Главная страница

Учебное пособие ФИлософия права. Философия права


Скачать 2.28 Mb.
НазваниеФилософия права
Дата22.02.2023
Размер2.28 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУчебное пособие ФИлософия права.pdf
ТипУчебное пособие
#950667
страница3 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Вопросы:
1. Дайте характеристику разновидностей методов в науке. Дайте определение метода научного исследования.
2. Дайте определение методологии и назовите структурные уровни юридической методологии. Как соотносятся юридическая методология и философско-правовая методология. В чем состоит специфика методологической теории философии права. Каково методологическое содержание философии права. Приведите основания классификации методов философии права.
Литература:
1. Алексеев С.С. Право – азбука, теория, философия опыт комплексного исследования. М, 1999.
2. История и методология юридической науки Коллективная монография / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.В. Сорокина. М, 2016.
3. История и методология юридической науки Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Денисова, ИЛ. Честнова. СПб., 2014.
4. Кальной И.И. Философия права Учебное пособие. Симферополь, 2004.
5. Керимов ДА Методология права (предмет, функции, проблемы философии права. е изд. М, 2001.
6. Куликов Е.А. Категория меры вправе теоретико-правовые и философ- ско-правовые аспекты. М, 2015.
7. Лазарев В.В., Липень СВ История и методология юридической науки Университетский курс для магистрантов юридических вузов / Под ред.
А.В. Корнева, М, 2017.
8. Методологические проблемы цивилистических исследований б. науч. статей / Отв. ред. А.В. Габов, В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. М, 2016.
9. Михайлов А.М. Актуальные вопросы теории правовой идеологии и методологии юриспруденции. М, 2016.
10. Нерсесянц В.С. Философия права Учебник для вузов. М, 1997.
11. Право XX века идеи и ценности Сб. обзоров и рефератов. Хрестоматия Отв. ред. ЮС. Пивоваров. М, 2001.
12. Сырых В.М. История и методология юридической науки Учебник. М,
2012.
13. Сырых В.М. Российские правоведы на перепутье материалистический рационализм или субъективный идеализм // Журнал российского права.
2016. № 1.
14. Тарасов Н.Н. Юридические конструкции теоретическое представление и методологические основания исследования // Юридическая техника. 2013.
№ 7 (Ч. 2).
15. Философия права Курс лекций Учебное пособие Вт. Т. 1 / Отв. ред. МН. Марченко. М, 2011.
16. Философия права Учебник / Под ред. О.Г. Данильяна. М, 2007.

47
§ 3. Философия права в системе знания 3. Философия права в системе философского и научного юридического знания

Философия права находится в сложной диалектической взаимосвязи с философией в целом (особенно с такими ее разделами, как социальная философия, политическая философия, философия культуры, а также с рядом областей научного юридического знания – теорией государства и права, социологией права, историей политических и правовых учений, историей государства и права. Некоторые отрасли юридической науки, исторически существовавшие, такие как энциклопедия права, также оказывали воздействие на ее формирование и сами в свою очередь развивались под ее влиянием.
Для того чтобы понять все многообразие этих связей, необходимо обратиться к истории и проследить, как менялись представления о структуре философского и правового знания и месте в этой структуре философии права. Проблематика эта имеет не только абстрактно- теоретическое значение – в судьбах философии права как в зеркале отражаются глобальные тенденции развития мировой философской и юридической мысли, их изучение позволяет подметить и ряд важных закономерностей в отечественной государственно-правовой истории.
Историю развития системных связей между философией права и иными областями философского и научного знания можно представить как последовательность следующих этапов) развитие представлений оправе в рамках общефилософских недифференцированных представлений) дивергенция областей философского знания, выделение философии права, а также теоретической науки оправе) становление теории государства и права в советской юридической доктрине) актуализация дискуссий о соотношении философии права и общей теории права) выделение философии права в самостоятельную дисциплину юридического профиля) параллельное развитие теории государства и права и философии права в современной российской юридической науке.
Этапы с третьего по шестой выделены применительно к тенденциям развития отечественной правовой науки – в науке зарубежной существует, например, определенная специфика в восприятии места
Глава 1. Философия права предмет, методология теоретического знания в системе представлений оправе, там не было периода безраздельного господства теории государства и права, как в советской юридической науке, в связи с чем выделение общей, универсальной периодизации не представляется возможным. Развитие представлений оправе в рамках общефилософских недиф-
ференцированных представлений.
Философское постижение правовой реальности сопровождало социум на всем протяжении его государственно оформленной стадии развития. Как отмечалось выше, зарождение философии права как обобщенной области познания правовых явлений состоялось в период Античности, когда уже появились первые концептуальные формы выражения знания о социальном мире, месте в нем государства, права.
Вместе стем первоначальный этап развития философских представлений оправе это лишь первые шаги в постижении философствующим человеком тех рамок, которые он может установить сам себе в государственно организованном социуме. Изящные философские построения древнегреческих философов, изречения Конфуция или индуистских мудрецов, софистика христианских богословов – познание, обращенное на себя самого, неизбежно приводило человека на каждом историческом этапе к определенным выводам о том, как наиболее рационально, правильно обустроить общество, в котором он живет. Отсюда стремление к построению идеальных конструкций и моделей, в которых важное место отводилось норме поведения. В государственно организованном обществе одно из центральных мест, разумеется, было отведено именно норме правовой.
Но в силу сравнительно малого накопленного багажа знаний о мироустройстве на первоначальном этапе все основные знания, как в правовой, таки в иных сферах, вполне могли быть объединены под одной крышей философии.
О.В. Мартышин справедливо отмечает, что, возникнув рядом с религией, философия также претендовала на универсальный характерна абсолютное и всеобъемлющее знание мира. Философии чужда специализация. До XIX в, когда колоссальное увеличение объема знаний привело к признанию необходимости постепенно возникающей дифференциации наук, философы были универсалами. Представления о государстве и праве включались во всеохватывающую систему философии, также как прежде в религию. В.И. Кириллов использует в отношении недифференцированных знаний, которые философия накапливала
1
Мартышин О.В. Философия права Учебник для магистров. МС. Философия права в системе знания на первоначальном этапе, термин «протознания»: Вследствие неразвитости наук собственно философские проблемы вплетались вовсю совокупность знаний, и только позднее из нерасчлененных знаний, или протознаний (лат. protus – первый, выделяются математика, астрономия, медицина, затем механика, химия, биология, юриспруденция и другие специальные науки»
1
Таким образом, следует различать исторические основы философии права (которые уходят вглубь веков) и историю формирования философии права как самостоятельной науки, историю дискуссий о ее месте в системе научного и общефилософского знания. И если первая имеет достаточно широкие временны́е рамки (соответствующие вехи характеризуются в гл. 2 настоящего пособия, то проблема места философии права в системе других отраслей научного знания на первоначальном этапе, вплоть до XIX в, в научном дискурсе практически не ставилась. Дивергенция областей философского знания, выделение философии права, а также теоретической науки о праве.

Недифференцированность знания сохранялась в рамках философии только до тех пор, поката или иная сфера оставалась недостаточно изученной и не накапливался определенный массив знаний. Даже если у философов прошлого мы находим отдельные философско- правовые мотивы, это не позволяет говорить о наличии самостоятельной философии права, пока некий критический порог перехода количества знаний в качество не преодолевался. Так, П.В. Алексеев, например, считает, что действительно, в философских концепциях прошлого – от Платона и Аристотеля вплоть до Фихте, Гегеля, Маркса ив концепциях многих современных философов мы находим в качестве составной части систему взглядов на государственное устройство с довольно-таки подробными рекомендациями для практических политических действий, однако, по мнению автора, как к свое время появление натурфилософии было вызвано неразвитостью теоретической сферы биологии, так обстоит дело и с вопросом о разработке представлений о конкретном устройстве государства это задача юридической науки и специалистов-политиков»
2 1
Философия. Часть первая История философии Учеб. пособие / Под ред. проф.
В.И. Кириллова, проф. СИ. Попова, проф. АН. Чумакова. е изд, перераб. и доп. МС Алексеев П.В., Панин А.В. Философия Учебнике изд, перераб. и доп. МС Глава 1. Философия права предмет, методология
Когда такой порог был преодолен и знаниями оправе, начинает формироваться самостоятельная наука философии права, в которую внесли значительный вклад фундаментальные философско-правовые по уровню познания правового и социального бытия труды таких мыслителей, как И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, и иных авторов более подробно об истории становления философии права см. гл. 2 учебного пособия).
Вместе стем уже с первых шагов этой науки начали формироваться и ее конкуренты в виде разного рода теоретических наук оправе (враз- ных странах и на разных исторических этапах они имели различные названия, которые, в отличие от философии права, предлагали более прагматичное воззрение на структуру, содержание и применение знания оправе. Развитие таких наук связано и с возникновением правового позитивизма, его укреплением в XIX в.
Именно с этим временны́м периодом связан окончательный отрыв философии права от философии в рамках глобальной тенденции на дивергенцию философского знания по отраслям наук. Как отмечают сегодня сами философы, представления, разделяющие понятия общества и государства, возникают в условиях капитализма. Как известно, в Новое время наука приобретает статус особой области профессиональной деятельности и особого социального института. Усложнение социальной структуры общества, формализация деятельности властных структур и универсализация товарно-денежных отношений обусловили усложнение структуры научного знания и становление дисциплинарной структуры обществознания. В частности, Н.Ф. Бучило отмечает, что первой возникла история, позже, в условиях капитализма, возникает экономическая теория, в XIX в. в рамках первой волны позитивизма возникает социология как самостоятельная наука об обществе
2
С этого момента и посей день не утихают споры о соотношении философии права и иных отраслей юридического научного знания. Эти споры характерны и для дореволюционного российского правоведения в рассматриваемый период.
Например, некоторыми учеными ставилась под сомнение необходимость разделения философского и теоретического познания права. Отмечалось, что наиболее оправданно сохранение единства теоре-
1
Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки Учеб. пособие. МС Там же. С. 239–242.

51
§ 3. Философия права в системе знания тической правовой науки. Приведем авторитетное мнение поэтому вопросу такого классика дореволюционной российской юриспруденции, как МН. Коркунов. Для начала он приводил следующую характеристику аргументации, используемой в его время в обоснование самостоятельности философии права Хотя философия права в новейшей ее форме обратилась к выяснению положительного права, она все-таки не сливается с наукой положительного права. Она сохраняет свой особый метод. Она не обращается к наблюдению, не идет в своих исследованиях путем индуктивным. Она покоится на предположении, что выяснение вечных оснований положительного права может быть дано не эмпирическим знанием, а только знанием сверхчувственным, получаемым познающим умом непосредственно, помимо чувственного опыта. Особенность метода, полагают, обеспечивает философии права возможность получить не только относительное познание права, но и безотносительное, абсолютное, объяснить не только явления правовой жизни, но и самую сокровенную сущность права»
1
Однако ученый не был согласен с такой позицией, полагая, что едва ли возможно отстаивать надобность существования особой философии права как сверхчувственного познания оправе. Аргументация его, как видится, не утратила убедительности посей день если сверхъестественное познание абсолютной истины возможно, зачем отделять это познание от эмпирического изучения изменчивого и относительного Если существует несколько путей познания, нет основания их разъединять. Они все должны быть соединены в научном изучении предмета»
3
Уже в тот период возникает также вопрос о соотношении философии права и энциклопедии права. Как отмечают современные исследователи, последняя представляет собой общую характеристику феноменов права, общий комментарий, нов ней нет системного анализа комплекта юридического знания. Огромен вклад в энциклопедию права Шеллинга, Фихте, Гегеля, Ганниуса, Пюттера, Гареи- са, Ратковского, Рождественского, Деларова, Зверева, Суворова, Ка- расевича, Трубецкого»
4
. Будучи, по сути, простым перечислением наиболее значимых сведений из всех отраслей права, энциклопедия
1
Коркунов НМ Лекции по общей теории права. е изд. / Предисл. д-ра юрид. наук, проф. И.Ю. Козлихина. СПб., 2004. С. 43.
2
Там же.
3
Там же.
4
Лихачев Г.Д., Нургалеев Ш.Х. Философия права в системе юридических наук // Юридическое образование и наука. 2006. № 1.
Глава 1. Философия права предмет, методология права вскоре повторила судьбу философии – подросшие птенцы отраслевых юридических наук вскоре уже не умещались в ее родительском гнезде. Энциклопедия права попросту устарела, стала анахронизмом. Согласимся с Е.А. Фроловой: Закономерно возникает вопрос как частные, отрывочные знания узкоспециализированных наук превратить в стройную, целостную систему Очевидно, самым простым средством достижения этой цели представляется экстенсивный путь – энциклопедизм, расширение объема (количества) знаний. Такое знание не может быть полными глубоким сводя формально воедино многочисленные факты, энциклопедия не может дать целостной системы знаний, поскольку рядом сточным изложением подробностей в одних науках присутствует полное невежество в других областях знаний»
1
Недаром многие дореволюционные российские юристы относились к энциклопедии права весьма скептически. На сегодняшний же день эта юридическая дисциплина, по сути, обрела вторую жизнь в виде учебников по основам права или правоведению, по которым учатся, например, студенты неюридических вузов, которым в сжатые сроки необходимо освоить азы правовой материи, ноне больее. В связи с этим вопрос о соотношении философии права и энциклопедии права сегодня носит характер сугубо исторический и серьезно современной правовой наукой не ставится.
Место главной фундаментальной науки оправе в отечественном правоведении довольно быстро заняла общая теория права. Обосновывая необходимость общей теории права как обобщенного знания оправе, НМ. Коркунов образно говорило том, что человеческое знание – это книга с разрозненными страницами. Здесь на одной странице мы прочли все, на ней написанное, знаем до последней буквы, но рядом с ней нет ни предшествующей, ни следующей за ней страницы, и прочитанное нами, оставаясь без начала и конца, только дразнит нас как неразрешимая загадка. Отсюда непосредственно вытекает важность возникновения обобщающей фундаментально-теоретической науки оправе и довольно быстро философию права и энциклопедию права в этом статусе начинает вытеснять общая теория права.
Другой дореволюционный правовед – В.М. Хвостов, автор книги по общей теории права, имевшей подзаголовок Элементарный
1
Фролова Е.А. Проблемы теории и философии права Монография. МС Коркунов НМ Лекции по общей теории права. е изд. / Предисл. д-ра юрид. наук, проф. И.Ю. Козлихина. С. 20.

53
§ 3. Философия права в системе знания очерк, давал такое определение Под именем общей теории права разумеется наука, ставящая себе задачей изучение самых основных вопросов правоведения. По существу таких вопросов можно выделить два 1) вопрос о государстве и 2) вопрос оправе. Как отмечает
Е.А. Фролова, по признанию многих отечественных правоведов конца
XIX – начала XX в, русская наука не пошла по пути энциклопедизма. Основное внимание в науке оправе сосредоточилось на уяснении понятий и создании правовых концепций по сути, энциклопедия права перешла в теорию права»
2
Так оформились две главные конкурентки за звание царицы юридических наук – философия права и энциклопедия права. На протяжении всего дореволюционного периода в отечественной юриспруденции трон этот таки не был окончательно поделен.
Однако, как видится, к концу этого периода перевес все же был на стороне общей теории права, поскольку она, впитав от философии права лучшее в плане методологии и круга исследуемых проблем, обогатила ее за счет эмпирического опыта и учета потребностей практики, а также аккумуляции достижений отраслевых наук.
О.В. Мартышин отмечает, что специализация привела в XIX в. к выделению из всеобъемлющей философии права особой теории права. У нее было два несхожих источника. С одной стороны, опыт философского осмысления, ас другой – юридическая практика. Теория права отвечала потребностям развития правовых систем и юридического образования. Она воспользовалась философским багажом в том, что касается понимания права, его нравственных основ и его места в жизни общества, но к этому прибавила юридическую догматику, которой философия не уделяла серьезного внимания. Выйдя из философии, теория права свела ее роль к определению некоторых мировоззренческих и методологических основ и занялась разработкой общих технических форм функционирования права, в большинстве своем не представляющих интереса для философии»
3
Таким образом, на определенном этапе философия права и теоретические представления оправе в рамках энциклопедии права и общей теории права существовали параллельно, причем постепенно общая теория права вытесняла философию права, сводила ее роль, по сути, к истории политических и правовых учений Хвостов В.М.
Общая теория права Элементарный очерке изд. МС Фролова Е.А. Проблемы теории и философии права Монография. МС Мартышин О.В. Философия права Учебник для магистров. С. 6.
Глава 1. Философия права предмет, методология
Этому способствовали тот факт, что философия права не уделяла достаточно внимания потребностям практики ив связи с этим проигрывала общей теории права как универсальному инструменту юриста в выполнении им общественно и государственно значимой профессиональной функции. В связи с этим трудно удержаться и не повторить известного высказывания дореволюционного юриста Г.Ф. Шершене- вича о том, что в то время, как юристы занимались исключительно толкованием и систематизированием норм положительного права, философия права разрабатывалась по преимуществу лицами, весьма мало или даже вовсе непричастными к правоведению. Они изучали право, как оно дано им в нормах, не задаваясь мыслью о том, каким оно должно быть, и даже может ли оно быть иным, а философы создавали идеальное право, не зная, что такое право в действительной жизни и как применяются его нормы. Становление теории государства и права в советской юридической

доктрине.
Окончательный триумф теории права над философией права связан стем, что она в большей степени отвечала задачам построения и укрепления молодой советской государственности ив меньшей степени вызывала ассоциации с потерпевшим крушение царским режимом. В этом плане знаменитый философский пароход, на котором из страны было выслано более 200 представителей старой дореволюционной интеллигенции, которых, по выражению Л.Д. Троцкого, расстрелять не было повода, а терпеть было невозможно (в том числе НА. Бердя- ев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, СЕ. Трубецкой и др, – явление глубоко символичное.
Современные исследователи отмечают, что с концах гг. прошлого века (важнейший рубеж – Совещание по вопросам науки советского государства и права 16–19 июля 1938 г) в нашей стране утвердилась единственная общетеоретическая юридическая дисциплина – теория государства и права
2
Этому способствовал известный споротом, какое место должно занимать в молодой советской государственности право и как именно его понимать. Дело в том, что сразу после крушения Российской империи господствующим мировоззрением в среде победивших политических сил были в целом правовой нигилизм итак называемое революционное правосознание, которое ставилось выше права. К этому
1
Шершеневич Г.Ф. Общая теория права Учебник. Вт. Вып. 1. МС Мартышин О.В. Философия права Учебник для магистров. С. 4.

55
§ 3. Философия права в системе знания стоит добавить известный марксистский тезис о грядущем отмирании государства и права, которые, по выражению Энгельса, прогрессивное человечество вскорости отправит в музей древности, прямиком к прялке и бронзовому топору. Характерно, например, следующее высказывание А.Г. Гойхбарга: Религия и право – идеологии угнетающих классов, постепенно сменяющие одна другую. И если нам еще в настоящее время приходится ожесточенно бороться с религиозной идеологией, тов еще гораздо большей степени нам придется бороться с правовой идеологией. Всякий сознательный пролетарий знает в настоящее время или, по крайней мере, сотни раз слышал, что религия – опиум для народа. Но редко кто, мне кажется, сознает, что право есть еще более отравляющий и дурманящий опиум для того же народа»
2
Хотя некоторые ученые и признавали снисходительно, что право может использоваться в качестве инструмента для борьбы революционера на определенном этапе. Например, Е. Пашуканис, анализируя воззрения В.И. Ленина направо, писал Для всякого революционера характерно стремление ниспровергать и разоблачать фетиш законности того строя, против которого ведется революционная борьба. Это понятно само собой. Без этого революционер – не революционер. Но для мелкобуржуазного революционера самоотрицание легальности превращается в своего рода фетиш, поклонение которому заменяет трезвый учет сил и условий борьбы и уменье использовать и закрепить даже самые ничтожные завоевания для подготовки дальнейшего штурма. Революционность ленинской тактики никогда не вырождалась в фетишистское отрицание легальности, никогда не была революционностью фразы. Наоборот, на известных исторических этапах он настойчиво призывал к использованию легальных возможностей, которые вынужден был предоставить непобежденный окончательно, но лишь надломленный враг. Ленин умел не только беспощадно разо-
1
Основанием послужило известное высказывание Ф. Энгельса о том, что мы приближаемся теперь быстрыми шагами к такой ступени развития производства, на которой существование этих классов не только перестало быть необходимостью, но становится прямой помехой производству. Классы исчезнут также неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором
(Энгельс Ф Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К,
Энгельс Ф Избранные произведения. Вт. Т. 3. М, 1986).
2
Гойхбарг А Несколько замечаний оправе Советское государство и право. 1924.
№ 1 (7). С. 3.
Глава 1. Философия права предмет, методология блачать царскую буржуазную и тому подобную легальность, но и пользоваться ею там, где это было нужно и когда это было нужно. Он учил, как подготовлять свержение самодержавия, пользуясь избирательным законом, изданным этим же самым самодержавием, как отстаивать первые позиции, отвоеванные мировой революцией пролетариата, те. нашу победу в октябре 1917 г, идя на заключение договора с одним из империалистических государств (Брестский мир)»
1
Однако по мере укрепления Советского государства возникла необходимость в построении столь же сильного и эффективного советского права. Тезис об отмирании государства и права, по сути, сам был выброшен в мусорную корзину истории, поскольку не соответствовал стратегическим задачам советской власти. Соответственно были осуждены и концепции, которые отрицали роль права.
Показательно, например, что А.Я. Вышинский, при всей неоднозначности этой фигуры в российской правовой истории, в 1937 г, на пике борьбы с вредителями от юриспруденции,отмечал: В арсенале борьбы и побед трудящихся нашей великой родины одно из почетных мест принадлежит советскому праву. Понятно поэтому, какое громадное значение имеет овладение марксистско-ленинской теорией права для практических работников, призванных осуществлять стоящие перед советским государством задачи. Понятно также, какое значение имеет теоретическая разработка как общих, таки специальных проблем советского права. Между тем, едва ли найдется другой участок теоретического фронта, столь отсталый и засоренный всяким лжемарксистским, антинаучным гнильем и хламом, как область правовых наук. Он утверждал На этом участке долгое время орудовал разоблаченный ныне двурушник Пашуканис. Отступая подогнем критики с одной ступеньки на другую, они в различных формах про- поведывали антипартийные, вредительские теории отмирания государства и права. Разоружить рабочий класс перед лицом его врагов, подорвать государственную мощь социализма – такова была цель этих попыток. Учащейся молодежи, растущим кадрам внушалось нигилистическое отношение к советскому праву»
3
Таков исторический фон, на котором происходило окончательное вытеснение философии права теорией государства и права. Понятно,
1
Пашуканис Е Ленин и вопросы права (впервые напечатано в сборнике Революция права. 1925. № 1) // Из ленинского наследства. К ленинской теории государства и пролетарской революции Сб. статей. МС Вышинский А.Я. К положению на фронте правовой теории. МС Там же. С. 4–5.

57
§ 3. Философия права в системе знания что в таких условиях развивать первую было практически невозможно, особенно учитывая, что критиковались ученые именно зато, что
«перепевали на советский лад буржуазные теории психологистов, нормативистов, всех этих Петражицких, Кнаппов, Дюги, Карнеров и при т.п.»
1
4. Актуализация дискуссий о соотношении философии права и общей теории права.
Необходимо учитывать, в каких исторических условиях велись дискуссии о перспективах развития права в Советском государстве на его начальных этапах – фактически в арьергарде трех революций и трех войн (считая Русско-японскую и Гражданскую. Вплоть до победы в Великой Отечественной войне и последовавшего за этим периода относительной стабильности, купленной великой кровью, и отечественная правовая наука вынуждена была разделить судьбу всей страны, в величайшем напряжении искавшей новые горизонты развития на обломках Империи.
Как только долгожданная стабильность наконец настала, примерно с х гг. ХХ в. начался принципиально новый период развития отечественной правовой науки, когда закономерно стал возрождаться интерес и к философии права.
Однако она в это время мыслилась в строгом взаимодействии и соподчинении с теорией государства и права, понималась как неотъемлемая органичная часть последней. Соотношение между философией права и теорией государства и права (или, как вариант, общей теорией права, таким образом, понималось как соотношение между частью и целым.
Наиболее яркими представителями этой точки зрения были такие патриархи советской юридической науки, как С.С. Алексеев и ДА. Керимов.
С.С. Алексеев, например, обосновывал, что, «монистически объединяя философскую, социологическую и специально-юридическую характеристики права, общая теория права является многоплановой, многоаспектной областью знаний. В рамках этой единой теории есть относительно обособившиеся группы проблем, которые могут быть обозначены как вопросы философии права, социологии права,
«специально-юридической теории (общей позитивной теории, и при этом особенно подчеркивал, что по своей природе, логике большинство философских, социологических и специально-юридических воп-
1
Вышинский А.Я. К положению на фронте правовой теории. С. 4.
Глава 1. Философия права предмет, методология росов вправе таково, что они должны существовать в органическом единстве и могут обособляться в теории условно. В принципе основное содержание общетеоретических знаний нераздельно, нерасчленимо объединяет водно целое философскую, социологическую, специаль- но-юридическую характеристики права»
1
Д.А. Керимов жене только рассматривал философию права как часть общей теории права, но и сужал ее роль до, по сути, учения оме- тодах права (неслучайно его классический труд поданной проблематике, выдержавший несколько изданий, имел название Методология права предмет, функции, проблемы философии права. По мнению ученого, довольно длительный период времени общая теория права выступала в качестве онтологической теории (социологии права. Постепенно и все в большей мере в ее рамках возникали вопросы о том, какими путями, методами и способами происходит самопознание правовых явлений и процессов, какова их гносеологическая природа. Именно эти вопросы и очертили круг интересов философии права, и при этом он подчеркивал, что исторически философия права родилась в недрах общей теории права или, во всяком случае, развивалась параллельно с ней. Так или иначе, но философия права представляет собой науку, являющуюся одной из органических составляющих общей теории права»
3
Однако философская составляющая правового знания отнюдь не замыкается одной только методологией и иными гносеологическими аспектами. А.Г. Спиркин, например, выделяет в структуре философии следующие компоненты учение об общих принципах бытия онтология или метафизика, о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории, учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология, теорию познания (гносеологию, проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, те. историю философии»
4
Всестороннее философское осмысление права должно предполагать охват глубочайшего пласта теоретико-правовых по своей сути понятий и категорий, отражающих сущность правовых явлений и процессов в их
1
См. современное переиздание классической работы автора Алексеев С.С.
Общая теория права Учебнике изд, перераб. и доп. МС Керимов ДА Методология права предмет, функции, проблемы философии права. е изд. МС Там же. С. 42.
4
Спиркин А.Г. Философия Учебнике изд. МС. Философия права в системе знания исторической динамике (онтология права, методологию их познания гносеология права) и понимания (правовая герменевтика, выявление глобальной, общефилософской ценности права как части человеческой культуры (аксиология права, философское обоснование целей и задач правового развития, в том числе на отдаленную перспективу (телеология права, футурология права).
Представляется, что понимание философии права как, по сути, гносеологии права несколько занижало ее научный потенциал. Неслучайно даже некоторые представители рассматриваемого подхода впоследствии изменили собственные взгляды, о чем будет упомянуто далее.
Все больший вес приобретала концепция, согласно которой философия права может быть выделена в качестве самостоятельной сферы научного познания и учебной дисциплины. Выделение философии права в самостоятельную дисциплину юридического профиля.

Одним из факторов его стал отказ от научно-методологического единообразия в рамках утраты господства материалистической диалектики на волне распада Советского Союза (в том числе в последние годы перед этим, когда уже нарастали энтропийные процессы во всех сферах общественной жизнедеятельности, включая правовую. Происходило активное переосмысление многих постулатов советской правовой доктрины, казавшихся незыблемыми на протяжении десятилетий, в том числе таких, как неразрывная связь государства и права, с одной стороны, и права и законодательства, с другой стороны. Развернувшаяся широкая критика советского нормативизма, правового позитивизма в целом, «легизма», догматизма и иных «-измов» также вызвала закономерный вопрос если апологеты широкого правопонимания призывают к отказу от устоявшихся, классических, проверенных временем подходов, которые защищала теория государства и права, то что же предлагается взамен Вот тут и оказалась кстати дореволюционная концепция философии права.
И здесь стоит подчеркнуть еще один момент юристы постсоветского периода приступили к активному поиску путей восстановления преемственности различных этапов развития отечественного учения оправе, нередко находя собственную ментальную правовую идентичность не в советской, а именно в дореволюционной модели восприятия права. Отсюда также, как видится, всплеск интереса к философии права и социологии права в современной юридической науке, поскольку именно в тот исторический период они получили наибольшее развитие, хотя в настоящее время в отечественной правовой науке
Глава 1. Философия права предмет, методология первоначальный реакционный период отрицания всего советского успешно преодолен и наблюдается более сбалансированный подход, призывающий к более объективной оценке достижений советского периода и учету их позитивных аспектов в современных реалиях.
Также востребованными методологически привлекательным оказался потенциал философии права как науки синтезированной, пытающейся объединять различные научные картины мира и восприятие права одновременно с различных позиций – не только с формально- юридической, но и собщефилософской.
И здесь позволим себе небольшое отступление. Выдающийся историк Л.Н. Гумилев писал В XVIII–XIX вв. благодаря дифференциации наук было накоплено огромное количество сведений, к началу XX вставшее необозримым. Образно говоря, могучая река Науки была пущена в ирригационные арыки. Животворная влага оросила широкую территорию, но озеро, ранее ею питаемое, те. целостное миросозерцание, высохло. И вот осенний ветер вздымает донные отложения и засевает соленой пылью разрыхленную землю полей (…) таки в науке узкая специализация полезна лишь как средство накопления знаний дифференциация дисциплин была этапом, необходимыми неизбежным, который станет губительным, если затянется надолго»
1
Знаменитый путешественник Тур Хейердал в книге «Кон-Тики» описывает скептическое отношение к своим идеям в области истории древних народов, которое он встретил первоначально со стороны некоторых ученых-историков. Один из героев его книги замечает поэтому поводу Все они узкие специалисты и недоверчиво относятся к такой методике, когда привлекаются данные из самых различных отраслей, от ботаники до археологии. Они сознательно ограничивают размах своих исследований, чтобы тем настойчивее зарываться в глубину и добывать детали. Современная наука требует, чтобы каждый специалист копался в своей яме. Редко кто-нибудь принимается разбирать и складывать вместе то, что они добывают. Мой последний труд – о птичьем орнаменте в китайских народных вышивках. Семь лет готовил, зато сразу приняли к изданию. Наше время требует специализации»
2
На этих примерах видно, что не только юридическая наука, но и современная наука в целом находится сегодня в поисках объединяющего начала, некой целостной парадигмы, общих фундаменталь-
1
Гумилев Л.Н.
Этногенез и биосфера Земли. МС Хейердал Т Кон-Тики / Перс норв. Л. Жданова. СПб., 2015. С. 30.

61
§ 3. Философия права в системе знания ных принципов и методологии познания, которые могли бы преодолеть дифференциацию научной картины мира, которая только усугубилась в современном информационном обществе сего всевозрастающей лавиной научной информации, необходимость обработки которой еще более стимулирует к точечным специальным исследованиями препятствует синтезу научных знаний.
И здесь философия права оказалась очень кстати, что также добавило ей аргументов в пользу самостоятельности и дополнительного веса в извечном споре с теорией государства и права.
В целом в юридической науке в этот период наметился интерес к интегрированным сферам научного познания, причем не только к философии права, но и к социологии права, конституционной экономике, юридической конфликтологии и т.д. Философия права отлично вписалась в эту тенденцию, поскольку именно привлечение философии в качестве второй мировоззренческой опоры позволило выйти на решение задачи построения целостной научной картины мира.
А.Г. Спиркин очень образно пишет об этом так Всезнания человечества, как бы они ни были многообразны и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, являют собой как бы растопыренные пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это естественно и необходимо. Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающий мудрый взор (как бы с высокой горы, проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума»
1
Неудивительно, учитывая все изложенное, что в рассматриваемый период стало появляться все больше исследований, обосновывавших самостоятельный статус философии права. Одним из первопроходцев этого процесса по праву считается академик В.С. Нерсесянц. Вместе стем обоснование самостоятельности философии права у ученого строилось на его идее различения правовых законов и неправовых законов (те. таких, в которых не нашли воплощения принципы равенства, свободы и справедливости. Соответственно задача обоснования именно философии права, в отличие от традиционной теории государства и права, на наш взгляд, в концепции В.С. Нерсесянца заключалась в предоставлении площадки для его концепции пра- вопонимания, которая была названа им либертарно-юридической.
1
Спиркин А.Г
. Философия Учебник. М, 2009. е изд. С. 11.
Глава 1. Философия права предмет, методология
В частности, обоснованию этой концепции был посвящен весь его капитальный труд Философия права, в котором определение предмета философии прав давалось следующим образом предмет философии права как науки (отдельной самостоятельной научной дисциплины это право как сущность и право как явление в их различении, соотношении (совпадении или несовпадении) и искомом единстве, предмет философии права – это формальное равенство и формы его проявления»
2
Характерно, что даже такой патриарх советского правоведения, как С.С. Алексеев, в рассматриваемый период изменил свой подход к пониманию философии права, заявив о формировании и развитии особой самодостаточной научной дисциплины, охватывающей как философию (по своим основам, таки правоведение (по своему основному содержанию)»
3
Этот вывод поддерживают и другие ученые например, отмечается, что правомерен вывод о самостоятельности философии права как дисциплины. Безусловно, философия права и общая теория права – это отдельно, автономно функционирующие дисциплины, хотя можно говорить о том, что обе эти дисциплины имеют дело с объектами их анализа, сферы которых научно пересекаются. Для общей теории права объектом является социальный институт права, в то время как философия права исследует в феномене права проявление фундаментальных аспектов бытия свободы, воли, материальное и духовное и т.п. В литературе существует точка зрения, в соответствии с которой общая теория права – это индуктивное знание, которое исходит из достижений юридических наук, в то время как философия права осуществляет свое становление как дедуктивное знание оправе, которое формируется посредством вывода из общих знаний о мироздании»
4
Г.Д. Лихачев также подчеркивает, что философия права имеет свое предметное обособление, о чем говорят такие показатели теоретической зрелости этой дисциплины, как сформированность специальной методологии исследования. Последнее явилось результатом и следствием предшествующих дисциплинарному становлению философии права интегративных процессов. Обособление философии права – по объекту, по предмету – вызвало последующий отбор и привлечение уже сформировавшихся понятий и методов из дисциплин,
1
Нерсесянц В.С. Философия права Учебнике изд, перераб. и доп. МС Там же. С. 3.
3
Алексеев С.С.
Философия права. МС Лихачев Г.Д., Нургалеев Ш.Х. Указ. соч

63
§ 3. Философия права в системе знания выступающих по отношению к философии права в качестве базисных, концептуальных оснований. Эта специфика оформления категориального и методологического базиса философии права формирует большой сложности задачу задачу осознания общего и специального в категориях и методологии философии права»
1
Однако такой парад суверенитетов как философии права, таки социологии права вызвал появление серьезной дискуссии о методологическом фундаменте такого обособления, предмете новых наук, их соотношении с теорией государства и права, целесообразности самого такого выделения.
О.В. Мартышин неслучайно в ответ на заявления о самостоятельности философии права как науки замечает это напоминает склонность государств, не обладающих подлинной независимостью, делать декларации о своем суверенитете. Государствам, обладающим не только юридическим, но и реальным суверенитетом, подобные декларации ненужны. Так ли самостоятельна философия права Можно ли выделить в ее предмете области, присущие исключительно ей Напомним, что у теории государства и права такая область есть. Это юридическая догматика, в социологии права это конкретно-социологические исследования. А вот в философии права предмета ее исключительного ведения нет. Сравнение круга вопросов, рассматриваемых в книгах по философии права и по теории права как наиболее близкой к ней дисциплины, обнаруживает, что нет ни одной философско-правовой проблемы, которая не рассматривалась бы в той или иной степени в учебниках по теории государства и права»
2
В настоящее время, как видится, складывается довольно неоднозначная ситуация, по сути, параллельного существования ряда фундаментальных направлений исследования, имеющих практически идентичный предмет (теория государства и права, философия права, социология права, причем ведущихся в рамках одного итого жена- учного сообщества, в связи с чем обостряется и проблема обоснования самостоятельности философии права как науки. Параллельное развитие теории государства и права и философии права в современной российской юридической науке.

В настоящее время принцип методологического плюрализма в науке создал предпосылки для успешного развития как теории госу-
1
Лихачев Г.Д. Концептуальная структура философии права // История государства и права. 2007. № 14.
2
Мартышин О.В. Философия права Учебник для магистров. С. 16.
Глава 1. Философия права предмет, методология дарства и права, таки философии права, взаимодополнение которых обогащает юридическую науку в целом. Вместе стем, по нашему мнению, нужно отметить следующие современные проблемы становления философии права как самостоятельной науки в России. Отсутствие единого представления о предмете, методе философии права, структуре преподаваемой учебной дисциплин.
Здесь важно особенно подчеркнуть, что согласно известному философскому принципу бритвы Оккама» сущности не следует умножать без необходимости. Иными словами, философия права, для того чтобы обосновать фактическое удвоение научного материала по одному и тому же объекту познания с теорией государства и права (им является право, а частично и государство, должна обладать мощной аргумен- тационной базой, подтверждающей самостоятельность ее предмета. Как известно, один и тот же объект может быть познаваем с разных ракурсов разными науками (например, человек как объект – биологией, социологией, психологией, экономикой и т.д.), а размежевание предметов между науками в таком случае возможно, если будет найдена принципиально значимая специфика методологии и угла зрения между ними.
Между тем современная философия права, как видится, не вполне еще справилась с этой задачей. Важно, чтобы философия права не превращалась в философствования оправе, которые вполне могут успешно присутствовать ив рамках традиционной теории государства и права. Например, МН. Марченко со ссылкой на некоторых других авторов (на С.С. Алексеева, В.П. Малахова) отмечает, что использование данных философии может привести к спекулятивному догматическому философствованию по правовой проблематике, да к тому же с идеологической нагрузкой или к другому отрицательному результату, связанному с «философско-терминологическим переодеванием давно известных понятий, результатов исследований и широко известных факторов. Ученый подчеркивает, что в силу того, что в подобных случаях речь идет не о философии права, а о философствовании по поводу права, сводящемуся к подмене данной дисциплины философскими средствами познания правовой материи, то соответственно вопрос о взаимосвязи и взаимодействии философии права, по причине ее отсутствия, с общей теорией права, также как и вопрос
1
Философия права Курс лекций Учебное пособие. Вт. Т. 1 / Отв. ред. МН. Мар- ченко. С. 49.

65
§ 3. Философия права в системе знания о соотношении друг с другом данных весьма сходных между собой дисциплин, не только не отпадает, но даже и не возникает. Конкуренция поля притяжения за философию права между собственно философией и правовой наукой. Некоторые современные философы высказывают точку зрения о том, что юрист не может объективно исследовать право, подобно тому, как человек, который проживает в лесу и не видел степи, немо- жет дать правильный ответ на вопрос о понятии леса. Отсюда сточки зрения такого подхода и все затруднения юристов, вот уже на протяжении веков ищущих ответа на сакраментальный вопрос что есть право итак и не находящих его.
Так, др филос. наук В.И. Пржиленский, рассматривая проблемы межуровневого взаимодействия в системе правовой методологии именно с позиции философии, отмечает, что у истоков философии права стояли знаменитые философы, и задается следующими вопросами По какому ведомству должны мы числить таких премьер-министров, как Бэкон, Лейбниц, Гете? Все трое имели ученые степени доктора именно в области права, ноне оказали на правовую мысль влияния, сколь-нибудь сравнимого сих влиянием на метафизику или теорию познания. А вот теологи Кант и Гегель, медик Локк или искус- ствовед-антиковед» Гоббс являются не только столпами философ- ско-правовой мысли, но и соавторами самого названия. Да и сегодня суждения таких филологов, как П. Рикер или В.В. Бибихин, оправе выглядят свежо и интересно, особенно на фоне многочисленных учебных пособий, в которых философией права нередко именуется все та же теория государства и права, слегка разбавленная историей политико-правовых учений. Таким образом, автор, по сути, подвергает сомнению решающую роль правоведов-юристов в развитии философии права.
Аргументационной опорой для размещения философии права в поле притяжения философии служит тот неоспоримый факт, что право есть часть культурного наследия человечества. В тоже время учет тенденций развития права – один из важнейших факторов правильного осмысления диалектики существования человеческого социума. Соответственно философию права можно рассматривать в качестве
1
Философия права Курс лекций Учебное пособие. Вт. Т. 1 / Отв. ред. МН. Мар- ченко. С. 49.
2
Философия и право Монография / В.М. Артемов, М.Ш. Гунибский, Ч.Б. Далецкий и др. МС Глава 1. Философия права предмет, методология компонента таких разделов философии, как философия культуры, а также социальная философия.
Не случайно исследователи отмечают, что философия, философия культуры и философия права – тесно связанные и взаимопроникающие сферы социального развития многих веков. Возникает вопрос о теоретических основаниях философии культуры. Действительно, когда сознание выходит за пределы специальных и ограниченных интересов и расширяясь до универсальности, оно соприкасается с вопросом о том, что есть культура, самоопределяющаяся как куль- турфилософская рефлексия. Становление философии культуры шло параллельно с возникновением философии языка, философии мифа, философии религии, философии права (Г.В.Ф. Гегель, К. фон Са- виньи), герменевтики. Множество этих дисциплин с самого начала предметного обособления философии культуры в конце XVIII – начале в. определило доминион философии культуры. Сама же философия культуры обрела статус панфилософии. По выражению Г. Когена, философия культуры являет собой универсальный интеграл, который должен лежать в основании всех дифференциалов творческой активности и который определяет саму возможность и предпосылку их существования»
1
Отсюда важно понять должен ли философ права быть в первую очередь философом или же правоведом Или можно совместить и то и другое Однако нельзя не учитывать, что становление научного мировоззрения ученого всегда происходит в рамках какого-либо дискурса, определенной научной парадигмы. Поэтому неизбежно будет своя специфика и у подхода философа, рассуждающего оправе, и у правоведа, философствующего о нем же. Как видится, в этом нет ничего крамольного, это лишь обогатит науку, наши познания оправе. Не вполне ясно решен вопрос о том, как разграничить предмет теории государства и права и философии права.
В настоящее время последняя представляет собой своего рода синтез предмета первой и предмета истории политических и правовых учений, обогащенный более активным использованием понятийно- категориального аппарата философии.
Возникают закономерные вопросы в чем научная значимость и практическая ценность такого удвоения познания и почему те же задачи не могут быть решены за счет обогащения предмета теории
1
Кузнецова ТА Концептуальный статус философии права // Юридическое образование и наука. 2006. № 2.

67
§ 3. Философия права в системе знания государства и права и углубления ее общефилософской составляющей вопросы, ответы на которые, как видится, еще нуждаются в прочном аргументационном обосновании, тем более что отечественная теория государства и права, в отличие от некоторых западных правовых традиций (особенно прагматичной англосаксонской, всегда уделяла особое внимание философским аспектам познания государственно-правовых явлений. О.В. Мартышин в связи с этим справедливо подчеркивает, что внимание к философским проблемам особенно характерно для российской теории права. Мировоззренческим, социально-политическим аспектам теории государства и права придавалось первостепенное значение при советской власти. Эта традиция сохранялась ив постсоветской России, несмотря на изменение идейных основ. Проблема частичного выпадения из поля философско-правового осмысления проблематики познания государства, что задается уже самим наименованием, выбранным для науки, – не философия государства и права, а именно философия права. Неслучайна и перемена мест слагаемых, от которой, как известно, в юридической науке сумма вполне может поменяться, а именно вместо теория государства и права теперь нередко предлагается употреблять словосочетание теория права и государства, меняют порядок рассмотрения соответствующих тему студентов, тем самым низводя государство до второстепенной роли.
Методологическим фундаментом для такого рода разрыва служит тезис о разграничении права (как некоего высшего проявления свободы, равенства и справедливости) и закона (как сугубо инструментального творения государства. Тем самым обесценивается такой важнейший постулат теории государства и права (скрупулезно обоснованный в советской юридической науке и считавшийся непререкаемым на протяжении десятилетий, как глубокая неразрывная связь содержания (право) и формы (законодательство. Как закономерное следствие вводится понятие неправового закона, делается вывод о том, что далеко не все, что принимается государством, можно считать правом.
Таким образом, оспаривается еще один фундаментальный тезис советской юридической науки – о тесной диалектической связи государства и права, невозможности существования первого без второго и наоборот Мартышин О.В. Философия права Учебник для магистров. С. 13.
Глава 1. Философия права предмет, методология
По сути, наука подталкивается к западной модели осмысления госу- дарственно-правовой проблематики, при которой предметом правоведения является лишь право, тогда как изучение государства – предмет ведения политологов и политологической науки, тем более что некоторые философы, например, уже сегодня рассматривают вопросы права в рамках именно политической философии. Например, А.Г. Спиркин хотя и пишет, что учение оправе является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему под своим особым углом зрения, разумеется с опорой на конкретные исследования юридической науки, однако в своем учебнике по философии помещает параграфы оправе в главу Политическая философия».
Однако, как видится, такой подход чреват недооценкой значимых достижений отечественной правовой науки в области познания государства и государственных явлений, особенно в советский период.
Как видится, в условиях особенностей национального российского правового менталитета, традиций сильной государственности, необходимости поддержания научного потенциала отечественной школы государствоведения и научного обеспечения реализации стратегических задач Российского государства в современную эпоху глобальной экономической и геополитической турбулентности подобный подход несколько анахроничен. Философское познание права должно идти в тесной связке с философским познанием государства, а также с разработкой путей практического воплощения накопленных философских знаний.
Таким образом, в целом может быть сделан вывод о том, что философия права в России на современном этапе только формируется как комплексная, междисциплинарная наука. Причем в силу того, что этот комплекс образуется даже не столько между юридическими науками, сколько между юридическими науками и философией, то правильнее было бы ее вслед за МН. Марченко назвать скорее комплексным междисциплинарным феноменом. В современном российском научно-юридическом сообществе достаточно распространенной является точка зрения о самостоятельности философии права, однако она пока не является общепризнанной. В связи с этим роль теории государства и права (в других вариантах – общей теории права, теории права и государства) как центральной, базовой, фундамен-
1
Спиркин А.Г. Философия Учебнике изд. С. 599.
2
Философия права Курс лекций Учебное пособие. Вт. Т. 1 / Отв. ред. МН. Мар- ченко. С. 60.

69
§ 3. Философия права в системе знания тальной дисциплины юридического профиля остается неизменной. Связь философии права с теорией государства и права продолжает быть наиболее тесной и органичной, первая, по сути, представляет собой продолжение второй, веху на пути все более углубленного познания правовых явлений.
При этом разграничение между теорией государства и права и философией права во многих случаях может быть проведено по такому критерию, как ориентированность на исследование реального или же идеального государства и права. Согласимся с Е.А. Фроловой в том, что теория государства и права изучает объективно существующее право, а не стремится подменить его оценкой, желательным образцом правовых конструкций в интересах каких-либо индивидов или политических сил общества. Различия философии и теории права заключаются в том, что философия права изучает срез идеального права (которого еще нет, но оно желательно, а в рамках теории права право изучается в качестве социального явления, которое есть в по- литико-правовой реальности (без учета ценностных ориентиров)»
1
Соотношение философии права и социологии права мыслится прежде всего также не абстрактно, а в рамках их отношений с теорией государства и права. Подобно философии права, современная социология права также самоутверждается во многом за счет повторения с несколько иного ракурса все тех же проблем, которые итак подробно рассматриваются в курсе теории государства и права (социологические аспекты правопонимания, системность вправе, функции государства и права, право и мораль, право и религия, право и обычаи и т.д.
2
). Только философия права и социология частично (и тоне до конца четко и последовательно) делят между собой те сферы, на которые претендуют к одному полюсу магнита стремятся оттащить наиболее фундаментальные и мировоззренческие проблемы теории государства и права, а к другому – прикладные, имеющие наиболее тесную связь с практикой. В целом, по признанию современных ученых, соотношение социологии права с большинством юридических дисциплин еще не выявлено, особенно это касается таких сопредельных, смежных с социологией права дисциплин, как философия права и теория государства и права 1
Фролова Е.А. Проблемы теории и философии права Монография. С. 46.
2
См, например, содержание курса Социология права. Вт Отв. ред. МН. Мар- ченко. М, 2015.
3
См Гревцов Ю.И. Социология права Курс лекций. СПб., 2001. С. 37; Социология права. Вт. Т / Отв. ред. МН. Марченко. Т. 1. С. 26.
Глава 1. Философия права предмет, методология
Тесна связь философии права и истории политических и правовых учений, а также истории государства и права (истории государства и права России, истории государства и права зарубежных стран) и сравнительного правоведения. Фактически на стыке теории государства и права и этих дисциплин во многом развивается философия права в правовой науке. Развитие философских представлений оправе неотрывно от анализа развития истории политических и правовых учений в широком историческом и компаративистском контексте. В дореволюционный период в университетах даже читался специальный курс по истории философии права. Например, НМ. Коркунов в фундаментальном труде История философии права (последнее издание до Революции увидело свет в 1916 г) подчеркивал На юридических факультетах особый курс, посвященный изложению философских учений оправе, обязательно занимает свое место. Это явление общее не только русским, но и университетам западной Европы. Причина этому в особенности явлений общественности, в зависимости их от нашего к ним отношения. В науках, изучающих явления природы, история научных теорий выясняет только фактор образования нашего знания о данном предмете. В науках, изучающих явления общественности, история научных теорий выясняет нам вместе стем и один из соопределяющих факторов развития самих этих явлений общественности»
1
Современные ученые также продолжают традицию тесного взаимодействия философии права и истории политических и правовых учений. Е.А. Фролова справедливо подчеркивает, что в непосредственной связи с теорией и философией права находится история политических и правовых учений, которую многие авторы понимают как историю концептуально выраженных представлений о государстве и праве, ориентированных на определенный идеал (общественный, правовой, нравственный, религиозный и др. Во многих изданиях, посвященных философии права, сегодня значительное внимание уделяется именно истории политических и правовых учений в их философском и сравнительно-правовом разрезе 1
Коркунов НМ. История философии права. е изд, испр. МС Фролова Е.А. Проблемы теории и философии права Монография. С. 4.
3
См, например, разд. V История философии права и современность в книге
В.С. Нерсесянца Философия права, а также см Философия права в России история и современность Мат-лы третьих философ.-правовых чтений памяти акад. В.С. Нерсе- сянца / Отв. ред. В.Г. Графский. М, 2009; Философия права в России из опыта ХХ века Монография / Отв. ред. В.Г. Графский. М, 2016.

71
§ 3. Философия права в системе знания
С отраслевыми юридическими дисциплинами (конституционное право, гражданское право, уголовное право и т.д.), а также с такими комплексными научными сферами изучения, как юридическая конфликтология или коллизионное право философия права имеет лишь косвенные связи, являясь мировоззренческим фундаментом для более глубокого понимания сущности юридического конфликта, истоков возникновения правовых коллизий, роли государственных институтов в обществе и т.д. Фактически, как отмечает МН. Марченко, основополагающие связи, существующие между отраслевыми юридическими дисциплинами и философией права, имеют в подавляющем большинстве непрямой, а косвенный, опосредованный общей теорией государства и права характер»
3
В тоже время философия права имеет значительный потенциал в разработке методологии научного исследования, которая может быть востребована в любой отрасли юридического научного знания. Как отмечают исследователи, в последние годы в научной литературе неоднократно поднимались вопросы, касающиеся методологии, что свидетельствует о практической значимости методологических исследований для юридической науки. Достоверность и обоснованность отраслевых исследований детерминирована корректностью используемой методологии. Методологический поиск осложняется философским плюрализмом разнообразие философских интерпретаций права часто создает иллюзию методологического разнообразия. Отраслевая проблематика требует от исследователя новых идей, без которых наука превращается в догму»
4
Соотношение философии права и энциклопедии права сегодня может рассматриваться только в историческом контексте, так как место последней давно и прочно заняла теория государства и права. В прошлом же (например, в дореволюционной российской юридической науке) философия права давала мировоззренческую основу для познания конкретных реалий теории и практики жизни государства и права, на которых концентрировалась энциклопедия права См, в частности Юридическая конфликтология / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М,
1995; Юридический конфликт Монография / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М, 2017.
2
См, в частности Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. М, 2001; Власенко НА. Коллизионные нормы в советском праве // Избранное. М, 2015.
3
Философия права Курс лекций Учебное пособие. Вт. Т. 1 / Отв. ред. МН. Мар- ченко. С. 63–64.
4
Власенко НА, Чернобель Г.Т. Правовая политика как научная теория // Журнал российского права. 2012. № 6. С. 137–140 (рецензия на книгу Правовая политика как научная теория в историко-правовых исследованиях / Под ред. О.Ю. Рыбакова. М, 2011).
Глава 1. Философия права предмет, методология
Философия и философия права соотносятся как материнская и дочерняя сферы познания – философия права черпает из философии методологию, мировоззренческие установки, принципы познания окружающей человека реальности в ее отдельном сегменте реальности правовой. В свою очередь философия права снабжает философию необходимым эмпирическим материалом для фундаментальных выводов, которые делают философы, когда затрагивают проблемы социальной философии, политической философии или философии культуры. Философия права не может не быть связана с социальной философией, поскольку право – один из важнейших инструментов, изобретенных социумом (обществом) для решения стоящих передним задач, как стратегических (начиная от выживания до успешного встраивания в систему глобальной экономической и геополитической конкуренции, так непосредственно повседневных. В тоже время в более узком смысле философия права есть и часть политической философии, поскольку направлена на исследование принципиально значимых легальных механизмов получения и передачи власти в обществе на самых разных уровнях (федеральном, региональном, местном. Наконец, право как часть общепланетарного и цивилизационного культурного наследия не может привлекать особое внимание такого раздела философии, как философия культуры. Особенности правосознания, правовой культуры, правового менталитета общества являются важнейшими характеристиками его культуры в целом, а памятники права и правовые институты можно рассматривать как неотъемлемые элементы культуры, особенно ценные в историческом и компаративистском контексте. Правовая традиция, которая понимается как национальная правовая традиция, которая придает праву конкретного государства специфические черты, позволяет отличить его от права иных государств может рассматриваться в тоже время и шире – как культурная традиция того или иного народа.
В другом ракурсе рассмотрения структуры философского знания следует подчеркнуть, что философия права прямо продолжает рассмотрение таких важнейших областей философского знания, как онтология, гносеология, аксиология, герменевтика и т.д., тем самым обогащая единую научную картину мира, предотвращая возникновение непреодолимого разрыва между различными областями знания
1
Пашенцев Д.А.Правовые традиции России в условиях глобализации Монография. МС. Философия права в системе знания человека об окружающей его социальной действительности, позволяя разнообразить методологический инструментарий как философов, таки ученых-правоведов.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта