правоохранительных органов и, в первую очередь, осущест- вляющих расследование по уголовному делу, уважать и защищать человеческое достоинство, поддерживать и защищать права человека 15 Профессиональная этика юриста (ст. 2), применять силу только в случаях крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей (ст. 3), сохранять в тайне сведения конфиденциального характера, получаемые в процессе осуществления своей деятельности, если ис- полнение их обязанностей или требования правосудия не требуют иного (ст. 4), нетерпимо относиться к любому действию, представля- ющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или уни- жающие достоинство виды обращения (ст. 5), обеспечивать охрану здоровья задержанных ими лиц (ст. 6). Существуют разные уровни этического знания о природе мо- рали: описательный (описывается «что такое хорошо и что такое плохо»), нормативно-критический («как жить нельзя», как надо жить, чтобы быть добродетельным), теоретический (зачем быть нравственным, зачем быть добрым?) и нормативно-педагогиче- ский (как сделать так, чтобы нравственных людей было больше?). На разных уровнях развития этических знаний решаются раз- ные задачи: а) на описательном уровне – описывать мораль: нравы, обы- чаи в обществе; б) на нормативно-критическом – предписывать, ориентировать, как быть нравственным, какие нормы следует со- блюдать; в) на теоретическом уровне – объяснять мораль, ее про- исхождение и тенденции развития, необходимость и специфику; г) на нормативно-педагогическом – учить морали, способствовать нравственному совершенствованию людей. В современном понимании этика – философская наука, изуча- ющая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структу- ру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему. Исторически предмет этики существенно изменялся. Она на- чинала складываться как школа воспитания человека, обучения 16 Титова Е.В. его добродетели, рассматривалась и рассматривается как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкае- мом долге и способах его реализации, как наука о формировании «нового человека» – бескорыстного строителя абсолютно справед- ливого общественного порядка. В отечественных публикациях современного периода преобла- дающим является определение этики как науки о сущности, зако- нах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни [50, 71, 75]. В системе науки выделяют: – этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; – деонтологию, исследующую проблемы долга и должного; – деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; – генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику. Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизиру- ет принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и спо- собствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому про- грессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости. Таким образом, этика – это наука о сущности, законах воз- никновения и историческом развитии морали, о ее специфических функциях, моральных ценностях общественной жизни. 1.2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИКИ Основателем этики признаётся великий древнегреческий фи- лософ Сократ (469–399 до н.э.). Крупнейшими этиками в истории человечества были Платон (428–328 до н.э.), Аристотель (384–322 17 Профессиональная этика юриста до н.э.), Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.), Марк Аврелий (121–180), Ав- густин Блаженный (354–430), Б. Спиноза (1632–1677), И. Кант (1724–1804), А. Шопенгауэр (1788 – 1860), Ф. Ницше (1844–1900), А. Швейцер (1875–1965). Этикой занимались все крупные русские мыслители [42]. Наиболее значительные работы по этике оставили св. Ти- хон Задонский (1724–1783), св. Феофан Затворник (1815–1894), Вл.С. Соловьёв (1853–1900), Н.А. Бердяев (1874–1948), Н.О. Лос- ский (1870–1965). Мировое значение приобрели нравственные идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого [96]. Со времени расцвета наук, начавшегося в Древней Греции бо- лее 2500 лет назад, возникали вопросы о происхождении и сущно- сти нравственных чувств и понятий, которые удерживают людей от злых поступков. Были сделаны попытки научного объяснения того, что принято называть нравственным в человеке. Именно в эту эпоху перехода к классовой цивилизации происходит оформ- ление этики в относительно самостоятельную область философ- ского знания. В истории развития этики как науки можно выде- лить этапы, для каждого из которых характерно свое представле- ние о сущности морали: предэтика, античная этика, средневеко- вая этика, этика Нового времени, современная этика. Предэтика. Уже в поэмах Гомера, отражающих высшую ста- дию имущественного расслоения первобытного общества, обна- руживается очень важное противоречие. С одной стороны, герои Гомера в высшей степени моральны. Они, принадлежа к своему племени, борются за его благо и это является смыслом их жизнеде- ятельности. Отечество, честь племени, слава воина, дружба, благо семьи составляют основу их поведения. С другой стороны, ни в «Илиаде», ни в «Одиссее» нет какого-либо четкого, определенного морального кодекса, соблюдение которого считалось бы критери- ем моральности. Иная картина у Гесиода, который принадлежит уже к эпо- хе классовой цивилизации. Его поэмы пронизаны моральным смыслом. В качестве основных ценностей Гесиод выдвигает труд 18 Титова Е.В. и справедливость, понимая под ними бережливость, расчетли- вость, законность и вообще все, что ведет к укреплению соб- ственности. Обособление моральных норм получает дальнейшее развитие в изречении Семи мудрецов. Заключенные в них моральные требо- вания имеют общезначимую, абсолютную форму: «Чти старших» (Хилон), «Неправды убегай» (Клеобул), «Богам – почет, родите- лям – честь» (Солон). В этих заповедях предписывается почитание законов, богов, предков. «Ничего слишком» (Солон), «Мера – это лучшее» (Клеобул), «Соблюдай меру» (Фалес), «Наслаждением властвуй» (Клеобул), «Обуздывай гнев» (Хилон), «Распущен- ность – это недостаток» (Фалес) – эти изречения требуют само- ограничения, сдерживания, подавления страстей [91]. Античная этика. Наметившийся в V в. до н.э. поворот фило- софии к проблемам человека имел решающее значение для ста- новления этики. В античной этике можно выделить два основных направления: первое – софисты и аморалисты, отрицавшие обя- зательность нравственных требований; второе – учения крупней- ших мыслителей Древней Греции – Сократа, Платона (V в. до н.э.), Аристотеля (IV в. до н.э.), Эпикура (III в. до н.э.), заложивших ос- новы этики как науки о нравственности [42]. По мнению одного из представителей школы софистов – Про- тагора (конец V–IV вв. до н.э.), нравственность является конкрет- ной для каждого человеческого общества в определенную эпоху, поэтому нравственные требования различны у всех народов, а до- бро и зло – понятия относительные. Против софистов выступил Сократ (469–399 гг. до н.э.), ис- кавший более прочную основу для обоснования нравственно- сти, сводивший все к верховному разуму человека и к выра- ботке им внутренней гармонии между разумом и различными чувствами и страстями. Добродетель понималась Сократом как способность преуспевать в умственном развитии, в искусствах и в творчестве, для чего необходимо знание и понимание об- щественной жизни и взаимных отношений между людьми. Не 19 Профессиональная этика юриста являясь внушением богов, добродетель заключается в обосно- ванном знании того, что действительно хорошо и что делает человека способным жить, не тесня других, а относясь к ним справедливо: способным служить обществу, а не себе одному. Без этого общество немыслимо. Еще более глубоко сущность нравственного объяснил ученик Сократа – Платон (428–348 гг. до н.э.), считавший, что в природе существуют идеи добра и справедливости наряду с множеством злого и несправедливого. Полагая, что основы нравственного за- ключены вне мира – в Идее, заложенной в устройстве мировой жизни и пронизывающей весь мир, все мироздание, в том числе и человека, Платон пришел к заключению, что искание человеком чего-то лучшего, чем обыденная жизнь, искание Добра и Справед- ливости, имеет свое объяснение и опору в чем-то находящемся за пределами нашего познания, чувств и опыта. Таким образом, Пла- тон внес в этику идеальное понимание нравственного. Итогом античных достижений в этой области явилась этика Аристотеля (IV в. до н.э.), который первым систематизировал ее как теоретическую науку о добродетелях и дал ей имя [42]. Аристотель разделил добродетели человека на два больших класса: этические, относящиеся к характеру, темпераменту, и диа- ноэтические, относящиеся к разуму, которому он отводил огром- ную роль в выработке нравственности, в сдерживании страстей. Все этическое учение Аристотеля делится на три части: учение о высшем благе; учение о добродетелях вообще; учение об отдель- ных добродетелях, Этические добродетели Аристотель называет приобретенны- ми свойствами души. Он обращает внимание на то, что они в решающей степени являются делом привычки. Кроме того, Ари- стотель определяет добродетель как известного рода середину. Речь идет о знаменитой «золотой середине» Аристотеля, который отмечал, что есть как бы три душевных состояния, два из них по- рочны, одно в силу избытка, другое – в силу недостатка. И только третье, среднее состояние, есть душевное расположение добро- 20 Титова Е.В. детели. Например, мужество есть середина страха и отважности, умеренность есть середина бесстрастия и невоздержанности, ще- дрость есть середина скупости и расточительства. Но середина эта не арифметическая. Добродетель хоть и середина, но отстоит от крайностей на разных расстояниях. Так, например, умерен- ность ближе к бесстрастию, чем к невоздержанности, мужество ближе к безумной отваге, чем к страху. У каждого действия есть своя середина. Если действия совершаются вовремя, при соот- ветствующих обстоятельствах, направлены на лиц, которые за- служивают таких действий, возникли из причин и существуют в подобающей форме, то они соответствуют середине, являются совершенными, добродетельными. Аристотель считал, что справедливыми являются только те дей- ствия, которые совершает справедливый человек. Недостаточно действиям иметь определенные добродетельные качества, чтобы их можно было назвать справедливыми. Для этого надо выяснить, не являются ли эти действия случайными для человека, стремился ли он к этим действиям сознательно. Нравственный поступок есть поступок нравственного человека, добродетельными или пороч- ными могут быть конкретные люди, но не поступки сами по себе. Аристотель, несомненно, был прав, когда говорил, что по от- дельному поступку нельзя судить о нравственных достоинствах человека. И хороший человек иногда может совершать что-нибудь дурное. Да и несчастного человека мы не назовем счастливым, если он прожил счастливо всего один день. В учении о добродетелях Аристотель углубил представление о морально совершенной добродетельной личности. Такая личность не является рабом наслаждений, а подчиняет свои страсти голосу разума, придает страстям разумный вид. Аристотель создает эти- ку добродетельной личности. При этом он, как и его предшествен- ники, рассматривает личность в живой взаимосвязи с другими людьми, с государством. Так, он считает, что для счастья нужно обладать определенными внешними благами (здоровьем, богат- ством и т.