Главная страница

Худина А. с помарками. Формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка у старших подростков


Скачать 0.57 Mb.
НазваниеФормирование положительной мотивации к изучению иностранного языка у старших подростков
Дата02.02.2020
Размер0.57 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаХудина А. с помарками.docx
ТипДокументы
#106847
страница2 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Глава 1. Теоретические аспекты формирования мотивации к изучению иностранного языка у старших подростков посредством игровых технологий



В теоретической главе мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования мотивации к изучению иностранного языка у старших подростков, возрастные особенности мотивационной сферы старших подростков, понятие игровых технологий в психолого-педагогической литературе и возможности игровых технологий в формировании мотивации к изучению английского языка у старших подростков.

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования мотивации к изучению иностранного языка у старших подростков




Положительная мотивация - актуальная проблема, изучению которой посвящены многочисленные исследования зарубежных и отечественных психологов. Это вызвано необходимостью понять, объяснить и регулировать поведение человека в большинстве сфер его жизнедеятельности, найти скрытые связи мотивационных потребностей человека с его внешними действиями, предопределенные образованием, воспитанием и социальным стилем его жизни. И на сегодняшний день вопрос мотивации является одной из самых затрагиваемых тем в разных областях науки.

К. Левин, создавая «теорию поля», сформировал базу в психологии для будущих исследований поведенческих мотивов и анализа потребностей человека [18].

Американский психолог Д.Мак Келанд в своих работах сформулировал теорию потребностей человека и продемонстрировал различные методы и способы влияния на поведение человека в разных сферах жизни. В соответствии с данной теорией, у человека появляются определенные мотивы и потребности, обусловленные индивидуальным развитием, воспитанием и профессиональным становлением. Согласно мнению Д. Мак Келанда, мотив достижения успеха и последующее удовольствие от результата являются основным побудителем активности человека [19] .

Вербер Хеннинг считал, что мотивы - это «целенаправленные, ориентирующие в средствах побуждения к реализации ценностных притязаний». Под воздействием мотивов человек делает выбор средств и способов достижения целей и, впоследствии, осуществляет их. Также мотив важен на заключительном этапе: он оказывает влияние на суждение о результате деятельности, поэтому успешное завершение действия по достижению цели закрепляют мотивы и способствуют формировнию новых учебных установок.

В исследованиях Дж. Аткинсона показано, что содержание воображения человека определяются мотивационными состояниями. Согласно Г. Олпоту, одному из основателей гуманистической психологии, желание человека самореализоваться – это главный мотив личностного развития. А. Маслоу в своей теории мотивации называет основным мотивом, который стимулирует активную деятельность человека, его стремление к непрерывному саморазвитию [4].

А. Маслоу полагал, что все способности и потребности человека, определяющие его поведение в жизни, обуславливаются внутренними и внешними мотивами. Данные мотивы объединяются в неделимую систему и подразумевают несколько уровней: с физиологических и до духовных потребностей. Отечественные исследователи в сфере мотивационной психологии прилагают значительные усилия для изучения мотивов учебной деятельности. Так например Л. И. Божович посветила большую часть своих исследований изучению и анализу развития мотивов учебной деятельности школьников в течение всего обучения. В ходе исследований была составлена целая система мотивов, которые так или иначе вдохновляют подростков к активной учебной деятельности.

Также Л.И. Божович в своем исследовании установила, что в основе положительного отношения к учебе находится некая система мотивов, обуславливающая учебную активность школьников. Благополучное становление стабильной личности предопределяется появлением нравственных и социальных поведенческих мотивов. По мнению Л.И. Божович и её последователей, мотив – это внутренняя позиция человека. Однако только совокупность мотивов определяет отношение школьников к обучению, поскольку «под мотивами учения мы понимаем то, ради чего учится ребёнок, что побуждает его учиться» [7].

Работы Д. Эльконина и В. Давыдова занимают особое место в исследовании учебной мотивации. Данные исследования рассматривают проблему учебной деятельности младшего школьника. Ученые утверждают, что отношение к учебной деятельности в младшем школьном возрасте должно определяться путем роста интереса к итогам своей активности и увеличения познавательной самостоятельности. А. Маркова затрагивает проблему развития мотивации как «усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых, более зрелых, иногда противоречащих отношений между ними» [20].

Согласно исследованиям А.К. Марковой, мотив – внутренняя часть действий, поскольку мотив может меняться в течение деятельности. Таким образом, он уже может рассматриваться, как нечто новое, образованное деятельностью (также мотив существенно влияет на свойства индивидуального сознания, устанавливая отношение человека к окружающей действительности, к другому человеку и к самому себе) [20]

Проанализировав исследования отечественных и зарубежных психологов, мы выяснили, что есть много подходов к исследованию и пониманию мотивов. Многие исследователи уделяют огромное внимание мотивам учебной деятельности и определению их места в структуре личности ученика. Также можно сказать, что в современном мире пока нет целостного решения или единой точки зрения по вопросу, что такое мотивация в целом и мотивация учебной деятельности в частности [8].

Многие исследования определят виды мотивации, развивая которые можно добиться повышения эффективности в обучении иностранного языка:

1) целевая коммуникативная мотивация: общение со сверстниками и взрослыми – основная внутренняя установка ребёнка;

2) инвентаризационная мотивация: вытекает из осознания учеником достигнутого прогресса в изучении языка;

3) страноведческая мотивация: вытекает из удовлетворения специфического, эмоционально-личностного интереса ребёнка к стране изучаемого языка, ее культуре, народу;

4) лингво-познавательная мотивация: вытекает из интереса непременно к языковой форме (например, сбору идиоматических выражений, к этимологии, работе с контекстом, приращению лексического запаса и т.д.);

5) компенсаторная мотивация: стремление к системности, полноте, нефрагментарности приобретаемых знаний, умений, навыков;

6) инструментальная мотивация: развивается на основе чувства радости и удовлетворения от выполнения определенных видов работы (нахождение в ситуации успеха);

7) эстетическая мотивация: вытекает из эстетического удовольствия, наслаждения, получаемого от процесса познания иностранного языка.

1.2 Возрастные особенности мотивационной сферы старших подростков



Одной из приоритетных задач современного общества является поиск решения по оптимизации образовательного процесса при постоянном повышении его качества. Согласно выводам многих психологов и педагогов, существует прямая зависимость эффективности учебной деятельности и её результаты от мотивов человека (которые в свою очередь определяются его потребностями), потому что именно мотивация побуждает индивидуума к деятельности, направленной на получение желаемого результата и поиск действенных способов решения задач по достижению поставленных целей.

У обучающихся довольно часто возникают проблемы с поиском мотивации к изучению тех или иных предметов. Различные приемы по формированию и развитию мотивации к изучению определенных предметов можно найти в методической литературе и учебных пособиях. Однако способы и механизмы повышения мотивации изучения иностранных языков требуют дополнительного изучения, так как исследование проблемы мотивации говорит о понижении мотивации на старших этапах обучения [8].

В соответствии статистическим данным, высокая положительная мотивация к изучению иностранных языков выявляется до начала изучения языка и на начальном этапе обучения. Обучающиеся проявляют желание говорить на изучаемом языке с одноклассниками, им нравится петь песни на иностранном языке и рассказывать стихотворения, научиться самим читать про культуры и истории других стран – довольно привлекательная перспектива для младших школьников. Для многих школьников возможность изучения иностранного языка является неким «приключением», «путешествием в новый неизведанный мир». Приобретение нового опыта для многих является мечтой: «Я говорю на иностранном языке». Именно поэтому для множества школьников умение разговаривать со сверстниками – носителями иностранного языка, умение читать книги «в оригинале» - есть главная мотивация изучить и владеть иностранным языком. Однако с началом изучения иностранного языка у обучающихся в большинстве случаев меняется отношение к предмету, наступает момент разочарования. Это происходит, потому что в ходе учебного процесса ученик проходит через период накопления базового словарного запаса, овладение основными грамматическими конструкциями и т.п. Это предполагает преодоление различных препятствий, и, в свою очередь, это все отдаляет от успешного достижения результата. Следовательно, мотивации становится все меньше, былая активность пропадает, ученики не хотят прикладывать какое-либо упорство, направленное на изучение иностранных языков. По этим причинам уровень успеваемости понижается, что так же негативно действует на мотивацию. Во взрослой жизни, обучающиеся, чаще всего, жалеют об упущенной возможности изучать иностранный язык в школе, у них появляется чувство неудовлетворенности, следовательно, недовольства собой, которые они проецируют на систему обучения иностранным языкам, что является небезосновательным во многих случаях [10].

В данном случае, неоспоримой помощью в изучении проблемы мотивации представляются труды, затрагивающие психологические основы мотивации.

Как утверждают многие ученые, мотивация должна рассматриваться как одна из наиболее значимых деталей в процессе овладения иностранными языками, помогающая добиться успешных результатов. Однако необходимо иметь ввиду, что мотивация является системой провоцирующих импульсов, направляющих учебную деятельность учащихся. Задача учителя при этом лишь опосредовано влиять на мотивацию учащихся, создавая комфортные условия для формирования мотивов, которые способствуют появлению личного интереса у учащихся. Для решения данной задачи преподавателю необходимо встать на место ученика, попробовать понять, с какими проблемами и трудностями может столкнуться ученик. При успешном выполнении данных условий учитель сможет, как бы изнутри, побуждать, совершенствовать и исправлять мотивы обучающихся [11].

В многих работах по психологии встречается понятие «мотивационная сфера личности». Направленность личности связана с доминирующими потребностями и интересами, в то время как мотивационная сфера личности – это  все имеющиеся у человека мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели, аттитюды, поведенческие паттерны, интересы. Основными характеристиками мотивационной сферы, с точки зрения развитости, являются широта, гибкость и иерархизированность [26]

Широта мотивационной сферы – качественное разнообразие мотивационных факторов. Таким образом, развитой считается мотивационная сфера у человека, у которого больше разнообразных мотивов, потребностей, интересов и целей.

К такому пониманию широты мотивационной сферы необходимо сделать ряд уточнений. Сложно напрямую связать уровень развития мотивационной сферы человека и количество имеющихся у него разнообразных потребностей, склонностей, интересов. Одновременно плохо и ограниченность одним-двумя видами развлечений, аспектами профессиональной деятельности и т. п., и перегруженность сферы интересов, так как интерес проявляется весьма поверхностный.

Согласно В.И.Ковалеву, мотивационная сфера как подструктура личности состоит не только из актуальных потребностей и мотивов, но и из устойчивых латентных образований мотивации (направленность личности, интересы, мотивационные установки, желания), которые многие другие авторы называют потенциальными мотивами. Таким образом, мотивационная сфера личности сама по себе есть латентное образование, в котором конкретные мотивы как появляются лишь эпизодически, постоянно сменяя друг друга.

Охарактеризовать гибкость мотивационной сферы, по Р. С. Немову, можно разнообразием путей удовлетворения одной и той же потребности [29].

Под иерархизированностью мотивационной сферы понимается место в сознании человека, которая занимает та или иная потребность, мотивационная установка, то есть все потребности распределяются согласно иерархии, где одни имеют более высокое значение при формировании мотива, а другие находятся ниже, используются реже, так как являются второстепенными.

По существу, детерминированное развитие мотивационной сферы личности и есть формирование самой личности, то есть это и является педагогической задачей по развитию интересов, привычек, воспитанию нравственности.

Рассмотрев мотивационные образования, мы выяснили что одни из них отражают потребности человека (интересы как познавательная потребность, влечения, желания, привычки, собственно потребности), другие — намерения, т. е. мотивы, лишенные в данный момент побудительной энергии, «запала» (мотивационные установки, мечты, направленность личности). Однако стоит отметить, что наша точка зрения есть лишь попытка найти противоречия и выход из них, так как в понимании мотивационных образований много спроных вопросов и тем.

Но стоит заметить, что человек, в основном, руководствуется только двумя видами мотивов, которые связаны функционально с действиями, направленными на успешный результат – это мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Можно заметить по поведению человека, чем он руководствуется:

- Люди, у которых преобладает мотив достижения успеха, всегда ставят перед собой цель, которая является заведомо успешной. Такие люди обычно всегда ожидают успеха, если берутся за какое-либо дело. Они мобилизируют все свои ресурсы на достижение положительного результата и ждут одобрения, получая хорошие эмоции во время работы также. Такие люд обладают способностью объективно оценивать свои возможности, правильно реагировать на удачи и неудачи.

- Люди, мотивированные на избегание неудачи. Главной задачей таких людей является избегание неудач, но никак не достижение успеха. Такой человек изначально ожидает провал, таким образом, он всегда в себе не уверен и не верит в возможность положительного исхода деятельности. Такие люди отличаются неспособностью адекватно оценить свои возможности [24].

Цель, являющаяся важной и значимой, но отдаленной по времени, способна вдохновлять на деятельность человека с развитым мотивом достижения успеха, чем с выраженным мотивом избегания неудачи.

1.3 Понятие игровых технологий в психолого-педагогической литературе



Использование при проведении занятий игровой технологии, возможность изучения сложного для восприятия младшего школьника учебного материала через игру давно заинтересовало видных педагогов-дидактов. Эдуард Сеген (1812-1880), Декроли (1871-1932), Сорокина А.И. (1982) и многие другие широко использовали игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей, особенно таких, которые испытывают трудности в обучении. Игра для младшего школьника не просто развлечение или забава, а труд, требующий напряжённой работы. С помощью дидактической игры развивается внимание, наблюдательность, память, формируются учебные навыки [30].

Вопросами теории и методики проведения дидактических игр занимались многие видные педагоги-теоретики. К.Д. Ушинский видел в игре проявление свободы для развития мышления, считал, что игра даёт ребёнку столько для развития его интеллекта, как никакая другая деятельность. Он утверждал, что дидактическая игра должна служить на уроке не развлекающим моментом, а должна быть нацелена на поддержание внимания, развития интереса [23].

Дидактическая игра как форма организации обучения, её взаимосвязь с обучением, структура, форма организации и руководства и многие другие аспекты разрабатывались многими современными исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Родиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачяпуридзе, З.М. Богуславский, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.И. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, Элькониным Д.Б.и многими другими. Накопленные ими факты используются передовыми учителями в своей работе.

Игровые приемы и способы, выступающие средством побуждения обучающихся к умственной деятельности, помогают установить игровую форму занятий. Игровые технологии можно применять во время проведения любого урока, на любом этапе, можно игровой ситуации подчинить весь урок. Чаще всего игровую технологию применяют на отдельных этапах [21].

Задачами дидактических игр являются:

1) способствовать освоению учебной деятельности, включение в нее детей;

2) развитие у детей психических процессов таких, как устойчивость, наглядно-образное мышление, внимание и память;

3) формирование познавательной мотивации.

На уроках чаще всего используются следующие игровые технологии:

Игры-путешествия. Обычно организуется путешествие в сказку или в сказочную страну, где ребята спасают героев, помогают им, выполняя математические задания. Обычно это система заданий, после выполнения которых, мы «спасаем» кого-то из героев и наказываем злодея. Имеет большое не только развивающее значение, но и воспитательное.

Игры-поручения. По структуре проще, чем игры - путешествия, в их основе лежит не система заданий, а единичное поручение на каком-либо этапе урока.

Игры с дидактическими игрушками. Играя с предметами и игрушками дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, периметром, площадью и др. Используются в решении задач на сравнение, классификацию [22].

Настольно-печатные игры; Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение. Результативность игры обычно оценивается баллами, если соревнование между командами. Если работа была коллективной, то благодарностью от героя, жителей планеты и т.д.

Дидактические игры, моделирующие реальные ситуации, способствуют интеграции знаний из различных предметных областей, переносу их в новые ситуации, развивают творческое мышление.

Игры, включающие ролевую деятельность, формируют коммуникативные навыки, социальные ориентации и нормы поведения. Кроме того знакомят ребят с некоторыми профессиями, показывают значение грамотной речи в повседневной жизни [27].

Кроме того использование игр способствует формированию межличностных отношений, взаимовыручки, чувства товарищества. Как отмечалось выше, использование дидактических игр имеет большое значение и в нравственном воспитании младшего школьника.

На уроках игровые ситуации применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.

Дидактическая игра, её использование на уроке не должно быть самоцелью. Содержание игры должно быть тесно связано с учебным материалом, соответствовать целям, помогать в реализации задач урока, а не отвлекать [31].

В школе чаще всего игра используется на этапах повторения и закрепления знаний. Редко учителя применяют дидактические игры для получения новых знаний, лишь тогда, когда необходимо создать проблемную ситуацию. С введением ФГОС, проведением Комплексных контрольных работ, формированием умения работать с текстом, учителя охотнее стали применять дидактические игры и на уроках контроля знаний.

Механизмы, обуславливающие привлекательность игры. Игра привлекает ребёнка потому, что в игре он сам определяет цели и средства, сам определяет на каком этапе и в каком качестве принимать участие в игре. Неудача в игре не так неприятна ребёнка. Общий позитивный фон, созданной игрой нивелирует эти неудачи, даёт возможность быстрее реабилитироваться. Урок придерживается строгой структуры, необходимость внимательно слушать, выполнять задания на иностранном языке, утомляет школьника. Ему сложно 30-35 минут быть внимательным, не отвлекаться. Игра даёт возможность снять напряжение. При выполнении заданий, облечённых в игру, не требуется мотивировать ребёнка на его выполнение, он подключается сам, ему интересно. Интерес к игровой технологии, применяемой на уроке, возникает, если:

Ребёнок выбирает партнёров по игре себе сам (при парной и командной игре) удовольствие от контактов с партнерами по игре. При использовании драматизации, важное значение имеет роль, исполняемая учеником. Если ученик справляется с заданием, принося тем самым команде очки (в парной или командной игре), получая похвалу от учителя, то сюжет, введённый в урок, интересен ребёнку и поддерживает игровую ситуацию, предложенную учителем. В этом случае возникает азарт в игре, ребёнок не боится принимать решения, он быстро может пересмотреть и подобрать другой вариант решения проблемы. Результат выполнения задания может быть известен сразу, т.к. обычно игровая ситуация является этапной, поэтому нельзя переходить к следующему заданию, не выполнив предыдущее.

Школьник искренне радуется, если смог выполнить задание. Принимая участие в игре, выполняя игровые задания, у ребёнка растёт самооценка. Ситуация успеха, которая всегда присутствует на уроках с игровыми технологиями способствует росту у ребёнка уверенности в своих силах. Даже слабый ребёнок обязательно выполнит какое-либо задание, получит похвалу от учителя на глазах всех ребят. Это очень важно для старшего школьника - поверить в свои силы [25].

Использование игровых приёмов привлекательно и для учителей. Нужно понимать, что игра не является на уроке самоцелью, а лишь помогает формированию прочных знаний.

Для того, чтобы методически верно использовать игру необходимо соблюдать ряд условий: Создание игровой оболочки должно проходить на материале известном большинству детей, интересном школьнику. Принимать участие в работе должен каждый. Возможность получения положительного результата, возможность внести посильную лепту в результат команды (если это командные соревнования).

В процессе игры должна быть предоставлена возможность действия каждому ребёнку. Задания для проведения урока должны быть подобраны таким образом, чтобы каждый ребёнок, даже слабый смог найти посильное для себя задание. Учитель должен грамотно руководить игрой, так, чтобы у слабоуспевающего школьника была возможность почувствовать себя победителем. При отборе заданий для проведения такого урока надо опираться на принцип от лёгких к более сложным. Азарт, возникающий вначале урока-игры, помогает ребятам справиться с более сложными заданиями. Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.

Ограничения и недостатки использования игр в образовании. Провести урок с использованием игровых технологий без длительной подготовки невозможно. Подготовка к таким урокам требует больше времени, чем к обычным. Особенно сложно молодому учителю, слишком мало опыта. Есть вероятность ошибки, что ребята «заиграются», а грамматический материал урока пройдёт вскользь. Сложности могут возникнуть и с отбором материала. Данную проблему можно решить руководствуясь весьма размытыми критериями: увлечение самого педагога игровыми формами; запрет на «обязательность» внедрения игр; проработка требований к игре (наличия легенды, мотивов, структуры отношений и т.д.).

Нельзя недооценивать роль игры на уроках как эмоционального фактора. Игра имеет способность вызывать положительный интерес, что помогает рефлекторному запоминанию и синтетическому восприятию, преобладающему у школьников. Также игра способствует эффективному формированию коммуникативных навыков у подростков, так как во время игрового взаимодействия со сверстниками и с людьми других возрастов, они усваивают некие определенные правила и нормы, приобретают опыт, учатся объяснять и обосновывать свои действия. Все это очень полезно для будущей жизни ребенка.

Игра – это не только деятельность, которая приносит удовольствие ребенку, но и является одним из самых основных средств развития личности, и взрослым стоит это понимать. Игра для ребенка является способом познания реальности. Согласно исследованиям Н.В. Королевой [17], дети затевают игру при условии, что они знакомы не только с предметной областью человеческой деятельности, но и особенностями отношений с другими людьми в процессе данной деятельности. В «игре» согласно Л.С. Выготскому, социальные отношения между людьми воссоздаются вне условий непосредственной утилитарной деятельности» [3, с. 20].

Сюжетно - ролевая игра как ведущий вид деятельности появляется в период дошкольного детства и предопределяет формирование развитие всех аспектов психики ребенка [2]. Также в этом период взрослый выделяется как образец. К этому приводит выполнение каких-либо независимых действий ребенком, в которых он видит схожесть со взрослым. Именно здесь игра возникает как «воображаемая иллюзорная реализация невыполненных желаний». Тети младшего школьного возраста стемятся воспроизвести конкретные действия взрослых, в то время как старшие подростки сосредотачиваются на определенных профессиональных или социальных функциях взрослых. Это отражено в исследовании Л.С. Славиной [16]. В работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и других показывают, как в игре дети приобретают определенные знания и навыки в определенной степени, потому что в ней моделируются социальные ситуации и типичные отношения. Однако, по мнению этих авторов, наиболее важным является то, что сюжетно - ролевая игра дает эффект общего психического развития. Л.С. Выготский отметил, что особенностью детской игровой деятельности является способность «действовать в познаваемом, то есть в ментальной, а не видимой ситуации» [9]. «Ребенок действует на те вещи, которые отделены от вещей и действий, их значения, но они действуют неотделимо от любых реальных действий и некоторых других реальных вещей. Это и есть переходный характер игры, который делает ее промежуточным звеном между чисто ситуационной связанностью раннего возраста и мышлением, оторванным от реальной ситуации» [3, с.70-71]. В игре осуществляется постепенный переход действий в умственный план: у младших школьников игровые действия с опорой на предметы-заместители выполняются очень развернуто, у старших школьников они сокращены и обобщены, а игровой предмет заменяется словом [3, c.283-284].Генетически закрепленными функциями, силами и возможностями ребенок наделен от рождения, и они тесно связаны с игровой деятельностью. Внутренние силы, функции таят в себе импульсы к действию. Этот момент переживается ребёнком больше всего как потребность в игре. «Хочу играть!» в действительности означает, что функциональные силы направляют ребёнка к «свободной деятельности означает, что эта группа функций в данный момент исчерпала свою «энергию» и требует временного отдыха.

Чувство равенства, атмосфера энтузиазма и радости, чувство осуществимости задач - все это дает детям возможность преодолеть застенчивость, которая препятствует свободному использованию слов иностранного языка в речи и оказывает благотворное влияние на результаты обучения. Языковый материал усваивается незаметно, и с ним чувствуется удовлетворение - «оказывается, что я уже могу говорить наравне со всеми». Как эмоциональный фактор роль игры на уроках высока.

1.4 Возможности игровых технологий в формировании мотивации к изучению английского языка у старших подростков



Активность ученика на уроках английского языка – это одно из главных условий овладения предметом в школе. Мотивация обучающегося является важным фактором в системе обучения английскому языку. Мотивацию ученика к изучению иностранного языка в школе повышает:

  • Личный интерес обучающегося к процессу обучения

  • Положительные результаты

  • Новизна учебного материала

  • Интересные задания и упражнения

  • разнообразные приемы, используемые учителем на уроках

На уроках иностранного языка очень важно развитие памяти, зрительных и слуховых ассоциаций, связанных со страной изучаемого языка. Развитию эих качеств способсвует применение на уроках презентаций, раздаточного материала, просмотра видео, прослушивание аудио фрагментов, пение песен, разучевание стихов и использование различных видов уроков. На средней ступени обучения английскому языку важно грамотно подобрать разнообразные приемы, способствующее повышению мотивации обучающихся [12].

Нам бы хотелось обратиться к возможностям ролевых игр для повышения уровня активности во время учебы. О. А. Колесникова отмечает, что «ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения, поэтому эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету» [16]. Ролевая игра дает возможность учащимся проявить свои разговорные навыки. В игровой деятельности ученики учатся ставить цели, достигать их, у них есть возможность в игровой установке проявить свои навыки диалогической речи, также показать свои актерские способности, выразить чувства, поддержать собеседника. Важным качеством ролевой игры является овышение мотивации обучающихся [17].

Ролевая игра помогает учащимся глубже осознавать содержание беседы, раскрепощает в процессе общения, формирует коммуникативные возможности ребенка, что важно во время освоения неродного языка. «В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать её, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы» [16]. Кроме того, автор отмечает, что «игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создаёт условия равенства в речевом партнёрстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником; игра даёт возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить, тем самым преодолевать барьер неуверенности» [17], тем самым, внося определённый вклад в формирование учебного сотрудничества и партнёрства на уроке. 

В трудах Т.М. Михайленко отмечено, что ролевые игры имею впечатляющие обучающие возможности: «Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как она подражает действительности в самых существенных чертах и в ней, как и в жизни переплетается речевое и неречевое поведение партнёров» [28].

В исследованиях выделяются некоторые достоинства внедрения ролевых игр в учебный процесс:

1) увеличение базы ассоциаций при изучении нового языкового материала с помощью построения театральных пьес (описание обстановки, понимание характера лиц и отношений между ними)

2) увеличение мотивационно-стимулирующих возможностей

3) расширение психологических возможностей детей, понимание других людей

4) расширение личной вовлеченности детей [6]. 

Игры также имеют позитивное влияние на становление познавательных интересов и осознанную вовлеченность в изучение иностранного языка, как отмечает О. А. Колесникова: «Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником является часто не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее чётко распознать (интерпретировать) ситуацию, в которой находятся партнёры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта), и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения» [16]. Из выше сказанного мы сделали вывод, что на среднем этапе ролевую игру можно назвать прогрессивной и многообещающей формой обучения, которая создает дружественную атмосферу на уроке, что в свою очередь способствует усилению мотивации и активизации учащихся, имеющих в данном случае возможность показать свои знания и опыт, навыки общения. Однако ролевые игры можно использовать не только на среднем этапе, но и на старшей ступени обучения, так как это повышает уровень эффективности учебной деятельности.

Однако организация учебной деятельности школьников, направленной на развитие своих творческих способностей и умений требует большого профессионализма со стороны учителя:

- дидактических: расширение горизонта, познавательная деятельность, формирование определенных навыков и умений, развитие трудовых навыков.

- воспитывающих: воспитание самостоятельности, воли, морали, эстетических позиций, сотрудничества, коллективизма, коммуникабельности, общительности.

- развивающих: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, воображать, фантазировать, творчески сопереживать, развивать мотивацию к учебной деятельности,

- социализирующих: ознакомление с нормами и ценностями общества; адаптация к условиям окружающей среды; контроль стресса, саморегуляция; обучение коммуникации, психотерапия.

Из выше изученного материала мы составили следующие цели использования игры в учебном процессе:

- развитие коммуникативных качеств у детей в игре (актуальность которых не требует излишних рассуждений);

- как основа творческой деятельности, развитие воображения;

- развитие у детей образной памяти, внимания, речи;

- формирование нестандартного мышления в процессе игр;

- развитие координации и мелких моторных навыков;

- организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых задач.

П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым были сформулированы принципы внедрения ролевых игр на уроках иностранного языка, которые выражены в форме единых инструкций и правил [20]. Ученые составили довольно широкий список, однако мы остановимся на более значимых и важных:

- деятельность - основа принципа игровой деятельности, выражающая активное проявление физических, интеллектуальных сил, начиная с подготовки к игре, в процессе и во время обсуждения ее результатов;

- открытость и доступность игры означает бесплатное участие желающих, и любая игра должна быть простой и понятной;

- динамизм выражает важность и влияние фактора времени в игре. Продолжительность игры значительна для возраста детей и уровня их готовности;

- ясность игры означает, что все игровые действия должны открываться в реальных и ирреальных (кино, театрах, компьютерных играх) проявлениях конкретной реальности, что значительно повышает познавательный интерес;

- развлечение и эмоциональность игры отражают увлекательные, интересные проявления игровой активности, значительно увеличивают познавательный интерес;

- принцип индивидуальности отражает чисто личное отношение к игре, где развиваются личные качества, и есть возможность для самовыражения и самоутверждения игрока;

-коллективность также отражает совместный характер взаимосвязанных и взаимозависимых игр, способствует развитию товарищеских отношений, учит думать и действовать сообща;- целеустремленность игрока отражает единство цели для игрока и его оппонента; личные цели должны совпадать с общими целями команды;

- любительский и независимый игрок в игре - это один из основных принципов, имеет функцию управления, выраженную в соотношении между мерой независимости и мерилом независимости;

- конкурентоспособность и конкуренция в игре. Без конкуренции нет игры.

Многие исследователи называют игру сильным способом прогнозирования, так как в она позволяет повторить прошлое, придти к общим выводам и «раскрыть» некие перспективы в будущем. Проблемы в игру выражаются психологическими и логическими моделями поведения и мышления в интеллектуально – эмоциональной борьбе.

Игра – это идеальная площадка для поиска и решения каких-либо проблем, потому что умение увидеть проблему и быстро ее решить составляет базу для успеха не только в игре, но и в жизни [20]. Таким образом, оказывать обширное образовательное, развивающее и дидактическое влияние на обучающихся игра может только при целостном соблюдении принципов.

Из этого следует, что игры помогают решить такие задачи:

- создание психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечение естественной потребности в многократном повторении языкового материала ими;

- обучение школьников выбору правильного варианта речи.

Как известно, структура ролевых игр состоит из роли, ситуации и, собственно игры. Движущей силой речи в данных играх является мотив, создание которого является одной из самых трудных задач учителя, так как необходимо вдохновить обучающихся лично на участие в игре, сформулировав конкретные и правильные задачи. М. Ф. Стронин  в книге  «Обучающие игры на уроках английского языка», предлагает  следующие  категории  игр на уроках  английского  языка:

1. лексические  игры;

2. грамматические  игры;

3. фонетические  игры;

4. орфографические  игры;

5. творческие  игры;

Методическая типология игр разнообразна так же как и их предназначение. Языковые  игры помогают  сделать  процесс слов обучения  иностранному  языку  интересным  и творческим. Они дают возможность  создать  атмосферу увлечённости  и снимают одну усталость  у детей.

Фонетические роли игры.

Цели:

- тренировать язык учащихся  в произношении английских  звуков;

- научить  учащихся  громко  и отчётливо  читать звук;

- разучивать  стихотворения  с целью  их воспроизведения  по ролям.

Орфографические игры.

Цели:

-упражняться  в написании  английских слов.

Часть  игр рассчитана  на тренировку  памяти, другие  основаны  на некоторых  закономерностях  в правописании  английских  слов.

Лексические  игры.

Цели:

-тренировать  учащихся  в употреблении  лексики  в ситуациях, приближенных  к естественной  обстановке;

-активизировать речемыслительную  деятельность  учащихся;

-развивать  речевую  реакцию  учащихся;

-познакомить  учащихся  с сочетаемостью  слов.

Грамматические есть игры.

Цели:

-научить  учащихся язык употреблению  речевых  образцов, содержащих 

определённые грамматические  трудности;

-создать  естественную  ситуацию  для употребления  данного  речевого 

образца;

- развить  речевую  творческую  активность  учащихся.

Необходимо уточнить, что игра не может быть только лексической или только грамматической, это всегда совокупность типов игр, но игра – это всегда отражение восприятия окружающего мира ребенком: сказок, любви к природе, героя, квестам и т.д.

Также в обучении иностранному языку уделяется значительное внимание речевым играм. Такой вид игр - это возможность организации речевой практики на иностранном языке, так как позволяет отработать изученный материал в монологах и диалогах, других типах взаимодействия партнеров.

Цели:

-научить  учащихся  понимать  смысл  однократного  высказывания, выделять  главное  в потоке  информации;

-развивать  слуховую  реакцию, слуховую  память, речевую  реакцию  в процессе  коммуникации;

-научить  учащихся  умению  выражать  мысли  в их логической  последовательности [17].

Выводы по главе 1



Рассматривая возрастные особенности мотивационной сферы, мы выяснили, что с точки зрения Р. С. Немова, под мотивационной сферой личности понимается вся имеющаяся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов, поведенческих паттернов, интересов. С точки зрения развитости, ее характеризуют по широте, гибкости и иерархизированности. Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мы будем использовать понятие «мотивация» преимущественно в первом значении, хотя в некоторых случаях, когда это необходимо (и оговорено), будем обращаться и ко второму его значению. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Рассматривая возможности игровых технологий в формировании мотивации к изучению английского языка у старших школьников, мы выяснили, что игра является наиболее доступным способом знакомства ребёнка с окружающим миром. Именно игра преобразовывает трудное для восприятия ребёнка в доступные его пониманию понятия и факты. В игре дети отражают окружающий их мир, учатся анализировать, делать выводы. Умело используя возможности игровых технологий, связывая их с учебным материалом, педагог направляет внимание младших школьников на явления, которые имеют наибольшую ценность для расширения круга представлений. При переходе в школу, вместо игровой деятельности важной и основной становится учебная со своими строгими законами и требованиями.

Педагогическая наука ищет возможность и методы сделать этот переход комфортным для ребёнка. Для этой цели методистами предложена и разработана игровая технология. Игра на уроках выполняет множество задач. Она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, в то же время она пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Игровые технологии помогают при изучении грамматики, фонетики, лексики чужого языка.

Кроме того, выполняя задания, школьники учатся применять полученные теоретические знания на практике. Оправдано использование игровых технологий в классах, где отсутствует или на низком уровне выражена учебная мотивация, в классах с плохой успеваемостью по иностранному языку. При применении методик игровой технологии у школьников возникает стойкий интерес к предмету. Игра делает урок более динамичным, насыщенным, эмоционально положительным. Игра позволяет ребёнку чувствовать себя свободным, он не боится ошибиться, так как эта ошибка не влияет на отметку, есть возможность реабилитироваться. Ребёнок во время игры может экспериментировать, фантазировать, оставляя правильный вариант и отбрасывая ненужное. На уроках, проведённых в игровой форме, с применением игровых технологий, активизируется мыслительная деятельность. Конечно, каждый урок не может быть игрой, дети в школе не играют в школу, а учатся, в том числе и учатся учиться. Ребятам надо показать, те знания, умения, навыки, что получают на учебных занятиях, им пригодятся на практике.

Плодотворная почва для этого - познавательная деятельность, реализующаяся в играх, которые полностью отвечают возрастным характеристикам детей старшего школьного возраста.

Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально овладевает всей системой человеческих отношений. Они комплексно влияют на интеллектуальные, эмоциональные, волевые, коммуникативные и другие аспекты растущей личности. Огромно разнообразие игр, которые можно использовать на уроках английского языка в средней школе. Ценность игры как образовательного инструмента заключается в том, что, воздействуя на коллектив детей, учитель через коллектив оказывает влияние на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, педагог формирует не только игровые отношения, но и настоящие, фиксируя полезные привычки в нормах поведения детей в разных условиях и вне игры - таким образом, при правильном руководстве детьми, игра становится школой воспитания.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта