Главная страница

Учебное пособие ФИлософия права. Философия права


Скачать 2.28 Mb.
НазваниеФилософия права
Дата22.02.2023
Размер2.28 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУчебное пособие ФИлософия права.pdf
ТипУчебное пособие
#950667
страница12 из 13
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
§ 2. Правовое государство и гражданское общество
И теория права, и философия едины в том, что государство и общество как явления объективной реальности не тождественны они имеют разную историю, их взаимоотношения сложны, их цели зачастую противоположны. В тоже время нельзя не признать, что они неразрывно связаны. Для определения сущности гражданского общества необходимо определиться собственно с понятием общество. Как отмечает
Ю.И. Семёнов, с самого начала теоретического подхода к исследованию общества в философской и исторической мысли существовали два основных ответа на этот вопрос. Один из них заключался в том, что общество представляет собой простую совокупность, сумму индивидов – это социологический номинализм. Второй подход наиболее распространен сегодня и заключается в понимании общества не как простой совокупности индивидов, населяющих ту или иную территорию (государство, а как целостное образование, имеющее свою жизнь, не сводимую к существованию составляющих его людей, особый субъект, развивающийся по собственным, только ему присущим законам (социологический реализм. Если споро сущности общества ведется со времен Аристотеля, то проблема выделения гражданского общества как некоей субстанции, отличной как от государства, таки от общества (социума) в целом заслуга римского права. Как отмечает В.С. Нерсесянц, понятие гражданское общество восходит к древнеримскому слову «civitas»,
1
Семёнов Ю Общество теоретический анализ понятия. URL: http://scepsis.net/
library/id_65.html (дата обращения 12.12.2017).
2
Там же.

199
§ 2. Правовое государство и гражданское общество которым обозначались гражданская община римлян, сообщество римских граждан
1
Однако те признаки, которыми мы сегодня вслед за Гегелем и плеядой ученых-юристов и философов, обогативших теорию правового государства, наделяем гражданское общество, небыли в полной мере характерны для римской цивилизации. Во-первых, потому, что в эпоху Античности невозможным было представление о некоем обществе, отделенном от государства полис были городом, и государством, и гражданской общиной (объединением граждан. Стоит вспомнить, что само понятие государство (Stati) в понимании, наиболее близком к современному, было употреблено Н. Маккивелли в 1513 г. в его книге «Государь».
Гегель считал эпоху Нового времени, последовавшую за чередой буржуазных революций, началом становления гражданского общества – общества, основанного на частной собственности, где движущей силой являются частные интересы, а механизмом их удовлетворения выступает заинтересованность иных лиц (или всего общества) в удовлетворении интересов одного индивида. Располагая гражданское общество между семьей и государством, великий немецкий философ четко усматривал вторичность гражданского общества по отношению к государству, считая, что развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства. С таким подходом был категорически несогласен К. Маркс, который, отождествляя общество и гражданское общество, полагал, что именно общество предшествует государству, а не наоборот
3
Гражданское общество – это продукт эпохи Нового времени, а концепция гражданского общества – важнейший элемент мировоззренческого осознания и философско-правового оформления перехода от теократического государства к государству светскому, от системы феодальных зависимостей и привилегий к обществу свободных и равных людей»
5
В эпоху Нового времени человек становится частным лицом, наделенным комплексом прав, и эти права принадлежат ему именно как
1
Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства Учебник для юридических вузов и факультетов. МС Гегель Г.В.Ф. Философия права. МС Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 1. СВ отношении России датой начала формирования гражданского общества считается
1861 г. – год отмены крепостного права.
5
Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. МС Глава 4. Проблемы взаимодействия человека, права и государства отдельной личности, а не как публично-правовой единице (гражданину, вассалу, сюзерену. Именно с этих позиций В.С. Нерсесянц определял современное гражданское общество как общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона…»
1
Каковы признаки гражданского общества?
Во-первых, наличие частной собственности – обязательное условие формирования гражданского общества, поскольку, как показывает история, именно частная собственность стала стимулом для творческой активности человека, его заинтересованности в развитии производства, основой возникновения среднего класса. Связь частной собственности и свободы особо подчеркивал Гегель и указывал, что первый вид свободы – это собственность, поскольку, не имея наличного бытия в форме вещей, предметов, движимого и недвижимого имущества, свободная воля остается лишь абстракцией. В Лекциях по истории философии Гегель писал Свобода существует лишь постольку, поскольку личность имеет право обладать собственностью»
3
Во-вторых, это общество не может существовать в условиях тоталитаризма, где государство тотально регулирует все виды общественных отношений, вплоть до личной жизни человека, дозволяя, предписывая, но чаще всего запрещая. В социологии есть специальный термин – открытое общество как антипод закрытому, тоталитарному обществу. Гражданское общество – это открытое общество.
В-третьих, это общество, где граждане самостоятельно решают те проблемы, которые возникают в негосударственных сферах жизни, с использованием механизмов саморегуляции, самоуправления.
В-четвертых, единицей гражданского общества выступает личность, обладающая признаком автономии, и реализующая частный интерес.
В-пятых, гражданское общество противостоит государству. Наглядно это противостояние выражается в деятельности неполитических добровольных объединений граждан, которые отстаивают интересы частных лиц, семей, иных объединений.
В-шестых, система гражданского общества отлична от государственно организованного социума. В последнем преобладают связи
1
Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства Учебник для юридических вузов и факультетов. С. 284.
2
Грудцына Л.Ю. Философско-правовая концепция гражданского общества как самоорганизующейся социальной системы от Гегеля до наших дней // Административное и муниципальное право. 2014. № 4. С. 395.
3
Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. X. С. 219.

201
§ 2. Правовое государство и гражданское общество соподчинения, иерархические, вертикальные, а в первом – горизонтальные, координационные. Структурными элементами гражданского общества выступают личность, семья, частные юридические лица, органы самоуправления, церковь, негосударственные СМИ и др.
Гражданское общество следует определять как систему отношений между людьми, их формальными и неформальными объединениями общественные организации, союзы, движения, группы и т.п.), сообществами (территориальные, трудовые, профессиональные коллективы, национальные, религиозные и др. общности, в рамках которых через различные институты и структуры реализуются частные и публичные интересы и потребности в политической, экономической, духовной и культурной сферах жизнедеятельности социума
2
Рассматривая соотношение правового государства и гражданского общества, большинство исследователей считают наличие гражданского общества признаком (атрибутом) правового государства. Правовое государство рассматривается сегодня как одна из важнейших социальных ценностей, а концепция правового государства как квинтэссенция представлений, накопленных человечеством за многие века, о должном и правильном устройстве общественной жизни.
Несмотря на то что само понятие правовое государство (Rechts-
staat
) впервые было использовано немецкими юристами В.К. Вельке- ром и Р. фон Молем впервой трети XIX в, идея правового государства имеет тысячелетнюю историю. Современная концепция правового государства формировалась путем восприятия отдельных идей, представлений и принципов, которые лишь в XIX в. сложились в некую систему. Так, еще в Античности возникли представления о том, что право должно быть справедливым, законам необходимо повиноваться (Платон, демократия – наилучшая форма управления (Демокрит), закон должен выражать интересы различных слоев и групп общества (Про- тагор), правовое равенство граждан и всеобщий характер подчинения законам (Цицерон) и др Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1995. С. 182.
2
Богданова НА. Общество как объект конституционно-правового регулирования // Конституционные основы экономических и социальных отношений. Конституционная юстиция Мат-лы IV Всероссийской научной конференции по конституционному праву.
31 марта – 1 апреля 2006 г. СПб., 2006. С. 42.
3
Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства Учебник для юридических вузов и факультетов. С. 286.
Глава 4. Проблемы взаимодействия человека, права и государства
Средневековье обогатило теорию правового государства идеями о том, что народ – источник всякой власти (М. Падуанский, приоритет естественного права перед волей государства, выраженной в законе (Г. Брэктон).
Ценнейший вклад эпохи Нового времени – идея о взаимообусловленности прав и обязанностей государства и общества в рамках теории общественного договора (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо), идея народного суверенитета (Ж.-Ж. Руссо), теория разделения властей (Дж. Локк,
Ш.Л. Монтескье). Дальнейшее развитие теория разделения властей и идея господства закона получили в трудах Канта и Гегеля. Несмотря на то что Гегель выступал за приоритет воли государства по отношению к правам индивидов и общества, его вклад в теорию правового государства состоит в недопустимости произвола, всех неправовых форм проявления силы со стороны государства и частных лиц (принцип законности).
В конце XVIII в. произошло позитивно-правовое закрепление нравственно-политических императивов вытекающие из человеческой природы потребности и ценности (например, равенство, справедливость и др) былине только подтверждены при придании им формы прав граждан, но и приобрели защиту в лице государства. Последнее особенно важно, так как в рамках естественной школы права акцент ставился на защитные механизмы обычая, морали, прецедентного права.
Новейшее время обогатило теорию правового государства идеей прав и свобод человека и гражданина, понимаемых как получившие нормативное правовое закрепление возможности индивида по совершению определенных действий (бездействия, которые гарантируются и охраняются государственными органами и международными организациями.
Первыми государствами мира, где на высшем законодательном уровне были восприняты отдельные принципы правового государства, были Соединенные Штаты Америки (Декларация независимости
1776 г, Конституция США 1787 г, Франция (Декларация прав человека и гражданина 1789 г.).
Современное понимание правового государства предполагает наличие у государства ряда признаков, без которых оно не может считаться правовым.
Первый – верховенство права. Относительно данного признака существует двойственность позитивистское правопонимание настаивает на господстве закона, в то время как с позиций естественного права

203
§ 2. Правовое государство и гражданское общество речь идет о том, что и закон не является главенствующим. Над любым позитивным законом должны преобладать, верховенствовать разумные и справедливые общеобязательные правила. Именно об этом говорил Платон, когда противопоставлял любой акт, санкционированный государством, и правила, выражающие и олицетворяющие общий интереса потому являющиеся правильными, разумными и справедливыми, те. правом. Исходя из такого понимания нельзя признать правильной позицию Г. Кельзена, который считал, что любое государство есть правовое государство, ведь государство, подобно королю Мидасу, обладает способностью превращать вправо все то, чего оно касается
1
Второй – реально действующий принцип законности, состоящий в неукоснительности соблюдения норм законов всеми субъектами правоотношений, формальном равенстве всех перед законом. Третий – разделение властей на исполнительную, законодательную, судебную, что гарантирует невозможность вмешательства одной ветви власти в деятельность другой, чрезмерное усиление одной власти за счет другой, бесконтрольность и как следствие попрание интересов граждан и общества. Четвертый – наличие гражданского общества, понимаемое в рамках правового государства в качестве относительно независимой от государства сферы общественных отношений (прежде всего - отношений собственности, в которые вступают свободные индивиды, преследующие свои частные цели и интересы. Следует согласиться, что баланс прав и обязанностей аксиоматичен и, давно известный в отношениях между различными субъектами общественных отношений, экстраполируется вне менее значимый баланс государства и гражданского общества
3
Пятый – взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами
4
Шестой – приоритет прав человека перед интересами государственной власти. Следует согласиться с мнением Е.А. Лукашевой, что
1
По мнению специалистов, это сравнение впервые было высказано Г. Кельзеном в 1929 г. (URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ob-osnovnyh-elementah-chistogo-ucheniya- g-kelzena-o-prave-i-gosudarstve; дата обращения 15.12.2017).
2
Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. МС См Рыбаков О.Ю.
Стратегия правовой политики России // Юридическое образование и наука. 2015. № 1. С. 30–33.
4
Общая теория права Учебник для юридических вузов / Под ред. АС. Пиголкина. МС Глава 4. Проблемы взаимодействия человека, права и государства правовое государство есть форма ограничения власти правами и свободами человека»
1
Седьмой – максимально возможное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, в том числе и посредством соответствия внутреннего законодательства общепризнанным принципами нормам международного права.
С конца XIX в. наметилось сближение теории правового государства и теории социального государства. ПИ. Новгородцев писало том, что новые задачи правового государства требуют создать более совершенное общество, под которым он понимал общество, где социальная функция государства является если не главенствующей по отношению к остальным, то весьма значимой.
Провозглашения равенства возможностей недостаточно для того, чтобы возвестить о достижении социальной справедливости. Несправедливо то, что индивиды с неравными возможностями ставятся законом в равное положение. Равенство результатов (которое, по нашему мнению, более значимо, чем равенство стартовых возможностей) возможно лишь посредством перераспределения общественных благ с целью установления одинаковой для всех доступности того их перечня, который делает достойным человеческое существование.
Нормы, устанавливающие гарантии в отношении социально незащищенных групп населения (инвалиды, дети, престарелые, малоимущие и др, имеют своей целью установление равенства фактического не посредством установления доступности общественных блага посредством наделения особыми правами в сфере социальной помощи. Нарушается ли при этом равенство формальное Думается, что нет. Ведь эти права устанавливаются не как какие-то клановые и сословные привилегии для замкнутой системы членов, а как гарантированные законом возможности каждого человека, воспользоваться которыми могут люди, испытавшие на себе неблагоприятное воздействие тех или иных социальных невзгод.
В условиях социального правового государства равноправие всех граждан может обеспечиваться посредством не столько ограничения прав одних категорий граждан, сколько путем наделения дополнительными правами иных категорий. Современное социальное государство можно считать особым историческим видом государства, в рамках которого достигается взаимо-
1
Права человека Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. МС Новгородцев П Кризис современного правосознания. МС. Правовое государство и гражданское общество действие и взаимопроникновение двух идей формального равенства как признака правового государства и фактического благополучия признак социального государства. Можно считать, что доктрина социального правового государства соединила в себе позитивные моменты и позитивного и правового государства, где забота о благе каждого не противоречит формальному равенству, асоциальная справедливость не ограничивает свободу
1
Цель социального правового государства состоит не в ущемлении правового (формального) равенства за счет стремления к обеспечению равенства фактического, деятельность такого государства направлена на выравнивание фактического положения отдельной личности до такого уровня, при котором правовое равенство перестает быть декларируемой ценностью и превращается в равенство реальных возможностей. Равные возможности для каждого члена общества становятся значимыми лишь в том случае, если государство сгладит тоне- равенство, которое не зависит отличной активности и складывается вследствие действия объективных факторов.
Вопросы:
1. Охарактеризуйте основные признаки гражданского общества и дайте определение понятия гражданское общество с учетом современных подходов. Перечислите признаки правового государства. Дайте определение правового государства. В чем состоят особенности реализации принципов равенства и справедливости в условиях социального правового государства?
Литература:
1. Богданова НА Общество как объект конституционно-правового регулирования Конституционные основы экономических и социальных отношений. Конституционная юстиция Мат-лы IV Всероссийской научной конференции по конституционному праву. 31 марта – 1 апреля 2006 г. СПб., 2006.
2. Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М, 1995.
3. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М, 1990.
4. Грудцына Л.Ю. Философско-правовая концепция гражданского общества как самоорганизующейся социальной системы от Гегеля до наших дней // Административное и муниципальное право. 2014. № 4.
5. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1995.
6. Маркс К, Энгельс Ф Соч. Т. 1.
1
Путило Н.В. Комментарий к ст. 7 Конституции Российской Федерации // Комментарий к Конституции Российской Федерации. МС Глава 4. Проблемы взаимодействия человека, права и государства Нерсесянц В.С.
Общая теория права и государства Учебник для юридических вузов и факультетов. М, 2000.
8. Новгородцев П. Кризис современного правосознания. М, 1909.
9. Общая теория права Учебник для юридических вузов / Под ред. АС. Пи- голкина. М, 1998.
10. Права человека Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М, 1999.
11. Путило Н.В. Комментарий к ст. 7 Конституции Российской Федерации Комментарий к Конституции Российской Федерации. М, 2002.
12. Рыбаков О.Ю. Стратегия правовой политики России // Юридическое образование и наука. 2015. № 1. С. 30–33.
13. Семенов Ю Общество теоретический анализ понятия (URL: http://
scepsis.net/library/id_65.html; дата обращения 12.12.2017).
14. Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М, 2001.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


написать администратору сайта