д.), пользоваться благосклонностью судьбы. Но наиболее 21 Профессиональная этика юриста важное значение имеет мнение Аристотеля о неотделимости сча- стья личности от счастья общества, по его мнению, стремление к благу общества дает гораздо высшее, гораздо более «прекрасное» «блаженство», чем стремление к удовлетворению своих личных порывов [98]. Учения Платона и Аристотеля резко расходились в понимании нравственного, имея в качестве общего представление о том, что нравственное и человеке – не случайное явление, оно имеет свою глубокую основу в природе человека и что существуют нравствен- ные понятия, свойственные всем человеческим существам. В по- слеаристотелевский период добродетельность личности отрыва- ется от гражданской, политической жизни, что явилось следстви- ем кризиса полисной организации античного общества. В III в. до н.э. появились две новые школы – стоиков и эпикурейцев. Стоики учили, подобно Платону и Аристотелю, что жить следует согласно со своей природой, со своим разумом и способностями, потому что только в такой жизни мы находим наибольшее счастье. Причем, человек находит свое счастье не в погоне за внешними благами – богатством, почестями, а в стремлении к чему-то выс- шему, идеальному, в развитии душевной жизни для блага самого человека, его семьи и общества, и, главным образом, в достиже- нии внутренней свободы. В противовес стоикам софисты счита- ли основной чертой человека и всякого живого существа искание удовольствия, наслаждения, счастья (гедонизм). Однако они не акцентировали внимание на том, что могут быть всякие искания счастья – от чисто животного себялюбия до самого идеального са- мопожертвования, от узколичных стремлений до стремлений ши- роко общественных. Задача этики состоит в том, чтобы разобрать эти различные виды искания счастья и указать, к чему они приводят и какую сте- пень удовлетворения дают те и другие. Эту проблему исследовал Эпикур, живший в III в. до н.э. и достигший широкой известности в тогдашнем греко-римском мире благодаря разработанному им эвдемонизму – нравственному учению, построенному на искании 22 Титова Е.В. счастья, но с выбором того, что лучше ведет к счастливой жизни. Началом и концом счастливой жизни Эпикур называет удо- вольствие. В нем он видит критерий всякого блага. Эпикур, прежде всего, различает телесные и духовные наслаждения. Духовные он ставит выше телесных, характеризуя удовольствие как отсутствие телесных страданий и душевных тревог. Эпикур разделяет удо- вольствия на три типа: естественные и необходимые (не голодать, не жаждать, не зябнуть); естественные, но не необходимые (изы- сканная пища); неестественные и не необходимые (честолюбивые замыслы, стремление, чтобы награждали венками, ставили статуи). Эпикур считал, что для добродетельной и счастливой жизни до- статочно естественных и необходимых желаний, так как они легко удовлетворяются. Человек, ограничивающий себя ими, получает независимость от обстоятельств и других людей. Если же брать же- лания в их полном объеме, то их, в принципе, нельзя насытить. Ограничение желаний в этике Эпикура – это условие, позволя- ющее придать жизни нравственный смысл, а именно достичь без- мятежного состояния. Вообще, по мнению Эпикура, основой по- ведения человека должно быть то, что приносит ему наибольшее удовлетворение, но такой основой не могут быть поползновения к личной пользе, так как наибольшее счастье достигается согла- сованностью стремлений личности со стремлениями других. Сча- стье есть свобода от зол, но она не может быть достигнута, если жизнь каждого не согласована с интересами всех. Глубокий след в этическом мышлении оставила школа стоиков, развивавшаяся в Древней Греции, а потом в Риме. Основателем ее считают Зенона (IV–III вв. до н.э.), а затем в Римской империи эти учения развивали Сенека (54 г. до н.э. – 36 г.н.э.), Эпиктет и Марк Аврелий (I–II вв. н.э.). Цель стоиков – дать человеку счастье, развивая в нем добродетель, которая состоит в жизни, согласной с природой, развитием разума и с познанием жизни вселенной. Они утверждали, что сама при- рода содержит в себе правила, а, следовательно, и образцы нрав- ственного – то, что люди называют нравственным законом, выте- кает из мировых законов, управляющих жизнью природы. Разум 23 Профессиональная этика юриста человека, в учении стоиков, и наши понятия о нравственности – не что иное, как одно из проявлений сил природы. Зло в природе и в человеке – также естественное последствие жизни природы, как и добро. Все учение стоиков направлено на то, чтобы помочь чело- веку развить в себе добро и бороться со злом, тем самым достигая наибольшего счастья [43]. Таким образом, античная этика утверждает образ уравнове- шенного, гармоничного человека и внутри себя, и в общении с миром. Средневековая этика. Суть средневековой этики состоит в том, что она носит религиозный характер. Моральная концепция христианства замкнута на идею Бога. Человек подобен Богу, но не более. Он изначально греховен. Греховность человека непреодо- лима его собственными силами. Это достигается прямым и непо- средственным участием Бога. Выражением такого божественного вмешательства, призванного указать путь к спасению, является приход Христа. Первая, высшая и, в сущности, единственная за- поведь этики Христа есть заповедь любви к Богу, что требует всего человека целиком, все его мысли и дела. Характерные особенности средневековой этики мы рассмотрим на примере двух ее наиболее характерных представителей: Августина Блаженного и Фомы Ак- винского. Августин Блаженный считал, что Бог – это начало, средоточие и цель всего, Он – отец блаженства и добра. Поскольку все созда- но Богом, то всё есть добро, зла не существует. Зло – это свойство ангелов и людей, которые отказались от Бога и сосредоточились на собственном бытии. «Радуйся Богу, но не пользуйся им, пользуйся земными благами, но не радуйся им», таков основной этический принцип Августина Блаженного. По его утверждению, греховны все люди. Однако некоторых из них Бог отмечает своей милостью. Кроме того, в день страшного суда, когда Бог призовет всех для произнесения окончательного приговора, Он одних обречет на вечные муки, а других – на вечное блаженство, одних – низвергнет в ад, других – вознесет в небеса. Критерий, на котором основыва- ется Бог, принимая свои решения – это тайна Бога [20]. 24 Титова Е.В. Несколько иные взгляды присущи Фоме Аквинскому, который основывается на этике Аристотеля, но придает ей религиозную форму, переосмысливает ее через призму христианства. Человек, по его мнению, представляет собой такую ступень совершенства, когда он может отступить от своей благости, его деятельность бу- дет сопряжена в этом случае со злом. Все это становится препят- ствием на пути к блаженству. Человеку свойственно лишь частич- ное несовершенное блаженство, да и оно оказывается неустой- чивым, подрывается болезнями и прочими несчастьями. В своем чистом виде блаженство возможно лишь в загробном мире. Фома Аквинский пытается дать рациональный ответ на вопросы, кото- рые по существу противоразумны. Он рассуждает о том, что едят ангелы, могут ли быть воскрешены одновременно тела людоеда, который питался человеческим мясом и его жертв, пытался дать однозначные ответы на все частные вопросы брачных отношений, воспитания детей [20]. Если античная этика исходила из убеждения, что нравственное совершенство человека доступно ему самому, что нравственность это совокупность добродетелей человека, то нравственные требо- вания средневековой этики выступают как заповеди Бога. Этика Нового времени. Наиболее развернутую и типичную для этой эпохи концепцию морали создал Т. Гоббс. По его мнению, не мораль нуждается в объяснении, а мир рассматривается с точки зрения моральной оценки. Природа создала людей одинаковыми и в умственном и в физическом отношении. Равенство способно- стей порождает равенство надежд на достижение целей. Поэтому, поскольку разные люди стремятся к обладанию од- ними и теми же вещами, между ними возникает недоверие, жажда славы, которые заставляют людей во имя наживы, безопасности и соображений чести нападать друг на друга. Т. Гоббс считал, что естественное состояние – это война всех против всех, игра эгои- стических наклонностей. Эгоизмом пронизана вся жизнь, отправ- ляясь в путь, мы вооружаемся, отправляясь спать, мы запираем двери, даже в своем доме запираем ящики. Из этого состояния 25 Профессиональная этика юриста человек выходит только тогда, когда он бывает покорен другими, более сильными и более коварными или же, когда группа людей, видя опасность взаимной борьбы, заключает соглашение между собой и основывает общество. Поэтому суть нравственного зако- на, по Т. Гоббсу – «в случае согласия на то других, человек должен согласиться отказаться от права на вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы, какую он бы допустил бы у других людей по отношению к себе» [22]. Т. Гоббс прямо ссылается на так называемое золотое правило нравственности: «Не делай другому того, что не хотел бы, чтобы делали тебе». Полагая при этом, что только «общественный до- говор» будет способствовать становлению нравственности и за- конности в человеческом обществе. Отрицая абсолютный харак- тер нравственных требований, Т. Гоббс полагал, что соблюдать их нужно только тогда, когда вам отвечают взаимностью. Соблюдать нравственные правила по отношению к тем, кто сам им не следует, неразумно. Поэтому Т. Гоббс приходит к выводу, что нужна власть, которая создает общественную нравственность под страхом на- казания, и этой власти отдельного человека или собрания людей должны подчиняться все. В государстве, как и в природе, сила создает право. Воля государства – верховный закон. Мирное сосу- ществование достигается только подчинением силе всемогущего государства. Несмотря на то, что личность всегда руководствуется своими собственными выгодами, заключает Т. Гоббс, человек тем не менее приходит к пониманию, что его прямой интерес состоит в возможно большем развитии общительности и мирных взаимных отношений. Иначе, чем Т. Гоббс, подходит к пониманию морали Б. Спиноза, хотя он также отрицает ее внеприродное происхож- дение. Бог, по мнению Спинозы, есть сама природа, причина всех вещей, который действует только по законам своей природы. В природе вещей нет ничего случайного, а все заранее определено божественной природой к существованию и к действию извест- ным образом [51]. 26 Титова Е.В. То, что люди называют Богом, есть сама непонятная челове- ком природа. То могущество, которое толпа приписывает Богу, заключает в себе бессилие. Освободившись от христианской мистики, Б. Спиноза утверждал, что без всякого вмешательства чувства страха перед верховным существом или перед правителя- ми, разум человека, вполне свободный, неизбежно должен прийти к нравственному отношению к другим людям, потому что, делая это, человек находит высшее блаженство, таковы требования его свободно и правильно мыслящего разума. В природе нет ни добра, ни зла. Добро и зло, по мнению Б. Спинозы, это ситуации челове- ка. Они подвижны и изменчивы. Абсолютного добра и абсолют- ного зла не существует, поскольку мы называем добром и злом то, что полезно или вредно для сохранения нашего существования, то, что увеличивает или уменьшает, поддерживает или стесняет нашу способность к деятельности. Задача этики, по мнению Б. Спинозы, состоит не в том, чтобы осмеивать человеческие недостатки, а в том, чтобы их изучать. Б. Спиноза строил свою нравственность на эвдемонистическом начале, на искании человеком счастья. Человек, как и все другие существа, стремится к наибольшему счастью, и из этого стремле- ния его разум выводит нравственные правила жизни, но при этом человек не является свободным, так как он не может делать то, что необходимо вытекает из его природы [22]. Первым и единственным основанием добродетели является стремление к самосохранению. Польза, расчет, выгода – это дви- жущая сила человеческих действий. Справедливо то, что необхо- димо для поддержания и увеличения своей выгоды, своего досто- яния. Чужой интерес человек защищает постольку, поскольку это соответствует его собственному интересу. Добро тождественно пользе человека, а зло – это то, что препятствует достижению лич- ной пользы. Создание рациональной этики, основанной не на изучении человеческой природы и наблюдении над жизнью и поступками людей, а на отвлеченном мышлении, поставил себе целью вели- 27 Профессиональная этика юриста чайший немецкий философ ХVIII века И. Кант. Размышляя об основах нравственности, И. Кант пришел к убеждению, что та- кой основой является наше сознание долга, которое представляет собой свойство человеческого разума, который может создавать правила для поведения человека двоякого рода, одни из них услов- ны, а другие безусловны. К условным требованиям относятся все предписания поведения, основывающиеся на интересе, поэтому они не могут стать основой нравственности. Нравственные требования должны иметь абсолютный харак- тер безусловного веления (категорический императив). Таким ка- тегорическим императивом и является сознание человеком долга. Долг, по мнению И. Канта, в своей сущности имеет абсолютное значение и, поэтому, никогда не может быть только средством для чего-нибудь другого, но является в то же время и целью само по себе. Объект нравственного долга составляет свободная и разум- ная воля. Все вещи в мире, говорит И. Кант, имеют относительную ценность, и только разумная и свободная личность имеет безус- ловную ценность сама по себе. «Ты должен быть свободным и раз- умным» – таков моральный закон. Установив такой нравственный закон, И. Кант выводит далее первую формулу нравственного поведения: «Действуй таким образом, чтобы всегда признавать в себе и других свободную и разумную волю целью, а не средством». Идеал, к которому стремится нравственность, есть республика свободных и разумных личностей, республика, в которой каждая личность есть цель для других. На основании этого И. Кант опре- деляет нравственный закон следующим образом: «Действуй так, чтобы правило, руководящее твоей волей, могло быть также осно- вой всемирного законодательства» [22]. В противовес предшествовавшим теориям, учившим человека быть нравственным потому, что он найдет в нравственном по- ведении или счастье, или пользу, И. Кант призывал вести нрав- ственную жизнь потому, что в этом заключается требование нашего разума. Абсолютное уважение к личности составляет, по мнению И. Канта, нравственное основание морали и права. Этика 28 Титова Е.В. И. Канта включает в себя учение об «изначальном зле» в природе человека. Злом он называет эгоизм, свойственный природе че- ловека и проявляющийся в самых различных наклонностях. По мнению И. Канта, центр всех мотивов и целей – себялюбие, реаль- ный человек движим к стремлению к собственному счастью и это стремление неистребимо. В мире господствует эгоизм, корысть. Не нужно быть врагом человечества, а достаточно быть просто наблюдательным человеком, чтобы увидеть, что в мире нет под- линной добродетели. Он утверждал, что мораль не выводится из чего бы то ни было, она содержит свою причину в себе. Поведение человека может и должно зависеть от морали. Мораль априорна. Она существует несмотря ни на что и вопреки всему, И. Кант воз- вышает ее над миром и противопоставляет ее миру. Заслуга И. Канта в этической теории огромна. Он четко вы- делил этику как отрасль философии, создав свою теорию этиче- ских взглядов, И. Кант показал, что этика имеет жизненно важ- ное значение и основанием является основанием государства и политики. Совершенно противоположной кантианской теории морали создал свою этику известный немецкий философ ХIХ века Фри- дрих Ницше. В соответствии с взглядами И. Канта мораль возмож- на потому, что у человека есть свобода воли. Ф. Ницше утвержда- ет, что нет ни свободной, ни несвободной воли, а есть слабая и сильная воля. Это, прежде всего, воля к власти, которая является движущей силой жизни. Идеал Ф. Ницше – «человек воли», испол- ненный избыточных витальных сил и наслаждающийся любым проявлением своей «мощи» – как утверждающим, так и разруши- тельным. Падающего – толкни, униженного – унизь еще больше, оскорбленного – оскорби дважды, добейся того, чтобы он взбун- товался, и тогда убей по «праву сильного» [51]. «Человек воли» – преступник, он сам творит нормы своего по- ведения, переступая через общепринятое и общепризнанное. По мнению Ф. Ницше, любой гений – преступник, потому что он пе- реступает через то, что принято. Особенно Ф. Ницше оправдывает 29 Профессиональная этика юриста преступления против права и нравственных норм, они не должны останавливать «человека воли». Образцом такого человека он счи- тал Наполеона. Основные идеи этики Ф. Ницше – оправдание преступления, права сильного, отождествление гения и злодейства, отрицание христианства. В соответствии с его учением, слабые и неудач- ники должны погибнуть и первое положение нашей любви к человеку – помочь им в этом. В мире должна царствовать мораль господ, людей сильных, злых, гениально-преступных. Мораль, по мнению Ф. Ницше, порча, изобретение «слабых», «маленьких» людей, «мошенничество высшего порядка», наилучшее средство, с помощью которого люди «водятся за нос». Христианство вред- нее всякого порока, потому что призывает к деятельному состра- данию ко всем неудачникам и слабым, тем самым, внося порчу в самый разум духовно-сильных натур. Древнейшее, так называе- мое, «золотое правило» нравственности, положенное в основу ка- тегорического императива И. Канта и призывающее человека от- носиться к другим так же, как он хочет, чтобы относились к нему, Ф. Ницше называл «опасным для жизни» [51]. Даже такой краткий обзор этических взглядов Ф. Ницше показывает, что неслучайно именно этого немецкого философа высоко ценил один из самых жестоких представителей кровавой истории ХХ века А. Гитлер. В 40-е годы ХIХ века формируется марксистская теория, рас- сматривающая развитие человеческого общества с материалисти- ческих позиций. Основное положение марксистской этики заклю- чается в следующем: чтобы выяснить, что должен делать человек, надо установить, кто он есть на самом деле. Сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. Мораль воз- никает там, где человек встречается с обществом, человечеством. Отношения, в которые вступают люди между собой в жизни в ходе производства и воспроизводства, прежде всего, труда, являются источником их собственного формирования [22]. Современная этика. Среди теорий морали ХХ века следует об- ратить особое внимание на этику ненасилия, которая находит все 30 Титова Е.В. большее количество приверженцев во всем мире. Исторически существовала и до сих пор продолжает свое существование тра- диция разрешения различных государственных, национальных, межличностных проблем с позиций силы. Этика ненасилия – это совершенно иной подход к разрешению конфликтов, исключаю- щий насилие. Идеи ненасилия сформулированы еще в Библии, в Новом Завете, рекомендующем, если «кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую». В данном случае отразился некий идеал, в соответствии с которым непротивление злу рассматрива- ется как проявление нравственного совершенства, нравственного превосходства над чужим грехом. Неумножение зла расценивает- ся как проявление добра. Соответствующие библейские заповеди с большим трудом утверждались в сознании человека и до сих пор многим кажутся невыполнимыми. Значительное развитие этика ненасилия получила в работах выдающегося русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого, счи- тавшего, что признание необходимости противления злу насилием есть не что иное, как оправдание людьми своих привычных излю- бленных пороков: мести, корысти, зависти, злости, властолюбия. По его мнению, большинство людей христианского мира чувству- ют бедственность своего положения и употребляют для избавле- ния себя то средство, которое по своему миросозерцанию считают действительным. Средство это – насилие одних людей над други- ми. Одни люди, считающие для себя выгодным существующий го- сударственный порядок, насилием государственной деятельности стараются удержать этот порядок. Другие люди тем же насилием революционной деятельности стараются разрушить существую- щее устройство и установить на место его другое, лучшее. «Всякое насилие состоит в том, что одни люди под угрозой страданий или смерти заставляют других людей делать то, чего не хотят насилуемые» [52]. Насилие не создает ничего, оно только разрушает. Тот, кто от- вечает злом на зло, умножает страдания, усиливает бедствия, но не избавляет от них ни других, ни себя. Таким образом, насилие 31 Профессиональная этика юриста бессильно, бесплодно, разрушительно. Недаром еще в учениях древних мудрецов любовь, сострадание, милосердие, воздаяние добром за зло считались основой нравственных отношений. Дру- гой сторонник этой теории – М. Ганди, мечтавший обрести сво- боду Индии мирными средствами, считал ненасилие оружием сильных. Страх и любовь – противоречащие понятия. Закон люб- ви действует, как действует закон гравитации, независимо от