Учебное пособие ФИлософия права. Философия права
Скачать 2.28 Mb.
|
§ 3. Аксиология права Философское учение о ценностях (аксиология) в последние 15 лет эффективно применяется в юридической науке в отношении правосознания и правовой культуры, правотворчества и правоприменения. В частности, исследования показали, что аксиологические компоненты обнаруживаются в различных типах правопонимания, федерального и регионального законодательства, в существенных видах юридической практики. Вероятно, правосознание должно быть признано наиболее очевидным проявлением ценностного характера общественного сознания и аксиологической рациональности. Ценностный характер правосознания не только раскрывает роль группового субъекта пра- вопонимания и юридической практики, но и выражает гуманитарный характер права посредством осуществления роли личности как источника и творца права. Вопрос о правовых ценностях есть вопрос о субъективных основаниях права. Правовые ценности не могут формулироваться теоретиками права и объявляться государством декларативно. Так может оформляться лишь властный образ желаемого. И скорее подобные процедуры относятся к нормам, создающим идеальную модель права. Личность же самостоятельно формирует правовые ценности, реализуя свои созна- тельно-волевые установки в правовой действительности. Она не осваивает и не воспринимает правовые ценности, она их вырабатывает, в них реализуется. Это не означает, что на человека не действуют внешние обстоятельства или не оказывают влияние направленные извне, например воспитательные, усилия. Речь о том, что внешнее не может реализоваться иначе, как через внутреннее, сфера которого не поддается простым механическим исправлениям. Правовые ценности воплощают разум и душу личности, фундируя правосознание человека, определяя его поведение в системе правоотношений. Аксиология права, изучая ценностные явления и процессы, призвана показать, как право становится не только нормой, требующей Глава 3. Философские основания изучения права своего исполнения, но и ценимой областью социальной реальности. Ценимость права, те. проявление его ценностного характера, ценностной стороны, означает в тоже время и понимание ценности права. Аксиология развивается в рамках европейской философии на протяжении полутора столетий (с 1860 г. Своим возникновением это учение обязано последователям немецкого мыслителя И. Канта – неокантианцам. Собственно название аксиология введено в философский оборот вначале ХХ столетия. Тогда же эта дисциплина заняла свое законное место среди других областей философского знания. Сегодня аксиология включается в раздел теоретического философского знания наряду с онтологией и гносеологией как концептуальный каркас философского мировоззрения. Таким образом, аксиология предстает одной из самых молодых областей европейской философии. В период своего укоренения (конец ХIХ – начало ХХ столетия) аксиология становится очень популярной. Своего пика ее популярность достигает к концу х гг. Наиболее известными представителями аксиологии из рядов неокатианцев являются Г. Лотце, В. Виндель- банд, Г. Риккерт. Лотце, как родоначальник, провозгласил источником ценностей специфическое чувство удовольствия и неудовольствия – чувство ценности, столь же достоверное для познания мира ценностей, как рассудочное мышление достоверно для познания вещей. Риккерт считал, что основанием ценности как значимости является суждение хотя бы одного культурного человека (когда вещь что-то значит или ничего не значит, вынесенное относительно индивидуальных объектов на основе нравственной обязанности. Неокантианцы отстаивали свое понимание ценностей перед философией жизни таких мыслителей, как В. Дильтей, Г. Зиммель, Ф. Ницше, А. Бергсон. Основное различие между неокантианцами и философами жизни состоит в том, что для последних ценности находятся не вне жизни или над ней как абстрактные значимости, а включены в саму жизнь и являются ее проявлением и выражением. Не только неокантианцы заинтересованно обосновывали ценностный подход в философии. Ценность была объектом исследовательского внимания в таком интеллектуально мощном философском направлении, как феноменология. Ф. Брентано, Э. Гуссерль, М. Шелер, Н. Гартман относятся к классикам западноевропейской аксиологической мысли. Шелер называл свое учение эмоциональным интуитивизмом. Он утверждал существование в мире порядка любви и порядка ненависти, те. положительных и отрицательных 151 § 3. Аксиология права транссубъективных ценностей, непосредственно данных субъекту в его чувстве. Русская философская традиция не содержала специально разработанных