Учебное пособие ФИлософия права. Философия права
Скачать 2.28 Mb.
|
Вопросы: 1. Назовите разделы философии, с которыми философия права имеет наиболее тесную связь. Какими историческими причинами вызваны дифференциация единого философского знания, выделение философии права и теоретических наук оправе. С какими событиями в истории нашей страны связано утверждение теории государства и права в качестве базовой юридической дисциплины. С именами каких советских ученых-юристов связано появление идеи о том, что философия права может рассматриваться в качестве составной части общей теории права. Охарактеризуйте точку зрения, согласно которой философия права представляет собой самостоятельную науку. Назовите достоинства и недостатки такого подхода. Нуждается ли в современный период философия права в обогащении государственно-правовой проблематикой и доведении ее до уровня такой дисциплины, как философия государства и права Обоснуйте свою точку зрения. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы дальнейшего развития философии права Является она самостоятельной дисциплиной уже сейчас, сможет ли в будущем оттеснить на второй план теорию государства и права или окажется нежизнеспособной и вновь станет одним из ее компонентов? Литература: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия Учебнике изд, перераб. и доп. М, 2008. 2. Алексеев С.С. Философия права. М, 1999. 3. Алексеев С.С. Общая теория права Учебнике изд, перераб. и доп. М, 2008. (Глава 1: Общая теория права в системе правоведения Антонов МВ, Волкова СВ, Капустина МА Статья Обзор круглого стола Философия права в России история и современность, Москва, 2–3 октября 2008 г. // История государства и права. 2009. № 7. С. 3–8. 5. Бучило Н.Ф., Исаев И.А. История и философия науки Учеб. пособие. М, 2009. 6. Керимов ДА Методология права предмет, функции, проблемы философии права. е изд. М, 2008. 7. Коркунов НМ Лекции по общей теории права. е изд. / Предисл. д-ра юрид. наук, проф. И.Ю. Козлихина. СПб., 2004. (§ 3 Философия права Коркунов НМ История философии права. е изд, испр. М, 2011. Глава 1. Философия права предмет, методология Кузнецова ТА Концептуальный статус философии права // Юридическое образование и наука. 2006. № 2. С. 29–32. 10. Лихачев Г.Д. Концептуальная структура философии права // История государства и права. 2007. № 14. С. 4–5. 11. Лихачев Г.Д., Нургалеев Ш.Х. Философия права в системе юридических наук // Юридическое образование и наука. 2006. № 1. С. 27–28. 12. Мартышин О.В. Философия права Учебник для магистров. М, 2017. 13. Нерсесянц В.С. Философия права Учебнике изд, перераб. и доп. М, 2008. 14. Селиванов АИ Введение в российскую философию государства и права История государства и права. 2010. № 17. С. 8–15. 15. Социология права в 2 т. Т. 1 / Отв. ред. МН. Марченко. М, 2015 Лекция Социология права в системе общественных и юридических наук Спиркин А.Г. Философия Учебнике изд. М, 2009. 17. Философия. Часть первая История философии Учеб. пособие / Под ред. проф. В.И. Кириллова, проф. СИ. Попова, проф. АН. Чумакова. е изд, перераб. и доп. М, 2001. 18. Философия. Часть вторая Основные проблемы философии Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В.И. Кириллова. е изд, перераб. и доп. М, 2000. 19. Философия и право Монография / В.М. Артемов, М.Ш. Гунибский, Ч.Б. Далецкий и др. М, 2017. 20. Философия права Курс лекций Учебное пособие. Вт Отв. ред. МН. Марченко. М, 2011. Т. 1. 21. Философия права в России из опыта ХХ века Монография / Отв. ред. В.Г. Графский. М, 2016. 22. Философия права в России история и современность Мат-лы третьих философ.-правовых чтений памяти акад. В.С. Нерсесянца / Отв. ред. В.Г. Графский. М, 2009. 23. Фролова Е.А. Проблемы теории и философии права Монография. М, 2015. ГЛАВА ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ПРАВА ОБЗОР РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ В результате изучения главы студент должен знать основные философско-правовые учения прошлого, периодизацию развития философско-правовой мысли, наиболее выдающихся философов права и их работы – уметь дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли применительно к истории философии права, обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах по философии права владеть основными навыками философско-правового анализа научных юридических концепций, сравнительно-исторического сопоставления важнейших философско-правовых идеологем. § 1. Философско-правовые представления Античности и раннего Средневековья Принципиальное значение для истории философии права имеет ее разграничение с историей правовых и политических учений. Возникает соблазн отождествления содержания данных сфер научного знания, так как в обоих случаях здесь речь идет об одних и тех же именах и концепциях. Философия права, включая ее историю, – это концептуальный способ осмысления правовой реальности, а история правовых и политических учений предполагает постижение этой реальности преимущественно на эмпирическом уровне. Степень обобщения и будет являться основным критерием их разграничения. Развитие философии права в каждый конкретный исторический период определялось теми общефилософскими воззрениями на мир, которые доминировали на данном этапе Глава 2. История философии права Применительно к периоду Древнего мира, как и Средневековья, говорить о полноценной философии права преждевременно. Скорее речь идет о возникновении и развитии философских подходов к осмыслению таких вопросов, как сущность права, его назначение в обществе, соотношение права с моралью, значение справедливости для права и т.п. Период Античности может быть условно разделен на два подпе- риода: Древняя Греция и Древний Рим. В этих подпериодах прослеживается определенное сходство, в тоже время имелись и некоторые различия. Современные ученые, которые изучают историю древнегреческой философии права и политико-правовой мысли, выделяют в ее развитии несколько этапов – как правило, три. Единого устоявшегося подхода в этом вопросе нет, и мы, не останавливаясь на такой периодизации, рассмотрим главные особенности формирования античной философ- ско-правовой мысли. Для античного мира в целом было характерно целостное восприятие действительности (космизм). Такое восприятие было основано на тождестве законов природы и общества. Стремление к рациональности, характерное для Древней Греции, влияло на отношение к праву иго- сударству, на понимание их сущности. Фактически древнегреческий полис стал порождением такого отношения к миру и к жизни. Полис стал одновременно и причиной, и следствием такого рационального восприятия мира. Рассматривая государство и право, греки не отделяли их от проблем понимания общего мироустройства, искали и находили в них те же законы, что ив мироздании в целом. Главным в их мировоззрении стала убежденность в наличии в мире стройной системы неизменных законов, которые проникали везде, в том числе в явления общественной жизни. Действовавшие в государстве законы рассматривались как отражение законов космоса. Именно в этом современные ученые усматривают суть античного понимания естественного права, тождественного праву (закону) природы» 1 Для полиса как древнегреческой формы государственности были типичны такие черты, как равенство граждан, выборность и подчиненность должностных лиц, ущемление прав неграждан, обоснование рабства, публичность общественной жизни. Свобода в полисе рас Честнов ИЛ История политических правовых учений теоретико-методологичес- кое введение. СПб., 2009. С. 139. 77 § 1. Философско-правовые представления Античности сматривалась не как индивидуальная, а как коллективная категория свободен тот, кто является полноправным (свободным) гражданином полиса. Права человека как категория отсутствуют, их место занимает понятие права гражданина». Одним из тех, кто стоял у истоков древнегреческой философии права, был Сократ (470–399 гг. до н.э.). Он не оставил потомкам письменных произведений, и судить о его идеях можно по изложению их Платоном. Б.Н. Чичерин рассматривал Сократа как основателя нравственной философии. Сократ выступал как сторонник полисного равенства (равенства граждан он говорило полисной справедливости как господстве в государстве разумных (справедливых) законов. Платон вкладывает в уста Сократа слова о том, что нельзя хорошо управлять государством, не управляя рассудительно и справедливо. Государство, по Сократу, вообще немыслимо без законов, и даже если законы несправедливы, им следует подчиняться. Отношения личности и полиса строятся на договорных началах. Гражданин может уехать из полиса, но, оставшись в нем, он тем самым принимает на себя обязательство выполнять действующие законы 4 Крупнейшим философом Античности был Платон (427–347 гг. до н.э.). В основе идеалистического мировоззрения Платона лежало понятие «эйдос». В соответствии со взглядами мыслителя мир вещей представляет собой только бледное отражение более реального мира идей – эйдосов. Государство существует только потому, что в мире идей есть идея государства. Понятие такого идеального государства и стремился раскрыть Платон. В основе идеального государства лежит идея блага как наивысшая из идей. Само государство возникает для удовлетворения потребности людей. Структура идеального государства основана на сословности и иерархичности. Справедливое государственное устройство основано на принципе каждому – свое». Рассматривая любое изменение как ухудшение социального порядка, Платон видит задачу государства в том, чтобы задержать эти 1 Луковская Д.И. Становление политико-правовой мысли в Древней Греции // История государства и права. 2008. № 11. С. 26. 2 Чичерин Б.Н. История политических учений. Ч. I: Древность и Средние века. е изд. МС Платон. Менон // Собр. соч. в х т. Т. 1. МС Луковская Д.И. Политико-правовые учения эпохи античной классики (V–IV вв. до н.э.): Сократ // История государства и права. 2008. № 14. С. 32. Глава 2. История философии права изменения, те. фактически в консервации существующих порядков. Для достижения этой цели, по его мнению, целесообразно поставить у власти мудрейших людей – философов. Для этих людей не существует законов, они стоят над законом, проявляя свою мудрую волю без законодательных ограничений. Если же государством правят не мудрейшие, то власть их должна быть ограничена законами. В этом случае именно законам придается большое значение в вопросах сохранения и процветания общества и государства. Именно законы делают людей лучше. Бессилие законов ведет к гибели государства. Ученик Платона Аристотель, развивая учение об эйдосах, уже не противопоставляет мир вещей миру идейно, напротив, объединяет их, сливает в неразрывное единство. Родовые понятия, по его мнению, присущи многим вещами именно в них и только в них и проявляются. Изменения, в отличие от Платона, Аристотель (384–322 гг. до н.э.) не считал чем-то отрицательным. Его обоснование социального развития было телеологичным. В основе любого изменения Аристотель видел причинность, выделяя четыре вида причин. В качестве одной из четырех причин он рассматривал ту цель, к которой движется любое явление. Для государства целью является общее благо. Само государство Аристотель характеризует как общество политическое, которое стремится к высшему из всех благ 3 Если целью государства является общее благо, то развитие государства неразрывно связано с этикой и эстетикой. Именно поэтому этика лежит у Аристотеля в основе политики. Средством достижения общего блага Аристотель считает справедливость. Справедливость происходит из устройства космоса, а ее утверждение в полисе обеспечивается не мудростью правителей, а законами. Люди подвержены страстям, а закон есть бесстрастное выражение справедливости. Из этого вытекает отождествление справедливости и права, во многом типичное для последующей древнегреческой философии. Нарушающего закон Аристотель называет несправедливым. Справедливость трактуется Аристотелем как важнейшая добродетель, обладающий которой может приносить пользу не только себе, но и другим Платон Апология Сократа // Собр. соч. Вт. Т. 1. МС Аристотель Метафизика // Соч. Вт. Т. 1. МС Аристотель Политика // Соч. Вт. Т. 4. МС. Философско-правовые представления Античности Справедливость у Аристотеля делится на две основные формы распределяющая (каждому свое) и уравнивающая (каждому поровну. В наши дни на идее распределяющей справедливости основана концепция правового государства, а на идее уравнивающей справедливости концепция социального государства. Объединение двух форм справедливости в единое целое, по Аристотелю, и обеспечивает общее благо как конечную цель государства. В итоге справедливость, закон и государство сливаются у мыслителя в неразрывное единство. Добро и зло, справедливость и несправедливость в своей совокупности и создают семью и государство. Человек, живущий вне закона и права, – наихудший из всех, ибо он несправедлив. «Понятие справедливости, – писал Аристотель, – связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения» 1 Государство Аристотель рассматривает как продукт естественного возникновения. Он ставит государство выше семьи и каждого члена общества, так как часть всегда меньше, чем целое. К Аристотелю восходит и понятие естественного права. Мыслитель различал право естественное, существующее от природы, и право условное, созданное людьми. В идеальном государстве между ними нет различия, нов государстве, реально существующем, такое различие всегда присутствует. Большой вклад в развитие философско-правовых представлений и формирование основ европейского правопонимания внес Пифагор (VI–V вв. до н.э.). Сего именем современные ученые связывают переосмысление таких важных для философии права понятий, как право, справедливость, правосудие, судопроизводство. Именно пифагорейцы первыми подняли вопрос о том, что такое равенство, придав этому понятию юридическое значение 3 Своеобразием отличались философские взгляды софистов. Основатель этого направления Протагор (ок. 485 г. до н.э. – ок. 410 г. до н.э.) рассматривал человека как меру всех вещей, существующих и несуществующих. Отсюда следует акцент на субъективные факторы при анализе всех явлений социальной жизни. В связи с этим Протагора 1 Аристотель Политика. С. 380. 2 Там же. С. Львов А.В. Понятие “δίκη” в политико-правовом учении Пифагора и трудах Геси- ода // Российское государствоведение. 2016. № 3. С. 74. Глава 2. История философии права называют отцом релятивизма, так как он впервые поставил вопрос об условности и относительности человеческого знания 1 Софист Фрасимах (ок. 459 г. – 400 г. до н.э.) акцентировал внимание на том, что любая власть устанавливает выгодные для нее законы, а затем объявляет их справедливыми. В итоге справедливость – это только своего рода ширма, за которой скрываются интересы власти. В целом учение софистов не было однородным, они высказывали порой отличающиеся друг от друга воззрения. К их заслуге в развитии философско-правовой мысли можно отнести привнесение субъективного начала в понимание права и государства рассуждения о природе естественного права возникновение идеи о договорном происхождении государства и права. Давая общую оценку древнегреческой философско-правовой мысли, уместно привести слова академика В.С. Нерсесянца, который писал, что мыслители Древней Греции стоят у истоков возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права и политики» 2 Римляне в вопросах философского осмысления реальности и ее ключевых вопросов выступали последователями греков, так как вся римская интеллектуальная культура во многом стала производной от соответствующей культуры греческой. По мнению такого авторитетного ученого, как НМ. Коркунов, философские учения римлян не отличались самостоятельностью и оригинальностью. Римские мыслители не шли дальше усвоения выработанных греческими философами учений. В тоже время римляне пошли гораздо дальше в сфере правовой практики, создав уникальную и великую систему римского частного права. Эта система не могла бы возникнуть без философских оснований, которыми выступали творчески переосмысленные идеи греческих философов. И если познакомиться с высказываниями самых известных римских юристов, таких как Павел и Ульпиан, мы увидим, что они говорят о естественном праве и праве как справедливости, те. воспроизводят древнегреческие философские концепции. В тоже время, как отмечает НМ. Коркунов, римским юристам, попавшим под сильное влияние стоиков, не было необходимости создавать собственную философию права, так каких Луковская Д.И. Политико-правовые учения эпохи античной классики (V–IV вв. до н.э.): софисты // История государства и права. 2008. № 13. С. 37. 2 Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. МС Коркунов НМ История философии права. е изд, испр. МС. Философско-правовые представления Античности главное внимание было сосредоточено именно на положительном праве и его практическом применении 1 Крупнейшим мыслителем Древнего Рима, составившим собственную концепцию философского осмысления права и государства, был Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.). Его основные труды носят характерные названия О законах и О государстве. Идеи, высказанные Цицероном, во многом базируются научении Аристотеля и софистов, нов определенной мере развивают их. Цицерон писало естественном праве, которое устанавливается самой природой, отражая присущую природе справедливость. Государство в его понимании – это объединение людей, соединенных общими началами права и общей пользы. По мнению ИЛ. Честнова, наиболее важной идеей Цицерона, которая получила актуализацию только в Новое время, можно считать идею консенсуса по поводу государства и права консенсус в вопросах права выражается в согласованном правовом общении граждан государства, в общем правопорядке, основанном на божественном разуме» 2 В целом римляне не создали собственной философии права, но зато создали систему римского права, которая оказывала и продолжает оказывать сильное влияние на дальнейшее философское осмысление базовых правовых понятий, таких, например, как право собственности. Античная философия права, являясь частью целостного философского восприятия мира, создавалась целым рядом величайших мыслителей. В итоге впоследствии она оказала сильнейшее влияние на развитие как правовой системы, таки ее философских оснований в средневековой Европе. Но прежде чем перейти к средневековой философской мысли, для сравнения обратимся к идеями учениям Древнего Востока, которые существенно отличались от воззрений античных авторов. Особенности восточной философской мысли определялись целым рядом объективных и субъективных факторов, в том числе иными формами земельной собственности и как следствие иной моделью организации общественных отношений в сфере экономики. Помимо этого в течение длительного времени формировался специфический восточный менталитет, совершенно отличный по принципами стилю мышления от менталитета европейского. 1 См Коркунов НМ История философии права. е изд, испр. С. 63. 2 Честнов ИЛ Указ. соч. С. 142. Глава 2. История философии права Наиболее развитыми те идеи, которые можно отнести к философ- ско-правовой мысли, были в Древнем Китае. Здесь можно проследить борьбу нескольких основных философских направлений, наиболее известными влиятельным из которых оказалось учение Конфуция (ок. 551 г. – 479 г. до н.э.). Именно это учение отразило то специфическое отношение к праву, которое характерно для китайского общества ив наши дни. Для Конфуция в мире есть три главные вещи небо, земля и человек. Они должны существовать в гармонии. Но небо и земля подчиняются вечными неизменным законам, поэтому гармония мира зависит от поведения человека. Но это поведение должно регулироваться неправом, а в первую очередь моралью и ритуалами. Одну из важных философских проблем – соотношение морали и права Конфуций решал в пользу морали. Рассматривая право как механизм разрешения возникающих в обществе конфликтов, он полагал, что такие конфликты следует предотвращать. Жизнь каждого человека должна подчиняться строго и детально разработанным ритуалами моральным правилам. Содержание этих правили ритуалов зависело от таких характеристик лица, как возраст, пол, социальный и семейный статус. Данная система настолько подробно регулировала все действия, поступки и высказывания, что просто не оставляла места для возможных конфликтов. Право в такой ситуации становилось просто ненужным. Впрочем, Конфуций допускал использование права для двух категорий лиц для иностранцев и закоренелых преступников. Их с помощью норм права следовало безжалостно карать, чтобы восстановить гармонию в человеческих взаимоотношениях. Таким образом, Конфуций, не отрицая право, отводил ему второстепенную роль по сравнению с моралью и ритуалами. В книге «Луньюй» мыслитель пишет, что если править с помощью закона, то народ остережется, ноне будет знать стыда. Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность В последующие века китайские правители, опираясь научение Конфуция, культивировали у своих подданных негативное отношение к праву и его институтам, таким как суд. В итоге сложилось отношение к праву не как к инструменту стабильности и порядка, а, напротив, как к деструктивному явлению, порождающему конфликты. Использо- 1 Конфуций. Уроки мудрости. М Харьков, 1999. С. 20–21. 83 § 1. Философско-правовые представления Античности вать право с помощью обращения в суд стало считаться позорными такая ситуация частично сохраняется в Китае и Японии и сегодня. Стремящийся к гармонии человек должен использовать не нормы права, которые далеки от истинного понимания справедливости, а обращаться к посредничеству и находить компромиссы. Противоположным по духу направлением стал легизм, который господствовал в Китае в IV–III вв. до н.э. В отличие от Конфуция и его последователей легисты придавали праву преувеличенное значение, рассматривая его как важнейший и универсальный регулятор общественных отношений. Легисты говорили о необходимости вводить жесткие нормы, определяющие все сферы жизнедеятельности общества. Если для Конфуция главный социальный регулятор – это иерархичная система добровольно исполняемых правил поведения и ритуалов, то для легистов таким регулятором являлись нормы, исполнение которых обеспечивалось принудительной силой государства. В итоге принудительная сила государства получает различные значения – в первом случае она играет вспомогательную роль по отношению к иным, менее жестким механизмам, во втором случае роль принуждения на основе права – основная для поддержания порядка в обществе. Закон в понимании легистов должен быть таким жестоким, чтобы ни у кого не возникало мысли его нарушить. У Конфуция правила поведения в обществе иерархичны, определяются статусом лица, ау легистов они одинаковы для всех. У Конфуция власть основана на добродетели правителей, ау легистов – на строгом исполнении законов. Воззрения легистов были в чем-то близки европейскому пониманию права, нов Китае они не стали частью менталитета населения страны в отличие от идей конфуцианства. Конфуций видел силу государства в его единении с обществом, а легисты противопоставляли государство и общество, выстраивая фактически тоталитарную модель взаимоотношений между ними. В целом для восточной философии право – это всегда система определенных правил поведения людей в обществе. Эти правила поведения неразрывно связаны с моралью и имеют религиозное обоснование. Ярким примером являются древнеиндийские законы Ману, в которых порой вообще невозможно отделить моральные нормы от правовых норм. Переходя от Древнего мира к Средним векам, отметим, что раннее Средневековье во многом стало продолжением Античности. Идеи античной философии не умерли вместе с античной цивилизацией, Глава 2. История философии права а получили определенное продолжение и развитие, соединившись с христианскими философскими концепциями. Особенности развития средневековой философии права в Европе определялись следующими факторами. Во-первых, мироощущение средневекового человека было пронизано религиозными догматами и принципами, что накладывало отпечаток на восприятие социальной реальности. Средневековый человек жил в ожидании близкого конца света, и это неминуемо сказывалось на его философских воззрениях. Во-вторых, общественный строй средневековой Европы – это феодализм, который определял социальное неравенство и задавал четкую структуру общества. В-третьих, для Средневековья характерно длившееся противостояние между государством и церковью, фактически борьба за власть между ними. В-четвертых, для Средневековья типично отсутствие сомнения в существовании объективной истины, которая изложена в Священном Писании. Истина изложена в слове. Задача состоит в том, чтобы открыть эту истину, что можно сделать с помощью толкования и комментирования. Появляется схоластика как способ толкования и интерпретации текста, устранения неясностей и противоречий без попыток применить полученные знания на практике» 1 Философско-правовые идеи, которые возникают в средневековой Европе, с одной стороны, имеют своим корнем христианство, его этику и его представления о справедливости и роли церкви в государстве и обществе с другой стороны, в какой-то мере закономерно опираются на достижения крупнейших древнегреческих философов. Оказало свое влияние и римское право как уникальная правовая система, которая изучалась глоссаторами и постглоссаторами, а позднее и студентами университетов. Одной из значимых христианских средневековых доктрин, имеющих политико-правовое содержание, стала доктрина двух тел церкви, позднее трансформировавшаяся в доктрину двух тел короля. Для нее характерно диалектическое единство двух противоречивых сторон сущности монархической власти, послужившее обоснованием ее преемственности. Вторая значимая доктрина – это доктрина двух мечей. Бог дал церкви два меча, один из которых она передала государству. Госу- 1 Честнов ИЛ. Указ. соч. С. 148. 85 § 1. Философско-правовые представления Античности дарство решает вопросы земные, те, которые недостойны церкви, но при этом действует с помощью того меча, которое получено именно от церкви. Эта доктрина служила обоснованием верховенства Римского папы над светскими европейскими государями, она отразила борьбу за высшую власть между католической церковью и европейскими монархами. Одним из крупнейших христианских философов Средневековья был Аврелий Августин (354–403). В его главных работах Ограде Бо- жием» и Исповедь он противопоставляет град земной и град небесный как два рода человеческого общения, которые в настоящее время перемешаны, нов будущем разделятся. В основе философских построений Аврелия Августина лежит идея единства именно благодаря единству существуют все вещи и явления. Мироздание, как и сознание, – это прежде всего единство, которое выступает объективной формой всего сущего. Рассматривая идею естественного права, Аврелий Августин отождествлял это право с правом Божественным. Для него право – это не порождение естественного порядка вещей, а творение Бога, который с помощью права старался оградить человечество от дальнейших преступлений. Только град Божий обладает справедливостью, вне церкви справедливости нет. Отсюда делается вывод, что государство, удалившееся от церкви, чуждое ей, ничем не отличается от разбойничьей шайки» 1 Целостная философско-правовая теория, имеющая значение ив наши дни, была создана средневековым мыслителем Фомой Аквин- ским (1225 или 1226 – 1274) и изложена в его произведениях в первую очередь в Сумме теологии и Оправлении государей». Исходя из того, что первопричиной всех вещей является Бог, Фома Аквинский рассматривает государство как часть созданного Богом универсального порядка. Власть соответственно имеет Божественную природу. Божественную природу имеют в трактовке Фомы Аквинского и законы, которые мыслитель делит натри вида. В основе всего лежит Божественный закон, который вечен и отражает основы существующего мироустройства. Из него вытекает естественный закон, который направленна реализацию определенных Богом целей и проявляется в действиях человека опосредованно, преломляясь через его разум. 1 Коркунов НМ. История философии права. е изд. С. 72. Глава 2. История философии права Из неодинакового понимания людьми естественного закона вытекает необходимость законов человеческих, те. положительных. Человеческие законы в идеале должны отражать закон естественный, нов реальности между ними существует различие. Для его устранения необходимо обращаться к Священному Писанию, в котором отражен Божественный закон. Фома Аквинский выделял основные составляющие естественного права, которые касались непосредственно человека право на жизнь, свободу и счастье. Для того чтобы эти права реализовались, человек должен стремиться к общему благу, не причинять ущерб другим, воздавать каждому свое. Фактически в основе естественного права в данном случае мыслитель видел морально-этические императивы. Концепция Фомы Аквинского фактически представляет собой синтез идей и представлений Аристотеля с догматами христианства в его католическом варианте. Она до сих пор играет важную роль в системе установок Римской католической церкви. Рассматривая современное значение этой концепции, некоторые ученые полагают, что взгляды Фрмы Аквинского на Божественное наделение человека таким качеством, как достоинство, и постулирование им естественного права каждого человека на достоинство явились большим вкладом Фомы Аквинского ив целом христианского гуманизма в концепцию неотчуждаемых естественных прав человека» 1 В целом в период Античности ив раннем Средневековье были сформулированы концептуальные подходы к пониманию права, его сущности и назначения в обществе. Они получили свое дальнейшее развитие в последующие периоды, сформировав основу для появления полноценной философии права как научного знания. Вопросы: 1. Охарактеризуйте факторы, повлиявшие на особенности мировоззрения древних греков. 2. В чем особенности философских взглядов Платона применительно к праву и государству. Чем взгляды Аристотеля направо и государство отличались от взглядов Платона 4. В чем своеобразие философско-правовых взглядов софистов. Сопоставьте философско-правовые взгляды Конфуция и легистов. 6. Какие факторы повлияли на развитие средневековой европейской философии Права человека Учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. е изд. МС. Развитие западной философии права (XV–XX вв.) 7. На какие виды делил законы Фома Аквинский? 8. В чем смысл доктрины двух мечей? Литература: 1. Аристотель. Соч. Вт. Т. 1. М, 1975. 2. Коркунов НМ. История философии права. е изд. М, 2011. 3. Луковская Д.И. Становление политико-правовой мысли в Древней Греции История государства и права. 2008. № 11. 4. Луковская Д.И. Политико-правовые учения эпохи античной классики (V–IV вв. до н.э.): Сократ // История государства и права. 2008. № 14. 5. Луковская Д.И. Политико-правовые учения эпохи античной классики (V–IV вв. до н.э.): софисты // История государства и права. 2008. № 13. 6. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М, 1979. 7. Платон. Собр. соч. Вт. М, 1990. 8. Честнов ИЛ История политических правовых учений теоретико-ме- тодологическое введение. СПб., 2009. |