того, принимаем мы его или нет. Так же, как ученый творит чудеса, по- разному применяя закон природы, так и человек, применяющий закон любви с аккуратностью ученого, может творить еще боль- шие чудеса [35]. Ненасилие не означает пассивности, оно активно и предпола- гает, как минимум, две формы борьбы: несотрудничество и граж- данское неповиновение. Идеи отказа от насилия как средства раз- решения конфликтов и проблем находит все большее количество своих сторонников во всем мире. Одной из интереснейших философских концепций ХХ века яв- ляется этика благоговения перед жизнью, основоположник кото- рой выдающийся гуманист современности – Альберт Швейцер. В основе этой теории находится принцип благоговения перед жиз- нью в любой форме, облегчение страданий всех живущих. Благо- говение перед жизнью, по мнению А. Швейцера, относится как к природным, так и к духовным явлениям, так как преклонение пе- ред естественной жизнью необходимо влечет за собой преклоне- ние перед жизнью духовной. «Особенно странным находят в этике благоговения перед жизнью то, что она не подчеркивает различия между высшей и низшей, более ценной и менее ценной жизнью. У нее есть свои основания поступать таким образом. Для истинно нравственного человека всякая жизнь священна, даже та, которая с нашей человеческой точки зрения кажется нижестоящей», – от- мечает он [94]. Уравнивая нравственную ценность всех существующих форм жизни, А. Швейцер, тем не менее, вполне допускает ситуацию мо- рального выбора: «Находясь вместе со всеми живыми существами 32 Титова Е.В. под действием закона самораздвоения воли к жизни, человек все чаще оказывается в положении, когда он может сохранить свою жизнь, как и жизнь вообще, только за счет другой жизни. Если он руководствуется этикой благоговения перед жизнью, то он наносит вред жизни и уничтожает её лишь под давлением необходимости и никогда не делает это бездумно. Но там, где он свободен выби- рать, человек ищет положение, в котором он мог бы помочь жиз- ни и отвести от нее угрозу страдания и уничтожения» [94]. Пони- мая, насколько трудна судьба того, кто будет следовать его идеям, А. Швейцер обращает внимание на необходимость самоотречения как средства деятельности. Самоотречение не обесценивает лич- ность человека, а помогает освободиться от эгоизма, предвзятости в оценке других. Бороться со злом необходимо, но не средствами зла, не отмщением, пресекая распространение зла. В этом положении взгляды А. Швейцера близки идеям сторонников теории ненасилия. Одним из средств недопущения зла в человеческую душу он считает необходимость прощения, тем самым пренебрегая злом, исключая его. Такой способ недопущения зла позволяет избавить человека от мук нравственного выбора, необходимости поисков самооправда- ния. «Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами» [94]. В этом высказывании А. Швейцера заключен глу- бокий смысл. Вся его этическая концепция призывает к активной целенаправленной деятельности, сохранению всех существующих форм жизни, самоотверженному служению людям, отдавая им ча- стицу своей жизни, участия, любви, доброты. 1.3 КАТЕГОРИИ ЭТИКИ Категории этики – это основные понятия этической науки, от- ражающие наиболее существенные элементы морали. При всем раз- нообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теорети- ческом и практическом отношении категории: добро и зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь; 33 Профессиональная этика юриста смысл жизни; счастье. Добро и зло – наиболее общие формы мораль- ной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положи- тельное нравственное значение, отвечающее требованиям нрав- ственности, служащее отграничению нравственного от безнрав- ственного, противостоящего злу. Зло – категория этики, по своему содержанию противополож- ная добру, обобщенно выражающая представление о безнрав- ственном, противоречащем требованиям морали, заслуживаю- щем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрица- тельных моральных качеств. С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель – устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок. Добро- детельный человек не только признает положительные нравствен- ные принципы и требования, но и творит добро, поступая в со- ответствии с ними. Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравствен- ными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справед- ливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, на- дежду на его милость и любовь к нему). При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность оценивались и оце- ниваются положительно. В обыденной жизни благо – все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потреб- ностей людей, является средством для достижения определенных целей. Добро – разновидность духовного блага. В этическом смыс- ле понятие блага часто употребляется как синоним добра. Справедливость в обществе понимается в различных аспек- тах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, 34 Титова Е.В. которое рассматривается как должное, отвечающее представлени- ям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соот- ветствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практиче- ской ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием. Аристотель впервые разделил справедливость на уравнитель- ную (справедливость равенства) и распределительную (справед- ливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости со- храняют свое значение и в современных условиях. Несправедливость – противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспече- ны, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально. Справедливость главен- ствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция» по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом это «представитель справедливости». Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Право- вое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно к деятельности суда. В частности, ст. 10 декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснован- ности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независи- мым и беспристрастным судом» [1]. Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и граждан- ским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении [2]. Требование справедливости в государстве и обществе вопло- щается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации [5]. 35 Профессиональная этика юриста Долг – категория этики, означающая отношение личности к об- ществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанно- сти об отношению к ним в конкретных условиях. Долг представля- ет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский. Успешно выполнять свои функции работники судов и прокурату- ры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значе- ние своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями за- конов, прав человека, интересов общества и государства. Совесть – категория этики, характеризующая способность че- ловека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требова- ниям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступаю- щее как долг и ответственность перед самим собой. Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функ- ции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и прин- ципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффек- тивно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности. Ответственность – категория этики, характеризующая лич- ность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, 36 Титова Е.В. соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рас- сматриваемого с позиций возможностей личности. Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факто- ров, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть. Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия. Достоинство – категория этики, означающая особое мораль- ное отношение человека к самому себе и отношение к нему со сто- роны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, со- образовывать свое поведение с требованиями нравственности. В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возмож- ностей и обосновывает высокую требовательность к нему со сто- роны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от по- ложения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности. Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей. Честь как категория этики означает моральное отношение че- ловека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным обществен- ным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним 37 Профессиональная этика юриста моральными заслугами (честь офицера, судьи, ученого, врача, предпринимателя). Честь обязывает человека оправдывать и под- держивать репутацию, которой он обладает лично и которая при- надлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит. Репутация – мнение о нравственном облике человека, сложив- шееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведе- нии. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в тече- ние достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие. Кодекс судейской этики Российской Федерации, принятый в 2012 году, обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации [11]. Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь лю- дей, даже и тех, кто не имеет представления об их научной трак- товке. Они определяют содержание права, присутствуют в законо- дательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятель- ность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятель- ности по его применению. Вопросы для контроля знаний: 1. Дайте определение понятия этика. 2. Что составляет предмет этики как философской науки? 3. Определите основные этапы развития этических учений. 4. Каковы характерные особенности периода предэтики? 5. Каковы характерные особенности античной этики? 6. Каковы характерные особенности средневековой этики? 7. Каковы характерные особенности этики Нового времени? 8. Дайте определение и перечислите основные этические кате- гории. 9. Какие функции выполняют этические категории? 10. Назовите характерные черты этических категорий. 38 Титова Е.В. Прокомментируйте высказывания: «Этика ставит своей целью пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью, тогда как гражданская наука не тре- бует ничего, кроме внешней порядочности…». [Ф. Бекон] «Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее». [М. Монтень] «Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь». [Аристотель] «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик». [В. Гёте] «Говорить, что нравственные идеалы врожденны или пред- ставляются результатом инстинкта, – это все равно, что ут- верждать, будто человек способен читать, не зная еще букв алфа- вита». [П. Гольбах] |