аксиологических идей, за исключением книги Н. Лосского Ценность и бытие, вышедшей в эмиграции вначале х гг. ХХ в. В трактовке ценностей Лосский стоял на религиозной онтологической позиции (онтологическая идеал-реалистическая аксиология. Заголовок книги полагает Бога и Царство Божие как основу ценностей, что означало сознательное или бессознательное влечение человека и всего мирового бытия к абсолютному совершенству, к Богу. В книге он проводил ценностный подход к бытию. Наиболее известна классификация ценностей, данная автором. Несмотря на отсутствие развитой ценностной рефлексии, русское мировоззрение в целом носит ценностный характер, наполнявший такие концепции, как интуитивизм, религиозный персонализм, орга- ницизм, метафизика сердца. Советский период отечественной аксиологии начинается сравнительно поздно – в середине х гг. ХХ в, когда стало преодолеваться негативное отношение к данной области философии как проявлению классового буржуазного сознания. Ценность укладывалась в цепочку понятий, раскрывающих систему социальной детерминации деятельности людей потребность – интерес – ценность. Качественно иной характер отечественная разработка аксиологической мысли приобрела с середины х гг. ХХ столетия. Появились различные трактовки понятия ценности, отошедшие от жесткой привязки ценностей к потребностям (пользе, полезности) каких объективной материальной основе. В настоящее время аксиологические исследования относятся не только к сфере философии, они проводятся ив отраслевых областях социально-гуманитарного знания. На стадии активного формирования находятся социальная аксиология, правовая (юридическая) аксиология, аксиология культуры, политическая аксиология, педагогическая аксиология, лингвистическая аксиология, экономическая аксиология. Ценностная проблематика в философии фиксирует особый тип отношений человека и мира наряду с познавательными практическим отношением. Это ценностно-оценочная отнесенность явлений, событий и процессов к системе координат, формируемых добром, истиной и красотой. Отсюда и ключевые вопросы аксиологии а) какова природа ценностных координатных систем б) каким образом возможна ценностная отнесенность феноменов к определенным системам Глава 3. Философские основания изучения права координат, те. каковы основания совпадения вещей и ценностных систем в) каковы инструменты, позволяющие субъекту выполнить отнесение к ценностям. Природа ценностного отношения субъектно-объектная. Это означает, что ни одна из двух сторон не определяет целиком характер и содержание ценностного отношения. В его структуре имеются а) способность дать оценку (оценить, принадлежащая субъекту, и б) объект оценки. Ценность как отношение не порождается исключительно субъектом. Она не принадлежит однозначно и к свойствам объекта. Ценность возникает как наделение объекта значимостью, важностью на основе его свойства быть каким угодно. Субъект обладает способностью дать оценку (оценить, а объект позволяет наделять его ценностью в некотором диапазоне собственных свойств. В этот момент они друг без друга не существуют. При возникновении ценностного отношения складывается новое единство – целостность субъекта и объекта. Они узнают друг друга. Подобный характер отношения ценения (ценностного отношения) отражается в языке. Современное сленговое выражение «зацени» подразумевает, во-первых, включение предмета в систему ценностных координат субъекта и, во-вторых, распространение на предмет определенных имеющихся ценностных критериев. Ценностное отношение носит, таким образом, двоякий характер предполагает предварительную позитивную или негативную оценку объекта, как в целом отвечающего внутреннему ценностному порядку индивидуального или группового субъекта, и включение программы конкретной оценки данного объекта. Отсюда – понимание оценки не как особого знания, а как знания об особом предмете. Такому пониманию ценности отвечает следующее определение ценность – невербализуемые, атомарные составляющие наиболее глубинного слоя всей интенциональной структуры личности – в единстве предмета ее устремлений, особого переживания-обладания и хранения своего достояния в тайниках сердца, которые конституируют ее внутренний мир как «уникально-субъективное бытие. В данном определении подчеркивается личностный характер ценности, связанный с глубинным бытийственным уровнем жизни человека как уникального образования. Здесь отчетливо прослеживается отличие ценности от нормы. Норма есть отношение по правилам, требующее их соблюдения и внешнего согласия независимо от внутреннего принятия 1 Новая философская энциклопедия. Вт. Т. 4. МС. Аксиология права или равнодушия. Ценность есть исключительно интимно-личностное, сокровенное отношение, формируемое из глубин личностного бытия. Как отмечает представитель современной персоналистической аксиологии, человек выбирает то, что ему ближе. Основной вопрос – в чем состоит способность выбора того, что человеку ближе, на чем эта способность основана. Главное – нечто для человека является значимым, а как для него нечто становится значимым» 1 Субъектно-объектный характер ценностного отношения в виде распространения значимости (важности) на объект оценки или, с другой стороны, включение объекта в сферу прежде всего личностной важности (ценности) имеет предпосылкой субъективную способность дать оценку (оценить, а именно ценностную предрасположенность и следующую за ней форму – ценностное предпочтение. Итогом такой ценностной работы бытийно-смысловых структур личности становится ценностная приверженность определенным ценностным объектам. Подобным процессуальным образом осуществляется акт отнесения к ценности, или восприятия ценности, входе которого субъект утверждает себя в рамках определенной системы юридических ценностей. Именно как исследование акта рассматривалась проблема ценностей вправе ЛИ. Петражицким, Н.Н. Алексеевым, И.А. Ильиным, Б.П. Вы- шеславцевым, НА. Бердяевым, С.Л. Франком Так, ЛИ. Петражицкий первичной формой существования права считал право интуитивное, непосредственно связанное с действием императивно-атрибутивных эмоций индивидуального субъекта. В феноменологическом подходе к праву Н.Н. Алексеева ценности рассматриваются не как нечто внешнее субъекту – он обнаруживает их в себе. Субъект, таким образом, включается в структуру права в качестве носителя правовых ценностей. Получается, что усмотрение и признание правовых ценностей требует определенных качеств самого субъекта, без которых он навсегда останется лишь исполнителем навязанного ему формального юридического порядка» 2 Для пояснения процесса формирования личностной способности ценения – ценностной трансформации личности обратимся к данным науки из области феноменологии, экзистенциальной психологии и психологии религии. Одной из первых психологических концепций формирования ценностной приверженности можно считать учение 1 Барышков В.П. Аксиология личностного бытия. МС Романовская В.Б., Жданов ПС Неклассическая рациональность и проблема ценностей вправе Российский журнал правовых исследований. 2015. № 3. С. 21. Глава 3. Философские основания изучения права Нила Сорского (1433–1508) о пяти лукавых (порочных) страстях, в котором он по существу определил пять стадий впадения в грех при- лог, сочетание, сложение, пленение и страсть как таковая. «Прилог» – это простое впечатление, образ от окружающих предметов, первичное движение в сердце или уме. «Прилоги» возникают от внешних влияний независимо от желаний человека. За «прилогом» следует сочетание, или помысел, когда человек проявляет свою волю и начинает сосредоточивать свое внимание на злой мысли или нечистом чувстве. В дальнейшем сочетание перерастает в сложение или страстное увлечение своим помыслом. Если человек не противится своим помыслами желаниями отдается в их власть, то наступает его пленение. Само по себе пленение нечистым помыслом может быть невольным или сознательным. Особенно вредно сознательное пленение души, переходящее в страсть. Кто отдается лукавым помыслам (страстям, кто не противодействует им, тот за них повинен наказанию. Для борьбы с порочными страстями Сорский советовал использовать умную молитву, охранять сердце и мысли от всяких порочных помыслов. Современное рассмотрение уже собственно религиозного обращения по стадиями направленности позволяет уточнить процесс формирования религиозной ценности. Различаются четыре стадии обращения в веру социальная, лиминальная, встреча с нуминозным, собственно религиозная стадия. Социальная стадия – здесь преобладает внешний человек, полностью захваченный социальными целями и интересами. Религиозность имеет внешний, зачастую формальный характер, не затрагивая основ его личности. Лиминальная стадия, или стадия пороговости , олицетворяет столкновение с предельными дан- ностями существования, когда в результате внешних или внутренних событий человек утрачивает укорененность в социуме, разрушается его социальная и личная идентичность. Стадия встречи с нуминозным,где опыт предельных переживаний предстает как опыт столкновения с могущественной и абсолютной силой, не только угрожающей человеку, но и несущей ему благо. И наконец, религиозная стадия, на которой посредством символов и ритуалов конкретной религии происходит трансформация нуминозных переживаний в религиозный опыт. На основе теоретической разработки религиозной трансформации смоделируем стадии ценностной личностно-правовой трансформации. 1 См Крюков Д.С. Стадии и направленность религиозного обращения // Дискуссия. 2014. № 5. С. 20–26. 155 § 3. Аксиология права Это нормативная стадия конфликтная стадия судьбическая стадия культурно-правовая стадия. Первая стадия – нормативная соответствует равнодушному, или индифферентному, состоянию человека по отношению к праву. Вторая стадия – конфликтная знаменует переход от экзистенциального опыта копыту правовому и осуществляется в форме переживаемой человеком пограничной ситуации – отсутствия смысла жизни и опор существования. В пограничном состоянии сталкиваются негативные переживания и позитивные ресурсы, накопленные, ноне проявленные человеком в полной мере до наступившего момента. Это могут быть полученные прежде впечатления, символические знания или возникшие непосредственно на конфликтной стадии смысловые комплексы. По аналогии с религиозной трансформацией можно заключить, что на конфликтной стадии формирование личностных правовых ценностей предполагает трансформацию в них экзистенциального опыта посредством двух факторов 1) специфики внутреннего устроения предельного опыта человека (разделение его на противоположности, на отрицательные и положительные образы и переживания) смыслов и символов права, которые, будучи эквивалентными по своим значениям элементам предельного опыта, обеспечивают его трансформацию. Третья стадия возникает на уровне осознания субъектом своего предназначения, собственной избранности, образно выраженной Николаем Языковым: Я чувствую завиден жребий мой, Есть и во мне благословенье бога, И праведна житейская дорога, Беспечно выбранная мной. На четвертой – культурно-правовой стадии правовой опыт субъекта имеет сознательный, содержательный характер, соразмеримый с объективными социальными условиями. Мы видим, таким образом, что формирование ценностной правовой позиции представляет собой процессуальность, также как акт отнесения к ценности является процессом. Исследовательский интерес представляет соотнесение экзистен- циально-психологических и социальных стадий формирования цен- ностно-правовой предрасположенности индивидуального субъекта, в частности диапазон влияния социальных синдромов на преодоление конфликтной стадии его экзистенциально-правовой трансформации Глава 3. Философские основания изучения права Ценностная приверженность не может быть в абстрактном виде, а всегда требует конкретного указания на объект приверженности, и, следовательно, на этом этапе ценностного взаимодействия неизбежно возникает предметность. Предрасположенность и предпочтение воплощают в себе непросто интенциональность как предметную направленность, а характер направленности, некий вектор устремленности человека в его многообразных отношениях с миром ив мире. Приверженность непросто реализует способность дать оценку (оценить, не только опредмечивает эту способность, а операционализирует ее, превращает в поведенческий инструмент, в инструмент многообразной теоретической и практической деятельности человека. Приверженность выражает свободу выбора. Она выступает предпосылкой общезначимости, поскольку в состоянии сплотить людей с аналогичной приверженностью. В этом состоит процесс социализации ценности, предполагающий отбор социумом востребованных личностных типов ценностной идентификации по основаниям эффективности и соизмеримости общественно-историческим целями задачам. Приверженность может быть сконструирована или спровоцирована, те. создана искусственным образом. В любом случае предметом теоретического или эмпирического аксиологического исследования будет не ценностный объект сам по себе, а ценностная приверженность объекту и, значит, то, насколько подлинна ее ценностная природа. Если ценностная приверженность есть содержание наивного (естественного) сознания, ток нему применима позитивная критика, позитивная в том смысле, что она способна предостерегать наивного от попыток циников его обмануть. Возможно, приверженность в наивном случае есть просто дань моде – демонстрационная приверженность, не затрагивающая способность дать оценку (оценить) человека или она всего лишь элемент адаптивного механизма, механизма приспособляемости на социально-рефлекторном уровне. Когда носитель наивного сознания осознает выказывание своей приверженности чему-либо всего лишь в символическом смысле и при этом настаивает на ее ценностной подлинности, то перед нами форма цинизма (знает, что делает, и все равно продолжает делать, форма уже цинического разума, приводящая к лицемерию и латентному нормативному нигилизму См Ячин СЕ. Критика аксиологического разума // Вопросы философии. 2017. № 8. С. 54–68. 157 § 3. Аксиология права Приверженность может относиться к любому объекту, в том числе к норме или объективированной ценности. В последнем случае ценностью называют ценностный объект, объект ценностного отношения, на самом деле ценностью не являющийся, поскольку берется без учета определенного характера приверженности, в отрыве от системы ценения, ценностной деятельности. Когда рассматривается приверженность какому-либо объекту, например государству, предполагаются две возможности 1) утверждаемая ценность самого государства в соотнесении сего отрицанием (анархия) и 2) провозглашаемые государственные ценности – ценности демократических институтов или ценности автократии. Ценностный аспект будет состоять не в рассмотрении государства как такового, а в рассмотрении типов идейной и практической (в политике и законодательной деятельности) приверженности определенному типу государства. Также ценность правовой нормы есть приверженность той или иной правовой норме. Сама по себе правовая норма есть объект оценки, объект приверженности, но еще не ценность. Правовыми ценностями, исходя из сказанного о понятии ценность, являются не государство и право, а приверженность государству и приверженность праву. Далее неизбежно требуется конкретизация о приверженности какому государству и какому праву идет речь. В этом будет заключаться специфика аксиологического подхода в отличие от объектно-предметного подхода. Рассмотрение значения (роли, функции) государства в системе общественных и политических институтов не является ценностным. Здесь используется объективированный исследовательский подход, демонстрирующий определенное положение вещей, как оно есть в реальности, – сущее. В противоположность такой описательности важнейшей чертой ценностного отношения, отличающей его от познавательного и практического отношения, является ориентация на должное, приверженность должной с определенной точки зрения роли государства. При ценностном анализе важнее точка зрения, обосновывающая и выражающая приверженность, чем объективное положение вещей, имеющее отношение к истинности. Различие сущего и должного – исходная посылка в определении специфики ценностного отношения. Представления о должном и знания сущего (как есть в действительности) невыводимы друг из друга. Первым этот тезис обосновал Д. Юм: самое точное и полное знание того, что есть, не в состоянии обосновать то, что следует делать. Такой ход мысли о специфике ценностного взгляда получил название Глава 3. Философские основания изучения права «гильотина Юма» (невозможность вывести нормативные и ценностные суждения из описательных. В нем выражается дуализм бытия и «ценностей». При рассмотрении ценности следует различать ценности и благо. Благо определяется значением или предназначением, те. объективной ролью (функцией) того или иного явления или процесса в структуре бытия. Например, воздух, Солнце, вода есть сущее благо, без которого невозможна сама жизнь, каких не оценивай сточки зрения субъ- ект-объектного отношения (в данном случае от такой возможности и альтернативной трактовки блага мы отвлекаемся. Поэтому было бы ошибкой определять ценность как явление действительности, имеющее какое-то значение для людей. Ценности возникают, когда имеется значимость (предрасположенность, предпочтение, приверженность сточки зрения должного, а не значение, фиксирующее положение дел в действительности. Наряду с ценностной приверженностью, надо полагать, существует ценностное отвержение, ценностное отторжение. Иногда еще можем встретить такое выражение я низвергнул (низверг) этого человека из своей жизни. Близкое к этому кластеру выражений выражение извергнуть, свергнуть, те. понизить бытийный статус. УМ. Шелера такая ценностно-пространственная рядоположенность представлена порядком любви (ценностная приверженность) и порядком ненависти ценностное отвержение). Здесь наглядно видно различие между субстанциальной ценностной онтологией, онтологией сущностей, и реляционной ценностной онтологией – онтологией отношений. Последнюю можно считать собственно аксиологией. Мысль о невозможности противоречивой ценностной двойственности вещей представляется тупиковой. Дискуссии о невозможности отрицательных ценностей будут продолжаться, если акцент ставить на вещах, а не на отношениях. Совершенно справедливо замечает В.Н. Жуков, что если под ценностью понимать некую полезность явлений, то негативных ценностей быть не может 1 Одна и та же вещь может быть для одного положительной, для другого отрицательной ценностью, или для одного итого же человека в разные периоды жизни вещь бывает соответственно притягательной и отвратительной. Здесь отвратительность может пониматься ив эти Жуков В.Н. Введение в юридическую аксиологию (вопросы методологии) // Государство и право. 2009. № 6. С. 29. 159 § 3. Аксиология права ческом, ив эстетическом, ив психологическом смысле. Неизменно общим остается ценностный субъект (человек ценящий) в его обращении к ценностному объекту с недоброжелательностью, неприязнью, с ненавистью и другими лукавыми помыслами, но он к нему обращена непросто отвернулся, отстранился. Значит, работают регулятивные механизмы самоопределения ценностного человека. В целом же это отрицательная ценность, поскольку человек осуществляет ее оценку как процесс восприятия, ценностной идентификации объекта ценностного отношения. Дело здесь не в самой ценности объекта как таковой, а в ценностном восприятии ее субъектом, те. человеком. Свержение с пьедестала и унижение, – писал М. Шелер, – выпячивание негативных ценностных моментов в вещах и людях, которые и за- метны-то лишь потому, что встречаются вместе с явно выраженными позитивными ценностными моментами концентрация на негативных моментах, сопровождаемая острым чувством наслаждения, – все это становится устойчивой формой протекания переживаний, в которой могут найти себе место самые разнообразные материи. В этой форме или структуре у недоброжелательного человека формируется его конкретный жизненный опыт. Структура сама выбирает отдельные элементы жизненного опыта из всего возможного опыта жизни, выделяя их как действительные» 1 Другая разновидность функционирования отрицательной ценности активно обсуждается в современном российском обществе. Речь идет о противодействии пропаганде суицида, наркотиков, экстремизма, о романтизации криминальной субкультуры, популяризации преступного образа жизни как негативных и общественно опасных явлений. Очевидно, что ценности отдельных субкультур, например криминальные ценности, сами по себе существуют в обществе как ценностная система внутри соответствующей субкультуры субъект-объект- отношение (между ними. Существуют приверженцы соответствующих ценностных объектов, составляющих элементы их пространства. Естественно, что внутри этого пространства присутствует его романти- зация – культивируется ритуальный характер взаимоотношений между субъектами на основе принятых ценностных ориентиров. Рассмотренное выше понимание ценности может быть ограничено ценностным объектом, который концентрирует в себе ценностные значения в качестве объективно значимого явления. Подобное понимание ценности распространено в аксиологии права и может считаться устоявшимся 1 Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб., 1999. С. 17. Глава 3. Философские основания изучения права как отраслевое понятие аксиологии. Оно ориентировано на социальные ценности и позволяет избежать излишней субъективации ценности, допускаемой в общей аксиологии. В аксиологии права следует различать правовые ценности, ценности права и ценность самого права как атрибута реальности. Правовые юридические) ценности – те, которыепроизведены правом, те. установлены, получены с помощью правовых средств и реализованы в нормативных правовых актах, правовых обычаях, правовом прецеденте или в юридической доктрине. Например, презумпцию невиновности можно отнести к правовым ценностям. Ценности права – это разновидность социальных ценностей, те. тех, которые аккумулированы правом, охраняются ими воспроизводятся. Так, например, являясь общесоциальными и нравственными ценностями, такие понятия, как свобода, равенство, достоинство, справедливость, предстают одновременно ценностями права. Справедливость, например, обретает особое значение и звучание, когда она выражена не только на индивидуальном уровне (применительно к конкретной жизненной ситуации, но и на уровне социума, всего общества. Это социальная справедливость, достижение которой предстает целью цивилизованного развития любого общества. Безусловно, справедливость относится к базовым, фундаментальным ценностям права, так как имеет нравственные, исторические, социокультурные корни. Правильно отмечается в научной литературе, что социальная справедливость как моральная и правовая ценность, ее понимание в конкретном обществе, в той или иной правовой цивилизации относится к фундаментальным составляющим социокода, который, как показывает исторический опыт, мало подвержен изменениям на протяжении длительных временных периодов и нередко становится незыблемым даже в условиях конституционных реформ. Значение фундаментальных ценностей велико не только в теоретическом, но прежде всего в практическом аспекте, так как затрагивает жизни большого количества людей. Ценность права как атрибута реальности определяется его глубинным характером как элемента цивилизации и функцией эталона, идеала. В.С. Нерсесянц, характеризуя ценность права, справедливо полагал, что предметная область юридической аксиологии – это проблемы того или иного юридического понимания права как ценности и соответствующей трактовки цели, долженствования, императивного 1 Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Социальная справедливость (некоторые конституционные вопросы) // Общественные науки и современность. 2017. № 3. С. 6–7. 161 § 3. Аксиология права требования. Юридическая аксиология предполагает различение и соотнесение права и закона в плане их соответствия и с этой точки зрения оценки фактически данного закона (позитивного права. Ценностные суждения – это суждения о правовом значении, те. ценностном смысле сточки зрения определенной трактовки права, фактически данного закона. Таким образом, ценность права определяется автором не предметно-содержательно, а функционально, формально, диспо- зиционно. В подобной формально-ценностной модели права остается место приверженности сторонников той или иной разновидности правопонимания. Политика права в большинстве современных социу- мов фундирована на принципах естественного права, где человек есть высшая ценность. Но естественное право не единственная правовая ценность, так как виды правопонимания разнообразны. Классификация ценностей – один из актуальных вопросов правовой аксиологии. АН. Бабенко отмечает, что по содержанию выделяются абсолютные правовые ценности, или ценности-цели, имеющие общее для всех наивысшее значение правовые ценности среднего уровня, определяющие степень развития и тип правовой культуры общества и личности, а также инструментальные правовые ценности, используемые для урегулирования и построения конкретных правоотношений и предполагающие защиту иных типов ценностей. Следует учитывать, что ценности при всем абсолютном характере их значения связаны с потребностями, ориентирами, векторами социального развития, появлением тех или иных доминант в государственной деятельности, правотворчестве. Ценность социальной сферы, ее актуализация усиливают необходимость гуманистической направленности развития законодательства, влияют на изменения в иерархии ценностей. Совершенно справедливо отмечается в научной литературе значение гуманистической иерархии ценностей в процессе социального развития, повышение роли социального законодательства в общей системе современного законодательства Руководство ценностями, свойственными определенному типу понимания права, сопряжено с комплексной обработкой персональным сознанием нормы права с учетом целей нормативного правового акта, общепринятого значения тех или иных понятий, условий реализации 1 Нерсесянц В.С. Философия права Учебник для вузов. МС Бабенко АН. Правовые ценности и освоение их личностью Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. МС См Право и социальное развитие новая гуманистическая иерархия ценностей Монография / Отв. ред. А.В. Габов; Н.В. Путило. М, 2015. Глава 3. Философские основания изучения права нормы права. Ценностные основания толкования права (правовой нормы) могут быть сгруппированы следующим образом. Первая группа базовые ценности, которые обеспечивают сохранение и воспроизводство существующей, исторически сложившейся организации правового обеспечения и регулирования отношений жизнеустройства личности, общества, государства и характер осуществления власти в нем (ценности личности, общества, государства. Это могут быть ес- тественно-правовые ценности или ценности религиозные и духовные, ценности этнической морали в зависимости от исторически сложившейся и эволюционно обусловленной их иерархии. Ко второй группе относится телеология ценностей, те. совокупность целевых установок, отражающих необходимые перспективы развития права в широком смысле. Эта группа ценностей влияет на динамику законодательства, характер изменений в правоприменении, количество новых научных исследований и подходов в сфере права – модификация правовой доктрины. Третья группа – ценности рационально-утилитарного характера, имеющие значение для решения первоочередных вопросов и корректирующие ситуацию относительно идеала, заложенного в цели. В эту группу входят ценности – требования, инициируемые носителями высшей государственной власти в ответ на конкретно-исторические изменения. Уровень ценностно-мировоззренческих предпосылок в толковании и понимании права, таким образом, несомненно имеется и играет важную роль. Вопрос состоит в формулировании и признании тех или иных ценностей. Каждая группа ценностей приобретает доминирование в политике права самого государства, других ее субъектов в зависимости от уровня и содержания правовой культуры общества и личности, степени развитости демократии, степени защищенности прав и свобод человека. Некоторые ученые отмечают актуализацию проблем конституционной аксиологии в связи стем, что важнейшие элементы конституционного строя, его институты должны стать реальными, а не только провозглашенными ценностями, поэтому приверженность конституционным ценностям должна сопровождать все циклы правовой жизни социума — от правообразования до правоприменения» 1 . Таков путь познания ценностных оснований права его различными субъектами Алексеев А.П. Ценности в российском конституционном праве // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 1 (32). С. 30. 163 § 3. Аксиология права Ценностный подход к анализу права и правовой культуры состоит, на наш взгляд, в следующем. Первое – в рассмотрении действительной приверженности социального субъекта определенным ценностным объектами второе – в утверждении методологической позиции ученого, которая состоит в открытом провозглашении своей приверженности определенному качественному характеру правовой системы. Так, предлагается различать персоноцентристский и социоцентристский типы права и правовой культуры в соответствии с авторской приверженностью концепции личности человека как высшей ценности и правам человека. Ценностный подход здесь заключается не столько в полагании высшей ценности, сколько в открытом провозглашении авторской позиции как собственной приверженности. Однако на основании такой приверженности проводится типология права и правовой культуры, те. формируется идеальная модель объективного положения дел на основе субъективной ценностной позиции. Возникает вопрос насколько оправданно использовать собственную ценностную позицию как методологическое основание научного исследования Не в меньшей мере этот вопрос относится к тем авторам, которые не столь откровенны в своих ценностных приверженностях. Ион требует ответа, так как в условиях постнеклассической парадигмы, признающей включенность ценностных позиций исследователя в процесс и результаты познания, в своей конкретизации нуждаются условия и методологические правила использования аксиологического подхода вправе. Вопросы. Охарактеризуйте ценностное отношение человека и мира. Приведите определение ценности. Поясните, в чем состоит специфика ценностного отношения человека и мира права (правового универсума. Назовите основные проблемы юридической аксиологии. Каковы, на ваш взгляд, функции ценностного подхода в сфере права. Литература: 1. Алексеев С.С. Право – азбука, теория, философия опыт комплексного исследования. М, 1999. 2. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия. М, 2005. 3. Жуков В.Н. Введение в юридическую аксиологию (вопросы методологии Государство и право. 2009. № 6. С. 20–31. 1 Семитко А.П. Персоноцентристский подход к праву и правовой культуре // Вестник гуманитарного университета. 2013. № 1. Глава 3. Философские основания изучения права. Иконникова Г. И Философия права Учебник для магистров / Г.И. Икон- никова, В.П. Ляшенко. е изд, перераб. и доп. М, 2015. 5. Мартышин О.В. Проблема ценностей в теории государства и права // Государство и право. 2004. № 10. С. 5–14. 6. Нерсесянц В.С. Философия права Учебник для вузов. М, 1997. 7. Общество пространство, риски, ценности Монография / Под ред. д-ра филос. наук, проф. АН. Чумакова. Саратов, 2012. 8. Право и социальное развитие новая гуманистическая иерархия ценностей Монография / Отв. ред. А.В. Габов, Н.В. Путило. М, 2015. 9. Правовая культура Монография / Отв. ред. Ф.Т. Тахиров. М, 2014. 10. Романовская В.Б., Жданов ПС Неклассическая рациональность и проблема ценностей вправе Российский журнал правовых исследований. 2015. № 3. С. 18–23. 11. Сапун В.А., Турбова В.Я. Уровень доверия к праву и современная Российская Конституция // Мир политики и социологии. 2014. № 10. С. 72–80. 12. Философия права. Вт Под ред. МН. Марченко. Т. 1. М, 2014. 13. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Социальная справедливость (некоторые конституционные вопросы) // Общественные науки и современность. 2017. № 3. С. 5–14. 14. Ячин СЕ. Критика аксиологического разума // Вопросы философии. 2017. № 8. С. 54–68. |