Главная страница

Учебное пособие ФИлософия права. Философия права


Скачать 2.28 Mb.
НазваниеФилософия права
Дата22.02.2023
Размер2.28 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУчебное пособие ФИлософия права.pdf
ТипУчебное пособие
#950667
страница5 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
§ 2. Развитие западной философии права (XV–XX вв.)
Рассматриваемый период весьма неоднороден. Он включил в себя ряд важных событий, ознаменовавших определенные этапы враз- витии европейской цивилизации. Начало эпохи Возрождения привнесло светские элементы в культуру и философию, ознаменовалось появлением гуманизма и антропоцентризма, интереса к человеку, что существенным образом сказалось и на философской мысли.
Также на этот период приходится переход к Новому времени как крупному историческому этапу в развитии человечества, а затем и к Новейшему времени, когда принципиально новая реальность определила и новые подходы к пониманию сущности права и его места в регулировании общественных отношений.
Новое время может закономерно рассматриваться как начало нового этапа в развитии философско-правовой мысли. Особенности этого этапа определялись теми факторами, которые повлияли на развитие науки в целом. К их числу следует отнести прежде всего развитие капитализма, который пришел на смену феодальному строю и изменил всю систему общественных отношений. Соответственно изменилась общая научная картина мира. В первую очередь это было связано с прогрессом естественных наук, прежде всего физики. Появились новые философские и общественно-политические теории. Для научного знания этого периода характерна прежде всего опора на практику. Науч
Глава 2. История философии права ные теории приобретают выраженную практическую направленность. Философы, прежде старавшиеся объяснить мир, теперь задумываются о том, как его изменить.
Нуждались в теоретическом и философском обосновании революционные события, связанные со свержением абсолютной монархии. Такое обоснование давалось на основе нового отношения к личности, которое проявилось в выраженном индивидуализме. Признание самоценности личности, которое начинается в эпоху Возрождения, проходит через весь период Нового времени. Борьба государства и церкви, которая продолжалась на протяжении Средних веков, завершается расколом католицизма и появлением протестантизма. В итоге светские начала в науке и культуре усиливаются.
Одним из тех, кто своими трудами способствовал отходу философ- ско-правовых идей от богословия в сторону светскости, был немецкий философ и юрист Христиан Томазиус (1655–1728). Будучи сторонником естественного права, Томазиус выделял такие его свойства, как неизменность и непреложность. Позитивный закон, который известен людям из Божественного откровения, обладает другими свойствами – всеобщностью и особенностью. Всеобщность означает распространение его действия на все человечество, особенность подразумевает воздействие на отдельный народ. Одним из важнейших выводов, которые делает Томазиус из своей концепции, является вывод о необходимости разделения теологии и юриспруденции
1
В результате воздействия указанных выше факторов возникают новые теории, связанные с философским обоснованием роли права в новых условиях. Главными среди них можно считать теорию общественного договора, теорию естественного права, политический либерализм. Возникновение этих теорий было, с одной стороны, политически и экономически обусловлено, с другой стороны, означало переход к новой философской парадигме понимания права. Одним из тех, чью концепцию можно охарактеризовать как переходную от теологической к естественно-правовой, был Б. Спиноза

(1632–1677). По его мнению, в мире существует одна всеобъемлющая субстанция – Бог. Естественное право тождественно законам природы. Каждое существо имеет свой объем прав, который определяет Федюшкина АИ. Начала естественного права в работах Христиана Томазиуса // История государства и права. 2015. № 7. С. 17.

89
§ 2. Развитие западной философии права (XV–XX вв.)
ся его силой. Естественное право человека зависит не от его разума, а от страстей и влечений. Государственная власть тоже представляет собой естественное право, производное от силы тех, кто объединился в этом государстве.
Теория общественного договора, исторически восходящая еще к Ветхому Завету, оформляется на этом этапе в целостную концепцию благодаря такому мыслителю, как Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). В работе Общественный договор Руссо писал, что такой договор следует понимать как соглашение между властью и народом. Согласно теории общественного договора верховная власть в государстве принадлежит всему народу. Закон выражает общую волю и тем самым выступает как гарантия индивидов от произвола со стороны государства. Последнее не может действовать, нарушая при этом нормы закона. Нарушение правительством общественного договора влечет за собой право народа восстать и свергнуть такое правительство.
Предшественником Руссо в какой-то мере стал Т. Гоббс
(1588–1679). В своем ставшем знаменитым труде Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского Гоббс рассматривал возникновение государства как результат определенного договора между людьми, который прекратил существовавшее ранее естественное догосударственное состояние, трактуемое им как война всех против всех. Гоббс выдвинул идею изначального равенства людей. По его мнению, люди добровольно пришли к идее ограничить свои права и свою свободу в пользу государства, задача которого состоит в поддержании мира и безопасности.
Трактовка права через призму естественных прав человека, возникшая в период наступления атеизма и материализма, по сути своей была идеалистической. Естественные права человека понимались как некий правовой идеал, вытекающий из самой человеческой природы. Но использовался этот идеал для обоснования происходящих революционных событий, тес практическими политическими целями. В итоге идеи естественного права, обсуждавшиеся философами со времен Аристотеля, наполняются выраженным политическим содержанием.
Английский мыслитель Дж. Локк (1632–1704) полагал, что естественное состояние представляет собой состояние полной свободы и равенства при полном и свободном распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Естественное право Локк интерпретировал как право на частную собственность, а также право на совершение действий, на собственный труд и на его результаты
Глава 2. История философии права
Государство, по Локку, предназначено для гарантирования естественных прав человека (свобода, равенство, собственность) и законов мири безопасность. Оно не должно посягать на эти права и, следовательно, требует такой организации, при которой естественные права были бы надежно гарантированы.
Локк считал правомерными справедливым восстание народа против тиранической власти, чрезмерно посягающей на его естественные права и свободу людей.
Философско-правовое осмысление получает в это время категория свободы. Ш. Луи де Монтескьё (1689–1775) в книге О духе законов писал, что свобода может быть обеспечена лишь законами Свобода есть право делать все, что дозволено законами».
Люди, полагал мыслитель, живут в обществе и имеют законы, которые регулируют отношения между правителями и теми, кем они управляют. Это право он называл правом политическим. Есть еще законы, которые регулируют отношения членов общества между собой. Эти законы он называл правом гражданским.
Именно необходимость для людей, живущих в обществе, иметь общие законы и определяет потребность в появлении государства. Современное государство, по мнению Монтескьё, должно иметь в своей основе разделение властей власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная.
Вопросы, связанные со значением права, с преступностью и преступлениями, а также сих причинами, пытался осмыслить Ч. Бекка-
риа
(1738–1794). В работе О преступлениях и наказаниях он провозгласил новые для того времени правовые принципы презумпцию невиновности, отмену пыток и смертной казни. Беккариа разработал учение о причинах преступности, которые он видел в социальных условиях – нищете людей и столкновении их интересов.
Названные идеи имели важное значение для развития философии права, они вывели на новый уровень дискуссии о справедливости вправе, о соотношении права естественного и позитивного, о роли законов в жизни людей и государства, о причинах противоправного поведения, о взаимоотношениях государства и личности, о свободе и ее ограничении правом. В результате сформировалась теория естественных прав человека, которая основана на идее существования естественных, вечных, неотчуждаемых прав, которые определяются самой природой человека и служат образцом для исходящего от государства позитивного права. Понятие естественных прав появилось и развивалось как наследие

91
§ 2. Развитие западной философии права (XV–XX вв.)
античной и христианской философско-правовой мысли, но только мыслителям Нового времени удалось развить идею о естественных правах в целостную теорию, которая впоследствии оказала огромное влияние не только на развитие философии права, но и на юридическую практику
1
В Новое время начинается философское обоснование таких входивших в правовую теорию и практику понятий, как конституционализм, демократия, суверенитет народа, государственный суверенитет, права человека. Все они получили свое осмысление и обоснование в европейской, а затем ив российской философско- правовой мысли. Наконец данного периода приходится философское творчество И. Канта
Являясь представителем и одним из родоначальников немецкой классической философии, Кант, с одной стороны, развивал идеи французских просветителей, с другой стороны, создал собственную целостную философскую концепцию, в которой нашлось место и осмыслению сущности права. Идеализм Канта стал во многом ответом на материализм французского Просвещения и кровавые революционные события. Соответственно понимание Кантом права по сути своей является идеалистическим.
Знаменитый категорический императив Канта в полной мере применим и к праву. Основываясь на нем, философ ставил право выше государства, развивал идею взаимной ответственности государства и личности. Основываясь на ценности личной свободы и необходимости установления равенства всех перед законом, Кант полагал, что законы юридические следует выводить из законов нравственных.
Свобода занимает одно из центральных мест в философии Канта. Вопросы свободы он рассматривал во взаимосвязи с правом. Будучи философом конца Х в, Кант во многом определил развитие философии, включая философию права, в следующем столетии.
Большое внимание уделял вопросам права И.Г. Фихте (1762–1814). Он противопоставлял науку оправе, которая относится к внешним отношениям между людьми, и этику, которая ориентирована на внешний
1
Куницын АС. Концепция неотчуждаемости естественных прав человека и русская юридическая мысль // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 3. С. 18–21.
Глава 2. История философии права мир человека. В основе права, по мнению философа, лежат отношения взаимности и добровольного подчинения граждан установленным законам. Законы общества представляют собой своего рода договор. Что касается государства, то оно существует там и тогда, где и когда существует собственность. Главная задача государства состоит в сохранении социальных институтов.
На протяжении указанного периода философско-правовые идеи развиваются ив России. Но этот процесс начинается позднее, чем в европейских странах, фактически только в период Империи. Преобразования начала Х в, связанные с масштабными заимствованиями европейского опыта в самых разных сферах, положили начало проникновению западных философско-правовых идей. В результате в конце столетия в Российскую империю проникли идеи конституционализма и естественных прав личности. Теория естественного права нашла понимание и отражение в работах таких отечественных мыслителей и правоведов, как СЕ. Десницкий и ВТ. Золотницкий. Эти работы имели во многом компилятивный характер, их значение заключалось не в генерировании новых идей оправе, а в привнесении этих идейна российскую почву. В последующем данные идеи дали свои плоды в виде первых российских конституционных проектов, которые могли возникнуть только на почве соответствующей философской парагдигмы.
В XIX в. дальнейшее развитие немецкой классической философии проявилось в той концепции философии права, которая была разработана Г.В.Ф. Гегелем. Эта концепция изложена главным образом в его работе Философия права».
Г.В.Ф. Гегель – представитель немецкой классической философии, сторонник объективного идеализма и основоположник теории диалектики. Раскрывая сущность диалектики и ее проявления, он уделял внимание и такому феномену, как право, что наиболее ярко проявилось в труде с характерным названием Философия права».
В этой работе Гегель показал, как происходит диалектическое развитие идеи права. В основе исследования права у Гегеля находится принцип тождества мышления и бытия. Реальные правовые явления формируют особую область бытия, отражаясь в правовых понятиях.
Анализ соотношения права и закона выступает в качестве одной из главных проблем в философии права Гегеля. Идеал закона мыслитель видит в его тождестве с идеей права. Степень этого тождества трактовалась им как критерий совершенства закона, как ориентир для законодателя

93
§ 2. Развитие западной философии права (XV–XX вв.)
Обращаясь, подобно другим философам права, к понятию справедливости, Гегель подчеркивал случайный характер справедливости в законе и произвол права
1
Осмысление сущности права у Гегеля происходит через такие категории, как воля и свобода. Воля рассматривается им как исходная точка для права.
В целом идея права у Гегеля фактически отождествляется с идеей свободы. Он прямо пишет, что идея права есть идея свободы. Государство у Гегеля тоже есть выражение свободы, а его пределом развития он считал конституционную монархию. В последующем идея права как меры свободы получила свое развитие в либертарно-юридической теории В.С. Нерсесянца (более подробно будет рассмотрена в гл. 4 настоящего учебного пособия).
В определенной степени продолжателем философской концепции
Гегеля выступил К. Маркс (1818–1883). Позаимствовав гегелевскую диалектику, он вместе стем отказался от гегелевского идеализма. Право рассматривалось Марксом как возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Тем самым акцент смещался с формы права на его содержание, в основе которого лежали отношения обмена и классовые интересы. Классовое понимание сущности права влекло за собой идею об отсутствии права в бесклассовом коммунистическом обществе. Идеи Маркса оправе развивались Ф. Энгельсом и В.И. Лениным. В XIX в. практикоориентированность научного знания приводит к появлению позитивизма как нового направления в философии, оказавшего сильное влияние на все стороны научной жизни. Позитивизм минимизировал значение философии, отдавая приоритет эмпирическому познанию действительности. Истинное знание, согласно концепции позитивизма, может быть получено только в результате опытов в рамках специальных научных дисциплин. По мнению основоположника позитивизма О. Конта
(1798–1857), задача науки состоит в том, чтобы получить истинное знание, основанное настрого зафиксированных фактах, и привести его в иерархическую систему. В юриспруденции влияние позитивизма проявилось в рамках нескольких направлений, главными из которых были легизм, нормативизм, социологический позитивизм. Как правило, для сторонников юридического позитивизма типично рассмотрение права как системы
1
Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Соч. Вт. Т. 4. МС Гегель Г.В.Ф. Философия права. МС Глава 2. История философии права исходящих от государства норм. Право в этой концепции неразрывно связано с государством, поддерживается его силой и авторитетом.
Под влиянием идей позитивизма было создано чистое учение оправе немецкого правоведа Г. Кельзена (1881–1973). По его мнению, каждая норма, которая входит в состав правового порядка, должна логически выводиться из нормы более высокого порядка. Вершиной этой иерархической пирамиды служит так называемая основная норма.
Кельзен отрицал существование естественного права, так как полагал, что все право неразрывно связано с государством. Именно государственный авторитет делает право обязательным
1
Существенное воздействие на смену философско-правовой парадигмы Западной Европы оказала Вторая мировая война, коренным образом изменившая существовавший общественный порядок. После войны в Европе наблюдается ренессанс естественно-правовой теории, которая постепенно заняла господствующее место, до сих пор оказывая существенное влияние на правовую практику, в том числе и судебную. Свое новое обоснование она получила в работах таких ученых, как Ж. Маритен, Р. Дворкин, Л. Фуллер и др. Один из представителей естественно-правовой теории ХХ в. Л. Фул-
лер
(1902–1978) в своих работах, среди которых наибольшую известность получила книга Мораль права, писало том, что естественное право и права человека – это не одно и тоже. Он выдвинул идею процессуального естественного права, а также сформулировал ряд принципов, которые составляют внутреннюю мораль права. Соблюдение этих принципов приближает правок идеалу, делает его справедливым.
Важное значение для развития западных философско-правовых идей имела дискуссия Л. Фуллера с Г. Хартом – представителем правового позитивизма, одним из самых известных западных правоведов ХХ в.
Г. Харт
(1907–1992) за вклад в развитие философии права получил звание почетного профессора в 12 университетах мира. В своей работе Понятие права, а также в других трудах Харт выступил как продолжатель линии аналитической юриспруденции. Он критиковал идеи естественно-правовой теории, полагая, что ошибочно рассматривать несправедливое право как неправо. Главное вправе, по мнению Г. Харта, – это разумность и необходимость существующих норм, задача которых состоит в том, чтобы обеспечить совместное выживание людей.
1
См Кельзен Г Чистое учение оправе, справедливость и естественное право Перс нем, англ, франц. / Сост. МВ. Антонов. СПб., 2015.

95
§ 2. Развитие западной философии права (XV–XX вв.)
Право, по Харту, следует понимать как принудительный порядок, который включает в себя минимум разумных и необходимых норм. Этот минимум является обязательным для любого позитивного права.
Среди тех, кто критиковал позицию Харта, был ученик Л. Фул- лера Р. Дворкин
(1931–2013). Он считал, что право является интерпретирующими вытекает из институциональной истории правовой системы. Принимая решение по конкретному делу, судья опирается на предшествующий институциональный опыт и интерпретирует его, тем самым обосновывая его.
В своей главной работе Оправах всерьез Р. Дворкин затронул вопросы правовой онтологии, правовой гносеологии и правовой аксиологии. Концепция Р. Дворкина, достаточно популярная сегодня в западной юридической мысли, строится на критике позитивизма, на признании естественных прав человека, на отрицании противопоставления сущего и должного. На ее формировании сказалась англо-американ- ская правовая семья сведущей ролью судебного прецедента и высоким авторитетом судей.
В целом развитие западной философии права в ХХ в. происходило в рамках основополагающей дискуссии между сторонниками естественного права в его различных интерпретациях и неопозитивистами. В основе этой дискуссии лежали главные философско- правовые вопросы, связанные с пониманием сущности права и его роли в обществе.
Вопросы:
1. Охарактеризуйте факторы, повлиявшие на особенности философско- правовой мысли в Новое время. В чем политический смысл естественно-правовой теории. Какое значение для развития философии права имели идеи периода французского Просвещения. Какой вклад в развитие философии права внес И. Кант. Кто из ученых рассмотренного периода придерживался теории естественных прав человека. В чем Гегель видел идеал закона. Как философия Гегеля повлияла на теорию К. Маркса. Какие направления в юриспруденции возникли под влиянием позитивизма. Назовите основоположников концепции возрожденного естественного права, которая возникла после Второй мировой войны. Что понимал под правом Г. Харт?
Глава 2. История философии права
Литература:
1. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М, 1990.
2. Дворкин РО правах всерьез / Перс англ. М.Д. Лахути, Л.Б. Макеевой; Ред. Л.Б. Макеева. М, 2004.
3. Длугач Т.Б. Жан-Жак Руссо – философ и писатель // Ценности и смыслы.
2012. № 4. С. 36–42.
4. Кельзен Г Чистое учение оправе, справедливость и естественное право Перс нем, англ, франц. / Сост. МВ. Антонов. СПб., 2015.Коркунов НМ История философии права. е изд, испр. М, 2011.
5. Полетухин Ю.А. Шарль Луи Монтескье как мыслитель умеренно консервативного толка // Вестник Тюменского государственного университета.
Социально-экономические и правовые исследования. 2006. № 1. С. 201–207.
6. Федюшкина АИ Начала естественного права в работах Христиана То- мазиуса // История государства и права. 2015. № 7. С. 14–19.
7. Фуллер Л Мораль права. М, 2007.
8. Харт Г Понятие права Перс англ. / Под ред. Е.В. Афонасина, СВ. Мо- исеева. СПб., 2007.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта