Главная страница

Учебное пособие ФИлософия права. Философия права


Скачать 2.28 Mb.
НазваниеФилософия права
Дата22.02.2023
Размер2.28 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУчебное пособие ФИлософия права.pdf
ТипУчебное пособие
#950667
страница2 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
§ 2. Методология философии права
Понятие методология имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают совокупность методов, приемов исследования, применяемых в какой-либо науке в процессе познания и преобразования действительности. К такому пониманию примыкает характеристика методологии как самого применения методов в научном познании.
Во-вторых, под методологией понимают теорию методов, или учение о методе научного познания. В любом случае методология представляет собой учение о методе, это область знания, изучающая средства и принципы организации познавательной деятельности. Метод – это путь познания. Наука есть путь научного познания в отличие от, например, религиозного пути познания. Метод научного познания обозначает познание в науке – путь научного постижения истины – в отличие от ненаучного пути познания. Выражение метод научного познания является синонимом понятия наука. Путь научного познания, или путь познания в науке, изучает гносеология (единство и различие с понятием эпистемология показано в § 2 гл. 3 Гносеология права настоящего учебного пособия. Исследователь находится в состоянии познавательного творческого поиска, те. ищет новое – новые факты, новые задачи, новые способы решения задач. В таком случае путь познания есть странствие с неопределенным итогом, путь научного странствия.

27
§ 2. Методология философии права
Содержательной частью процесса познания являются три его взаимосвязанных аспекта онтологический, логический и методологический. Каждый из них имеет свои цели и задачи. Онтологический аспект познания предполагает получение знаний о внешнем мире. В сфере финансового права он нацелен на получение знаний о финансовом законодательстве и практике его применения. Систематизация полученных знаний в форме, например, классификации есть реализация логического аспекта познания. В случае выработки знаний о самом процессе познания, о процессе формирования мышления исследователя и применяемых в данной отрасли знания и конкретном исследовании методах будет реализовываться методологический аспект познания. Поскольку все эти аспекты относятся к области научного познания, то включены в сферу эпистемологии, ноне исчерпывают ее.
В теории познания в свою очередь выделяется специальное ло- гико-методологическое направление – область логико-методологи- ческой рефлексии над познанием. Следует помнить, что в научном познании путешествует прежде всего мысль, принадлежащая человеку, сообществу, человечеству. Это означает, что на пути научного познания мы должны находить прежде всего мысль. При этом она должна быть в движении, а ее движение должно быть направлено к цели, переходить от одного пункта к другому. Метод – последовательность действий на основе четко осознаваемого и контролируемого идеального плана в самых разных видах познавательной и практической деятельности
2
Если не соотносить научное познание с другими видами познания, а двигаться вглубь именно научного познания, то надо отметить, что научное познание и научный путь познания не одно и тоже. Они различаются как общее и частное. Научный путь познания есть способ решения конкретной научно-исследовательской задачи, это научное исследование. Соответственно различаются методы научного познания и «научно-исследовательские методы. В области правоведения методы научного познания ведут к выработке обоснованных критериев, ориентиров, принципов и подходов при формировании концептуально-теоретического знания и практического применения этих инструментов в области юридической практики Селюков АД, Селюкова В.В. Вопросы методологии познания в сфере финансового права // Уч. труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2015. № 2 (37). С. 53.
2
Новая философская энциклопедия. Вт. Т. 2. МС Глава 1. Философия права предмет, методология
В группу «научно-исследовательские методы входят методы эмпирического и теоретического уровней конкретной области знания, частнонаучные (частноправовые) методы, актуальные как для теории права и государства, таки для отраслевых юридических наук. Такое разделение условно, но оно необходимо с инструментально-методи- ческой точки зрения, поскольку в реальном познавательном процессе используются различные познавательные возможности движущейся мысли, различные средства и различные методы в ее подходах к познаваемому предмету с целью проникнуть в его сущность, овладеть его природой.
Научный метод есть конкретизация пути научного познания. Научный путь (научный метод) исследования некоторой проблемы конкретизирует путь научного познания. Научный метод есть целесообразное движение по пути научного познания. Когда мы говорим о пути решения научной задачи, нет необходимости пояснять, что поиск осуществляется в рамках науки. Далее требуется использовать специально-научную терминологию для обозначения конкретного научного метода – например, метод сравнительного правоведения при изучении общих и отличительных признаков правовых систем.
Можно также говорить о научном пути решения практической задачи. Задача практическая, а способ ее решения – научный, те. соотносимый с научными путями познания, с научными методами познания. Важно, что в данном случае имеется ввиду не строй научного мышления сего общелогическими принципами – обоснованность, последовательность и т.п., а применение конкретного научного метода на практике – например, в производстве генно-модифицированных продуктов.
Что включает в себя путь научного познания Представим себе автомобильный навигатор. Он устанавливает маршрут от точки А к точке Б, указывая повороты и ориентиры. Навигатор прокладывает маршрут, маршрутизирует движение и ничего более. Он не устанавливает правила дорожного движения, не определяет стиль и манеру вождения. Однако водитель должен непременно обладать знаниями дорожных правили навыками вождения, если намерен доехать до цели, или хотя бы проехать значительную часть пути без аварий. Как всякий путь, метод включает в себя предписания, те. указания на то, какие правила, как, когда и где следует соблюдать при движении. Правила представляют собой условия движения. Метод есть указание на условия, при соблюдении которых можно достичь желаемого результата. Водителю необходимо что-то вроде дорожной

29
§ 2. Методология философии права карты. Это и есть научный метод – метод научного исследования. Научный метод есть предписания по соблюдению определенных правил на пути познания. Научный метод включает в себя, таким образом, определенные регулятивы – регуляторы движения, те. предписания познания, некоторые обязательные требования к нему. Роль подобных правил-регуля- тивов выполняют методологические принципы. В пути используются не только правила путешествия, или движения к познавательной цели, но и целый набор, арсенал вспомогательных средств. Они применяются в определенной последовательности, задаваемой предметом поскольку мысль в познании движется по предмету. Последовательность применения различных средств составляет метод научного исследования. Методы в правоведении представляют собой системную совокупность стадий исследования, шагов, действий, которые нацелены на решение теоретико-познавательных задач.
Научный путь познания включает в себя научные методы в узком смысле, как операциональные способы познавательной деятельности, частные исследовательские инструменты, и средства – познавательные техники и методики. Таким образом, понятие метода в научном познании включает в себя три уровня объектов 1) метод науки, обозначающий путь научного познания, область науки
2) научный метод как синоним программы научного исследования, системы познавательных средств 3) инструментальный научный метод как средство из арсенала науки, включаемое в программу научного исследования.
Содержание методов, последовательность и основания их применения в процессе научного исследования и изучает методология. Методология любого исследования является одним из его ключевых моментов, определяющим фактором, поскольку на этой основе формируется инструментарий исследователя. Таким образом, важнейшая функция методологии – обоснование методов исследования. Методология – тип рационально-рефлексивного сознания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов в различных сферах духовной и практической деятельности
1
Методологии присущ рефлексивный характер, те. оглядка исследователя на себя, на характер и формы своей познавательной деятельности, осознание методов и приемов, посредством которых
1
Новая философская энциклопедия. Вт. Т. 2. С. 553.
Глава 1. Философия права предмет, методология исследуются явления, например, правовой реальности. Методология есть мышление, обращенное вовнутрь себя»
1
Методология познания есть технология познания – вся совокупность познавательных средств и обоснованных предписаний по их использованию в какой-либо науке. В тоже время методология есть учение о технологии познания. Расхождения во взглядах теоретиков касаются соотношения методологической теории и собственно методов исследования входят или не входят в состав методологии методы научного исследования и можно ли сводить методологию лишь к перечню методов и их характеристик Сформирована и дополняется структура методологического знания в науке. Она носит уровневый характер от наиболее общей теории организации познавательной деятельности до философ- ско-методологических теорий ее особенных областей. Методология развивается на уровне философского осознания познавательной научной деятельности вообще, далее – на общенаучном уровне, затем – на междисциплинарном уровне науки и, наконец, на уровне отраслевой методологии, вплоть до методологии частных наук. Методология отраслевых юридических наук − это продолжение общеправовой методологии. Так, цивилистическая методология – не автономное и самодостаточное явление, а одна из граней общенаучной методологии, имеющей три уровня – общий, особенный и единичный. Цивилистическая методология исследуется на уровне единичного. Методологическая модель в рамках цивилистики может различаться за счет индивидуализации необходимого для гражданско-правовых исследований набора методов, методик, методологических компонентов, стереотипов и ценностей, которые изымаются из общеправовой методологии, а не создаются самой цивилистической наукой
2
Вместе стем нельзя не учитывать, что в области отраслевых юридических методологий как публичного, таки частного права, а также в области уголовного, гражданского, административного процесса существуют исследовательские инструменты (методы) юриспруденции как конкретные юридические средства исследования права. Поэтому, шествуя в научном познании от общего к частному, от философии
1
Керимов ДА Методология права (предмет, функции, проблемы философии права. е изд. МС Комиссарова Е.Г. Влияние методологии на выбор методов исследования в цивилистике Методологические проблемы цивилистических исследований б. науч. статей / Отв. ред. А.В. Габов, В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. МС. Методология философии права к философии права, а от нее к общенаучным методами далее к част- нонаучным (частноправовым), вполне очевидно можно постулировать наличие совокупной методологии конституционного права, гражданского права, уголовного процесса. Вопрос о структуре методологии, ее месте в системе наук имеет принципиальный характер, поскольку касается методологической функции теоретического знания. Какого уровня теория может быть основой метода только философская теория или частнонаучная тоже Если только философская теория, то и методология может быть только одна – философская. Последняя точка зрения подвергается критике, поскольку методологическую ценность в науке она закрепляет только за философскими понятиями и принципами. Ошибочность такой позиции вытекает из неправомерного стремления поставить знак равенства между, например, диалектическими частнонаучными методами исследования, приписать философии функцию непосредственного воздействия на ход конкретно-научного познания.
Любая область знания стремится к самоопределению по отношению к другим областям знания ив том числе к уяснению своего места в системе научного знания, а значит, предполагает классификацию науки научных дисциплин как вне себя, таки внутри себя. Так, философия права образует вторую часть юридической науки, являясь сферой масштабного познавательного обобщения для всех юридических наук. Невозможность или сложность решения какой-либо локальной отраслевой или даже теоретико-правовой проблемы предполагает обращение к философии права, использованию методологии, свойственной ей. В таком контексте философия права объединяет фундаментальные исследования мировоззренческого характера во всех юридических науках, посвященные вопросам, находящимся за пределами позитивного права и его применения, а также проблемным аспектам внутри позитивного права и правоприменительной деятельности, неподдающимся решению посредством обычных юридико-позитивистских научных средств»
1
Таким образом, философия права выходит за пределы собственно позитивистского юридического знания, а также за пределы иной концептуальной схемы понимания права, обобщая и унифицируя круг правовых задачи путей их решения на философском уровне. Но главная сложность возникает тогда, когда философия
1
История и методология юридической науки Коллективная монография / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.В. Сорокина. МС Глава 1. Философия права предмет, методология права входит в затруднение при решении того или иного значимого для права вопроса. Так, например, сложно объяснить отсутствие единой дефиниции право в российской юридической науке. Непросто обосновать идеальный путь искоренения или минимизации преступности в обществе. На уровне философского прогноза пока не объяснено значение всей совокупности юридических наук для развития цифровых способов взаимодействия различных субъектов в условиях развития информационно-коммуникационных технологий. Философия права призвана объяснить возможности признания или отрицания нового статуса субъекта права – «субъек- та-робота», субъекта – носителя искусственного интеллекта. Многое говорит о том, что необходимо развивать методологию научных исследований, продолжать поиск наиболее уместного методологического инструментария, актуального в том числе для отраслевых юридических наук. Два главных вопроса имеются, следовательно, в любой отраслевой методологии 1) ее самоопределение, прежде всего определение своего научного (теоретического) статуса, и 2) рекомендации по формированию и использованию имеющегося арсенала познавательных средств. К компетенции философии права относятся изучение назначения права в связи с назначением государства, его роли и соотношения с обществом, рассмотрение соотношения права и закона, философское обоснование наличия правовых семей, функционирования правовых систем, правопорядков, назначения юридической науки и практики, типы правопонимания, толкование сущности права, методология юридического познания, основания права, а также такие частные разделы, как философии отдельных отраслей права и отдельных разделов общей теории права»
1
Для обозначения методологической области юридического знания существуют различные термины методология юридических наук юридическая методология методологические проблемы правоведения методология познания права методология философии права методология познания философии права. В отношении методологии юридических наук отмечается, что к познанию самой юридической науки пригодна разная методология от отвлеченной метафизики до всепроникающей эмпирики. Наиболее приемлемый в качестве всеобщего – системный подход,
1
История и методология юридической науки Коллективная монография / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.В. Сорокина. С. 20.

33
§ 2. Методология философии права в котором интегрируются достоинства всех известных способов теоретического и практического анализа»
1
Поставим вопрос когда речь идет о методологии философии права, что имеется ввиду методологический уровень философии права как науки, который направленна ее самосознание, ее самоопределение и методологические предписания, те. она является методологией для самой себя (особая методология, или ее методология есть форма рефлексивности всего правоведения, более того, всей юридической науки Еще одна возможность – быть философским уровнем общеправовой методологии, не исчерпывая ее. Это вопрос об отношении философско-правовой методологии к методологии юридической.
Один из подходов заключается в том, чтобы методологией права в собственном смысле считать наиболее общий философский уровень правоведения – методологию философии права. Она представляет собой систематизированную совокупность познавательных средств, позволяющих исследовать многогранную правовую реальность в ее многообразных связях с иными сферами общественной жизни, а также теоретический анализ (рефлексию) этих средств. В этом случае общим выражением такой системы являются различные типы правопонима- ния, или способы осмысления права – методологические парадигмы, обладающие целостностью мировоззренческо-смыслового содержания права и его обоснования»
2
В такой трактовке отчетливо выражен социально-онтологический подход к праву как к явлению социокультурной реальности. Внимание концентрируется на праве как объекте познания, а не на средствах познания этого объекта. Философские методы в правоведении направлены на формирование целостного правопонимания, определенного юридического мировоззрения, способности к пониманию и интерпретации юридической реальности, правовых феноменов.
Можно провести аналогию между правом и историей как объектами научного познания. Применительно к истории принято различать философию истории и методологию исторической науки. В философии истории рассматриваются концепции понимания истории как явления реальности. В методологии исторической науки объектом являются принципы и методы исторического познания. Точка зрения
1
Лазарев В.В., Липень СВ История и методология юридической науки Университетский курс для магистрантов юридических вузов / Под ред. А.В. Корнева. МС Философия права / Под ред. О.Г. Данильяна. МС Глава 1. Философия права предмет, методология философии истории – понимание исторического процесса выражает онтологический подход. Методология исторического познания воплощает логико-методологическую позицию.
Исходя из этой аналогии допустим, что собственно логико-мето- дологическим содержанием обладает специально-методологический раздел философии права. Его предметом является не правопонимание, а принципы, методы, регулятивы правопознания, характерные черты юридического мышления и его предрасположенность к выборочному восприятию определенных философских универсалий. В качестве таких универсалий могут выступать философские категории, некоторые стратегии социокультурной мысли, философско-мировоззренческие проблемы и т.п.
Типы философского обоснования права определяются в зависимости от способов и форм рецепции (заимствования и усвоения) философских концептов юридическим мышлением, имеющим свою специфику, а не обретающим ее под влиянием философии. Надо учитывать, что нормативные формы юридического мышления (модели, конструкции) могут формироваться безучастия не только философских концептов, но и научного правосознания вообще
3
Вот как выстраивается методологическая система для представителей отраслевых областей права Для финансового права, как и для других направлений вправе, в качестве системы методологических оснований исследовательской деятельности выступает теория государства и права, поскольку она в комплексе содержит достаточный инструментарий адаптированных подходов к анализу финансово- правовых явлений. В свою очередь методологией теории государства и права является система общенаучных методов познания, разрабатываемых философией, другими социальными науками. Роль теории государства и права для целей развития науки и отрасли финансового права, наряду с прочими моментами, заключается в том, что она обеспечивает включение финансового права как подсистемы в общую систему национального права 1
Зыков Д.В.
Некоторые вопросы юридического мышления // Вестник Волгогр. гос. унта. Сер. 5. Юриспруденция. 2012. № 2 (17). С. 274–280.
2
Малахов В.П. Право в контексте философского сознания // Пространство и время.
2014. № 2 (16). С. 63–66.
3
Тарасов Н.Н.
Юридические конструкции теоретическое представление и методологические основания исследования // Юридическая техника. 2013. № 7 (ч. 2). С. 23.
4
Селюков АД, Селюкова В.В. Вопросы методологии познания в сфере финансового права. С. 54.

35
§ 2. Методология философии права
К правовой науке, также как к правовому сознанию и правовой жизни общества в целом, в полной мере применимы характеристики открытой нестабильной системы с элементами конкуренции и кооперации, организации и дезорганизации, сочетанием состояний порядка и неустойчивости. Системы правопонимания, которые включаются в предметное поле философии права и играют значительную роль в юридической науке ив юридической практике, не столько формируются направленно, сколько самоорганизуются. Философско-правовая логика разворачивается от вопроса, что такое правок вопросу, как можно мыслить право, и далее – как право мыслит себя. В теории и философии права происходит нечто похожее на синергетический эффект из области правового регулирования, при котором законодатель полагает, что именно он определяет ситуацию в обществе, на самом же деле он выступает лишь одним из орудий, посредством которых общество само себя организует»
1
Типы философского обоснования права определяются в таком случаев зависимости от способов и форм рецепции (заимствования и усвоения) философских концептов юридическим мышлением, имеющим свою специфику, а не обретающим ее под влиянием философии. Надо учитывать, что нормативные формы юридического мышления модели, конструкции) могут формироваться безучастия не только философских концептов, но и научного правосознания вообще
2
Развитие идеи о специфике юридического мышления, которое не заимствует, а само порождает философские концепты, заключено в допущении философского уровня юриспруденции и выражено в понятии философия юриспруденции. В историческом плане предлагается различать социальную философию права и философию права как юридическую дисциплину междисциплинарную философию юриспруденции – юридическую науку высшего уровня. Междисцип- линарность философии права как юридической науки обусловлена тем, что она синтезирует достижения философии, социологии, общей и отраслевой теории права.
Социальная философия права не является юридической дисциплиной, поскольку оперирует не юридическими, а социально-философски-
1
Шундиков КВ. Юридический инструментализм в методологии синергетики // Ленинградский юридический журнал. 2014. № 4. С. 166.
2
Тарасов Н.Н.
Указ. соч. С. 23.
3
Ромашов Р.А.
Методология познания философии права // Проблемы методологии и философии права Сб. статей международного круглого стола / Под общ. ред.
С.Н. Касаткина. 2014. С. 4–8.
Глава 1. Философия права предмет, методологиями категориями. Генетически выделение философского метода познания в области права связано с концептуализацией естественно-правового типа правопонимания. В современном своем качестве философия права рассматривается как область философии либо как элемент общей теории права или истории правовых учений. Как область философии философия права воспринимает право в качестве абстракции, непосредственным образом несвязанной с социо-пространственно-временным континуумом. Право – это естественное право человека, возникающее с момента рождения и существующее независимо от государственного признания непризнания) и юридического оформления. Методология права виз- ложенной концепции есть совокупность представлений о принципах, методах и методиках познания феномена права»
1
Нельзя слишком широко понимать методологическую роль философии права, автоматически распространяя ее на решение практических задач в правовой сфере. Методы в правоведении, или технологию юридического познания, следует отличать от методов, методики техника именно от технологии, практической юридической деятельности. Философия права не дает инструкций по практическому достижению любой поставленной юристом профессиональной цели. Философия права дает прежде всего знание что делать, а незнание как. Она выясняет, что собой представляет социально-правовой мир, правовая реальность, человек в соотношении с правом и как устроено отношение между ними.
Методология философии права строится на основании общей философской методологии. Методологическое содержание философии права по отношению к самой себе как области науки включает в себя следующие основные элементы) исходные предпосылки и философские основания – фундаментальные принципы и установки, проблемы, понятия и категории) идеализированные объекты в виде абстрактных моделей, отражающих существенные свойства и связи философии права) логику исследования как совокупность определенных правили способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и характера изменения философско-правового знания.
Методологическая роль философско-правовых инструментов для юридической науки состоит в следующем они стимулируют раз Ромашов Р.А. Методология познания философии права // Проблемы методологии и философии права Сб. статей международного круглого стола / Под общ. ред.
С.Н. Касаткина. С. 7.

37
§ 2. Методология философии права витие правовых теорий за счет модернизации их методологических оснований активизируют исследование проблем в уже известном проблемном поле корректируют представления правоведов о соци- ально-правовой реальности.
Основанием классификации методов философии права может быть дифференциация познавательных ресурсов, которые осваивает эта дисциплина. В числе таких ресурсов – философия, наука, право. В соответствии с ресурсным основанием следует различать методы, идущие от философии методы, идущие от науки методы, идущие от философского обобщения, осуществляемого самим юридическим мышлением (от понимания им сущности права, например. Синтезируя приведенные классификации, получаем следующую систематизацию методов философии права) философские, или мировоззренческие, методы (диалектический, метафизический, герменевтический, феноменологический, исторический) общенаучные методы (синергетика, анализ, синтез, аналогия, сравнение, системный, структурно-функциональный);
3) философско-правовые методы (юридическая герменевтика, правовая аксиология).
Мировоззренческие, предельно общие методы, иногда объединяют в понятии философский метод, или в систему философских методов в правоведении. Мировоззренческое знание лежит в основе теоретического правового мышления, определяя его стратегически, при формировании ученым-правоведом цели, элементов, механизма исследования. Посредством философско-правовой методологии формируются ценностные предпочтения в целостной картине правовой действительности исследователей специальных отраслей права. Кроме того, философия как основополагающая наука дает исследователю средство проверить, подходит ли вообще избранный метод для достижения поставленной цели и последовательно ли использует он этот метод в работе. Философские методы действуют непрямым образом, а через совокупность частнонаучных методов познания.
К общенаучным подходам – междисциплинарным научно-иссле- довательским программам в философско-правовой методологии относятся системный подходи синергетический подход. К общенаучным методам философско-правовой методологии относятся общелоги- ческие методы методы эмпирического исследования – наблюдение, мыслительный эксперимент, моделирование методы теоретического
Глава 1. Философия права предмет, методология познания (методы построения теорий) – аксиоматический, гипотети- ко-дедуктивный, восхождение от абстрактного к конкретному.
Философско-правовые методы занимают свое место в методологии философии права, не являясь альтернативой и не подменяя другие методы философского и общенаучного уровня, отражают специфику познания права на основе философских методов, наиболее актуальных в данной сфере.
Методологическая роль философии права в правоведении реализуется через методы познания, включенные в ее содержание. Из методов науки наиболее актуальным методологическим ресурсом в правоведении обладают диалектика, позитивизм, формальная логика, системный анализ, синергетика. Существенные характеристики методов философии права состоят в условиях и ограничениях их применимости. Эти характеристики влияют на их функциональность и эффективность. Ни один из методов не следует переоценивать и абсолютизировать в процессе правопознания.
Вполне обоснованно речь идет о системе методологических принципов. В.П. Малахов относит к первой группе принципы, позволяющие различить в объекте конкретный предмет познавательного интереса и отражающие специфику интеллектуального подхода к предмету. Ко второй группе принципов относятся те, которые выявляют связь предмета конкретной теории с другими предметами, являющимися различными сторонами одного итого же объекта. Третью группу составляют принципы, реализующиеся безотносительно к специфике предмета и отражающие законы самого мышления, характерный для него стиль. Четвертую группу – базовую по отношению к первым трем образуют принципы, связанные с пробуждением адекватной предмету формы мышления (правовой, моральной, политической, эстетической, религиозной или иной. Представленная и конкретизированная в самой работе автора классификация методологических принципов весьма значима для использования и обоснования того или иного метода. К методам философии применительно к праву выделяют саму философию и основные философские направления, когда исследователи определяют ценностные и философско-методологические предпочтения. К числу таких направлений, отражающих соответствующую методологию, относят позитивизм (О. Конт
), диалектический и исторический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс
), феноменологию
1
См Малахов В.П. Философия права Учебное пособие. М, 2001. Ч. I. С. 27–28.

39
§ 2. Методология философии права
(Э. Гуссерль), прагматизм (Р. Паунд), христианскую философию (А. Ав-
релий, Ф. Аквинский, Ж. Маритен
), психоанализ (З. Фрейд)
1
Рассмотрим философские методы. Диалектика. В философии существует учение диалектики, которое дает картину мира как взаимосвязанного и движущегося, развивающегося. Такая картина мира характеризует соответствующий способ мысли – способ осмысливать мир во взаимосвязи ив развитии. Этот способ осмысления называется диалектическим. Он может быть направленна любой предмет, на любой фрагмент мира, на любой его аспект. Тогда это будет уже метод познания – диалектический метод. Объектом диалектической мысли может быть и мир права, правовая реальность. Если брать представления о мире как принципы (основоположения) в познавательном или практическом подходе к явлениями процессам юридической реальности, то теоретические положения диалектики переходят в способ, орудие, средство правопознания и юридической практики, те. становятся диалектическим методом освоения мира права. Что представляет собой диалектический метод в юриспруденции Как используются диалектические конструкции в правовой науке В содержание диалектики как философского учения включаются принципы, законы и категории. Эти элементы составляют единую систему. Два главных принципа диалектики – принцип развития и принцип всеобщей связи. Ядром диалектики являются три закона закон перехода количественных изменений в качественные закон единства и борьбы противоположностей закон отрицания отрицания. Каждый из законов показывает один из моментов движения. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает механизм движения. Закон единства и борьбы противоположностей определяет источник движения. Закон отрицания отрицания характеризует направленность движения.
Один из теоретиков уголовно-правовой науки следующим образом характеризует применение диалектического метода он состоит вис- пользовании в уголовно-правовом исследовании основных законов и категорий диалектики. Практический характер диалектического метода заключается в применении категорий диалектики при реализации уголовно-правовых норм в судебно-следственной практике
1
См Философия права Курс лекций Учебное пособие в 2 т. Т. 1 / Отв. ред. МН. Марченко. МС Глава 1. Философия права предмет, методология
(например, при установлении причинной связи между общественно опасным деянием и преступным последствием в различных преступлениях. Этот метод обусловливает необходимость системного изучения как внутренней структуры изучаемого объекта, таки его взаимосвязи с внешней социальной средой»
1
Категории количество, качество, мера являются категориальным каркасом закона перехода количественных изменений в качественные. На философско-теоретическом (онтологическом) уровне понимания мера означает предел, в котором количественные изменения не приводят к качественным изменениям. В методологии юридической науки философские категории количество, качество, мера исследуются как инструменты постижения правовой реальности, в частности анализируются такие проявления вправе, которые подпадают под категорию мера и соответственно могут быть восприняты. В познавательно-прикладном значении мера характеризуется как критерий (признак, основанный на образце, эталоне, выражающий предел некоторого состояния явления или процесса. В этом смысле мера характеризует право, правовую систему, нормы права. Мера характеризует право право должно иметь меру в качественном показателе – не вторгаться в сферы, для права нехарактерные, ив количественном отношении – когда речь идет о конкретных пределах правового регулирования. Мера характеризует правовую систему категория меры может быть использована для описания критерия, который характеризует правовую систему как стабильную. Его можно назвать мерой стабильности правовой системы. Таким образом, мера выступает как внешний показатель, эталон, соответствуя которому в качественном и количественном выражении правовая система может считаться стабильной. Можно допустить, что мерой правовых явлений, правовой сферы жизни общества выступает теоретическая модель правовой системы. В частности, она является мерой их системности. Мера характеризует нормы права норма права может быть охарактеризована как мера поведения людей, и сама норма права имеет меру – пределы воздействия на поведение людей. Мера проявляется ив структурных элементах нормы права, причем наиболее сложными многообразным это проявление оказывается в санкции нормы 1
Хилюта В.В. Какой быть методологии уголовного права // Lex Russica. 2016. № 12
(121). С. 24.
2
См Куликов Е.А. Категория меры в правовой науке вопросы теории и методологии исследования // Юридические исследования. 2014. № 10. С. 89–99.

41
§ 2. Методология философии права
Изложенное выше характеризует применение философской категории мера в качестве диалектической конструкции для познания правовых явлений. Диалектика выступает здесь как метод теоретико- правового познания. Рассмотрим некоторые методы на основании представленной нами классификации.
Позитивизм.
К традиционной методологии научных исследований относится позитивистская философско-методологическая доктрина права. Юридический позитивизм остается практически единственным методом, с помощью которого создана развитая теория права, пользующаяся большой популярностью у юристов
1
Позитивистская доктрина выражается в юриспруденции в догматическом, или формально-юридическом (юридико-догматическом), методе, который до сих пор является главным частнонаучным методом юридической науки и заключается в догматическом анализе (описании) действующего законодательства при абстрагировании от иных социальных явлений. Анализ правовых явлений осуществляется сквозь призму действующей правовой нормы.
Формально-юридический метод способствует изучению догмы права, выявлению формально-логических связей, уяснению смысла правовой нормы с помощью анализа ее логической конструкции и значения терминов, использованных законодателем, например, субъект права, норма права, правоотношение, юридическая ответственность, правопорядок, преступление, наказание. Большинство представителей юридической догматики, основываясь на позитивистской гносеологии, ограничиваются формально-логи- ческой обработкой нормативного материала, прежде всего посредством анализа юридических конструкций, например, в уголовном праве. Большинство современных работ по уголовному праву написаны в ключе строгого позитивизма. В уголовном праве догматический метод берет за отправную точку не какое-либо конкретное преступление либо совокупность преступлений как явление социальной действительности, а преступление как юридическое понятие. Применение формально-догматического метода в юриспруденции ставит методологический вопрос о соотношении догмы и доктрины вправе. Специалисты-теоретики полагают, что правоспособно выполнять собственное предназначение, когда формулирует аксиоматич-
1
Сырых В.М. Российские правоведы на перепутье материалистический рационализм или субъективный идеализм // Журнал российского права. 2016. № 1. С. 87.
2
Хилюта В.В. Указ. соч. С. 26.
Глава 1. Философия права предмет, методология ные в рамках данной системы права положения, те. доктринальные суждения. При отсутствии же общей исходной методологической и мировоззренческой позиции в уголовном праве и криминологии порой присутствуют диаметрально противоположные идеи и установки»
1
Юридическая конструкция может быть применима успешно лишь при условии постоянной проверки ее обобщений и при ясном понимании тех принципов, которые лежат в основе юридических норм данного времени.
Рассмотрим общелогические методы. Анализ Анализ как общелогический метод предполагает воображаемое, мысленное разделение сложного правового явления, отношения, института на части. Это позволяет установить определенные внутренние связи между элементами, частями и целым. Используемый логический прием движения мысли – от общего к частному
(дедукция).
Современная теоретическая юриспруденция остается преимущественно аналитической наукой. Она основана на логическом расчленении сложных систем на составляющие элементы. Синтетические категории правоведения (правовая система, механизм правового регулирования, правовая жизнь, правовая реальность, правовая форма и т.п.) сформированы преимущественно с использованием средств формальной логики. Они представляют собой гипотетические идеальные модели, которые отражают первичные представления юристов о той или иной системе
2
Существуют междисциплинарные направления науки – например, синергетика Вектор развития юридической науки направлен от изучения абстрактно-схематичных механизмов функционирования юридических явлений к познанию реальных взаимосвязей и законов развития объекта как сложноорганизованной целостности. Развитию правовой науки в этом направлении содействует синергетика, которая направлена на познание системных объектов – от таких юридических макросистем, как правовая жизнь, правовая система общества, до сравнительно небольших систем конкретных правовых отношений 1
Хилюта В.В. Указ. соч Шундиков КВ. Концепция самоорганизации правовой жизни как перспективное направление развития отечественной юриспруденции // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 1 (2). С. 124.
3
Там же

43
§ 2. Методология философии права
Существо синергетического метода заключается в том, что любой общий анализ проблем юридической синергетики должен начинаться с выяснения этого, в каких пределах и каким образом проявляются начала самоорганизации в отдельных правовых сферах»
1
К числу философско-правовых методов можно отнести юридическую герменевтику Понимание, толкование, интерпретация права обязательны для освоения смысла и назначения права. По своей конструкции право должно быть понято и принято носителем прав и обязанностей – субъектом права, обладающим кроме того еще и законодательно закрепленными интересами. Организация и проведение юридических исследований становятся эффективными на основе герменевтической методологии познания. Юридическая герменевтика предстает отдельным направлением философии права (этому посвящен раздел данного учебного пособия, но одновременно методом. Метод включает в себя индивидуально-рационалистические способы осмысления многомерного устройства права и не сводится лишь к толкованию текста, имеющего юридическое значение. Для герменевтики как методологии философско-правового характера свойствен общеизвестный герменевтический круг. Способами познания права являются юридико-лингвистический, психологическо-правовой, ми- ровоззренческо-юридический (как часть общей мировоззренческой картины бытия мира, человека и места, назначения права, порожденного человеком).
Герменевтическая юридическая методология сопряжена с правовой аксиологией как философско-правовым методом.
Толкование права как процесс восприятия, осмысления, трактовки его содержания не может быть одновариантным в силу различных причин. Вряд ли можно сводить процесс познания права, осмысления его многомерности исключительно к толкованию нормы права. Хотя очевидно, что необходимо толковать норму как необходимую клеточку, элемент системы права. Вместе стемна наш взгляд, вполне допустимо и даже полезно для расширения правовых представлений толкование положений юридической доктрины, которая сама по себе уже является определенным толкованием, а в некоторых правовых системах и источником права. Поэтому толкование юридической доктрины, это непросто двойное толкование, но и новое понимание субъектами толкования научно-правовых позиций других авторов. Как известно, возможно толкование договора, причем
1
Ветютнев Ю.Ю. Синергетика вправе Государство и право. 2002. № 4. С. 65.
Глава 1. Философия права предмет, методология необязательно с нормативным содержанием. Правовой обычай также подлежит толкованию. Правовой прецедент в правовых системах, опирающихся на него как на источник права, подлежит толкованию всякий раз, когда он используется для вновь создаваемого решения по делу. Если речь идет о норме права, тов любом варианте это конструкция рационального варианта взаимодействия субъектов права. Однако физические лица как субъекты права наделе предстают субъектами, способными не только к рационально закрепленным в норме права деяниям. Физические лица – люди могут обладать и обладают особенностями психоэмоциональной сферы, склада характера, типа темперамента, совокупностью, а в некоторых случаях системой представлений оправе, морали, эстетическими предпочтениями и т.п. Нерациональная часть бытия человека не может быть прямо выражена в отношении права и правовой нормы и поэтому она в совокупности с уровнем и содержанием правовой культуры, правосознания выражается на основе определенных принципов понимания права. Принципы определенного типа понимания права в свою очередь основываются на ценностно-мировоззренческих критериях, ориентирах восприятия права – всего комплекса параметров, отражающих содержание и внешнее оформление, обрамление нормы права, ее конструкцию, которая в свою очередь предлагается для восприятия и руководства к действию или воздержания от него. Руководство принципами, ценностями, имманентными определенному типу понимания права, сопряжено с обработкой персональным сознанием той или иной нормы права с учетом множества факторов объективного порядка – целей нормативного правового акта в целом, так как невозможно часть осознать вне целого, общепринятого значения тех или иных понятий, учета факторов реализации нормы права. На самом деле толкование нормы права какого бы типа или способа ни придерживался субъект толкования, происходит не изолированно, не автономно лишь цели (телеология, лишь понятия и юридические конструкции (специально-юридическое толкование, лишь факторы и условия реализации нормы (функциональный аспект. Но при осуществлении толкования права (нормы права) тот или иной способ становится доминирующим. Вряд ли убежденный сторонник естественно-правового подхода к правопониманию откажется от исходных идей, идеалов, принципов юснатурализма, также как позитивистское правопонимание не может не поставить на первое место категориальную трактовку, откажется от работы с понятиями.

45
§ 2. Методология философии права
Определенный тип понимания права лежит в основе использования методов юридической герменевтики. Отношение к праву в современных условиях в большинстве социу- мов основано на естественном понимании права, ценностях и принципах естественного права, где человек, его достоинство, честь, жизнь, здоровье, безопасность, уважение к себе и подобным есть главные ценности. Но является ли само естественное право единственной правовой ценностью Конечно, нет. Универсум правовых ценностей отличается разнообразием. В различных социумах, правовых системах естественные права в том виде, в котором они сформулированы в соответствующих международных документах, могут и не признаваться на нормативном и доктринальном уровне, что не мешает соблюдать принятые, исторически сложившиеся способы взаимоотношений между людьми, между ними и государством, основанные на религии, национальной культуре, традициях. Поэтому неизбежно возникает вопрос разграничения культурно-религиозно-исторических ценностей, объективирующихся как общесоциальные ценности, и собственно правовых, отражающих характеристику правовой системы, идеологии культуры определенного общества.
Философско-правовое назначение герменевтики актуализирует широкое осмысление правовой реальности, что предполагает не только толкование, интерпретацию как завершающие формы постижения права, но и необходимость совершенствования правотворчества.
Итак, в завершение рассмотрения вопросов методологии философии права нужно отметить, что необходимо дальнейшее исследование эвристических возможностей всей совокупности используемых методов. Классификация методов необходима для более точного определения уровней и содержания знаний оправе и соответственно степени обобщения теоретических представлений. Совокупность фи- лософско-правовых методов способствует познанию изменяющейся правовой реальности, что определяет значительную роль диалектики как философского метода. Развитие представлений оправе, постижение его сущности на основе и с помощью философско-правовой методологии способствует активизации научных исследований виз- вестном проблемном поле и одновременно формированию новых правовых теорий с учетом факторов информационно-коммуника- ционного и технологического порядка. На основе сложившейся и развивающейся методологии философии права предстоит решить большую совокупность возрастающих проблем познания современного правового мира.
Глава 1. Философия права предмет, методология
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта